Содержание
Занятие 17
Раздел 3: Знание Матфей 6:5-15 КАК МОЛИТЬСЯПРИВЕТСТВИЕ: Когда дети придут, тепло поприветствуйте их. Спросите их, знают ли они, как молиться. (Пусть дети ответят. Если они хотят показать Вам, как они молятся, скажите им, что сегодня они узнают, как молиться.) Затем пусть каждый выберет один из учебных центров. «ЗОЛОТОЙ СТИХ»: Проверьте, может ли кто-нибудь из детей повторить «золотой стих». Если они смогут, повесьте их фотографию и имя на доску. Пусть дети снова играют с карточками для «вышивания», чтобы запомнить стих. Когда дети будут «вышивать», проговаривайте стих. Ваша Библия должна быть открыта в месте, где находится стих (1 Паралипоменон 28:9). АКТИВНАЯ ИГРА: Используйте игру «Я знаю, как» (См. Раздел 3). Дети должны уже уметь играть самостоятельно без помощи взрослого. Скажите детям: «Сегодня на уроке мы узнаем, как молиться.» КНИГИ И КАРТИНКИ: Найдите книги и картинки молящихся детей. Поговорите с детьми о том, где и когда мы можем молиться. Помогите детям понять, что они могут молиться в любое время и везде. Молитва – это просто разговор с Богом, как и разговор с другом или с родителями. ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ: Пусть дети сделают из глины или из пластилина молящиеся руки (руки, сложенные в молитве). Они могут раскатать пластилин (глину) толщиной 1-1,5см., а затем оставить отпечатки своих рук. Если им понравится, нужно подождать несколько дней, чтобы дать глине высохнуть. Если у них плохо получатся руки, они могут сделать что-нибудь другое. Скажите детям: «Сегодня мы узнаем что-то о молитве. Мы узнаем, как молился Иисус и как Он учил молиться Своих друзей.» ЖИЗНЬ СЕМЬИ: Когда дети будут играть, пусть они подумают о том, когда можно молиться дома. Пусть дети приготовят «обед», и посмотрите, чтобы они помолились перед едой. Поговорите, когда еще они могут молиться дома. ВРЕМЯ ПОКЛОНЕНИЯ: Спойте какую-нибудь песню про молитву. Попросите детей помолиться короткой молитвой. Закончите такой молитвой: «Спасибо, Бог, за то, что Ты слышишь наши молитвы. Мы любим Тебя. Во имя Иисуса. Аминь.» Иисус учит о молитвеКогда Иисус был на земле, Он часто уходил куда-нибудь, чтобы остаться Одному и поговорить со Своим Отцом, Богом. Его близкие друзья видели это. Они попросили Иисуса научить их молиться. Вот, что сказал им Иисус. Когда вы молитесь, вы разговариваете с Богом, вашим Небесным Отцом. Это первое, что нужно помнить. Вы не произносите слова только для того, чтобы их услышали ваши друзья или семья. Во-вторых, когда вы молитесь, обязательно благодарите Бога. Все, что у нас есть, приходит от Бога. Очень хорошо сказать Ему спасибо. В-третьих, просите Бога о том, что вам нужно. Не просите то, что вы захотели иметь, потому что увидели это по телевизору или у своих друзей. Но просите о том, что действительно нужно вам или кому-то, кого вы знаете. Иисус сказал просить еду на каждый день. И наконец, Иисус сказал Своим друзьям просить Бога простить их, когда они сделали что-то не так. Он сказал Своим друзьям, что Бог хочет простить их и помочь им стать лучше. Мы можем молиться в любом месте, где мы только окажемся. Вы можете сказать, где мы можем молиться? (Пусть дети ответят.) Мы можем молиться в любое время. Вы можете сказать мне, когда мы можем молиться? (Пусть дети ответят.) Всегда помните, что, когда вы молитесь, вы разговариваете с Богом. Он очень любит вас. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ: Используйте стр. 7 из Рабочей тетради 2. Следуйте инструкциям на этой странице. (Если Ваши дети младшего возраста, Вам нужно будет вырезать занавески за них.) «У меня есть идея,» — сказал папа. «Кто хотел бы узнать о моей идее?» «Я!» — сказал Андрей. «Я!» — сказала Таня. «Я!» — сказала мама. «Гав-гав!» — залаял Тобик. «Я всегда был единственным человеком, кто молился за еду. Но сейчас мы будем молиться по очереди.» «Я не могу молиться,» — сказал Андрей. «Вы будете смеяться с меня.» «Мне нравится слушать, как молиться папа, но я не хотела бы слышать, как молюсь я,» — сказала Таня. «Гав-гав-гав! Гав-гав-гав!» — залаял Тобик. «Подождите-ка минутку,» — сказала мама. «Некоторые маленькие дети неправильно думают о молитве. Мы не молимся для того, чтобы слушать себя. Когда мы молимся, мы не выставляем себя на показ другим людям.» «Если бы не Бог, у нас на столе ничего бы не было,» — сказал папа. «Я думаю, что у нас не