Филофей тобольский молитва

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Филофей тобольский молитва - в подробном и точном описании.

Общество

Еще не рассвело. По пешеходному мосту через Туру из Вознесенско-Георгиевского храма шел торжественный крестный ход. Далеко слышались церковные песнопения.

День обещал быть морозным, порывистый ветер старался задуть горящие свечи, но у сотен людей на душе было светло и радостно. Они молились митрополиту Тобольскому Филофею (Лещинскому) и сопровождали раку с его святыми мощами в Свято-Троицкий собор монастыря… Это было пять лет назад — 21 октября 2006 года.

С тех пор тюменцы не перестают приходить к святителю, принося свои проблемы и обращаясь за помощью. Сегодня каждый верующий человек, посещая Тюмень, торопится поклониться святому. В Свято-Троицкий монастырь приезжают автобусы с паломниками из Кургана, Челябинска, Екатеринбурга, Пскова…

Люди по своей вере получают помощь. Официально — письменно — зафиксировано более десятка случаев исцеления больных. Одной из первых потрясла история ямальца, который приехал в онкологический диспансер в уже не излечимой стадии болезни, в тяжелом унынии. Случилось так, что ждать дня приема в медицинское учреждение ему пришлось более двух недель. Все это время мужчина провел в соборе, прося помощи у святителя Филофея. Когда врачи наконец-то приступили к обследованию пациента, они уже не обнаружили признаков болезни! С тех пор эти медики стали сами приходить к чудотворным мощам.

Никто не считал людей, которые получили помощь святителя в семейных неурядицах, учебе и работе, в исполнении доброго дела, в дальней поездке. Подсвечник перед ракой святителя никогда не пустует. Здесь проходят молебны перед началом мероприятий городского и областного масштабов. Каждым ранним утром звучит молитва святителю Филофею после братского молебна. В это время к насельникам монастыря присоединяются все желающие. Горячей молитвой святому завершаются вечерние богослужения.

История обретения мощей святителя запутанна, как сюжет романа. Митрополит Тобольский Филофей преставился в 1727 году и по завещанию был похоронен при входе в Троицкий собор основанного им монастыря. В 1923 году по решению советских властей обитель была закрыта, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. Но наместник монастыря архимандрит Тихон обнаружил еще один документ, который свидетельствовал, что мощи уничтожены не были.

Свет на загадочную историю был пролит в 2003 году, когда возобновились богослужения в Троицком соборе. Дочь бывшего благочинного Тюмени протоиерея Александра Сычугова Ариадна передала о.Тихону письменное завещание своего отца, в котором сообщалось о месте захоронения останков митрополита Филофея. Они были спрятаны в Вознесен-ско-Георгиевском храме. Поиски мощей начались, когда в церкви стали проводиться работы по укреплению фундамента. В июле 2006 года на глубине более метра был обнаружен кирпичный склеп, а после вскрытия его верхней арки — деревянный гроб. Под трухлявыми досками нашли что-то завернутое в материю темного цвета. В это время проводившие раскопки четыре воспитанника Тюменского духовного училища и работники храма почувствовали приятное и очень тонкое благоухание… Позже экспертная комиссия установила, что перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею.

Отец Тихон рассказывает, что насельники монастыря ощущают особую поддержку святого, который возродил обитель в 1706 году. Четверть века провел митрополит Филофей (Лещинский) в Сибирском крае. За это время он побывал в пяти крупных миссионерских путешествиях на Север, обратил в православную веру около 40 тысяч коренных жителей. Святитель основал на обширной территории от Уральских гор до Тихого океана около 300 храмов и множество монастырей.

Кроме того, митрополит Филофей открыл в Сибири первый театр и при Свято-Троицкой обители основал первое учебное заведение за Уралом. Поэтому Тюменское православное духовное училище сегодня называют «филофеевской школой». Память почитаемого святого тюменцы увековечили в названиях. В 2007 году у монастыря появился сквер святителя Филофея, где установили памятник митрополиту Тобольскому и всея Сибири.

В областном центре 20-21 октября уже в четвертый раз пройдут «Филофеевские чтения» — образовательная конференция Уральского федерального округа «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства».

В 2011 году исполняется: 395 лет — с момента первого основания тюменского Свято-Троицкого монастыря; 250 лет «филофеевской школе» — Тюменскому православному духовному училищу; 5 лет — со дня обретения святых мощей митрополита Филофея (Лещинского).

Филофей тобольский молитва

Видео (кликните для воспроизведения).


