Как объяснить детям что такое молитва

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Как объяснить детям что такое молитва - в подробном и точном описании.

детям о молитве

Что такое молитва?

Человек создан Богом таким, что общение для него имеет очень большое значение. Вспомните, как тягостно и грустно бывает когда вы долго находитесь одни. Вам хочется с кем-то поговорить, поделиться своими проблемами, хочется чтобы вас выслушали или самим послушать кого-то. Хочется поделиться новостями, радостью или горем, ищете тех, кто мог бы разделить с вами ваши чувства и переживания, ободрить, пожалеть или наоборот направить и подсказать что-то.
Общение возможно между разумными существами. Только от безысходности люди разговаривают с животными или растениями, но это скорее разговор в одну сторону, без ответа.
Молитва -наше общение с Богом. Это особая встреча с Ним, к которой нужно стремиться, готовиться и дорожить. Это не разговор по душам, как с другом, это не жалоба и не кляуза. Ведь даже с начальником или учителем мы выбираем более возвышенную или вежливую форму общения. (Молитва эта ещё и та форма общения, которая уместна по отношению к Богу.)
Поэтому молитва не простой разговор, а особенный, не похожий на обычную беседу.
Молясь, мы понимаем, что Бог нас знает таких, какие мы есть на самом деле, бесполезно надувать щеки, или принимать важные позы, наигранно лить слезы, или оправдываться. Молитва начинается именно с понимания того, что про нас все известно от А до Я.

Молитва- общение с Богом,оно как и общение с людьми вносит в нашу жизнь что-то новое. Помните пословицу: « с кем поведешься от того и наберешься»? очень мудрая пословица, ведь те с кем мы дружим, разговариваем, проводим время, влияют на нас. От тех с кем общаемся мы перенимаем не только новые словечки, меняемся игрушками или скачиваем картинки на мобильный телефон, мы вольно или невольно подражаем и их поведению, перенимаем доброе или злое.
Молитва, как общение с Богом тоже влияет на нашу жизнь. Молясь, мы постепенно день ото дня, год от года наполняемся искорками Божиими, Его благодатью. Чем больше этих искорок, тем ярче и светлее становится наша душа, тем неприятнее нам становится грех, тем отвратительнее грубые слова и гадкие поступки. Вот почему нужна человеку молитва. Чтобы стать ближе к Богу, более похожими на Него, чтобы понимать для чего мы пришли в этот мир.

Можно ли научить детей молиться?

И как, приучая исполнять регулярное молитвенное правило, вовсе не отбить у них любовь к молитве? Эти вопросы задают себе многие родители. Найти ответы помогает главный редактор православного журнала для молодых людей «Наследник» протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей.

— Отец Максим, как объяснить маленькому ребенку, что такое молитва?

— Мой ответ будет зависеть от того, в каком пространстве мы находимся. Если речь идет о воскресной школе, куда ребенок пришел, чтобы услышать, что такое молитва, — это одна ситуация. Если мы молимся с ребенком дома, то это ситуация другая.

Дома в православных семьях, где люди молятся регулярно, у ребенка в большинстве случаев вопросов почти не возникает. И родители ограничиваются лишь короткими комментариями, когда, к примеру, ребенок плохо себя ведет во время молитвы (что бывает далеко не со всеми детьми и совершенно не всегда), и ему приходится что-то объяснять. А так, если семья молится, то и маленький ребенок автоматически начинает участвовать в общей молитве. Порой ему просто нужно сказать: «У тебя завтра такое ответственное дело — поход к врачу, давай вместе помолимся, чтобы Господь тебе помог». Или в дорогу семья собирается, и все вместе просят Бога помощи, Ангела Хранителя в дорогу. Но вообще объяснять ребенку в принципе, что такое молитва, не требуется, как ему не требуется объяснять, что такое еда. Можно от случая к случаю объяснить, почему завтра у нас нет мяса, или наоборот, почему мы сегодня едим шашлык. Но это же не абстрактное объяснение слова «еда», которое он и так прекрасно понимает.

Другой вопрос, если ребенок сидит за партой или за круглым столом в воскресной школе, и священник или преподаватель говорит: «Ребята, вы знаете, существенной частью жизни христианина является молитва — общение с Богом. Оно может проходить в разных формах, но когда наш ум и сердце обращаются к Богу, это и называется молитвой». При этом научение молитве происходит все же на практике.

— С какого возраста нужно приучать ребенка молиться?

