Молитва праведного симеона Богоприимца ныне отпущаеши

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва праведного симеона Богоприимца ныне отпущаеши - в подробном и точном описании.

Молитва праведного симеона Богоприимца ныне отпущаеши

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Припев: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Молитва праведного симеона Богоприимца ныне отпущаеши

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко

Мы уже коснулись кратко порядка чтения библейских книг за богослужением (см. «Воскресение» №12, 2004 и №1, 2005). Для удобства чтения библейские книги соединены в три сборника: Евангелие, Апостол и Псалтирь. Эти чтения на каждой церковной службе меняются или чередуются в известном порядке. Но наш рассказ был бы неполон без упоминания о таких текстах Священного Писания, которые настолько глубоко вошли в состав православного богослужения, что совершенно слились с ним, стали неизменной его частью. Ведь Библия состоит не только из нравоучений, притч и исторических повествований, в ней имеются молитвы и хвалебные песни к Богу. Среди них есть такие, которые уже употреблялись на ветхозаветном богослужении в Иерусалимском храме и синагогах, и такие, которые находятся в книгах Нового Завета, ставшие уже отличительной чертой богослужения христианского. Действительно, невозможно представить себе наше богослужение без «Отче наш» (Мф.6,9-13) или «Богородице, Дево, радуйся» (ср. Лк. 1,42). То же можно сказать и о вдохновенной библейской молитве св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

Начиная с III в. от Рождества Христова, эта молитва упоминается в составе вечернего христианского богослужения. В VII в. в последовании Вечерни палестинских монастырей (как читаем в известиях о св. Ниле Синайском) уже находим «Ныне отпущаеши» на привычном для нас месте вечерней службы: между стихирами и «Святый Боже». В одной рукописной Псалтири 862 г. молитва св. Симеона причисляется к другим библейским песням, таким как песнь Моисея (Исх. 15,1-19), Ионы (Иона 2,3-10) и проч. Последнее объясняет нам почему в древности «Ныне отпущаеши» читалось предстоятелем (епископом, священником, возглавляющим службу), а следующее за ним Трисвятое по Отче наш произносилось чтецом. Ведь библейские песни имеют характер пророческий, в связи с чем молитва прав. Симеона имеет особенную важность: это свидетельство о Спасителе, свидетельство, прозвучавшее еще прежде времени св. Иоанна Крестителя.

Вечернее богослужение, приготавливающее христиан к мирному отходу ко сну, не случайно содержит в себе молитву «Ныне отпущаеши». Молитва св. Симеона Богоприимца, который томился долгим ожиданием увидеть Спасителя и преклонными летами, – это молитва радостного и умиротворенного сердца, приобретающего вечный покой. И мы вместе с этим благочестивым старцем дерзаем говорить о своей встрече со Христом, приводя в особенности на память общение с Ним в таинствах, во Святом Причащении на литургии и других. Просим и для себя такого же мирного настроения, а за порогом смерти и вечного покоя, которого сподобился блаженный Симеон: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…»

Молитва праведного симеона Богоприимца ныне отпущаеши

Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал…
(см.: Лк.2, 25–31)

Читайте так же:  Валаамский монастырь молитвы вечерние

— За что вы любите праздник Сретения? — с этим вопросом мы обращались к людям, относительно которых не сомневались: праздник этот они не могут не любить. Был у нас к ним и дополнительный вопрос: что вы чувствуете, что переживаете, о чем думаете, когда в вечернем храме раздается именно то, что сказал тогда старец Симеон: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей…?

Протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма во имя Казанской иконы Божией Матери (Саратов):

— Сретение — это очень хороший праздник, это Богородичный праздник, прежде всего, хотя мы об этом забываем,— но голубые священнические облачения напоминают нам, что день этот посвящен Богоматери. Моя жизнь сложилась так, что я почти все время служу в Богородичных храмах, и потому праздник Сретения Господня для меня — особая радость. Старец Симеон предрекает молодой Матери с Младенцем на руках страдание, и, хотя Евангелие ничего не говорит нам о Ее чувствах, мы не можем не понимать, что это момент трагический. Но он и светлый тоже, потому что страданиями Сына мы получили исцеление от греха.