Наши баннеры


История Новости

росветитель Сибири Митрополит Филофей (Лещинский) родился в 1650 году в Малороссии (ныне Укранина), в небогатой дворянской семье. Образование он получил в Киевской духовной академии (тогда коллегии), по выходе из которой женился и был рукоположен во иерея. Но недолго длилось его семейное счастье: очень скоро его любимая жена умерла. Это горе резко изменило жизнь будущего святителя: он принял монашество с именем Филофей и был назначен на трудную, по множеству забот, должность эконома, а затем произведен в наместники Брянского Свенского монастыря. Однако и здесь ему не пришлось долго оставаться.

В 1700 году освободилась кафедра Тобольс­кая и Сибирская. Для проповеди Евангелия сибирским инородцам император Петр I приказал Киевскому митрополиту подыскать на это место из малороссийских монахов-священников умного и благочестивого человека. Выбор пал на Филофея.

Огромная Сибирская епархия, где ему предстояло служить, охватывала территорию от Северного Ледовитого океана до Китая и от Уральских гор до Камчатки. Сибирь в то время наполняли разные народы, которые поклонялись деревянным, медным, золотым и серебряным истуканам (идолам). Они давно забыли, что поклоняться нужно Одному Богу. Да и сами русские поселенцы и даже священники вели далеко не благочестивую жизнь.

«Пришед в Сибирские страны, – писал Филофей царю, – в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое нестроение нелепо есть и писанию предати».

Священников в Сибири в те времена, как и сейчас, очень сильно не хватало, поэтому рукополагали в священный сан крестьян и казаков – людей простых и по большей части неграмотных. В исправление этого недостатка была создана Митрополитом Филофеем первая в Тобольске славяно-латинская школа для детей духовного звания. Содержалась она за счет архиерейского дома, а учителями в ней были образованные киевские монахи.

Для пропитания сибирского духовенства владыка Филофей исхлопотал у Государя земельные угодья под пашню и сенокосы и установил с прихожан определенную ругу (жалованье хлебом). Не было в церквах хороших певчих. Так что в 1704 году святитель Филофей собрал первый в Сибири церковный хор из ссыльных казаков.

Вместо деревянных храмов, часто подвергавшихся пожарам, святитель Филофей стал строить каменные. Выписанные из Киева художники, руководившие возведением новых храмов (их за все время святительства Филофея было построено великое множество), удивили всю Сибирь сооружением в тобольском Успенском соборе великолепного резного иконостаса.

Болел душой смиренный владыка и о погибающих во тьме язычества инородцах. В 1705 году была снаряжена из Тобольска на отдаленнейшую Камчатку первая духовная миссия. Таким образом проникли первые лучи православного просвещения в страну диких камчадалов. В 1711 году там был основан монастырь с первым камчатским храмом во имя святителя Николая Чу-дотворца. Другая миссия была направлена к сибирским монголам и даже в Китай, где жили потомки плененных русских, жителей дальневосточного города Албазина, разоренного китайцами в 1684 году.

Хотя китайцы относились к русским пленным милостиво, некоторые из пекинских поселенцев под тяжестью языческого мрака стали ослабевать в святой вере. Китайский император не разрешал въезд в страну русским священникам, хотя и не препятствовал русским исповедовать веру Христову. Митрополит Филофей написал поселенцам грамоту, которая воодушевила их и поддержала в любви ко Христу, а через некоторое время в Китай прибыла и русская миссия.

Гораздо успешнее шло дело крещения наших российских инородцев. В 1706 году последовал Указ государя Петра I: «Сибирскому митрополиту Филофею ехать во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары, и в тунгусы, и якуты, и в волостях, где найдет их кумирни и кумирницы и нечестивыя их жилища, и то все пожечь, а их (вогулов и остяков) Божиею помощью и своими труды приводить в Христову веру». Тем же указом инородцам, которые пожелают креститься, объявлялись различные льготы, а гражданскому начальству предписывалось оказывать всякую помощь проповедникам и способствовать им в средствах передвижения.

Народы эти (вогулы и остяки) вели полукочевой образ жизни. Зиму они проводили в лесах, занимаясь охотой, летом переселялись на берега рек, добывая себе пропитание рыбной ловлей. Естественно, что и верили они в то, что видели: в хищных зверей, вредивших им, и духов, в честь которых они делали идолов и им поклонялись.

