Картинка утренняя молитва чайковского

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Картинка утренняя молитва чайковского - в подробном и точном описании.

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Утренняя молитва

Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Музыка этой пьесы (в изданиях советского времени называвшейся «Утреннее размышление») полна возвышенного созерцания, покоя. Мы ощущаем легкое дыхание фразы, искренность, выразительность мелодии, исполненной наивной чистоты ожидания чего-то светлого. Интонация церковного пения слышится лишь в самом начале пьесы, переходя далее в задушевное лирическое высказывание. Чайковский чутко улавливает психологию детской души: едва произнеся слова молитвы, ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты.

Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов. На протяжении всей пьесы верхний голос играет ведущую роль; однако нельзя игнорировать и выразительное значение басовой линии. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. В мелодии слышны живые, как бы говорящие интонации; светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Пьеса написана в форме периода. Во втором предложении (ближе к середине пьесы) происходит модуляция в более далекую тональность (хотя, в сущности, развитие не уводит нас слишком далеко от «дома»), что придает звучанию чуть большую взволнованность. Чайковский предписывает здесь играть forte (итал. — форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Этот остинатный бас особо впечатлительной душе может показаться выражением чего-то рокового, тому же, кто не склонен к мистике, он просто создает настроение умиротворенного покоя и уверенности.

П.И. Чайковский Э. Григ П. Чайковский «Утренняя молитва» Это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемИнзиля Чумакова

Похожие презентации

Презентация на тему: » П.И. Чайковский Э. Григ П. Чайковский «Утренняя молитва» Это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его.» — Транскрипт:

2 П.И. Чайковский Э. Григ

5 П. Чайковский «Утренняя молитва» Это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром.

6 Эдвард Григ «Утро» Ту песню пою я, услышат ее Все люди от края до края, И правду о северной дивной земле Расскажет им песня родная. ( Из норвежской народной поэзии) Фридрих Каспер Давид «Утро» 15 июня сентября 1907

7 Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

8 Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать. Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны – тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Музыка выражает настроения, чувства, характер людей: Молитва

МУЗЫКА ВЫРАЖАЕТ НАСТРОЕНИЯ, ЧУВСТВА, ХАРАКТЕР ЛЮДЕЙ

Молитва

Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.

Его маленький племянник, Володя Давыдов, в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый «пианист». Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

1-е занятие

Программное содержание. Познакомить детей с содержанием «Детского альбома» П. Чайковского, рассказать о значении окаймляющих его пьес.

П е д а г о г. Вы знакомы со многими пьесами из «Детского альбома» П. Чайковского. В них композитор рассказывает нам о детских радостях и печалях, забавах и играх, о родной природе, сказках, путешествиях. Всё это наполняет день ребенка. Начинается и заканчивается альбом молитвами — утренней и вечерней.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к Богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, испрашивал прощение за совершенные проступки (например, ребёнок не слушался родителей или капризничал, жадничал или подрался).

Пьеса, которая открывает «Детский альбом» П. Чайковского, называется «Утренняя молитва». Заканчивается альбом пьесой «В церкви». Можно предположить, что П. Чайковский в своём альбоме хотел рассказать об одном дне ребенка, наполненном разными событиями, играми и переживаниями. Послушайте пьесы, которые открывают и закрывают альбом (две молитвы) и скажите, похожи ли они между собой. (Исполняет две пьесы.)

Д е т и. Похожи. Музыка спокойная, строгая.

П е д а г о г. Да, обе пьесы сосредоточенные, углублённые. Аккорды напоминают церковное хоровое пение. Молитвы в церкви поются на несколько голосов. Каждый голос ведёт свою мелодию. Сливаясь вместе, они создают красивое, стройное звучание. (Играет фрагменты.) А отличаются ли по характеру эти пьесы? (Исполняет фрагменты.)

Читайте так же:  Лечение глаз молитвой

Д е т и. Вторая пьеса более грустная.

П е д а г о г. Да, «Утренняя молитва» светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно. А вечерняя молитва (пьеса «В церкви») более сумрачная. За окном темно, ребенок устал, день был наполнен разными переживаниями. Музыка грустная, сосредоточенная, печальная, задумчивая, просящая.

Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. П. Чайковский не упрощал музыку, которую он сочинял для детей, а писал её с такой же глубиной чувств, как и «взрослую».

