Молитва яну непомуцкому

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва яну непомуцкому - в подробном и точном описании.

Яну Непомуцкому

Ян Непомуцкий – один из любимых чешских святых. Его статуи повсеместно украшают различные города Чехии. Одна из них находится на Карловом мосту в Праге. Существует поверье, если прикоснуться рукой к подножью памятника и произнести про себя заветное желание, то в течение трёх лет Ян Непомуцкий исполнит его, нельзя только никому о нём говорить. Если желание не исполнилось, то нужно снова приехать в Прагу и напомнить Яну о своём желании…

Я никуда сегодня не спешу…
К исходу день… Трещат дрова в камине.
Открыта дверь… Я помню, что отныне
Одной мечтой живу я и дышу.
И ей уже не улететь, не кануть…
Она во мне – начало всех начал…
Взойдя на Карлов мост, Святому Яну
Её открыла. Он мне обещал
Мечту исполнить. Только незадача:
Прошло уже немало долгих дней,
А он как будто позабыл о ней.
Лишь дождь над Влтавой плачет… плачет… плачет…
В тот город, что меня очаровал,
Пожалуй, надо будет возвратиться,
Святому Яну в ноги поклониться,
Ему напомнить, что мне обещал…
И если даже обманул в тот час
Ян Непомуцкий все мои надежды,
Я не сорву с мечты моей одежды –
Я в Прагу возвращусь ещё не раз,
И вновь увижу эту красоту,
И к Яну Непомуцкому на встречу
В один прекрасный долгожданный вечер
Опять приду по Карлову мосту…
10.01.2015г.
Фото из личного архива.

Святой на мосту

Наступила ночь 20 марта 1393 года. Группа людей выносит неподвижное тело из резиденции староместского бурмистра (дом на углу ул. Рытиржской и На Мустку), в суматохе спотыкаясь, они направляются на каменный мост и сбрасывает обессиленное тело во Влтаву. Тусклый свет убывающей луны слабо освещает мрачную сцену нескольким случайным прохожим, которые инстинктивно скрываются в темных углах.

Ян, сын покойного Вельфина из Помука — главный викарий Пражского архиепископства, публичный нотариус. В 1380, когда он, вероятно, закончил теологическое обучение и стал священнослужителем, получил высокую должность алтарника в соборе св. Вита. В том же году вступил в следующую важную должность приходского священника у св. Гавела на Старом Месте Пражском и приступил к правовому обучению в Карловом университете, находящемся по соседству. Уже в 1381 году он провозглашен бакалавром права. Вскоре он поручил приход своему заместителю и продолжил обучение университете Падуи, третьем самом старом университете Италии. С 1389 года Ян уже числился генеральным викарием — вторым человеком архиепископства, его представителем, особенно в правовых вопросах.


Ян Непомуцкий

Смерть Яна Непомуцкого

Рельеф о смерти Яна на Карл.мосту

Причин, из которых выкристаллизовалась смерть Яна, несколько. Главной из них был конфликт светской и церковной властей, из-за которого возникла вражда между королем Вацлавом IV и архиепископом Енштейном. Для короля было очень важно иметь влияние на назначение епископов и других высоких церковных чинов. В 1393 году эти споры обострились в связи с выбором нового аббата в Кладрубах. Исторические источники утверждают, что Ян умер, потому что подтвердил выбор аббата, а также потому что был чиновником пражского архиепископа Енштейна, заклятого врага короля.

Другие источники называют доминантной причину, что Ян позволил себе критиковать короля. Третьей причиной считается отказ Яна выдать тайну причастия королевы Жофии. Некоторые исследователи считают это легендой, появившейся значительно позднее смерти Яна Непомуцкого — во второй половине 15 века.


Знак на Карловом мосту

Карлов мост

Трудно сказать однозначно, что послужило основанием для трагической кончины святого, но многое говорит в пользу сокрытия таинства причастия, которое привело Вацлава IV в безумную ярость. Этим же объясняется небывалая активность короля в камере пыток, ведь он лично обжигал святого факелом, чтобы получить информацию. Для окончательного избавления от замученного тела святого, он приказал сбросить его вечером с моста во Влтаву. 17 апреля река вернула его тело, которое нашли на берегу монахи (cyriak) и похоронили в своем монастыре, а позже останки святого были перенесены в собор св. Вита.

По легенде, когда тело Яна погрузилось во Влтаву, из воды показались 5 звезд — атрибут нимба святого, которые можно видеть на скульптуре Яна Непомуцкого на Карловом мосту. С именем Яна Непомуцкого связано много легенд, особенно о том, что ему вырезали язык. Во время эксгумации тела была обнаружена мягкая ткань, которую приняли за чудом сохранившийся язык, но при изучении останков святого в 20 веке было установлено, что эта реликвия бесспорно органического происхождения, но состояла не из мышц, а более вероятно, что из ткани мозга. Это открытие никак не отразилось на легенде о св. Яне Непомуцком, который живет в сердцах людей своей жизнью, независимой от его исторического прообраза.

