Молитва это в музыке

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва это в музыке - в подробном и точном описании.

Урок музыки «Послание молитвы». 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7

Тип урока: Углубление в тему.

Цели:

  • Сформировать представление о молитве как жанре произведения искусства, конкретно музыки.
  • Сформировать понимание “интонационного словаря”, определяющего специфику жанра духовной музыки.
  • Вызвать эмоциональный отклик на музыкальные произведения, звучащие на уроке.
  • Пробудить интерес к русскому искусству, раскрыть высокий духовный смысл.

Задачи:

  • Укреплять в сознании ребят понимание того, что музыкальный образ – это воплощённая в музыке жизнь, какая- то её частица.
  • Развивать восприятие музыкального образа молитвы как образа Бога, гармонии, любви, добра.
  • Учить анализировать муз. Сочинения на основе жанровых признаков.
  • Знакомить с творчеством Ф.Шуберта, П.Чеснокова, Б.Окуджавы и др.
  • Прививать бережное отношение к музыкальному, художественному и поэтическому наследию русского народа.

Музыкальный материал:

  • “Мати Божия” П.Чеснокова.
  • “Отче наш” Н.Кедрова-отца
  • “Аве Мария” Ф.Шуберта
  • “Молитва Франсуа Вийона” Б.Окуджавы
  • “Белоснежные церкви” современная песня.

Оборудование: репродукции картин “Купола и ласточки” К.Ф Юона, “Троица ветхозаветная” А.Рублёва, образы Богоматери, фотографии храма, портреты композиторов, музыкальный центр, диски с музыкой. Мультимедийный проектор для показа презентации в конце урока.

На доске музыкальные слова: ГАРМОНИЯ, A,CAPELLA, МНОГОГОЛОСИЕ.

— Здравствуйте, ребята! Сейчас я попрошу вас сосредоточиться и послушать музыку.

— Куда перенесла вас она? (звучит “Мати Божия”)-2мин.

— Эта музыка исполняется в церкви, какой? (православной) или в концертном зале.

— Как такая музыка называется? (церковная, духовная)

А почему духовная? (Ответы детей).

— Прозвучало музыкальное произведение, написанное в жанре молитвы. На прошлом уроке мы знакомились с композицией, обращённой к Богородице и эта молитва называется “Мати Божия”.

— Сегодня мы рассмотрим молитву — как жанр произведения искусства. Кто был автором молитв? С какими образами связана духовная музыка в нашем представлении?

Сообщение темы (“Послания молитвы”)

— А что такое молитва? (Ответы детей)

— Эпиграфом нашего урока будут слова, написанные одиннадцатилетним П.И.Чайковским.

Когда молюсь от сердца,
Господь мою молитву слышит.
Молитва наша есть сестра.
Она как свет нам душу освещает.

— И я хочу, чтобы вы почувствовали, увидели свет Христовой веры.

— В православном храме очень часто звучит одна из главных молитв “Отче наш” и сейчас мы послушаем её. Обратите внимание на характер мелодии. Особенности её исполнения, строя, фактуры. Близка ли она к народным песням?

(Ответы детей — Она звучит сдержанно, стройно, плавно. Много распевов. Исполняется мужским хором, без сопровождения, многоголосно)

— А можно сказать, что она звучит благозвучно? — Да.

— Одно из главных понятий музыкального искусства — ГАРМОНИЯ — означает порядок в царстве звуков, стройность аккордов, ладов.

Оно означает БЛАГОЗВУЧИЕ.

— Был здесь порядок? Да.

(Вспоминаем типы изложения музыкального произведения- здесь -полифонический.)

Ознакомление с новой информацией.

— Особая область музыки русской культуры родилась в православном храме и получила название богослужебное пение. Древнерусские знаменные распевы – основной вид этого пения, которые развивались с XI-поXVII век. Пение было одноголосным, распевы исполнялись мужским хором без сопровождения.

Для человека Древней Руси церковно- певческое искусство воплощало идеал красоты – духовной и эстетической. Церковная музыка не теряла связи с народной жизнью. Она не оставалась в стороне от главных событий человеческой жизни. Дарила людям утешение, очищение, ощущение благодати и любви к Богу и ближним.

