Джаназа молитва текст

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Джаназа молитва текст - в подробном и точном описании.

Не игнорируй коллектив, встань в ряд молящихся

Наверняка многие заметили, что перед пятничным намазом некоторые прихожане мечети не совершают джаназа-намаз (молитву за покойного) вместе со всеми.

У каждого возникает вопрос, почему они не встают на молитву и в чём причина?

Давайте для начала поясним, что погребальный намаз является общественной обязанностью (фарз аль-кифая). Это означает, что если хотя бы один человек совершит намаз за умершего, то грех отпадает от всех мусульман, хотя остальным желательно всё-таки его совершить.

Мусульмане практически ежедневно сталкиваются со смертью родных, близких, друзей и знакомых, и практикующий мусульманин немало наслышан о значимости и важности джаназа-намаза (заупокойной молитвы).

Заупокойная молитва – это своего рода свидетельство за умершего, Пророк ﷺ сказал: «Усопший, за которого три ряда мусульман совершили заупокойную молитву, заслуживает. » (Тирмизи). Абу Давуд прокомментировал этот хадис как «заслуживает Рая», а Байхаки – как «заслуживает прощения грехов».

В другом же хадисе передаётся: «По кому бы из покойных ни совершила заупокойную молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, их ходатайство непременно будет принято» (Муслим).

Как мы отметили выше, сегодня некоторые прихожане в мечетях не присоединяются к джаназа-намазу и остаются на своих местах, в то время как все остальные коллективно становятся в ряды за имамом.

Если допустить, что некоторые из наших братьев не знают, как совершается джаназа-намаз, то это можно исправить. За короткое время можно научиться этому у знающих людей.

Это только одна из причин, и чтобы сразу исключить её, мы вкратце приведём здесь порядок выполнения джаназа-намаза:

1. встаньте лицом к Каабе;

2. во время произнесения вступительного «Аллаху Акбар» сделайте намерение: «Я намереваюсь совершить обязательный джаназа-намаз (погребальный намаз) за этого умершего (имя) ради Аллаха». Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца.

Совершающему погребальный намаз за имамом достаточно сделать намерение так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. опустив руки и сложив их на нижней части груди, как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха». Затем произнесите «Аллаху Акбар», подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават»: «Аллахумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад». Однако будет лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибрахимийя».

А затем скажите «Аллаху Акбар», как и ранее, подняв руки.

5. опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа по умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллахумма-гфир ляху вархамху».

Затем в четвёртый раз скажите: «Аллаху Акбар»;

6. после этого рекомендуется сказать:

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллахумма ля тахримна аджраху ва ля тафтинна ба‘даху вагфир ляна ва ляху»;

7. скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллахи ва баракатух», повернув голову направо, а затем то же самое – налево.

Однако встречаются и те, кто прекрасно знает, как совершить этот намаз, но продолжают относиться к нему небрежно. При анализе ситуации выясняется, что есть ещё два аспекта, из-за которых люди игнорируют этот намаз.

Первые предполагают, что неизвестно, являются ли вообще мусульманами те умершие, за которых выполняется джаназа-намаз, следовательно, они проявляют пренебрежение с подобным убеждением.

Вторые же имеют мнение, что молитва по усопшим на расстоянии (то есть если тело умершего находится в другом городе или населённом пункте) не совершается.

Мы же, в свою очередь, попытаемся разобраться в этих двух аспектах: насколько это верно и как будет правильней поступить ради единения рядов мусульман, чтобы никто ни на кого косо не смотрел.

Разберём мнение первых

Джаназа-намаз запрещено совершать по немусульманам (кафирам). Всевышний Аллах в Коране сказал:

وَلَا تُصَلِّ عَلَى أَحَدٍ مِنْهُمْ مَاتَ أَبَدًا

«(О Мухаммад), не совершай погребальную молитву ни за одного из покинувших этот мир вечной смертью (то есть умерших кафиров и лицемеров)» (сура Ат-Тавба: 84).

