Коллективная молитва женщин

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Коллективная молитва женщин - в подробном и точном описании.

Коллективный намаз мужчин и женщин

Намаз – это крепость, которая оберегает человека от грехов и постоянно напоминает ему о Всевышнем. Сообщается, что Абу Хурейра сказал: «Я слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил (людей): «Как вы думаете, если бы перед дверьми кого-то из вас протекала река, водой из которой он полностью омывался бы по пять раз в день, то разве осталось бы на нём хоть немного грязи?» Люди ответили: «Не останется на нём никакой грязи». Тогда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “А это подобно пяти намазам, которыми Аллах стирает грехи”».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять намазов подобны полноводной реке, протекающей у дверей того из вас, кто ежедневно полностью омывается её водой по пять раз».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять (ежедневных) намазов и пятничный намаз искупают прегрешения, совершённые между ними, если только не было (среди них) тяжких грехов».

Положение коллективного намаза для мужчин

Намаз сплачивает мусульман, поскольку Всевышний Аллах предписал совершать его коллективно. Совершая джамаат-намаз, мусульмане знакомятся и сближаются друг с другом: ведь нет лучшего средства для сближения сердец верующих и установления прочных братских связей между ними, чем поклонение Всевышнему Аллаху плечом к плечу, единым рядом.

Относительно обязательности совершения намаза джамаатом у учёных есть разногласия. Часть учёных посчитала его обязательным. А некоторые из них даже посчитали, что намаз, совершённый в одиночку при возможности совершить его джамаатом, не будет действительным.

Они опираются на большое количество доказательств из Корана и Сунны. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Когда ты находишься среди них и руководишь их намазом, то пусть одна группа встанет вместе с тобой, и пусть они возьмут своё оружие. Когда же они совершат земной поклон, пусть находятся позади вас. Пусть затем придёт другая группа, которая ещё не молилась, пусть они помолятся вместе с тобой, будут осторожны и возьмут своё оружие…» (сура «Женщины», аят 102). В этом аяте речь идёт о намазе, совершаемом в страхе перед нападением врага. Даже подобная ситуация не позволяет мусульманам оставить намаз джамаатом. В целях безопасности им предписано лишь разделиться на две группы и сделать намаз джамаатом, охраняя друг друга.

Учёные, которые посчитали, что намаз джамаатом является желательным, а не обязательным, ссылаются на хадис, в котором передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз». То есть достоинство намаза джамаатом перед намазом в одиночку как 27 к одному. Значит, согласно этому мнению, которого придерживаются, в частности, шафииты, совершать намаз одному является дозволенным.

Однако правильно ли оставлять намаз джамаатом, ссылаясь на хадис и на это мнение? Напротив, этот хадис является самым сильным стимулом, для того чтобы устремиться в мечеть, услышав слова муэдзина. Совершённый вовремя обязательный намаз – это лучшее из деяний, а если он совершён джамаатом, то он лучше в 27 раз. Каждый раз, когда человек пропускает намаз джамаатом, он упускает великую награду Всевышнего Аллаха, которую уже не вернёт.

Мусульманин и мечеть

Аллах говорит в Коране: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Собрание», аят 9).

Мечети не зря называются домами Аллаха. Мечеть – это место, войдя в которое, человек выходит из мирской суеты. Войдя в мечеть, человек оставляет мирскую торговлю и приступает к другой торговле – торговле, прибыль от которой обернётся для него счастьем в Вечном мире. В мире, перейти в который предстоит каждому из нас.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если (мусульманин) совершит омовение должным образом, а потом отправится в мечеть, покинув (свой дом) только для того, чтобы помолиться, то за каждый сделанный им шаг он обязательно будет возвышен на одну ступень, а одно прегрешение будет снято с него. Когда же он приступит к намазу, ангелы не прекратят молиться за него всё то время, пока он будет оставаться на месте совершения своей молитвы, пока не осквернится, говоря: «О Аллах, благослови его, о Аллах, помилуй его!» И он будет пребывать в состоянии намаза всё то время, пока ожидает его начала».

