Молитвы в рош ашана

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитвы в рош ашана - в подробном и точном описании.

Молитва Амида Новолетия / Рош hа-Шана

МОЛИТВЫ на РОШ аШАНА

Вечером, в канун праздника, произносится «Шма» и «Маарив».

Утром произносится «Шма», «АвинуМалкейну» и «Мусаф».

В полдень произносится «Минха».

«ШМА, ИСРАЭЛЬ!»

Шма, Исраэль, Адонай — Элоhейну, Адонай эхад!

Барух шем кевод мальхуто ле-олам ва-эд!

Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один!

Благословенно славное Имя царства Его во веки веков!

Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим. И будут эти слова, которые Я заповедал тебе сегодня, в сердце твоем, и повторяй их детям своим, и произноси их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая; и повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими, и напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих.

И будет: если вы будете послушны повелениям, которые Я даю вам сегодня: любить Господа, Бога вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, — то дам Я дожди земле вашей в срок, от начала и до конца зимы, и соберешь ты свой хлеб, и вино, и оливковое масло; и дам траву для скота на луга твои; и будешь ты есть досыта. Однако берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим богам и поклоняться им. Ибо тогда разгневается на вас Господь и замкнет небеса; и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды; и исчезнете вы вскоре с той благодатной земли, которую Господь дает вам. Примите эти слова Мои всем сердцем вашим и всей душой вашей, и в знак повяжите их на руку вашу, и будут они украшением над глазами вашими. И научите им сыновей ваших; чтобы произносили их сидя дома и находясь в дороге, ложась и вставая; и напишите их на косяках дверей дома своего и ворот своих. Чтобы дни ваши и дни сыновей ваших умножились — на земле, которую Господь клятвенно обещал отцам вашим, — как дни существования небес над землею.

И Господь сказал Моше так: обратись к сынам Израиля и скажи им, чтобы делали себе кисти на углах одежды во всех поколениях своих и вплетали в каждую кисть на тех углах голубую шерстяную нить. И она будет у вас в кисти-цицит, и увидев ее, вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их; и не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас. Дабы помнили вы и исполняли все заповеди мои и были святы перед вашим Богом. Я, Господь, — Бог ваш, который вывел вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом. Я, Господь, — Бог ваш. АМЭН.

«МААРИВ»

Молитва Амида Новолетия / Рош hа-Шана

Первые три благословения – прославление Всевышнего

Восхваляю и восславляю Бога вселенной, Творца неба и земли,Бога Авраама, Бога Ицхака и Бога Яакова. Бог великий, могущественный и грозный, Всевышний Бог, воздающий благой милостью, и владеющий всем, и помнящий добрые дела отцов, и посылающий избавителя их потомкам ради Имени Своего в любви. Вспомни нас, чтобы даровать нам жизнь, Царь, Которому угоднажизнь; запиши нас и сохрани в Книге Жизни ради Тебя, Бог Жизни и Царь наш, помогающий, спасающий и защищающий. Благословенно

Имя Твое, защитник Авраама!

Ты могуществен в вечности, Господь, возвращаешь мертвых кжизни – великий избавитель, дарующий росу, питающий помилости Своей живых. Поддерживающий падающих и исцеляющий больных, и освобождающий узников, и исполняющий Свое обещание возвратить жизнь покоящимся в земле, – кто подобен Тебе, Всесильный, и кто сравнится с Тобой, Царь, Которыйумерщвляет, и оживляет, и взращивает во спасение в Машиахе! Кто подобен Тебе, милосердный Отец, помнящий о Своих творениях, милосердно дарующий им жизнь! И верен Ты Своему обещанию возвратить мертвым жизнь. Благословенно Имя Твое, возвращающий мертвых к жизни!

(3) Освящение Божественного Имени

(4) Освящение Дня

Когда Новолетие выпадает на исход Субботы, добавляют:

Святость Субботы от святости праздника отделил Ты, и Седьмой день от шести рабочих дней отличил Ты святостью. Выделил и отличил Ты народ Свой, Израиль, святостью Своею.

Три последние благословения – наша благодарность Создателю

(5) Служение в Храме

Отнесись благосклонно, Господь, Бог наш, к народу Израиля имолитву его прими и восстанови службу в Святая Святых Храма; и жертвы, приносимые Израилем, и молитвы его прими с любовью; и пусть будет всегда желанно Тебе служение Израиля, народа Твоего в Машиахе.И да удостоимся мы увидеть своими глазами, как вернешься Ты, помилосердию Своему, в Сион. Благословенно Имя Твое, возвращающий Свое Присутствие в Сион!