«Нам однозначно запрещено совершать джаназа-намаз за неверующего. Также запрещено совершать джаназа-намаз за того, кто был в неверии и есть сомнения в том, что он принял Ислам, в отличии от того, кто считался мусульманином даже при свидетельстве одного свидетеля, хотя этим (одним свидетелем) не устанавливается принятие Ислама человеком. («Тухфат аль-мухтадж»).

Мы живём в демократической стране, и у каждого есть свобода выбора религии. Нет государственного или частного давления, чтобы кому-то вынужденно пришлось обезопасить себя, лицемерно приняв Ислам.

Читайте так же:  Молитва илие пророку

Разве список имён, за которых имам совершает джаназа-намаз – список имён немусульман?! Раз они носят имена мусульман, то они и являются мусульманами. Если бы они себя таковыми не считали, то хотя бы сменили имена.

Более того, покойные, согласно Исламу, оставляют завещание и направляют последние пожертвования в мечети, медресе, на дороги и прочее. Они ведь не оставляют завещание в пользу синагоги, церкви или идолов. Родственники умерших обращаются именно к имамам, а не к кому-то другому. Родственникам виднее, был умерший мусульманином или нет, и каковы были последние пожелания покойного и т.д.

Почему люди, не разобравшись, относят человека к немусульманам от того, что они не в курсе, как жил усопший, хотя в Дагестане 95% населения – мусульмане-сунниты. Разве это напутствие Пророка ﷺ , разве к такому разделению он призывал?

Давайте разберёмся в этом вопросе и с канонической точки зрения: например, если возникло сомнение насчёт умершего – мусульманин он или нет, то по этому поводу учёные шафиитского мазхаба пишут следующее:

«Если перемешались мёртвые мусульмане с немусульманами и невозможно их различить, то всем проводят ритуальное омовение, а затем по ним совершают погребальный намаз. В таком случае джаназа-намаз можно совершить двумя способами: первый – можно совершить джаназа-намаз за всех мёртвых, в этом случае намерение следует делать следующим образом: «О Аллах, прости мусульман, которые среди них»; согласно второму способу, джаназа-намаз совершается индивидуально за каждого покойного, и в этом случае полагается сказать: «О Аллах, прости его, если он был мусульманином». («Тухфат аль-мухтадж»).

Также приведём для полной ясности изречение авторитетов из так именуемых на сегодняшний день «салафитов»:

«Ибн Кайим передаёт от своего учителя Ибн Таймийи, что он видел во сне Пророка Мухаммада ﷺ . Ибн Таймия стал расспрашивать о некоторых сомнительных для него вопросах. Из этих вопросов следовало, что приносят труп человека для совершения погребального намаза, но имеются сомнения, был ли он мубтади (нововведенцем), над которым не совершают молитву, или же последователем сунны. На что Пророк ﷺ дал во сне ответ: «Тебе следует придерживаться шарта (условия), о Ахмад. Условие – это слова: «О Аллах, прости и смилуйся над ним, если он верующий по сунне«».

Приводя данные изречения, мы понимаем, что можно совершить эту молитву с определёнными словами, что и избавляет нас от недопонимания и лишних взглядов.

Ответ на мнение вторых

Напомним, что они утверждают, что джаназа-намаз на расстоянии (то есть если тело умершего находится в другом городе или населённом пункте) не совершается.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся: «Пророк ﷺ известил жителей Медины о кончине Ан-Наджаши (правителя Эфиопии) в день его смерти. Затем Посланник Аллаха ﷺ вышел с ними на место молитвы, построил ряды и совершил четыре такбира (то есть джаназа-намаза) (Бухари).

В другой версии хадиса сообщается, что Пророк ﷺ сказал: «Сегодня этот мир покинул праведный человек, встаньте и совершите намаз за вашего брата Асхамата (имя правителя Эфиопии») (Бухари).