Он был причислен к лику святых в 18 веке во время католизации Чехии, некоторые считают, что в противовес Яну Гусу. Похоронен в соборе св. Вита на Пражском граде. О его серебряном надгробии тоже существуют легенды.

Сотни его скульптур, помещенные преимущественно на мостах в Чехии и других странах, являются проявлением большого почтения к святому.

ИОАНН НЕПОМУЦКИЙ

В нач. 1393 г. И. Н. был вовлечен в конфликт между кор. Вацлавом IV и Пражским архиепископом. Король, желая ослабить позиции архиепископа, критиковавшего его образ жизни, недостойный христ. правителя, решил отделить часть территории Пражского архиеп-ства и создать новое еп-ство в Зап. Богемии, материальной базой для к-рого стали владения богатого мон-ря в Кладруби. Действия короля нанесли значительный финансовый ущерб Пражскому архиеп-ству. После смерти престарелого аббата И. Н. утвердил в должности настоятеля мон-ря в Кладруби и соответственно епископа нового диоцеза кандидата, к-рый был предложен архиепископом, а не королем. Вацлав IV приказал арестовать архиеп. Яна из Енштейна и его приближенных. Архиепископу удалось бежать, остальных жестоко пытали. Во время пыток И. Н. скончался. Король, вероятно, опасаясь проявления недовольства расправой над представителями высшего католич. духовенства страны, отпустил арестованных, а тело И. Н. по его приказу ночью сбросили с Карлова моста в р. Влтаву. По преданию, месяц спустя, 17 апр. 1393 г., тело было обретено близ францисканского мон-ря «На Франтишку» и погребено на кладбище у ц. Св. Большого Креста.

Читайте так же:  Молитва от сильного зуда

Почитание

Бежавший из Праги архиеп. Ян из Енштейна сообщил папе Римскому Бонифацию IX подробности кончины И. Н. и назвал его св. мучеником, поскольку он пострадал, честно выполняя свои должностные обязанности. Почитание И. Н. как мученика получило широкое распространение. В 1396 г. его останки были перезахоронены в кафедральном соборе св. Вита в Праге рядом с Влашимской капеллой. Могилу прикрыли надгробным камнем с изображением креста, затем обнесли оградой. О чудесах на могиле сообщается в жизнеописании Пражского архиеп. Яна из Енштейна, составленном в 1402-1403 гг. приором архиепископской резиденции в замке Роуднице Петром Кларификатором, а также неоднократно упоминается в «Старых летописях чешских» (2-я пол. XV в.). В 80-х гг. XV в. в помещении над капеллой св. Вацлава в кафедральном соборе хранилась чаша для причастия с надписью: «В честь благословенного Яна из Помука».

Ошибку в интерпретации событий жизни И. Н. допустил Вацлав Гайек из Либочани. В «Чешской хронике» (Kronika česká, 1541) он писал о 2 служителях католич. Церкви, утопленных по приказу короля. Один, исповедник королевы, погиб в 1383 г., другой — в 1393 г. В ХХ в. исследователи обнаружили причину ошибки: переписывая сообщение из книги декана кафедрального собора Яна из Крумлова, Гайек принял номер страницы за обозначение года. Популярность «Чешской хроники» способствовала распространению ошибки: все авторы, впосл. писавшие об И. Н., указывали неверную дату его смерти — 1383 г. Эта дата вместе с ошибочными сведениями о том, что И. Н. был каноником капитула св. Вита, указаны на сделанной в сер. XVI в. решетке у гроба. Тогда впервые мученик был назван Непомуцким.

31 мая 1721 г., основываясь на широком местном почитании, папа Римский Иннокентий XIII беатифицировал И. Н., а 19 марта 1729 г. в Латеранском соборе в Риме папа Бенедикт XIII буллой «Christus Dominus» провозгласил его святым Римско-католической Церкви. В Праге канонизация И. Н. отмечалась 9-16 окт. 1729 г. В 1736 г. в соборе св. Вита за главным алтарем был установлен серебряный саркофаг святого (отлит по эскизам И. Э. Фишера фон Эрлаха). С этого времени в Праге 16 мая ежегодно проводится Святоянский крестный ход.

