Как научиться читать молитвы монотонно

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Как научиться читать молитвы монотонно - в подробном и точном описании.

Как научиться читать молитвы монотонно

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

Прп. Илариона Великого и иных.
Преображенский храм (нижн. придел):
7:00 Часы. Литургия. Молебен с водоосвящением.
Преображенский храм (верх. придел):
8:30 Часы. Литургия. Молебен с водоосвящением.
17:00 Всенощное бдение.







Господу в молитве нужна наша искренность. Когда мы понимаем, когда стараемся понять произносимое и умом, и сердцем.
Конечно, дома молитесь так, как считаете более понятным и удобным. Потом постепенно придёте к той интонации, которая принята в церкви. Святые отцы советовали: когда молитесь одна – делайте это не спеша, чтобы каждое слово проходило через Вас.

Почему в храме читают так? Основных причин видится две. Тексты молитв, читаемых в церкви, богодухновенны, и человеческий разум не может в полной мере постичь их. Чем ярче будет чтец привносить личностный фактор своего душевного настроя, тем дальше будет он отходить от передачи истинного смысла.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, зачастую в храме присутствуют сотни людей: чьё-то сердце бьётся радостно, кто-то, наоборот, скорбит. Если чтец будет вносить в молитву интонацию, да ещё выделять голосом слова, кажущиеся лично ему наиболее важными, это обязательно вступит в диссонанс с кем-то из слушающих, у кого сейчас совсем другой настрой.
Молитва – это самое трудное, чему предстоит научиться каждому христианину. Желаю Вам преуспеть в этом делании

© 2010-2019 Пантелеимоновский Благовест

Местная религиозная организация православный приход Пантелеимоновского храма
г. Жуковского Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

Как совершать дома свое молитвенное правило как петь молитвы нараспев

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных отношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется прежде всего в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва — это разновидность церковной, общественной (семья — своего рода домашняя церковь) и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. «Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя» — говорится в начале молитвослова. Многим людям помогает сосредоточиться произнесение молитв вслух или вполголоса.

«Приступая к молитвословию, — советует святитель Феофан Затворник, — утром или вечером, постой немного, или посиди, или походи, и потрудись в это время отрезвить мысль, отвлекши ее от всех земных дел и предметов. Затем помысли, кто Тот, к Кому ты обратишься в молитве, и кто ты, имеющий теперь начать это молитвенное к Нему обращение — и возбуди в душе соответствующее этому настроение самоуничиженного и благоговейным страхом проникнутого предстояния Богу в сердце. В этом все приготовление — благоговейно стать пред Богом, — малое, но немалозначительное. Тут полагается начало молитвы, доброе же начало — половина дела.

Так установившись внутренно, стань затем пред иконою и, положив несколько поклонов, начинай обычное молитвословие: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины» и прочее. Читай неспешно, во всякое слово вникай, и мысль всякого слова до сердца доводи, сопровождая то поклонами. В этом все дело читания молитвы, Богу приятного и плодоносного. Вникай во всякое слово и мысль слова до сердца доводи, иначе — понимай, что читаешь, и понятное чувствуй. Других правил не требуется. Эти два — понимай и чувствуй, — исполненные как следует, украшают всякое молитвословие полным достоинством и сообщают ему все плодотворное действие. Читаешь: «очисти ны от всякия скверны» — восчувствуй свою скверноту, возжелай чистоты и с упованием взыщи, ее у Господа, Читаешь: «остави нам долги наша, якоже же и мы оставляем должником нашим» — и в душе своей всем прости, и сердцем, все всем простившим, проси себе у Господа прощения. Читаешь: «да будет воля Твоя» — и в своем сердце совершенно предай Господу твою участь и изъяви беспрекословную готовность благодушно встретить все, что Господу будет угодно тебе послать.

Если будешь так действовать при каждом стихе твоей молитвы, то у тебя будет надлежащее молитвословие».

В другом своем наставлении святитель Феофан так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев. В древности всё читаемые молитвы брались из псалмов. Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь».

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте.

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час. сколько обычно выстаиваете. и затем не заботьтесь. сколько прочитаете молитв,— а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать.

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед.

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце.

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее, правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного. Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте. так до самого конца положенного времени»..

Я не могу читать молитвы монотонно, правда ли, что Богу неприятны наши эмоции?

Отвечает священник Дионисий Свечников:

Я всегда удивлялся умению людей что-то решать за Бога. Бог – это не машина, принимающая сигналы только одного частотного диапазона, а Живой Бог, Бог живых. А раз мы живы, значит, мы чувствуем и у нас есть эмоции, особенно же по отношению к Богу, Которого мы любим. Молитесь как можете, как сердце подсказывает. Другое дело – церковная, соборная молитва в храме. Там, действительно, чтецу лучше читать без особого выражения собственных чувств, дабы каждый, слушая, вкладывал в молитву свое, не навязанное другим человеком.