Имам Ан-Навави, комментируя этот хадис в своей книге «Шарх ʻаля Муслим», пишет, что это является доводом для тех, кто утверждает об установлении шариатом джаназа-намаза за покойного, находящегося в другом населённом пункте.

Мнение шафиитов может разниться с другими мазхабами по данному вопросу.

Каждый умерший мусульманин нуждается в наших молитвах, так же и мы будем нуждаться в них после нашей смерти. Поэтому не будем из-за ничем не подкреплённых сомнений лишать умерших мусульман нашей молитвы.

Абдулла Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Погребальный намаз

Выполнение погребальной молитвы (намаз-джаназа) за упокой умершего мусульманина является коллективной обязанностью, то есть хотя бы один человек в данном населенном пункте обязательно должен выполнить ее. И в таком случае все остальные освобождаются от этой обязанности и никто не впадает в грех. Если никто из джамаата не совершил его, то весь джамаат этого населенного пункта впадает в грех. Чем больше людей будет участвовать в заупокойном намазе, тем лучше для умершего. Заупокойный намаз – это самое лучшее из того, что мы можем сделать для усопшего. Поэтому надо постараться созвать на него как можно больше людей.

Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Если за упокой умершего помолятся коллективно сто человек и попросят заступничества для него, то их молитва не останется не принятой». Он также говорил, что «…заступничество будет принято, если примут участие в заупокойном намазе сорок человек». «Если за упокой умершего помолятся три ряда мусульман, то ему уготован Рай».

Отсюда следует, что погребальный намаз является очень важным и безгранично полезным деянием. Некоторые люди обычно считают обязательным для себя пойти на соболезнование, посетить могилу и т.п., но не придают особого значения намазу за упокой умершего. Однако человек, который искренне скорбит и жалеет умершего, прежде всего должен участвовать в погребальном намазе.

Читайте так же:  Молитва Богу о любви парня

Поскольку погребальный намаз так высоко ценится Всевышним Аллахом, каждому человеку необходимо изучить правила его совершения.

Прежде чем совершить погребальный намаз за умершего, он предварительно должен быть омыт и желательно, чтобы был завернут в саван. Так же как и при обязательных намазах, молящиеся должны быть в состоянии омовения. Погребальный намаз можно совершить и в одиночку, и вместе с коллективом, но лучше совершить коллективно, ибо это является Сунной Пророка (мир ему и благословение).

Если умерший еще не погребен, то заупокойный намаз за него можно совершить только около его тела. Если до вашего прибытия умерший уже погребен, то за упокой можно молиться и стоя у могилы так, чтобы могила находилась перед молящимся, то есть в стороне Киблы. Однако во время намаза по умершему, не делается ни поясной поклон, ни земной поклон, его совершают стоя за телом умершего. Рекомендуется, чтобы умерший лежал перед имамом. Для совершения погребального намаза тело мужчины укладывается головой к востоку, а тело женщины – головой к западу. При совершении намаза по умершему мужчине имам становится у головы умершего, при намазе за упокой женщины – около ее бедра. Желательно, чтобы количество молящихся было не менее сорока человек, и им по возможности желательно стать в три ряда за имамом.

Порядок выполнения погребального намаза

1. Встаньте лицом к Каабе;

2. Во время произнесения вступительного «Аллаhу акбар» сделайте намерение: «Я намереваюсь совершить обязательный намаз-джаназа (погребальный намаз) за этого умершего мусульманина ради Аллаhа». Если знаете имя усопшего, то лучше в намерении отметить его имя и имя его отца. Совершая погребальный намаз за имамом можно сделать намерение и так: «…за того (за тех), за кого сделал намерение имам».

3. Опустив руки и сложив их на нижней части груди как в обычном намазе, прочтите суру «Аль-Фатиха». Затем произнесите «Аллаhу акбар» , подняв руки до уровня ушей так же, как в обычном намазе.

4. Опустив руки и сложив их на нижней части груди, как и ранее, прочтите «Салават»: «Аллаhумма салли ‘аля саййидина Мухаммад, ва ‘аля али саййидина Мухаммад».

