Молитвы старообрядцев поморского согласия

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитвы старообрядцев поморского согласия - в подробном и точном описании.

ПОМО́РСКОЕ СОГЛА́СИЕ

  • В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 107-108

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПОМО́РСКОЕ СОГЛА́СИЕ, в ста­ро­об­ряд­че­ст­ве од­но из круп­ней­ших на­прав­ле­ний внут­ри те­че­ния бес­по­пов­цев с кон. 17 в. Назв. по­лу­чи­ло по сво­ему ме­сто­по­ло­же­нию в По­мо­рье, где на­хо­дил­ся пер­вый и глав­ный (вплоть до сер. 19 в.) центр со­гла­сия – Вы­гов­ская пус­тынь ( Вы­го-Лек­син­ское об­ще­жи­тель­ст­во ).

    Молитвы старообрядцев поморского согласия

    Сегодня в гостях у нашей рубрики о себе рассказы­ вает Никола Логинович Ва­ сильев. Никола Логинович родился в Риге и с детских лет стал не только прихожа­ нином, но и причетником Гребенщиковского храма. На клирос его привел отец, Логин Петрович, долголет­ ний, авторитетный певчий Рижской обители. Освоив богослужебное пение и чте­ ние Никола Логинович прошел все ступени церков­ ного причта, служил голов­щиком в Рижских Гребен- щиковской и Богоявленских общинах, а сейчас служит наставником Сувалкской старообрядческой общины в Польше.

    Детские и школьные годы

    День, как и полагается у христиан, начинался и закан­чивался в нашей семье с мо­ литвы. Поэтому начал и еже­ дневные молитвы уже с малых лет отлично знал на память. А еще 2—3 раза в год дома ус­траивались молебны в честь семейных праздников и од­ нажды, когда я только начал ходить в школу, мне поручили подготовиться прочитать ка­ нон святителю Николе (весен­нему). Так я, преисполненный детским чувством ответствен­ ности, выучил его наизусть.

    В Гребенщиковский храм мать меня приводила еще совсем маленького на празд­ники, и мы стояли на «хорах», а позже я уже молился с отцом соборные службы на правом клиросе. Пение запоминал, т.к. и книги открывали доволь но редко — берегли, а когда пели по книгам, то было не до­ тянуться до высокого аналоя.

    Достигнув школьного воз враста помню, что очень пере живал из-за того, что не успеваю по субботам придти в храм на вечернюю службу, ибо младшие классы в моей школе занимались во вторую смену с двух часов дня шесть дней в неделю.

    Осваивать церковное чте­ ние, погласицы помогал отец, Логин Петрович, долголетний певчий Гребенщиковского хра­ ма, но не последнюю роль иг­рала и дисциплина на клиросе, ибо прочитав неправильно слово или поставив неверно ударение, можно было «зара­ботать» и лестовкой от устав­ щика. Позже солевое пение пришлось осваивать самостоя­ тельно, на пару с певчим Вни- фатием Буровым.

    В те времена, главным об­ разом, благодаря «уверенной по­ ступи страны к коммунизму» у староверов отсутствовали вос­ кресные школы и молодежь на клиросе. В 60-70-е годы прош­ лого века клироса крупнейшей в мире Гребенщиковской Помор­ ской старообрядческой общины были практически без молодежи, кроме меня на клиросе пели еще Увеналий Селушинский и Алек­ сей Жилко. «порядком» в храме на большие праздники зорко следил уполномо­ ченный по делам ре­ лигий, поэтому в эти дни мне нельзя было выходить с хором петь на середину, поправлять свещи, идти с крестным хо дом за иконой, в об­ щем, приходилось прятаться и неудиви­ тельно, что к 1980-у году, когда много ста­ рых певчих покинуло этот мир, на кли­ росах возникла ост­ рая нехватка приче­ тников, которая при­ вела к нарушению вековой традиции мужского хора, су­ ществовавшей в Гре бенщиковском храме и на левый клирос были допущены женщины.

    Закончив среднюю школу поступил в Рижский Красно­ знаменный институт инжине ров гражданской авиации (в Советском Союзе было всего три таких института — прим. ред.газеты «Меч духовный») на экономический факультет. В свободное от учебы время всегда старался придти на службу, на клирос.