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) порадовал вестью о Рае всякого молящегося, который стремится принять участие в намазе джамаатом каждое утро и каждый вечер, сказав: «Для того, кто отправляется в мечеть или возвращается (из неё), Аллах готовит угощение в Раю каждый раз, как он делает это».

При этом удалённость дома от мечети не мешала благородным сподвижникам являться на коллективный намаз, как только они слышали призыв. Объяснялось это тем, что они придавали этим намазам огромное значение. Более того, удалённость их домов от мечети даже радовала их, так как они хотели, чтобы преодоление этого расстояния записывалось им в качестве награды, а количество сделанных ими шагов увеличивало число их благих дел.

Читайте так же:  Святая таисия Блаженная за что к ней с молитвой обращаются

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: «В своё время участки земли вокруг мечети пустовали, и люди из бану салима (название племени) захотели перебраться поближе к ней. Когда известие об этом достигло Пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал им: «Дошло до меня, что вы хотите перебраться на жительство поближе к мечети». Они сказали: «Да, о Посланник Аллаха! Мы хотели сделать это». Тогда он сказал: «О бану салима! Оставайтесь в своих домах, ибо следы ваши записываются!» И они сказали: ‘‘Не принесло бы нам радости наше переселение!’’».

Положение коллективного намаза для женщин

Получают ли вознаграждение за джамаат-намаз только мужчины? Если женщины сами совершат джамаат-намаз, получат ли они награду, в двадцать семь раз превышающую награду за намаз, совершённый в одиночку? В качестве ответа на данный вопрос приведём слова шейха Халида аль-Муслиха с небольшими сокращениями и изменениями.

Между учёными нет разногласий в том, что намаз джамаатом не является обязательным для женщин. Однако они разошлись в том, получает ли женщина награду, связанную с джамаат-намазом, будь это джамаат только женщин или намаз с джамаатом мужчин. Учёные разошлись в этом вопросе.

По мнению шафиитов и ханбалитов, женщина получает награду за намаз джамаатом. Это вытекает из общего смысла слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из хадиса, упомянутого выше: «Намаз, совершённый джамаатом, предпочтительнее намаза, совершённого в одиночку, в двадцать семь раз».

Что касается ханафитов и маликитов, то из их слов видится, что женщины сюда не относятся. В качестве довода можно привести версию хадиса, которую приводят Аль-Бухари и Муслим, переданную Абу Хурейрой (да будет доволен им Аллах): «Намаз, совершённый джамаатом, предпочтительнее намаза, совершённого мужчиной в одиночку, в двадцать пять раз». Об этом свидетельствуют слова из хадиса «совершённого мужчиной». Также они приводят в довод хадис, который привёл Абу Дауд, переданный Ибн Мас’удом (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Намаз женщины в доме предпочтительнее её намаза во дворе дома, а её намаз в (закрытой) комнате предпочтительнее её намаза в доме”».

Из того, что видится мне (то есть шейху Халиду аль-Муслиху – прим. islamcivil.ru) более правильным – женщина получает награду за намаз джамаатом. Слова же Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «совершённого мужчиной» в данном случае объясняются тем, что основой в шариатских текстах является разъяснение норм в отношении мужчин, что включает себя как мужчин, так и женщин, пока не будет отдельного довода на их обособление. Этот хадис можно объединить с хадисом Ибн Мас’уда в том, что женщинам предпочтительнее совершать намаз джамаатом в местах, наиболее скрытых от глаз.

Также на узаконенность намаза джамаатом для женщин указывает запрет Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в отношении мужчины в том, чтобы он не разрешал своей женщине посещать мечеть, если она желает этого, как это приводится в хадисе Аль-Бухари и Муслима, переданного Ибн Умаром (да будет Аллах доволен ими обоими): «Не препятствуйте рабыням Аллаха в посещении мечетей». В версии хадиса, которую приводит Абу Дауд, говорится: «…но их дома лучше для них». На это также указывает то, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) «велел Умм Варака, чтобы она совершала намаз в качестве имама со своими домочадцами», как это приводится у Абу Дауда (500) от Умм Варака (да будет доволен ею Аллах).

И это указывает на узаконенность намаза отдельным джамаатом женщин в доме. Аллах знает обо всём лучше.