Если внимательно прислушаться, то можно заметить, что в конце обеих пьес есть повторяющиеся звуки в басу. Но в «Утренней молитве» они звучат строго и спокойно, на фоне светлой мелодии (звучит фрагмент), а в вечерней — более мрачно, сосредоточенно, устало. День угас, спускается ночная тьма, всё затихает, успокаивается, замирает. (Звучит фрагмент.)

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей сравнивать малоконтрастные произведения с одним названием, различать оттенки настроений.

П е д а г о г. На прошлом занятии вы сравнивали две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского — «Утренняя молитва» и «В церкви». Давайте вспомним их (звучат фрагменты). Сегодня вы услышите два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria».

«Ave, Maria, gratia plena» в переводе с латинского языка означает: «Привет тебе, Мария милосердная». Это слова латинской молитвы, обращённой к Божьей Матери — деве Марии. Многие художники, скульпторы, музыканты в разные времена воспевали её красоту, благородство, чистоту, доброту и посвящали ей свои произведения. (Показывает репродукции картин Рафаэля, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли или другие.)

Первое произведение «Ave, Maria», которые вы услышите, написал австрийский композитор Франц Шуберт. (Исполняет пьесу.)

Второе — создали два композитора. И. С. Бах написал прелюдию, в которой есть только переливчатые аккорды, а мелодия звучит лишь намёком. (Звучит в записи прелюдия до мажор из 1-ого тома «Хорошо темперированного клавира».)

Французский композитор Шарль Гуно через много лет написал мелодию на текст молитвы «Ave, Maria» и соединил с прелюдией Баха, использовав её как аккомпанемент.

Чем близки эти два произведения: «Ave, Maria» Ф. Шуберта и «Ave, Maria» Баха-Гуно? (Звучат пьесы в записи.)

Д е т и. Оба произведения немного грустные.

П е д а г о г. Да, но это не грусть-скорбь, а светлая грусть. Оба произведения звучат задушевно, тепло, искренне, с нежностью. (Звучат фрагменты.) Прислушайтесь, а какие инструменты вы слышите?

Д е т и. В первой пьесе играют скрипки, а во второй звучит хор.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта исполняет оркестр, а «Ave, Maria» Баха-Гуно поют хор и солист. Но если вы прислушаетесь внимательно, то услышите, что в обоих произведениях звучит ещё и орган. Его низкие, торжественные звуки, как аккомпанемент, сопровождают обе мелодии. (Звучат фрагменты.)

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать тембры музыкальных инструментов, узнавать звучание оркестра, органа. Различать оттенки настроений.

П е д а г о г. Мы слушали два произведения с одинаковым названием «Ave, Maria» Ф. Шуберта и Баха-Гуно, говорили, как они похожи тем; что немного грустные и одновременно светлые. А могли бы вы сказать, чем они отличаются по настроению? (Звучат фрагменты.)

Д е т и. Первое произведение взволнованное, второе — более спокойное.

П е д а г о г. Да, «Ave, Maria» Ф. Шуберта звучит взволнованно, трепетно, порывисто, с открытостью, с большим напряжением, а у Баха-Гуно — более строго. Хотя в этой пьесе тоже чувствуется волнение, но оно более сдержанное. Я рассказывала вам, что это произведение написано двумя композиторами. Но Бах и Гуно жили в разное время, в разных странах. Бах – в Германии, а Гуно — во Франции. Бах написал прелюдию, не думая о том, что другой композитор, Гуно, сочинит к ней свою мелодию. Послушайте еще раз прелюдию И. С. Баха. (Звучит запись.)

Как красива эта музыка! Она звучит строго, сосредоточенно, сдержанно, возвышенно, задумчиво, с большим чувством. В этой музыке как бы нет мелодии, лишь отдельные звуки поблескивают вверху. Музыка похожа на молитву – наполнена светом, чистотой, добром. «Ave, Maria» Баха-Гуно вы слушали в исполнении органа, солиста и хора. Прелюдию И. С. Баха играет орган, а мелодию Ш. Гуно поют солист и хор. В этом произведении есть яркая кульминация. Какая она? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Взволнованная.

П е д а г о г. Да, светлая, нежная, искренняя и спокойная в начале музыка в кульминации звучит с мольбой, волнением, горячо. Но потом наступает успокоение, просветление. (Звучит запись.)

