Урок по орксэ на тему православная молитва

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Урок по орксэ на тему православная молитва - в подробном и точном описании.

Урок по основам православной культуры. Тема: «Православная молитва». 4-й класс

Класс: 4

Цель урока: Помочь обучающимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом

Задачи урока:

  • Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы
  • Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.
  • Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Основные понятия урока православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание

Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

1. Орг. Момент. Здравствуйте дорогие друзья. Я рада вас приветствовать на сегодняшнем уроке. Я всем желаю здоровья, хорошего настроения, мы открываем очередную страничку Основ православной культуры.

2. Знакомство с темой урока Постановка целей и задач.

Слайд с молящимися (Слайд 1). Ребята, что вы видите на слайде, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? (Ответы: молящихся людей, о молитве)

М. прием: “ЗНАЮ, ХОЧУ УЗНАТЬ, УЗНАЛ”

Ребята, что вы знаете о молитве, что вам хотелось бы узнать о молитве. (Ответы детей)

Запишите тему сегодняшнего урока “ Православная молитва”. Сегодня на уроке вы узнаете ( обобщение, уточнение ответов), что такое молитва и какие молитвы бывают. Познакомитесь с главными молитвами православных христиан. Продолжите составлять православный словарик.

3. Изучение нового материала.

Нам сегодня повезло, мы поймали золотую рыбку (слайд 2). Она готова выполнить ваше заветное желание. Запишите его на листочке. ( Дети записывают на карточках, озвучивают свои желания, вывешивают карточки на доске в столбик)

Ребята. Посмотрите еще раз на слайд (Слайд 1). Что вы на нем видите? (Молящихся людей).

Что значит МОЛИТВА? – Дети: обращение к Богу. С чем люди могут обращаться? Что они могут просить?

Ответы детей записываются в другой столбик. Ребята, давайте сравним записи в двух столбцах.

В первом столбике могут оказаться материальные желания, заботы о себе во втором просьбы духовные, для других . Дети делают выводы.

Для того, чтоб жил я в мире,
Уголок у нас в квартире.
Тут иконы по порядку,
Тут горит у нас лампадка,
Здесь лежат святые книжки.
Только маленький братишка
Мне мешает. Ну и пусть!
Утром, вечером . (молюсь)

Какие бывают молитвы?

Самостоятельная работа с раздаточным материалом (карточка), текстом учебника с. 12-13

Задание: Заполните таблицу, проведите соответствия:

Вид молитвы Обращение
? Аллилуия!”
? Подай, Господи!”
? Господи, помилуй!”
Слава Богу!”

Ребята, определите, к какому виду молитвы относятся эти слова:

Завтра бой.
Шепчет юноша, скорбь затая,
Шепчет молитву.
Завтра утром в кровавую битву.
“Спаси, Господи, люди Твоя”.

Вот мы руки развели
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились

Наклонились, выпрямились
Наклонились, выпрямились
Ниже, ниже не ленись
Поклонись и улыбнись

А сейчас мы познакомимся с самой главной и известной молитвой, которая называется “ Отче наш”. Ребята, кто из вас знает эту молитву и может зачитать её?

Я раздаю вам тексты молитвы, вы внимательно прочитайте и подчеркните те слова, которые вам не понятны

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим: и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.

Индивидуальная работа с частями текста, пояснение слов молитвы. с.14-15

Отче Отец
иже который
еси “Ты есть”
на небесех “на набесах”
Да святится имя Твое имя Бога для верующего свято
Да приидет царствие Твое “я готов исполнять Твою волю”
Да будет воля Твоя человек доверяет Богу
Хлеб наш насущный даждь нам днесь просьба дать то, без чего нельзя прожить и дня
И остави нам долги наша якоже и мы оставляем должником нашим прости нас, как мы прощаем тех,
кто виноват перед нами
И не введи нас во искушение сложный выбор между злом и добром
И избави нас от лукавого защити от зла

Послушайте притчу, приготовьтесь ответить на вопрос. Все ли молитвы могут дойти до Бога?