Начиная с XVII века в храмах зазвучали многоголосные композиции.

— И наша молитва соединила черты древней молитвы и многоголосного пения. Исполняли её на церковно- славянском языке.

— Я задавала вам задание на дом, вспомнить стихотворение из духовной литературы.

(Проверка домашнего задания. Дети читают стихи и молитвы.)

— Молодцы! Многие русские люди, в том числе поэты, писатели были глубоко верующими людьми. Вера влияла на их творчество, на отношение к людям и жизни.

— Когда вы читали и слушали молитвы, слово воздействовало на нас? — Да.

— А как это воздействие усилить многократно?- Положить на музыку.

— Сейчас я раздам текст ещё одной молитвы “Аве Мария”, написанной Ф.Шубертом.

“Аве Мария” — одна из основных молитв католической церкви, обращённой к Богоматери.

Эта молитва в переводе А.Плещеева. (Прочитайте её).

— Трогают нас слова? Да.

— Давайте теперь послушаем воздействие её с музыкой (Слушаем фрагмент “Аве Мария” в исполнении женского голоса). Приложение 1.

— А мы сможем так исполнить? – Нет. – Но мы можем прикоснуться и исполнить её. Чтобы получилось, давайте заострим внимание на фрагментах.

(Вокально- хоровая работа над песней). Исполняем с аккомпанементом- начало все вместе. Середину- с группой девочек и окончание- все вместе(для удобства исполнения — транспонировала в соль мажор).

— Исполним так, чтобы почувствовать красоту музыки, слиться с ней душой и мыслями.

Развитие жанра молитвы происходит на протяжении столетий. В соединении с высокой верой рождались лучшие страницы творчества у И.С.Баха, П.И.Чайковского, Д.Бортнянского, С.В.Рахманинова и многих других композиторов.

Оперные арии, пьесы, хоровые концерты, просто песни. В музыке этих произведений мы слышим молитву.

Ещё один пример молитвы, которая была написана уже ближе к нашему времени. В 50- 60 годах XX века в нашей стране расцвела авторская песня под гитару. Булат Окуджава был её одним из ярких представителей.

— Он написал “Молитву Франсуа Вийона”. Послушайте её. Какая это молитва? Обратите внимание на текст.

(“Звучит “Молитва Франсуа Вийона в исполнении Ж. Бичевской). Приложение 2.

— Это просительная молитва. От имени Вийона он просит за всех и для всех, и как бы шёпотом, с надеждой повторяет “И не забудь про меня”

Читайте так же:  Молитвы для встречи с любимым человеком

— Текст в молитвах является главным содержанием. Но и музыка с голосом усиливает воздействие.

(Разучивание 1 куплета).

“Песня” — говорил Булат Окуджава, — исповедь автора, разговор по душам со слушателем. И потому для меня авторская песня – это, прежде всего, стихи.”

— На следующем уроке мы продолжим работу над песней.

ИТОГ: — Сегодня прозвучало много разной духовной музыки. Произведения исполнялись хором и просто одним человеком.

— Скажите, с какими образами связана в вашем представлении духовная музыка, молитва?

(С образами Бога, света, добра, гармонии.)

— На что способна такая музыка?

В заключение: Молитва нужна человеку так же, как и вода. Без воды нет жизни физической, а без молитвы нет жизни духовной.

— И сейчас поразмышляйте над информацией, которую получите. Учёные рассмотрели молекулу воды, её структуру в разных местах и в разные моменты жизни, в том числе воздействие молитвы на неё. И обнаружили.

(Звучит песня “Белоснежные церкви” и показывается презентация

— Наш организм состоит из 80% воды. Молитва оказывает исцеляющее воздействие на все функции организма.(Вывод делают сами ученики).