(6) Благодарение / Модим

Мы благодарны Тебе за то, что Ты, Господь, – Бог наш во векивеков. Ты – оплот жизни нашей; защитник, спасающий нас из поколения в поколение. Будем благодарить Тебя и провозглашатьТебе хвалу – за жизнь нашу, вверенную Тебе, за души наши, хранимые Тобой, и за каждодневные чудеса Твои, за Твои знамения и благодеяния, которые Ты творишь всегда, вечером, утром и днем. Благой, ибо неисчерпаемо милосердие Твое; Милосердный, ибо

нескончаема милость Твоя, – мы всегда надеялись на Тебя! И за все это да возвеличится и превознесется Имя Твое, Царь наш,во веки веков! И запиши в Книгу благополучной жизни всех сынов завета Твоего и сохрани их. И все живое будет вечно благодарить Тебя и искренне восхвалять иблагословлять Твое великое Имя, ибо Ты добр, Ты Бог – наше спасение и наша опора вовеки. Бог добра. Благословенно Имя Твое; Доброта – имя Тебе, и Тебя подобает благодарить.

Читайте так же:  Молитва скоропослушницы Богородицы

(7) Благословение мира

Даруй мир, добро и благословение, жизнь, милость, любовь и милосердие нам и всему народу Твоему, Израилю. Отец наш, благослови нас, всех вместе, светом Лица Твоего в Иешуа Машиахе. Ибо в свете Лица Твоего, даровал Ты нам, Господь Бог наш, закон жизни и бескорыстнойлюбви, справедливость и благословение, милосердие, жизнь имир. И да будет угодно Тебе благословлять нас и благословлять весьТвой народ Израиля, во все времена и в каждое мгновение, даруя мир. И в Книге Жизни, благословения, мира и процветания и добрых повелений, избавления и утешения – да будем упомянуты и записаны и сохранены пред Тобою мы и весь народ Твой, Дом Израиля, на добрую жизнь ина мир. Благословенно Имя Твое, благословляющий миром народ Свой Израиль! Да будет желанно Тебе Господь Бог наш, установить мир в народеИзраиля и в Стране Израиля, чтобы распространилось благословение мира Твоего на всех приблизившихся к Твоей Торе ик Твоим заповедям. Амен!

Завершение Амиды

Да будут угодны Тебе слова уст моих и помыслы сердца моего,Господь, оплот мой и Избавитель! Бог мой! Убереги язык мой от злословия и уста мои от лживых речейи перед теми, кто проклинает меня, пусть душа моя хранит молчание. И пусть душа моя повергается в прах пред каждым. Раскрой мое

сердце для Торы Твоей, и да устремится моя душа к исполнениюТвоих заповедей; и поскорее разрушь козни и расстрой замыслывсех, задумавших против меня недоброе. Соверши это ради Имени Твоего, соверши ради десницы Твоей, соверши ради святости Твоей, ради Торы Твоей. Ради спасения любимых Тобою простри десницуТвою и ответь мне. Да будут угодны Тебе слова моих уст и помыслысердца моего, о, Господь – мой оплот и Избавитель!

Устанавливающий мир в высотах Своих, Онпошлет мир нам и всему Израилю. И скажем: Амен !

«АВИНУ МАЛКЕЙНУ»

Отец наш, Владыка наш! Нет у нас Бога кроме Тебя!

Отец наш, Владыка наш! Отнесись к нам милосердно ради имени Своего!

Отец наш, Владыка наш! Пошли нам добрый новый год!

Отец наш, Владыка наш! Отмени все суровые приговоры, вынесенные нам!

Отец наш, Владыка наш! Помешай козням ненавидящих нас!

Отец наш, Владыка наш! Расстрой замыслы наших врагов!

Отец наш, Владыка наш! Устрани всех притеснителей и противников наших!

Отец наш, Владыка наш! Замкни уста противников наших и обвинителей!

Отец наш, Владыка наш! Отведи мор и чуму, и меч, и голод, и неволю, и погибель от заключивших союз с Тобою, от наследия Своего!

Отец наш, Владыка наш! Верни нас, искренне раскаявшихся, пред лицо Свое!

Отец наш, Владыка наш! Пошли полное исцеление больным в народе Твоем!

Отец наш, Владыка наш! Отмени суровый приговор, вынесенный нам!

Отец наш, Владыка наш! Вспомни нас доброй памятью!

Отец наш, Владыка наш! Запиши нас и сохрани наши имена в книге вечной жизни!

Отец наш, Владыка наш! Возвысь Израиль, народ свой!

Отец наш, Владыка наш! Взрасти нас во спасение и возвысь Машиаха Твоего в нас!