— С рождения. Или даже с зачатия, ведь когда мать носит ребенка, она молится. На мой взгляд, нужно не прятаться от ребенка, когда молишься. У нас в семье маленькие дети просто присутствуют на общей молитве, и главная их задача — не мешать молиться остальным. Он вроде бы и не молится, но слышит, как остальные читают, поют. Ему запрещено в этот момент шуметь, отвлекать других. Потом ребенок присоединяется ко всем. Это ведь очень индивидуально: кто-то и в два годика вместе с мамой молится, а кому-то и в пять рано. Принуждать здесь не нужно. Принуждать нужно к тишине и дисциплине, а молитва зависит уже от потребностей самого маленького человека.

— Ребенок сразу должен учиться читать молитвы по детскому молитвослову или сначала учить их наизусть?

— Мы в семье вообще не используем детский молитвослов. Как учебное пособие — да. Но есть разные семьи, у всех все по-разному. В нашей семье мы не учим детей читать практически до школы, поэтому сначала происходит запоминание на слух. Я просто вслед за многими педагогами считаю, что раннее знаковое обучение ничего полезного из себя не представляет. Ребенка слишком рано приучать к букве, цифре, нотам совершенно не нужно.

— Кто и как определяет размер молитвенного правила ребенка лет 5–8? Как оно увеличивается с возрастом ребенка?

— Опять же нужно понимать, что семьи все очень разные, и традиции в семьях тоже очень разные. У нас есть утреннее и вечернее правило для всех, оно несколько меньше обычного правила из обычного молитвослова. Был в свое время неоднократно издаваемый молитвослов для мирян, где содержится обычное правило в некотором сокращении — там опущено несколько длинных молитв. Мы его читаем целиком все — утром перед завтраком, вечером после ужина. Это чтение занимает порядка 10 минут, и независимо от возраста все в нем участвуют. Молитвы читают по очереди по одной молитве. В какой-то момент младшие дети просят: «А можно, и я прочту?» То, что возможно петь — «Царю Небесный», «Отче наш», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть», тропари «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…» — поем все вместе. Потом все получают отцовское благословение. А уже дальше старшие могут молиться дополнительно: кто-то читает акафист, кто-то Псалтирь. Это уж как определил каждый для себя по совету духовника.

Читайте так же:  Псалтирь на русском языке с тропарями и молитвами

— А ребенок может выбрать себе духовника сам?

— Вообще, я не очень понимаю, что такое духовник у маленького ребенка. Ребенок исповедует свои повседневные грехи. Знакомому батюшке ему рассказать легче. Но чтобы у ребенка возникали какие-то серьезные проблемы, которые должен решить духовник, это начинается, на мой взгляд, в переходном возрасте. Родители могут помочь, подсказать в выборе духовника, но давить ни в коем случае нельзя. Они могут лишь вмешаться, если на их взгляд что-то будет происходить совсем неправильно. Если после общения со священником у ребенка явно возникают какие-то внутренние проблемы. Но при этом нужно быть очень внимательным, спокойным и деликатным.

— Из чего состоит правило ко Причастию у ребенка дошкольного и младшего школьного возраста?

— Я считаю, что у самых маленьких детей правило ко Причастию ни из чего не состоит. Начинать же приучать ребенка к этому правилу нужно с самого простого. Сначала пусть он читает те молитвы ко Причастию, которые слышит в храме после выноса Чаши. Дальше, когда он уже научился читать сам, можно дать ему молитвослов православного воина, в котором содержится всего три молитвы. Или читать молитвы ко Святому Причащению, начиная с восьмой молитвы «Боже, ослаби, остави, прости ми согрешения моя…». Если причащается вся семья, то опять же удобнее прочитать все молитвы всем вместе. В среднем школьном возрасте нужно уже читать все последование ко Святому Причащению, а в старшем школьном возрасте нужно читать так, как читают взрослые.

Хотя здесь сложно что-то говорить вообще, потому что в разных храмах, у разных священников разные подходы к частоте Причастия, а следовательно, и к подготовке. Если человек причащается каждую неделю, то естественно, что подготовка ко Причащению у него другая, чем у того, кто причащается раз в год. Поэтому если ребенок причащается раз в неделю, сложно нагружать его каким-то большим правилом. А, может, и хорошо, если они прочтут большое правило, выделят как-то день перед Причастием.

— Нужно и можно ли научить детей азам церковнославянского языка в домашних условиях, чтобы они лучше понимали смысл молитв?

— Да, мне кажется, что это очень важно. Если у вас нет возможности специально заниматься с ребенком церковнославянским языком, сначала нужно его приучить самому читать церковнославянские слова, написанные русскими буквами (как пишут в большинстве молитвословов). Потом в какой-то момент предложить ему прочитать хорошо знакомые молитвы в молитвослове на церковнославянском языке. Конечно, грамматику глубоко изучать всегда очень сложно. Но просто читать и понимать слова, написанные на церковнославянском, детям очень нравится.