Этот праздник прививает нам еще одно необходимое чувство — любовь к храму. Ведь именно в храме происходит встреча человека с Богом — то самое сретение. Именно в храм пришло Святое Семейство с Богомладенцем, и по сей день родители приносят своих младенцев в храм, и с этого момента должна начаться христианская жизнь — возрастание во Христе. Именно об этом я обычно говорю в проповеди на Сретение.

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…» — это древнейший христианский гимн, его пели еще Апостолы и их первые ученики. Не случайно он поется в конце вечерни, перед утреней: чинопоследование вечерни отражает ветхозаветную историю, а она, по сути, завершается старцем Симеоном, взявшим на руки Спасение Израилево. «Ныне отпущаеши раба Твоего… с миром» — это означает, что ветхозаветный Израиль исполнил свою миссию и может, наконец, обрести покой — мир с Богом. Мира нам всем часто не хватает; может быть, поэтому праздник Сретения так волнует людей, даже и мало осведомленных в Священной истории,— они чувствуют, какое огромное событие в нем заключено.

Ольга Еремчук, псаломщица храма в честь Покрова Божией Матери (Саратов):

— Я действительно очень люблю этот праздник, и вот сейчас, услышав ваш вопрос, задумалась: почему? И поняла, что он связан у меня с несколькими очень сильными переживаниями. «Ныне отпущаеши» — это ведь о смерти! И каждый раз, слыша это, я вспоминаю смерть моей прабабушки, которая была глубоко верующим человеком. Она лежала уже без сознания, ни на что не реагировала; мы, четыре родственницы, собрались у ее постели… И вдруг она открыла глаза. Ее лицо просветлело. Взгляд был исполнен глубокого смысла, в нем было уже что-то нездешнее. Она очень внимательно посмотрела в глаза каждой из нас, закрыла глаза и ушла… Я не была еще тогда верующим человеком, но это потрясло меня, и я вспомнила эту кончину, когда услышала «Ныне отпущаеши».

Другое сильное переживание, связанное с праздником Сретения,— это именно переживание встречи с Богом. Я долго не могла прийти к Богу, но я всегда искала смысла жизни, во мне жила тоска по смыслу, и когда я, наконец, пришла в храм, я по-особому услышала это: «…яко видеста очи моя спасение Твое…» — мои глаза увидели спасение.

И еще одна мысль неразрывно связана у меня с этим праздником, это тоже мысль о смерти: а как я сама-то буду умирать? Смогу ли я уйти с миром, благодаря Бога за то, что Он дал мне в земной жизни?

Священник Дионисий Елистратов, студент МДА:

— У меня есть личная причина любви к этому празднику. Именно на Сретение, в Сретенском храме три года назад я встретил свою будущую жену. Так что этот праздник — памятная дата в нашем семейном календаре.

Но самое главное — то, что праздник Сретения для меня связан с Евхаристией. Сретение — это встреча, встреча со Христом. Евхаристия — тоже встреча со Христом. Гоголь в своих «Размышлениях о Божественной литургии» пишет: «Христос сошел Своею плотью, как во гроб, к нему (причастнику.— Е.Д.) в утробу, дабы, проникнув потом в тайное хранилище сердца, воскреснуть в духе его, совершая в нем самом и погребенье, и воскресенье Свое». Молитва святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши» всегда читается в конце благодарственных молитв после причащения Святых Христовых Таин и, по мысли митрополита Вениамина (Федченкова), является как бы отпустом Литургии: «Люди причастились Господа. В древности даже принимали Хлеб в свои руки. И это так естественно напоминает нам святого Симеона Богоприимца, сподобившегося взять Богомладенца в объятия свои. Потому так уместна здесь и песнь его: «Ныне отпущаеши». Затем Симеон уходит от этой жизни, и причастники исходят из храма, и для них совершается Богом отпуст. Наконец, чувство мира, пережитое Богоприимцем, так близко и причастникам. Симеон мог уже спокойно умереть, приняв Спасителя; и причастникам Святые Дары служат залогом в Жизнь Вечную».

