Земная жизнь ПреСвятой Богородицы молитвы

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Земная жизнь ПреСвятой Богородицы молитвы - в подробном и точном описании.

В похвалу Богоматери. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в истолковании православного богословия

1. Вся Божия Церковь в целом и каждая церковная христианская душа в отдельности, памятуя о Пресвятой Богородице, молясь Ей и величая Ее, в сущности, выражают лишь одну общую свою веру и одно общее свое исповедание постоянного и подлинного присутствия или, лучше сказать, Материнского участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и Святой Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, называл Ее образно «сердцем Церкви», то есть желал показать, как ощутительно и животворно направляет Она своим материнским участием всю жизнь Божией Церкви, разносит всему церковному телу и всякому из отдельных его членов многоразличные дары Божией благодати, — действительно Она совершает настоящее свое послушание пред Сыном Своим и Богом примерно так же, как сердце в обычном человеческом организме регулирует и совершает все течение обычного человеческого существования.

2. Нетрудно понять, на чем утверждается и из каких начал исходит отмеченный факт жизненного участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и человека.

Конечно, этот факт исходит из начал Божественного промышления о Церкви и мире и утверждается на событии Боговоплощения или вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа: на событии пренепорочного рождения Его нас ради человек и нашего ради спасения «от Духа Свята и Марии Девы». Она, Пренепорочная, Самого великого Бога «соделала для всех приступным человеком» и вознесла человека до Бога: «яже Бога человеком преславным Твоим рождеством соединившая и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая».

Чрез Нее вновь соединилось Божеское с человеческим, земля и Небо, разъединенные грехопадением и богопротивностью Адама, — соединились природно, органически — мы вновь стали Божиими, Господь стал обитать в самом смертном естестве нашем, так что мы чрез Пречистую Матерь взываем Ему, как присные, как свои у Бога: «Авва, Отче».

Мир поистине имеет Мать, и Святой Церкви даровано поистине золотое сердце, — и разве не прав был святой Григорий Богослов, когда говорил, что «кто не чтит Девы — Богородицы, тот отлучен от Божества».

3. В настоящий раз мы имеем намерение коснуться обстоятельств земной жизни Пресвятой Богородицы и в особенности указать на основании ее дивного жития на некоторые конкретные и частные руководственные уроки для своего духовного устроения и спасения.

Умилительно, как это обетное Дитя живет целых 12 лет в Божием храме в полной духовной самособранности: в труде, молитве, в проникновении в Божие слово — в той спасительной самособранности своих сил, каковая (самособранность) кончилась известным решением посвятить себя Единому Господу Богу и пребыть до конца Девою. Умилительно это ясное сознание и понимание каждого своего шага, умилителен и этот плод духовного рассуждения — святое вопрошение Ангелу: «Како будет сие, идеже мужа не знаю» с последующим понятным ответом: «Се раба Господня: буди мне по глаголу Твоему». Не ясно ли, что первый период земной жизни Богоматери — Ее детство и юность и Ее церковное воспитание научают и нас, в частности, добродетели духовного рассуждения или духовной рассудительности — воспитания в себе духовной самособранности и, первым образом, чистой мысли, чистого помысла и отсюда чистого плана жизни (сочетания помыслов), чистого, верного духовного взгляда на жизнь.

В акафистном пении Пресвятой Богородице имеется, между другими славословиями, примечательное речение: «Радуйся, начальнице мысленного наздания». С первого взгляда трудная славянская фраза именно и означает то, что Пресвятая Дева прославляется Святою Церковию как «начало духовного воссоздания», возрождения, то есть первым образом как подательница чистого помысла: радуйся, подательница чистого помысла — чистой мысли, чистого или уже целого строя чистых (мысленного наздания) мыслей. Неудивительно, что для церковного человека Пресвятая Дева является «небом умным», наставляющим всех «к разуму Божественному», «зарею ум просвещающей», «тлителя (то есть развратителя) смыслов упраждняющей», «лучем умного Солнца» и под. Неудивительно, что Святая Церковь отсюда и воссылает Ей молитвы о даровании «смирения сердца» и «чистоты помышлений».

Впрочем, молитва о чистоте нашего помысла есть общая и постоянная молитва Святой Церкви.