Оборачивание имама после коллективной молитвы

2 327 просмотров

Вопрос:

В чем мудрость того, что имам оборачивается лицом к молившимся после джамаат намаза? Правда ли, что оборачивание это что-то на подобии разрешения от имама молившимся для выхода из мечети?

Ответ:

Вся хвала принадлежит Аллаху!

Во-первых:

Передает Аль-Бухари(845), что Самура ибн Джундаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, завершал молитву, он поворачивался к нам лицом».

Передает Муслим(709), что Аль-Бара’, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда мы совершали намаз за посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы любили быть справа от него, чтобы он поворачивался к нам своим лицом».

Ибн аль-Кайим, да помилует его Аллах, сказал: «Когда пророк, мир ему и благословение Аллаха, завершал молитву, он трижды произносил истигфар (просил прощения у Аллаха) и говорил: «Аллахумма анта с-салям уа минка с-салям табаракта йа за-ль джаляли уа-ль икрам». Он не оставался направляясь в сторону киблы, кроме как на промежуток пока прочтет эту молитву. Однако спешил поворачиваться к молившимся позади. Он поворачивался как в правую сторону, так и в левую сторону». См. «Зад аль-ма’ад», 1295.

Поэтому имаму желательно после завершения молитвы поворачиваться к молившимся иногда в правую сторону, а иногда в левую сторону. Нет проблем в том, чтобы оборачивался лицом полностью ко всем молившимся. А после этого трижды произнести истигфар и сказать: «Аллахумма анта с-салям уа минка с-салям табаракта йа за-ль джаляли уа-ль икрам».

Во-вторых:

Некоторые ученые сказали о мудрости этого действия согласно своему иджтихаду.

Сказал Хафиз Ибн аль-Хаджар, да помилует его Аллах:

Читайте так же:  Молитва православная ПреСвятой Богородице

«Внешний смысл хадиса от Самуры указывает на то, что пророк постоянствовал в этом. Некоторые сказали, что мудрость оборачивания к молившимся заключается в обучении их тому, в чем они нуждаются. Некоторые сказали, что мудрость в том, что этим действиям вошедшим в мечеть дается знак, что коллективная молитва уже завершена, и если бы имам продолжал пребывать в прежнем состоянии, то вошедший мог бы подумать, что он, к примеру, в ташаххуде». См. «Фатху-ль Бари», 2334.

Некоторые ученые сказали:

«Из обычаев пророка, мир ему и благословение Аллаха, было то, что он отворачивался от киблы после таслима, поворачивался направо или налево и не оставался сидеть, направляясь лицом к кибле. Если же была какая-либо нужда или необходимость в обращении к людям, он сидел повернувшись лицом к ним и начинал обращение. А если не было никакой нужды в обращении к людям, то иногда он сидел повернувшись правым боком к людям, а левым к кибле, а иногда левым боком к людям, а правым к кибле. А иногда он вообще не сидел и уходил в сторону, куда ему было нужно, будь то правая сторона или левая». См. «Мир’ат аль-масабих», 3303.

[По материалам сайта «Ислам: вопрос-ответ» уважаемого шейха Мухаммада Салиха аль-Мунаджида]

Малик абу Хатим [islamcivil.ru]

Появились вопросы?

Задайте ваш вопрос и получите ответ в нашей Telegram — группе

Степень награды коллективной молитвы женщины

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Мнения ученых разделились по этому вопросу:

— Мнение о том, что молитва женщины в своем доме, даже если она совершает ее индивидуально, лучше и превосходит наградой ту молитву, которая она совершает в мечети вместе с коллективом.

Ученые, высказавшие это мнение, исходили из следующих хадисов:

«Наилучшие мечети для женщин – самые отдаленные части их домов» Хадис достоверный. См. «ас-Сильсиля ас-Сахиха» №1396.

«Не запрещайте женщинам ходить в мечети, хоть [совершать молитву] в своих домах лучше для них» Достоверность хадиса подтвердил Ахмад Шакир. См. «Муснад Ахмад» 7/234.

