Ориген о молитве читать

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Ориген о молитве читать - в подробном и точном описании.

Творения Оригена

биография Оригена

Библейская критика

«Экзаплы»

Свод шести различных текстов книг Ветхого Завета. Текст помещен в шести колонках для удобства сравнения.

* ** *** **** ***** ******
еврейский текст книг В.З. существовавшие переводы книг В.З. на греческий
Древне-еврейский текст
с масоретской вокализацией
(еврейский, записанный еврейскими буквами)
Древне-еврейский текст
в греческой транслитерации
(еврейский, записанный греческими буквами)
Перевод Акилы Перевод Симмаха LXX
(Перевод 70-ти)
Перевод Феодотиона
+
найденные им варианты перевода LXX.
* ** ***

Октаплы.
В отдельных местах количество столбцов увеличивалось до 8-ми (октаплы). Это вставки найденных Феодотионом вариантов перевода LXX.

Тетраплы. (τετραπλά γράμματα)
Сокращением экзапл являются тетраплы — в них оставлены только четыре последних перевода.

Этот огромный труд Ориген исполнял в течение 30-ти лет и окончил лишь в Кесарии ок. 244 го г.

Рукопись Оригена хранилась в Кесарийской библиотеке и ок. 600 г. погибла вместе с библиотекой.

С этого текста не было сделано ни одной полной копии, хотя делались некоторые частичные копии.

До нашего времени дошли очень небольшие отрывки из «Гекзапл» Оригена. Например, при раскопках одной древней синагоги в Каире был найден текст «Гекзапл», воспроизводивший 22 псалом.

Впервые отрывки из «Гекзапл» были собраны и изданы Монтфоконом (Montfaucon) в 1713(4?) г.

Издания:
Montfaucon (Париж, 1713)
Bahrdt (Лейпциг, 1769)
Field (Оксфорд, 1873)

Библейская экзегетика

Ориген изъяснил почти все Свящ. Писание в трех видах или формах: схолиях, гомилиях и комментариях.

Схолии

Это краткие заметки на трудные места в Свящ. Писания.
Сохранились лишь небольшие фрагменты на греческом языке и в переводе Руфина.

Гомилии

  • представляют собой богослужебные проповеди с истолкованием Свящ. Писания в назидательном духе.
  • Относятся почти все к периоду после 244 го г., когда Ориген, достигнув 60-ти летнего возраста, позволил записывать свои проповеди.
  • В гомилиях Ориген истолковал все канонические книги Ветхого Завета.
  • Гомилий сохранилось больше, чем схолий, хотя преимущественно в латинском переводе Руфина и блаж. Иеронима.

Комментарии

  • Целью комментариев служило научное истолкование Свящ. Писания. Толкование в комментариях Ориген вел так подробно, что в некоторых из них не успел пойти дальше первых глав.
  • Изъяснения — преимущественно аллегорические.
    Содержат так же филологический анализ, исторические, археологические и пр. справки.
  • От комментариев сохранились лишь некоторые фрагменты.
    (Например, фрагменты комментариев на Матфея и Иоанна, на посл. к Римлянам, на книги Бытия и Песнь Песней.)

Комментарии на Песнь Песней.

Сохранились в латинской версии Иеронима.

Комментарии на Евангелие от Иоанна:

первые четыре книги — период пребывания в Александрии (

203-230), начал работу вероятно между 225 и 229 гг.
пятая — во время путешествия в Палестину (230–231)

Гностик Гераклеон (последователь Валентина) составил толкования к Евангелию от Иоанна
(среди прочего Ориген подробно цитирует толкования Гераклеона и затем опровергает их).

32 книги (согласно 33-му письму бл. Иеронима)
До нас дошло в общем счете только 9.

книга I:
(39 глав)

Введение к толкованию, разбирается Ин. 1,1а
(“В начале было Слово”). Ин. 11, 39–57

Ин. 13, 2–33
Догматика

«О началах»

Пερίάρχών (пэри архон)
De principiis (дэ принципиис).

Первый опыт христианской догматической системы.

Время написания:
конец пребывания Оригена в Александрии — 228–230 гг.
Выпущено оно было без ведома и вопреки желанию Оригена его другом Амвросием.

  • Переработка Руфина (IV век), на латинском языке (цель переработки – смягчение осужденного учения Оригена).
  • два обширных отрывка III и IV книг в хрестоматии, составленной Василием Великим и Григорием Назианзином, под именем Φιλοκαλια (добротолюбие)

Все сочинение разделено на четыре части или книги:

1 книга. О мире духовном (Бог, Логос, Святой Дух, ангелы).
2 книга. О материальном мире и человеке.
3 книга. О свободе воли, о грехе, искуплении и эсхатологии.
4 книга. О Свящ. Писании и принципах его понимания.

— Не совсем удачный план (есть повторения; изложение ведется эпизодически; связь между главами не ясна).
— Состав системы не полон: нет учения о Церкви (таинствах, иерархии), об антихристе, Втором Пришествии и Страшном Суде.
— Нецерковные мнения (вечность мира, предсуществование душ, апокатастасис и др.).

Но для своего времени система Оригена была верхом совершенства.

«О воскресении»

Ориген проводил здесь взгляд о тождестве воскресшего тела с земным лишь по форме и отрицал тождество по самой материи.
Сохранились лишь фрагменты (?)

«Строматы»

Содержали в себе много схолий на Свящ. Писание.
Сохранились лишь фрагменты (?)