Вставая от сна, христианин взывает ко Господу: «Темже молим безмерную Твою благость: просвети наша мысли и очеса, и ум наш от тяжкаго сна лености возстави». Полунощное обращение именно ко Пресвятой Богородице износит из нашего сердца ту же молитву: «Воспеваю благодать Твою, Владычице, молю Тя, ум мой облагодати». «Господи, даждь ми мысль благу», — молится христианин в молитвах на сон грядущий. Причащаться же Тайн Христовых он призывается в молитвах ко святому причащению мыслью «притрепетною», мыслью «смиренною», мыслью «благодарною». Отсюда понятно, что и священнослужитель на Божественной литургии молит Господа Бога «о преспеянии. разума духовнаго», и наконец, сам Апостол Павел просит христиан «дополнить его радость» и «иметь одни мысли» (Флп.2:2), и под.

Почему именно такая забота Святой Церкви о нашей мысли, почему именно о мыслях идет речь и в слове Божием, и в творениях преподобных учителей спасения? Да потому, конечно, что чистые мысли с необходимостью ведут и к чистой жизни: о святом человеке недаром говорится, что «весь ум свой, Святителю, вперил еси к Богу» и затем, естественно, «всего себя предал еси святой воле Его», и под. . Всем понятно, что человек неизменно бывает тем, чем занято его сознание и чем проникнуто его сердце, чем занят его «владычный ум», и что дела человека суть те же самые его мысли, лишь выраженные или выявленные в деле. Отсюда именно на воспитании в себе чистого помысла построяется вся благодатная жизнь подвижников-созерцателей, и чистым помыслом в особенности охраняется благодать Иисусовой молитвы. Итак, должно быть совершенно понятным, что значит чистая мысль для чистой жизни и как дорог нам этот урок богомыслия, духовной самособранности и духовной рассудительности, идущей от жизни и духовного образа самой Пресвятой Девы Марии.

Читайте так же:  Молитвы живый в помощи вышняго

Дар духовной рассудительности по своему существу и есть дар верного распознавания или оценки своих помыслов, своих мыслей, — стремление и способность разбирать каждое обстоятельство своей жизни пред очами Божиими, «слагать все в сердце своем» и вопрошать: «како будет сие». «У отцов наших, — сказано в преподобнической книге, — первая забота была о сосредоточенности» («Луг Духовный», глава 130). Дар духовной рассудительности, по отцам, именно и должен открыть в нас работу духовного возрождения, воссоздания в себе Богозданной красоты, которую омрачает в нас грязная мысль и отсюда грязное дело; открыть в нас, по выражению преподобных, «борьбу за целого Адама», стало быть, за истинного человека.

Вот, таким образом, к чему, в частности, на общих путях спасения зовет нас первым образом юная Богоотроковица.

4. Не менее назидательна жизнь Пресвятой Богородицы и в период Евангельской истории, Рождества и общественного служения Господа нашего Иисуса Христа — Спасителя мира.

Пусть убоги Христовы ясли, пусть тяжелы и это бегство, и эта постоянная тревога за Сына своего, и это неописуемое страдание с Ним при Его Кресте и «позоре» (Лк.23:48) — пусть: и все же как благословенно это отречение от удобств личной жизни во имя блага общего, во имя Божие, во имя спасения всего рода человеческого от греха и несомой им смерти.

Самоотречение — ведь это и есть то спасительное начало духовной жизни мира и человека, которое, после духовной рассудительности, оставлено нам в осуществление Пресвятой Богородицей, действительно его осуществившей в своей земной жизни, — то начало, которое воплощено и принесено с Неба на землю Самим нашим Господом Спасителем, который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:28; Мк.10:45).

Да, поистине радость и спасение осязуемы лишь там, где люди в ответ на зов Богоматери, во имя своего Господа и Ее предстательства подавляют в себе свое самолюбие и грехолюбие, свои личные мелкие интересы и вообще всю свою обычную греховную самость. И конечно, чем выше и ответственнее человек в своем земном делании, тем большее и самоотречение он должен воплотить в своей жизни и деятельности и тем страшнее для него пагубное «обрастание» расчетами своекорыстия и себялюбия. Говорить ли при этом о том, что дух спасительного самоотречения должен быть связан у нас с духом добродетельного самоукорения, постоянного зрения своего греха и под. .