К этим-то аборигенам Сибири направился святитель Филофей. Ревность по Богу, стремление служить Христу влекли святителя в самые дебри сибирской тайги. Не узнать было смиренного Филофея, когда он встречал на своем пути языческие кумирни или идольские чучела. Но, исполняя Петров указ, не пепел только и головешки идолов оставлял после себя просветитель Сибири. Строя вместо порушенных капищ часовни и храмы и уча инородцев основам христианской веры, святитель оставлял им свою любовь. Стоило ему вернуться в те селения, где он уже побывал, как его встречали новообращенные: они бежали к нему, как дети к отцу, падали на землю, целовали ему руки и ноги. Из детей сибирских аборигенов выбирал он способных мальчиков и посылал их в мужские монастыри и тобольский Архиерейский дом, где их учили грамоте и Закону Божию, готовя к священному званию.

По воле Божией так случилось, что вскоре Митрополит Филофей тяжело заболел и вынужден был удалиться на покой в устроенный им в Тюмени Троицкий монастырь. На Сибирскую кафедру был назначен Мит­рополит Иоанн (Максимович). Приняв схиму (великий монашеский постриг) с именем Феодора, митрополит Филофей собирался даже удалиться на место своего пострижения в Киев. Но Бог судил иначе.

Вид Троицкого манастыря до революции

В 1711 году в Тобольск прибыл первый губернатор Сибири, князь Гагарин. К тому времени святитель Филофей уже вполне поправился, и губернатор предложил ему самому ехать миссионером, причем предоставлял ему и судно для плавания, и гребцов, и переводчиков, и десять казаков для охраны, и две тысячи рублей и распорядился, чтобы власти всюду содействовали проповедникам. В сопровождении еще нескольких священников старец-митрополит Филофей летом 1712 года отправился вниз по Иртышу, к березовским остякам.

В это (уже второе) свое путешествие митрополит, теперь уже схимитрополит Феодор, крестил многих остяков, которые, убежденные в бессилии идолов, охотно принимали новую, истинную веру. Даже сами шаманы призывали своих соплеменников верить в Иисуса Христа. Один из них, шаман Малоатлымских юрт Палемха, еще с ранней весны отказался от служения идолам и ворожбы, стал вслух читать русские молитвы и проповедовал о величии христианской веры. Туземцы встречали митрополита Феодора на берегу со словами: «Мы знаем, что ты, архиерей Божий, приехал нас крестить. Хоть нам и жаль прежней нашей веры, но Бог не велит нам противиться тебе, крести нас!».

Не все язычники согласились принять новую веру. Часть из них, особо упорствовавших в своем суеверии, убежала в лес. Но куда бы ни приходили они, всюду преследовали их комары и мошки, не ладилась охота, так что вскоре они чуть не умерли от голодной смерти. Поняли тогда остяки, что таким образом вразумляет их христианский Бог, вернулись к прежнему месту и приняли Крещение.

Только в юртах, называемых Большой Атлым, населенных потомками зырян и пермяков, проповедников встретили враждебно. Остяки не позволили лодке миссионеров даже пристать к берегу, метая в служителей христовых камни и стрелы. Но владыка Феодор смело вышел к язычникам и стал ласково с ними разговаривать. На третий день все туземцы приняли Святое Крещение.

Вогульский князек из Кошуцких юрт, находившихся на реке Тавде, недавно обращенный в мусульманство, замыслил убить Митрополита Феодора, но не смог, так как был схвачен гражданскими властями. Также и буренские остяки-мусульмане, не желая слушать святителя, затыкали свои уши. Смиренный старец-митрополит не покинул юрт и терпеливо ждал. Тогда они, вооружившись, напали на проповедников и жестоко изранили их. Русские бежали, а святитель один остался на берегу и молился. Один из туземцев выстрелил в него из ружья, но пуля пролетела сквозь одежду, даже не задев тела митрополита.