Однако лучше, если вы прочитаете полностью «Ас-Салят аль-Ибраhимийя».

А затем скажите «Аллаhу акбар» , как и ранее подняв руки.

5. Опустив и сложив руки, как и в предыдущий раз, прочтите дуа умершему мусульманину:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ

«Аллаhумма-гфир ляhу вархамhу».

Так необходимо читать, если умерший является мужчиной.

Если умершей была женщина:

«Аллаhумма-гфир ляhа вархамhа».

А если намаз совершают за многих умерших, то говорите:

«Аллаhумма-гфир ляhум вархамhум».

То есть в зависимости от рода и числа меняется только окончание. Смысл этой молитвы следующий: «О Аллах! Прости его (ее, их) и смилуйся над ним (ней, ними)».

Однако вместо вышеприведенного дуа можно прочитать и эту более длинную молитву, ибо желательно упомянуть в своей молитве и других мусульман:

اَللّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنا وَمَيِّتِنا وَشاهِدِنا وَغائِبِنا وَصَغيرِنا وَ كَبيرِنا وَذَكَرِنا وَأُنْثانا. اَللّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَه مِنّا فَأَحْيِه عَلَى الْإِسْلامِ، وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنّا فَتَوَفَّهُ عَلَى الْإيمانِ

«Аллаhумма-гфир лихаййина, ва маййитина, ва шаhидина, ва гаибина, ва сагирина ва кабирина, ва закарина ва унсана. Аллаhумма ман ахяйтаhу минна фаахйиhи ‘аляль-ислям, ва ман таваффайтаhу минна фа-таваффаhу ‘аляль-иман».

(О Аллах! Прости наших живых и мертвых, тех, которые присутствуют и отсутствуют, наших молодых и старых, наших мужчин и женщин. О Аллах! Даруй тому, кто остался в живых, исповедовать Ислам, а умирающему даруй умереть с верой).

Затем в четвертый раз скажите: «Аллаhу акбар».

6. После этого рекомендуется сказать:

اَللّهُمَّ لا تَحْرِمْنا أَجْرَهُ وَلا تَفْتِنّا بَعْدَهُ وَاغْفِرْ لَنا وَلَهُ

«Аллаhумма ля тахримна аджраhу (hа, hум – соответственно) ва ля тафтинна ба‘даhу (hа, hум) вагфир ляна ва ляhу (hа, hум)».

(О Аллах! Даруй нам вознаграждение за молитву, совершенную за него (нее, них), и огради нас от заблуждений после него (нее, них), и прости нам и ему (ей, им) грехи).

7. Скажите: «Ас-Саляму ‘аляйкум ва рахматуллаhи ва баракатуh», повернув голову направо, а затем и налево.

По завершении намаза еще раз читают дуа за умершего.

Соболезнование

Принося соболезнование мусульманину, у которого умер друг или родственник мусульманин, советуют делать дуа умершему и говорить слова утешения, например: «Пусть Аллах вознаградит тебя, даст тебе хорошего терпения и простит твоего близкого».

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако, утешая мусульманина, у которого умер родственник немусульманин, говорите подобные слова: «Да вознаградит тебя Аллах и даст тебе терпение».

Погребальная молитва

Намаз джаназа занимает в исламе важное место. В иерархии действий, которые должен совершать мусульманин, эта религиозная практика находится на уровне фарда кифая.

Читайте так же:  Молитва Преподобным женам

Суть этого хукма (решения) заключается в том, что обязанность выполнения какого-либо действия, относящегося к нему, возлагается на всю умму. Если какая-то её часть выполнит погребальный намаз, то ответственность снимется со всех, однако если никто не совершит этот религиозный обряд, то грешным будет каждый без исключения член общества.

Условия молитвы джаназа

Каждого, кто собирается совершать этот намаз, касаются следующие условия:

1) наличие у выполняющего большого омовения (гусль);

2) состояние малой ритуальной чистоты (тахарат, вуду);

3) место, где будет читаться намаз по умершему, также должно быть чистым;

4) перед молящимися должно находиться омытое тело умершего.