О, помоги же нам, Пресвятая Дева, почувствовать хотя ныне всю действительную низость и узость мелкого самолюбия и расчета. В спасительном богомыслии взирая на Твою многоскорбную земную жизнь ради нас и ради нашего спасения, и мы желали бы, чтобы расширились наши оземленившиеся и малые сердца и зажглись заботою не только о своем благе земном, но и о благе общем, о благе духовном, о благе Святой Церкви, о спасении вечном.

5. Духовная рассудительность и самоотречение совершенно естественно переходят и выливаются у Пресвятой Богородицы и Матери нашей в новую и святейшую добродетель беспредельного Ее человеколюбия, коим и наполнена вся последующая история Ее жизни, в собственном смысле — Ее слава, служение роду человеческому по Воскресении Сына Ее, жизнь, присутствие и участие Ее в истории мира и человека.

Мы кончаем, таким образом, тем же, чем и начали: общим свидетельствованием об участии Богоматери в жизни мира и каждого из нас.

Достаточно привести себе на память одни лишь наименования святых икон Ее, почитаемых Святою Церковию, этим народом Божиим, — чтобы понять, как это Солнышко мира — Пресвятая Богородица — Одигитрия — обращается к грешной земле то одной, то другой стороной своего о ней милосердования и заступления. «Нечаянная радость», «Умиление», «Радость всех Радостей», «Утоление печали», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Покров миру», «Неувядаемый цвет», «Путеводительница» и под. — что это, как не различные наименования со стороны благодарного сердца человеческого неизреченного человеколюбия Пречистой.

Пусть же это человеколюбие Пресвятой Богородицы, которым наполнена Ее чистая жизнь, пробудит и в нас чувства братолюбия друг ко другу. Этого требует Господь, к тому ведет смысл бытия нашего, духовная рассудительность и святой закон самоотречения — весь путь нашего Господа, весь путь жизни и Пресвятой Девы Марии, в молитвах неусыпающей Богородицы.

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2019

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы

Содержание

«Ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк. 1:48–49 ), – ответствовала Пресвятая Богородица на приветствие праведной Елисаветы; и длинный ряд веков, протёкших с того времени, как изречены эти слова, служит подтверждением непреложности их. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предъизбрание Её для великой тайны воплощения Сына Божьего, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божьему о спасении людей, предстательство пред престолом Божьим обо всём мире и непрерывный ряд благодеяний требующим помощи Её: вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим.

Всё, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого христианина. Вот почему, в искреннем благоговении к Пресвятой Деве, предлагаются благочестивому читателю «Сказания о земной Её жизни», на основании повествования Священного Писания, свидетельств святых Отцов и церковных преданий. В настоящем восьмом издании иное сокращено, иное прибавлено, в видах большей простоты и назидательности.

Читайте так же:  Молитва за только умершего человека

Да благословит Господь, чтобы эта книга была принята и прочитана с искренними чувствами любви и благоговения к Пресвятой Богородице, Заступнице нашей.

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы

Се еси добра ближняя Моя, се еси добра. ( Песн. 4:1 )

Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. Она была – читаем у него – роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего; волоса златовидные; глаза быстрые, со зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-чёрные, нос продолговатый; губы цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; руки и пальцы длинные.

Но – скажем вместе со святым Григорием Неокесарийским – поистине в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенства Её души. И может ли быть иначе, когда в Её лице сосредоточено всё сокровище благодати, и Она была свята телом и духом? Одежда скромная, чуждая роскоши и неги; поступь степенная, твёрдая; взгляд строгий, соединённый с приятностью; тиха и покорна родителям; речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца. У Неё ум, Богом управляемый и к одному Богу направленный; всё желание устремлено к Единому, достойному желания и любви; ненависть только ко греху и виновнику его. Все помышления Её душеполезны, свободны от всего излишнего, удаляющиеся от всего душепагубного; очи Её всегда устремлены ко Господу, созерцая вечный и неприступный свет; уши настроены к слушанию слова Божьего; уста восхваляют Господа; язык рассуждает о слове Божьем и изливает Божественную сладость; сердце Её чисто и непорочно, зрящее и вожделевающее чистейшего Бога. Вся – чертог Духа; вся – град Бога живого; вся – добра; вся – пред очами Божиими: ибо, восшедши превыше Херувимов и будучи превознесена над Серафимами, Она приблизилась к Богу.