— Могут ли родители объяснять смысл молитв или это дело священника?

— Да, мне кажется, это нужно делать. Но дома, как правило, это происходит от случая к случаю, когда оказывается необходимо что-то разъяснить. Иногда можно даже провести специальные беседы.

— Лучше для этого дождаться вопроса ребенка?

— В любом случае, нужно дождаться интереса и готовности ребенка слушать. Потому что если его нет, ребенок будет просто ждать, когда ты закончишь, и ничего хорошего из этого не получится. А вообще, хорошо, когда есть такая возможность по воскресеньям собраться всей семьей и о чем-то духовном побеседовать. Не всегда, к сожалению, это получается.

— А как приучить детей к совместному пению молитв во время правила?

— Любой христианин должен уметь петь молитвы «Царю Небесный», «Отче наш», «Взбранной Воеводе», «Достойно есть». Это же абсолютно обязательно, если только ему медведь полностью не наступил на ухо (а это бывает очень редко). Точно так же любой христианин должен уметь петь тропари всем двунадесятым праздникам. И в идеале знать их наизусть. А как иначе? Ведь, как правило, двунадесятый праздник празднуется по несколько дней. Значит, человек несколько раз утром и вечером поет тропарь праздника дома, не считая того, что пел в храме. И так из года в год. Надо быть просто беспамятным, чтобы не выучить этот текст через три-четыре года. Либо полностью не интересоваться тем, о чем поешь. И тогда зачем мы говорим о том, как приучить детей делать то, что родителям не интересно.

— А как быть с молитвенным правилом, к примеру, в православном лагере? Ведь туда приезжают дети из очень разных семей. И для кого-то правило, установленное духовником, кажется маленьким, а для кого-то непомерно большим.

— Со своим уставом в чужой монастырь лезть не приходится. Как решил руководитель лагеря, так и надо молиться. Нужно участвовать во всех общих мероприятиях, в том числе и в молитве. Там же не может быть обязательного правила дольше, чем на 10 минут. Если ты приехал в православный лагерь, где все молятся утром и вечером, значит, стой, слушай, что читают. Режим есть режим. Это как факультатив в школе. Ты выбираешь его по желанию, но если выбрал, то обязан ходить, сдавать экзамены, получать оценки. Детям нужно разъяснить перед сменой, что в лагере будут обязательные молитвы. Тебя не заставят их петь или читать, но стоять смирно и не мешать другим ты должен.

— Как Вы думаете, родители могут помочь ребенку полюбить молитву, богослужение? Или это очень личное дело?

— Молитва — это как любовь. Ей нельзя научить, а можно заразить. Если родители вдохновенно и ответственно молятся, то у ребенка, как правило, вообще вопросов на эту тему не возникает. До определенного возраста. А дальше происходит его самоопределение. Ведь Адам был хороший человек, с Богом лично беседовал. Но у него было два сына — Каин и Авель, которые совершенно по-разному себя определили по отношению к Богу. Начиная с определенного возраста, ребенок сам себя определяет по отношению к Богу. Тут есть Промысел Божий о каждом человеке. Не можем мы, будучи сосудами, которых Господь избрал одного для высокого употребления, другого для низкого, задавать горшечнику вопрос: «Почему Ты меня сделал так, а не иначе?». Тут и человек сам определяет, будет он молиться, причащаться или нет. В подростковом возрасте от родителей требуется и такт, и деликатность. И если они их проявляют, то для детей этот период может пройти довольно безболезненно.

Читайте так же:  Молитва перед Св причащением

Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Оса

наш приходской сайт

Объяснение детям молитвы «Отче наш»

Объяснение детям молитвы «Отче наш»

Недавно мне пришлось разговаривать с молодой женщиной, приехавшей из Советского Союза в Америку несколько лет тому назад. Родители ее были коммунисты, члены партии. Верующая бабушка умерла давно, так что внучку ничему научить не смогла. Дети росли, никогда не слыша о Боге, ничего не зная ни о Церкви, ни о молитве, никогда не видали икон. Но, как это ни удивительно, мать-коммунистка научила своих детей только одному: словам молитвы Господней «Отче наш», В 18 лет она пришла к вере и крестилась. Меня поразило именно то, что мать-коммунистка почувствовала в словах этой молитвы что-то столь драгоценное, что захотела передать это своим детям.