Отец наш, Владыка наш! Наполни наши ладони дарами своими!

Отец наш, Владыка наш! Наполни хранилища наши изобилием!

Отец наш, Владыка наш! Услышь наш голос, пожалей нас и смилуйся над нами!

Отец наш, Владыка наш! Прими милостиво и благосклонно нашу молитву!

Отец наш, Владыка наш! Открой небесные врата для молитвы нашей!

Отец наш, Владыка наш! Вспомни, что мы без Тебя — всего лишь прах!

Отец наш, Владыка наш! Не оставляй нас без ответа!

Отец наш, Владыка наш! Пусть станет этот час часом милости и благосклонности Твоей к нам!

Отец наш, Владыка наш! Сжалься над нами и над детьми нашими, над младенцами нашими!

Отец наш, Владыка наш! Отнесись к нам милосердно ради тех, кто принял смерть за святое имя Твое, ради тех, кто погиб за то, что провозглашал, что Ты – один, ради тех, кто шел в огонь и в воду ради освящения имени Твоего!

Отец наш, Владыка наш! Отомсти врагам за пролитую кровь рабов Твоих!

Отец наш, Владыка наш! Отнесись к нам милосердно ради Самого Себя и спаси нас!

Отец наш, Владыка наш! Отнесись к нам милосердно по великому милосердию Своему!

Отец наш, Владыка наш! Смилуйся над нами и ответь нам, хоть и нет за нами добрых дел, отнесись к нам милосердно и снисходительно и спаси нас!

«МУСАФ»

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной,Который даровал нам жизнь и поддержал нас, и дал нам дожить до этого времени!

Когда Имя Господа произносить буду, воздайте величие Богу нашему! Господь, открой уста мои, и язык мой возвестит хвалу Тебе.

Сгулот Рош Ашана. Как обеспечить достаток на весь год и победить врагов

Зачем в Рош Ашана есть мацу? Чем может помочь серебряный нож? Какие молитвы победят врагов, и почему 24-й псалом надо читать с чистыми руками? О сгулот — еврейских способах привлечь к себе удачу в еврейский Новый год — рассказывает р. Александр-Цви Сыпков

Самые известные сгулот, связанные с Рош Ашана, – это добавить к трапезе определенные продукты, несущие в себе добрые пожелания и предзнаменования для грядущего года: яблоки с медом, рыбья голова, финики, гранат, фасоль, лук-порей и т.п. Но о них пишут много и часто, а я расскажу вам о менее известных способах сделать наступающий год хорошим и счастливым. Разумеется, работают они только как дополнение к тшуве — раскаянию.

Прийти первым в синагогу

Рош Ашана и Йом Кипур – это очень важные дни, когда человек получает приговор на все дни года, и важная сгула для получения доброго приговора – это проснуться рано и прийти в синагогу одним из первых.

Больные зубы и маца

Можно ли как-то узнать, какой приговор вынесен человеку? Этот вопрос не простой. Например, Аризаль в При Эц а-Хаим говорит, что если к человеку в Рош а-Шана внезапно подступили слезы, то это означает, что в этот момент в Небесном Суде начали его судить. А, согласно книге Рефуа ве-Хаим, если у человека в Рош Ашана разболелись зубы, то это плохой знак – ему вынесен суровый приговор. Для того, чтобы пробудить милосердие и напомнить Высшему суду о своих заслугах в прошлом, книга Хаим ле-Рош, ссылаясь на Зоар, рекомендует есть в Рош Ашана мацу. И если человек провел Песах кашерно, соблюдая все законы этого праздника, то может быть уверен, что маца на столе в Рош Ашана прибавит ему заслуг в Суде и склонит приговор к добру.

Читайте так же:  Молитва Богородице скоропослушница читать

Молитва во время вынесения Свитка

Чтобы избавиться от бед в наступающем году, рабейну ХИДА и РаШаШ советуют говорить следующую молитву во время вынесения свитка Торы в Синагоге в Рош Ашана и Йом Кипур:

Да будет воля Твоя, Г-сподь Б-г наш и Б-г отцов наших, чтобы сделал Ты ради Имени Своего Великого, Святого и Чистого, Сильного и Грозного, написанного и непроизносимого, которое подразумевается только в мыслях, чтобы спас Ты меня (назвать свое имя) от беды, и дом мой, и сыновей моих, и спутников моих от всякого зла, от мора, истребления и чумы, от всякой беды, огорчения и печали, и от всякой болезни и от всякого недуга. И исполни прошения наши к добру в милости и милосердии. Амэн, да будет это угодно Тебе.