Она была Девой – говорит святой Амвросий – не телом только, но и душой: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения. трудолюбива, целомудрена в речи. Правилом Её было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? когда была в несогласии с родными? когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Её был выражением души, олицетворением чистоты.

Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далёкая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что ещё и теперь доказывает священный головной покров Её. Коротко сказать: во всех Её действиях обнаруживалась особенная благодать.

У нас все знают – писал святой Игнатий Богоносец – что Приснодевственная Матерь Божья исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Её не только не гневалась, но даже благодетельствовала им; в благополучии кротка; к бедным милостива и помогала им, как и чем могла; в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Её. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по Её святости видимо в Ней соединилось естество ангельское с человеческим.

Святой Дионисий Ареопагит, чрез три года после его обращения в христианство сподобившийся видеть в Иерусалиме лицом к лицу Пресвятую Деву Марию, так описывает это свидание: «когда я введён был пред лице Богообразной, светлейшей Девы; – меня облистал извне и внутри столь великий и безмерный свет Божественный и разлилось окрест меня такое дивное благоухание различных ароматов, что ни немощное тело моё, ни самый дух – не в силах были вынести столь великих и обильных знамений и начатков вечного блаженства и славы. Изнемогло сердце моё, изнемог дух во мне от Её славы и Божественной благодати! Человеческий ум не может представить себе никакой славы и чести выше того блаженства, какое вкусил тогда я недостойный, но удостоенный по милосердию и блаженный выше всякого понятия».

Видео (кликните для воспроизведения).

Добродетели Пресвятой Богородицы и благодать Святого Духа, предочистившая Её быть Матерью Божьей, поставили Её выше всех праведных и святых людей и даже сил небесных. Её усердие к молитве и благочестивым занятиям, приснодевственная чистота и целомудрие, вера в обетования Божии, всегдашняя внимательность к путям Промысла Божьего, преданность воле Божьей, благодушное перенесение трудных житейских обстоятельств, непоколебимое мужество среди величайших искушений и скорбей, материнская заботливость, сердечная теплота к сродникам, а главное – безусловное во всём смирение: вот нравственные совершенства, постоянно проявлявшиеся в Ней, от младенчества до успения.

И древние, и новые святые Отцы Православной Церкви не находят довольно слов для прославления Матери Божьей. Её служение делу нашего спасения так возвышено, нравственные совершенства Её так велики, близость Её к престолу Господа Бога и Материнское дерзновение у Сына Своего так очевидны, что богословствующий ум, собирая образы для восхваления Царицы небесной из мира видимого и невидимого, часть останавливается в благоговейном недоумении. Мы представим здесь несколько мест из творений святых Отцов, изображающих славу Пресвятой Богородицы.

Читайте так же:  Молитва дьяволу на латыни текст

Святой Прокл, архиепископ Константинопольский (V века), исчисляя лик святых, ублажает Пресвятую Деву преимущественными похвалами. Все памяти святых – говорит он – достославны. Но ничто не равняется славой с торжеством Богоматери. Все они видели Христа только в гаданиях, а Она во чреве носила Воплотившегося. В мире нет ничего такого, что могло бы сравняться с Богородицей Марией. Человек! прейди умом твоим все творения и смотри, может ли что сравниться или превзойти Святую Деву Богородицу. Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслью в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи: есть ли другое подобное чудо во всех тварях? Небеса исповедают славу Божью; Ангелы служат Богу со страхом; Архангелы поклоняются с трепетом; Херувимы, не могущие зреть славы, ужасаются; Серафимы, летая окрест, не приближаются, и, трепеща, взывают: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнены небеса и земля славы Его; воды не перенесли гласа (при укрощении бури на озере); облака служили колесницей при трусе воскресения; солнце, не стерпев поруганий Творцу, вострепетало; ад от страха изрыгнул мертвецов; вереи адовы от одного взора сокрушились,– исчисли всё чудесное и дивись превосходству Девы. Кого всякая тварь восхваляет со страхом и трепетом, Того Она неизъяснимо прияла в чертог Свой.