— И закончить я хочу словами А.П.Чехова

“Человек должен быть верующим или
Должен искать веры.
Иначе жизнь его пуста. ”

Православные аудиокниги

Самое популярное

  • Молитвы утренние и вечерние — 3.3 млн.
  • Молитвы ко Святому Причащению — 1.2 млн.
  • Псалмы Давидовы (иеродиакон Герман (Рябцев)) — 938.7 тыс.
  • Псалтирь (cинодальный перевод с музыкальным оформлением) — 400.5 тыс.
  • Жития святых по именам — 366.6 тыс.
  • Профессор Алексей Ильич Осипов. Лекции и беседы — 359.1 тыс.
  • Рингтоны для православных христиан — 345.1 тыс.
  • «Несвятые святые» и другие рассказы — 329.6 тыс.
  • Светлана Копылова. Песни-притчи — 266 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 971

Copyright © 2019 Православные аудиокниги

Молитвы и богослужения

Молитвослов учебный для начинающих на современном русском языке

Молитвослов в современном русском переводе. Издание призвано помочь людям, делающим первые шаги в Церкви и испытывающим затруднения с пониманием наиболее…

Молитвы о детях и крестниках

«Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение». — Святитель Тихон Задонский.

Молитвослов «Молись, Россия, под Покровом Пресвятой Богородицы»

Избранные молитвословия, прочитанные архиепископом Иларионом (Алфеевым) и архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).

Молитвы о детях

«Молитва матери со дна моря достанет», — гласит народная мудрость. По родительским молитвам Господь чудесным образом оберегает и вразумляет детей,…

Богородичное правило

«Богородичным правилом» называется чтение 150 раз в сутки Архангельского приветствия: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна Ты…

Песнопения Страстной седмицы

Все дни превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная). Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…

Песнопения Страстной седмицы. Хор храма Успения Пресвятой Богородицы, г. Екатеринбург

Страстная седмица — последняя седмица перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя: Его страданий, крестной смерти и погребения.

Тропарь и кондак Пасхи

Тропарь и кондак Пасхи в разных исполнениях.

Христос Воскресе

Пасхальные песнопения в исполнении хора Киево-Печерской Лавры и хора КДАиС.

Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Богослужение совершает митр. Минский и Слуцкий Филарет

Предлагаем запись важнейшего богослужения первых четырех дней и Марииного стояния Великого поста — Великого повечерия с чтением Великого покаянного канона

Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. Рождество Христово

Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, регент иеродиакон Герман (Рябцев). Чтение Евангелия — иерей Ростислав Перебейнос.

Октоих: каноны утрени и полунощницы

Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она…

Осмогласие. Краткое учебное пособие (трехголосие)

Образцы напевов осмогласия в исполнении учащихся регентской школы при Курской православной духовной семинарии. Диск является приложением к краткому учебному пособию «Осмогласие»…

Детский молитвослов

Православный молитвослов для детей до семи лет.

Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище

Лития — от греч. литэ — усердное моление. Особый род литии — заупокойная лития — установлен для моления об умершем.

Пасхальные часы

Пасхальные часы читаются в пасхальную седмицу (до утра субботы включительно) вместо утренних и вечерних молитв (молитвенного правила).

Двунадесятые праздники Русской Православной Церкви. Вход Господень в Иерусалим

Хор братии Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Регент — иеродиакон Герман (Рябцев). Чтение Евангелия — иерей Ростислав Перебейнос.

Свидетельствует Пасхальная ночь

Более тридцати лет — с марта 1953 года почти до самой кончины в декабре 1983 года — отец Александр Шмеман…

Страстная седмица — «Да молчит всякая плоть человеча…»

Страстная (Великая) седмица отличается особо торжественным и скорбным чином церковного богослужения, — ведь в это время вспоминается великая Голгофская Жертва…

Страстная седмица

Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, в эфире радио «Радонеж» рассказывает о событиях Страстной седмицы.

Молитвы в дорогу

Молитвы в дорогу в исполнении мужского хора под управлением Александра Бордака.

Чем отличается молитва от песни

Важными элементами в жизни человека является «молитва» и «песня». Важно знать, чем эти понятия друг от друга отличаются. Ведь по сути, это форма обмена информацией. Она может высказываться вслух, или быть написанной на листе. Их содержание отличается. Во всех этих моментах стоит разобраться.

Молитва

Верующий человек в общении с Высшими силами использует такой инструмент, как молитву. Текст наполнен глубоким смыслом, благодарностью и просьбами. Это своего рода проявление веры человека, любви и нужды в помощи.

Читайте так же:  Избави от дьявольского поспешения молитва

Во время чтения человек должен приложить все усердие, подтвердить искренность своих слов.