Согласно сидуру РаШаШа, эту молитву можно читать также в Десять дней раскаяния и остальные дни года.

Серебряный нож — для заработка

Для парнасы (заработка) в новом году есть сгула, упоминаемая во множестве источников. У нее есть несколько вариантов, и я приведу их все.

1) Нужно купить новый серебряный нож, заточить его в канун Рош Ашана и использовать на вечернем кидуше в праздник. Для других целей, кроме заповедных трапез нож лучше не использовать. Нож должен быть гладким, без зазубрин. Серебро — это металл, который соответствует сфире Хесед («Милосердие»), которая в том числе связана с заработком.

2) Если нет возможности приобрести полностью серебряный нож, то можно купить нож с серебряной ручкой и стальным лезвием (это как раз мой случай – я несколько лет назад купил именно такой нож). Действия те же: заточить в канун Рош Ашана и использовать для разрезания халы на кидуше. Только тут символика немного другая: серебро, как вы знаете уже, соответствует сфире Хесе («Милосердие»), а сталь — Гвура («Сила, строгость»). И, разрезая халу мы должны в этом случае мысленно просить Вс-вышнего, чтобы Он Своим милосердием направлял наши силы для достойного заработка.

3) Самый простой вариант, когда с серебром никак не получилось, — нужно купить просто новый нож и заточить его. Тупой нож или нож с зазубринами — это символ Гвуры, а гладкий острый нож — это исправленное орудие, которое не причиняет боли, что связывает его с качеством Хесед.

А вот дарить такой нож товарищу не нужно. Как передают со слов БеШТа, человек должен купить такой нож сам.

Победить врагов молитвой

Видео (кликните для воспроизведения).

В книге Элия Раба приведены слова рабби Йеhуды а-Хасида, рава Ай Гаона и рава Шриры Гаона, что всякий кто направляет сердце свое во время молитвы «Адон Олам», — будет молитва его услышана, и нет Сатана-Обвинителя на молитву его в Рош Ашана и Йом Кипур, и враги его падут. А есть те, кто говорят, что даже злое начало подчинится ему.

Какие Теиллим нужно читать

В Десять дней раскаяния, согласно Сгулот Исраэль, хорошо каждый день читать семь раз последнюю строку («Виhи ноам. ») из 90-й главы Теиллим (псалмов Давида) и 91-ю главу.

В эти же дни хорошо молиться о заработке. При Эц Хаим в разделе о молитве в Рош Ашана говорит, что 24-ая глава Теиллим – это сгула на заработок. В первые дни года будет хорошо читать ее и протягивать руки в знак готовности принять изобилие от Вс-вышнего. Но при этом руки должны быть чистыми, так как этот Теиллим содержит слова: «. у кого чисты руки и непорочно сердце».

Виhи ноам Ад-най Эло-hейну алейну у-маасэ йадэйну конэна алейну у-маасэ йадэйну конэнэhу.

(1) Йошев бе-сэтер эльйон, бе-цель Шад-дай итлонан. (2) Омар ле-Ад-най: Махси у-мецудати Эло-hай, эвтах Бо. (3) Ки hу йацилеха ми-пах йакуш, ми-дэвер hавот. (4) Бе-эврато йасэх лах, ве-тахат кнафав тэхсэ цина, ве-сохэра амито. (5) Ло тира ми-пахад лайла, ме-хэц йауф йомам. (6) Ми-дэвер ба-офэль йаалох, ми-кетэв йашуд цаhараим. (7) Иполь ми-цидеха элеф, у-рвава ми-минеха, элеха ло игаш. (8) Рак бе-эйнеха табит, ве-шилумат решаим тирэ. (9) Ки Ата — Ад-най махси, Эльйон самта меонеха. (10) Ло теунэ элэха раа ве-нега, ло икрав бе-аhалеха. (11) Ки малахав йецавэ лах — лишмареха бе-коль драхеха. (12) Аль капаим исаунха, пен тигоф ба-эвен раглеха. (13) Аль шахаль ва-фетэн тидрох, тирмос капир ве-танин. (14) Ки ви хашак ва-афальтэhу, асагвэhу ки йада Шми. (15) Икраэни ве-ээнэhу, имо Анохи ве-цара, ахальцэhу ва-ахабдэhу. (16) Орэх йамим асбиэhу ве-арэhу би-шуати.

И да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди.

(1) Живущий под покровом Вс-вышнего в тени Вс-могущего обитает. (2) Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на которого полагаюсь я, (3) Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. (4) Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. (5) Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, (6) Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. (7) Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. (8) Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, (9) Ибо Ты, (сказал): Г-сподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. (10) Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, (11) Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. (12) На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва и на аспида наступишь,топтать будешь льва и дракона. (14) «Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узна л имя Мое. (15) Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. (16) Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое».