«Диалог с Гераклитом»

Найдено в числе др. христианских рукописей в 1941 году, во время раскопок возле Каира.

Представляет собой стенографическую запись диспута Оригена с Ираклидом.

Диспут имел место в 40х годах III века, в так называемой Аравии.
— Речь шла об учении о Святой Троице.
— На диспуте присутствовали представители двух партий — сторонников Ираклида и его противников.
— Ираклида обвиняли в модализме, в том, что он сливает Лица Святой Троицы.
— В этом споре ярко проявился суббординационизм Оригена; он убеждает своего оппонента признать формулу «два Бога» (речь идет об Отце и Сыне).
— Ориген склоняет его к принятию этой формулы, и спор заканчивается мирным соглашением.

В этом трактате Ориген излагает учение о Святой Троице настолько двусмысленно, что в IV веке во времена арианских споров на него ссылались как еретики, так и православные.

Апологетика

«Против Цельса»

(Сontra Celsum)
(Κατά Κέλσον)

«самое совершенное произведение
апологетической литературы I–III вв.»
Проф. Епифанович

Читать: пред., книга 1, книга2, книга 3, книга 4.
(перевод с греч. на рус. язык только четырех книг был сделан Л. Писаревым в 1912 г.)

Апологетическое сочинение в 8-ми книгах, направленное против «Истинного слова» — сочинения языческого философа Цельса.

  • Цельс написал в 178 году
  • Здесь были собраны все возражения против христианства, которые могли сделать язычники во второй половине II го века.
  • (Сочинение Цельса отдельно не сохранилось, но Ориген в своем опровержении приводит последовательно почти весь текст Цельса. Все издания книги Цельса представляют собой только выбранные цитаты из Оригена.)
  • [В трактате один раз упомянут Эмпидокл, 3 раза — Софокл, 7 раз — Пифагор, 9 раз — Гераклит и 28 раз Платон.]

В свою очередь Ориген как бы собрал в своем ответе все, что ранее высказывали апологеты в защиту христианства.

Книгу «Против Цельса» Ориген написал (

248 г.) по просьбе Амвросия.

1) опровергаются обвинения против христианства, которые Цельс вложил в уста иудея и выставил на основании иудейских мессианских верований (I–II); здесь Ориген имеет дело с искажением евангельской истории.
2) Разбираются нападки самого Цельса на чаяния иудеев и основные положения христианства (III–IV).
3) Защищаются отдельные пункты христианского вероучения, которые Цельс считал заимствованием из эллинской философии (VI–VII, 61).
4) Опровергаются аргументы Цельса в защиту государственной религии (VII 62).

Назидание

Не навлекли на себя подозрений в неправомыслии и потому дошли в целом виде на греческом языке.

Читайте так же:  Сила поста и молитва

«О молитве»

(33 главы)
Написано по просьбе Амвросия и его супруги Татьяны.

Переведено на русский Н. Корсунским

Ориген. О молитве и Увещание к мученичеству. Пер. и коммент. Н. Корсунского. – СПб.: Издание И.Л. Тузова, 1897.
Репринтное переиздание: Самара, 1992.
Дата написания:

вероятно, по переселении Оригена в Кесарию, после 231г.

Содержание:
  • §1. Что невозможно человеку без Бога, то возможно с Богом
  • §2. То же можно сказать и о молитве

Часть 1. О молитве вообще (§§3–17).

  • §§3–4. Что значит слово «молитва»
  • §5. Возражения еретиков против необходимости молитвы
  • §§6–7. Опровержение
  • §§8–10. Как должно приготовляться к молитве
  • §§10–11. За нас молятся и Христос, и ангелы, и святые
  • §12. Как часто следует молиться
  • §13. Полезность молитвы
  • §14. Четыре рода молитвы: молитва просительная, молитва смиренного преклонения пред Богом, ходатайственная и благодарственная
  • §15. поклонение должно быть воздаваемо единому Богу Отцу
  • §§16–17. рекомендуется просить более о дарах и благах духовных, чем о земных

Часть 2. О молитве Господней (§§18–30).

  • §31: О положении тела при молитве и о местах, где приличнее молиться
  • §32: О той стране мира, к которой необходимо обращаться при молитве
  • §33: Автор просит о снисходительном отношении к его творению

«Увещание к мученичеству»

Λογος προτρεπτιχος εις μαρτυριος

Дата написания: в гонение Максимиана Фракианина в 235 м г.

Представляет собой воодушевленный гимн мученичеству.

(Ориген обращается к Амвросию и Протоктету, томившимся в тюрьме, с целью поддержать его мужество и утешить его).

Переведено на русский Н. Корсунским

В древности существовали сборники писем Оригена, Евсевий собрал их свыше ста. Но до нашего времени сохранилось только два:

к Юлию Африкану

Доказывается подлинность тех частей греческой версии кн. пророка Даниила, которые не содержатся в еврейском тексте (история Сусанны, рассказ о Виле и драконе), в то время как Юлий высказывается в пользу позднего происхождения истории Сусанны.

св. Григорию Чудотворцу

содержится увещание не охладевать в изучении Свящ. Писания, а для уразумления его молиться о помощи свыше.
[о Григории Чудотворце]

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

66470610 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

Ориген

Родился в Александрии около 185 г. в греческой или эллинизованной египетской семье, принявшей христианство; получил хорошее образование от своего отца ритора Леонида, который во время гонения при Септимии Севере за доказательство христианства был казнен, а имущество его конфисковано.