В эпоху Контрреформации И. Н. стал не только символом возвращения Чехии к католичеству, но и символом национального самосознания чехов в период утраты гос. независимости и превалирования нем. элемента в «высокой» культуре. Образ И. Н. как народного святого приобрел фольклорные черты и стал частью народной культуры, символизируя ненасильственное сопротивление неправедной светской власти. Во 2-й пол. XVIII в. были обнаружены тексты, позволившие правильно датировать его смерть (хранившаяся в Ватиканской б-ке жалоба архиеп. Яна из Енштейна на Вацлава IV; жизнеописание архиепископа, составленное Петром Кларификатором и опубликованное в 1793 чешским историком Й. Добровским). В XIX в. среди части чешского общества получила распространение т. зр., что Римско-католической Церковью был канонизирован человек, которого никогда не было. На рубеже XIX и ХХ вв. в среде патриотически настроенной чеш. протестант. или атеистической интеллигенции И. Н. считался символом насильственной рекатолизации и гнета Габсбургов, а пропаганда его культа — средством вытеснения из народной памяти почитания Яна Гуса. В 20-30-х гг. XX в. в независимой Чехословакии критика почитания И. Н. усилилась.

В комментарии к Римскому Мартирологу (MartRom. 1940) издатели высказали сомнение в достоверности событий, описанных в посвященной И. Н. житийной лит-ре. Под влиянием критики Конгрегация обрядов в 1960 г. упразднила память И. Н. в общем календаре Римско-католической Церкви. Однако И. Н. широко почитается в Чехии и в Центр. Европе. Этому во многом способствовали как светские, так и церковные мероприятия, проведенные к 280-летию его канонизации (в 2009), в т. ч. выставка «Святой на мосту» (каталог-исследование выставки опубликован в Праге).

Иконография

Кроме Праги святой особо почитается в г. Ждяр-над-Сазавоу, в 1719-1722 гг. здесь по инициативе местного аббата Вацлава Веймлувы архитектор Я. Б. Сантини-Айхел построил в стиле барочной готики церковь во имя И. Н. (включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО); загородная местность, где на возвышенности расположен храм, получила название Зелена-Гора (Зелёная Гора) в честь Зеленогорского мон-ря, близ к-рого род. И. Н. В куполе храма находится большое изображение «языка», ставшего иконографическим атрибутом И. Н. Святому посвящены церкви в Непомуке (там особо отмечено место, где, по легенде, стояла его колыбель), в Праге — «На Скальце» и в Градчанах (архит. К. И. Динцецхофер).

Ян Непомуцкий

Видео (кликните для воспроизведения).

  • Jan Nepomucký

    В Чешской Республике церковь длительное время занимала значимое положение. До прихода социализма католическая страна на 95 % состояла из приверженцев крупнейшего направления в христианстве. Сегодня страна хранит память о видных религиозных деятелях прошлого. На Карловом мосту в центре Праги возвышается скульптура одного из самых почитаемых святых в стране.

    Ян Непомуцкий родился в середине XIV века в небольшом поселении Непомук. Сведений о родителях сохранилось мало. Отец – бурмистр, а мать – предположительно из местного дворянского рода. Новорожденного крестили в церкви Святого Якова. С 10 лет до юношеского возраста будущий священнослужитель провел в школе при церкви Святого Иакова. В возрасте 30-40 лет он занимал должность нотариуса архиепископа, спустя десять лет становится священником. С 1378 года Ян Непомуцкий занимает пост духовника супруги Вацлава IV — короля Чехии и Германии из династии Люксембургов.

    Читайте так же:  Красная ленточка на руке оберег молитва

    Жизнь священнослужителя связана с трагическими событиями, а преждевременная кончина окутана тайной. По легенде король хотел уличить свою жену в измене и требовал от священнослужителя раскрыть таинство исповеди королевы Жофии. На приказ короля духовник ответил отказом, за что поплатился жизнью.

    Другая версия объясняет гибель Яна Непомуцкого политическими причинами и обострившимся конфликтом светской власти и церкви. В разные эпохи церковь имела огромное общественное влияние. Правящие монархи стремились ограничивать ее силу. Вацлав IV хотел получить преимущество при выборе и назначении на пост высоких церковных чинов. Это привело к разногласию между королем и архиепископом Енштейном, чьим сторонником был Ян из Помука. Другой вероятной причиной казни стала критика священнослужителя в адрес короля.

    В 1939 году Яна Непомуцкого по распоряжению Вацлава IV заточили в темницу. В казематах над церковнослужителем проводили жестокие пытки. Король, не отличавшийся жестоким нравом, лично обжигал тело духовника факелом. Что стало причиной столь серьезной кары остается и сегодня неизвестным. Бездыханное тело было сброшено в реку Влтаву. Вскоре тело умершего нашли на берегу монахи и придали тело земле. Позднее останки перенесли в собор Святого Вита в Пражском граде.

    В 18 веке при папе Бенедикте XIII мученик Ян или Иоанн Непомуцкий был причислен к лику святых. На месте дома, где он родился и вырос, сегодня построена церковь.