Как правильно молиться дома, какие молитвы слышит бог

В моменты отчаяния и житейских невзгод человек вспоминает о боге. Многие люди уверовали в помощь Иисуса, когда с мольбой обращались в нужде. Но всегда ли слышит нас Господь? Как правильно молиться, меня научила бабушка. Она рассказала, почему не все молитвы доходят до небес, и почему многие остаются без ответа. Я с вами поделюсь этим знаниями, которые окажут бесценную помощь в любой ситуации.

Читайте так же:  Молитва о очищении рода до 12 колена

Важность молитвы

Никто из нас не застрахован от житейских бурь и невзгод, болезней и стихийных бедствий. Бабушка всегда мне говорила, что мы под богом ходим. Многие люди этого не понимают и проводят жизнь в полной беспечности, не соблюдая заповеди божьи. Но вот приходит беда, и человек не знает, откуда ждать помощь. А помощь всегда рядом, ведь Иисус Христос является спасителем каждого верующего в него.

Неуверенность в завтрашнем дне угнетает человеческое сердце. Вдруг я потеряю работу, вдруг со мой случится несчастье — от этих мыслей можно просто впасть в нескончаемую депрессию. Но выход есть, и он дан самим богом: искренняя молитва с верой в сердце. Иисус всегда выслушает, ни за что не осудит, поддержит в трудную минуту.

Многие люди обрели уверенность в жизни, благодаря вере и молитве.

Бабушка мне с детства говорила, что молитва — это не набор непонятных слов на старинном русском языке, а разговор с богом. Не обязательно читать древние молитвы, если сердце просит общения с создателем. Бог понимает все наши слова, он видит сердца и чувствует наши мысли. Искренность и правда — вот ключ к успеху в любой молитве. Даже если вы читаете трудный текст из Молитвослова, все равно в сердце должна присутствовать вера и любовь к богу.

Есть люди, которые ищут в молитвах корысть. Они думают так: я буду читать молитвы, а ты (бог) мне помогай за это. Они думают, что на них повалятся земные блага только за то, что соизволили взять в руки Молитвослов. Но богу не нужны одолжения, и он не будет вознаграждать за корыстные мотивы. Нужно быть честным и искренним, не пытаться обмануть создателя жизни. Вымолить почести, богатство и славу у бога нельзя.

Также невозможно угодить богу посещением святых мест или популярных у верующих храмов. Без веры в сердце посещение святынь ничего не даст. Искренне верующий человек и без святых мест будет услышан богом.

Молитвослов

Как правильно молиться дома? Для этого нужно купить Молитвослов в церковной лавке. Он должен стать настольной книгой верующего, желающего обрести божью помощь и благодать. Когда человек зажигает церковную свечу перед образами и возжигает ладан, он должен наполниться благоговением перед богом. Открывая Молитвослов, нужно избавиться от суетных мыслей и направить все свое внимание к богу. Через молитвенное слово вы вступаете с ним в контакт, начинаете вести беседу.

Какие молитвы содержатся в Молитвослове? В книге находятся молитвы, которые охватывают широкий круг жизненных сфер:

  • помогают против враждующих;
  • оберегают от опасностей и бед;
  • исцеляют и защищают от болезней;
  • защищают от лукавого и нечисти.

С помощью Молитвослова человек будет полностью огражден от превратностей судьбы, защищен от происков лукавого и атакующих врагов.

Можно ли молиться своими словами, и как молиться дома без Молитвослова? Если у вас нет Молитвослова, можно выучить наизусть Отче наш и читать ее в молитвенном обращении. Можно включить запись молитвы, где она произносится священником 40 раз подряд. Но самая лучшая молитва — это молитва сердца. Именно ее и слышит Господь.

Вера и молитва открывают небеса. Вера без молитвы бесполезна, как и молитва без веры.

Важно понимать, что Молитвослов — не собрание магических заговоров на все случаи жизни. Держать в руках Молитвослов еще не значит получить ответ на все просьбы. В церкви магией не занимаются, а очищают душу от скверны. Многие болезни происходят от нераскаянных грехов и недостойного поведения. Поэтому беря святую книгу в руки, помните о своей грешной природе и не требуйте от бога послушания вам.

Время для молитвы

Как правильно читать молитву дома, в какое время? Раньше наши предки каждое утро начинали с молитвы, просили благословения божьего на грядущий день. В современное время люди даже не думают подойти к образам и просто коротко попросить благословения у бога. Они вечно куда-то спешат и опаздывают, а утром так хочется подольше поваляться в постели. Но если вы хотите иметь защиту от неприятностей на целый день, найдите несколько минут для молитвы.

С чего начать молитвенное утро? Прежде всего, следует осенить себя крестом и сказать: «Боже, милостив буди мне грешному!». Затем следуют обязательные молитвы:

Следует ли читать весь свод утренних молитв из Молитвослова? Отцы церкви учат, что лучше прочитать две молитвы со вниманием. чем весь свод без должного почтения. Не нужно скороговоркой проговаривать святые тексты, это пустая трата времени.

Перед молитвой и после нее нужно осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс.