«Поистине самой любимой молитвой для Аллаха, совершаемой женщиной, является та молитва, которую она совершает в самой темной части своего дома» Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Хузайма» №1691, №1692.

Чем место более укромное и скрытое для молитвы, тем для женщины лучше.

‘Абдуллах бин Суейд аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) со слов своей тети Умм Хумайд (да будет доволен ею Аллах) рассказывал о том, как “однажды она пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала: “О, Посланник Аллаха, я люблю молиться с тобой”. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я знаю, что ты любишь молиться со мной. Однако твоя молитва в твоей комнате, лучше для тебя, чем твоя молитва в твоей прихожей комнате, а твоя молитва в твоей прихожей комнате лучше для тебя, чем твоя молитва в твоем внутреннем дворе, а твоя молитва в твоем внутреннем дворе лучше для тебя, чем твоя молитва в мечети твоего племени, а твоя молитва в мечети твоего племени лучше для тебя, чем твоя молитва в моей мечети». После этого по ее велению ей устроили место для молитв в самой дальней и самой темной части ее дома, и она совершала там молитвы, пока не встретилась с Аллахом” Хадис достоверный. См. «Сахих Ибн Хузайма» №1689.

«Молитва женщины в своей комнате лучше, чем ее молитва в прихожей комнате, а ее молитва в своем чулане лучше, чем ее молитва в своей комнате» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» №3833.

И других сходных по смыслу хадисов.

Аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) в комментарии к словам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «…хоть [совершать молитву] в своих домах лучше для них» сказал: “То есть, их молитвы в своих домах лучше для них, нежели совершение ими молитв в мечети, если бы только они знали это. Но они не знают этого и просят пойти в мечеть для коллективной молитвы, убежденные, что их награда в мечети больше. А причина же, по которой женщинам лучше совершать молитву дома заключается в том, что так обеспечивается безопасность от искушения и соблазна. Особенно это актуально сейчас, когда женщины стали принаряжаться и выставлять напоказ свои красоты и украшения, [которые должны быть скрыты]” См. «Нейль аль-Аутар» 3/157.

Хафиз Ибн Раджаб (да смилуется над ним Аллах) комментируя хадис: «Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом, превосходит ту молитву, которую он совершает у себя дома или у себя на рынке, в двадцать пять раз…» аль-Бухари №647, сказал: “В этом хадисе указание на то, что молитва женщины, совершаемая вместе с коллективом, не превосходит кратно [иные молитвы], поскольку молитва, совершаемая ею в своем доме для нее лучше и предпочтительней” См. «Фатх аль-Бари» 4/34.

Видео (кликните для воспроизведения).

А хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) разъясняя хадис о семерых, которых Аллах укроет в тени Своей в тот День, когда не будет иной тени, кроме тени Его, один из которых – мужчина «сердце которого подвешено в мечетях», высказал мнение, что это касается исключительно мужчин, поскольку для женщины лучшим является совершение молитвы у себя дома, а не в мечети. См. «Фатх аль-Бари» 2/147.

Читайте так же:  Рустик Святой молитва

Шейху Ибн ‘Усаймину (да смилуется над ним Аллах) был задан вопрос: “Известно, что коллективная молитва в отношении женщин не является обязательной. Однако если женщина совершает молитву вместе с коллективом в мечети, или в двух заповедных мечетях, будь это в Рамадане или в иное время, или же совершает молитву в молельных комнатах в школах для девушек, будет ли иметь ее коллективная молитва то достоинство, которое имеет коллективная молитва мужчин? Прошу разъяснения данного вопроса, да проявит Аллах к Вам добро!”

Шейх (да смилуется над ним Аллах) ответил: “Женщина не из числа тех, кто совершает молитву коллективно. То есть: ей не велено посещать коллективные молитвы, ей лишь дозволено это. Исключением является праздничная молитва, на которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелевал женщинам выходить. Однако [выходя на молитву] они не должны быть принаряженными и выставлять напоказ свои красоты и украшения, [которые должны быть скрыты].