    Костёл Святого Яна Непомуцкого на Градчанах

  • Kostel Sv. Jana Nepomuckého

    Римско-католический костёл Святого Яна Непомуцкого расположена на перекрестке улиц Новый Свет и Кановницкой всего в нескольких минутах ходьбы от Градчанской площади и Пражского Града.

    Архитектура

    Над фасадом костела доминирует узкая башня с часами, в нише которой между двумя ангелами находится статуя св. Яна Непомуцкого. Над входом в костёл расположены скульптуры святых Йозефа и Сигизмунда, выполненные барочным скульптором Матеем Вацлавом Еккелем. Он также создал портал главного входа, который украшен сидящими фигурами Веры и Надежды. С одной стороны здание прилегает к Капуцинскому монастырю, с другой — к больнице св. Антония и Елизаветы, перестройкой которой также занимался К.И. Динценхофер, архитектор костела св. Яна Непомуцкого.

    Сводчатый церковный неф покрыт монументальными фресками известного художника Венцеля Лоренца Райнера, которые изображают обширный цикл чудес и легенд, связанных с покровителем костела. Главный алтарь украшает картина чешского художника Яна Лишки. Она была перенесена из разрушенного костела св. Войтеха, которой находился у Пороховых ворот на месте нынешнего Муниципального дома. В 70- е годы XX века интерьер костёла был дополнен амвоном и алтарем от чешского скульптора Карела Стадника.

    История

    В 1713 году сестры ордена св.Урсулы обратились к императору с просьбой о передаче им земельного участка, на котором ранее располагался императорский госпиталь, для строительства около монастыря нового костёла. Одна из монашек-урсулиток сыграла важную роль в процессе канонизации Яна Непомуцкого, когда во время молитвы иконе св. Яна чудесным образом выздоровела. Это было первое из четырех чудес, которые сотворил св. Ян Непомуцкий. Поэтому было принято решение о строительстве нового храма его имени, который заменил бы существующую при монастыре часовню св.Анны.

    Первый камень барочного костёла был заложен 20 октября 1720 года. Сначала строительством костела занимался пражский архитектор Кристофер Динценхофер. Однако, после смерти Динценхофера в 1722 году дело отца продолжил его сын Килиан Игнац, для которого строительство костёла св. Яна Непомуцкого стало первым крупным проектом. Молодой талантливый архитектор, в наше время по праву признанный мастером барокко, переработал отцовский проект и успешно его реализовал. В 1728 году, за год до канонизации св. Яна Непомуцкого все строительные работы были завершены, а в 1729 году пражский архиепископ Фердинанд фон Хюнбюрг провел ее торжественное освещение.

    В 1784 году во время правление Иосифа II костёл был закрыт и использовался как солевой склад. В конце XIX века костёл перешёл под контроль армии и была преобразована в школьную церковь для близлежащей кадетской школы. После февральских событий 1948 года костел был закрыт, но позже возобновил работу и был возвращен в собственность пражского архиепископства.

    В сентябре 2001 года решением пражского архиепископа Мирослава Влка костёл был передан армии Чешской республики. Здесь проводят концерты военного оркестра, традиционные церковные обряды и богослужения для военных и членов их семей.

    Барочный костел Св. Яна Непомуцкого является одной из красивейших достопримечательностей Градчан и местом, где молятся о погибших солдатах и мире. Молитвы за мир и падших, как правило, четвергам с 13:30.

    Молитва яну непомуцкому

    Сначала Ян работал нотариусом в канцелярии пражского архиепископа Яна Очка из Влашима. Отучившись на юридическом факультете Карлова университета, Ян получил титул бакалавра. Потом в Италии, в Падове, получил ученую степень доктора церковного права. С 1389 года возглавлял Канцелярию генерального викария.

    Его заключению под стражу предшествовали острые споры архиепископа Яна из Йенштейна с королем. Вероятно, непосредственным поводом к аресту послужило подтверждение Яном назначения Олена — нового аббата монастыря в Кладрубах, которое состоялось против воли Вацлава IV. Были схвачены и четыре советника Яна, трое из них после пыток были отпущены. Тело генерального викария Яна выплыло на поверхность Влтавы 17 апреля 1393 года в местах недалеко от нынешнего отеля «Интерконтиненталь» и было уложено в костеле святого Креста (большего) при монастыре Ордена Крестоносцев Красного Сердца.

    Читайте так же:  Молитва Отче наш с арамейского

    22 ноября 1396 года останки Яна из Помука были перенесены в храм святого Вита. Этот инцидент послужил предлогом для многочисленных жалоб императорских курфюрстов и, помимо других результатов, привел к лишению Вацлава титула римского короля. Смерть Яна из Помука скоро обросла разными легендами. В одной из них говорится, что причиной его смерти послужил отказ раскрыть тайну исповеди жены Вацлава Жофии.