17-летний Ориген, имея на своем попечении мать и 6 младших братьев, сделался учителем грамматики и риторики и был избран в наставники знаменитой катехетической школы в Александрии. Обширная известность, доставленная Оригена преподаванием в катехетической школе и первыми его сочинениями, побуждала обращаться к нему за советом из отдаленных местностей и вызвала два его путешествия: в Рим (при папе Зефирине) и в Аравию.

Во время гонения на Александрийскую Церковь при имп. Каракалле 216 г. почитатели принудили Оригена удалиться в Палестину, где два преданные ему епископа, Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский, дали ему почетное убежище; по их настоянию он, хотя и мирянин, изъяснял Священное Писание пред многолюдными собраниями верующих в храмах. За это он подвергся сильному порицанию александрийского епископа Димитрия, заставившего его вернуться в Александрию.

В 228 г. он был вызван по церковным делам в Грецию и проездом через Палестину принял в Кесарии рукоположение в пресвитеры от епископов Александра и Феоктиста. Обиженный этим александрийский епископ на двух местных соборах осудил Оригена и объявил его недостойным звания учителя, исключенным из александрийской церкви и лишенным пресвитерского сана (231).

Сообщив этот приговор через окружное послание прочим Церквам, он получил согласие всех, кроме палестинских, финикийских, аравийских и ахайских. Акты египетских соборов, осудивших Оригена, не сохранились, по существующим же свидетельствам основаниями приговора, кроме прежней вины «проповедания мирянина в присутствии епископов» и сомнительного факта самоизувечения (ходили слухи, что он оскопил себя), служили принятие рукоположения от посторонних иерархов и некоторые неправославные мнения.

Ориген перенес свою ученую и преподавательскую деятельность в Кесарию Палестинскую, куда привлек множество учеников, ездил по церковным делам в Афины, затем в Бостру (в Аравии), где ему удалось обратить на истинный путь местного епископа Берилла, неверно учившего о лице Иисуса Христа. Дециево гонение застало Оригена в Тире, где, после тяжкого тюремного заключения, разрушившего его здоровье, он скончался в 254 г.

Сочинения Оригена, по свидетельству Епифания, состояли из 6 тыс. книг (в древнем значении этого слова). Его важные заслуги в изучении Библии и в защите христианства против языческих писателей, его искренняя вера и преданность религиозным интересам привлекали к нему даже самых усердных ревнителей новой веры, тогда как несознаваемый им самим антагонизм между его эллинскими идеями и глубочайшей сущностью христианства вызывал в других представителях этой веры инстинктивные опасения и антипатии, доходившие иногда до ожесточенной вражды.

Вскоре после его смерти два его ученика, ставшие столпами Церкви, – св. мученик Памфил и свт. Григорий Неокесарийский – горячо защищали своего учителя в особых сочинениях против нападения на его идеи со стороны св. Мефодия Патарского. Так как в своем учении о вечном или сверхвременном рождении Божественного Логоса Ориген действительно подходил к православному догмату ближе, чем большинство других доникейских учителей, то на его авторитет с большим уважением ссылался св. Афанасий Великий в своих спорах против ариан. Во второй половине IV в. некоторые идеи Ориген оказали влияние на двух знаменитых Григориев – Нисского и Назианзина Богослова. Св. Василий Великий, менее доверчиво относившийся к Ориген, отдавал, однако, должное достоинствам его творений и вместе с Григорием Назианзином участвовал в составлении хрестоматии из них под названием «Добротолюбие». Подобным же образом относился к Оригену св. Иоанн Златоуст.

Ожесточенными обвинителями Ориген и его писаний выступили в начале V в. Феофил Александрийский и св. Епифаний Кипрский на Востоке, а на Западе – блаж. Иероним. Оригена осуждали за еретические мнения (учение об апокатастасисе) и за включение в состав христианской догмы несовместимых с ней тезисов античной философии (в частности, платоновского учения о предсуществовании душ).

Окончательно Ориген был осуждён в VI веке в правление Юстиниана при горячем личном участии императора, написавшего целый трактат. 2-й анафематизм V Вселенского Собора 553 года поразил память Оригена; VI и VII Вселенские Соборы повторили это осуждение.

Учение о Духе Святом в Новом Завете.
Часть 13: Киприан Карфагенский, Ориген, «Физиолог»

Видео (кликните для воспроизведения).

Наиболее оригинальные высказывания карфагенского святителя о Святом Духе связаны с его экклезиологическим богословием. Даже триадологические упоминания вообще у него подчинены этому контексту; единство Троицы выступает залогом единства Церкви:

Видео (кликните для воспроизведения).

«И опять об Отце, Сыне и Святом Духе написано: и сии три едино суть. Кто же подумает, что сие единство, основывающееся на непременяемости Божественной и соединенное с небесными таинствами, может быть нарушено в Церкви?» (Ед. 236). «Для Бога большая жертва — наш мир и братское согласие, народ, соединенный в едистве Отца и Сына и Святого Духа» (Госп. 266). Одно крещение и одна вера может быть только с теми, кто «исповедуют вместе с нами одного и того же Отца, одного и того же Сына, одного и того же Духа Святого и одну и ту же Церковь» (Писм. 60). Но святителем недвусмысленно утверждается и предвечное единство и нерасторжимая связь Троицы сама по себе: «те, которые не признают истинного Бога-Отца, не могут признавать истины ни Сына ни Духа Святого» (Писм. 62).