Святой Кирилл, архиепископ Александрийский (V века), обращается к Пресвятой Деве с следующими словами: «благословляем Тебя, Богородице Марие, досточтимое сокровище всего мира, неугасимый светильник, венец девства, скипетр православия, храм неразрушимый, Матерь и Дева. Благословляем Тебя, вместившая Невместимего во святой девственной утробе; чрез Тебя Троица Святая почитается и прославляется; чрез Тебя крест честный чтится и покланяется во всей вселенной; чрез Тебя небо торжествует, Ангелы и Архангелы радуются, демоны расточаются; чрез Тебя падшая тварь восходит на небо; Тобою вся тварь, подвергшаяся идоло-служению, приводится к познанию истины; Тобою святое крещение сообщается верующим; Тобою по всей вселенной утверждены церкви; Тобою язычники приводятся к покаянию. Но что говорить многое? Тобою воссиял единородный Сын Божий – свет сидящим во тьме и сени смертной; Тобою Апостолы проповедовали спасение язычникам; Тобою мёртвые восстают, Тобою цари царствуют, силой Святой Троицы. Но кто из людей мог бы по достоинству восхвалить прехвальную Марию»?

В выражениях, не менее возвышенных, прославляет Пресвятую Богородицу и великий богослов Православной Церкви святой Иоанн Дамаскин (VIII века). Он говорил: «что́ чище Девы, что́ непорочней Её? Её столько возлюбил Бог – высочайший и чистейший Свет, что чрез нашествие Святого Духа существенно соединился с Нею, и родился от Неё совершенным человеком, не изменяя и не смешивая свойств».

Послушаем и святого Отца отечественной Церкви Димитрия, митрополита Ростовского (XVIII века) «Крепка Владычица наша: ибо Царица есть всея видимая и невидимая твари, владеющая горним и дольним созданием, и все стихии повинуются Ей, и небо и земля, воздух и море послушают Её, и вси противныи дуси, страхом одержимыи, трепещут, боящеся имени Её святого, ведуще ю Матерь Божью. И аще бы мя кто вопросил: что в поднебесней сильно, и паче всех крепчайше? Отвещал бых: несть ино что крепчайше и сильнейше на земли и на небеси, якоже (по Господе Бозе нашем Иисусе Христе) Пречистые Владычица наша Богородица Приснодева Мария. Сильна на земли: Та бо сотре главу невидимого змия, Та попра адскую силу, Тою воздвижутся победы, Тою ниспадают врази, и ещё в Ветхом Завете точию прообразование Её многую силу в людях являше. Сильна на небеси: Бога бо крепкого и сильного молитвами Своими связует, егоже иногда на земле связоваше пеленами. Связует, глаголю, Бога молитвами Своими: егда бо Он, прогневан сущи грехами нашими, хощет нас внезапными язвами казнити, Она простирает к Нему молебные руце Свои, и удерживает мстительную Того десницу, да не погубит грешных со беззакониями их».

Он же говорит в другом месте: «Дивного Бога дивная Мати от начатка Своего и до конца Своего есть дивна: и в зачатии Своем дивна, и в житии Своем дивна, и в преставлении Своем дивна, вся есть едино дивное чудо. Дивна в зачатии: ангельским бо благовещанием зачата от неплодных родителей, чистых и святых, чисте и святе рождена. Дивна в житии: бысть бо девствующая Матерь, и матерствующая Дева; Бога родила, а девства Своего не повредила. Дивна в преставлении: ибо гробом Своим не в землю нисходит, но в небо восходит, и лествица к небеси гроб бывает».

Поистине, бесчисленны места творений святых Отцов, прославляющие Пресвятую Богородицу. Слава Её так велика, чиста и лучезарна, что и мы должны сказать Ей с благоговением то же, что сказал святой Иоанн Дамаскин: «хотя бы кто приписал Тебе бесчисленное множество похвал, однако не восхвалил бы Тебя достойно». И устами святого Козьмы Маиумского Церковь воспевает: «Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице. Обаче, благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божестенную нашу: Ты бо христиан еси Предстательница, Тя величаем» (Канон на Богоявление п. 9)

Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Молитвы

  • Страниц: 448 стр., бумага офсетная
  • Размер: 17,2 х 13,5 х 2,6 см
  • Переплет: твердый
  • Гриф: Р15-514-3183
  • ISBN : 978-5-93288-017-3
  • Вес : 345 г.
  • Количество в пачке : 10 шт.
  • Тираж : 7 000 экз.
  • Издатель : Издательство Борисова, 2016 г.