В 1715 году скончался Тобольской Митрополит Иоанн, и схимитрополит Феодор вновь прибыл на Тобольскую кафедру. Еще пять лет дал Господь потрудиться среди горячо любимой паствы Митрополиту Филофею. С прежней ревностью занимался он крещением сибирских инородцев, борьбой с раскольниками, строительством храмов, учением молодого поколения – воспитанием своих, сибирских священников. Но в 1720 году семидесятилетний святитель почувствовал предел своим силам и запросился на покой. Царь Петр I разрешил престарелому митрополиту покинуть кафедру и одновременно с разрешением прислал почетную грамоту, похвалив его за труды на благо Российского государства. В грамоте говорилось:

«От великого Государя и великого князя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца богомольцу нашему преосвященному Феодору, митрополиту Тобольскому и Сибирскому. Известно нам, великому Государю учинилось, что ты в бытность свою в Сибири собственными своими трудами взыскал и окрестил в Православную христианскую веру ясачных инородцев более 30 тысяч человек, и построил у них святые церкви, а детей у них, новокрещеных, много учил; и учатся многие Божественному Писанию, и ктому приступают многие креститися; и ты их совершил, открыл Евангелие правды. И мы, великий Государь за то Богомольца нашего жалуем, милостиво похваляем, и как тебе сия нашего великого Государя грамота придет, и ты, Богомолец наш преосвященный Феодор митрополит, видя к себе нашу великого Государя милость, о крещении помянутых иноверцев в Православную кафолическую веру еще чинил усердное старание; и к Сибирскому губернатору с товарищи о том для ведома Сената наш великого Государя указ послан. Писана (грамота) в царствующем нашем граде Санкт-Петербурге лета от Рождества Христова 1720 сентября 15 дня».

Рака с мощами святителя Филофея в Троицком монастыре г.Тюмени

Всего за время своего служения Митрополит Филофей обратил в святую веру сорок тысяч язычников и магометан, построил около полутысячи церквей.

Уйдя на покой, неутомимый старец-митрополит поселился в тюменском Троицком монастыре и жил здесь уединенно и просто. Летом он любил ходить пешком за девять верст к Иоанновскому монастырю, где удил рыбу, а зимой обучал грамоте детей инородцев.

31 мая 1727 года в созданной им обители, среди любимых им духовных детей старец схимитрополит Филофей-Феодор тихо почил.

Долго лежали мощи митрополита в земле. В годы лихолетья его останки были тайно перезахоронены. Но вот, наконец, Господь явил жителям Тюмени великую радость. В 2006 году стало известно, что нетленные мощи святителя Филофея зарыты под полами заречного Вознесенско-Георгиевского храма. Созвали священников, приехал Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Мощи торжественно и бережно вынули из земли, положили в раку и Крестным ходом пронесли до тюменского Троицкого монастыря, основанного святителем. Митрополит Филофей снова вернулся туда, где и был похоронен, в свой любимый монастырь. Всем больным и несчастным подается по молитвам к святому Митрополиту Филофею утешение и радость.

Начальниче духовного просвещения, народов Сибири крестителю, церквей православных устроителю, Царствие Божие в душах верных насаждал еси и блаженство небесное восприял еси, похвало Сибири, святителю Филофее, моли Христа Бога спастися душам нашим.

17 июня 2019 г.

Память святителя Филофея отметили в Тюмени
Видео (кликните для воспроизведения).

22 октября 2017 г.

ВИДЕО. Память святителя Филофея в Тюмени

© Издательско-информационный отдел
Тобольской митрополии
2007–2019 гг.

ФИЛОФЕЙ (ЛЕЩИНСКИЙ)

Свт. Филофей Тобольский

Филофей (Лещинский), в схиме Феодор (1650 — 1727), митрополит б. Сибирский и Тобольский, святитель. Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае.

Память 31 мая, в Соборах Брянских и Сибирских святых.

Родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.

Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.

По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.

Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.

В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.

4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.

Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.

В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.

Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.

В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.

В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.

В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.

За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев [1]. В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.

В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.

В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.

Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».

Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.

Обретение мощей

Святитель Филофей (Лещинский).С сайта http://www.tobolsk-eparhia.ru

В 1923 году по решению советских властей монастырь был закрыт, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. В 1990-х годах удалось найти документ, опровергающий информацию об уничтожении мощей.

Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).

25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0,75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.