В богословском споре о допустимости признания крещения еретиков св. Киприан выражает свое богословие Духа наиболее определенно: «если крестившийся у еретиков может облечься во Христа, тот тем более может получить и Святого Духа, Христом посланного. Если бы крещеный вне Церкви мог облечься во Христа, а получить Святого Духа не мог, то посланный стал бы больше пославшего. А впрочем, разве можно или облечься во Христа без Духа, или Духу от Христа отделиться?» (Писм. 61). Дух и Христос едины, но Христос больше Духа как посылающий Его — эта черта, несомненно, объясняется влиянием Тертуллиана.

Церковь мыслится св. Киприаном как единственное и уникальное «место» излияния и действования Духа Божия на земле, полнота Духа, — отделяющиеся от единства церковного определяются как «люди, оставленные Святым Духом» (Писм. 45), у еретиков «нет вовсе Святого Духа» (Писм. 62). Святитель восклицает: «кто может дать то, что сам не имеет? Или как может совершать духовное сам потерявший Духа Святого? Кто мог крестить, тот мог дать и Святого Духа. Если же не может дать Святого Духа, потому что, находясь вне Церкви, не пребывает с Духом Святым, то не может и крестить приходящего» [1] (Писм. 57).

«Дух Святой принимается через крещение» (Писм. 63). Святитель подчеркивает: «крещеный через одно произношение имен Троицы, Отца и Сына и Святого Духа не может получить благодать» (Писм. 62). Тройное погружение во имя Отца и Сына и Святого Духа это не магический акт, но образ передачи Духа Святого, через того, кто Им реально обладает: «крестить и давать отпущение грехов может только тот, кто имеет Святого Духа» (Писм. 62). А Духа Святого имеет только тот, кто сопричастен полноты Духа — Церкви, поэтому «крещение не может быть отделено ни от Церкви, ни от Духа Святого» (Писм. 61).

Церковь есть собрание тех, в ком обитает единый Святой Дух, Который «подается всем один и тот же не по какой-нибудь мере, но по любви и Отеческому благоволению» (Писм. 46), «для этого не нужно усилий. это дар Божий и дело легкое. Как солнце само собой светит, ручей сам собой течет, так сам собой проливается небесный Дух» (Писм. 1). «Дух Святой дается не мерою, но на каждого христианина изливается весь» (Писм. 62).

«Приняв Духа небесного, соделался я по по второму рождению новым человеком. и только теперь началась жизнь Божия, одушевляемая Духом Святым» (Писм. 1). Эта жизнь подразумевает возможность изменения личных отношений со Святым Духом, как в лучшую, так и в худшую сторону: «да не будут действия наши недостойны Духа» (Госп. 257), ведь «не поступающие свято, оставляются Духом Святым» (Писм. 47); напротив «терпение благоугождает Духу» (Терп. 335).

Помимо совершения крещения, св. Киприан пишет и о других действиях Духа в Церкви:

Повествуя о подвиге блаженного Маппалика, святитель пишет: «слово, полное Духа Святого, излилось из уст мученика» (Писм. 8); вообще о мучениках: «их устами высказалась несокрушимая и непобедимая сила Святого Духа» (Писм. 48), и в другом письме: «каким образом может быть готов и способен к исповедничеству тот, кто не получил прежде мира, не принял и Духа Отца, укрепляющего рабов Своих, горящего и исповедующего в нас?» (Писм. 49). В этом святитель видит и свидетельствует исполнение обетования Господня (Мф 10:19).

Дух Святой научает и наставляет верующих посредством видений и откровений: «у нас, кроме ночных видений, и среди дня невинные дети исполняются Духа Святого и в восхищении видят очами и слышат и говорят то, чему Господь благоволит научить и вразумить нас» (Писм. 9).

Наконец, говоря о своем решении, св. Киприан пишет, что оно было принято «по внушению Святого Духа и следуя указаниям Господа» (Писм. 49). Здесь он определенно говорит не о своем действии как верующего, но о своем действии как епископа.

По замечанию авторитетного исследователя триадологии Оригена В.В. Болотова, «в этом пункте (учении о Духе Святом — Ю.М.) Ориген не сделал ни шага вперед сравнительно со своими предшественниками» [2] . Пневматологические вопросы находятся на периферии его богословия. «По отношению к Святому Духу Ориген ограничивался тем, что, доказав необходимость вечного бытия Сына из вечности определения Бога как Отца, прибавляет: «то же должно сказать и о Святом Духе» (Быт. I)» [3] .

«Ориген в своем комментарии на Евангелие от Иоанна сообщает, что в его время было два одинаково неправильных мнения о Святом Духе: одни говорили, что Он сотворен через Сына, другие утверждали, что Он несоздан, но лишь потому, что признавали Его простою, безликою силой Отца. Решительно заявляя свое несогласие со вторым мнением, Ориген заметно колебался относительно первого: иногда он говорил, что Дух создан Божественным Логосом, а иногда учил, что Он «истинно исходит от Самого Бога» и есть «сопричастник Отца и Сына в чести и достоинстве». Очевидно, Ориген не знал, как на самом деле нужно учить о Святом Духе» [4] . Согласно Оригену, Дух Святой произошел через Сына (Ио. 2.6), и Он находится в порядке всех, получивших бытие от Отца через Христа; хотя в другом сочинении Ориген специально замечает, что Дух нигде в Писании не называется тварью (Нач. 1.3.3).