Намаз джаназа содержит два фарда. Первый – это стояние (кыям). Второй – это четыре такбира, т.е. произнесения слов «Аллаху Акбар!» (Аллах Велик). Отметим, что практически весь намаз читается стоя, то есть ни поясного, ни земного поклона молящийся не совершает.

Порядок совершения джаназа-намаза

В первую очередь, перед джамаатом должен лежать покойный. Голова его направляется направо, а тело – в перпендикулярном положении по отношению к Кыйбле. Перед началом намаза не произносится ни азан, ни икамат. Имаму следует встать на уровне груди умершего. Все остальные встают вслед за ним, образуя три ряда. После того как члены джамаата произнесут про себя намерение (ният) на джаназа намаз, имам говорит такбир тахрим, поднимая свои кисти до ушей, кладёт их одна на другую либо держит опущенными (всё зависит от мазхаба, которого придерживаются имам и участники погребения). Далее всеми молящимися читается дуа-сана:

Перевод: «Слава и хвала тебе, Аллах. Твоё имя благочестиво, Твоё величие превыше всего. И нет никого достойного поклонению, кроме Тебя».

После этого имам произносит второй такбир, но руки уже не поднимает. Далее необходимо прочитать салават – слава прославления Пророка (с.г.в.):

Перевод: «О Аллах, благослови (упомяни с похвалой среди ангелов) Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О Аллах, пошли благословения (продолжай возвышать) Мухаммаду и семейству Мухаммада, как это Ты это дела в отношении Ибрахима и семейства Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»

Затем идёт третий такбир, который также проговаривается без поднятия ладоней выше плеч, после чего нужно прочитать мольбу-дуа, посвященную умершему:

Перевод: «О Всевышний! Даруй ему Своё прощение, помилуй и защити от огня Геены. Будь щедрым по отношению к нему. Пусть его могила будет просторной. Омой его водой, снегом и градом. Очисти его от грехов, подобно тому, как чиста белоснежная одежда от грязи. Даруй ему вместо этого обитель и окружение лучшее, чем когда бы то ни было. Открой ему Рай и окажи защиту от тех мучений, которые могут ждать его в могиле, и от наказания в Аду».

После этого приходит черёд мольбы-дуа, которая посвящена всем мусульманам, независимо от того, живы они или мертвы:

Перевод: «О Аллах, просим прощения за наших живых и мёртвых, за тех, кто присутствует здесь и отсутствует, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам! О Всемогущий Творец, тот, кто получает от Тебя в качестве дара жизнь, предоставь им возможность прожить её в соответствии с исламом. Для тех же, кто уходит из этого мира, дай им шанс уйти с верой. О Всевышний, даруй нам благом за него [за то, что совершается погребальная молитва на имя человека] и не сбивай нас с верного пути после его ухода в вечность!».

В дальнейшем произносится четвёртый такбир. Он тоже выполняется не поднимая ладоней. В завершении молящиеся делают по одному приветствию (салям), поворачивая голову направо и налево:

Перевод: «Мир вам и милость Аллаха».

Таким образом совершается погребальная молитва.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Ислам

Погребальная молитва – намаз «аль-джаназа»

Совершение погребальной молитвы (аль-джаназа) является коллективной обязанностью (фард кифайя). Просить у Аллаха за умершего о прощении грехов – последняя обязанность мусульманина перед братом по вере.

Если кто-то из мусульманской общины совершит его, то обязанность, возложенная на всех мусульман данной местности, считается выполненной.

Кому читается погребальная молитва – намаз «аль-джаназа».

Для совершения погребальной молитвы намаза «аль-джаназа» необходимо наличие 6-ти условий:

  1. умерший должен быть мусульманином;
  2. умерший должен быть ритуально чистым – в состоянии полного омовения (гусль) и завернут в саван (кафан);
  3. покойный должен находиться перед молящимися;
  4. тело умершего должно быть целым или в половину его роста, но с головой;
  5. совершение погребальной молитвы – намаза «аль-джаназа» происходит стоя (для тех, кто может стоять);
  6. тело умершего не должно находиться на плечах людей или на животном.