Раз дело обстоит, таким образом, то кратное превосходство коллективной молитвы касается исключительно мужчин, поскольку это им велено в обязательном порядке совершать молитву коллективно. Именно поэтому текст хадиса звучит так: « Молитва мужчины , совершаемая вместе с коллективом, превосходит ту молитву, которую он совершает у себя дома или у себя на рынке, в двадцать пять раз…».

Исходя из этого: женщина не получает ту награду, которую получают мужчины за коллективную молитву. Более того, ученые разошлись во мнениях о правомерности коллективного совершения молитвы женщинами отдельно от мужчин, в молельных комнатах устроенных в домах или в школах.

Некоторые сказали, что и в отношении женщин, коллективное совершение молитв является сунной 1 . Другие же сказали, что им дозволено совершать молитву коллективно. Иные же сказали, что женщинам нежелательно коллективно совершать молитву” См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль Ибн ‘Усаймин» 15/62.

В соответствии этому мнению, при совершении праздничных молитв, женщины становятся равными мужчинам в достоинстве коллективной молитвы, поскольку им повелено посещать эти молитвы.

Ибн Дакык аль-‘Ид (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Раз женщине желательно выходить в мечеть [на молитву], то необходимо, чтобы она наравне с мужчиной [получала такую же награду за нее]” См. «Ихкам аль-Ахкам Шарх ‘Умда аль-Ахкам» 1/193.

— Мнение, гласящее о том, что коллективная молитва женщины имеет такое же превосходство, как и коллективная молитва мужчины, в независимости от того, совершает она молитву только в женском коллективе, или же в мечети с мужчинами.

Таковым было мнение последователей захиритской, шафиитской и ханбалитской правовых школ.
Исходили они из общего смысла хадиса: «Коллективная молитва превосходит индивидуальную в двадцать семь раз» аль-Бухари №645.

А хадис: «Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом…» и другие хадисы, в которых упоминается слово «мужчина» они объяснили тем, что в основном священные тексты обращены мужскому полу. Однако любое обращение к мужчинам, с каким-либо установлением шариата, охватывает также и женщин, если только нет текста указывающего на то, что женщины не входят в данное обращение. То есть, на женщин распространяются все предписания, относящиеся к мужчинам, если не имеется указаний на то, что какое-то из предписаний касается только мужчин. Извлекается данное шариатское правило из хадиса: «Женщины – родные сестры мужчин» Хадис достоверный. См. «Сахих аль-Джами’» № 2333.

Другие же хадисы, которые побуждают женщину совершать молитвы у себя дома, они объяснили тем, что эти хадисы побуждают женщину скрываться от посторонних глаз, ограждать себя и других от искушения и соблазна, а в этом плане оставаться в своем доме для женщины безопаснее и лучше.

Когда шейху Ибн Базу (да смилуется над ним Аллах) задали вопрос: “Нас более шести женщин, живущих в одном доме. Иногда время некоторых обязательных молитв застает нас дома, и мы совершаем их индивидуально. Некоторые наши родственники во время своего визита к нам, посоветовали, чтобы мы совершали молитвы коллективно, объяснив, что тем самым мы достигнем достоинства коллективной молитвы. Правда ли это?”

Он (да смилуется над ним Аллах) ответил: “Для женщин не является обязательным совершение молитвы коллективно, но если они совершат ее коллективно, то нет в этом ничего плохого, и если каждая совершит молитву индивидуально, в этом также не будет проблем. Однако если они совершат молитву коллективно, то мы надеемся , что они получат достоинство коллективной молитвы” См. «Маджму’ Фатауа уа Макалят Мутанууи’а» 12/86-87.

Ученые постоянного комитета КСА сказали: “Лучше если женщины станут совершать молитву дома коллективно. Руководящая молитвой, при этом стоит вместе с ними посредине первого ряда. А руководит ими та, которая больше всех читает Писание Аллаха 2 и больше всех знает установления религии” См. «Фатауа аль-Ляджна ад-Даима» 8/213.

Хочу также обратить Ваше внимание на то, что к словам шейха Ибн ‘Усаймина (да смилуется над ним Аллах): “…Некоторые сказали, что и в отношении женщин, коллективное совершение молитв является сунной1”

Следует отметить, что существует мнение о том, что не всякая коллективная молитва мужчин приравнивается к двадцати пяти молитвам и имеет превосходство над индивидуальной молитвой.