Согласно независимым друг от друга изложениям триадологии Оригена у бл. Иеронима, св. Юстиниана и свт. Фотия, александрийский дидаскал учил о последовательной субординации: «Бог и Отец, содержа все, воздействует на каждое существо, сообщая каждому бытие от своего собственного бытия, ибо Он есть Сущий. Меньше Отца Сын, деятельность Которого простирается только на разумные существа, ибо Он — второй от Отца. Еще меньше Святой Дух, воздействующий только на святых. Поэтому сила Отца больше силы Сына и Духа Святого, и сила Сына больше силы Святого Духа, и, опять, гораздо выше сила Духа, чем прочих святых». В переводе Руфина эта субординация смягчена, но даже в нем присутствует указание на то, что если действие Отца и Сына простирается на все существующее, то действие Духа Святого «простирается только на тех, которые уже обращаются к лучшему и ходят путями Иисуса Христа» (Нач. 1.3.5). А.И. Сидоров любезно поделился с нами своим наблюдением, что в своих поздних беседах Ориген зачастую более близок к православному учению и традиционен, чем в довольно раннем сочинении «О Началах».

У Оригена мы видим четко выраженный субординационизм и учение об особом действии Духа Святого в уверовавших, коим Он «открывает Бога», то есть, об особом, отличном от других Лиц, божественном домостроительстве: «есть также иная благодать и у Святого Духа — такая благодать, которая подается от Него достойным. смотря по заслугам тех, которые делаются способными к ее восприятию» (Нач. 1.3.7).

Другое интересное произведение, также происходящее из Александрии — «Физиолог» древнейшей редакции, (II-III в) совершенно необычен по жанру — он представляет собой сборник рассказов о свойствах реальных и фантастических животных и камней с символическими толкованиями, опирающимися на традиции раннехристианской экзегезы [5] .

Среди общих пневматологических тем мы встречаем в памятнике упоминание Духа Святого как автора Ветхого Завета (Физ. II), призыв ко крещению «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Физ. VI), после которого человек становится «восприявшим Духа Святого» (Физ. ХIХ).

Помимо этого мы находим и два оригинальных сравнения.

Говоря о дереве перидексиии, даже к тени которого не могут приближаться драконы, физиолог толкует: «итак, дерево к Отцу всего прилагается, (само) дерево — ко Христу. тень же дерева — Дух Святой; ибо сила Вышнего осенит тебя (Лк 1:35) и в сени крыл Твоих возрадуюся (Пс 16:8)» (Физ. ХХХIV). Таким образом, Дух Святой отличается от Отца и Сына, является «тенью» Божества.

В другом месте автор пишет: «Когда мастера ищут жемчуг, при помощи агата его находят, так как они привязывают его (агат) на крепкую веревку и опускают в море. Итак, идет агат на жемчужину и стоит там, и не движется. И тотчас разумеют корабельщики место агата и, следуя по веревке, находят жемчужиу. А как рождается жемчуг, слушай. Есть раковина в море, называемая устрицей, выходит она вверх из моря утренними часами, и открывает раковина рот свой, и пьет небесную росу, и луч солнца и луч луны и звезд в створки свои заключив, от вышних светил зачинает жемчужину. Раковина же имеет два крыла, где находится жемчуг.

Итак агат является образом Предтечи Иоанна. море принимается за мир, а водолозы за хор пророков, два же крыла раковины за Ветхий и Новый Завет. Равным образом солнце и луна и звезды и роса [принимаются] за Дух Святой, сошедший на два завета. Жемчуг за Спасителя нашего Иисуса Христа» (Физ. ХLV).

Солнце, луна, звезды и роса участвуют в рождении жемчуга, — это выражает то понимание, что Христос пришел в мир посредством самых разнообразных действий Святого Духа. Роса как образ Духа Святого встречается также у св. Иринея (Пр. Ер. III.17.3) и Климента Александрийского (Бог. 34). Одним Духом Святым освящен и Ветхий и Новый Завет — преемственность исторических этапов домостроительства. Дух Святой хотя и сопричтен божественной реальности, но умален в сравнении с Сыном и Отцом. В памятнике мы не находим четких указаний на личностность Святого Духа.

[1] Нужно заметить, что Церковь не приняла крайнюю точку зрения св. Киприана, а приняла точку зрения его оппонента — св. Стефана Римского, полагавшего, что крестившегося у еретиков в Отца и Сына и Святого Духа не нужно перекрещивать.

[2] Болотов В.В. Указ. соч. — С. 344.

[3] Болотов В.В. Учение Оригена о Св. Троице / Собрание церковно-исторических трудов. Т.I. М., 1999. — С. 343.

[4] Несмелов В. Указ. соч. — Сс. 268-269.

[5] Белова О.В. «Физиолог» в древнейшей редакции: к истории изучения и публикации / Физиолог александрийской редакции. М., 1998. — С. 13.

Ориген

О том, как богословствование по-платоновски приводит к ереси

Учение Оригена было осуждено V Вселенским Собором (553) как ересь, между тем его влияние на отцов Церкви и богословов, в православности которых никогда не было никаких сомнений, велико. Ориген ввел в богословие такие слова, как «Богочеловек» и «ипостась». О том, что в учении Оригена православно, а что нет, как сказалось на его богословии увлечение философией Платона, а также как оригеновское «может быть» превратилось у его учеников в «только так и есть», рассказывает Виктор Петрович Лега.