Присутствие нескольких человек не является условием для намаза «аль-джаназа». Если один мужчина или одна женщина совершили намаз «аль-джаназа», то эта обязанность считается выполненной.

Читайте так же:  Великопостная молитва Ефрема

Всё, что нарушает другие намазы, нарушает и намаз «аль-джаназа».

Намаз «аль-джаназа» можно совершать в любое время, кроме времени, когда совершение молитвы порицаемо (макрух).

Намерение является условием (шарт) намаза «аль-джаназа».

Обязательные действия погребальной молитвы (рукн): 4 такбира и стояние.

Совершение приветствие (ас-салям) относится к категории необходимого (ваджиб).

В намазе «аль-джаназа» нет ни поясного поклона (руку‘), ни земного поклона (суджуд).

Желательные действия (сунна) намаза «аль-джаназа»:

  1. имам должен стоять на уровне груди умершего;
  2. чтение ду‘а«Сана» после первого такбира;
  3. чтение «Салавата» после второго такбира;
  4. чтение специального ду‘а после третьего такбира.

Порядок совершения намаза «аль-джаназа»

Умершему делают полное омовение (гусль), заворачивают в саван (кафан) и кладут, чтобы совершить над ним намаз «аль-джаназа». Носилки с телом ставят перед молящимися, имам встает напротив груди умершего. Молящиеся встают рядами (желательно в три ряда) за имамом, обратившись к Кыбле. В намерении необходимо определить, за кого именно совершается намаз: «Намерился совершить намаз «аль-джаназа» по этому умершему (умершей) ради Всевышнего Аллаха».

Если молящиеся за имамом не знают пол покойного, то намерение совершается таким образом: «Намерился совершить за имамом намаз «аль-джаназа» по этому умершему ради Всевышнего Аллаха».

После совершения намерения имам вслух, а молящиеся за ним шепотом произносят первый такбир «Аллаху Акбар» и складывают руки, как в других намазах. После этого имам и молящиеся за ним шепотом читают ду‘а «Сана», добавляя в него слова «ва джалля санаука»: «Субханакал-лахумма ва бихамдика ва табарака-смука ва та‘аля джаддука ва джалля санаука ва ля иляха гайрук».

После этого, не поднимая рук, имам вслух, а остальные шепотом произносят второй такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают «Салават».

Потом вновь, также не поднимая рук, произносят третий такбир «Аллаху Акбар». Затем имам и молящиеся за ним шепотом читают специальное ду‘а намаза «аль-джаназа». Если молящиеся не знают этого ду‘а, то читают ду‘а «Кунут», если не знают и его, то читают ду‘а «Раббана атина».

Затем, не поднимая рук, произносят четвертый такбир и ничего не читая, выполняют приветствие (ас-салям).

Ду‘а, которое читаются после третьего такбира в намазе «аль-джаназа»:

«Аллахуммафирлихаййина ва маййитина ва шахидина ва гаибина ва закярина ва унсана ва сагирина ва кабирина. Аллахумма ман ахйяйтаху минна фа’ахйихи ‘аляльслам. Ва ман таваффайтаху минна фатаваффаху ‘аляльиман».

الَلَّهُمَّ اغْفِرْ لِحَيِّنَا وَ مَيِّتِنَا وَ شَاهِدِنَا وَغَائِبِنَا وَ ذَكَرِنَا وَ اُنْثَانَا وَ صَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا

اَللَّهُمَّ مَنْ اَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَاَحْيِهِ عَلَى اْلاِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلاِيمَانِ

«О Аллах, прости наших живых и мертвых, присутствующих и отсутствующих, мужчин и женщин, детей и взрослых. О Аллах, тем из нас, кому Ты дал жить, наставь на путь Ислама, а тех из нас, кого умертвишь, умертви с верой».