Родители-христиане обыкновенно начинают читать эту молитву с детьми до того, как они способны понять ее смысл. Детям можно рассказать, как однажды, когда Иисус Христос кончил молиться, ученики стали просить Его научить их молиться. Иисус Христос научил их той молитве, которую мы называем «Молитвой Господней» — «Отче наш». Маленькие дети постепенно учатся повторять за родителями слова, — когда-нибудь они услышат, как поют эту молитву в храме. Вполне достаточно, если они поймут, что Иисус Христос научил нас называть Его — Отцом. Ведь Бог любит нас, как добрый отец — своих детей. Понемногу можно, в ответ на вопросы, объяснять непонятные слова: «царство», «насущный хлеб», «долги». Когда же дети становятся старше, недостаточно просто объяснять непонятные слова. В молитве Господней заключено целостное миросозерцание, особое понимание нашего отношения к Богу, к жизни, к самому себе.

В Русской Православной Церкви эту молитву читают и поют по-славянски. Славянский текст ее весьма прост и понятен. Но есть, разумеется, перевод на современный русский, как и на все языки мира. Мы будем пользоваться славянским текстом.

Возьмем хотя бы первые слова:

«Отче наш, иже еси на иебесех…», то есть «Отче наш, сущий, существующий на небесах…». Вероятно, большинство детей слыхали о том, что космонавты, летая в космос, там Бога не видели. Что же означают слова «на небесех»? Значит ли это, что если мы достаточно высоко поднимемся в небо, то увидим Бога? Нет, мы знаем и верим, что Бог невидим. Если бы Бога можно было видеть, то невозможно было бы говорить о вере в Бога. Мы не можем верить в дом, в вещь, в то, что мы можем потрогать, увидеть, осязать. Но мы верим в любовь к нам кого-то, мы можем доверять искренности человека, верить в добро. То, во что мы верим, всегда невидимо, поэтому вера всегда свободна, — ты можешь верить, а можешь и не верить. Нельзя заставить верить. И когда мы называем Бога нашим Отцом Небесным, то мы хотим этим сказать, что кроме нашего видимого, физического мира, есть другой мир, — духовный, невидимый. Он столь же реален, как и окружающий нас видимый мир, в котором действуют и влияют на нас духовные силы — любовь, радость, раскаяние, жалость, верность и многое другое. Первыми словами молитвы Господней мы утверждаем нашу веру в духовный мир, окружающий нас, и нашу веру в Бога — благого, любящего, всемогущего и невидимого нам Отца.

В любом языке, подбирая доступные нам понятия и впечатления, трудно найти более подходящий символ духовного мира, чем небо — безграничное, бесконечное, вечно прекрасное и таинственное. Небо и еще более таинственный космос учат нас молитвенно обращаться к Богу. Иисус Христос всегда употреблял доступные нам понятия: «небо», говоря о духовном мире, «хлеб», говоря о наших земных нуждах, «долги», говоря о наших отношениях с людьми.

«Да святится Имя Твое…» Пусть в нашей жизни славится Имя Божие. Часто это прошение объясняют детям, как требование благоговейно употреблять слово «Бог», как грех «божбы». Но мне кажется, понятнее и полнее объяснить детям, что мы, христиане, призваны жить так, чтобы нашей жизнью прославлялось Имя Божие. С этим связано и следующее прошение «Да приидет царствие Твое», — детям часто непонятное. В этом прошении есть, конечно, таинственная надежда всех христиан на второе пришествие Иисуса Христа и установления царства Божия на земле. Но по учению Отцов Церкви, это есть молитва и о том, чтобы Господь воцарился в душе каждого из нас. И апостол Павел пишет в своем послании к Римлянам: «Ибо царствие Божие… праведность и мир и радость во Святом Духе…» (Рим. 14, 17). Именно такое понимание этого прошения в молитве «Отче наш» ближе детям. Они опытно знают состояние радости, мира и любви, ведь о детях сказал сам Иисус Христос, что «таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14).

Следующее прошение «Да будет воля Твоя» — очень важно для воспитания основного христианского отношения к нашей жизни. Дети, да и не только дети, часто обращаются к Богу с конкретными просьбами, просят Бога исполнить то или другое их желание, важное или неважное. Способность познавать, что в жизни надо искать не осуществления своих случайных желаний, а осуществления высшей Божьей воли, Божьего замысла о нас, — основа основ христианского отношения к жизни. Мне часто приходилось рассказывать детям пример из жизни двух святых отшельников, живших в пустыне. Сговорились они посадить каждый у входа в свою келью пальму, чтобы давала она им тень в дневную жару. Встречаются они через некоторое время, и один отшельник говорит другому: «Вот, брат, молюсь я Богу, чтобы послал Он дождь на мою пальму, и каждый раз Он исполняет мою просьбу. Молюсь о солнечных днях, и Бог посылает мне солнце. А ведь, смотри, твоя пальма растет куда лучше моей. Как же ты молишься о ней?» И ответил ему другой отшельник: «А я, брат, просто молюсь: Господи, сделай так, чтобы моя пальма росла. А уж Господь посылает и солнце и дождь, когда нужно».