Марина Рахманова, доктор искусствоведения, специалист в области русской духовной музыки:

— Священная песнь Симеона Богоприимца звучит в Церкви в течение веков, хотя далеко не всегда она пелась, было, что и читалась,— есть ведь разные способы выделения в службе самых важных моментов. Но в более поздние времена прижилось именно певческое исполнение, и среди множества таких песнопений сияет «Ныне отпущаеши» из «Всенощного бдения» Сергея Васильевича Рахманинова. В поздние годы, диктуя Оскару фон Риземану свои воспоминания, Рахманинов сказал о «Всенощной»: «Больше всего я любил там один фрагмент — из гимна «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром». Я бы хотел, чтобы его исполнили на моих похоронах». В устах всегда сдержанного, «закрытого» Рахманинова — редкое признание.

Читайте так же:  Молитвы благодарственные после еды

Образ, который дал в этом песнопении композитор,— образ колыбельной, связывающей младенчество с глубокой старостью, образ лучей рассвета и лучей заката, соединяющихся в «Свете во откровение языков».

Послушайте, как поет «Ныне отпущаеши» Иван Семенович Козловский (сейчас можно приобрести диск с записями духовных сочинений в его исполнении, сделанными в 1940–1950-е годы), и вы поймете, почему Рахманинов хотел проститься с миром именно этим песнопением.

Протоиерей Александр Писларь, благочинный Краснокутского округа Покровской епархии, настоятель храма во имя Святой Живоначальной Троицы г. Красный Кут

— Одно из самых сильных духовных переживаний, рождающихся в моей душе на богослужении праздника Сретения Господня, в частности при пении «Ныне отпущаеши», связано с надеждой на мирную и непостыдную кончину. Каждому христианину присуще ожидание встречи с Богом по окончании земного пути – это делает праздник особенно близким. Радость, с которой встречает старец Симеон Младенца Иисуса Христа, может стать радостью всякого человека, если он будет готов ко встрече со своим Творцом. Но надо, чтобы такое сретение произошло во время земной жизни, иначе в вечности душа будет просто к этому неспособна. По-настоящему встретиться можно только лишь с тем, кого любишь. Поэтому вся жизнь христианина есть стяжание через духовный подвиг дара любви к Богу.

Священник Стахий Жулин, настоятель храма во имя святых Царственных страстотерпцев Покровской епархии (поселок Озинки):

— Я люблю этот праздник за его красивое, торжественное, глубокое богослужение, напоминающее нам о личной встрече человека с Богом, которая есть тайна и фундамент искренней веры. «Приидем и мы, песньми Божественными Христа усрящем и приимем Его, Егоже спасение Симеон виде»,— поется в одной из стихир праздника. Что же увидел Симеон? О чем хочет сказать Церковь-мать своим чадам? Тайна внутренней встречи старца Симеона с Богомладенцем раскрыта, мне думается, в словах святого преподобного Симеона Нового Богослова, который говорит, что там, где глубокое смирение, там и слезы обильные, и присутствие Святого Духа, а следовательно, чистота и святость. Такой человек «зрит Бога, и Бог призирает на него». Ибо Господь говорит: на кого воззрю, токмо на кроткого и молчаливого, и трепещущего словес моих (Ис. 66, 2). Дух Святый удостоил Симеона Богоприимца откровений и дал возможность зреть Спасителя, что изгнало боязнь смерти. Поэтому он, по его собственному выражению, с миром отходил туда, куда другие не могут взирать без трепета.

Поэтому каждый раз во время пения торжественно глубоких слов «Ныне отпущаеши раба Твоего…» мне на ум приходит одна только мысль — «Господи, помилуй!»…

Священник Максим Куров, секретарь Епархиального управления Балашовской епархии

Михаил Смирнов, инженер-геолог, певчий храма во имя святого равноапостольного князя Владимира (Саратов):

— Что касается молитвы «Ныне отпущаеши. » — вот тут так сразу не объясню. Очень личное. Ну, примерно так: это самая моя любимая молитва вообще. Трепещет душа пред величием Божиим! Ощущаю себя действительно стоящим перед Ним. И именно «рабом, ничего не стоющим», вроде того сапожника из Александрии, что ответил Антонию Великому: «Все спасутся, один я отправлюсь во ад». И ощущение конца земной жизни тоже присутствует: светлое, но в то же время и скорбное. Но это все относится к первой половине молитвы, включая слова «по глаголу Твоему, с миром. » А далее как вроде бы и не ко мне относится,— ведь не видели очи мои ничего, значит, мне бы и произносить слова сии не подобает. И как осмелюсь благословить Младенца?! Только остается упасть на колени и прошептать: «Что повелишь рабу Твоему, Владыко?».