После этого читаются другие специальные ду‘а в зависимости от пола покойного:

если умерший – мужчина:

«Ва хусса хазаль-маййита бир-рухи вар-рахати валь-магфирати варридвани. Аллахумма ин кяна мухсинан фазид фи ихсанихи ва ин кяна мусиан фатаджаваз ‘анху ва ляккыхиль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика йя архамар-рахимин».

وَخُصَّ هَذَا الْمَيِّتَ بِالرُّوحِ وَالرّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إنْ كَانَ

مُحْسِناً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهِ وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجاوَزْ عَنْهُ وَ لَقِّهِ اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمينَ

«О Аллах, даруй этому умершему бесконечную Милость, прощение его грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если он был хорошим, то воздай ему еще больше за его добро, если был плохим, то прости и не наказывай его. О Аллах, сохрани этого умершего от того, чего он боится. Обрадуй Его Своей Щедростью и возвеличь его в почете в Следующей жизни (Ахира), о Аллах, Милостивый из милостивых».

если умершая – женщина:

«Ва хусса хазихиль-маййитата бир-рухи вар-рахати валь-магфирати варридвани. Аллахумма ин кянат мухсинатан фазид фи ихсаниха ва ин кянат мусиатан фатаджаваз ‘анха ва ляккыхаль-амна валь-бушра валь-кярамата ваз-зульфа бирахматика йя архамар-рахимин».

وَخُصَّ هَذِهِ الْمَيِّتَةَ بِالرُّوحِ وَ الرَّاحَةِ وَالْمَغْفِرَةِ وَالرِّضْوَانِ اَللَّهُمَّ إِنْ كَانَتْ

مُحْسِنَةً فَزِدْ فِي إِحْسَانِهَا وَإِنْ كَانَتْ مُسِيئَةً فَتَجَاوَزْ عَنْهاَ وَ لَقِّهَا اْلأَمْنَ

وَاْلبُشْرَى وَالْكَرَامَةَ وَالزُّلْفَى بِرَحْمَتِكَ يا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ

«О Аллах, даруй этой умершей бесконечную Милость, прощение ее грехов и жизнь в Раю. О Аллах, если она была хорошей, то воздай ей еще больше за ее добро, если была плохой, то прости и не наказывай ее. О Аллах, сохрани эту умершую от того, чего она боится. Обрадуй ее Своей Щедростью и возвеличь ее в почете в Ахире, о Аллах, который Милостивый из милостивых».

если умерший – мальчик:

Читайте так же:  Молитвы по разным нуждам

اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهُ لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهُ لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهُ لَنَا شَافِعاً وَ مُشَفَّعاً

«О Аллах, сделай этого мальчика встречающим нас в Джаннате и сделай его для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай этого мальчика заступником для нас и прими его заступничество».

если умершая – девочка:

اَللَّهُمَّ اِجْعَلْهَا لَنَا فُرَطاً وَاجْعَلْهَا لَنَا أَجْراً وَذُخْراً

وَاجْعَلْهَا لَنَا شَافِعَةً وَ مُشَفَّعَةً

«О Аллах, сделай эту девочку встречающей нас в Джаннате и сделай ее для нас подарком в Ахире. О Аллах, сделай эту девочку заступницей для нас и прими ее заступничество».

Те, кто не знает эти ду‘а, читают ду‘а «Раббана атина» [1] :

رَبَّنَا آتِنَا فِى الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِى الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«О Аллах, Господь наш! Воздай нам добром на этом и на том свете и упаси нас от мук Ада».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