РАЗДЕЛЫ КНИГИ:

Удивительная книга «Земная жизнь Пресвятой Богородицы», написанная в Пантелеимоновом монастыре на святом Афоне, наполнена огромной любовью, глубоким знанием и пониманием сущего. Книга о земной жизни и Успении общей Матери всех христиан, о нашей усердной предстательнице и заступнице пред престолом Божиим, Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим. Издание дополнено молитвами ко Пресвятой Богородице в скорбях и болезнях, материнскими и другими.

Читайте так же:  Молитва о державе российской

Печатается по изданию: Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея, на основании Священного Писания, свидетельств св. отцов и церковного предания. Издание Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря. Москва, Типо-Литография И. Ефремова, 1904.

Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы

Вси пророцы тя Матерь Божию проповедаху образы преславными.

(Октоих глас 1 повеч. кан. п. 3 тропарь 1)

Иже в Тебе пророчествия исполнишася, Дево чистая.

(Там же, глас 5. субб. мал. вечер. стих. слава.)

В псалме 67, между прочим, читается: «гора Божия, гора тучная; гора усыренная, гора тучная; вскую непщуете (что вы завистливо смотрите) горы усыренныя! гора, юже благоволи Бог жити в ней». Пресвятая Дева, по толкованию Святой Церкви, есть «тучная гора и усыренная Духом» (т. е. орошённая благодатью Святого Духа) Она – гора, по высочайшему достоинству Матери Божией. «Взыграйте, горы – говорит святой Иоанн Дамаскин – существа разумные, стремящиеся на высоту духовного созерцания: рождается преславная гора Господня, высотою и местом превосходящая всякий холм и всякую гору – величие Ангелов и человеков. верх Синая святейший, который покрывает не дым, не мрак, не буря, не страшный огонь, но светлое блистание Всесвятого Духа». В этом смысле Божья Матерь называется «высотою неудобовосходимою человеческими помыслы». Как орошённой, Ей по преимуществу принадлежит наименование «Благодатной».

В книге Песнь песней, изображающей в высоких и таинственных чертах жениха и невесту, под которыми обыкновенно понимают Господа Иисуса Христа и Святую Церковь Его, находится много указаний и на Пресвятую Деву Богородицу.

«Сердце наше привлекла еси, сестро Моя невесто» – читаем в упомянутой книге Святого Писания. По учению Святой Церкви, Богоматерь есть «Дева Богоневеста», «Невеста Божия», «Невеста неневестная» и неискусобрачная. Невестой Она называется по отношению к Святому Духу, а неневестной обозначается Она по отношению к людям, как не сочетанная браком, небрачная.

«Вся добра еси, ближняя моя, и порока несть в Тебе». «Вся ближняя моя добра и непорочна бысть; Тя провидя, древле вопияше Соломон в песнех» – учит Святая Церковь, называя в других местах Пресвятую Деву «Пренепорочной», «всенепорочной», «пречистой». «Радуйся непорочная – говорит святой Иоанн Дамаскин – неприкосновенное украшение девства: Ты родила непорочное Слово и от Тебя воссияло девство».

«Кто сия проницающая, аки утро, яко луна, избрана, яко солнце»? – Это Пречистая Дева, по толкованию Святой Церкви. Как утренняя заря, рассеивающая ночной мрак, предшествует лучезарному солнцу, заимствуя от него свой свет; так и Пречистая Дева непосредственно предварила «Солнце правды» – Иисуса Христа и от Него получила Свою славу Богоматери. С рождением же Господа исчезла тьма идолопоклонства и многобожия и настал невечерний день Боговедения и благочестия. Поэтому Божия Матерь есть «утро светлейшее,– носящая Солнце Христа,– света жилище,– тьму разрушившая и мрачных бесов отогнавшая», «звезда, являющая Солнце», «заря таинственного дня».