Десница праведного Симеона Богоприимца – святыня Ахена

Реликварий с десницей праведного Симеона

По установившейся давней традиции, раз в семь лет в кафедральном соборе немецкого города Ахен выставляются для поклонения его знаменитые на весь мир христианские святыни из реликвария Пресвятой Богородицы, и в этот год наплыв паломников в Ахен резко возрастает. К заранее объявленным дням так называемого Ахенского паломничества (последнее было в 2007 году) его организаторы специально приурочивают выпуск разнообразных информационных материалов, объединенных общим названием – «Приходите и увидите». Все они потом оказываются в архиве собора, составляя весьма своеобразную коллекцию, собираемую вот уже несколько столетий. Здесь, в частности, можно познакомиться с отпечатанной в 1615 году в Кельне гравюрой, на которой изображены святыни и реликвии Ахенского собора. Это своего рода информационный листок для паломников далекого прошлого. Под одним из изображений третьего ряда надпись по-латыни – « Simeonsreliquarum» («Реликварий Симеона»).

– В реликварии хранятся мощи (десница) святого Симеона, принявшего на свои руки принесенного Божией Матерью в иерусалимский храм Младенца Иисуса, – рассказывает сотрудник сокровищницы София Мокел. – Реликварий из серебра с позолотой, изготовлен ахенскими мастерами между 1330–1340 годами. Украшен камеями и драгоценными камнями. Как видите, этот реликварий необычен по своей форме. Перед нами своеобразная скульптурная композиция, представляющая трогательную встречу святым Симеоном Младенца Иисуса. Фигуры Богородицы с двумя голубями в руках и старца-священника Симеона, держащего Младенца Иисуса, являют иллюстрацию к известному евангельскому повествованию апостола Луки об этом знаменательном событии. Между фигурами Богоматери и праведника – столик для приношений, где и хранятся мощи святого Симеона. О размерах реликвария: высота – 37,9 см, длина – 59, 6 см, ширина – 14,6 см…

Значит, не только в Хорватии, но и в Германии хранится часть мощей святого и праведного Симеона Богоприимца.

По евангельскому свидетельству, старец Симеон был «человеком праведным и благочестивым». Евангелист Лука не говорит, к какому званию принадлежал праведный Симеон, но в церковных песнопениях он называется священником и святителем. Когда царь Египта Птоломей Филадельф решил для Александрийской библиотеки заказать перевод на греческий язык священных книг иудеев, праведный Симеон был в числе тех семидесяти ученых мужей, что были призваны для этого. Ему выпало переводить Книгу пророка Исаии. Со страхом Божиим приступил ученый муж к переводу, стараясь в точности передать слова пророка греческими речениями. Но, дойдя до строк: «Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7: 14), усомнился в словах Писания, решил, что слово «Дева» употреблено в тексте по ошибке, и хотел уже было исправить его на слово «Жена». Но в этот момент к нему явился ангел, удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам. Ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы». Уверовав в слова эти, Симеон с нетерпением ожидал пришествия в мир Христа.

Читайте так же:  Молитва женщины на покров о замужестве

Прошли годы, Симеон превратился в древнего старца. Однажды по вдохновению явился в он Иерусалимский храм – в тот самый день, сороковой по Рождестве Христовом, когда Пречистая Дева Мария и Ее Обручник Иосиф пришли в храм, чтобы совершить там обряд, как это предписывал иудейский закон – представить пред Господом своего Божественного Первенца и принести положенную жертву. Это ритуальное принесение младенца во храм близко по значению к жертвоприношению и может восприниматься как прообраз грядущей искупительной жертвы.

Дух Святой открыл старцу Симеону, что Младенец на руках Марии и есть Тот ожидаемый Спаситель. Симеон, взяв Младенца на руки, произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Слова эти стали неотъемлемой частью каждой вечерни. Это молитва умиротворенного сердца, радующегося тому, что обетование исполнилось и Господь отпускает из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную. Это напоминание верующим о вечере их жизни.

К Богородице праведный старец обратился с пророческими словами: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35). Считается, что данное пророчество легло в основу иконографии образа Богородицы «Умягчение злых сердец», или «Симеоново проречение». Подобно тому, как Христа пронзят гвоздями и копием, так и душу Пречистой поразит некое «оружие» печали и сердечной боли, когда узрит Она страдания Сына; после же откроются скрытые доселе помышления (о Мессии) людей, которым предстоит сделать выбор: с Христом они или против Него.