  1. В чем преимущество коллективного намаза?
  2. Расскажите о культуре поведения в мечети?
  3. Назовите архитектурные части мечети.
  4. Как совершают коллективный намаз за имамом?
  5. Для кого совершение пятничного (аль-джум‘а) намаза обязательно?
  6. Сколько ракяатов в фарде пятничного намаза (аль-джум‘а)?
  7. Для кого совершение праздничных намазов являются необходимым (ваджиб)?
  8. Чем отличаются порядок совершения праздничных намазов от других?
  9. Расскажите о такбире «ат-ташрик».
  10. Расскажите о наших обязанностях и желательных действиях в праздничные дни.
  11. Расскажите о преимуществе намаза «ат-таравих».
  12. Как совершается намаз «ат-таравих»?
  13. Когда и как совершается намаз сидя и глазами?
  14. Кто считается путником и как он совершает намазы?
  15. Как возмещаются пропущенные намазы?
  16. Для кого совершают намаз «аль-джаназа»?
  17. Как выполняют намаз «аль-джаназа»?

Можно ли совершать заупокойную (джаназа) молитву в мечети?

Вопрос: Можно ли положить тело усопшего перед совершающими обязательную молитву? И можно ли совершать заупокойную (джаназа) молитву в мечети?

Ответ: Хвала Аллаху ﷻ, Господу миров. Наилучшее благословение и наиполноценное приветствие нашему господину Мухаммаду, его семейству и всем сподвижникам. Далее:

Желательно иметь для совершения заупокойной молитвы отдельное помещение. Относительно совершения заупокойной молитвы в мечети у богословов есть разные мнения ввиду их понимания хадисов, дошедших до нас относительно данного вопроса.

Имам Муслим привёл хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, в котором рассказывается, что «она велела перенести тело усопшего Саада бин Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, в мечеть и совершить заупокойную молитву там. Люди стали возмущаться, и тогда Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Как же быстро люди забыли, что Посланник Аллаха совершил заупокойную молитву над Сухайлом бин аль-Байза именно в мечети”».

عن السيدة عائشة رضي الله عنها أنها أَمَرَتْ أَنْ يُمَرَّ بِجَنَازَةِ سَعْدِ بْنِ أَبِي وَقَّاصٍ رضي الله عنه فِي المَسْجِدِ فَتُصَلِّيَ عَلَيْهِ, فَأَنْكَرَ النَّاسُ ذَلِكَ عَلَيْهَا, فَقَالَتْ: مَا أَسْرَعَ مَا نَسِيَ النَّاسُ, مَا صَلَّى رَسُولُ اللَّهِ صلَّى اللهُ عليهِ وعلى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَسَلَّمَ عَلَى سُهَيْلِ بْنِ البَيْضَاءِ إِلا فِي المَسْجِدِ

Имам Абу Давуд привёл хадис от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил: «За совершение заупокойной молитвы в мечети никакого дополнительного воздаяния нет». В передаче этого же хадиса, приведённого имамом Ахмадом и Ибну Маджой, сказано: «Нет дополнительного воздаяния за чтение джаназа-намаза в мечети».

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي المَسْجِدِ فَلا شَيْءَ عَلَيْهِ

مَنْ صَلَّى عَلَى جَنَازَةٍ فِي المَسْجِدِ فَلا شَيْءَ لَهُ

Шафиитские богословы посчитали желательным совершение заупокойной молитвы в мечети, а ханбалиты – всего лишь дозволенным, ссылаясь на хадис, приведённый имамом Муслимом. Ханафитские и маликитские учёные считают нежелательным совершение заупокойной молитвы в мечети, если есть другое место, предназначенное для этого, вне мечети.

Заключение:

Нет ничего запретного в совершении заупокойной молитвы в мечети, если нет риска пачкания мечети и нет неприятного запаха.

Кроме того, в том, чтобы положить тело перед совершающими обязательную молитву, нет ничего запретного: при этом не имеет значения, положат тело усопшего перед читающими намаз, справа от них или слева, пока те исполняют намаз, чтобы по завершении чтения они совершили заупокойную молитву. Хотя лучше не класть тело перед молящимися. А Аллах знает лучше!

Видео (кликните для воспроизведения).

Ахмад Шариф ан-Наасан, муфтий региона аль-Баба, Сирия

Джаназа молитва текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here