    По окончании института, в соответствии с принятой в го­ сударстве в те годы практикой, я получил распределение на ра­ боту на Крайний Север стра­ ны, в г.Воркуту и прожил там там более 10 лет. Все эти годы душа звала в родные места и практически каждый год на Пасху, Господь мне помогал преодолевать немалое расстоя­ние чуть ли не в три тысячи ки­лометров и петь в родном хра­ ме. По возможности старался приехать и на Рождество Христово, и на Троицу, и на Успение Богородицы.

    Когда меня направили из Воркуты на учебу в академию гражданской авиации, нахо­ дящуюся в Ленинграде, то це­ лый год, почти на все выходные приезжал в Ригу.

    Возвращение в Ригу

    В начале 90-х годов по просьбе руководства Гребен­ щиковской общины возвра щаюсь на постоянное место жительства в Ригу.

    Очередное, общее собрание общины из­ бирает меня в ревизионную комиссию, а за­ тем становлюсь и ее председа­ телем. В 1994 году Совет об­ щины назначает меня головщи­ ком правого кл­ ироса. Но уже через год в щине происходит раскол, и при поддержке прихожан, вместе с подавляющим большинством причетников, служивших в то время в храме я покидаю оби­ тель.

    В последующем, с Божией помощью был создан молит­ венный приход на ул.Маскавас 120, а затем на его основе и Рижская Богоявленская по­ морская община. Во всех этих делах я помогал всем чем мог. В эти же годы, помимо слу жения в причте пришлось устроиться и на гражданскую работу, на которой работаю по настоящее время.

    Читайте так же:  Молитва к иконе Ксении Петербургской

    В 2004 году по просьбе зна­ комой прихожанки из польского города Сувалки приехал в местную общину помочь про­вести службы Вознесению Гос­подню и храмовому празднику святителя Николы Чудотворца. В Сувалкском храме в то время отсутствовал наставник, и мо­ленная почти все время была закрыта. Собрание прихожан просило меня оказать помощь в проведении служб и треб, и я со­ гласился на несколько месяцев поддержать приход. Получив благословление от о.Феодора Бехчанова, бывшего тогда пред­ седателем Духовной комиссии Древлеправославной Помор­ ской церкви Латвии, и своего духовного отца о.Тихона Оси пова, я стал исполнять обязан ности наставника в этой общине.

    Основная трудность состоит в том, что из Риги в Сувалки невоз­ можно добраться об­ щественным транспор­ том и поэтому каждый раз приходится преодо­ левать на автомобиле расстояние в почти 400 километров в одну сто­ рону. Но желание ста­ роверов из Польши мо­ литься, их гостеприим­ ство, добродушие и стремление во что бы то ни стало сохранить на­ шу Старую Веру прев­ ратили эти несколько моих месяцев уже в несколько лет.

    На северо-востоке Польши, где находится и город Сувалки, за­ канчиваются старовер­ ские поморские храмы, западнее, в Европе, их уже нет, а староверы в настоящее время разбросаны по всему миру

    Одни поморцы, в том числе и из Сувалкских краев, уехали на запад Польши за сотни километров, другие отправи­лись за рубеж в поисках рабо­ ты или по иным причинам. Но где бы сегодня они ни жили, староверы вновь и вновь при­ езжают сюда из других поль­ ских регионов, а также из Гер­ мании, Италии, Англии, про­чих стран, чтобы покрестить своих детей, сходить на ис­ поведь, а некоторые привозят и прах своих родителей, чтобы похоронить их в родной земле.

    Одной из серьезных про­ блем, с которой сталкиваются староверы Польши, особенно молодое поколение, на мой взгляд, является недостаточ­ ное знание русского языка, что приводит к ограниченнос­ти в понимании и осмыслении молитв, чтения и пения на цер ковно-славянском языке.