«Ave, Maria» Ф Шуберта сразу звучит трепетно, взволнованно, с открытым чувством, порывисто. В начале, во вступлении, вы слышите спокойные, сосредоточенные, строгие звуки органа, но вот вступают скрипки, и их голоса звучат тепло, трепетно, порывисто, немного грустно. (Звучит запись.)

Чайковский. Детский альбом. «Утренняя молитва»
Рекомендации по исполнению. Пьеса спокойного, светлого, сосредоточенного характера. Важно выбрать темп исполнения, не делающий её статичной. Необходимо добиться стройности звучания аккордов, объединения их общим движением, слышать мелодию в верхних голосах аккордов, линию басов, объединить их в длинные фразы.

Чайковский. Детский альбом. «В церкви»
Рекомендации по исполнению. При исполнении этой пьесы возникают аналогичные трудности: слышание звуковой «арки» между верхними и нижними голосами аккордов, мягкого гармонического заполнения средних голосов, объединение аккордов в длинные фразы. В обеих пьесах использованы сходные приёмы письма: аккордовое звучание, имитирующее церковное хоровое пение, длительные органные пункты (в конце), усиливающие характер сосредоточенности, некоторой отрешённости. В пьесе «В церкви» П. Чайковский использовал подлинную мелодию, звучащую на православном богослужении (Шестой глас осьмогласия), на которую поются разные молитвы («Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. », «Ныне отпущаеши», «Воскрешение Христово видевше. » и др.).

Читайте так же:  Молитва на 14 октября на замужество

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Бах — Гуно. Аве, Мария (3 варианта исполнения — без вокала, с вокалом и адапт. для малышей), mp3;
Чайковский. Детский альбом. В церкви (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом), mp3;
Чайковский. Детский альбом. Утренняя молитва (3 варианта исполнения — фортепиано, симфонический оркестр и фортепиано с вокалом) , mp3;
Шуберт. Аве, мария (2 варианта исполнения — с вокалом и без вокала), mp3;
3. Сопроводительная статья — конспект занятий, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом (фортепиано), jpg.

Петр Ильич Чайковский 1840-1893. Пьесы для фортепиано опус 39 Посвящается любимому племяннику композитора В.Л. Давыдову 1.Утренняя молитва 2.Зимнее утро. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемИлья Федяшкин

Похожие презентации

Презентация на тему: » Петр Ильич Чайковский 1840-1893. Пьесы для фортепиано опус 39 Посвящается любимому племяннику композитора В.Л. Давыдову 1.Утренняя молитва 2.Зимнее утро.» — Транскрипт:

1 Петр Ильич Чайковский

10 Пьесы для фортепиано опус 39 Посвящается любимому племяннику композитора В.Л. Давыдову 1. Утренняя молитва 2. Зимнее утро 3. Игра в лошадки 4. Мама 5. Марш деревянных солдатиков 6. Болезнь куклы 7. Похороны куклы 8. Вальс 9. Новая кукла 10. Мазурка 11. Русская песня 12. Мужик на гармонике играет 13. Камаринская 14. Полька 15. Итальянская песенка 16. Старинная французская песенка 17. Немецкая песенка 18. Неаполитанская песенка 19. Нянина сказка 20.Баба-яга 21. Сладкая греза 22. Песня жаворонка 23. Шарманщик поет 24. В церкви

14 Утренняя молитва Пьеса — образец музыкального выражения покоя и возвышенного созерцания. В изданиях советского времени получила другое название — «Утреннее размышление». В музыке слышится звучание детского хора. Мелодия соткана из живых как бы говорящих интонаций. Светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

16 «Зимнее утро» Сам Пётр Ильич родился в маленьком городке. В «Зимнем утре» он изобразил своё детское впечатление. Будто малыш выглянул в окно и увидел засыпанную снегом улицу и замёрзшие окошки в доме напротив. Представьте себе, что вы подышали на замёрзшее стекло, оно подтаяло, и в эту маленькую проталинку мы смотрим, что делается за окном. Закройте глаза и послушайте пьесу «Зимнее утро». Интересно, что вы увидите, благодаря музыке?

19 Мальчики очень любят играть в лошадки. «Я на лошадку свою златоглавую Сел и помчался по дому, по комнате, Мимо стола, этажерки и тумбочки, Мимо кота, на диване лежащего, Мимо сидящей с вязанием бабушки, Мимо мяча и коробки с игрушками». Пьеса написана в жанре токкаты: быстрый темп от начала и до конца пьесы, музыкальная однородная фактура рисуют образ быстрой скачки, веселой игры.