«Вертоград заключён – сестра Моя невеста,– источник запечатлён,– источник вертограда и кладезь воды живой». «Вертоград затворён Тя, Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным премудрый в песнях поёт». «Соломон, провидя (Тебя) восприявшую Бога, называл Тебя ложем Царя, живым запечатанным источником, из которого проистекла чистая вода для нас». Вода в Святом Писании означает благодать Святого Духа ( Ин. 7:37 ), утоляющую жажду человеческой души. Богоматерь есть «источник живой и независтный» (неоскудевающий) этой таинственной воды. Послужив тайне вочеловечения Сына Божьего, Она сделалась для нас «нетленным источником Божьего живоначального и спасительного всем воплощения», источающим разрушение для смерти и жизнь для верных. Войдя на высоту нравственных совершенств и приблизившись к престолу Божьему, как приснодевственная Матерь Господа, Она усердно предстательствует о нас и источает неоскудные дары Своей благости всем призывающим Её с верой и любовью. Слово «запечатлён», по толкованию святого Иоанна Дамаскина, указывает на приснодевство Божией Матери. И Святая Церковь учит: «Тя запечатленный источник и заключенную дверь воистину именова лик пророческий, девства Твоего, Всепетая, явственне знамения нам пишуще, еже сохранила еси и по рождестве».

«Кто сия восходящая от пустыни, яко стебло (столб) дыма, кадящее смирну и ливан, от всех благовоний мироварца»? Господь Иисус Христос есть «воня мира паче всех аромат», самое имя Его есть «миро излиянное». Он – Помазанник в степени несравненно высшей, чем все ветхозаветные помазанники – цари, первосвященники и пророки. Но и Пресвятая Дева, как причастная славы Сына Своего и Бога, есть также миро многоценное», или, ещё точнее, «сосуд, миро неистощимое на Неё излиянное приемший». «Радуйся миро – восклицает святой Иоанн Дамаскин – бесценный состав добродетелей. Ты благоухаешь всякой чистотой: из Тебя произошёл Господь подобоименный Тебе, потому что сказано: миро излиянное имя Его».

«Якоже крин (лилия) в тернии, тако искренняя моя посреде дщерей». Такова и была Пресвятая Дева Мария между человеческими дщерями. «Яко шипок, яко чистейший крин, яко благоуханное обоняние от красных удолий мирских, Творец, избрав Тя, Отроковице, вселився во утробу Твою и родився, благоухания всяческая исполнил есть». Она, поистине, «сладкоуханный крин», потому что «светится блистанием чистоты и светом девства». Как Приснодева, Она называется «цветом неувядаемым».

В книге Притчей (9:1) говорится, что «премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». Эта премудрость – по мысли Святой Церкви – не кто другой, как ипостасная премудрость Божья – Господь Иисус Христос, научивший нас истинному Богопознанию, а храм, устроенный ею,– Пресвятая Дева Богородица. «Из Тебе Божия мудрость, храм себе создавши, воплотися неизреченным снисхождением, Отроковице неискусобрачная». Поэтому Богоматерь называется палатой Царя всех», «чертогом безсеменного уневещения» (обручения), «чертогом Слова нескверным», «всесветлым».

Читайте так же:  На все воля Божья молитва

Пророк Исаия предсказывал о том, что Господь наш Иисус Христос, а также и Пречистая Матерь Его, произойдут от рода Давидова: «изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корне его взыдет, и почиет на нем Дух Божий» ( Ис. 11:1–2; 53:2 ). Под словом «жезл» Святая Церковь разумеет Деву Марию. «Тя жезл Исаия именова, от негоже прозябе нам красный цвет Христос Бог». Выражение: «корень Иессеов», с еврейского: пень, обрубок, даёт мысль об униженном состоянии Давидова рода в то время, когда происходит из него жезл – Дева Мария. Это пророчество относит к Иисусу Христу святой Апостол Павел ( Рим. 15:12 ), а так же в других местах Святого Писания Спаситель называется «корнем из рода Давидова».

Тот же Пророк говорит о путешествии Божьей Матери с Богомладенцем в Египет: «се Господь седит на облаце легце, и приидет во Египет, и потрясутся рукотворенная египетская от лица Его» ( Ис. 19:1 ). Здесь «лёгкое облако» – по учению Святой Церкви – есть Пресвятая Дева: «Тя облак легок древле зрит просвещаемый Духом Пророк Исаия, на нем же седе славы Господь, прииде и низложи египетския вся истуканныя». «Облак Тя легкий неложно, Дева, именуем, пророческим возследующе речением». Богоматерь, называется облаком, во-первых, потому, что из Неё «возсия нам Солнце праведное», во-вторых, потому, что Она «источает жаждущим воду живу оставления (грехов) и одождила нам «тучу нетления Христа».