Читайте так же:  Молитва для привлечения второй половинки

Так, например, первая молитва в мечети с большим количеством людей будет намного превосходить по награде молитву, например, пятерых, которые молятся у себя дома. Хафиз Ибн Хаджар (да смилуется над ним Аллах) сказал: “От некоторых сподвижников пришло сообщение о том, что двадцати пяти кратная награда за групповую молитву уменьшается в зависимости от места совершения. Са’ид ибн Мансур с хорошим иснадом передал, что Аус аль-Ма’афири спросил ‘Абдуллаха ибн ‘Амра: “Что ты скажешь относительно того, кто совершит тщательно омовение и помолится у себя дома?” Он ответил: «Это прекрасно». Тот спросил: “А если он помолится в ближайшей мечети?” ‘Абдуллах ответил: «Это будет приравниваться к пятнадцати молитвам». Тот опять спросил: “А если он отправится в соборную мечеть, чтобы помолиться в ней?” Он ответил: «Это будет подобно двадцати пяти молитвам»”. См. “Фатхуль-Бари” 2/135.

Также имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) считал, что в хадисах, в которых сказано о превосходстве групповой молитвы над индивидуальной, имеется в виду та молитва, которая совершается в мечети. См. “Иршад ас-сарий” 2/26.

Имам Абу Наджим (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Тот, кто совершил групповой намаз со своей семьей, не получает награды джама’ат намаза, если только у него не была веская причина”. См. “аль-Ашбах уа-нназаир” 196.

Если такое разногласие существует относительно коллективной молитвы мужчин, то, что же тогда говорить о коллективной молитве женщин?

Правильным мнением представляется первое, ибо хадисы, упомянутые первой группой ученых, конкретизируют хадисы с общим смыслом, которыми вторая группа ученых аргументирует свою точку зрения.

Но мусульманкам не стоит расстраиваться, ибо как говорил шейх Ибн ‘Усаймин (да смилуется над ним Аллах): “Какая бы дверь, откуда исходит вред людям, не закрывалась бы, для них обязательно открываются врата благ , и хвала за это лишь Аллаху!” См. «Маджму’ Фатауа уа Расаиль Ибн ‘Усаймин» 11/123.

Если посещение женщинами мечети может стать причиной искушения и соблазна, и по этой причине ей желательно совершать молитвы у себя дома, и она лишается той степени награды за коллективную молитву, которую получают мужчины, то ведь Всевышний взамен одарил их множеством других превосходств.

А полное знание обо всем этом принадлежит лишь одному Аллаху!

Подготовил и перевел с арабского: Абу Идар аш-Шаркаси

12 Зу аль-Ка’да 1433 г.х.
28/09/2012.

__________________________________________________________
1 — Умм Уарака (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что “пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел ей руководить коллективной молитвой ее домочадцев” Хадис достоверный. См. «Ируа аль-Галиль» №493.

Также существуют другие достоверные предания о том, что ‘Аиша и Умм Саляма (да будет Аллах доволен ими обеими) руководили женскими коллективными молитвами. См. ‘Абд ар-Раззак №5082, №5086, ад-Даракутни 1/404, аль-Байхаки 3/131, Ибн Абу Шейба 2/88-89.

То есть, есть повеление пророка (мир ему и благословение Аллаха) а также действие ‘Аиши и Умм Салямы (да будет Аллах доволен ими обеими) указывают на желательность, и как минимум на правомерность совершения женщинами в доме коллективной молитвы.

2 — 5-ый вопрос 5069 фетвы: “Что означают слова пророка (мир ему и благословение Аллаха): «…кто больше всех читает Книгу Аллаха»1 , кто больше знает из Корана на память или кто лучше понимает его смысл?”

Ответ: “Смысл слов «кто больше всех читает Книгу Аллаха» — лучший из вас голосом и правильностью чтением, а также под этими словами подразумевают большее знание Корана на память, и лишь Аллах оказывает содействие, и да благословит Аллах нашего пророка Мухаммада его семейство, сподвижников и приветствует их”.