    На занятия по религиозно­ му обучению школьников, ко­ торые я провожу по субботам перед вечерней службой при­ ходит около 20 учеников и на них приходится много внима­ния уделять чтению текстов не только на церковно-славян- ском, но и на русском языке, а также переводу и осмыслению слов, фраз и выражений, кото­ рые, например, для русских в Латвии являются не просто понятными, но и частью оби­ ходной речи. Прохладные отношения с СССР, затем и с Россией в 1980-90-е годы привели к началу запретов на русскую пе­ чать, телевиде­ ние, в школах перестали обу­ чать русскому русскую речь, людей обзывали «кацапами». В результате, даже в некоторых русских семьях в домашнем общении переходили на польский язык, а русский язык у детей становился иностранным. Сегодня уже часть школ верну­ лась к изучению русского языка, однако периодической печати на русском языке практически нет, как нет телевидения, кроме од­ ного коммерческого российского канала, и радио.

    По моим записям за годы служения в Сувалкском храме, я покрестил в Старую Веру примерно столько же людей, сколько пришлось и похоро­ нить, значит, количество ста­ роверов теоретически не уменьшается. Но на практике все значительно сложнее.

    Район проживания старове­ ров Польши — окраина до­ вольно бедной страны Евро­ союза, где почти нет высших учебных заведений, трудно найти работу, как и в Латвии закрыто много промышленных предприятий. Молодежь уез­ жающая продолжить образо­ вание за сотни километров, не­редко остается там работать и жить. Взрослые тоже покидают родные места, уезжая на зара­ ботки в богатые страны Евро­ пы, США, Канаду и к сожале­ нию, не все по истечении време­ ни возвращаются на Родину.

    Передавая свои опыт и силы подрастающему поколению жи­ ву надеждой на то, что знания, полученные молодежью как на занятиях так и на службах в бу дущем им пригодятся, и Суваль-ский храм еще многие и многие годы будет открыт для молитвы. Ведь тянет же сила, известная только Господу Богу, людей в родные края, родные храмы, как и меня не покидает желание вернуться в Гребенщиковский храм на молитву и служение. Верю, что в нем снова засияют былое великолепие и слава.

    Не секрет, что все нестрое­ ния, которыми одержимы по­следние годы некоторые старо­ верческие храмы в т.ч. и круп­ нейшая община Латвии, проис­ ходят из-за прихода к руковод­ ству и власти в этих обителях случайных людей, далеких от веры и молитвы, руководствую­ щихся личными корыстными интересами и одержимых всяки­ ми греховными пороками, та­кими как зависть, лицемерие, ненависть друг к другу, пьян­ ство, злопомнение, гордость, сребролюбие. Все наши неуря­ дицы могут уйти и прекра­ титься, только в том случае, ког­ да основой во всех церковных делах станут вера и молитва.

    Читайте так же:  Молитвы пророка ильи

    Читателям газеты желаю терпения и выдержки в это нелегкое время. Не забывать про свои корни, молитвой и добрыми делами поддержи­ вайте храмы и общины. Вы­ пуск же старообрядческой га­зеты, считаю делом благим и Богоугодным.

    Молитвы старообрядцев поморского согласия

    Неофициальные названия: поморцы, брачные поморцы, брачные беспоповцы, поморцы законно-брачного согласия, даниловцы

    Российский совет ДПЦ (РС ДПЦ) — 107061, г. Москва, Преоб­раженский вал. 25

    Заместители председателя РС ДПЦ — д.н. В.В.Шамарин (Санкт-Петербург) и И.В.Сокерин (Сыктывкар)

    Согласно решению Собора ДПЦ 2006 г. , РС ДПЦ состоит из совета старейшин (не менее 9 членов), духовно-канонического, учебно-издательского, хозяйственно-экономического и историко-архивного отделов, а также канцелярии. Решение духовно-канонических вопросов осуществляется одно­именным отделом, состоящим исключительно из наставников. Вы­борную должность председателя отдела осуществляет наставник Невской Поморской общины Владимир Викторович Шамарин.