По словам Иоанна Златоуста, эта беседа благоговейного характера, проведенная наедине с Господом. Она не представляет стопроцентную гарантию того, что ваша просьба будет выполнена. Православная терминология гласит, что исполнение произойдет по необходимости, а не по прихоти человека.

При выборе текста, следует обращать внимание на православную литературу, которая печатается по благословению Святейшего Патриарха. На первой странице такой литературы можно заметить благословение. Стоит отметить, что благословение литература может получить также от епархиального архиерея. Обычный священник не имеет таких полномочий. Поэтому важно выбирать молебен, приобретенную в храме, или в специальном церковном ларьке.

Считается большой работой чтение молебен. При обращении к Высшим силам следует соблюдать некую регулярность, не менее 40 дней. Выделяют коллективные тексты, которые имеют силу во время совместного произношения. Например, Соборные молитвы для семейного благополучия, для которого нужно присутствие и обращение к Господу всех членов.

Каждая религия имеет молебен, обращенную к Высшим Силам. Можно отметить намаз в исламской религии. Таким образом, человек общается с Всевышним. Причем чтение происходит на протяжении пяти раз ежедневно. Эта процедура помогает укрепить силу веры, очиститься, минимизировать риск дальнейших прегрешений. Истинный мусульманин, по традициям Ислама, перед каждым произношением молитв совершает омовение. Таким образом, он предстает перед Всевышним. В утреннее время человек начинает возвеличивать Создателя.

Именно в молитве человек просит об исполнении сокровенного, направлении на путь истинный. В знак покорности и безмерной веры, человек опускается на землю, поклоняется. Процедуру совершают на протяжении пяти раз в день: начиная на рассвете, в середине дня, вечером, на закате и заканчивая при сумерках. Молебен совершают на арабском языке.

Так же, как и у нас, в исламской культуре существуют молитвы на все жизненные случаи.

Пение

Достаточно часто встречается вопрос, чем отличается молитва от песни. Последний вариант представляет собой определенный рифмованный текст. Под него создают специальную музыку. Светские варианты служат для общего увеселения, развлечения. Выделяют также духовную вариацию, которую могут использовать даже во время богослужений.

Молитвенная молебен и пение духовных вариаций находятся рядом, но все же имеют свои отличительные черты.

Это своеобразная словесная формула, которая обладает волшебным влиянием на дальнейший ход событий. Читая текст, человек наблюдает пробуждение скрытых своих и окружающего мира сил. Человеческое слово действительно имеет вес. Характер текста разный, в зависимости от потребностей, человек подбирает необходимый именно ему.

Дословное чтение, или пение имеет силу в том случае, если вы придерживаетесь точности источника.

Основные различия

Можно выделить несколько отличающих характеристик:

  • текст молитвы направлен к Небесным силам, это индивидуальное обращение человека к Святым. Пение обращено к людям, к их сознанию. Исключение составляют тексты, которые имеют молитвенный характер;
  • текст песен меняется, может быть совершенно разного характера. Текс молебен остается прежним;
  • во время чтения молитвенных слов человек полностью сосредоточен на тексте, на просьбах, подкрепленных глубокой верой и искренностью обращений. Во время пения, чаще всего в сосредоточенности нет надобности. Пение совершается от души, искреннее наслаждаясь процессом;
  • текст молебен берет свое начало с глубины веков, актуальность которых останется вовеки. Текс песен относится к ряду музыкально – устного творчества. Их слова могут быть «однодневными», или сохранять долгое время свою актуальность;
  • во время богослужений в церкви, храмах можно услышать священную молебен, пение характерно для концертной обстановки. Исключение составляют духовные песни.


Видео на тему: Чем отличается церковная молитва от домашней?

Выводы

Подытожив, выделяют несколько ключевых элементов.

Люди, которые обладают поистине высокой духовностью, выдающимися чертами составляют молитвы. Именно их текст помогает общаться со Святыми. Говоря о песни, среди ее авторов выделяют разные категории людей, зависимо от музыкальных способностей каждого. Их написание происходит после вдохновения. Это своеобразный толчок, причиной появления которого может служить эмоциональный стресс.

Отличие между песней и молитвой состоит в их характере. С помощью строк молебен становится, возможно, общение с Господом, другими Святыми. В тексте песни человек может сопереживать автору, визуализировать сюжет.