Тертуллиан, о воззрениях которого мы говорили в прошлой беседе, – пример того, как пренебрежение философией может отвести человека от истинного Православия. Ориген являет нам другую крайность – как чрезмерное увлечение философией может привести к серьезным ошибочным и даже еретическим умозаключениям.

Христианином родился, как истинный христианин и умер

Ориген (ок. 185 – ок. 254) родился в Александрии, в христианской семье. С детства он был пылким христианином, мечтавшим пострадать, как и его отец, за Христа. Но стараниями матери он смог пережить гонения.

Он получил образование в христианском катехизическом училище, основанном Пантеном, и учился у Климента Александрийского. Когда Климент, испугавшись гонений на христиан во время правления императора Септимия Севера, покинул Александрию, Ориген возглавил эту школу и какое-то время был ее главой. Решив углубить свое философское образование, он стал учиться у Аммония Саккаса, у которого, кстати, учился и Плотин. Правда, не все ученые считают, что учеником Аммония был именно прославившийся впоследствии своим учением Ориген, но большинство серьезных исследователей, в числе которых и В.В. Болотов, убеждены, что это именно тот Ориген. Тем более что в его системе взглядов влияние неоплатонизма очень заметно.

V Вселенский Собор расценил богословские взгляды Оригена как ересь

В подробности последующей жизни Оригена мы входить не будем, не будем касаться и его священнослужения, его сложных взаимоотношений с епископом Александрийским. Отметим только, что Ориген скончался как истинный христианин. Во время гонений Декия он был заточен в тюрьму, подвергнут жесточайшим пыткам, от которых и умер. Почему же Ориген, проживший жизнь как истинный христианин и окончивший ее мученически, тем не менее не прославлен в лике святых? Главным образом из-за своих богословских взглядов, многие из которых вытекали из его философских воззрений. А богословские взгляды Оригена были таковы, что V Вселенский Собор расценил их как ересь.

При этом популярность Оригена, его влияние и при жизни, и после смерти были огромны. Среди его учеников был знаменитый святой Григорий Чудотворец – святитель Григорий Неокесарийский, который написал такое похвальное слово своему учителю, что читаешь и дивишься. Он говорил об Оригене, что, наверное, учил его не обычный человек, а такой, кто, «будучи великим, соответственно с этим получил величайшаго ангела, или кого иного, кто бы он ни был, или, может быть, даже самого великаго совета Ангела, общего Спасителя всех». Огромно влияние Оригена и на отцов-каппадокийцев, которые создали даже, как они говорили, некую «филокалию» – добротолюбие – из цитат Оригена; и на последующих православных отцов Церкви. И действительно, некоторые труды Оригена вполне православны. Это, прежде всего, его толкования на Священное Писание – почти на все книги Ветхого и Нового Завета. Правда, дошли до наших дней далеко не все.

Истина – дочь мудрости

Из философских работ Оригена надо отметить две: «Против Цельса» и «О началах». Работа «Против Цельса» вполне православна, ничего еретического в ней нет. А вот работа «О началах» вызвала огромное количество споров и недоумений.

«Против Цельса» посвящена критике античного философа Цельса, жившего во II веке после Рождества Христова. Замечу, что некоторые исследователи вообще сомневаются в существовании этого человека, потому что никаких других источников о его жизни и о его сочинении «Правдивое слово», кроме этой работы Оригена, нет. Они предполагают, что под именем Цельса Ориген вывел некий языческо-атеистический антихристианский «коллективный разум». Причем сделал это настолько умело, что таких последовательных и умных противников христианства в реальности и не встретишь. Но это – одна из версий. Большинство ученых все-таки считают, что Цельс был, написал работу «Правдивое слово», где подверг христианство критике, в частности обвинил христиан в том, что они глупы, невежественны, фанатично верят в своего Христа и совершенно презирают философию. Вот это Оригена и возмутило.

Начинает Ориген свое сочинение с того, что истинный христианин будет читать Священное Писание, только соединив веру во Христа с разумом: «Христианское учение отдает предпочтение тому, кто принимает истины веры после разумного и мудрого исследования, а не тому, кто усваивает их только простой верой». Это необходимо для того, чтобы иметь прочную и крепкую веру. Потому что, – продолжает Ориген, – «ни один поистине мудрый человек не отдалится от слушания наставлений христианина, поучающего о тайнах своей веры, и философия не будет служить ему в данном случае препятствием и не введет его в заблуждение». Почему? А потому, что Истина – это такая же дочь мудрости, и проявляется она не только в Божественном Откровении, но и в философии.

Ориген совершил некоторую революцию, введя платоновскую философию в христианство. До Оригена христианское богословие не сталкивалось с такой мощной тринитарной ересью, как арианство. Эта ересь требовала серьезной философской проработки, и платоновская философия, введенная Оригеном в богословие, оказалась как никогда кстати. До Оригена если христианское богословие и заимствовало что-то у античной философии, то, как правило, ограничивалось областью нравственности. Эта сторона прекрасно разработана стоиками, вот учение стоиков и было в какой-то мере воспринято богословием II века. Начиная с Оригена мы видим проникновение в богословие уже платоновской философии, а впоследствии и аристотелевской.