Обязательной является и молитва на сон грядущим, так как защищает нас от соблазнов лукавого. Во сне человек полностью беззащитен и не может контролировать свои помыслы. Этим пользуется враг человечества и насылает непотребные сновидения либо кошмары. Защитная молитва перед сном избавит от атаки лукавого. Однако перед ночной молитвой следует проанализировать прошедший день:

  • найти грехи и покаяться перед богом;
  • отметить, были ли мысли о духовном в течение дня;
  • простить недоброжелателей от души;
  • поблагодарить бога за прожитый день.

Благодарность богу за всё — важное молитвенное правило. Мы живем и дышим, благодаря создателю жизни. Сколько людей в этом мире обездолены или покалечены, поэтому выразить благодарность за свое благополучие — непременное условие в молитвенном правиле. Однако благодаря бога, не следует забывать о его заповеди любви к ближнему. Если мы в сердце враждуем на кого-то, бог просто нас не услышит.

Вражда между людьми оставляет молитву без ответа.

Иисус учил, что приступать к молитве нужно после прощения ближним их прегрешений перед вами. Как вы прощаете другим их огрехи, так и вам простится. Но если вы враждуете в сердце своем на ближнего и негодуете, то бог не услышит вас и ваших молитвенных воззваний.

О чем можно просить в молитве?

Иисус Христос говорил нам искать прежде всего Царствия небесного и правды его. Если мы помышляем о земном, то отпадаем от духовного. Суетные просьбы о незначительных земных благах не будут приняты во внимание. Но если человек стремится к духовному и ищет духовной благодати, то бог восполнит и все его земные нужды.

Часто люди не знают, как молиться, чтобы бог услышал и помог. Они ищут земных благ, а о небесном не помышляют. Люди могут просить машину, удачу в лотерее или любовь какого-то человека. Но бог не внемлет подобным просьбам. Так же бог не внемлет грешникам, которые никогда не посещали исповеди. Если человеку не в чем исповедаться, значит, он закоренелый грешник.

После исповеди могут исполниться самые заветные желания.

Также нельзя вымолить у бога то, что причинит другим людям горе и беду. Бог никогда не ответит на подобные взывания, потому что он не нарушает свои законы. А закон нам дан один: да любите друг друга.

Читайте так же:  Молитва на оправдание в суде

Каким иконам нужно молиться дома? У православного верующего должен быть домашний иконостас, но не у всех он есть. Поэтому для домашней молитвы можно приобрести в церкви иконы Спасителя и Богородицы. Этого будет для начала достаточно. Если у вас есть покровительствующий святой, нужно приобрести и его икону. Иконы должны стоять в чистом светлом месте комнаты.

Молитва по соглашению

Что это за молитва, и для чего она нужна? Это молитва в церкви? Чтение молитв по соглашению предполагает договор нескольких людей читать определенные молитвы в определенное время. Например, верующие соглашаются молиться за исцеление кого-либо или за успех в начинании. Они не обязательно должны собираться в одном помещении, и даже могут жить в разных городах — это не имеет значения. Важно определить цель молитвы и произносить ее в одно и то же время.

Вот текст молитвы соглашения святого Иоанна Кронштадтского:

По его свидетельству, данная молитва совершала чудеса. Люди получали исцеление от болезней, укреплялись духом в трудных условиях, обретали утраченную веру.

Сколько раз в день нужно читать совместное молитвенное прошение? Иоанн Кронштадтский с другими молитвенниками читали 4 раза в день вплоть до момента получения просимого.

Помните, что молитва не ритуальное действие, и не ожидайте мгновенного исполнения желаемого.

Однако для проведения молитвы по соглашению нужно получить благословение батюшки. Не забывайте об этом правиле.

Советы

Итак, приступая к молитве, важно помнить следующее:

  • наденьте нательный крестик и платок (для женщин);
  • перед началом молитвы нужно простить все прегрешения ближних против вас;
  • приступать к чтению молитвы нужно в спокойном расположении духа, без суеты и спешки;
  • нужно твердо верить, что бог слышит молитву верующего;
  • перед чтением молитвы следует трижды осенить себя крестным знамением и поклониться в пояс;
  • молитву нужно произносить перед образами;
  • не просите о славе и богатстве, бог это не услышит;
  • после прочтения молитв необходимо воздать благодарение и хвалу богу и осенить себя крестом.

Если у вас есть святая вода, нужно отпить несколько глоточков, чтобы освятить и свои внутренности.

Сколько раз нужно произнести молитвенную просьбу, чтобы получить ответ? Иногда на это уходит много времени, а иногда ответ поступает моментально. Всё зависит от воли бога и ваших усилий.

Если на ваши молитвенные воззвания нет ответа, значит, вы просите что-то вредное для себя. Всегда полагайтесь на Господа, ведь ему виднее, что является для вас полезным или вредным. Не впадайте в гнев или раздражение по поводу неисполненной просьбы, это уводит от веры и направляет на греховный путь. Возможно, через 10 лет вы поймете, почему бог так и не ответил на вашу мольбу, и поблагодарите его от всего сердца за это!