    4 мая 2006 г. Санкт-Петербург. Делегаты Собора Древлеправославной Поморской Церкви у храма Знамения Пресвятой Богородицы Невской поморской общины в Рыбацком

    Особую притягательность имел древний центр духовности — Русский Север. Большой вклад в сохранение Старой Веры внесли такие северные монастыри как Сунарецкий скит, Куржецкая обитель, Саразерский скит, Палеостровский мон. и др. Самым авторитетным являлся Соловецкий мона­стырь, который категорически не принимал новых реформ. Мона­стырь неоднократно разорялся, монахи подвергались казням, но со­противление продолжалось вплоть до взятия монастыря царскими вой­сками в 1676 г. Однако те, кто сумели бежать от преследований, в Прионежье, на реке Выг основали новые скиты, на месте которых в 1694 г. братья Андрей и Симеон Мышецкие организовали обитель.

    Выговская киновия стала центром древлеправославия. Именно там утверждается право мирян проводить крещение и исповедь. По преданию, именно здесь были написаны «Дьяконовы отве­ты», по просьбе керженских старообрядцев-поповцев. Здесь же Андрей Дионисиевич в 1722 г. участвовал в создании «Поморских ответов» — первого ясного изложения взглядов ста­рообрядчества.

    Пасхальная служба в поморском храме (Самара)

    В октябре 1909 г., в 1910 и 1911 гг. проводились еще и всерос­сийские съезды (последний из них специально по проблемам народ­ного образования среди староверов-поморцев). Съезд христиан-поморцев в 1923 г. разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Ду­ховного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов.

    В XX веке в поморское брачное со­гласие перешел ряд мощных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья Таким образом, уже в советское время поморцы стали самым многочисленным беспоповским согласием.

    Поместные духовные советы фактически действовали в регио­нальном масштабе с 1923 по 1930 г., пока не были распущены вла­стями. В 1920-х годах в Саратове четырежды созывались нижне­волжские областные соборы христиан-поморцев, приемлющих брак. Общецерковные вопросы рассматривались также на ряде местных соборов — Курганском (1923), Нижегородском (1924), Северо-Кавказском (1926, станица Георгинская), Барнаульском (1926) и др.

    К концу 30-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ пре­кратилась: все наставники были либо расстреляны, либо находи­лись в заключении, либо на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — жен­щин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

    В России в настоящее время действует более 70 наставников, но сохраняется также и большое количество женщин, которые за неимением мужчин- наставников становятся старшими служительницами и по нужде благословляются на проведение служб, принятие исповеди (у женщин) и совершение крещения, ре­же — еще и на каждение кацеей.

    «Староверы в Рыбацком» — это сайт поморцев Санкт-Петербурга. Формально сайт является страничкой Невской Поморской общины, но фактически — это сайт Древлеправославной Поморской Церкви России. Информация, представленная на нем, рассказывает о событиях в Древлеправославной Поморской Церкви в целом, здесь же публикуются официальные материалы ДПЦ. Сайт регулярно обновляется и содержит интересные материалы о современной жизни ДПЦ.

    Сайт Русские староверы в Эстонии имеет замечательную фотогалерею, в которой представлены как старинные, так и современные фотографии, в том числе, снимки всех староверческих храмов Эстонии. Имеется библиотека, размещены материалы по истории Староверия в Эстонии, культурно-просветительской деятельности эстонских староверов.

    Домашняя страничка южнолатвийского культурно-просветительского фонда «Беловодье » только скромно называется страничкой, на самом деле, это полноценный сайт с обилием интересных материалов, прежде всего, о староверах Латвии. На сайте можно размещена Энциклопедия — это еще одна попытка составления словаря-справочника о староверии — в данном случае, поморском.

    Общины ДПЦ в Самарской области:

    443099, г. Самара, ул. Льва Толстого, 17, тел. (846) 333-36-52 (первая Самарская Поморская община), председатель Совета общины Павел Владимирович Половинкин, наставника нет

    г. Самара, ул.Борская, 115 (вторая Поморская община), наставника нет

    О поганой посуде и не только

    О поганой посуде и не только

    • Опубликовано 16.07.2017
    Видео (кликните для воспроизведения).