Стоит отметить, что человек, который отдает предпочтение молитвослову, проделывает огромную работу в духовном плане. К ней необходимо готовится, создавать необходимые условия. В случае с песней, человек наслаждается процессом, не прилагает абсолютно никаких для этого усилий.

Благоприятное действие молитвы проявляется в виде избавления от страха, неприятных воспоминаний, или моментов. Ее смысловая нагрузка отличается от песни. Стоит отметить, что молебен направлена на душевное равновесие, исцеление человека. Результат от пения, чтения такого рода текста непредсказуемые, это, скорее всего эмоциональная разгрузка. Следует слушать свое сердце, выбирать тот вариант, который подойдет именно вам.

Молитвенные песнопения богослужений

Литургия

Символ веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век; Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь.

Читайте так же:  Братская гэс молитва перед поэмой

Перевод: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. (Верую) и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; Для нас людей и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и сделавшегося человеком; Распятого же за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного; И воскресшего в третий день, согласно с Писаниями (пророческими). И восшедшего на небеса и сидящего справа от Отца; И опять имеющего прийти со славою судить живых и мертвых, царству, Которого не будет конца. (Верую) и в Духа Святого, Господа, подающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равно со Отцом и Сыном, говорившего через пророков. (Верую) и во Единую, Святую, Соборную (Вселенскую) и Апостольскую Церковь. Исповедую одно Крещение во оставление грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Истинно так.

Отче наш

О́тче наш, Иже еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Перевод: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Вечерня

Великое славословие

Песнь «Свете Тихий»

Све́­те Ти́хий свя­ты́я сла́­вы Безсме́ртнаго От­ца́ Не­бе́с­на­го, Свя­та́­го Блаже́ннаго, Иису́­се Хрис­те́!
П рише́дше на за́пад со́лн­ца, ви́­дев­ше свет вече́рний, по­е́м От­ца́, Сы́­на и Свя­та́­го Ду́­ха, Бо́­га.
Д осто́ин еси́ во вся вре­ме­на́ пет бы́­ти гла́сы пре­по­до́б­ны­ми, Сы́­не Бо́­жий, Жи­во́т дая́й, те́м­же мир Тя сла́­вит!

Перевод: Иисусе Христе, Тихий (ясный, радостный) Свет святой славы Бессмертного Отца Небесного, Святого Блаженного! Мы, доживши до солнечного заката, и увидавши вечерний свет, прославляем Отца, Сына и Святого Духа Бога. Тебя, Сыне Божий, следует воспевать во все времена голосами святых людей, ибо Ты всему подаешь жизнь; поэтому Тебя прославляет вся вселенная. 1

Прокимен воскресный 2

Видео (кликните для воспроизведения).

Гос­по́дь воцари́ся, в ле́поту облече́ся.
О блече́ся Гос­по́дь в си́­лу и препоя́сася.
И ́бо утвер­ди́ вселе́нную, я́же не подви́жится.
Д о́­му Тво­ему́ по­до­ба́­ет святы́ня, Го́с­по­ди, в долготу́ дний.

Перевод: Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни. 3

Прокимен великий 4

Кто бог ве́­лий я́ко Бог наш? Ты еси́ Бог творя́й чу­де­са́.
Стих 1: Сказа́л еси́ в лю́­дех си́­лу Твою́.
Стих 2: И рех: ны́­не нача́х, сия́ изме́на десни́цы Вы́ш­ня­го.
Стих 3: Помяну́х де́ла Гос­по́д­ня, я́ко помяну́ от нача́ла чу­де­са́ Твоя́. И па́­ки: Кто бог ве́­лий:

Перевод: Кто Бог так великий, как Бог [наш]! Ты – Бог, творящий чудеса. Ты явил могущество Свое среди народов. И сказал я: «вот мое горе – изменение десницы Всевышнего». Буду вспоминать о делах Господа; буду вспоминать о чудесах Твоих древних. И снова: Кто Бог так великий… 3

Молитва «Сподоби, Господи»