Постоянный комитет по научным исследованиям и вынесению фетв.
Члены комитета: ’Абдуллах бин Ку’уд, ’Абдуллах бин Гудаян.
Заместитель председателя комитета: ’Абд ар-Разак ’Афифи.
Председатель комитета: ’Абд аль-’Азиз бин ’Абдуллах бин Баз.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Салиха

Данный сайт является обращением к каждой мусульманке, которая возлагает надежды на Аллаха и на спасение в будущей жизни. На этом сайте ин-ша Аллах будут собраны материалы, источником которых является Священный Коран и достоверная Сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и понимание этих двух опор в соответствии с пониманием праведных предшественников (ас-саляф ас-салих) из числа сподвижников, их последователей (таб`иун) и следующих за ними, да будет доволен ими Аллах!

Коллективная молитва женщин

Хвала Аллаhу Господу Миров. Мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье, верным сподвижникам и всем тем, кто следует за ними. А затем:

Касается ли джама’ат-намаз женщин

≡ Аль-Хафиз ибн Раджаб сказал:

وفي حديث أبي هريرة رضي الله عنه الذي خرجه البخاري : ( صلاة الرجل في الجماعة تضعف ) وهو يدل على أن صلاة المرأة لا تضعف فِي الجماعة ؛ فإن صلاتها فِي بيتها خير لها وأفضل

«В хадисе Абу Хурайры, который передал аль-Бухари: «Коллективная молитва мужчины превосходит» доказательство, женский намаз не удваивается в коллективе. Ее молитва дома лучше для нее и предпочтительней».
См.»Фатхуль-Бари»4/34.

Тоже самое сказал Ибн Хаджар, ссылаясь на хадис: «Семерых Аллаh укроет в соей тени в день, когда не будет другой тени: … и мужчина, сердце которого было привязано к мечетям».
См.»Фатхуль-Бари»2/147.

≡ Ибн ‘Усеймин сказал:

التضعيف الحاصل في صلاة الجماعة يختص بالرجال ؛ لأنهم هم المدعوون إليها على سبيل الوجوب , ولهذا كان لفظ الحديث صلاة الرجل في جماعة تضعف على صلاته في بيته وفي سوقه ، خمساً وعشرين ضعفاً ) .وعلى هذا ؛ فإن المرأة لا تنال هذا الأجر… فمنهم من قال :إنه تسن لهن الجماعة . ومنهم من قال : إنه تباح لهن الجماعة . ومنهم من قال : إنه تكره لهن الجماعة

Читайте так же:  Сколько раз читать молитву при завязывании красной нити на запястье

«Удвоение награды за коллективный намаз касается именно мужчин, поскольку они в обязательной форме призваны (выполнять намаз в коллективе). Поэтому слова хадиса звучат так: «Коллективная молитва мужчины превосходит одиночную молитву мужчины в 25 ступеней» . Основываясь на этом: женщина не получает такую награду…

Из ученых есть те, кто говорит: джама’ат для них сунна. Есть и те, кто говорил: джама’ат для них желателен. И те, кто говорил: джама’ат для них не желателен».

≡ Ибн Баз, да помилуете его Аллаh, в «Нур ‘аля ад-Дарб» сказал:

لا حرج في ذلك، ولا تجب عليهن الجماعة، الجماعة من اختصاص الرجال، وجوبها في حق الرجال، أما المرأة فليس عليها جماعة، لكن لو صلين جماعة فلا حرج، لو صلين جماعة أو صلت بهن إحداهن ولا سيما من لها بصيرة وعلم حتى تعلمهن وحتى ترشدهن هذا طيب هذا مستحب، قد روي عن أم سلمة و عائشة أنهما صلتا ببعض النساء

«Джама’ат намаз для них не обязателен. Джама’ат намаз из особенностей мужчин. Обязанность (коллективной молитвы) касается исключительно мужчин. А женщины не обязаны делать джама’ат намаз. Но если она делает, то нет в этом проблем. Если она сделает джама’ат, или кто нибудь возглавит джама’ат, особенно если та, у которой знания, чтобы другие обучились у нее, то это хорошее дело. Передается от ‘Аиши и Уммы Салямы, что они возглавляли женский джама’ат намаз».