    «Возлюбленнии, многажды вам глаголах о безбожных еретицех и ныне молю, не совокупляйтесь с ними ни в ядении, ни в питии, ни в дружбе, ни в любви: творяи бо сия, чюжа себе творит Христовы Церкве»

    Иосиф Волоцкий. Слово 13

    Читайте так же:  Молитва в день покрова

    Преподобный Иосиф Волоцкий — ревностный поборник Православия и защитник Церкви в борьбе с ересями

    Старообрядцы всегда были осторожны в общении с иноверцами — не только с новообрядцами, но и со староверами других согласий, исходя из Святого Писания, канонических правил, Соборных уложений и преданий святых отец. Безпоповцы строго следовали учению о мирщении — осквернении через внешний мир. Верующий мог замирщиться не только через совместную молитву, но и через общую трапезу или простое общение с «еретиками». Поэтому безпоповцы не ели из одной посуды и не молились с «еретиками и неверными»; отмаливали «торжищно брашно» — продукты, купленные на рынке; не давали иноверцам опускать ведра в свои колодцы; не мылись с ними в бане; не участвовали в городских празднованиях и не ходили в кабаки и рестораны. Наибольшей строгостью в общении с миром отличались старообрядцы Федосеевского и Филипповского согласий.

    На Первом Поморском Соборе 1909 г. особенно строгие безпоповцы не хотели согласиться даже на погребение и поминовение тех своих собратьев, которые умерли в замирщении, не успев покаяться.

    Старообрядцы-сибиряки, прибывшие в Москву на I Всероссийский Собор поморцев в 1909 г.

    Однако, благодаря убеждениям председателя Собора и известного поморского начетчика Л. Ф. Пичугина, всё же остановились на резолюции, где было сказано, что нераскаянный грешник — это тот, кто, обмирщившись, не желал вернуться в лоно своей церкви и не сознавал греха в своем поведении, и он не подлежит ни погребению, ни поминовению.

    Л.Ф. Пичугин (1859-1912) — известный деятель старообрядцев поморского согласия, богослов-полемист

    А те, кто покаялись, получают возможность быть похороненными и записанными в поминовение. Слово «замирщение» принято как грех, а не как ересь, а если замирщение произошло в силу необходимости, то епитимья наставника избавляет от греха. Но принципиально поморский собор был против всякого замирщения.

    В обычае старообрядцев есть из своей посуды некоторые видят превозношение себя над другими. На самом деле обычай этот возник не безосновательно. Слово «поганый» сейчас носит ругательный характер, а на самом деле оно означает «языческий». Староверы ощущают иноверцев нечистыми, нечистота в этом случае является следствием ереси, «несвятости», удалённости от святыни.

    В дораскольных епитимийных номоканонах указывается, в каких случаях за осквернения налагались епитимии. В Большом Потребнике, например, существуют такие молитвы против скверны:

    • Чин на отверзение церкви, от еретик оскверншейся;
    • Молитва на отверзение церкви от язык оскверншейся;
    • Молитва во отверзение церкви в ней же случится некоему животну умрети;
    • Молитва о еже аще случится животному некоему родити в церкви;
    • Молитва во отверзение церкви, в нейже случится умрети человеку нужною смертию;
    • Чин на очищение церкви, егда пёс вскочит в церковь, или от неверных внидет кто, или от пияных проказ, или от младенца скверна;

    Правила также повелевают сохранять христианские сосуды (посуду) и пищу от прикосновения поганых и еретических рук.

    Матфей Иеросалимский в 50 правиле пишет:

    Если некто поганый осквернит рукой своей вино или масло, то это не достоит христианам вкушать.

    Преподобный Феодосий говорил князю Изяславу, что сосуду, оскверненному от еретических рук, необходимо дать молитву.

    Святой Кирилл Иеросалимский говорит:

    Если армянин и христианин будут вместе в пути, а чаша у них будет единая, то если прежде из нее испьет армянин, то христианину из нее не пить, а сосуду молитву не давать.

    Христианские святые утверждают нас не смешиваться с еретиками и язычниками, но разделять верных от неверных и в жизни, и в еде, и в питии. Святитель Иоанн Златоуст говорил:

    …Если кто с еретиками вместе ест, то он называется врагом Христовым. Питающийся вместе с еретиками в Церковь не допускается, и христиане отвращаются от нарушителя, как идолослужителя (книга Маргарит).