Бог – совершенен

Как платоник, Ориген применяет свои знания в области философии к познанию Бога и выстраивает четкую систему, основанную на том, что Бог совершенен. А если Бог совершенен, то Он, безусловно, не изменяется. Потому что Он не может стать лучше – Он и так совершенен. И не может стать хуже – тогда Он будет несовершенен. А поскольку все материальное изменчиво и поэтому несовершенно, то Бог нематериален. Бог есть Дух, и об этом свидетельствует не только Священное Писание, но это вытекает и из простых логических рассуждений.

Если Бог нематериален, то Он не состоит из частей, так как из частей может состоять только материальное. То, что Бог не состоит из частей, вытекает из того, что Он совершенен, то есть является первоначалом Сам для Себя. Если бы Он состоял из частей, то первоначалами Бога были бы эти части, что делало бы Бога несовершенным.

Наш разум может прийти к определенной степени познания Бога

Такого рода рассуждения показывают, что наш разум тоже может прийти к определенной степени познания Бога. Мы познаем Бога не только через Откровение. Но Откровение для Оригена первично, философия же может только объяснить, помогает лучше понять то, что изложено в Священном Писании. При этом Ориген следует филоновской традиции толкования Писания различными способами. Ориген использует такое образное сравнение: у Священного Писания есть три уровня – «телесный», «душевный» и «духовный». Священное Писание – это реальная история («телесный» уровень). Но все события, о которых мы читаем в Священном Писании, имеют вполне определенный нравственный смысл, учат нас добродетельной жизни («душевный» уровень). Но есть и «духовный» уровень: через события Священной истории мы открываем непостижимую Божественную природу, что позволяет нам толковать Священное Писание иногда и далеко от буквального смысла, то есть аллегорически.

Ориген, прежде всего, христианин, и ко многим положениям он подходит с точки зрения веры, которую он пытается понять при помощи философии. Безусловно, Бог для Оригена – это Пресвятая Троица. И он не согласен со своим другом Плотином, который эту духовную Троицу выстраивал иерархически, по ипостасям. Все три Лица божественны – термин «Единосущный» Ориген еще не использует. Но определенное влияние неоплатонизма тут видно, потому что собственно Богом Ориген называет только Бога-Отца. Бог-Сын – это Логос, это София, это Премудрость. Ориген даже благом Бога-Сына не называет, потому что Он благ по причастию благости Отца. Святой Дух – еще ниже. Ориген впервые использует для обозначения Лиц Пресвятой Троицы плотиновский термин «ипостась». Некоторый субординационизм у него присутствует, и это, видимо, проблема для Оригена. С одной стороны, три Лица Троицы Единосущны, а с другой – все-таки, по мнению Оригена, не совсем равны по Своей природе, подтверждения чему он находит в Священном Писании: Христос говорит и о Себе, что Он ниже Отца, и о Святом Духе, что Он исходит от Отца.

Сотворенных миров множество?

Еретические утверждения начинаются у Оригена тогда, когда он пытается в работе «О началах» выстроить некоторое систематическое, то есть опирающееся на философию, христианское догматическое учение. Неверные, еретические положения, прежде всего, связаны с учением об отношениях Бога и мира.

Действительно, на учении о творении мира, о творении человека разум спотыкается. Мы верим, что Бог сотворил мир и человека, а как понять это разумом? И тут Ориген начинает сам себе противоречить. Говоря о Боге, он совершенно правильно пишет, что Бог совершенен, поэтому Он выше времени, поэтому для Бога не существует ни вчера, ни сегодня, ни завтра, время – это часть материального мира. Но, задумывается Ориген, Бог – Творец и Он когда-то сотворил наш мир. А что делал Бог до этого? Он не творил? Тогда в Боге произошло какое-то изменение. А так как Бог совершенен, никаких изменений в Нем быть не может. Как будто Бог захотел творить мир – а раньше не хотел. И тогда получается, что Бог когда-то не был Творцом. И тогда Он не совершенен.

Но Бог не может не быть Творцом. Значит, пишет Ориген, Бог когда-то творил другой мир, а после нашего мира будет творить следующий…

Ориген помещает Бога во время

В чем причина этой ошибки Оригена? Она очевидна: Ориген помещает Бога во время. При такой постановке вопроса получается, что Бог существует во времени, и для Него было вчера, будет и завтра, что явно не согласуется с другими правильными положениями Оригена, что Бог вне времени: Бог «по природе же своей превосходит всякую мысль о времени» (О началах, III, 4).

Но при этом Ориген утверждает, что эти различные миры ни в коем случае не связаны какой-то логической последовательностью. Нельзя думать, что Бог творит как мастер, «набивая руку», делая Свое творение более совершенным. Нельзя считать, что предыдущий мир был хуже, а последующий – лучше. Ориген говорит: «Но каково именно число и состояние миров, этого, признаюсь, я не знаю, и, если бы кто-нибудь мог показать, я охотно поучился бы этому». Замечу, что работа «О началах» часто сопровождается такими замечаниями-сомнениями, что, может быть, так-то и так. Поэтому иногда считают, что Оригена нельзя считать еретиком, потому что он ничего не утверждает определенно, не настаивает на верности своих утверждений. «Я не знаю. Может быть, кто-нибудь лучше меня знает?» – эти слова свидетельствуют о неуверенности Оригена в собственной правоте.

Как «разогреть» прохладные души

В анафематизмах V Вселенского Собора анафематствуется прежде всего оригеновское учение о человеке.