было бы даже стола, на который можно было бы поставить еду,» — сказал Андрей. «У нас не было бы даже дома, где жить, если бы не Бог,» — сказала Таня. «Гав-гав-гав!» — залаял Тобик. «Ты прав, Тобик. У тебя бы даже не было косточки пожевать, если бы не Бог!» «Ну тогда мне кажется, что мы должны быть счастливы, что мы по очереди сможем сказать «Спасибо Тебе, Бог.» «Каждый из нас может подумать о чем-то, за что он мог бы поблагодарить Бога. Мы можем всегда заканчивать наши молитвы словами «Спасибо, Бог, за эту еду»,» — предложил Андрей. «Хорошо,» — сказала Таня. «Это будет прекрасно. Бог будет рад услышать, что мы благодарим Его за каждый день. Я буду благодарить Бога за что-то новое каждый раз, когда будет моя очередь.» «Вот теперь мы начинаем понимать, что же такое молитва,» — сказала мама. «Бог будет счастлив слышать каждого из нас!» ПОДЕЛКИ: Каждый ребенок сделает картинку «Я знаю, как молиться». Используйте образец на стр. 16 Книги образцов. Если Ваши дети достаточно большие, пусть самостоятельно вырежут руку и согнут ее. Детям помладше понадобится Ваша помощь. Это можно сделать до урока. Приклейте молящиеся руки к листу цветного картона или бумаги. На внутренней стороне рук напишите фломастером то, за что ребенок благодарен Богу (дети могут сделать это самостоятельно, если они умеют писать.). ОКОНЧАНИЕ: Напомните детям молиться каждый день. Произнесите «золотой стих» вместе. Затем закончите молитвой. Урок 2 |
|
||
Видео (кликните для воспроизведения). |
Предварительный просмотр:МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ МО ГО «СЫКТЫВКАР» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №37» МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ МОЛИТВА» ЧЕРВЯКОВА СВЕТЛАНА ВАЛЕРЬЕВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ УРОК 4. «ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА» ЦЕЛЬ: Осмысление молитвы как разговор человека с Богом, формы возможного общения человека с Богом.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедиапроектор, карточки со словами, учебник Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват.учреждений / А.В.Кураев.- М.: Просвещение, 2012. 1. Подготовка к изучению нового материала. — Давайте послушаем музыку и посмотрим иллюстративный ряд. — О чём рассказала музыка и эти иллюстрации? /О чём это? — О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
— Мы прослушали сегодня музыкальное произведение «Утренняя молитва» великого русского композитора П.И.Чайковского из «Детского альбома». Раньше в традициях русскогонарода было обязательное посещение церкви. День ребёнка начинался с утренней молитвы и заканчивался молитвой в церкви. 2. Сообщение темы урока. — О какой молитве мы сегодня будем говорить, исходя из названия нашего курса? (о православной молитве) — От какого слова образовалось слово «православная»? — Православие – русское слово «православие» несёт в себе 2 корня. Первый из этих корней – «прав» — означает «верный». Второй корень – «слав» — от слова «славить» происходит от «словить» — «говорить слово» — Что тогда означает слово «православие»? (верно и правильно говорить слово) — От какого слова образовалось «молитва»? Найдём корень. — Корень «молит», образованный от «мол», первоначально означал «умягчать, смягчать», т.е. просить смиренно, покорно и усердно. — И что же такое молитва? обращение к Богу живая связь с Богом) — В ходе работы на уроке вы ещё расширите этот словарь. 3. Постановка задач урока. — Вы знаете какие-нибудь молитвы? Какие? — И что бы хотели узнать на этом уроке? Сформулируйте вопросы . ( Что такое молитва? Какие бывают молитвы? Зачем нужна молитва? Что значит молиться? Когда молитву используют в жизни? и др.) — Где мы можем узнать, что такое молитва? (толковые словари, интернет, православные каналы телевидения, энциклопедии, у учителя, у взрослых, учебник, православная литература и др.) — Посмотрим на слайдах, я выписала из толкового словаря и православной литературы (обратить внимание на выставку) что такое молитва. Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним. Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Молитва – Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним. В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление. 2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Толковый словарь. Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.