А само событие – встреча человечества в лице праведного старца Симеона с Богом – чтится Церковью в празднике Сретение Господне.

В преданиях о праведном Симеоне Богоприимце сообщается, что его дом вкупе с садом и семейными склепами находился вблизи Иерусалима, в местности, именуемой сегодня Катамонас, или Сан Симон. Праведный Симеон Богоприимец прожил 360 лет, ибо Богу угодно было продлить жизнь святого старца, дабы он мог дожить до ожидаемого во все века вожделенного года, когда родился от Девы Безлетный Сын. Достигнув глубокой старости, Симеон преставился ко Господу. О месте погребения старца точных определений не имеется, но устные предания Святой Земли указывают на могильную яму в приделе греческой церкви святого Симеона, расположенной в юго-западной части Иерусалима. Существует и другое предание: старец Симеон был убит у стен Иерусалимского храма при избиении вифлиемских младенцев, когда воины Ирода допрашивали его, где находится Иисус.

Апокриф Никодима указывает на воскресение святого праведного Симеона Богоприимца после Воскресения Христа, когда воскресли многие святые и пророки.

Мощи святого во второй половине VI века были перенесены в Константинополь, где хранились в Халкопратийском храме, то есть церкви у Медных врат византийской столицы. В XII веке мощам святого праведного Симеона Богоприимца в Константинополе поклонялся святитель Антоний, архиепископ Новгородский.

По некоторым данным, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (итальянское название современного хорватского города Задар). В настоящее время часть мощей праведника хранится в особом реликварии-саркофаге церкви святого Симеона в Задаре (Хорватия) , а другая часть – еще в одном хорватском городе – Загорье. В Ахене мощи святого Симеона известны еще с XII века, но служители сокровищницы кафедрального собора не могут объяснить, как они попали в Германию.

Предполагается, что первоначальный реликварий, в котором находились мощи святого Симеона в XII веке, был совсем другим и своей формой напоминал пенал или шкатулку. К сожалению, к мощам святого Симеона в сокровищнице нельзя приложиться. Только 8 сентября, когда в Ахене отмечают день памяти праведного Симеона Богоприимца, это дозволяется.

Можайское благочиние

Главные молитвы

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва Господня

Видео (кликните для воспроизведения).

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Символ веры

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Богородице Дево

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Достойно есть

Достойно есть яко воистинну блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Воскресная песнь по чтении Евангелия

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите, вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Богородице донская

Песнь Пресвятой Богородицы

Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его, и милость Его в роды родов боящимся Его.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мыслию сердца их.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.Низложи сильныя со престол, и вознесе смиренныя; алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тщи.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его даже до века.

Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем.

Молитва праведного Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.

Псалом 50, покаянный

Готовимся к богослужению Сретения Господня: «Ныне отпущаеши…»

Первое упоминание о торжестве Сретения Господня встречается в практике Иерусалимской Церкви в IV веке по свидетельству римской паломницы Этерии. Этот день не имел ещё привычного для нас именования и не был вполне самостоятельным, являясь как бы отданием общего праздника Богоявления. Совершался он на 40-й день после этого праздника. На этот день были предусмотрены особые процессии со светильниками, как бы во исполнение евангельских слов, что Христос пришел как «Свет во откровение языков».

В VI веке в практике Константинополя Сретение становится самостоятельным праздником и активно распространяется. Он имеет наименование, знаменующее собой встречу младенца Христа с Симеоном и Анной как представителями ветхозаветного народа Божия, чающего избавления Израиля. Но бытовало и другое название праздника – «Очищение Марии», подчеркивающее собой идею ветхозаветного очищения Матери после родов. Согласно типикону, Сретение закрепилось как праздник Богородичный, но с элементами Господского.