Литература

  • Сулоцкий А. Тобольские и Томские архипастыри. Омск, 1881.
  • Его же Святитель Филофей, митрополит Сибирский и Тобольский. Омск, 1882.
  • Абрамов Н. Святитель Филофей, в схиме Феодор, просветитель сибирских инородцев. Омск, 1882.
  • Мелетий, архим. Церковный собор в Тобольске при митрополите Филофее 1702 г. Казань, 1876.
  • Толстой М.В. Рассказы из Ист. Р. Ц., с. 614-616.
  • Муромский А. Жития святых, I, с. 201.
  • Самбикин Д. Месяцеслов, 1899, вып. IX, ч. II, май, с. 184-187.
  • Захарченко М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 105.
  • Баранов В.С. Летопись Верхотурского Николаев. м-ря. Н. Новгород, 1910, с. 89-90.
  • Попов М.С., свящ. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. СПб, 1910, с. 134, 138.
  • Поселянин Е. Русская церковь и русские подвижники 18 в. СПб, 1905, с. 161-166.
  • Его же Идеалы христианской жизни, с. 202.
  • Смирнов Ист. прав. христ. церкви, с. 254.
  • Знаменский Русская церковная история, с. 283-284.
  • Амвросий Ист. Рос. Иерархии, ч. I, с. 111.
  • Гатцук Календарь на 1883 г., с. 135.
  • Петров Л. Словарь, с. 267-268.
  • Скворцов Г.А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды. Казань, 1913.
  • Бантыш- Каменский Словарь достопамятных людей русской земли, III, 219.
  • Голубинский Е., с. 342.
  • Булгаков, с. 1415.
  • Толстой Ю., № 3.
  • Денисов, с. 292, 633, 860, 861.
  • Филарет, архиеп. История Рус. Церкви, пер. IV, с. 83-87.
  • Зверинский, т. I, с. 312; т. II, с. 374.
  • Н. Д., с. 54.
  • Списки архиереев, № 3.
  • Монастырь (журнал), 1908, № 3, с. 67; № 4, с. 30-31; № 7, с. 38.
  • Омск. еп. вед., 1916, № 36.
  • Прав. благов., 1915, № 12, с. 120.
  • Приб. к Ц. В., 1890, » 26, с. 862; № 33, с. 1083.
  • Прав. собес., 1909, июнь, с. 793.
  • -«- 1911, январь, с. 119; март, с. 81-82.
  • -«- 1915, март, с. 204.
  • Рус. палом., 1916, № 30, с. 426-428.
  • Рус. старина, 1879, май, с. 8.
  • -«- 1910, август, с. 203-219.
  • Истор. вестн., 1885, октябрь, с. 200.
  • -«- 1896, май, с. 594-595.
  • Летопись Е. А., с. 703.
  • Жизнь свят. Филофея, просветителя сибирских инородцев. 3-е изд. Калуга, 1915.
  • Симб. еп. вед., 1901, № 4, с. 131-133.
  • Рус. архив, 1903, кн. 1-я, № 4, с. 599.
  • Миссионер, 1875, № 34 и 37.
  • Дух. беседа, 1876, № 21.
  • Церк. вестн., 1876, № 54.
  • Моск. вед., 1876, № 130.
  • Сибирский вестн., 1823, ч. 2.
  • Ж. М. П., 1945, № 4, с. 71.
  • Ж. П. Б., май, с. 346-355; июнь, с. 66.
  • БЭЮ, т. 19, с. 232.
  • БЭС, т. II, с. 2167, 2248.
  • ЭС, т. 35-а (кн. 70), с. 856.
  • РБС, т. XXI, с. 132-133.

Использованные материалы

  • Биография на сайте «Русского Православия»
    • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_4908
  • Биография на сайте Тобольско-Тюменской епархии
    • http://www.tobolsk-eparhia.ru/p/pages.php? >

      [1] Сулоцкий Александр, прот. Обращение язычников Енисейской епархии. СПб.: Тип. духовного журнала «Странник», 1876, с. 2.

      свт. Филофей (Лещинский) митр. Сибирский и Тобольский

      Знаменитый просветитель Сибири, положивший начало духовного образования в Сибирском крае родился в 1650 году в Малороссии, в небогатой дворянской семье Лещинских.

      Образование получил сначала в малороссийских школах, затем в Киевской духовной академии.

      По окончании академии женился и был рукоположен во иерея. Несколько лет был приходским священником.

      Овдовев, поступил в Киево-Печерскую лавру, где и пострижен в монашество. С особой ревностью предался он здесь подвигам благочестия, поста и молитвы. Через некоторое время избран экономом Лавры.

      В 1701 году назначен наместником Брянского Свенского Успенского монастыря Орловской епархии, с оставлением в должности эконома.

      4 января 1702 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан митрополита. Хиротонию совершали свт. Димитрий Ростовский, митрополит Стефан (Яворский) и митрополит Парфений Лаодикийский.

      Огромная епархия, где ему предстояло служение, охватывала территорию от Северного Ледовитого Океана до Китая и от Уральских гор и до Камчатки. «Пришед в Сибирския страны, писал святитель Филофей царю, в церквах Божиих обрел великое нестроение, а какое, нелепо есть и писанию предати. Чинится то за великою простатою и нищетою священников». Святителем Филофеем была создана первая в Тобольске Славяно-латинская школа для детей духовного звания, учителями в ней были образованные киевские монахи.