Читайте так же:  Молитва троеручица значение в чем помогает

Готовимся к Рош а-Шана

Готовимся к Рош а-Шана

Что же есть Рош а-Шана, как не День рождения Мироздания? Этот праздник имеет несколько названий, каждое из которых связано с одним из его важных аспектов:

  • Рош а-Шана , то есть голова года, ведь этот день благословляет весь будущий год
  • Йом а-Дин и Йом а-Зикарон , то есть День Суда и День Памяти о Суде, поскольку в этот день начинается судебный процесс над мирозданием
  • Йом Труа , то есть «День Трубления», поскольку одной из главнейших обязанностей каждого еврея в этот день является услышать живой звук трубления в шофар

Подготовка к нему происходит накануне – в месяц Элул.

Кроме символа нашего раскаяния, этот звук символизирует ежегодное воцарение Вс-вышнего над мирозданием.

Подготовка

Последний месяц уходящего года носит название Элул. Именно он готовит нас к Рош а-Шана, как звучит одно из названий Нового года. Но, все дни, начиная с первого дня этого месяца и вплоть до Симхат Тора, объединены в одно целое применительно к Суду над миром. Вначале, нам дают возможность для исправления!

Целый месяц, исключая шаббаты и последний день уходящего года, воздух оглашают трубные звуки шофара. Они проникают сквозь стены, пронзают скорлупу, которой покрылись наши ороговевшие сердца. Они зовут нас вернуться, так как Отец зовет своих детей.

Мы проводим работу над ошибками, совершенными в течение уходящего года. Но мало одних хороших мыслей и намерений. Вспомнив о своих ошибках, требуется также и их исправление делом! Обидел – попроси прощения. Украл – верни сторицей… Именно доброе дело изменяет нас и мир к лучшему. Даже если обиженный уже покинул этот мир – следует собрав свидетелей попросить прощения у него на могиле, ведь это важно не только ему – любое дурное дело наносит рану и душе того, кто его совершает.

Что нужно сделать перед наступающим праздником?

1. Купите гранат, яблоки, мед.

2. Купите новый плод (т.е. тот, который вы еще не пробовали в этом сезоне), чтобы произнести на него благословение «шегехейону» во вторую ночь Рош а-Шана).

3. Поскольку во время праздника запрещено прикреплять свечи к подсвечникам, на которых они горят, то лучше использовать готовые подсвечники из фольги (в народе их называют «чайными свечами» или «таблетками»).

4. Перед началом праздника приготовьте пламя, от которого можно будет зажечь свечи второй ночи праздника (лучше всего — т.н. «суточную» свечу, свечу, горящую 24 часа) (а в некоторые годы и субботнюю свечу).

5. Раз в семь лет, накануне Рош а-Шана, в связи с наступлением субботнего года шмита, необходимо подписать специальный документ – прозболь, дающий возможность вести в течение всего года рабочую деятельность. В следующий раз такая необходимость возникнет в 2021 году.

6. Накануне Рош а-Шана произнесите «атарат недарим» (формулу освобождения от обетов), чтобы войти в новый год не отягощенным невыполненными обещаниями (речь идет об обещаниях данных случайно и неумышленно; намеренно не сдержанное слово остается нарушением). Существует также обычай писать «ПаН» («пидьен нефеш» — «Искупление души») – записку с просьбой о благословении на новый год. Записку можно передать раввину в синагоге с тем, чтобы она была оставлена у Стены плача или на могиле одного из праведников.

А еще желательно попросить прощения у всех людей, которых вы обидели в течение прошлого года. Только просить прощения надо искренне.

Рош а-Шана

В последний день месяца Элул мир замирает в трепете. Грядет Суд.

1-го и 2-го числа Вс-шний начинает судебный процесс над мирозданием, решая судьбы каждого человека в частности и всего рода людского в общем. Один поступок может решить судьбу мира. Эти дни наполнены символизмом. Поэтому любой шаг важен.

Обычаи Рош а-Шана

В канун Рош а-Шана принято совершать обряд освобождения от обетов. Дословно он называется «разрешением обетов». Обет – это взятое на себя обязательство выполнять какое-либо действие. Даже просто произнесённая фраза может рассматриваться обетом. Именно поэтому при любых указаниях на будущее следует произносить фразу «бли недер» — «без обещания», чтобы не попасть под обязательства. В любом случае, обет можно приостановить и отменить. Он отменяется двумя способами «разрешением обета», когда человек в присутствии суда из трёх или десяти человек заявляет, что он не в состоянии выполнять взятые когда-то на себя обязательства. Другим процессом приостановления действия обета является «нарушением обета», когда взятый на себя женщиной обет может быть приостановлен в течение светового дня её отцом или супругом в зависимости от её семейного положения.