Читайте так же:  Какие молитвы коленопреклоненные

Детям постарше стоит объяснить, что прошение «Да будет воля Твоя» — не только способность принимать волю Божию, но, что важнее, стремление осуществлять ее.

Прошение «о хлебе насущном» учит нас не беспокоиться о многих наших нуждах, о том, что нам только кажется нужным. И собственным примером, и в беседах с детьми важно научить их разбираться в том, что нам в нашей жизни действительно необходимо «как хлеб насущный», а какие желания временны и несущественны.

«Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Когда мы грешим, мы виноваты перед Богом. И если мы каемся, Бог прощает нам грехи наши, как отец прощает ушедшего из родного дома сына. Но часто люди бывают несправедливы друг к другу, обижают друг друга, и каждый ждет, чтобы другой стал справедливее. Часто мы не хотим простить другому его недостатки, а этими словами молитвы Господней Бог учит нас прощать грехи и недостатки других, поскольку мы желаем, чтобы и Бог простил наши грехи.

Видео (кликните для воспроизведения).

И, наконец, последнее прошение «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» ставит перед подрастающим ребенком вопрос о зле, об искушении, о борьбе со злом, которая происходит в душе каждого из нас. Чтобы воспитать в человеке христианское понятие о зле и добре, недостаточно только объяснить слова этого прошения молитвы «Отче наш». Повествование за повествованием, поучение за поучением, притчу за притчей находим мы в Священном Писании, которое помогает нам постепенно понять, что в мире есть зло, злая сила, сопротивляющаяся благому, доброму замыслу творения Божия. Эта злая сила постоянно старается привлечь нас, подчинить нас себе, «искушает» нас. Поэтому нам часто хочется сделать что-то дурное, хотя мы и знаем, что это плохо. Без помощи Божией мы не могли бы бороться с искушениями, поэтому мы просим Его помощи, чтобы не поддаваться дурным желаниям.

Христианское воспитание нравственности сводится к развитию в человеке способности осознавать в себе плохое — плохим Распознавать в себе злые намерения и побуждения, действия или чувства, сожалея о том, что подумал или поступил плохо, т. е. покаяться. А каясь, знать, что Бог всегда прощает кающегося, всегда встречает его с любовью, радуется ему, как отец в притче о блудном сыне радуется возвращению своего согрешившего и покаявшегося сына. В христианской нравственности нет места ни отчаянию, ни унынию.

Православный приход храма святителя Николая Мирликийского города Слюдянка

Официальный приходской сайт

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ МОЛИТВЕ

нашла на сайте Материнство:
Подобаетъ всегда молитися [Лк. 18, 1]

Завет Спасителя – всегда молиться. Молитва – это дыхание духовной жизни. И как физическая жизнь прекращается с остановкой дыхания, так и духовная жизнь замирает с оставлением молитвы.
По ритму дыхания судят о здоровье, и как боятся родители, когда дыхание ребенка затрудняется и ему грозит удушье (болезнь «круп»). Но несравненно более мы должны бояться отсутствия или прекращения у детей дыхания духовной жизни – молитвы. Чтобы помешать этому, следует начинать и развивать молитву ребенка с самого раннего младенческого возраста и непрерывно поддерживать и углублять ее.

С первым пробуждением сознания, т. е. в возрасте около двух лет, надо прививать ребенку понятие о Боге как Источнике жизни, всех благ и добра и начать учить его молиться. Пусть ребенок усвоит на всю жизнь, что первым движением его по пробуждении есть сложение перстов и крестное знамение; первые слова – хвала Творцу («слава Тебе, Господи, слава Тебе»); первая беседа – молитва – приношение Богу в положенной мере своих славословий и прошений; первое вкушение в течение дня – это причастие или принятие святой воды и освященного хлеба (просфора, антидор, артос).
При возрастании ребенка первым его чтением в течение дня должно быть Евангелие и первым посещением в праздник – Божий храм.

Еще в Ветхом Завете Бог требовал от человека всего первородного – посвящения Ему первенцев и приношения Ему всех начатков [Лев. 2, 12; Исх. 13, 2].

Святой Иероним так пишет к вдове Лидии: «Радость матери-христианки должна состоять в том, чтобы научить свое дитя произносить сладчайшее имя Иисуса в то время, когда и голос его слаб, и язык его еще нем. Помни, что начатки всего исключительно должны принадлежать Господу; поэтому первые мысли, первые слова дитяти должны быть освящены благочестием».

Молитва проявляется у нас в трех формах: в выполнении домашних молитвенных правил, в вознесении к Богу кратких молитв в течение всего дня и в посещении церковного богослужения. Ко всем этим трем формам молитвы необходимо с детства приучать и детей.