Во времена императора Юстиниана в Византии (VI век) произошли не менее двух сильных землетрясений, к тому же на Константинополь обрушилась сильнейшая моровая язва. В эти страшные дни всенародных бедствий одному из угодников Божиих открыто было, чтобы празднование Сретения Господня отправлялось торжественнее. В день Сретения, когда начали совершать всенощное бдение и вместе крестный ход, бедствия прекратились по благости Божией и заступлению Богородицы. Результатом этого стало предписание о совершении молебных шествий в день праздника, наподобие процессий со светильниками в практике Иерусалимской Церкви. К концу VI века папа Григорий Двоеслов (+604) перенял традицию процессий в день Сретения и учредил её в Риме. В уставах русских монастырей также сохранялись ремарки о совершении молебствий (литаний) вне монастыря в день праздника Сретения между богослужениями Утрени и Литургии.

Слово «сретение» в переводе с церковнославянского языка означает «встреча». В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея.

По закону Моисееву, женщина, родившая младенца мужеского пола, считалась нечистой в течение 40 дней. На 40-ой день она должна была принести в Иерусалимском храме жертву всесожжения годовалого ягненка в знак благодарности Господу за дарование младенца. Также очистительную жертву за грех – молодого голубя или горлицу. В случае же бедности дозволялось принести двух горлиц или голубей, для каждой жертвы по одному (Левит 12:1-8). После этих жертв священник объявлял родильницу чистою. Все эти обряды очищения относились к матери, а не к младенцу.

Исполняя закон Моисеев, Пресвятая Дева Мария явилась в храм с жертвою, дозволенною бедным – двумя голубями. Сделавшись матерью Господа и не переставая быть при этом Девой, Пресвятая Богородица не нуждалась в очищении. Но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона, чтобы не подвергнуться укоризнам в его нарушении. Ибо тайна непорочного зачатия и рождения не была еще известна никому, кроме Самой Девы Марии и Иосифа. Описание этого закона приводится в первой паремии, читаемой на всенощном бдении праздника.

Пресвятая Дева и Иосиф принесли также и Младенца во Иерусалим, чтобы и с Ним сотворить по обычаю законному, посвятив Его Господу и внеся за Него выкуп в пять сиклей. Об этом законе красноречиво свидетельствует ирмос 9-ой песни праздничного канона:

Ирмос 9-ой песни канона праздника

В законе сени и писаний/ образ видим, вернии,/ всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу./ Тем перворожденное Слово Отца безначальна,/ Сына первородящася Материю неискусомужно,/ величаем.

В тени и букве Закона/ мы, верные, усматриваем образ:/ всякое существо мужского пола,/ разверзающее утробу матери, посвящено Богу;/ потому перворожденное Слово,/ Сына Отца безначального,/ перворождаемого не знавшей мужа Матерью,/ мы величаем.

В законе сени и писаний образ видим, вернии…

Апостол Павел утверждает: «Сень бо имы́й закóн грядýщихъ блáг , [а] не сáмый о́бразъ вещéй, …» Перевод: «Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей…» (Евр. 10:1). В связи с этим многие ветхозаветные постановления и события толкуются в свете Нового Завета как прообразы и предизображения постановлений и событий евангельских.

… всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу.

В древности израильтяне были искуплены от рабства смертию первенцев египтян, когда в ночь перед исходом евреев из Египта Ангел Господень истребил всех первенцев египетских. В благодарность за это закон Господень требовал от евреев (Исх. 13), чтобы всякий перворожденный их младенец мужеского пола в 40 день был принесен в храм Божий, посвящен Господу и искуплен у Господа. Таким образом первенцы еврейские должны были быть посвящены на служение Богу при храме. Со временем же, когда для этого служения было выделено одно только колено Левиино, первенцы стали освобождаться от этого служения за особый выкуп в пять сиклей серебра (Числ. 18:16).

Читайте так же:  Чтобы Свекровь любила молитва

Божия Матерь, подчиняясь закону, приносит Богомладенца в жертву Богу. И эта жертва становится предзнаменованием кровавой Жертвой Голгофы. Ветхозаветный закон («закона сень и писание») становится образом величайшего события евангельской истории. Тот, Которому надлежало освятить и искупить всех людей бесценною кровию, был Сам прежде посвящен Богу и искуплен несколькими монетами.

Тем перворожденное Слово Отца безначальна, Сына…

Господь Иисус является Словом, перворожденным Сыном Бога Отца, не имеющего начала. Этим песнописец указывает на божественную природу Спасителя, а также на то, что Он был рожден Отцом, а не сотворен, как об этом говорит апостол Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

… первородящася Материю неискусомужно, величаем.