Почему молитву читают монотонно

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ПРИХОДА ПАНТЕЛЕИМОНОВСКОГО ХРАМА Г.ЖУКОВСКИЙ

Мч. Мирона. Прп. Алипия, иконописца Печерского, и иных.
7:30 Часы. Литургия.
16:00 Пение прихожанами Акафиста святителю Николаю Чудотворцу.
17:00 Вечерня. Утреня.

Господу в молитве нужна наша искренность. Когда мы понимаем, когда стараемся понять произносимое и умом, и сердцем.
Конечно, дома молитесь так, как считаете более понятным и удобным. Потом постепенно придёте к той интонации, которая принята в церкви. Святые отцы советовали: когда молитесь одна – делайте это не спеша, чтобы каждое слово проходило через Вас.

Почему в храме читают так? Основных причин видится две. Тексты молитв, читаемых в церкви, богодухновенны, и человеческий разум не может в полной мере постичь их. Чем ярче будет чтец привносить личностный фактор своего душевного настроя, тем дальше будет он отходить от передачи истинного смысла.

Кроме того, зачастую в храме присутствуют сотни людей: чьё-то сердце бьётся радостно, кто-то, наоборот, скорбит. Если чтец будет вносить в молитву интонацию, да ещё выделять голосом слова, кажущиеся лично ему наиболее важными, это обязательно вступит в диссонанс с кем-то из слушающих, у кого сейчас совсем другой настрой.
Молитва – это самое трудное, чему предстоит научиться каждому христианину. Желаю Вам преуспеть в этом делании

Местная религиозная организация православный приход Пантелеимоновского храма
г. Жуковского Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви

Видео (кликните для воспроизведения).


Помогите спасти жизнь! —>

«Важные мелочи», такова тема интервью, которое мы взяли у клирика Свято-Игнатьевского храма протоиерея Михаила Пехтерева. Беседа с батюшкой состоялась еще до его болезни, но давность разговора не делает вопросы менее актуальными. Вы можете узнать о том, как хранить просфоры и крещенскую воду, почему молитвы читаются монотонным голосом, куда деваются свечи, принесенные кающимся на исповедь и еще о множестве других «мелочей», которые являются неотъемлемой частью жизни воцерковленного христианина.

— Батюшка, почему чтец читает молитвы монотонно, без эмоциональной окраски и без интонации? Нужно ли так читать их дома?

— Чтец читает так потому, что человека при восприятии церковных текстов должен вдохновлять и волновать сам текст, а не интонация, красивый голос чтеца и прочие второстепенные вещи. Давно известно, что человека слова волнуют, вызывают определенные чувства, и очень часто бывает, что духовные переживания возникают оттого, что читают с выражением, что какое-то слово особенно выделили. Такого допускать нельзя, ведь тогда духовное переживание не будет настоящим. Поэтому читают монотонно, не вкладывая в текст какие-то свои эмоции. Это и к пению относится: есть церковное пение, а есть пение в церкви с «оперным оттенком». Конечно, «оперное» пение человека умиляет, вводит в какой-то духовный экстаз, но опять же — это звучность голоса воздействует на душу, а не те слова, которые поет хор. Что касается домашних молитв, то это индивидуально. Например, когда я читаю дома молитвы монотонно, у меня мысли рассеиваются, а когда начинаю с выражением читать, спокойно, тогда сосредотачиваюсь и понимаю, что читаю, чего прошу у Господа.

— Люди часто жалуются, что из-за монотонного чтения в храме они не могут понять смысла молитвы, сосредоточиться…

— Сосредоточенность на храмовой молитве, ее понимание приходит со временем. Ведь в храме читают на церковно-славянском языке, и далеко не каждый, кто приходит в храм, его знает. Но через несколько лет, если у человека все эти тексты будут на слуху, он будет знать, что сейчас читается и что это обозначает. Тогда будет и сосредоточенность, и трепет, и умиление. Нужно ходить в храм, а на подобные трудности первое время не обращать внимания.

— А что делать, если Божественная Литургия кажется бесконечно долгой и выстоять ее не хватает ни терпения, ни сил?

— На самом деле Божественная Литургия короткая (смеется). Все эти тяготы оттого, что человек не знает хода службы, не знает, что сейчас происходит, что совершается. Когда я сам делал первые шаги в храме, то у меня тоже такое было.Был даже своеобразный маячок: «Отче наш» пропели, значит все, служба скоро закончится. Вот я стоял и ждал, пока это случится. На Литургии новичку полегче — там действий много, служба оживленная, можно смотреть, наблюдать; а вот на вечерней, всенощном бдении, сложнее. Если человек только начал ходить в храм, ему на этой службе тяжело, много непонятного. Но если ходить в храм регулярно, стараться узнать о том, что происходит на службе, тогда становится интересно и просто не замечаешь проходящего времени. Вот Литургия идет два-два с половиной часа, и сейчас как священник я скажу: только она начнется, не успеешь оглянуться — уже заканчивается. Роптать и сетовать, что сил нет, что долго стоять, не стоит. Теперь у каждого заводчанина есть книжка о Церкви, там все написано и о Литургии, и о всенощном бдении. Стоит почитать такую литературу, уяснить, что за чем идет и что вообще в храме происходит. Тогда будет интересно на службе, будете глубоко переживать все ее моменты вместе с духовенством и прихожанами.