4.Работа по учебнику. — Где мы ещё можем найти ещё эту информацию, находясь на уроке? — Откройте учебники на с.12, 1 абзац, проверим, правильно ли мы думали? (работа по учебнику) — А когда люди обращаются к Богу? — Давайте прочитаем стихотворение М.Ю.Лермонтова «Молитва» В минуту жизни трудную Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную Твержу я наизусть. Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная, Святая прелесть в них. С души как бремя скатится, И верится, и плачется, И так легко, легко… — О чём пишет Михаил Юрьевич Лермонтов? — Что значит в трудную минуту? (беда, горе, неудачи, одиночество, грусть, болезнь и др.) — А какую молитву читалЛермонтов? -Почему вы так думаете? — Отче наш – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех.Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 — 13) и Луки (глава 11, стихи 2 — 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе. -Может кто-то знает эту молитву? (Чтение молитвы учителем/ или учащимися) Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. (показ молитвы на слайде) — Здесь эта молитва написана на церковнославянском языке, который и сегодня принят в нашей русской церкви. 5. Словарная работа. Давайте мы её попробуем перевести на современный русский язык, помощником вместо словаря будет учебник. — В этой молитве вам встретятся непонятные слова, посмотрим их на слайдах. — Отче наш – что обозначает это слово? Этими словами православные христиане обращаются к Богу, называя его Отцом Небесным, призывая выслушать наши просьбы. — Когда православные говорят, что Он на небесах, то подразумевают духовное, невидимое небо. А не тот голубой свод, по которому плывут облака. (словарная работа на слайдах по щелчку) (показ молитвы на слайде) — Откройте учебники на с.15, давайте посмотрим. Что нам непонятно в этой молитве? (работа по учебнику) — Давайте все вместе прочитаем эту молитву. А как читают молитву? (стоя, сидя, на коленях, в тихом укромном месте, за столом, в церкви, в одиночестве) — А как мы будем читать? (вариант, предложенный детьми) — Кто знает молитву, выйдете вперёд. (Все вместе читаем молитву «Отче наш») — А только ли в трудную минуту православные обращаются к Богу? — А какие молитвы существуют? — Раз состояние человека бывает разное, то и молитвы бывают разные. — Распредели словосочетания на группы переживание радости от встречи с Богом благодарность за всё, что создал Господь (дневной свет, звёзды, дождик, лучи солнца) нужен хороший урожай человек не думает о своей пользе тревога на сердце за здоровье близких за благополучие близких ощутить близость с Богом — А какую молитву чаще всего произносит человек? — Можем ли мы соединить все 3 молитвы в одну? — Давайте 3 молитвы объединим в одну. Чтобы вы поставили на первое место? 6. Подведение итога урока. — А вот теперь каждый из вас тихо-тихо посидит в тишине и каждый подумает – какой образ у него возникает при слове «молитва»/ предмет, явление природы или что-то другое? — Напишите каждый свой образ на листочке, который вы представили. — Объединитесь в пары, какие слова у вас получились? — Объединитесь в четвёрки, сравните свои образы. Выберите один образ для группы, который вам больше всего понравился. — На предыдущих уроках православной культуры мы с вами создавали образы Святой Руси, образ религии, образ Бога, образ дороги добра. Давайте создадим образ молитвы в группах. -Вот сколько образов у нас получилось. А для чего мы их создали? (Чтобы лучше понять, что такое молитва) — Что даёт молитва человеку? (тепло, покаяние, уют, добро, ласка, успокоение, любовь, благодать – а когда человек чувствует благодать? – добрый дар человек меняется) — Как действует молитва на душу человека? (становится добрее, милосерднее, терпимее) -А где мы можем использовать наши знания?