Давным-давно жил один святой старец, который много молился и часто скорбел о грехах человеческих. И странным ему казалось, почему это так бывает, что люди в церковь ходят, Богу молятся, а живут все так же плохо, греха не убывает. “Господи, — думал он, — неужели не внемлешь Ты нашим молитвам? Вот люди постоянно молятся, чтобы жить им в мире и покаянии, и никак не могут. Неужели суетна их молитва?”

Однажды с этими мыслями он погрузился в сон. И почудилось ему, будто светозарный Ангел, обняв крылом, поднял его высоко-высоко над землей. По мере того как поднимались они выше и выше, все слабее и слабее становились звуки, доносившиеся с поверхности земли. Не слышно было более человеческих голосов, затихли песни, крики, весь шум суетливой мирской жизни. Лишь порой долетали откуда-то гармоничные нежные звуки, как звуки далекой лютни.

— Что это? — спросил старец.

— Это святые молитвы, — ответил Ангел, — только они слышатся здесь.

— Но отчего так слабо звучат они? Отчего так мало этих звуков? Ведь сейчас весь народ молится в храме.

Ангел взглянул на него, и скорбно было лицо его.

— Ты хочешь знать? Смотри. Далеко внизу виднелся большой храм. Чудесной силой раскрылись его своды, и старец мог видеть все, что делалось внутри. Храм весь был полон народом. На клиросе виден был большой хор. Священник в полном облачении стоял в алтаре. Шла служба. Какая служба — сказать было невозможно, ибо ни одного звука не было слышно. Их было очень много, разных возрастов и положений: мужчины и женщины, старики и дети, купцы и простые крестьяне. Все они крестились, кланялись, многие что-то шептали, но ничего не было слышно. Вся церковь была немая.

Читайте так же:  Молитва даниила Московского о жилье

— Отчего это? — спросил старец.

— Спустимся, и ты увидишь и поймешь, — сказал Ангел.

Они медленно, никем не видимые спустились в самый храм. Нарядно одетая женщина стояла впереди всей толпы и, по-видимому, усердно молилась. Ангел приблизился к ней и тихо коснулся рукой. И вдруг старец увидал ее сердце и понял ее мысли.

“Ах, эта противная почтмейстерша! — думала она. — Опять в новой шляпе! Муж — пьяница, дети — оборванцы, а она форсит. Ишь выпялилась. ”

Рядом стоял купец в хорошей суконной поддевке и задумчиво смотрел на иконостас. Ангел коснулся его груди, и перед старцем сейчас же открылись его затаенные мысли: “. Экая досада! Продешевил. Товару такого теперь нипочем не купишь! Не иначе как тысячу потерял, а может, и полторы. ”

Далее виднелся молодой крестьянский парень. Он почти не молился, а все время смотрел налево, где стояли женщины, краснел и переминался с ноги на ногу. Ангел прикоснулся к нему, и старец прочитал в его сердце: “Эх, и хороша Дуняша. Всем взяла: и лицом, и повадкой, и работой. Вот бы жену такую! Пойдет или нет?”

И многих касался Ангел, и у всех были подобные же мысли, пустые, праздные, житейские. Перед Богом стояли, но о Боге не думали. Только делали вид, что молились.

— Теперь ты понимаешь? — спросил Ангел. — Такие молитвы к нам не доходят. Оттого и кажется, что все они точно немые.

В эту минуту вдруг робкий детский голосок отчетливо проговорил:

— Господи! Ты благ и милостив. Спаси, помилуй, исцели бедную маму.

В уголке на коленях, прижавшись к стене, стоял маленький мальчик. В его глазах блестели слезы. Он молился за свою больную маму Ангел прикоснулся к его груди, и старец увидел детское сердце. Там были скорбь и любовь.

Вот молитвы, которые слышны у нас! — сказал Ангел. (Святитель Василий, епископ Кинешемский)

Ребята, что значит молиться и какие молитвы будут услышаны Богом?