24 Нежные, ласковые, певучие звуки пьесы «Мама» будто успокаивают, объясняют что-то. Наверное, такими были воспоминания самого Петра Ильича о маме. Недаром всю жизнь он помнил её чудесные глаза, плавные, полные достоинства движения, глубокий грудной голос, тепло ее нежных рук. Раньше в дворянских семьях детей оставляли на попечение гувернанток и нянь, поэтому появление мамы было настоящим праздником для ребенка.

25 Марш деревянных солдатиков

26 Девочки любят играть в куклы, а мальчики в солдатиков. Вот отчеканивает шаг в забавном марше игрушечное войско. А что означает слово «марш»? Слово марш означает шествие. Под музыку людям шагать удобнее. Сами звуки могут командовать движением. На все случаи жизни есть марши. Музыка — марш — это не только аккомпанемент вашим шагам, но и портрет шагающих. Какие красивые солдатики, сосем как настоящие. Хочется маршировать вместе с ними!

28 П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. «Болезнь куклы» — первая по- настоящему печальная пьеса в цикле. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. В мелодии медленное, тягучее движение (во время болезни обычно ведь «скучно») с грустными интонациями мелодии, где, подобно вздохам передается печальное настроение девочки, у которой заболела кукла.

29 Эмиль Мунье Девочка с куклой Эмиль Мунье

31 Похороны куклы Слушая эту пьесу, чувствуешь бережное отношение П. Чайковского к переживаниям ребенка, понимание их глубины и значительности. Чуда не произошло, кукла умерла. Торжественно и строго, как в настоящем траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка «Похоронного марша» передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.

34 Юрий Кротов Мои куклы

37 Эта пьеса — одно из многих свидетельств любви П. Чайковского к вальсу. Существуют разные типы вальса — лирический, и бальный, характерный танец. Этот вальс демонстрирует особое соотношение метра мелодии и трехдольного аккомпанемента. П. Чайковский тонко и с большим мастерством использует характерную особенность вальса – бас и два аккорда. В письмах композитор пишет: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

39 Жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу. Чувство счастья и радости переполняют ее и она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой. На протяжении всей пьесы выражается одно радостное настроение.

42 Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. Мазурка из «Детского альбома» — интимного камерного характера. Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме. А вот мазурка зазвучала! Мазурка – танец хоть куда! Задорный легкий и веселый, Прошу на танец, господа!

44 «Русская песня» из «Детского альбома» написана на основе подлинной народной песни «Голова ли ты, моя головушка». В ручеёк брось цветок – Унесёт его поток. Спой мне песню соловей – Станет сердцу веселей. Эта пьеса — пример темы и одной вариации на нее.

Читайте так же:  Молитву Пантелеймону целителю

45 Мужик на гармонике играет

46 Эта пьеса из мини-цикла из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники. В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов. Гармоника —

48 Камаринская — русская плясовая песня, в скором темпе. Характерные композиторские приемы позволяют П. Чайковскому воспроизвести звучания народных инструментов — волынки и гармоники, балалайки.

51 Полька из «Детского альбома воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Пётр Ильич любил участвовать в домашних вечерах семьи Давыдовых, здесь он чувствовал себя свободно и непринуждённо. В письмах, написанных за несколько дней до начала сочинения «Детского альбома», композитор описывает именины сестры Саши: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

56 Старинная французская песенка

64 Приближается вечер и нужно готовиться ко сну. Перед нами возникает образ старушки-няни, которая сама остается как бы «за кадром», либо мы представляем себе старушку-няню, «которая тут же в нашем воображении перевоплощается в образ фантастической колдуньи. Некоторая угловатость, «колючесть» изложения, ритмическая причудливость, замысловатая расстановка акцентов способствует созданию атмосферы сказочности.

65 Баба-яга Сны бывают иногда страшными. Баба- яга- один из них.

69 Страшный сон сменяется сладко-чувственной «Сладкой грезой». Эта пьеса в стиле романса передает мечтательное трепетное состояние души. Обращает на себя внимание аккомпанемент: паузы между аккордами передают учащенное от волнения дыхание. Музыкальная форма пьесы трехчастная, как и в большинстве пьес «Детского альбома».

Видео (кликните для воспроизведения).