    Святые отцы учат под всяким видом, словом и мыслью удаляться от неверных и еретиков и не оправдывать такого человека словом или делом, потому что тогда оправдывается под видом добра зло. Святой Афанасий Александрийский говорит о недопустимости принимать в своих домах еретиков, чтобы верные не осквернялись от неверных.

    Читаем у святителя Иоанна Златоуста:

    Христианин, проживший жизнь как ангел, но общавшийся с еретиками в дружбе и любви, чужд будет Владыки Христа (книга Маргарит).

    Староверы-безпоповцы всегда хранили посуду от прикосновения иноверцев

    Если христианин видит ересь или грех, то не должен молчать, молчащий есть потаковщик ереси или греху. Всякий же христианин освящается исповеданием веры.

    Святые Иоанн, митрополит Никейский, Афанасий Александрийский и Досифей, ученик преподобного Зосимы, учат: «Еретиков в дом не пускать, чтобы верные не осквернялись от зловерных».

    Созданную от поганых рук пищу нельзя принимать просто так, ей необходимо дать молитву от Господа Бога и очистить ее от скверны. Освящаться молитвой пища должна по той причине, что еретики служат диаволу и противятся во всем Богу: «Если нет идола, но бесы все равно живут», «Как преподобные святые освящают, так еретики оскверняют».

    Фотий, митрополит Московский, писал в 1417 году о нечистой пище:

    … что от немецкой земли приходит: вино, хлеб или овощ. Дети мои, очистите прежде молитвой, а затем ешьте и пейте.

    Если что-то надо купить на торжище, то купленная пища ставится перед святым образом и за нее молятся 100 поклонов (одну лестовку).

    Читайте так же:  Молитвы на Крестовоздвижение

    За «торжищно брашно» полагается отмолиться 1 лестовку

    Вот еще пример из Великого Катехизиса:

    Если какая-либо душа примет от еретик крещение или покаяние, или молитвы, или что-либо другое духовное или телесную пищу… то таковых бесы считают за своих.

    Книга Малый Соборник учит:

    В еретиках живет лживый сатанинский дух и пребывают все злейшие нечистые духи… Все от еретиков развращенно и скверно.

    Книга Лимонарь в главе 78 указывает:

    Да не слушаем пения латинского, никонианского, армянского ни прочих других еретиков.

    В какой вере мы стоим, в такой Церкви да пребудем, иначе будем осуждены с нечестивыми еретиками. Номоканон указывает:

    Если кто пойдет на праздники варварские или еретические, и съест там что-либо за душу их, два лета отлучен от Церкви.

    Из всех святых Писаний ясно видим, что именоваться христианами мы можем только тогда, когда избегаем любого общения с нечестивыми.

    Святые отцы не только своими воспрещениями, но и соборными определениями запретили христианам всякое общение с еретиками. Так, Карфагенский собор, проходивший в пятом столетии, завещал удаляться от сообщения с неверными и отлученными.

    Матфей Правильник указывает нам коротко и строго:

    С еретики ядущаго и пиющаго анафема.

    Трапеза благочестивых и нечестивых. Русский рисованный лубок (середина XIX в.)

    То же читаем в Книге о Правой вере:

    О нынешних не благополучных временах, слезам достойных, яко христиане частое смешение с еретики и жиды имеют, ядят и пиют, в корчмы их ходят, а инии безумнии служат им, се же все (возбраняет) строгое запрещение святых отец, ясти, пити и молитися, или что от них принимати милостыню и общение имети.

    Сия же есть наигоршая беда, яко с ними смесихомся и приобщаемся делам их и нравам, ядим, пием, молимся и милостыню принимаем.

    Как видим, староверы своё тело и душу не воспринимают раздельно, изолированно, и если что-то из внешнего мира оскверняет душу, то одновременно это оскверняет и тело, и наоборот. Духовное осквернение переживается физиологически, а физиологическое — духовно. Каждый свой шаг человек переживает и осмысливает, руководствуясь этими ощущениями и критериями, и это отношение во многом и дало определение замирщению и скверне.