Тест “да”, “нет” ( “УЗНАЛ”)

1. Молиться могут только взрослые.(НЕТ)

2. “Слава Богу!” — это молитва славословие (ДА)

3. Самая известная молитва “Отче наш!” (Да)

4. Молиться можно только в храме (Нет)

5. В молитве просят только за себя (Нет)

А сейчас я хочу вручить вам памятки о сегодняшнем уроке.

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

6. Рефлексия. Прочитайте ситуации про себя (это будет ваш секрет – только ваш) решите, на какого человека вы больше похожи: первого, второго или третьего?

Я попрошу Бога, чтобы мне родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего!

Я попрошу Бога, чтобы сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость.

Я попрошу Бога, чтобы подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарю Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

7. Домашнее задание.

  • Продолжить составлять словарик по теме 4.
  • При помощи родителей, если вы крещеные, узнать имя какого святого вы носите, чем он прославился.
  • Остальным подготовить сообщение о святых Земли Русской.
  • Выучить стих-ие “Молитва” М.Ю. Лермонтова (по желанию)

8. Заключение: Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? за светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго.

Урок ОПК Православная молитва

Просмотр содержимого презентации
«!православная молитва»

Какое значение имеет молитва

в жизни православного человека?

  • Что такое православие?
  • Что такое православная молитва?
  • Что значит слово благодать?
  • Кто такие святые?
  • Основная молитва православных христиан
  • Отче наш

Молитва прогоняет всякую скорбь,

означает это умение правильно славить Бога

Православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу

В начале было СЛОВО

Святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. И первые слова, которые они перевели с греческого языка были:

«Искони было слово, и слово было к Богу и Бог был слово».

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде. (Л.Н.Толстой)

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской о помощи в покупке квартиры

  • Радость на сердце
  • Мучает совесть
  • Рождение детей
  • Предстоит трудный день
  • Удачная сдача экзамена
  • Солгал родителям
  • Совершил плохой поступок
  • Сомнения
  • Бракосочетание

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя. Яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Иже еси на небесех – живущий на небесах; Яко – как;– на небе, на земле; «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Днесь – «сегодня». На-сущный хлеб – то, что поддерживает не только тело, но и душу. Другое значение слова насущный – необходимый; то, без чего нельзя прожить и дня. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Это не о денежных долгах. Человек просит простить его, и для этого сам прощает тех, кто был виноват перед ним. «И не введи нас во искушение». Искушение – когда тебе хочется сделать что-нибудь плохое. Это выбор в ситуации, когда не совпадают легкое и правильное, доброе и выгодное, честное и удобное. «Избави нас от лукаваго». Лукавый значит «лживый»; Это просьба о защите от зла.

  • Литература
  • Анимация
  • Музыка
  • Живопись

Г.Х. Андерсен Снежная королева (отрывок)

  • О чем данный мультфильм.
  • Что произошло с девочкой, до и после прочтения молитвы, какие чувства ее охватывали.
  • Что происходило с девочкой во время чтения молитвы
  • Какие приемы использовал режиссер, что бы отобразить чувства девочки.

Какое значение имеет молитва

в жизни православного человека?

  • Подумайте вместе с родителями, как вы поступаете в минуты искушения, в трудных жизненных ситуациях.
  • Подобрать пословицы о добре и надежде
  • Нарисуйте иллюстрацию к сегодняшнему уроку

Урок ОПК на тему «Православная молитва»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок – изучение нового.

Оборудование: раздаточные листы для самостоятельной работы.

Средства обучения: интерактивная доска, презентация.

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Обучающая: узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”.

Воспитывающая: осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: православие, молитва, благодать, святые, Священное Предание.

Просмотр мультфильма. (Слайд 2, гиперссылка)

У.: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему?

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Д.: — Девочка обратилась к молитве.

У.: — Помогла ли ей молитва? Как? (Высказывания детей)

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 3)

У.: — Что бы вы хотели знать по этой теме? Сформулируйте вопросы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Франсуа Мориак:

Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру.