/ Кому мы можем рассказать, что такое молитва, используя наши образы? (родителям, друзьям, в другом классе) — Вы теперь знаете как звучит православная молитва и что она даёт человеку. — А какая молитва считается неправильной? (если желать в молитве другим людям зло, болезнь и др.) 6. Составление синквейна. — Сегодняшний урок я хочу закончить стихотворением Ивана Никитина Молись, дитя! Тебе внимает Творец бесчисленных миров, И капли слёз твоих считает, И отвечать тебе готов. Быть может, Ангел твой хранитель Все слёзы эти соберёт И их в надзвёздную обитель К Престолу Бога отнесёт. Молись, дитя! Мужай с годами! И дай Бог – в пору поздних лет Такими ж светлыми глазами Тебе глядеть на Божий свет. Предварительный просмотр:Подписи к слайдам:. Преподобный Серафим Саровский. Житие и поучение. Молитва – таковое упражнение, при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним Серафим Слободской, протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. Молитва – наше обращение к Богу, беседа или разговор с Ним. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . Молитва бо истинная беседа с Богом: в молитве истинной человек к Богу приходит и приближается, и пред Богом предстоит и беседует с Ним . В.В.Лопатин , Л.Е.Лопатина . Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка. Молитва – 1. Обращение к Богу, святым, содержащее просьбу, благодарность, восхваление. 2. Установленный текст, читаемый верущими при обращении к Богу, святым. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова . Толковый словарь русского языка. Молитва – 1. Установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым. 2. Моление, обращённое к Богу, к святым. «Отче наш» – образец любой молитвы, с которой православные христиане должны обращаться к Творцу. Эта молитва – самая известная. Молитва эта называется Господней, потому что её дал сам Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили научить, как им молиться. Поэтому эта молитва самая главная из всех. Слова этой молитвы можно найти в Евангелии от Матфея (глава 6, стихи 9 — 13) и Луки (глава 11, стихи 2 — 4). Она присутствует во всех церковных службах и содержит в себе все те прошения, которые необходимы для нашего спасения. Все православные христиане читают эту молитву перед тем, как приступить к трапезе. Отче Иже Иже еси на небесех да святится на небеси прославляется яко на небе насущный днесь остави необходимый для существования даждь сегодня, на нынешний день долги должником нашим прости грехи тем людям, которые против нас согрешили искушение соблазн, опасность впасть в грех лукаваго всего хитрого и злого, то есть диавола Отец Который Который находится на небесах, или Небесный пусть как дай 1.Подумай , какой образ возникает у тебя при слове «молитва». 2. Напиши свой образ на листочке. 3. Объединись с соседом по парте, сравните ваши образы. 4. Объединитесь с соседней партой, сравните ваши образы. 5. Выберите один образ, который вам понравился больше всего. 6. Нарисуйте образ в группе . Синквейн . 1 строчка – 1 существительное, отражающее тему. 2 строчка – 2 прилагательных, отражающих тему. 3 строчка – 3 глагола, отражающих тему. 4 строчка – фраза, выражающая отношение к предмету. 5 строчка – ключевое слово, обобщающее тему. По теме: методические разработки, презентации и конспектыТема урока; «Любовь и уважение к Родине». Вашему вниманию представлен проект урока по теме: « Милосердие и сострадание », который проводится в 4 классе по предмету «Основы Православной культуры» 1. Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся. Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ. Урок составлен в рамках прхождения курсов по ОРКСЭ. Урок — ознакомление с новым материалом. Урок составлен в соответствии с новым требованием ФГОС НОО. Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности. . Образование: филолог. Читаю священные тексты и верую в бога. Рада Вас видеть! |