Спо­до́­би, Го́с­по­ди, в ве́чер сей без греха́ сохрани́тися нам.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Го́с­по­ди Бо́­же оте́ц на́­ших, и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́­ки, ами́нь.
Б у́­ди, Го́с­по­ди, ми́­лость Твоя́ на нас, я́ко­же упова́хом на Тя.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Го́с­по­ди, нау­чи́ мя оправда́нием Тво­и́м.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Вла­ды́­ко, вразуми́ мя оправда́нием Тво­и́м.
Б ла­го­сло­ве́н еси́, Свя­ты́й, про­све­ти́ мя оправда́нии Тво­и́ми.
Г о́с­по­ди, ми́­лость Твоя́ во век; дел ру­ку́ Твое́ю не пре́­зри.
Т е­бе́ по­до­ба́­ет хвала́, Те­бе́ по­до­ба́­ет пе́­ние, Те­бе́ сла́­ва по­до­ба́­ет, Отцу́ и Сы́­ну и Свя­то́­му Ду́ху, ны́­не и при́с­но и во ве́­ки ве­ко́в. Ами́нь.

Перевод: Сподоби, Господи, в день сей без греха сохраниться нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, и хвально и прославлено имя Твоё вовеки. Аминь. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповаем на Тебя. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Благословен Ты, Владыка, вразуми меня повелениями Твоими. Благословен Ты, Святой, просвети меня повелениями Твоими. Господи, милость Твоя вовек, созданий рук Твоих не презри. Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Песнь в честь Воскресшего Христа

Воскресе́ние Хрис­то́­во ви́­дев­ше, поклони́мся Свя­то́­му Го́с­по­ду Иису́­су, еди́­но­му безгре́шному. Кресту́ Тво­ему́ покланя́емся, Хрис­те́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ по­е́м и сла́­вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́­зве Те­бе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свя­то́­му Христо́ву Воскресе́нию: се бо при­и́де Кресто́м ра́­дость все­му́ ми́­ру, всег­да́ благословя́ще Го́с­по­да, по­е́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо пре­тер­пе́в, сме́р­тию смерть разруши́.

Перевод: Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей). 1

Читайте так же:  Молитвы к Пантелеймону целителю

Ангельское приветствие Богородице

Бо­го­ро́­ди­це Де́­во, ра́­дуй­ся, Бла­го­да́т­ная Ма­ри́е, Гос­по́дь с То­бо́ю; благослове́нна Ты в же­на́х и бла­го­сло­ве́н Плод чре́­ва Тво­его́, я́ко Спа́­са родила́ еси́ душ на́­ших.

Перевод: Богородица Дева Мария, исполненная благодати Божией, радуйся! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами и благословен Плод, Тобою рожденный, потому что Ты родила Спасителя душ наших.

Утверди, Боже. Молитва из последования Утрени

Утвер­ди́, Бо́­же, свя­ту́ю пра­во­сла́в­ную ве́­ру, ве́­ру пра­во­сла́в­ных хри­сти­а́н. Утвер­ди́, Бо́­же, во век, во век ве́­ка.

Открытый урок по музыке «Молитва»из Детского альбома
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Скачать:

Вложение Размер
mboumolitva2kl.docx 29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке «Молитва» по музыкальным произведениям П. Чайковского

Учитель музыки МБОУ «Школа№3» Бахарева В.Н.

Используемые учебники: Учебник «Музыка» для 2 класса Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М., Просвещение, 2011

Помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом через музыкальные произведения

П.И. Чайковского «Утренняя молитва», «В церкви».

Обучающая : узнать значение и связь слов “православие”, “молитва”, “благодать”, “святые”; познакомиться с видами молитвы и с молитвой “Отче наш”.

Развивающая: усвоить разницу понятий “молить”, “требовать” и “приказывать”, развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимания и сопереживания чувствам других людей

Воспитывающая: постигать духовную музыку в произведениях композиторов-классиков, осознать, в чем отличие материальных благ от духовных радостей.

Ключевые понятия: мелодия, композитор, православие, молитва, благодать, святые.

1. Организационный момент.

Дети входят в класс под музыку.

Музыкальное приветствие. ( Упражнение-распевание )

Просмотр мультфильма. (1)

Учитель: — Опишите состояние девочки. Что с ней происходит? Почему? (переживает)

— Как бы вы поступили в такой ситуации?