Видео (кликните для воспроизведения).

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 5)

Молитва — обращение верующего к Богу.

— А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой.

И потому обращение к Богу называется молитва.

2. Предположите, о чём будет статья, если в начале урока мы выполняли задания, связанные со словами “православие”, “молитва”.

3. Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы после чтения учебника.

— Что в высказанном вами предположении оказалось верным? Что нового вы узнали?

— Какие бывают молитвы? (Слайд 6)

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд 7)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Но, мудрея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности… Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 8-10)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении просимого.

Молитва – славословие. (Слайд 11)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. В этой молитве нет никакого эгоизма. Переходя к славословию, в православных храмах часто поют: “Аллилуйя!”

V. Вторичное закрепление.

1. Осмысление прочитанного.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

Читайте так же:  Святой бонифатий молитва

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

Про себя (это будет твой секрет (. ) – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого, второго или третьего?

Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога?

Вспомни вчерашний день по минуткам. За что ты забыл вчера поблагодарить Бога?

2. Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова. (Слайд 12)

VI . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

1. Клип. (Слайд 13, гиперссылка)

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Но есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы.

2. Объяснение слов молитвы. (Слайд 14)

Иже — Который; Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

на небеси — на небе;

насущный — необходимый для существования;

днесь — сегодня, на нынешний день;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукаваго — всего хитрого и злого, то есть диавола. Диаволом называется злой дух.

3. Это интересно. (Слайд 15-16)

Самая краткая молитва: “Господи, помилуй!”

“Помилуй” – это слово, однокоренное со словами “милость”, “миловать”, “милостыня”.

О помиловании просит тот, кто знает свою вину, знает, что если бы его действия оценивала бездушная машина, то он был бы осужден. Но он просит личность (Бога) поступить с ним по любви.

VII. Первичный контроль.

1. Самостоятельная работа на индивидуальных листах.

Установи линии соответствия.

2. Проверка. (Слайд 17)

VIII. Итог урока. (Слайд 18)

— Молитва — это искренний, откровенный разговор с Богом, как с самым близким другом.

— Мы можем поведать Господу о всех наших нуждах.

— Обращайтесь к Создателю в любое время суток, Он всегда услышит вас.

— Христос служит нам примером для подражания, как нужно обращаться к Богу.

— Молитва — это сила. “Много молитвы — много силы. Мало молитвы — мало силы; нет молитвы — нет силы”.

Молитва похожа на беседу с близким человеком. Не забывай: тебе, мой друг, не стоит ждать какого-то особого случая или не хорошего происшествия, чтобы помолиться Богу. Он в состоянии слышать и отвечать на твои молитвы в любое время. Поэтому не стесняйтесь обращаться к Нему.

Бог всегда слышит и отвечает на наши молитвы. Это правда, потому что Он обещал это делать.

Урок ОРКСЭ (модуль ОМРК). Тема: «Православная молитва. Храмы и монастыри»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

В настоящее время второй год в школах РФ взят курс на религиозно-культурологическое образование. Изучение предмета ОРКСЭ (как и любого другого), формирует у детей отношение к этому предмету, исходя из того, какие знания отбираются, как они методически организуются, с каких позиций преподаются.

Изучение религий в школе тесно связано с духовно-нравственным воспитанием, одним из важных направлений которого является воспитание истинного, (не квасного!) чувства патриотизма, то есть утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к ее традициям. Этой цели способствует, на мой взгляд, только хорошо продуманная, тонкая, доступная по возрасту четвероклассника и четко организованная работа на уроках ОРКСЭ.

Урок по данной теме представляет собой логическое продолжение серии из 7 уроков, посвященных христианской культуре, и является предпоследним в теме (преподавание модуля ОМРК ведется по учебнику «Основы мировых религиозных культур» Н.Ф.Виноградовой). После него следует урок обобщения изученного материала и контрольная работа.

На мой взгляд, все эти детали очень важны для организации восприятия современными 10-11-летними школьниками такого сложного явления, как религиозная культура.