Читайте так же:  Молитвы за еду

— Батюшка, куда деваются свечи, которые приносят с собой на исповедь? Обязательно ли, подходя к исповеди, нести с собой свечу?

— Незажженная свеча — это символ того, что грешный человек пришел к Богу, принес ему свое покаяние. Эта свеча потом зажигается — это знак того, что Господь человека прощает, и его внутренний мир опять обретает гармонию. На исповедь приносить свечу желательно, это наша малая жертва Богу.

— Можно ли делиться крещенской водой, увеличивать ее количество, смешивая ее с обычной?

— И можно, и нужно. Мы, православные, верим, что капля освящает море, а капля крещенской воды — тем более. К тому же, нельзя за один день заготовить крещенской воды на целый год, мы просто физически не можем столько ее освятить.

— Но говорят, что крещенскую воду нужно употреблять понемногу, только в крайних случаях, и таким образом хранить ее весь год…

— От небрежного хранения, от недолжного отношения, от наших грехов даже такая святыня может испортиться. Поэтому смешивать можно: взять обычную воду, туда налить крещенской крестообразно, и вода становится освященной. Делиться крещенской водой нужно обязательно. Считается, что крещенская вода и антидор заменяет Причастие тяжело больным людям (в тех ситуациях, когда храма рядом нет и причастить больного нет возможности). Такая сила у этой воды! Святыней нужно наполнять мир. Пьют крещенскую воду только натощак.

— Как хранить просфору? Если случилось, что просфора пропала, что делать?

— Просфору нужно хранить в святом уголке. В квартире должен быть такой уголок, где вся святыня хранится, где мы молимся. Там же должна храниться и крещенская вода — не где-то на полу, а в хорошем месте она должна стоять. Если просфора пропала и ее уже нельзя съесть, то нужно ее либо закопать в таком месте, где собаки-кошки не бывают, либо принести в храм — ее там сожгут. Можно птицам раскрошить, но не бросать на землю, а положить на дощечку. Животным лучше не давать. Если вы живете в квартире и у вас нет земельного участка, то можно положить просфору в горшок с комнатным цветком.

— Как отличить просфору от антидора?

— Антидор с греческого переводится как «вместо дара». Мы причащаемся Дарами, а тяжело больной человек, который не причащался, может принять натощак эту частичку с крещенской водой — вместо Даров.

Есть богослужебная просфора, называемая Агничной, из которой вырезается Агнец — четырехугольник, символизирующий собою Тело Христово. Обрезается Агничная просфора с четырех сторон, также срезается часть снизу. Эти части и есть антидор. Они мелко режутся и раздаются верующим в конце службы. Каждый день православный христианин должен принимать натощак антидор, просфору и крещенскую воду.

В домашней обстановке я очень эмоционально обращаюсь к Богу: произношу молитву громко, выразительно. А, может, это грех?! Должна ли молитва быть эмоциональной?

– Молитва – это обращение к Богу, искренний с Ним разговор, просьба или возношение ему благодарности. Молитва к Богу должна быть такой же ровной, сердечной, спокойной и искренней, как и разговор отца со своим чадом. Поэтому молитесь спокойно, без излишних эмоций и артистизма. А в храме Божием монотонность молитвы нужна для борьбы со страстями, искушениями, нечистыми помыслами.

Старший священник собора в честь Воскресения Христова

помощник благочинного Арзамасского благочиния Рафаил ЯУШЕВ.

Диалог с Иеромонахом Макарием

Учитесь читать

Батюшка Здравствуйте! Скажите почему нельзя молится с выражением, а нужно молится монотонно на одной ноте? Разве молится от всего сердца с сокрушением, можно без эмоций? У меня когда я молюсь с выражением, лучше получается не отвлекаться, осознавать смысл слов в молитве, а когда, как учат священ.

Батюшка Здравствуйте! Скажите почему нельзя молится с выражением, а нужно молится монотонно на одной ноте? Разве молится от всего сердца с сокрушением, можно без эмоций? У меня когда я молюсь с выражением, лучше получается не отвлекаться, осознавать смысл слов в молитве, а когда, как учат священники, монотонно, без эмоций, то получается вычитывание, мысли направленны на то, чтобы не сбиться, не ошибиться в ударениях (особенно при чтении псалмов). И в итоге половина слов молитв проходят мимо сознания. Посоветуйте, что делать? В Евангелие нигде не сказано, как именно нужно молится, почему нельзя молится с эмоциями?

Здесь несколько заблуждений сошлось вместе.

Во-первых, не путайте вашу _личную_ молитву, никому из людей не слышимую, с чтением _в храме_.
Первая — полностью на Ваше усмотрение, а второе должно соответствовать определенным стандартам.