Здесь же гимнограф говорит о человеческой природе Господа Иисуса, рожденного по плоти от Пресвятой Богородицы, как об этом повествует святой евангелист Матфей: «Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф. 1:25). И призывает всех нас величать Господа Иисуса, перворожденное Слово Бога Отца и первородного по плотскому рождению от неискусобрачной Матери.

В храме при принесении Богоматерью выкупа и жертвы находился праведный и благочестивый старец Симеон, ждавший «утехи Израилевой»,то есть обещанного Богом Мессии, явление Которого должно было принести утешение Израилю (Ис. 40:1).

По внушению Духа Божия, он пришел в храм, очевидно туда, где был жертвенник всесожжения, и узнал в принесенном Пресвятою Девою Младенца Мессию-Христа. Он взял Его в объятия свои, и из уст его излилась вдохновенная молитва – благодарность Богу за то, что Он сподобил его узреть в лице этого Младенца спасение, уготованное для человечества. Эта замечательная молитва и сегодня звучит в христианских церквах за каждым вечерним богослужением.

Молитва Симеона Богоприимца

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/ по глаголу Твоему с миром;/ яко видеста очи мои спасение Твое,/ еже еси уготовал пред лицем всех людей,/ свет во откровение языков,/ и славу людей Твоих Израиля.

Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка,/ по слову Твоему, с миром,/ ибо видели очи мои спасение Твоё,/ которое Ты уготовал пред лицом всех народов:/ свет во откровение язычникам/ и славу народа Твоего Израиля.

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/ по глаголу Твоему с миром…

Древнее предание сообщает, что египетский царь Птоломей II Филадельф (III век до Рождества Христова) пожелал пополнить свою библиотеку текстами Священных книг Ветхого завета. Он пригласил из Иерусалима книжников. Среди 72 ученых, прибывших в Александрию для перевода Священного Писания с еврейского на греческий язык, был приглашен и праведный Симеон. Праведник переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку, говоря: «Имей веру написанным словам, ты сам убедишься, что они исполнятся, ибо не вкусишь смерти, доколе не увидишь Христа Господа, Который родится от Чистой и Пренепорочной Девы».

С того дня праведный Симеон стал ожидать пришествия Обетованного Мессии. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавший Его праведник встретил Бога, ставшего Человеком. Теперь он может с миром отойти в вечность.

… яко видеста очи мои спасение Твое,/ еже еси уготовал пред лицем всех людей…

Праведный Симеон как представитель Ветхого завета с великой радостию своими очами увидел Спасителя, обещанного в пророчествах. Ветхий завет встречается с Новым. Праведник предвидит Духом Святым, что Мессия пришел во спасение не только евреев, но и всех народов. И теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога («видеста очи мои спасение»), пришедшего плотью.

… свет во откровение языков,/ и славу людей Твоих Израиля.

Это спасение есть «Свет к просвещению язычников». Это спасение есть «слава народа Божия Израиля», т.к. первыми благовестниками спасения и ближайшими учениками Христа были лучшие представители израильтян в лице апостолов.

В храме была также 84-летняя вдовица Анна, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:36-38), почему и называется пророчицею. Так ясно и величественно открылось Божество в сорокодневном Младенце. Ожидавшими «утехи» Израилевой Он был узнан и прославлен как Христос, Спаситель мира и Господь.

По словам Антония, митрополита Сурожского, «каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью; все мы были принесены и отданы Богу, так же как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью. Задумаемся, каждый из нас, о том, что значит, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна. Аминь».

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Перевод богослужебных текстов, выполненный о. Амвросием (Тимротом).
  2. Прот. Григорий Дебольский. Дни Богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви.
  3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие.
  4. Малков П.Ю. Сретение Господне — история, духовный смысл и богослужебные особенности праздника.
  5. Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии.
  6. Песнопения братии Валаамского монастыря.
  7. Нотный сборник Валаамского обихода.

Ирмос 9-ой песни поется не только на утрени во время чтения канона, но и на Литургии в качестве песнопения вместо «Достойно есть. » (Задостойника) в период до отдания праздника. Приведенный в начале статьи ирмос поется именно на Литургии знаменным распевом.

А приведенный ниже ирмос поется Валаамским напевом на праздничном каноне:

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва праведного симеона Богоприимца ныне отпущаеши
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here