Конспект урока

Цели урока:

  • Ознакомление учащихся с понятием и функциями православной молитвы, храма, монастыря. Установление связей между данными понятиями. Расширение представлений о вкладе православного искусства в мировую сокровищницу.
  • Развитие эстетических чувств учащихся на основе знакомства с отечественной православной культурой (живопись, архитектура, музыка); формирование осознанных эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.
  • Формирование и развитие основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

В соответствии с ФГОС НОО в контексте усвоения предметного содержания модуля «Основы мировых религиозных культур» на описываемом уроке должны формироваться (в большей степени) следующие виды универсальных учебных действий (УУД):

  • Личностные УУД:
    • интерес к себе и окружающему миру;
    • эмоциональное, позитивное отношение к себе и окружающему миру.
  • Регулятивные УУД:
    • целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
    • саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии).
  • Познавательные УУД:
    • Общеучебные универсальные действия:
      • структурирование знаний;
      • осознанное и произвольное построение речевого высказывания (как в диалоге, так и монологически).
    • Логические универсальные действия:
      • анализ (с выделением существенных и несущественных признаков);
      • синтез;
      • сравнение;
      • классификация объектов.
  • Коммуникативные УУД:
    • умение задавать вопросы;
    • допущение возможности существования у людей различных точек зрения, в том числе, не совпадающих с собственной.
Читайте так же:  Молитва ПреСвятой Богородице картинки

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийное оборудование (для показа компьютерной презентации), учебники-тетради по ОМРК (Виноградова Н.Ф.) по числу учащихся, авторская презентация (31 слайд).

I. Актуализация (8 мин.)

1. Закрепление изученного на прошлом уроке («Библия. Иконы» по стр. 24, 32-34 учебника-тетради).

Фронтальная беседа (предполагаются краткие ответы на эти вопросы по освещению их в учебнике и по рассказу учителя на предыдущем уроке)

– Какую религиозную культуру мы сейчас изучаем?
– О чем мы говорили с вами на предыдущем уроке?
– Какую главную книгу христиан вы знаете?
– Из каких частей она состоит?
– О чем рассказывается в Ветхом и Новом Заветах? Назовите имена евангелистов.
– Что такое икона? Как переводится это слово с греческого языка?
– Какого великого русского иконописца вы знаете?
– Кому посвящались иконы?

2. Проверка письменного домашнего задания (придумать вопросы по тексту учебника-тетрадистр. 34 (фронтальное обсуждение предложенных вопросов, выбор лучших вариантов с объяснением, почему они лучшие).

3. Подготовка детей к восприятию нового. Фронтальная беседа.

– Для чего иконописцы пишут иконы, что делают верующие перед ней?
– Как вы думаете, что такое молитва и зачем она нужна верующим? (Свободное рассуждение 2-3 учеников).
– Кто знает, где молятся православные христиане? Да, можно молиться и дома, но считается, что молитва в храме (или монастыре) самая действенная. Обо всем этом мы с вами сегодня и поговорим. Тема нашего сегодняшнего урока – «Православная молитва. Храмы и монастыри» (слайд 1).

II. Изучение нового материала (25 мин.)

Рассказ учителя, сопровождающийся презентацией

1. Рассказ о православной молитве

а) Постановка задачи этой части урока (слайд 2). Прослушивание фрагмента просительной православной молитвы.

б) Виды православных молитв: просительная (самая широко употребляемая), благодарственная (благодарность Богу), хвалебная (восхваление Его), покаянная (просьба человека простить его грехи) (слайд 3).

– Понравилось ли вам церковное пение?

в) – Кто знает, какая главная молитва у христиан? («Отче наш»). Учитель читает ее сослайда 4, ученики по желанию читают ее про себя также со слайда.

г) – Давайте прочитаем притчу «Молитва и труд – два весла нашего корабля в житейском
море» (слайд 5). (Притчу читают по ролям три заранее подготовленных ученика).