— Какое решение нашла девочка?

Дети: — Девочка обратилась к молитве.

Учитель: — Помогла ли ей молитва? Как? (Да, девочка прочитала молитву. Высказывания детей).

II. Постановка темы урока. Самоопределение к учебной деятельности.

У.: — Исходя из нашего разговора, определите тему занятия.

Д.: — Мы сегодня будем говорить о молитве. (Слайд 2,3)

У.: — Что бы вы хотели узнать по этой теме? (формулируют вопросы)

III. Открытие новых знаний.

1. Определение понятия “молитва”. (Слайд 4,5)

У.: Что такое молитва?

Д.: — Молитва — обращение верующего к Богу.

У.: — А что значит православная молитва?

— “Православие” означает умение правильно славить Бога, т.е. молиться.

У.: Православные люди называют Бога своим Господом. Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой. ( Слайд 6)

И потому обращение к Богу называется молитва .

Учитель: Чей это портрет? Назовите фамилию композитора

Какие вам известны его музыкальные произведения?

( Портрет П. Чайковского. Слайд 7-8 «Утренняя молитва» из Детского альбома).

Он был глубоко верующим человеком.

С чего начинался день верующего человека?

Дети . С молитвы.

Учитель. Действительно, раньше день любого человека, и взрослого, и ребенка, начинался и заканчивался обращением к Богу. Послушайте “Утреннюю молитву”. Какое настроение, душевное состояние ребенка передается в этой пьесе?

(Звучит “Утренняя молитва” П. Чайковского).

Дети. Спокойное, умиротворенное, светлое, безмятежное. “Утренняя молитва” светлая, чистая, безоблачная. День только начинается, на душе спокойно и радостно.

Учитель . Какими средствами музыкальной выразительности передается это настроение? Какая мелодия? Как она звучит? (слайд 10)

Дети (находят слова определения ) Напевная, плавная, широкая, мягкая, похожая на песню.

Учитель. Действительно, мелодия песенная, она останавливается на длинных, выдержанных звуках. Мелодия звучит один раз или повторяется?

Дети . Повторяется много раз, словно усиливая эмоциональное состояние героя пьесы — маленького ребенка.

Учитель. В каком ладу звучит пьеса? (Слайд11)

Дети. (показывают смайлики) В мажорном, светлом.

Учитель . Что происходит с динамикой, как она развивается?

Дети. В начале музыка звучит тихо, затем громче, потом затихая и в конце очень тихо.

Учитель. На начало, середину или окончание пьесы приходится кульминация, наивысшая точка эмоционального развития?

Дети. Кульминация в середине пьесы, на самом высоком, ярком звуке.

Учитель . Вспомните окончание пьесы. Как она заканчивается? Что мы слышим в конце?

Дети . Восходящее движение на diminuendo,приводящее к pianissimo. Повторяющийся звук в низком регистре, очень тихо.

Учитель . Что он изображает, на что похоже это звучание?

Дети . На мерные удары большого колокола, который возвещает об утреннем богослужении.

Учитель. А о чем молился ребенок утром?

Дети . В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей.

Учитель: В каком исполнении прозвучала «Утренняя молитва»?

Учитель: молитву можно сыграть на инструменте, можно спеть, а прочитать можно?

IV . Знакомство с молитвой “Отче наш”.

Учитель: есть молитвы, которые не составлялись людьми. Это молитвы, которые дал людям сам Бог. Вот сегодня мы познакомимся с самой главной молитвой. Называется она Господня молитва, потому что её дал Иисус Христос Своим ученикам, когда они спросили его, как нужно молиться. В этой молитве мы обращаемся к Богу Отцу, первому Лицу Святой Троицы. (Слайд 12)

1.Попробуем прочитать (дети хором читают Главную молитву «Отче наш» Клип) и исполнить на одном звуке молитву, которую Господь Бог написал для своих учеников.

2 . Объяснение слов молитвы.

Отче — Отец; Иже — Который;

Иже еси на небесех — Который находится на небесах, или небесный;

Читайте так же:  Молитва Серафиму Саровскому Богородице

да — пусть; святится — прославляется:

яко — как; на небеси — на небе;

насущный — необходимый для существования;

даждь — дай; днесь — сегодня, на нынешний день;

остави — прости; долги — грехи;

должником нашим — тем людям, которые против нас согрешили;

искушение — соблазн, опасность впасть в грех;

лукавого — всего хитрого и злого, то есть дьявола. Дьяволом называется злой дух.