    15 апреля 1719 года при эксгумации останков Яна было обнаружено, что в черепе сохранился язык. Этот факт послужил к ускоренному благословению (31 мая 1721 года папой Иннокентием XIII) и потом, спустя 336 лет после смерти, объявлению Яна святым (19 марта 1729 года). Последняя эксгумация, проведенная 31 мая 1972 года, показала, что ткань, которую ранее считали языком, на самом деле — часть мозга.

    В год наречения Яна святым у его статуи на мосту была поставлена часовня, в которой якобы «пылало множество огоньков, цветные огни горели на обеих мостовых башнях, а на мосту была такая толкучка, что люди перебирались с одного берега на другой на лодках».

    Ярким представлением с фейерверками и музыкой на лодках стали проводимые с 1729 года святоянские торжества у статуи святого Яна Непомуцкого. Своей пышностью и славой они якобы затмили блеск коронационных торжеств 1723 года. Во времена правления Иосифа II святоянские торжества были запрещены, после его смерти традиция возобновилась.

    Св. Ян Непомуцкий стал покровителем исповедников, мельников, сплавщиков, лодочников и мостов. Его атрибутами стали облачение каноника, берет, распятие в правой руке, пальма, книга, приложенный к губам палец и пять звезд над головой. По легенде тело святого было найдено благодаря пяти сияющим над ним звездам. Статуя Яна Непомуцкого стоит на мосту дольше всех остальных — с 1683 года, находится между 9 и 10 опорами. По правой стороне моста перед 8 опорой на перилах, в месте, где викарий был сброшен в реку, укреплена доска с металлическим крестом и пятью звездами.

    Ян непомуцкий

    ян непомуцкий — священник
    ангелы
    крол (вацлав IV – чешский король)
    королева (жена короля)
    крестьяне
    крестьянин
    юноша
    женщина 1
    женщина 2
    женщина 3
    стражники

    Действие происходит в Праге в 1393 году.

    Ян Непомуцкий стоит неподалёку от церкви и смотрит в сторону леса.

    ЯН: Вот вижу дол и горный хребет,
    Вот слышу рык и птичий щебет.
    О, слава тебе, наш Отец, и всем святым,
    Что нам примером исправно служат
    И манером своих мучений твердых
    Нас оберегают от прекрас телесных праздников.

    АНГЕЛЫ: Ян, тебя паства ждет

    КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!
    Нам солнца, дождя, овощной урожай,
    Чтоб в печке всегда было красным полено,
    На зубе хрустело свиное колено!

    ЖЕНЩИНА 1: Господи, прости нас грешных!

    ЯН: И будет время для войны,
    И будет миром обольщенье,
    И неуёмные умы нам сформируют убежденья.
    Ты назывался Световитом, делился Ты на сонм богов,
    И, отрываясь от корыта, не чуяли мы вес оков.
    Всегда к тебе вздымались руки
    И чистых сердцем и менял,
    И никогда не ведал скуки тот,
    Кого за руку Ты взял!

    Ян идет на проповедь. Ангелы перешёптываются.

    Исповедальная в церкви. Молодая Женщина 2 пришла к Яну.

    ЖЕНЩИНА 2: О, Дева Мария! Отец, я грешна!
    Зачем, ах, зачем наступила вешна?
    Мой муж поутру вышел из дому в поле,
    А мне зачесалось, невможу, до боли!
    И тут этот Франтишек – стук! мне в окно,
    — Принес, — говорит, мол, готово сукно.
    Не помня, не ведая, в жаре пылая,
    Себя под Франтишкой на столе нашла я…

    ЯН: Учись, учись уздать желанья,
    Угодны богу будут те,
    Кто знак откроет мирозданья
    В соблазнов полной суете.

    АНГЕЛЫ: Все люди вынуждены работать.

    Женщина 2 выходит из кабинки и на её место садится Юноша

    ЮНОША: Святой отец, меня задело,
    Что чувствую я грань предела,
    И мысль моя ущемлена,
    И лени гнусной пелена
    Меня окутала собой,
    Я ПОНИМАЮ, бог ты мой!
    Но не могу себя заставить я быть царем
    И телом править, когда оно утомлено,
    Не занимало б так полно
    Всего меня своим капризом,
    Ведь беспреклонно я ленюсь,
    Потом каюсь, потом молюсь.

    ЯН: Сын мой, старайся пред собою
    Всегда держать стрелу рукою,
    И цель прочнее видь свою,
    И отдохнуть позволь коню,
    Но постарайся не забыть куда ты смотришь.

    АНГЕЛЫ: Словами говорить очень трудно

    ЯН (громко): Молитва тем всегда сильнее,
    Чем высь высокая белее,
    Чем вера в лбе укреплена
    Поболе грязного желанья
    И бесполезного страданья.
    И в твердости такой облече,
    Великим будет человече
    В злокачестве своих надежд.
    И полами своих одежд
    Коснутся ангелы крылаты,
    И золотые слепят латы
    Их войска и награды битв
    В груди пылают от молитв!
    Молитесь все!