Рыбак перевозил на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
– Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано «молись», а на другом – «трудись».
– Зачем это? – спросил он.
– Для памяти, – ответил рыбак. – Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
– Ну, трудиться, понятно, всем надо, а молиться не обязательно.
– Не обязательно? – переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью «молись»,
а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
– Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед. Чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках оба весла.

– О чем эта притча? Какова ее главная мысль? (Возможны разные ответы. Все они по-своему правильные, только обращают внимание на разные аспекты притчи, что и подчеркивает учитель по окончании всех выступлений).

г) Сравнение молитвы и магического заклинания (слайд 6).

– Как вы думаете, молитва и магическое заклинание похожи?
– Молитва противоположна магии. С помощью заговоров и заклинаний верящий в
магию человек пытается управлять не только миром, созданным Богом, но и Самим Богом. А тот, кто ставит себя выше всех, рано или поздно падает с этой высоты. Во всех мировых религиях этот путь считается недостойным и опасным.

2. Рассказ о православных храмах (слайды 7-25)

а) – Кто из вас был когда-нибудь в христианском храме? Что делали там люди?

– Храм – это место, где верующие молятся, то есть говорят с Богом или святыми перед иконами, а священнослужители совершают богослужения. По-другому можно сказать, что храм – это Дом Божий. В Библии сказано: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», то есть, по мнению верующих, совместная молитва имеет особую значимость.
Та́инство – по учению христианской церкви это священнодействие, в котором верующим сообщается невидимая благодать или спасительная сила Божия. В Православии принято 7 таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение (соборование).

Крещение – погружение в воду или обливание человека водой, совершаемое над человеком в знак приобщения его к Церкви и очищающее от грехов;это таинство духовного рождения, именно поэтому оно возможно лишь единожды.

Миропомазание – таинство, при котором через помазание священным миром
(ароматической смесью) сообщаются крещенному силы благодати Божией для укрепления его в жизни духовной. Принято совершать миропомазание непосредственно после Крещения.

Евхаристия (греч. «благодарение») или Причащение – таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Иисуса Христа. Евхаристия – главное таинство Церкви, в нём осуществляется то, к чему призван христианин – единение с Господом.

Покаяние есть таинство, в котором христианин при раскаянии в своих грехах и исповеди их перед священником, получает через него от Бога прощение и отпущение грехов.

Читайте так же:  Молитвы на продажу квартиру

Соборование (елеосвящение) – это таинство, в котором при помазании тела елеем на больного призывается благодать Божия, которая исцеляет болезни духовные и телесные, больному прощаются все его грехи.

Священство (рукоположение) – посвящение в священнослужители, совершаемое епископом.

– Как надо вести себя в храме? (слайд 7)

б) Каждая деталь храма имеет глубокий символический смысл (слайд 8).

в) – На что похожи купола с крестами на них, как вы думаете?

– Золотой купол с крестом символизирует небесный свод или пламя горящей свечи, которое связывает небо и землю (слайд 9).

г) Форма храмов чаще всего бывает в виде креста, круга, восьмиконечной звезды или корабля (ковчега) (слайды 10-13).

д) По цвету купола можно определить, кому посвящен этот храм (слайд 14).

Так как золото символизирует Небесную Славу, то купола золотятся у храмов, посвященных Христу и двенадцати главным праздникам церковного года, кроме Пасхи.
Синие купола со звёздами говорят о том, что храм посвящен Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
Храмы с зелёными куполами посвящались Пресвятой Троице, потому что зелёный – цвет Святого Духа.

е) Храмы по своему наружному устройству отличаются от обычных зданий.
Наружные особенности храма – это купола, главы, колокольни или звонницы и кресты на главах. С древнейших времен христиане предпочитали строить храмы на местах возвышенных: в равнинной части России такой храм был издали виден жителям многих окрестных деревень, где церкви не было, а видневшийся храм был для них символом Божьего присутствия в их жизни (слайд 15).
Русская земля всегда славилась красотой своих храмов (слайды 15-19).