70 «Песня жаворонка» Это музыкальный пейзаж, тонкая живописная зарисовка русской природы, окрашенная светлым радостным настроением; лишь в средней части появляется налет грусти. «Я вырос в глуши и самого раннего детства проникся неизъяснимой красотой русской народной музыки» — писал П.И. Чайковский.

72 На Жаворонки зима кончается, весна начинается

73 На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины Поет, на солнышке сверкая: «Весна идет к нам молодая! Я здесь пою приход весны. Здесь так легко мне, так радушно Так беспредельно, так воздушно Весь Божий мир здесь вижу я И славит Бога песнь моя!» В. Жуковский

74 Шарманщик Фриц Уде

75 Шарманщик поет Шарманка имеет немало общего с органом: звук возникает при поступлении воздуха в специальные звучащие трубки. Кроме этого внутри шарманки размещены воздушные меха в деревянный или металлический валик со шпильками. Вращая ручку снаружи инструмента, шарманщик открывал доступ воздуха к трубкам и приводил в действие меха. Шарманка появилась во Франции в конце XVII века, причем первоначально она использовалась как инструмент для обучения пению певчих птиц, а уже в XVIIIвеке становится непременным спутником бродячих музыкантов. Одним из первых мастеров, занимавшихся изготовлением шарманок, был итальянец Джованни Барбери. Немецкое и английское наименования этого инструмента также включают в себя слово «орган». Да и в русском языке «органчик» часто выступает в качестве синонима «шарманки»: В Россию шарманка попадает в начале XIX пека. В народе ее называли: «ручной орган, который носят по улицам в домам для игры». Многие бродячие артисты сопровождали кукольное представление исполнением мелодии на шарманке.

76 За основу мелодии взят еще один итальянский (венецианский) мотив.В этой пьесе, по мнению исследователей творчества Чайковского, выражена идея о нерасторжимости жизни и смерти. Шарманщик крутит ручку шарманки и из неё льются красивые протяжные звуки. Круговое повторение мелодии шарманки, круговое движение ее ручки – это символ бесконечности движения самой жизни, то есть жизнь идет по кругу, одно поколение сменяется другим… В основу мелодии положена мелодия итальянского (венецианского) мотива. Незатейливая, но мудро-спокойная тема рассеивает мрачные мысли ребенка.

77 Петрушка идет… Корзухин А.И.

78 Шарманщик Маковский В. Е.

80 Первый и последний номера — «Утренняя молитва» и «В церкви»- соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Величавый и скорбный хор «В церкви», основан на подлинной церковной теме покаянного псалма. Это своеобразное благодарение Богу за счастливо прожитый день.

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Ноты детских песен, видео танцев

Утренняя молитва (Детский альбом)

Песня «Утренняя молитва»
Из фортепианного цикла «Детский альбом»
Музыка П.И. Чайковского. Слова А. Лиунина
Произведение для слушания на музыкальных занятиях

Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло.
Что-бы весеннее солнце взошло.
Людей и птиц, и зверей,
Прошу Тебя, обогрей.

Скачать бесплатно ноты детской песни «Утренняя молитва» в полном размере:

Утренняя молитва

«Детский альбом» по смыслу разбит на три части, раскрывающие внутренний мир ребёнка и повествующие о том, как проходит его день.

В первой части, посвященной пробуждению и началу дня, три пьесы: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама».

День ребенка во времена Чайковского начинался с утренней молитвы — обращения к Богу.

Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси, сохрани!
Силу любви своей нам подари.

«Утренняя молитва» — это светлая, строгая, созерцательная пьеса, возвышенное размышление о Боге и о душе. Чайковской в фортепианной музыке смог передать в этой пьесе хоровое пение. Пьеса способствует созданию настроения сосредоточенности. Его помогают передать равномерное ритмическое движение, простой гармонический язык и светлая тональность.

В советских изданиях «Детского альбома» эта пьеса называется «Утреннее размышление»: советская идеология была нетерпима к любому упоминанию о церкви.

П. И. Чайковский. «Детский альбом»

Утренняя молитва

Жанр: Фортепианная миниатюра соль мажор из цикла «Детский альбом», ор. З9.

Музыка этой пьесы (в изданиях советского времени называвшейся «Утреннее размышление») полна возвышенного созерцания, покоя. Мы ощущаем легкое дыхание фразы, искренность, выразительность мелодии, исполненной наивной чистоты ожидания чего-то светлого. Интонация церковного пения слышится лишь в самом начале пьесы, переходя далее в задушевное лирическое высказывание. Чайковский чутко улавливает психологию детской души: едва произнеся слова молитвы, ребенок тут же уносится в мир своей фантазии, мечты.