    Видео (кликните для воспроизведения).

    АНГЕЛЫ: Это война?

    КРОЛ: Религия – ведь это сила.
    И в ней я вижу наш оплот.
    Ведь всех нас ждет в конце могила
    Увянет пыл наш, смолкнет рот.
    В войне найдем ли мы погибель,
    Отыщем ль в летах смерть свою,
    Потомкам положить в колыбель
    Нам нечего и на краю
    Кинжалов острых будем
    Мы танцевать пока годны,
    Но ведь значенья наших жизней
    Нам не видны.
    А так нам верить остается,
    Так залатаем мы дыру,
    И бес в нас, может, не проснется,
    И, может, будем жить в миру.

    Наслышан я, Душа моя,
    Что есть викарий некий, Ян,
    И дескать очень он мудрёный,
    И чудом Богом одареный
    Духовности высокой, да
    И я хочу чтоб у тебя
    Он был духовником.

    Читайте так же:  Как правильно завязать красную нить на запястье от сглаза и молитва

    АНГЕЛЫ: Есть люди, которые себе много чего позволяют.

    КОРОЛЕВА: Ну что же,
    И мне рассказывали тоже
    И я сама уже хочу к нему ходить.
    И иногда поговорить
    С таким сведущим,
    Не кто гадает всем по гуще,
    А чья душа устремлена
    И на вопрос она сполна
    Ответит пастве простодушной
    Учиться будем мы послушно!

    КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!
    Нам солнца, дождя, овощной урожай,
    Чтоб в печке всегда было красным полено,
    На зубе хрустело свиное колено!

    Мы целый народ собой отображаем,
    Мы сказки с легендами лихо рожаем
    Мы штопаем, чиним, строгаем, куём,
    Мы здорово пляшем и звучно поём!

    АНГЕЛЫ: Да, луна растёт..

    ЯН: Какое время нам досталось,
    И как на месте мы живём,
    И сколько сделать нам осталось,
    И что когда-то мы умрем
    Мы забываем, но столкнувшись
    Со смертью прямо за углом,
    Идем молиться на пролом,
    Чтоб замолить, забыть, не ведать,
    Но пусть уж ОН нас исповедать
    Не позабудет, мы ж о НЁМ
    Мечтали со свечи огнём!
    Молитесь все! Раз столько страха,
    Раз окровавленная плаха взывает
    Ужас и восторг одновременно,
    И алчность эта непомерна!
    Желаний разных словно звёзд рои гудят прилюдно
    И повсеместно, обоюдно
    С цепей срывают своих псов…

    Да что хотя? Пожалуй разным
    Числа не счесть
    И безобразным, бывает,
    Формам бытия.
    И сколько вариаций «Я»!
    Поистине я восхищён уменьем
    Творца и обученьем
    Своею жизни одарен
    И этой мыслью окрылён!

    ЯН: Во всем, во всем нужны старанья,
    И в равновесьи пониманье с простым «могу».
    Ведь это ключ от замка,
    Что стоит могуч
    В холме так чётко выделяясь
    Как в камне меч
    Он прям и прост…

    АНГЕЛЫ: Пожалуйста, продолжай.

    ЯН: …Закрепощен и закреплен,
    Собою олицетворяя,
    Да! Божий промысел!
    И чисел вереницы
    Сплетаются в узор!
    Каймою я спешу проворной
    Мой взор Тобою сотворенный
    Способен как фонарь светить!
    Уже прослеживаю нить!
    Она изящна, словно Влтава,
    Необычаен ход её!
    Теперь мне видится держава
    Твоя и Твой народ!
    О! Это ангелы пернаты!
    Но больно! Глаз мой слепят латы,
    Их золота смертелен блеск!
    Мне не достать рукой небес.

    Ян без чувств падает на землю. Ангелы склоняются над ним и вздыхают.

    Королевские покои, Крол отдыхает после обеда.

    КРОЛ: Вчера на проповеди Яна
    Я не узрел в речах изъяна,
    И люд весь ухом обращен
    К нему был, словно истощен
    Своею жизнью неумелой
    Где благо – сыть, а драка – смелость!
    Ну что ж, доверия слюна
    Дрожит как толстая струна
    Ребека, я ж имею власть
    На инструменте том играть.
    А церковь пусть мне эхом вторит
    И пусть кичливость в люде морит.
    Священным музыкальным звоном
    Повиновенье вызывать,
    Что будет как чума бубоном
    На теле грешном назревать!
    Ведь их держать я должен в теле!
    Ведь я назначен править бал!
    И коль я мягок был доселе,
    То значит мне не помешал
    Никто пока.