Обычно дети начинают учиться молиться с «Богородицы». И это правильно: Матерь Христа – Матерь всего христианского рода. И как первые слова в лексиконе ребенка – «мама» и «папа», так и первые беседы его с Богом должны составляться из «Богородицы» и из «Отче наш». Одновременно следует приучать его молиться за близких.

Вместе с началом молитвы должно учить ребенка крестному знамению. Святой Иоанн Златоуст дает такое наставление матерям: «Учите вы, матери, ваших малюток изображать рукою крестное знамение прежде, чем они сами в состоянии будут делать это; напечатлевайте это знамение на челе их вашими собственными руками». Когда дети подрастут, необходимо следить за тем, чтобы крестное знамение было у них широким, неторопливым и делалось тщательно.

С ростом ребенка должно непрерывно расти и его молитвенное правило. Преподобный Серафим учит мирян совершать правило три раза в день – утром, в середине дня и вечером. Для людей, может быть, слишком обремененных трудом и имеющих мало времени, это правило заключает в себя: три раза «Отче наш», три раза «Богородице» и один раз «Верую».

Отроки, вполне овладевшие грамотой, для утра и вечера могут взять установленные Церковью утреннее и вечернее правила, а для середины дня оставить правило преподобного Серафима. Последнее, по указанию Преподобного, должно читаться хотя бы среди дела, на ходу, если невозможно выбрать днем времени для уединения.

Читайте так же:  Киприан молитва от порчи

Совершение утреннего и вечернего правила потребует от детей при неторопливом чтении около 10-15 минут для каждого правила. Не будет ли это слишком трудно и долго? Выше уже указывалось, что количество молитв надо увеличивать постепенно, по мере роста ребенка.

Искусство воспитания детей (как и перевоспитания взрослых) требует, чтобы усилия в определенном направлении совершались постепенно и вместе с тем непрерывно. Вспомним, с какой постепенностью авва Дорофей приучал своего ученика Досифея к воздержанию в пище. Авва убавлял его порцию очень понемногу и лишь после того, как Досифей привыкал к предыдущему сокращению пищи. Так и в данном случае – постепенный рост молитвенного правила незаметно приучит к нему детей, и оно не будет казаться им длинным.

Вместе с тем, следует предостеречь тех родителей, которые думают, что продолжительности молитвословия не требуется и нужно лишь качество. Святые отцы Макарий Великий, Игнатий Брянчанинов и др. указывают, что качество нашей молитвы низко и что его надо восполнять количеством, восходя через него к качеству.

Один из святых отцов говорит: «Делайте, делайте внешнее, ибо внешнее принадлежит нам, а внутреннее Богу. А за внешнее Господь даст нам и внутреннее» (т.е. видя наше терпение в совершении длительного правила, Господь даст нам и внимательность в молитве, и теплоту чувства).

При добавлении в правило новых молитв их нужно объяснить. Когда дети подрастут, им следует рассказать историю происхождения молитв, и познакомить с жизнеописанием их авторов.

Читая «Святый Боже», малыши будут слышать песнь ангельских хоров, виденных мальчиком в Константинополе при патриархе Прокле; начиная «Достойно», будут переноситься в убогую афонскую келью, где впервые раздалось начало этой молитвы в устах Архангела Гавриила; читая внимательно прошения в вечернем правиле, они вспомнят о Великом Златоусте и т. д.

В первые века христианства молитва в семье была общей и на нее собирались все члены семьи вместе с домашними слугами. Обычно при этом молитву читал хозяин дома, а все присутствующие тихо за ним повторяли. Нам следует подражать этому обычаю, и вечернее, а если возможно, то и утреннее правила сделать общими для всех членов семьи.

Чтение правила можно поручить подросшим детям, чтобы они принимали в молитве живое участие. Если взрослых детей несколько, то каждый из них читает в очередной для него день. Родители при этом должны научить детей правильному и внятному чтению и следить за тем, чтобы оно было неторопливо.

С отроческого возраста необходимо приучать и к поклонам, поясным и земным. Поклоны восполняют нашу рассеянность в молитве: усилиями тела дополняются слабость внимания и нечувствие сердца. Обычай коленопреклонения во время молитвы установлен Самим Господом, Который в Гефсиманском саду «паде на земли, и моляшеся» [Мк. 14, 35]. Поэтому коленопреклонение во время молитвы существует со времен первых христиан.

Следует обращать внимание также и на внешнюю манеру держаться при молитве, приучая детей стоять прямо и со взором, устремленным на иконы. Платье молящихся должно быть также в порядке. Внешняя собранность помогает и внутренней. Древние христиане тщательно подготовляли себя к молитве и считали необходимым мыть перед нею свои руки: они живо переживали чувство, что являются перед лицом Небесного Царя и нельзя предстать перед Ним со следами небрежности и нечистоты как с внутренней, так и с внешней стороны.