Помимо главы Матот, где подробно описывается процесс отмены обетов, в трактате Недарим приводится высказывание, чтобы каждый еврей заранее отменил все свои будущие обеты, которые он произнесёт в течение года. Именно на этом высказывании базируется известная молитва, с которой начинается праздник Йом Кипур – молитва Коль Нидрей.

Перед двумя важнейшими праздниками — Рош а-Шана и Йом-Кипуром, когда каждому еврею нужно обдумывать тщательно свои поступки, было введено положение, чтобы каждый освободился от возможно взятых на себя в течение уходящего года каких-либо невыполнимых или случайно произнесённых обещаний. Для этого в последний день уходящего года после утренней молитвы каждый еврей в присутствии трёх или десяти собравшихся евреев произносит специальный текст освобождения от обетов.

Как это происходит? Для процедуры требуется присутствие минимум 3 человек, которые имеют право освободить от данных обетов каждого, кто пожелает (так как три еврея — это уже бейт-дин, правомочный еврейский суд), но лучше, проводить эту церемонию в миньяне (10 человек). При этом все они сидят (судьи!) и лишь тот, кого освобождают от обетов, стоит (как стоят перед судьями). Освобождаемый читает текст (он приводится в сидурах и махзоре – сборнике молитв на Рош а-Шана), а остальные (т.е. судьи) ему отвечают. Тому, кто затрудняется прочесть текст на иврите, разрешается прочесть его на любом понятном ему языке.

Читайте так же:  Молитва северному Ангелу

Ѓатарат недарим можно делать в течение всего дня – кануна Рош а-Шана – а в самом крайнем случае это можно сделать и позже, до Йом‑Кипура. Хотя, лучше до такой крайности не доводить

В канун первого дня Рош а-Шана принято зажигать праздничные свечи до захода солнца. При этом произносят следующие благословения:

«Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать праздничные свечи!» и «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, за то. что Ты дал нам жизнь, и поддерживал нас, и дал нам дожить до этого времени!»

Которое звучит как:

Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Ашер Кидэшону Бэмицвойсов Вэцивону Лэадлик Нэйр Шэль Йойм Азикоройн. Борух Ато Адой-ной Элой-эйну Мэлэх Оойлом Шээхэйону Вэкиймону Вэигиону Лизман Азэ.

Ташлих

Существует традиция днем в Рош а-Шана, спускаться к какому-либо водоему – реке, озеру, морю (туда, где живет рыба, хоть к аквариуму, но приятнее все-таки к морю) и стряхивать края одежды, как бы сбрасывая грехи в воду. Этот обычай подтверждается словами пророка Нехемии: «Вытряхнул я полы свои и сказал: «Так вытряхнет Б‑г каждого». Тем самым, как бы показываем всем, что избавляемся от груза и тяжести всех своих грехов и дурных поступков. Эта церемония «облегчения совести» называется «ташлих», что значит «ты сбросишь», а позаимствовано название из предсказаний пророка Михи: «И ты сбросишь все наши грехи на дно самого глубокого моря».

Обычно ташлих делают в первый день праздника, но если он приходится на субботу, то церемонию проводят во второй день.

Лешана това тикатев ветехатем!

После молитвы «Маарив» вечером в Рош а-Шана (то есть вечером 14 сентября в 2015 году) принято приветствовать друг друга: «Лешана това тикатев ветехатем» (женщине говорят: «Лешана това тикатви ветехатми»), что означает «Да будешь ты записан на добрый год, и запись эта да будет скреплена печатью!»

Во время первой (вечерней) трапезы Рош а-Шана соблюдают ряд обычаев, символизирующих желание удостоиться доброго нового года.

После благословения над хлебом первый ломоть халы обмакивают не в соль, как обычно, а в мед. Затем берут дольку сладкого яблока, окунают ее в мед, произносят благословение «. творящий плод дерева», а затем говорят: «Да будет воля Твоя на то, чтобы новый год был добрым и сладким!»

Так поступают даже тогда, когда на столе есть фрукты, которыми славится земля Израиля (например, финики, гранаты), хотя обычно в таком случае именно над ними, а не над яблоком, следовало бы произнести благословение.