Во-вторых, церковное чтение должно быть четким и ясным, с артикуляцией _смысла_ читаемого посредством голосовых каденций и тщательного соблюдения знаков препинания. Ничего общего со стрекотанием швейной машинки, пулеметной очередью и бормотанием индюка церковное чтение НЕ ИМЕЕТ — хотя некоторые норовят читать именно так, и требуют этого от других.

Наконец, в-третьих, не следует переносить _свои_эмоции_ на текст, который вы читаете. Это прежде всего — неуважение к тем, кто вас слушает.

И в-четвертых, в наше время научиться хорошо читать по-церковнославянски, наперекор претензиям невежд, очень просто: в Интернете множество прекрасных аудио-записей чтения Евангелия, Псалтири и др.

Окошко к Богу

Зачем нужна ежедневная молитва и как творить ее правильно?

Негромкая тайна православной молитвы состоит в том, что она, как праща, отправляет человека к Богу, утверждал схиархимандрит Эмилиан (Вафидис). Как не промахнуться мимо цели? Как правильно совершать молитвенное служение? Как по-разному можно молиться и почему это надо делать? На эти вопросы отвечает протоиерей Павел Великанов.

Все начинается с молитвы

— Что такое молитва, в чем ее роль для человека и в церковном обиходе?

— Молитва — это неотъемлемая часть любой религиозной культуры. Но к этому можно подойти с разных сторон. Мне больше всего нравится определение архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне. В одной из проповедей он говорит, что молитва— это вытягивание ума к Богу, а через это и вытягивание всего человека. Это такое делание, целью которого является переустройство внутреннего мира человека. Эмилиан сравнивает молитву с пращой. В молитве человеческий ум натягивается и выстреливает прямо к Богу. И в этом выстреле человек становится другим. Происходят глубокие изменения в отношении человеческого «я» к миру, к самому себе, к Богу. Это наиболее сильный инструмент переориентирования человека.

Читайте так же:  Молитва усопшему короткая

— Что значит переориентирование?

— В обычном состоянии мы заняты собою, своими проблемами и переживаниями. Когда человек начинает молиться, неизбежно появляется объект молитвы, которым он сам не является. И это уже очень много. Это выводит человека за пределы его огромного «я», которое заполнило собой все мироздание. В этот момент человек подсознательно понимает, что Бог — это не я, а некто, объективно сущий вне моего сознания. Это что-то такое, что я не могу положить в карман и сказать, что это моя собственность. С настоящей молитвы к Богу начинается разворачивание человеческой личности в ее нормальное состояние из состояния эгоистического магнетизма, когда все, что человек ни делает, неизбежно возвращается к нему самому. Именно поэтому молиться всегда трудно. Даже святые до конца своих дней принуждали себя к молитве. Для многих кажется странным призыв Церкви трудиться в молитве, но это неизбежно. Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, иначе какой он спортсмен, христианин прилагает труд к тому, чтобы себя вкручивать штопором в молитву, даже когда не хочется. И это совершенно нормально. Если этого нет, всего остального тоже не будет.

— Нужно ли принуждать себя к молитве?

— Конечно. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества, потому что нечто претендует на разрушение абсолютной диктатуры самодостаточности человека.

Какие бывают молитвы

— Молитва есть общение человека с Богом. Она необязательно должна быть словесной. Она может быть умной, может быть молитвой-состоянием, может быть деланием. Если говорить о том опыте молитвы, который существует среди монашествующих, об исихазме и его родоначальнике, преподобном Григории Синаите, который подвизался на Святой горе Афон на рубеже XII-XIII веков, то это совершенно определенное явление. Это молитвенное служение связано с Иисусовой молитвой, которая в монашеской практике совершается постоянно, по четкам. Она представляет собой очень краткую формулу — всего 5 слов. По-гречески это звучит так: «Кирие Иису Христе элейсон ме». Русский вариант молитвы длиннее: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Эта молитва творится устно и очень быстро. Когда человек регулярно ее произносит, она читается на вдохе и выдохе и связана с дыханием. Постепенно эта молитва переходит в категорию умной молитвы, когда она звучит внутри независимо от того, чем человек занимается.

Это совершенно особенная практика, обязательно требующая общения с опытным духовником. Представьте, что в пространстве вашего внутреннего мира идет некий постоянный процесс, который становится доминантой внутренней жизни. Это можно сравнить с окошком, которое человек старается держать открытым. Молитва — это окошко из нашей самодостаточности, из этой душной комнатки. Если держать окно открытым, туда проходит свежий воздух Божественной силы и есть чем дышать.

— Есть ли другие разновидности молитвы?

— Видов молитвы, конечно, множество. Есть такое понятие — предстояние человека перед Богом, когда ум настолько увлечен Богом, настолько влюблен в Божественное, что все остальное ему как-то мало интересно. И даже когда человек занимается совершенно другими вещами, основной фокус его внимания все равно остается в глубине этого предстояния. Это хорошо понимают люди, которые были сильно влюблены. Сам факт, что ты любишь, уже является мощным источником вдохновения. И чем бы человек ни занимался, он все равно согревает свой внутренний мир этим огонечком. То же самое касается непрестанной молитвы. Цель всякой молитвы — это именно согревание сердца. Не получение экстатического удовольствия путем изменения сознания, а радость от того, что ты живешь правильно и праведно.