    Понятие скверны пересекается с понятием греха, но они имеют разное значение: скверна — это нечистота, которая вызывает духовно-физическое чувство брезгливости, это отторжение нечистоты душою, воспитанной на христианской нравственности, грех — это понятие догматическое. Физическая и духовная чистота воспринимаются неразрывно и нераздельно, потому что они взаимосвязаны и обуславливают одна другую.

    Нравственные обязанности христианина заключаются, главным образом, в его отношении к христианской святыне, которая против нечистоты в человеке и окружающем мире. Перед христианином всегда стояла задача сохранить от скверны святыню и тем самым избежать греха. Что бы человек ни делал в этом мире, всё оценивается нравственно, в соотношении «чистое-нечистое».

    Наверное, самый известный пример такого отношения — это баня. К бане на Руси всегда относились как к нечистому месту. То, что сейчас в городских квартирах имеются ванная и душ, прежние христиане восприняли бы как осквернение жилища. Многие не согласятся, но ведь в бане, наоборот, очищаются, причём здесь осквернение? Считается, что после очищения скверна остаётся в бане, и ни один из банных предметов не вносился в дом. Почему? Потому что баня воспринималась как место неприсутствия Божия, и после посещения бани принято читать молитву от скверны или молиться одну лестовку.

    Баня для староверов — место нечистое

    Таким образом, духовная скверна переживается физически и наоборот. У староверов всегда было особо благоговейное отношение к святыне, поэтому в бане мылись перед большими праздниками, а в праздничные и особо постные дни мыться запрещалось. Омовение считалось необходимым и после купания в реке или в море. По правилам святых отец, если кто захочет помыться в реке или в доме, то тем самым осязает и моет руками свое нагое тело и тайные его члены. Для очищения этого греха соборное постановление древних отцов устанавливает отмолиться одну лестовку (сто поклонов).

    Канонических правил, регулировавших вопрос чистоты и скверны, существует довольно много. Так, молитва и крестное знамение есть священнодействие, и к нему нельзя было приступать осквернённым, не омывшись, в нечистой одежде. Поэтому сейчас основное назначение подручника — не сквернить рук прикосновением к земле при земном поклоне. Во время богослужения старообрядцы держат руки скрещёнными на груди, потому что нечистым считается то, что расположено ниже пояса. У безпоповцев если на молитве кому случится прикоснуться к чему-либо ниже пояса, необходимо помыть с молитвой руки. Также руки омываются, если человек прикоснулся к деньгам. Поэтому в федосеевском храме в Москве сравнительно недавно можно было наблюдать, как сборщики пожертвований после сбора денег мыли руки. Купив свечу в лавке, члены общины несут её от лавки в церковь в бумажке, чтобы не прикасаться руками, державшими деньги. Кажется, мелочь, но в этом проявляется отношение к святыне.

    Читайте так же:  Молитва о крещении Господнем

    К сожалению, существует много правил, установлений, которые не отменены, но просто не соблюдаются. Сейчас существует иное понятие быта, отношение к замирщению, «чистому» и «поганому». Даже то малое, что сохранилось, постепенно выводится из жизненного обихода, а напоминание об этом часто встречает гнев, непонимание и протест. Необходимо понимать, что правила, выработанные Церковью в отношении скверны и чистого, предельно практичны, это многовековой результат духовной жизни. Они помогают хранить чувство священного в противовес ощущению нечистого, определяют способность человека к религиозной жизни, его чувства и, в конечном итоге, крепость веры. Древлее благочестие за прошедшие столетия сформировало культуру веры, путь ко Христу, и это прежде всего движение назад, к прежним образцам и идеалам. Необходимо сохранить наши знания, умения, традиции. Для нас в современном мире это очень актуально. Возрождение и приспособление к современности навыков и правил отторжения скверны, замирщения — это не дело Церкви, а дело внутреннего народного христианского самосознания.