Учитель: Православный человек может молиться в одиночестве и вместе с другими людьми. Он может молиться про себя и вслух, в чтении и в пении. Он может молиться на любом языке. Он может молиться в любом месте и в разных обстоятельствах: как в радости, так и в беде.

Какие бывают молитвы?

Молитва – просьба: “Подай, Господи!” (Слайд13)

Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: просят здоровья, успеха…

Взрослея, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности. Это просьба о защите.

Молитва о духовных дарах просит у Бога прибавления ума и любви, а также о том, чтобы Бог чаще давал ощутить человеку свою близость.

Молитва – благодарение — за всякое благодеяние Божие. (Слайд 14-15)

— За то можно благодарить Бога?

— Молитва благодарственная по исцелении от болезни.

— Благодарение за любовь Божию и молитва об умножении любви к богу.

— Благодарение за помощь Божию в опасностях и сохранение от вреда.

— Молитва благодарственная по получении.

Молитва – славословие. (Слайд 16)

В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом.

Мы уже с вами знаем, что молитвы бывают разные. Чаще всего эти молитвы бывают составлены святыми, праведными, благочестивыми людьми.

Слушание пьесы П. Чайковского «В церкви». Чем эта пьеса отличается от «Утренней молитвы»?

Дети: Музыка звучит торжественно, степенно.

В миноре (используют смайлики для показа минора),

Учитель: Какое состояние передает композитор?

Дети: успокоение после вечерней молитвы — тихо, мерно ниспадающие аккорды на фоне мерно «гудящего» баса – как бы замирающего вдали колокола, готовящего нас к вечерней службе.

Учитель: эти пьесы вошли в сборник под названием « Детский альбом». Какая из них открывает альбом, а какая завершает? ( пьеса «Утренняя молитва» открывает альбом, « В церкви» завершает) .

V . Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.

Вопросы на осмысление

Учитель: — О чем молился ребенок утром? (слайд 17)

Дети: В утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день,

И просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. (Слайд 18-19-20)

— Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа?

Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли. да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

— А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?

— Про себя (это будет твой секрет – только твой) реши, на какого человека ты больше похож: первого или второго?

— Чтобы ты попросил? (Не огорчать родителей своим поведением, помочь учиться хорошо, пожелать доброго здоровья родителям, уберечь от зла, стать лучше.)

— А просить и желать плохое можно?

— Оглянись вокруг, посмотри хорошо: за что можно сию минуту поблагодарить Бога?

VI. Работа в рабочей тетради или домашнее задание (слайд 21)

— Какие музыкальные произведения П. Чайковского услышали сегодня на уроке?

Учебник: Стр. 46-47

— Какое пропущенное главное слово? Тетрадь: стр.17. (Молитва)

— Где могут звучать молитвы? ( В церкви, в храме, дома)

Домашнее задание. Чем отличается молитва от песни?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что на уроке тебе понравилось больше всего?

VII. Подведение итогов урока (слайд 22-23)

Учитель оценивает и благодарит детей

Дети под музыку выходят из класса

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал урока можно использовать на уроках музыки начальных классов общеобразовательной школы с целью более подробного ознакомления с фортепианным циклом П. И. Чайковского «Детский альбом».

Цель:развитие языковой компетенции1.Образовательный компонент цели: развитие навыков говорения, аудирования, чтения, письма по теме «Детские английские стихи. Описание внешности, характера»2.Раз.

Урок математики 1 класс.

Тип урока: урок-путешествие в сказку «Три поросёнка», повторительно-обобщающийТема: закрепление чисел 1,2,3Цели урока: закрепить счёт до 3,понятия «слева, справа, внизу ,вверху», повторить написание ц.

Урок — путешествие с презентацией по стране фантазии с использованием различных технологий.

Урок математики в 1 классе был проведен с целью приемственности будущих первоклассников. Дошкольники смогут активно принять участие в данном уроке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассказ о создании «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Молитва это в музыке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here