Очень хорошо общее правило заканчивать совместным пением таких молитв, как, например, «Заступница усердная», «Под Твою милость», тропарей семейных святых и т. п.

Чтобы оживить усердие детей к молитве, хорошо рассказывать им о тех случаях, когда усердная детская молитва исполнялась Богом, сопровождаясь иногда чудесами. Такой случай был, например, в детстве с преподобным Александром Свирским. Ему, как и преподобному Сергию, не давалась грамота. Это сильно огорчало отрока. Однажды со слезами он молился в храме о раскрытии своего разумения и услышал голос: «Встань, ты получил чего просил». С этого времени он легко стал понимать книжную мудрость.

Помимо утреннего и вечернего правила, детям следует заучить ряд молитв для чтения при различных случаях в течение дня. Сюда относятся молитвы перед едой и после нее, перед учением и после него, перед всяким делом и после него, перед дорогой, благодарение за благодеяния Божии, тропарь своего святого. Старец Амвросий Оптинский советует подросшим детям заучить псалмы «Живый в помощи Вышняго» [Пс. 90] и «Господь просвещение мое» [Пс. 26].

Чтобы приучить ребенка к церковной молитве, необходимо с раннего возраста брать его в церковь на богослужения. Он не будет тяготиться, если привыкнет с детства бывать на них от начала до конца. Для отроков необходимо посещение воскресных и праздничных всенощных и литургий. Христианская семья первых веков молитве посвящала ночи.

Если детям трудно стоять на службе, им надо объяснять, что Господь требует от нас терпения и что «uзкая врата и тэсный путь вводяй въ животъ» [Мф. 7, 14].

Не стоит устранять подросших детей и от ночных богослужений, когда они положены Церковью (например, на Страстной неделе, на Пасху, перед Рождеством).

Хорошо вспомнить при этом случай, который произошел со святым Григорием Нисским, когда тот еще был мальчиком. Все семейство Григория участвовало в торжественном ночном богослужении, устроенном в часовне при их доме в честь перенесения туда мощей «сорока мучеников».
Григорий ушел со службы и уснул в ближайшей беседке, но был разбужен страшным сновидением. Как будто он хочет войти в сад и принять участие в богослужении, однако воины-мученики не пускают его и хотят наказать жезлами. Напуганный мальчик прибежал к урне с мощами и с плачем стал просить у Бога и у мучеников простить его леность.

Придя из церкви, детям надо объяснить то, что они не поняли из слышанного. Мать Задонского затворника Георгия имела обыкновение по возвращении домой из церкви спрашивать сына, какое Евангелие читали за литургией. Она ласкала мальчика, когда видела из его ответов, что он был в церкви внимателен, и слегка наказывала за невнимание.

Кроме праздничных дней, детям надо посещать службы Страстной и Святой недель и богослужения в дни своего Ангела, своего рождения и семейных событий (похорон, крестин и т. п.). Сюда следует добавить посещение церкви перед началом учения, молебнов и т. п. Ребенок должен сродниться с богослужебным кругом и усвоить, что вся его жизнь благословляется, держится и освящается через молитвы Церкви.

Читайте так же:  Молитва афанасий и кирилл Александрийские

Трогательные песнопения и обряды нашей Православной Церкви необычайно живо и на всю жизнь запечатлеваются в детском сердце. Кто не помнит Пасхальной заутрени с ее непередаваемым торжеством – торжеством жизни над смертью; весенних вечеров Вербной субботы, когда улицы полны богомольцами, идущими из церкви с вербами и зажженными свечами; крестных ходов с праздничным перезвоном колоколов; тех моментов богослужения, когда впервые в году запевают: «Христос рождается – славите…» или «Чертог твой вижду Спасе Мой украшенный…» и т. д.

К. П. Победоносцев пишет об этом так: «Счастлив тот, кого с детства добрые и благочестивые родители приучали к храму Божию и ставили посреди народа молиться всенародной молитвой, праздновать всенародному празднику. Они собрали ему сокровища на целую жизнь, они ввели его подлинно в разум духа народного и в любовь сердца народного, сделав для него церковь родным домом и местом полного, чистого и истинного соединения с народом».