Читайте так же:  Молитвы перед чтением канона

Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов. На протяжении всей пьесы верхний голос играет ведущую роль; однако нельзя игнорировать и выразительное значение басовой линии. Эти крайние голоса рельефно оттеняют контуры музыкальной ткани. В мелодии слышны живые, как бы говорящие интонации; светотени гармонического развития помогают почувствовать в музыке оттенки душеных волнений, следовать за тончайшими нюансами в сменах настроений.

Пьеса написана в форме периода. Во втором предложении (ближе к середине пьесы) происходит модуляция в более далекую тональность (хотя, в сущности, развитие не уводит нас слишком далеко от «дома»), что придает звучанию чуть большую взволнованность. Чайковский предписывает здесь играть forte (итал. — форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Этот остинатный бас особо впечатлительной душе может показаться выражением чего-то рокового, тому же, кто не склонен к мистике, он просто создает настроение умиротворенного покоя и уверенности.

П.И. Чайковский Э. Григ П. Чайковский «Утренняя молитва» Это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его. — презентация

Презентация была опубликована год назад пользователемИнзиля Чумакова

Похожие презентации

Презентация на тему: » П.И. Чайковский Э. Григ П. Чайковский «Утренняя молитва» Это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его.» — Транскрипт:

2 П.И. Чайковский Э. Григ

5 П. Чайковский «Утренняя молитва» Это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром.

6 Эдвард Григ «Утро» Ту песню пою я, услышат ее Все люди от края до края, И правду о северной дивной земле Расскажет им песня родная. ( Из норвежской народной поэзии) Фридрих Каспер Давид «Утро» 15 июня сентября 1907

7 Эдвард Григ родился в прекрасной северной стране с живописной, хотя и суровой природой. Это Норвегия – страна неприступных скал и диких горных ущелий. Берега ее изрезаны причудливыми заливами – фьордами. Густые хвойные леса покрывают склоны гор и побережье.

8 Эдвард любил сказки, которые ему рассказывала мать. Горы, леса и реки населяли диковинные существа. В горах жили странные великаны – тролли. Под землей обитали гномы – хранители великих богатств. В лесу можно было встретить эльфов – прекрасных сказочных существ.

Картинка утренняя молитва чайковского

Новизна и оригинальность «Альбома для юношества» Шумана пробудила фантазию многих композиторов.

В апреле 1878 года Пётр Ильич Чайковский писал своему другу и почитательнице Надежде Филаретовне фон Мекк:

Обложка первого издания
«Детского альбома»

Непосредственным толчком к созданию «Дет­ско­го альбома» послужило Чайковскому общение с маленьким племянником Володей Давыдовым, которому и посвящён этот сборник, состоящий из 24 лёгких пьес и появившийся в октябре 1878 года. Интересно, что на обложке первого издания в скобках помечено: «Подражание Шу­ману».

С пьесами из «Детского альбома» Чайковского вы уже много раз встречались на уроках му­зы­каль­ной литературы. А кто-то из вас по­зна­ко­мил­ся с ними и в классе фортепиано.

Пройдём по страницам «Детского альбома» и заодно вспомним пьесы, которые нам уже встречались.

Помимо ссылок на приведённые ранее примеры, каждую пьесу можно прослушать целиком по кнопке слева. Исполняет Я. Флиер.

  1. «Утренняя молитва». См. разбор и пример в теме 6.
  2. «Зимнее утро». Музыкальная зарисовка с «колючей», «морозной» гармонией.
  3. «Игра в лошадки». Стремительная пьеса с безостановочным движением восьмых.
  4. «Мама». Лирический портрет.
  5. Марш деревянных солдатиков. Игрушечный марш (см. пример 53 в теме 2).
  6. «Болезнь куклы». Печальная музыка об очень искренних переживаниях девочки, которая принимает свою игру как бы всерьёз. А может быть, любимая кукла действительно безнадёжно сломалась.
  7. «Похороны куклы». Траурный марш.
  8. Вальс. См о нём в теме 5 и в теме 6 (раздел 3 и раздел 6).
  9. «Новая кукла». Звучащая в едином порыве пьеса выражает безудержную радость девочки.
  10. Мазурка. Танцевальная миниатюра в жанре мазурки.
  11. Русская песня. См. разбор и пример в теме 6.
  12. «Мужик на гармонике играет».