      В 1704 году святитель снаряжает миссию из двух монахов к Хутухте в Монголию, но неудачно. В 1705 году отправленная им в Камчатку миссия архимандрита Мартиниана крестит камчадалов, а свт. Филофей заводит сношения с остяцким князем Шешукой и обдорским Тучабалдой. В 1707 году митрополит отправляет миссионеров к березовским и сургутским остякам.

      Борьба со светскими властями, страшные беспорядки в Сибирской митрополии и суровый климат надломили здоровье митрополита.

      В 1711 году в результате тяжелой болезни был уволен от управления епархией, удалился в Тюменский Троицкий монастырь и принял схиму с именем Феодор.

      В 1712 году поправился настолько, что смог приступить к исполнению царского указа, полученного еще в 1710 году, с предписанием отправиться лично на проповедь в землю остяков и вогул. Совершил несколько дальних поездок, построил много церквей, проник даже в дикую страну на р. Конде.

      В 1715 году по смерти свт. Иоанна Тобольского вторично вступил в управление епархией.

      За время своего архипастырства митрополит Филофей выстроил 288 церквей (было 160, а стало 448), 37 монастырей, основал много приходов и тем самым заложил основу для распространения христианства среди язычников. Почти все время своей архипастырской деятельности провел в беспрестанных поездках по дикой окраине, по степям и болотам, тайге и тундре, просвещая самоедов, вогулов, остяков. В период с 1712 по 1727 год святитель с сотрудниками просветил и крестил до 40000 сибирских инородцев. В 1712 году совершил свое первое миссионерское путешествие в Березовский край, а за год до смерти, больной, посетил Низовский край, и доехал до отдаленного Обдорска. Он выстроил новый архиерейский дом в Тобольске, увеличил его доходы и привел в лучшее состояние его вотчины, умножил количество духовенства как в церквах, так и в монастырях и увеличил получаемое ими содержание; учредил несколько духовных школ, в которых обучались дети инородцев, и сам немало трудился в обучении детей.

      В 1721 году снова удалился на покой в Тюменский Троицкий монастырь, жил в большой бедности, продолжая заведовать делом христианской миссии в Сибири. Сам он теперь редко оставлял монастырь, но под его руководством трудились многие из бывших его спутников.

      В 1726 году святитель предпринял последнее путешествие к обдорским остякам.

      Скончался 31 мая 1727 года. Во исполнение его завещания, тело святителя было погребено в Троицком монастыре напротив входа, «дабы, как гласит завещание, мимоходящие попирали прах ногами».

      Митрополит Филофей был тихого нрава, снисходителен ко всем, не тщеславен.

      В 1923 году по решению советских властей монастырь был закрыт, а мантия святителя и его мощи, согласно официальной версии, сожжены. В 1990-х годах удалось найти документ, опровергающий информацию об уничтожении мощей.
      Первая попытка найти мощи святителя состоялась в 2000 году, но склеп у входа в Троицкий собор нашли пустым, в кирпичной кладке сохранилось лишь незначительно количество деревянных фрагментов сгнившего гроба. В 2003 году наместнику Троицкого монастыря архимандриту Тихону передала завещание внучка священника, который принимал последнюю исповедь у человека, который перезахоронил останки святителя Филофея. В завещание было написано, что мощи были захоронены у левой колонны Георгиево-Вознесенского храма города Тюмени. С этого момента велись поиски мощей, было несколько неудачных попыток (у левых колонн разных приделов храма).

      25 июля 2006 года рабочие, которые вели работы по укреплению фундамента в храме на глубине 0, 75 метров наткнулись на дерево, которое оказалось деревянной балкой. Глубже был обнаружен край кирпичного склепа. После вскрытия его верхней арки обнаружили деревянный гроб. Через месяц после очистки склепа от земли и раствора в присутствии архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия гроб был вскрыт. Экспертная комиссия установила, что эти перезахороненные останки принадлежат митрополиту Филофею. Наличие епитрахили и серебряного креста указывали на принадлежность останков. На рассвете 21 октября прошлого года останки митрополита Филофея перенесены из Вознесенско-Георгиевского храма на другой берег Туры — в Свято-Троицкий монастырь.

      Филофей тобольский молитва
      Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  24 7 молитва

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here