У отцов встречается часто такое понятие, как сведение ума в сердце. Это особое состояние, когда при постоянном произнесении молитвы вовлекается человеческое сердце как вместилище личности, некая сердцевина нашей жизни. Когда это происходит, человек настраивается на волну богообщения, его состояние допускает глубинное и непосредственное общение с Богом.

— Иисусова молитва — это монашеский опыт, простому мирянину недоступный?

— Ничего подобного. Я знаю многих прихожан, которые Иисусову молитву практикуют. Этому ничто не препятствует. Сидит человек в офисе, занимается работой, не требующей предельного напряжения сил, и тихо про себя творит Иисусову молитву. С. И. Фудель в своей замечательной книге «У стен Церкви» описывает некоего швейцара, который уже в советское время работал в гостинице, стоял в дверях, носил чемоданы, и при этом у него был дар непрестанной молитвы.

Как молиться правильно

— Здесь все очень индивидуально. Очевидно одно — режим должен быть. Человек, который ждет, что настанет время, когда он освободится от житейских попечений, и благословенная харизма непрестанной молитвы посетит его, — такой человек никогда не будет молиться. Поэтому есть определенное правило утренних и вечерних молитв, молитвы, связанной с богослужением. Самое главное, к чему должен приучиться человек, — это к еженедельному посещению храма во время Божественной литургии. Самая правильная молитва — молитва благодарения, созидания Церкви как общности людей вокруг Христа. Это самое тяжелое. Множество людей готовы молиться дома, но вот регулярно ходить в храм — это тяжело. Всех прихожан можно четко разделить на две категории: те, кто еженедельно ходят в храм, и те, кто ходят в храм, когда душа лежит. Это две совершенно разные категории людей по пониманию веры. Когда человек приходит в храм, он поверяет правильность своего внутреннего состояния тем духом, которым живет Церковь. Он как бы опускает себя, как огурец, в рассол и вылезает оттуда малосольным огурчиком с определенным вкусом и запахом. А так он может в холодильнике лежать долго и даже не протухнуть, но в нем не будет этого аромата, этого вкуса. Это первое и самое основное.

Второе — я сторонник, чтобы молитвенное правило у каждого человека было индивидуальное, с учетом обстоятельств его жизни. Одно дело, когда человек нигде не работает. Другое дело, когда человек занят на производстве. Третье — многодетная мать, у которой семеро по лавкам. Четвертое — человек творческой профессии, который делает что хочет и когда хочет. Эти обстоятельства должны обсуждаться с духовником, который и определяет объем молитвенного правила.

Молитвенное правило — это ежедневные гаммы, которые, если не играются, то пальцы атрофируются, и на занятии ты ничего не сыграешь — не говоря уже про концерт.

— А в чем состоят правила?

— Во-первых, молитва совершается перед святым образом, перед иконой. Правильно, когда этот образ близок человеку, вызывает определенные переживания. Это своего рода ключ к разговору с Богом. Плохо, когда человеку приходится заставлять себя смотреть на образ, потому что он ему чужой. Образ не должен быть чужим. В отличие от католической мистической духовной практики православие настаивает на отсутствии какого бы то ни было фантазирования во время молитвы. Молитва с закрытыми глазами не приветствуется. Ум не терпит пустоты. Мы вперяем свой взгляд в образ иконы, и это есть то пространство, перед которым мы молимся. Мысль не должна гулять. Надо сфокусировать сознание перед этим образом.

Читайте так же:  Молитва за девушку любимую

Следующее правило — предельное сосредоточение на словах молитвы. Ум должен уходить от любых воспоминаний, размышлений. Он должен, как схиархимандрит Эмилиан пишет, вытягиваться к Богу в молитве с тем, чтобы только слова молитвы структурировали человеческую душу по направлению к Богу.

Кроме того, желательно и правильно молитву творить вслух. Когда молитва творится вслух, она задействует не только наши речевые рецепторы, но и слух. От такой молитвы сложнее отвлечься, чем когда вы ее творите про себя. Умная молитва творится про себя, но о ней можно говорить, когда у человека есть уже определенный навык и он может продолжительное время быть собранным и никуда глазами не убегать.

В чем польза молитвы

— Молитва — это событие, не приносящее очевидной пользы. Результат молитвы если и будет, то не скоро, и поначалу кажется, что он не очевиден. Если называть все своими именами, для многих молитва кажется бесполезной тратой времени. Логика здесь понятная: неужели Бог Сам не знает, что мне надо, зачем Богу надоедать просьбами? Что я ему скажу? Господи, давай-ка, решай мои проблемы? И вот здесь мы подходим к очень важной вещи — значимости нашего участия в духовной жизни. Делая что-то, мы сами делаемся. Молитва выступает не просто как некая техника выпрашивания благ. Молитва— это соработничество. Когда Господь говорит «просите и дано будет вам», Он это говорит не потому, что просто так дано не будет. У преподобного Исаака Сирина есть интересные слова о том, что сын у отца своего уже не просит хлеба, но домогается большего и лучшего в доме своего Отца. В Евангелии сказано: не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться… Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф 6:25–33). Эта установка показывает, что, даже когда мы что-то просим у Бога, мы не ставим себя в положение просителей у некоего вредного господина. Все с точностью до наоборот.