На этой оригинальнейшей миниатюре остановимся подробнее. Возможно, Чайковский случайно услышал, как незадачливый гармонист пытается что-то подобрать, но это у него никак не выходит. С большим юмором композитор изобразил этот эпизод в крошечной пьесе.

Сначала четыре раза повторяется одна и та же маленькая фраза. Потом дважды гармонист снова затягивает её первый мотив, но останавливается, в каком-то недоумении перебирая два аккорда. Видимо, один из них (доминантсептаккорд) слишком поразил его воображение, и он завороженно разжимает и сжимает мехи, вцепившись пальцами в этот аккорд.

При нажатии одной клавиши на левой клавиатуре у многих гармошек звучит не одна нота, а целый аккорд: тоника, доминанта или субдоминанта. Поэтому, подражая неумелой игре на гармошке, Чайковский использует аккордовый склад. Не случайна и тональность си-бемоль мажор. Большинство гармошек настроены именно в этом звукоряде (в отличие от баяна и аккордеона, на гармошке нельзя сыграть ни хроматическую гамму, ни музыку в разных тональностях).

Здесь мы увидели ещё одну разновидность картинной программности — звукоподражательную. Такое подражание музыкальным инструментам встречается довольно редко. Чаще композиторы используют звукоподражание для изображения природных шумов или пения птиц. Подобный пример тоже встречается в «Детском альбоме», и мы до него скоро дойдём.

  1. «Камаринская». Фигурационные вариации на известную русскую плясовую мелодию.
  2. Полька. Танцевальная миниатюра в жанре польки (см. пример 150 в теме 5).
  3. Итальянская песенка. Воспоминание композитора об Италии. Мелодию, помещённую в припев этой песенки, Чайковский слышал в Милане в исполнении маленького уличного певца.
  4. Старинная французская песенка. См. разбор и пример в теме 6.
  5. Немецкая песенка.

По общему характеру эта пьеса напоминает старинный немецкий танец лендлер (немного замедленный и грубоватый вальс). А некоторые характерные мелодические обороты заставляют вспомнить и другой жанр — йодль, своеобразную песню альпийских горцев. Обычное пение со словами перемежается в йодлях с вокализами, изображающими инструментальный наигрыш. Эти вокализы исполняются в своеобразной манере с частыми широкими скачками, разложенными по звукам аккордов. Мелодия первого раздела Немецкой песенки очень похожа на йодль:

Читайте так же:  Текст молитвы коль нидрей

А вот традиционный немецкий (тирольский) йодль в современном исполнении.

  1. Неаполитанская песенка. См. разбор и пример в теме 6.
  2. «Нянина сказка».

Хотя Чайковский не сообщает нам, что за сказку рассказывает няня, и мы не знаем её сюжета, слышно, что музыка говорит о каких-то приключениях.

Начало звучит таинственно, «колючие» аккорды прерываются загадочными паузами. Второе предложение начинается затаённо, октавой ниже, потом все голоса стремительно взлетают вверх, а в самом кадансе вдруг происходит что-то новое, неожиданное.

А затем случилось что-то страшное. На протяжении всего среднего раздела в правой руке повторяется с нарастающим в две волны crescendo один и тот же звук — до, как бы говоря: «О-ой! О-ой. » А в левой руке трепещут шорохи хроматических терций в «пугающем» низком регистре.

Когда перед самой репризой до переходит в ре, мы ощущаем это событие как кульминацию страшной сказки. Но тут же наступает успокоение: реприза совершенно точная, и, когда мы снова слышим знакомую музыку, она уже не кажется такой таинственной и «колючей», какой казалась сначала. У страшной сказки счастливый и добрый конец.

  1. «Баба Яга». Ещё одна добродушная «страшилка», картинка стремительного полёта злой колдуньи на помеле.
  2. «Сладкая грёза». Лирическая пьеса. Хотя у неё есть название, это не программная миниатюра. Образ светлой мечты, который дан в музыке, можно наполнить любым подходящим содержанием. А можно просто слушать и наслаждаться.
  3. Песня жаворонка.

Как и в пьесе «Мужик на гармонике играет», здесь есть звукоподражание. Но образ рождается совершенно другой. Не забавный, а лирический. В одном из писем Чайковский писал: Как я люблю, когда по улицам текут потоки тающего снега и в воздухе почувствуется что-то живительное и бодрящее! С какой любовью приветствуешь первую зелёную травку, как радуешься прилёту грачей, а за ними жаворонков и других заморских летних гостей!