    Да, может кто-то нас осудит,
    А кто-то и не вспомнит нас,
    А мы живем на этом месте,
    Здесь и сейчас!

    Входит Королева. Голова её слегка наклонена.

    КОРОЛЕВА: А, ты отдыхаешь…

    КРОЛ: В лице твоём не виден полдень,
    И блеска в глазе не найду,
    Быть может, платье ты по моде желаешь?
    Или что еще?

    КОРОЛЕВА: Да нет, все нормально…

    КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!
    Нам солнца, дождя, овощной урожай,
    Чтоб в печке всегда было красным полено,
    На зубе хрустело свиное колено!

    Нам плохо, нам тяжко, мокры наши ноги!
    От бога не видно нисколько подмоги!
    И холод и голод нас мучит давно,
    Мы стонем и плачем, в душе нашей зло!

    КРЕСТЬЯНИН: Готов я соседа разрезать на части!
    Испортил мои рыболовные снасти!
    Воткнуть бы мотыгу ему между глаз,
    И чтоб разломилась голова тотчас!

    ЖЕНЩИНА 3: А ты чего стоишь? Дай ему как следует камнем!

    АНГЕЛЫ: Планеты в напряжении.

    Берег реки. По нему идет Ян на проповедь.

    ЯН: О, сколько тайн вокруг витает!
    Без знания закона встреч
    Ни связи их я не узнаю
    Ни в форму мне их не облечь.
    Я как прибор настроен чутко
    На меру времени и сил.
    И помню всех я, кто приходит,
    И кто когда о чем спросил.
    Быть может просто слишком много
    Мне довелось услышать, а?
    Ведь знаю изнутри берлогу
    Я зверя лютого – Греха.
    Ко мне приходит Королева,
    И девка подла и смутьян,
    И заползает в ухо слева
    Грехопадения змея.
    Но это крест мой,
    Осознанье я места этого держу,
    Хоть не предвижу всех событий,
    Я пред судьбою не дрожу.

    Хотя довлеет что-то в Праге,
    Иль воздух стал чуть тяжелей,
    Иль словно кто потуже узел
    Потягивает в кушаке?

    Ну, что же, будет.
    Без сомненья.
    Случится, станет, и пройдет.
    Пройду по совести, и тенью
    Скользну в большой водоворот.

    АНГЕЛЫ: Когда-то мы встретимся.

    Королевские покои, Крол раздражённо и быстро ходит.

    КРОЛ: Что за волнения? Молодый
    Мой ум в потемках рыщет и
    До безумия доводят меня свирепые мысли!
    В народе зреет недовольство,
    Супруга ходит не своя,
    Мое любое своевольство
    Не терпит, глазы затая.
    Но не привык я, чтоб желанья
    Мои наткнулись на забор,
    И с детства самого готов был
    Всем моим действиям простор!
    Теперь же разозлен я сильно,
    Я из себя смотрю на мир,
    И я казнить готов обильно
    Всех тех, кто мне подпортит пир!

    Читайте так же:  Молитва в минуту

    Позвать сюда Королеву!

    Слуги бегут и зовут Королеву. Крол нервно стучит носком сапога по полу, глядя в окно. Входит Королева.

    КОРОЛЕВА: Ты звал меня, и я пришла.

    КРОЛ: Я звал тебя, и ты пришла.
    Давно хотел спросить досуже
    Откуда нынче столько стужи
    В твоих словах, в твоих глазах,
    В твоих руках, в твоих ногах,
    В твоих румянах и шелках?
    Ты ночь проводишь в почивальне,
    Одна, а может быть и нет?
    Меня не впустишь и с тобою
    Лишь лунный свет, а может нет?
    И речь суха твоя и голос
    Ты бережёшь как будто впредь,
    И не по вкусу тебе пряник,
    Так может быть по вкусу плеть?!

    КОРОЛЕВА: Помилуй, что же говоришь ты?
    Откуда столько мыслей вдруг?
    Глава всего лишь разболелась,
    И дни сложились в скучный круг.
    Но я…

    КРОЛ: Я знаю, часто что-то ходишь
    На исповеди ты теперь.
    Скажи, о чем же ты мечтаешь,
    Когда закроешь свою дверь?

    КОРОЛЕВА: Хожу я к Яну Непомуку,
    И оттого мне нужно так,
    Что я испытываю муки,
    И тело – мой суровый враг…

    КРОЛ: Ах тело ныне враг суровый?
    Сейчас я вижу, что к чему!
    Ну что ж, не хочешь выдать правду,
    Так я пошлю тогда к нему!

    Немедля привести мне Яна Непомуцкого!

    АНГЕЛЫ: Слабовольные люди подчиняются большему числу законов.

    Королева в слезах убегает. Крол злобно плюет на пол. Приводят Яна.