Бог хочет, чтобы мы научились молиться, потому что в молитве мы становимся соработниками, мы включаемся в процесс сотворчества. Нам дается право своим произволением участвовать в решении Божественных судеб мира.

Нам дается право быть Его консультантами, советниками, кем угодно.

— Все в руках Божьих, но, если ты просишь, что-то меняется?

— И молитва тоже оказывается вариантом свободы выбора?

— Да. И как показывает огромное количество чудес, молитва имеет силу. Она работает.

— Вы можете привести пример?

— У меня очень много подобных примеров. Ну вот свежий случай. Мой друг Алексей как-то звонит и говорит: у нас беда, жена беременна вторым ребенком, и при обследовании на УЗИ выяснилось, что у ребенка некий дефект позвоночника. Врачи говорят, что надо делать аборт, ребенок гарантированно родится инвалидом, ни ходить, ни сидеть не сможет. А срок уже большой, шесть или семь месяцев. Во всем мире есть одна единственная клиника в Швейцарии, где делают операции внутриутробно, и там готовы рискнуть ее оперировать. Это, естественно, требует огромных денег. А время-то идет. Есть всего 2 недели, в течение которых операция должна быть проведена. То есть моему другу надо найти 3-4 миллиона рублей в течение недели. Это нереально! Он обычный научный сотрудник Института востоковедения. Я посоветовал ему обратиться в благотворительный фонд «Предание». И вот, представьте себе — за неделю была собрана сумма в полтора раза больше, нежели требовалось. И, конечно, все молились. Он не верил, что это возможно. Но они с женой поступили очень правильно: делай все, что можешь, а остальное предай в руки Бога. В итоге операция была проведена, ребенок родился совершенно здоровый. Я его крестил неделю тому назад.

— Нет ли тут соблазна вступить с Богом в товарно-денежные отношения? В 1990-е годы в моем родном городе появились адвентисты, которые очень многих собрали под свои знамена простым тезисом: молись, не пей, не кури — и будет тебе двухкомнатная квартира. Они были так убедительны!

— Ну, не всем досталась квартира. Но народ все равно просил.

— Да, соблазн. У меня личное отвращение к такому подходу. В этом есть некий механицизм — если я сделаю то-то и то-то, то Бог неизбежно сделает то-то и то-то. Но в этом отсутствует самое главное — любовь, возможность любви. Если Бог — это такой закон, при соблюдении которого ты с неизбежностью самого закона получишь какой-то результат, — это далеко от христианства. В христианстве акцент делается на то, что между человеком и Богом должны быть личные отношения. Эти отношения предполагают веру как область бесконечных рисков, способность ввериться тому, ответ от которого ты можешь получить не такой, как ты ожидаешь.

— Но Вы говорите о чудесах? Значит, адвентисты правы?

— Говорят, вот зуб болит, надо помолиться такому-то святому. В этом есть смысл?

— Смысл, конечно, в этом есть, но гораздо меньший, нежели традиционно считается. Все-таки святые для нас — это не альтернативные божества, более доступные, чем огромный, недоступный Бог, как это происходит в язычестве. Нет, святые — это скорее спутники, близкие по времени и обстоятельствам люди, но никоим образом не подмена Бога. К ним человеку проще обращаться, нежели молиться Христу. Но это неправильно, потому что вся жизнь Церкви вращается вокруг Христа. У нас нет никакой альтернативной святости, кроме Бога. И даже обращаясь к святому, мы все равно обращаемся к Богу, чтобы через этого святого нам была оказана помощь. И вот тут мы возвращаемся к теме соработничества. Церковь верит, что Бог дает святым некую благодать, право выступать ходатаями перед Ним в тех или иных нуждах. Это опять-таки не альтернатива, а соработничество.

— Чем христианская православная молитва отличается от других духовных прак­тик, медитации, например?

— Тем, что средоточие христианской молитвы — это Бог. Не наши переживания, не просветление сознания, а именно Бог. Идея преображения человеческого существа в формате молитвы является первичной. Я, конечно, не специалист в глубинах буддийских, но из знакомства с техниками йоги я понял, что все равно речь идет о концентрации человека вокруг его личности. Нет там этого перехода личности в вечность. Задача молитвы какая? Чтобы в человеке восторжествовал Христос. В молитве мы вступаем в глубинный резонанс с волей Божией. Это радость от того, что тебя ведут, что ты согласен с тем, Кто ведет, ты сам за Ним идешь, куда бы Он ни пошел.

Как научиться читать молитвы монотонно
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here