    Автор: Нина ЛУКЬЯНОВА («Русская вера»)

    Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ)

    Группа старообрядцев-поморцев, г. Нижний Новгород

    Местные общины поморцев стали в начале XIX века важными экономическими центрами Севера России. В течение всего XVIII века среди староверов-поморцев велась полемика о бессвященнословном браке, то есть о возможности заключения брака в условиях отсутствия священства. В итоге брачный чин был утвержден в Выговском общежительстве на Соборе 1798 года. Несогласные с этим решением получили наименование старопоморцев и постепенно влились в состав идеологически близких филипповского и федосеевского согласий. Благодаря введению брачного чина поморцы узаконили супружеские отношения, что со временем было признано и государством. Это привело к возможности законной передачи имущества по наследству и как следствие стало привлекательным для состоятельных староверов-безпоповцев.

    Официальная церковная организация была образована после издания манифеста 17 апреля 1905 «О свободе вероисповедания». Первый Всероссийский собор поморцев прошел 1–10 мая 1909 года в Москве, Второй — в 1912 году. Церковное общество староверов-поморцев стало именоваться Старообрядческой Поморской Церковью. В XIX и XX веках в поморское согласие перешел ряд больших федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей, Поволжья, Прибалтики. Таким образом, в советское время поморцы стали самым многочисленным безпоповским согласием. Съезд христиан-поморцев в 1923 году разработал положение о церкви поморцев, предусматривавшее учреждение высшего Духовного совета и поместных (краевых, областных) духовных советов. К концу 1930-х годов легальная церковная жизнь ДПЦ прекратилась: многие наставники были репрессированы или находились на нелегальном положении. С тех пор «по нужде» стал широко распространен институт «наставниц» — женщин, руководящих общинами за отсутствием наставников-мужчин.

    После присоединения Прибалтики к СССР местный поморский христианский центр (Высший старообрядческий совет), созданный в Вильно еще в 1925 году, не стал закрываться, что послужило началом легализации безпоповского старообрядчества в СССР. В 1966 и 1974 годах в Вильнюсе (Вильно) состоялись Соборы ДПЦ, имевшие фактически всесоюзный характер и собравшие большое количество делегатов. Последний Собор, состоявшийся в советское время, прошел в Вильнюсе в 1988 году, после чего начался процесс формирования поместных объединений ДПЦ в различных республиках. Приходы ДПЦ имеются в России, государствах СНГ, Литве, Латвии, Эстонии, Румынии, Польше, Англии. Известно лишь, что в начале XX века поморцев было около 1,5 млн. чел. Несмотря на то, что с 1920-х по 1950-е гг. наблюдался стихийный процесс присоединения общин федосеевского согласия к ДПЦ.

    Свято-Никольский Поморский храм с. Корсаковка Саратовской области

    В мае 2006 впервые с 1912 года в Санкт-Петербурге (в Рыбацком) прошел III Всероссийский Собор Древлеправославной Поморской Церкви, а в мае 2012 года также в Санкт-Петербурге, в Знаменском Соборном храме на Тверской улице, состоялся IV Всероссийский Собор и Единый Собор ДПЦ, в работе которого приняли участие все поместные объединения ДПЦ.

    По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2012 года на территории России зарегистрировано 50 религиозных организаций ДПЦ. Кроме того, без регистрации действует еще более 200 общин и групп. За пределами России также имеется порядка 250 общин.

    В настоящее время существует семь поместных объединений ДПЦ. Координационный орган — Единый Совет ДПЦ, созданный в 2001 году в Санкт-Петербурге, объединяющий духовные центры и отдельные общины на территории различных государств. Председатель Единого Совета — Олег Иванович Розанов. Поместные центры — Российский Совет ДПЦ, Центральный Совет ДПЦ Латвии, Высший Совет ДПЦ Литвы, Центральный Совет ДПЦ в Республике Беларусь, Центральный Совет ДПЦ Украины, Союз старообрядческих общин Эстонии, Высший Совет ДПЦ Польши.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В Древлеправославной Поморской Церкви действует несколько общественных организаций, издается периодическая литература (газеты и журналы), проводятся молодежные и детские летние лагеря, действует два духовных училища (в Риге и Санкт-Петербурге), имеется две монастырские обители. Журнал-Календарь издается тиражом 10000 экз.

    Молитвы старообрядцев поморского согласия
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here