ж) Одной из главных деталей интерьера храма является иконостас – стена из икон, которая отделяет алтарь от главного помещения храма. Иконы расположены ярусами, символизирующими историю спасения человечества Богом. В центре иконостаса находятся ведущие в алтарь Царские врата, которые открываются во время литургии (главнейшего богослужения, во время которого совершается таинство Евхаристии) – через них выносят Святые дары. Символически через них проходит Христос, как Царь Славы, отсюда и название – «Царские врата» (слайд 20).

Алтарь – основная святыня храма (туда не позволяется входить непосвященным), символически изображает «селение Божие». Алтарь всегда находится на восточной стороне храма (слайд 21). Слово «алтарь» означает «высокий жертвенник» (лат. – alta aru). Традиционно древние народы ставили свои жертвенники и храмы на возвышенностях, как бы приближая их к небу.
В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол; по форме он представляет собой стол, изготовленный из камня или дерева, он служит для совершения на нем Евхарист ии. Кто помнит, что это за таинство? Престол является наиболее священным местом алтаря; прикасаться к немумогут только священнослужители (слайд 22).

з) Православные храмы очень красивы. Полюбуемся интерьерами наших знаменитых храмов. Замечательны внутреннее убранство храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, внутренняя роспись купола храма Христа Спасителя (в самом центре изображена Святая троица), роспись стен храма Василия Блаженного (слайды 23-25).

3. Рассказ о монахах и православных монастырях (слайды 26-29).

а) – Знаете ли вы, что такое монастырь? Бывали ли вы там? Где? Кто живет в монастырях?

Чтение со слайда 26 о происхождении и двух значениях слова «монастырь».

б) – Кто такие монахи? (Обращаем внимание на общую часть слов «монах» и «монастырь» и на сходное их происхождение).
В монастырях (а они бывают раздельные для монахов и монахинь) живут люди, которые решили уйти от мирской суеты и посвятили свою жизнь Богу. Они усердно молятся, заботятся о неимущих, больных, сиротах; также они трудятся в монастыре: занимаются овощеводством, скотоводством, рыбной ловлей (если рядом река), плотничают, шьют одежду и т.д. (слайд 27).

в) Монахи строго соблюдают все посты, ведут очень скромную жизнь; вы видите келью (комнату) монаха, в ней нет ничего лишнего (слайд 28).

г) Монастыри на Руси играли роль центров духовной культуры и просвещения: в них создавались летописи, иконы, переписывались книги. В каждом монастыре обязательно есть храм. Сегодня монастырей не так много, как раньше, но многие из сохранившихся являются поистине жемчужинами архитектуры, например, Ферапонтов монастырь в Вологодской области (слайд 29).

4. Рассказ о колокольном звоне, его роли в жизни христиан, о колокольнях и звонницах (слайд 30) . Прослушивание фрагмента колокольного звона.

III. Итог урока (9 мин.) Рефлексия – осознание и обсуждение увиденного и услышанного – фронтальная беседа.

– О чем вы узнали сегодня на уроке? (кратко)
– Какая картина, текст или звуки из презентации всплывают сейчас у вас в памяти?
– Что вы не поняли? Может быть, что-то вам не понравилось?
– Что вам особенно понравилось? Где было радостно? Где вы были удивлены? Были ли такие моменты, где вам было грустно или вы испытали смешанные чувства?
– А в жизни вы переживали что-то подобное? Когда?

IV. Домашнее задание (3 мин.) (слайд 31)

Объяснение задания учителем и запись его в дневнике. Вопросы учащихся по домашнему заданию.

1. Читать стр. 35-36 и письменно ответить на вопросы стр. 37 учебника-тетради (о главных внешних особенностях православного храма).
2. По желанию: найти в интернете фотографии храмов и монастырей (принести на съемных носителях, чтобы можно было просмотреть на следующем уроке слайд-шоу), или нарисовать рисунок по теме урока.

Видео (кликните для воспроизведения).

Использованная литература:

Урок по орксэ на тему православная молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here