    КРОЛ: Ответствуй, поп на страже бога,
    Моя жена к тебе вхожа,
    О чем спешит тебе с порога
    Поведать эта госпожа?
    Какие грехи в теле юном
    Как псы алкают вперебой?
    И что за мысли ткутся умом
    За моей каменной спиной?

    ЯН: Король, тебе ль не знать, что все мы
    Здесь исполняем свою роль,
    И дело каждое должны мы
    С душою делать, так, Король?

    Не в праве я тебе ответить,
    Ведь исповедь души чужой
    Есть тайна, и о ней кромь бога
    Судить не может кто другой.

    КРОЛ: Даю тебе свое я право
    Ведь я – Король и все могу,
    Под мной сидит моя держава,
    Так говори скорей, я жду!

    ЯН: Ты можешь многое, бесспорно,
    Но власть твоя невелика,
    И наши радости и боли,
    Все потеряется в веках.
    Того, что просишь ты так жадно,
    Тебе я не могу сказать.
    И много из того, что было
    Я сам бы предпочел не знать.

    КРОЛ: Да как ты смеешь упираться?
    Ты больно много возомнил!
    Здесь я – король! И все случаться
    Здесь будет так, как я решил!

    В темницу его! Пусть подумает!

    Яна уводят. Крол изо всей силы топает ногой.

    ДЕЙСТВИЕ 6.
    Темница. Ян Непомуцкий на каменном холодном полу, редко посыпанном соломой.

    ЯН: На сделку с совестью? Ну нет уж.
    Ослабло тело, но не дух.
    Ни загнивающая ветошь,
    Ни стаи жирных черных мух,
    Ни крики мучеников бедных,
    К коим и я принадлежу,
    Ничто во мне сменить не смогут,
    Не может как сменить межу
    Орало…

    АНГЕЛЫ: Во вселенной есть твердые и мягкие вещества.

    СТРАЖНИКИ: Пошли, говорить с тобой Король хочет.

    Снова большая зала. В мягком кресле сидит Крол. Вводят Яна Непомуцкого. Его пытали. Он слаб и измучен, но глаза его как прежде ясны.

    КРОЛ: Ну что, подумал, червь неверный?
    Иль бога время все просил?
    Ну что ж твой бог, не внял молитвам?
    Не дал тебе побольше сил?
    Скажи, избавься от мучений,
    И продолжай свои дела,
    Вернешься, и нравоучений
    Твоих вновь зазвенит пила!

    ЯН: Сказал я все тебе, и боле
    Добавить нечего уже,
    А воле быть или неволе,
    Решать об этом не тебе.
    И я, и ты всего лишь гвозди,
    Забиты чьим-то молотком,
    Не обольщайся, на полозьях
    Мы повлечемся по пути,
    Который нам уже проторен,
    Другого будет не найти.

    КРОЛ: Раз так, то знай,
    Что сам ты выбрал
    Свой из тюрьмы последний путь,
    И кто б ты ни был, что б не ведал,
    С пути тебе уж не свернуть.
    Казнен ты будешь всеприлюдно,
    С моста во Влтаву сброшен вниз,
    Я думаю, что обоюдно
    Удовлетворен наш каприз.

    ДЕЙСТВИЕ 7.
    Прага. Карлов мост. Толпа народа. Все ждут казни викария Яна Непомуцкого. В толпе гомон смешался с плачем.

    КРЕСТЬЯНЕ: О, Дева Мария, подай нам и дай!
    Нам солнца, дождя, овощной урожай,
    Чтоб в печке всегда было красным полено,
    На зубе хрустело свиное колено!
    Наказан пусть будет мятежник и жлоб!
    Мы жаждаем крови, надорванный зоб
    Пускай захрипит, захлебнувшись в реке!
    Мы правду сжимаем в правой руке!

    ЖЕНЩИНА 1: Господи, что же это такое? Что же вы делаете?! Остановитесь!!

    КРЕСТЬЯНИН: А ну, заткнись-ка лучше, а не то и тебя туда отправим!

    Ударяет женщину по лицу и громко гогочет. Раздается голос трубы. На мост ступает Ян Непомуцкий со связанными за спиной руками, он очень слаб и не может идти сам, его поддерживают стражники. Они останавливаются у середины моста. На Яна надевают мешок. Толпа ликует. Среди воплей слышны плач и рыдания. Крол на коне молча наблюдает, гордо держа голову. Наконец, по команде палача, Яна, обернутого в кожаный мешок, приподнимают над перилами моста (народ замирает в ожидании) и перекидывают через перила. Толпа громко кричит. Мешок ударяется о воду и, подняв круг брызг, исчезает в глубине.
    На мосту стоит тишина.
    Крол разворачивает коня и удаляется.

    Молитва яну непомуцкому
    Оценка 5 проголосовавших: 1
  • ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here