Нужно позаботиться, чтобы дети понимали песнопения и церковное чтение, и переводить им труднопонимаемые славянские слова и обороты. Со взрослыми детьми следует проводить беседы о значении и порядке церковных богослужений и знакомить с историей их возникновения. Господь учит нас постоянной молитве. «Непрестаннw молитеся…», – пишет и апостол Павел [1 Фес. 5, 17]. «Кроме непрестанной молитвы, мы приблизиться к Богу не можем», – говорит преподобный Исаак Сириянин. Поэтому недостаточно только исполнения домашних правил и посещений богослужений. И себя, и детей мы должны, по заповеди Спасителя, приучать к непрестанной молитве. Как это сделать?

Вот что советует епископ Феофан Затворник: «Надо в продолжение дня чаще к Богу из сердца взывать краткими словами, судя по нужде души и текущим делам. Начинаешь что, например, говори: «Благослови, Господи», кончишь дело – говори: «Слава тебе, Господи» и не языком только, но и чувством… Так и во всяком случае. Или просто почасту повторяй: «Господи, помилуй», «Владычице, Богородице, помилуй мя», «Ангеле Божий, хранителю мой святый, защити меня» или другим каким словом взывай. Только сколько можно чаще делай эти воззвания, всегда стараясь, чтобы они из сердца исходили…»

Епископ Феофан учит нас все дела совершать с мыслью о Боге, с сердечным чувством зависимости от Него и в непрестанной мысленной беседе-молитве о Нем. К привычке постоянно молитвенно обращаться к Богу следует приучать и детей. Так, например, приучена была к этому с детства преподобная Макрина (память 19 июля) – сестра Василия Великого. В ее жизнеописании говорится, что на устах девочки молитвенное пение было во всякое время дня: вставала она с постели или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения и псалмов.

В привычку детей с раннего возраста должна войти молитва перед всякой едой и после нее, перед началом занятий и после них, перед выходом из дома, перед началом всякого дела и т. п. Следует приучать их к тому, чтобы перед уходом в школу или вообще из дома и перед отходом ко сну они подходили к родителям с просьбой перекрестить их. Крестное знамение родителей, совершаемое с верой и благоговением, имеет для ребенка великую сохранительную силу (так же, как, впрочем, и крестное знамение детей для родителей).

Не будем бояться того, что подобные установления будут обременительны для детского возраста. История Церкви дает примеры высокой духовной зрелости уже в раннем возрасте. Такими были, например, преподобный Савва Освященный, основатель Лавры близ Иерусалима, восьми лет покинувший близких, чтобы поступить в монастырь (память 5 декабря), преподобный Феодор Сикеот, десяти лет начавший подвиги строгого поста и ночной молитвы и четырнадцати лет затворившийся в пещере (память 22 апреля). Московский митрополит Петр, двенадцати лет поступивший в монастырь. Отроковица Муза, отказавшаяся в детстве от игр и забав ради Богоугождения (память 16 мая), отроковица Мария – любимица преподобного Серафима, тринадцати лет поступившая в Дивеевскую общину и девятнадцати лет почившая в схиме, и многие другие, включая сюда многочисленный сонм юных мучеников и мучениц в возрасте от семи лет (Василиса, Вера, Надежда, Любовь, Кирик, Урван и др.).

Кто знает, какой путь назначен Богом нашему ребенку? Не будем же мешать ему придти ко Господу как можно ранее: в этом залог его быстрейшего духовного роста. Создадим такие условия, чтобы его сердце с самоro раннего возраста было открыто для Господа, Который говорит нам: «Се, стою при дверехъ и толку: аще кто uслышитъ гласъ мой, и tверзетъ двeри, вниду къ нему, и вечеряю съ нимъ, и той со мною» [Откр. 3, 20].

Есть еще совершенная форма непрестанной молитвы, которой занимаются преимущественно иноки. Это Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного».
В первой части «Откровенных рассказов странника» имеется рассказ о том действии, которое оказала Иисусова молитва на одного мальчика. Мальчика вначале принуждали к молитве, но затем он сам стал охотно ею заниматься. Он так привык к ней, что сам искал уединения, чтобы ему не мешали молиться. Молитва в корне изменила характер ребенка: из шаловливого и резвого она сделала его молчаливым и кротким.

По свидетельству епископа Игнатия Брянчанинова, он уже в отрочестве занимался Иисусовой умной молитвой. Когда ему было 16 лет, она творилась у него уже самодейственно. «Бывало, с вечера, – рассказывал он впоследствии о себе, – ляжешь в постель и, приподняв от подушки голову, начнешь читать молитву, да так, не прекращая ее, встанешь утром…»

Естественно, что дети не могут приучаться к этой молитве без опытного руководителя. Но если это имеет место и если есть соответствующая склонность у отрока, то нет препятствий для насаждения в нем Духа Святого этим путем, обеспечивающим верное и быстрое достижение цели.

Видео (кликните для воспроизведения).

Из книги Н. Пестова “Православное воспитание детей”

Как объяснить детям что такое молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here