Издавна пение птиц в музыкальном искусстве было связано с образами весны, ласкового солнца, пробуждения природы. Вспомните символические фигурки жаворонков в весенних народных обрядах.

А кроме того, певчие птицы с незапамятных времён поражали человека изобретательностью, разнообразием своих трелей. У них и музыкантам есть чему поучиться.

В Песне жаворонка мы слышим и солнечную, весеннюю радость, и не­обык­но­вен­ное разнообразие «птичьих» пассажей в высоком регистре.

Пьеса написана в простой трёхчастной форме. С первых же тактов можно почувствовать и «потоки тающего снега», и «что-то живительное и бодрящее», разлитое в весеннем воздухе. И над этой солнечной картиной где-то высоко-высоко заливается жаворонок.

В среднем разделе, который начинается затаённым рр, композитор словно прислушивается к пению жаворонка и даёт нам услышать всё новые и новые изгибы и повороты этой песни.

После точой репризы, в маленькой коде, мы слышим ещё одно «коленце» жаворонка

Молитвой начинался и заканчивался день ребёнка. И если «Утренняя молитва» — вступление к картинам, образам и впечатлениям, наполняющим ребячий день, то пьеса «В церкви» — это прощание с ещё одним прожитым днём. Строго и стройно поёт церковный хор на вечерней службе, в мягких «говорящих» интонациях первых фраз можно расслышать: «Господи, помилуй».

Эти четыре фразы, образующие период свободного строения, повторяются ещё раз, но всё громче и громче: пение ширится и нарастает.

Но вот последние, затихающие фразы хора и огромная кода, занимающая половину всей пьесы: долгое прощание, в котором слышится мерное и чуть грустное звучание тягучих вечерних церковных колоколов

Если у Шумана пьесы были расположены по возрастающей сложности, то у Чайковского совсем лёгкие могут соседствовать с достаточно трудными. Располагая пьесы в альбоме, Чайковский руководствовался их образным содержанием.

Все жанровые игровые сценки — «Игра в лошадки», Марш деревянных солдатиков, «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла» — сосредоточены в первой половине сборника.

В середине — маленькая русская «сюита»: Русская песня, «Мужик на гармонике играет» и «Камаринская».

Затем идёт «сюита путешествий» — песенки разных стран, времён и городов: Итальянская, Старинная французская, Немецкая и Неаполитанская.

Потом раздел сказок: «Нянина сказка» и «Баба Яга».

Лирические пьесы и танцы создают необходимый контраст или снимают напряжение. «Мама» оттеняет «Игру в лошадки» и Марш деревянных солдатиков. Вальс смягчает переход от безутешного горя («Похороны куклы») к бурной радости («Новая кукла»). Мазурка и Полька — своеобразные «отбивки» между «русским» и «европейским» разделами. «Сладкая грёза» — «лирическое отступление» после страшных сказок. Ещё одно «лирическое отступление» перед самым прощанием — пьеса «Шарманщик поёт».

Две картины природы — «Зимнее утро» и Песня жаворонка — расположены одна почти в самом начале, а другая ближе к концу.

И наконец, вступление и заключение, связанные с церковной музыкой: «Утренняя молитва» и «В церкви».

Такая группировка пьес делает «Детский альбом» Чайковского удивительно стройным произведением — не просто сборником пьес, а большой сюитой, которую интересно и не утомительно слушать подряд от начала до конца.

Видео (кликните для воспроизведения).

Чайковский раздвигает рамки детской музыки. В пьесах Русская песня, «Камаринская», Итальянская песенка, Старинная французская песенка, Неаполитанская песенка, «Шарманщик поёт» он знакомит маленьких музыкантов с народными мелодиями разных стран. А музыку некоторых пьес можно услышать и во «взрослых» произведениях Чайковского. Так, Неаполитанская песенка пришла в альбом из балета «Лебединое озеро», Старинная французская песенка превратилась в Песнь менестрелей в опере «Орлеанская дева», мелодия пьесы «Шарманщик поёт» вновь зазвучала в фортепианной миниатюре «Прерванные грёзы», а интонации «Сладкой грёзы» неожиданно проступили в Сцене в еловом лесу из балета «Щелкунчик».

Картинка утренняя молитва чайковского
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here