В главе 29, стихе 11, читаем следующее: «будут вам вся сия словеса, аки словеса книги запечатленныя сея, юже аще дадут человеку ведущему писания, глаголюще: прочти сие, и речет: не могу прочести, запечатлена бо». Эта таинственная, запечатлённая книга есть Пресвятая Дева. «Запечатленная ныне книга рождается – поёт Святая Церковь в навечерии праздника Рождества Богородицы – юже прочести не возможно естеством закона земных, соблюдаема в жилище Слова: якоже книги проявиша Боголаголивых Духом». В этой «одушевлённой» книге «перстом Божественным» начертано Божье Слово. Такой же смысл имеет наименование книжный «свиток», заимствованное и пророка Иезекииля (2:9) и прилагаемое к Божьей Матери. «Свиток Тя иногда Пророк, Отроковице, зряще, в нем же перстом Отчим написася Слово воплощаемо». Пресвятая Дева есть книга запечатлённая, по причине непостижимой тайны воплощения Божьего.. «Твоего несказанного рождества прописуя Пророк, книгу запечатану провиде, еяже никтоже таинство разуме, вочеловечения раждества Твоего».

В книге Пророка Даниила (2:31–35) описывается удивительное видение царя Навуходоносора: он видел великое тело, составленное из разных веществ – золота, серебра, меди, железа, глины – и вот «отторжеся камень от горы без рук, и удари тело, в нозе железны и скудельны, и истни их до конца. Тогда сотрошася вкупе скудель, железо, медь, сребро и злато, и бысть яко прах от гумна летняя; и взят я премногий ветр, и место не обретеся им; камень же, поразивый тело, бысть гора велика, и наполни всю землю». Такова и была, действительно, судьба четырёх великих царств: Вавилонскаго, Мидо-Персидскаго, Македонскаго и Римского! Камень (Господь Иисус Христос), отделившийся без рук от горы (Пресвятой Богородицы), сокрушил смесь, из которой был составлен древний языческий мир, и положил начало новому царству, «еже во веки не рассыплется». «Камень нерукосечный от несекомой горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый разстоящаяся естества». «Несекомая гора, нерукосечный камень» – этими понятиями выражается мысль о приснодевстве Божией Матери.

Эту же самую таинственную гору видит и Пророк Аввакум; он говорит: «Бог от юга приидет и Святый из горы приосененныя чащи» (3:3) «Гору Тя, благодатию Божиею приосененную, прозорливыма Аввакум усмотрев очима, из Тебя изыти Израилеву провозглашаше Святому, во спасение наше и обновление».

Таким образом, в пророческих речениях Ветхого Завета даны были многие предуказания главнейших обстоятельств жизни Пресвятой Богородицы: происхождение Её от рода Давидова, нравственные совершенства, Богоматернее величие, приснодевство, прославление,– всё это преднаписано у святых Пророков чертами, вразумительными для душ верующих.

Видео (кликните для воспроизведения).

Это пророчество о Мессии и рождении Его от Девы понимала и древняя синагога; новейшие же раввины, закрывая глаза пред истиной, отвергают древнее толкование и дают словам Исаии разный смысл. Одни, например, понимают под словом «дева» (алма) молодую женщину. Но, по замечанию святого Иринея, такое толкование неверно: «неверно толкуют – говорит он – дерзающие допускать такое чтение Писания». И блаженный Иероним пишет, что употреблённое в Святом Писании слово «алма» означает деву, сокрытую и тайную, не являвшуюся глазам мужей, но охраняемую с великим старанием родителями. Слово «алма» происходит от еврейского глагола, значащего «скрывать», и указывает на обычай восточных жителей скрывать дочерей от посторонних взглядов. Святитель Иоанн Златоуст, объясняя пророчество Исаии, замечает: «если бы не дева имела родить, и если бы это рождение совершилось по закону брака,– какое это было бы знамение? – Знамение должно выступать из ряда вещей обыкновенных, быть неожиданным и необычайным: иначе,– что за знамение»? Такую же мысль высказывает и святитель Василий Великий: «Знамение означает вещь удивительную и необыкновенную: но что было бы удивительного, если бы жена – одна из многих – имея сожитие с мужем, сделалась матерью дитяти? Можно ли было бы и назвать Еммануилом рождение от плоти»?

Земная жизнь ПреСвятой Богородицы молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here