В этом учении сказалось явное влияние положений платоновской философии о переселении душ и существовании души перед вселением в тело. Конечно, у Оригена нет учения о переселении душ, но о предсуществовании – есть. Согласно Оригену, Бог вначале творит души людей, которые, безусловно, как творение в определенной мере несовершенны. Кстати, Ориген не согласен со стоиками и с теми христианами, которые утверждали, что душа «тонко материальна». Душа духовна! «Если же кто душу считает телом, – пишет Ориген, – то я желал бы, чтобы он ответил мне: каким образом ум воспринимает понятие столь великих, тонких и трудных вещей? Откуда в нем сила памяти? Откуда – созерцание невидимых предметов? Почему телу присуще понимание вещей бестелесных? Каким образом телесная природа углубляется в изучение искусств, в рассуждения о вещах и в познание причин? Почему она может знать и понимать Божественные догматы, которые, очевидно, бестелесны?» Опять чисто платоновские – или плотиновские – аргументы о духовности и нематериальности души. Потому что мышление свойственно только духовной, а не материальной природе, даже если это и тонкая материальная природа.

Так вот, Бог сотворил души во вполне конкретном, ограниченном количестве. Так же об этом пишет и Платон. Души в некоторой степени несовершенны, но Бог поставил перед ними задачу: добиться абсолютного, полного совершенства. Это совершенство должно проявляться в любви к Богу, в некотором горении к Богу. Это очень трудно, и поэтому все души охладевают в любви к Богу. По мнению Оригена, именно потому души и называются «душами». Он замечает такую параллель между словами «псюхе» – «душа» и «псюхос» – «прохлада». То есть слово «душа» происходит от слова «прохладный».

Только одна душа выполнила эту задачу, устремилась к Богу, и эта душа станет впоследствии душой Богочеловека – Христа. Кстати, термин «Богочеловек» впервые использует Ориген, как и термин «ипостась», без которого мы уже не можем обходиться.

Итак, души стали охладевать в любви к Богу, стали отпадать от Бога, но Божественная любовь не может охладеть. И поэтому, не желая, чтобы души отпали от Него окончательно, Бог создает материальные тела как некоторую «подпорку», как «костыль» для души, чтобы она осталась на каком-то уровне, не отпав полностью. Здесь очевидно принижение материального начала: Бог творит материю не как необходимую составную часть человеческой природы, часть единой человеческой личности, а именно как «подпорку», «костыль».

Воскреснуть в шаре?

Ориген считал, что спасутся все: и праведники, и грешники, и даже злые ангелы, в том числе и сатана

В учении о конце мира Ориген также часто больше доверяет разуму, чем Откровению. Он исходит из того, что Бог благ, всемогущ и желает спасения любой твари. А если так, то, разумеется, вся тварь и спасется. Спасутся все: и праведники, и грешники, и даже злые ангелы, в том числе и сатана. Как это будет, Ориген, конечно, не знает, но, по его мнению, это – факт, вытекающий из благости и всемогущества Бога.

Это учение называется апокатастасис – полное возвращение всех к Богу. Церковь его не примет, поскольку всеобщее спасение противоречит свободе сотворенных разумных существ – людей и ангелов; насильственное спасение невозможно. И тем не менее оно окажет влияние на святителя Григория Нисского, который также будет его сторонником. Но поскольку у Григория Нисского это будет фрагментарное, не связанное со всеми его православными взглядами учение, оно не будет вменено ему как ересь. Оригеново учение об апокатастасисе – важная часть всей его системы, связанная и с последующей судьбой человека после воскресения всех людей.

Еще один вопрос задает Ориген: а каким будет тело после воскресения? Ведь человек умирает или вследствие увечья, или от старости. Но нельзя же предположить, что люди воскреснут вот в таком болезненном или увечном виде. Тела будут совершенными, поскольку они будут бессмертными. А что может быть совершенным? Совершенна только одна фигура – шар. Поэтому наши тела будут шарообразными. Более того, наша дебелая материальная плоть, безусловно, не может быть бессмертной. Поэтому тела будут некоей эфирной природы. И эти положения Оригена тоже будут осуждены как ересь.

Кстати говоря, некоторые противники Оригена будут утверждать, что люди воскреснут именно в той плоти, в которой они умерли, что вызовет реакцию, например, преподобного Максима Исповедника, который покажет, что истина где-то посередине: какими будут тела по воскресении, мы не знаем, но они будут являть и нашу личностную природу, а не безличный шар, и поэтому будут именно материальны, но материя их будет особой, не нуждающейся в пище и питье. Какой будет эта материя и как будет выглядеть наша личностность, преподобный Максим, разумеется, не описывает.

Как видим, стремление слишком приблизить христианское вероучение к человеческому разуму, понять те положения, которые превышают наш разум, могут завести слишком далеко. Ориген приходит к тем платоновским положениям, которые никак с христианством соединить нельзя, а именно: предвечное существование души, вторичность тела по отношению к душе, вечность материального мира, даже если эта вечность является сменой одного мира другим. Как и эфирное бессмертие человека, существование Бога во времени, подобного богу-демиургу, о котором Платон пишет в своем «Тимее», и другие положения Оригена. Все они несовместимы с христианским учением. Так что, оценивая место и роль Оригена в христианском богословии, я отмечу еще раз известные нам факты: Ориген оказал огромное влияние на многих отцов Церкви, введя платоническую философию в богословие, но это же соединение платонизма с богословием привело к возникновению у его учеников ереси – оригенизму.

Ориген о молитве читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here