≡ Профессор Халид аль-Муслих сказал:

فذهب الظاهرية وهو ظاهر قول الشافعية والحنابلة إلى أن المرأة تدرك فضيلة الجماعة بصلاتها في الجماعة. وذلك للعموم المستفاد من قول النبي صلى الله عليه وسلم فيما رواه البخاري ( 609) ومسلم ( 1038) من حديث ابن عمر رضي الله عنه: » صلاة الجماعة تفضل صلاة الفذ بسبع وعشرين درجة»أما الحنفية والمالكية فالذي يظهر من كلامهم عدم دخول النساء في ذلك ويمكن الاستدلال لهم برواية البخاري (611) ومسلم ( 1035) من حديث أبي هريرة» تفضل صلاة الجميع صلاة الرجل وحده خمساً وعشرين درجة » واللفظ لمسلم والشاهد قوله» صلاة الرجل » واستدلوا أيضاً بما رواه أبوداود (483) من حديث ابن مسعود قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: » صلاة المرأة في بيتها أفضل من صلاتها في حجرتها وصلاتها في مخدعها أفضل من صلاتها في بيتها «والذي يظهر لي أن المرأة تدخل في فضيلة المضاعفة في صلاة الجماعة ويحمل قوله: » صلاة الرجل » على أن الأصل في النصوص الشرعية بيان الحكم في حق الرجال خطاباً وبياناً والأصل استواء الرجال والنساء في الحكم حتى يرد دليل التخصيص

«Захириты, и согласно тому, что понимается из слов шафиитов и ханбалитов: женщина получает обещанную награду за коллективную намаз. И это основываясь на общих словах пророк ﷺ, который передал аль-Бухари и Муслим от Ибн ‘Умара, да будет доволен им Аллаh: «Коллективная молитва превосходит одиночную на двадцать семь ступеней».

А ханафиты и маликиты, как это понятно с их слов, считают, что на женщину не распространяется это обещание. В качестве доказательства в их пользу можно обратиться к риваяту аль-Бухари и Муслима от Абу Хурайры: «Коллективная молитва мужчины превосходит одиночную молитву мужчины в 25 ступеней» . Это версия Муслима. Доказательство в словах: «Молитва мужчины» . Они также ссылаются на хадис Ибн Мас’уда: Посланник Аллаhа сказал: «Молитва женщины в своей комнате лучше, чем в своем доме, а ее молитва в своем доме лучше, чем в своем зале/дворе».

Но я считаю, что женщина входит в обещанную удвоенную награду за коллективный намаз. А хадиса «Коллективная молитва мужчины» надо истолковать так, что основа в шариатских текстах, что они разъясняют хукм, обращаясь изначально к мужчинам. Основа, что мужчины и женщины равны в хукме, пока не придет исключающее доказательство».

Как должна женщина руководить джама’ат намазом?

≡ Имам Абу Исхакъ аш-Ширази сказал: «

السنّة أن تقف إمامة النساء وسطهنّ لما روي أنّ عائشة وأمّ سلمة أمّتا نساء فقامتا وسطهنّ

«Сунна, это когда имама становится по среди них. Это согласно тому, что передается от ‘Аиши и Уммы Салямы, что они руководили женской коллективной молитвой, находясь по середине (ряда)»
См. «аль-Муhаззаб» 4/296.

≡ Тоже самое сказал Ибн Къудама:

«Если она возглавляет женский джама’ат, то становится по среди них. Мы не знаем разногласий среди тех, кто дозволял женщине возглавлять (женскую молитву)».
См. «аль-Мугъни» 4/202.

Я скажу: это передал ‘Абду-Раззакъ и ад-Даракъутни. Ибн Аби Шейба передал, что умму Саляма стояла имамом среди женщин по середине ряда.

Вывод

Видео (кликните для воспроизведения).

Награда за коллективный намаз касается мужчин. Но женщинам лучше делать джама’ат намаз между собой в любом случае. Пусть даже они в этом не достигают награды мужчин, но получают награду за единство и сплоченность, иншаАлла.

Коллективная молитва женщин
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here