Кроме того, во время трапезы многие едят: баранью голову – в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Ицхака, или голову рыбы – чтобы в наступающем году «быть головой, а не хвостом»; гранат – «чтобы заслуг наших стало много, как зернышек в гранате»; блюда из моркови, свеклы и других овощей , названия которых на идиш, иврите или арамейском ассоциируются с добрыми пожеланиями. Едят рыбу – чтобы мы «множились как рыбы в море».

Благословение произносят только над яблоком в меду.

Творческая еврейская мысль не стоит на месте и, например, франкоязычные евреи ставят на стол бананы (по-французски «С Новым Годом» звучит как «бон анэ») и авокадо, чье название созвучно с французским произношением слова «адвокат» (наверное, не надо объяснять, как важно иметь хорошего защитника в День Суда). Бананы можно поставить и потому, что это созвучно с ивритским «ше-ибане Бейт ѓа-Микдаш» («Да будет отстроен Храм!»). А особо креативные евреи ставят на стол напиток-колу, так как это слово созвучно призыву «Шма колейну!» («Услышь наш голос!» – главному лейтмотиву праздника, когда мы взываем к Вс-вышнему с просьбой услышать нас и принять наше раскаяние). В общем, ставить на стол можно многое, главное знать языки и уметь это знание применять.

В некоторых общинах, каждому блюду сопутствует соответствующее произносимое вслух пожелание. Чтобы не столкнуться с дурными приметами в Рош а-Шана , в первую трапезу праздника не едят кислое, горькое, острое, а также не едят орехи (гиматрия – числовое значение – букв этого слова равна гиматрии слова хет (грех).

О Рош Ашана

Смотри также: Готовим на Рош Ашана

Дополнительные названия праздника

Рош Ашана – дословно «голова года». Как голова управляет телом, так и духовное состояние еврея в течение будущего года зависит от его поведения в этот день.

День Суда. В этот день Б-г судит все земные творения.

День Памяти. В этот день Б-г «вспоминает» человеку все его поступки, произошедшие в течение прошедшего года.

День Трубления. В этот день трубят в шофар.

День Сокрытия. В этот день не видна луна. На иврите слова «сокрытие» и «стул» звучат одинаково, и это намекает на то, что в этот день Б-г сидит на судейском стуле и «покрывает» наши грехи.

Два дня Рош Ашана – один праздник. Как сказано в Талмуде, «один длинный день». «Рош Ашана» — в буквальном переводе с иврита — «голова года». Это значит, что подобно тому, как вся жизнедеятельность организма зависит от головы, жизнь человека в наступающем году зависит от того, что решит Всевышний в «Рош Ашана». Поэтому у евреев Новый год – это день Суда. Рош Ашана – это день сотворения первого человека. Как рассказывает Мидраш , Адам Аришон воззвал ко всем созданиям – признать, что есть Творец мира. Поэтому, также и мы в этот день, с помощью трубления в Шофар и праздничных молитв, провозглашаем царствование Всевышнего над нами и над всем миром.

Просьба о прощении

Нет такого человека, который бы никогда не согрешил, хотя бы в малом, хотя бы случайно. Поэтому перед Рош Ашана – самое подхоящее время просить прощения у всех родных и знакомых за случайные или, не дай Б-г, намеренные обиды. Если мы будем стараться вести себя подобно Всевышнему, который любит все творения, это станет для нас дополнительной заслугой, чтобы оправдаться перед судом.

Читайте так же:  Молитва курской иконе

Зажигание Свечей

В канун Рош-Ашана и вечер второго дня праздника мы зажигаем праздничные свечи, произнося специальные благословения. Свечи второго дня Рош-Ашана необходимо зажигать только от огня, зажженного накануне первого дня праздника.

Три книги открываются

Новый год – это день суда над всеми творениями. В этот день Б-г судит человека за все его поступки в прошедшем году и выносит приговор: каким будет для него год будущий.

В этот день открываются три книги: книга злодеев, книга праведников и книга средних. Тем, кто попал в первую книгу, присуждается смерть. Тем, кто попал во вторую книгу, присуждается жизнь. Тем, кто попал в последнюю книгу, даётся время для раскаяния до Йом-Кипура.

Приветствия

После окончания вечерней молитвы в канун Рош Ашана, все приветствуют друг друга. Мужчине говорят: Лешана това тикатев ветехатем», а женщине – «Лешана това тикатеви ветехатеми». Это означает: « Дай Бог, чтобы вы были записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта была скреплена печатью!»

Праздничный Стол

Смотри также: Готовим на Рош Ашана

Оба дня – перед ужином и перед обедом совершают Кидуш перед праздничной едой Рош Ашана; моются руки, затем чудесный обычай – в мед макается хлеб. После этого, кусок сладкого яблока, также макается в мед и при этом произносится короткая молитва: «Да будет Твоим желанием, чтобы Новый Год был для нас хорошим и сладким. (Не забыть, конечно, перед этим произносить браха на яблоко). Различная традиционная еда, как например рыба, телячья голова, морковка и т. д. подаются в ночь Рош-Ашана. Они символизируют невинность, заслуги и счастье.

На вторую ночь Рош-Ашана обычно ставится на стол первый раз в сезоне какой-нибудь новый фрукт, в котором очень заинтересованы дети. Это делается для того, чтобы над этим фруктом можно было прочитать благословение «Шеехеяну».

Утренняя Служба
Утреннее богослужение на Рош-Ашана начинается рано, потому что надо много молиться и трубить в Шофар.

Молитвы произносятся с такой же горячей искренностью, как и накануне ночью. Затем все слушают чтение Торы, происходящее в том специальном напеве, который слышен только на Рош-Ашана и Йом-Кипур. Молитва эта рассказывает такую историю, и она очень трогательная: рождение Исаака – было запоздалым, но чудесным подарком престарелым Аврааму и Сарре. Это первый случай посвящения еврейского мальчика в союз Авраама с Б-гом! Любящий и добрый Авраам был вынужден отослать Агарь и Измаила. Измаил обосновался в пустыне и стал охотником, стреляя из лука, в то время, как Исаак посвятил свою жизнь изучению Торы и служению Господу. Могучий царь Авимелех из Герара долго искал дружбы Авраама, т.к. Авраам соорудил бесплатный приют в Беэр-Шева и учил всех путешественников поклоняться одному Б-гу, Творцу Вселенной.

Еще более трогательно и вдохновенно чтение Торы на второй день Рош-Ашана. В это день мы читаем историю «Акеда» (жертвоприношение Исаака) – труднейшее испытание, которому когда- либо подвергались отец и сын и, которое оба блестяще выдержали, проявив одинаковую преданность и любовь к Б-гу. Эта история слишком хорошо известна чтобы повторять ее еще раз.

Молитвы Рош Ашана: царства, воспоминания, шофары.

В начале дополнительной молитвы (мусафа) праздника Рош Ашана есть три благословения, которые называются — царства (малхуёт), воспоминания (зихронот) и шофары (шофарот). Каждая из них состоит из трёх фраз.

В первом благословении мы провозглашаем власть Б-га над всем миром и принимаем на себя подчинение этой власти.

Во втором благословении мы выражаем уверенность в том, что Б-г помнит все наши поступки и просим его вспомнить жертвоприношение Ицхака.

В третьем благословении мы упоминаем звук шофара, который слышался во время дарования Торы, и просим, чтобы как можно скорее прозвучал шофар, возвещающий о приходе Машиаха.

И дай силу

В Рош Ашана и в Йом-Кипур мы произносим особую молитву, которая называется «Унтане токеф» – «И дай силу». Сочинил её раби Амнон из Майнца, и говорится в ней о силе и святости Дня Суда и о том, как Б-г судит каждого из нас.

Протруби в большой шофар, возвещающий наше Освобождение

Раби Леви-Ицхак из Бердичева однажды перед трублением в шофар произнес перед прихожанами речь о раскаянии. В конце своей пламенной речи он повернулся к шкафу со свитками Торы, спрятал лицо в складках покрывала, которым занавешивают шкаф, и разрыдался, словно ребёнок, признавшийся отцу в неблаговидном поступке. «Владыка мира, — воскликнул он,- Ты приказал в своей святой Торе, чтобы этот день был у нас днём трубления. Чтобы выполнить Твою волю, мы трубим в шофар сто раз. И не только мы, но и все евреи, рассеянные по разным уголкам мира, собираются в синагогах, чтобы выполнить Твою волю. И не только сегодня, но каждый год, сотни и тысячи лет трубят сыны Израиля. Сколько звуков шофара уже вознеслось к небу, чтобы выполнить Твою волю, Владыка мира!

Мы просим Тебя, мы – и все сыны Израиля во всём мире, во всех веках и поколениях: протруби только один единственный раз, «протруби в большой шофар, возвещающий наше Освобождение»…

Ташлих

Видео (кликните для воспроизведения).

Это церемония, означающая полное раскаяние в совершённых грехах. Ташлих производят в первый день праздника. После молитвы «Минха» евреи идут к воде (река, родник, море) и читают там молитвы, чтобы пробудить милосердие Всевышнего, а затем отряхивают полы одежды, словно сбрасывая в воду совершенные грехи, чтобы начать новый год в чистоте и святости.

Молитвы в рош ашана
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here