Я проспал пятничную молитву

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Я проспал пятничную молитву - в подробном и точном описании.

Достоинства пятничного дня и как следует его встречать

Самым лучшим днём для мусульман является пятница. Этот день занимает в жизни правоверного мусульманина почётное место. Пятница, в честь которой в Священном Коране названа целая сура, является не только днём поклонения, но и праздничным днём мусульман. Пятница – это день единения и общения верующих. А пятничная проповедь – это своеобразный обмен знаниями. Но, к сожалению, многие из наших братьев пропускают пятничный намаз, считая, что это всего лишь сунна, а некоторые же и вовсе, зная, что это фарз, всё равно беспечны к своим обязанностям.

Пятница – лучший из всех дней после дня стояния на Арафате. Совершение греховного в пятницу является пренебрежением к этому священному дню, к милости Всевышнего в этот день. Поэтому в нём многократно увеличивается не только воздаяние за добрые деяния, но и наказание за грехи.

В пятницу Всемогущий Аллах сотворил нашего праотца Адама (мир ему), в нём же Он переселил его на Землю, и умер Адам (мир ему) в пятницу. В течение пятницы существует особый промежуток времени, когда Всевышний Аллах принимает наши мольбы. Но Аллах скрыл его, чтобы мусульмане всю пятницу усердно занимались поклонением Ему, ибо богослужение в этот день высоко ценится.

Ночь на пятницу – лучшая после ночи рождения благородного Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) и ночи могущества и предопределения – Лайлат аль-кадр.

Всевышний Аллах в Священном Коране говорит (смысл): «О вы, которые уверовали! Когда прозвучит призыв к молитве в пятницу, то поспешите к поминанию Аллаха (к проповеди и намазу), оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).

В благородном хадисе также говорится: «Суббота дарована иудеям, воскресенье – христианам, а пятница – мусульманам. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага, всё доброе».

Верующие, которые устремляются в мечети для совершения пятничных молитв, слушая проповедь и совершая после неё намаз, очищаются от накопившихся за неделю в их сердцах грехов. Именно поэтому это поклонение является ритуалом еженедельного духовного очищения для верующих. Об этом Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорил следующее:

«Тот, кто, сделав полное омовение, надев чистую одежду и умастив себя благовониями, не спеша направится в мечеть и, не проронив ни единого слова, выслушает проповедь имама и совершит за этим пятничный намаз, вернётся домой очистившимся от всех грехов, совершённых им с прошлой пятницы» (Абу Дауд).

Доказательства обязательности пятничного намаза

Обязательность пятничной проповеди и намаза утверждена Священным Кораном, Сунной и единым мнением исламских учёных. Отрицание этого является куфром.

Как произнесение проповеди перед пятничным намазом является фарзом, также фарзом аль-айн для тех, кто в состоянии, является совершение двух ракаатов пятничного намаза.

В Коране сказано: «О вы, которые уверовали! Когда вас зовут на молитву в пятницу, проявляйте рвение в поминании Аллаха, оставив торговые дела» (сура «аль-Джуму’а», аят 9).

Также есть множество хадисов, указывающих на обязательность пятничного намаза. Вот некоторые из них:

В достоверном хадисе, приводимом от Тарика ибн Шихаба (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Совершение совместной пятничной молитвы является обязанностью для каждого мусульманина, за исключением четверых: раба, женщины, ребёнка и больного» («Сунану Аби Давуда», № 901).

Пропускать пятничную молитву без уважительной, по нормам Ислама, причины запрещено! Ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Тот, кто оставит подряд три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» («Мусаннафу ибн аби Шайба», № 5579).

«Совершение пятничного намаза в джамаате является обязанностью каждого мусульманина. Свободными считаются лишь невольники, женщины, дети и больные» (Абу Дауд, Байхаки).

«Если вы не перестанете оставлять пятничный намаз, Аллах запечатает ваши сердца так, что вы навеки останетесь в беспечности» (Муслим, Рияд ас-Салихин).

По вышеприведённым доводам, а также по единогласному решению мусульманских богословов понятно, что пятничная молитва является прямым предписанием Всевышнего, которое мы не имеем права игнорировать.

Тем, на кого возложен пятничный намаз, запрещено (харам) заниматься торговлей или другим делом после того, как прозвучит призыв (азан) для пятничной молитвы, и до её окончания.

Получение разрешения для отлучки на пятничный намаз

Совершение пятничного намаза является повелением Всевышнего Аллаха, то есть обязанностью (фарзом) для каждого совершеннолетнего и дееспособного мусульманина. Выполнение этого фарза является как правом, так и обязанностью каждого верующего. Поэтому, на какой бы работе ни находился верующий, он имеет полное право требовать разрешения для исполнения возложенной на него обязанности. В свою очередь работодатель, имеющий в своём подчинении работников-мусульман, должен помнить о такой необходимости, как выделение им в пятницу необходимого времени, достаточного хотя бы для совершения пятничного намаза. Это является исполнением религиозного долга, а также способствует распространению и укреплению братских уз между верующими.

Достоинства дня джум’а и его порядок

День джум’а – это еженедельный обряд коллективного поклонения верующих. Совершить в этот день гусль (полное купание тела) и отправиться в мечеть является великим достоинством. Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) и следующие по его стопам великие люди уммы считали пятничный гусль благим деянием и всегда призывали к этому и других. Относительно него существует множество хадисов Посланника Аллаха (мир ему и благословение), вот некоторые из них:

Читайте так же:  Сильная молитва перед судом чтобы выиграть дело

«Пусть тот из вас, кто желает пойти на пятничный намаз, совершит гусль» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

«Даже если вы не осквернены, вам следует совершать по пятницам гусль и мыть голову».

«Совершать по пятницам гусль является личным долгом каждого мусульманина» (Бухари, Муслим).

Облачение в чистые одежды и умащение благовониями

Наша религия является религией чистоты. Мусульманин должен стараться всегда и везде быть чистым, и ещё большее внимание он должен уделять своей чистоте и опрятности по пятницам. Он также должен стараться одевать на пятничный намаз свою самую чистую и самую красивую одежду. Об этом Посланник Аллаха (мир ему и благословение) говорил следующее:

«Каждый мусульманин с наступлением пятницы должен почистить зубы, совершит гусль, облачиться в чистую одежду и, если есть, умастить себя благовониями».

«Каждому из вас, помимо своей рабочей и повседневной одежды, следует иметь чистую одежду, предназначенную для пятничной проповеди» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Отправление на пятничный намаз заранее и пешком

После совершения гусля, умащения благовониями и облачения в чистые одежды не менее поощряемым действием в пятничный день является отправление в мечеть пешком. Об этом существует множество хадисов Досточтимого Пророка (мир ему и благословение), вот некоторые из них:

«В пятничный день перед воротами каждой мечети встаёт ангел и начинает в порядке очереди записывать в книгу деяний имена тех, кто пришёл в этот день в мечеть. Когда в мечети появляется имам и начинает свою проповедь, ангелы закрывают свои книги и отправляются слушать хутбу. Таким образом, те, кто пришёл в мечеть в ранние часы, получают награду, равную верблюду. Пришедшие позже – награду, равную курице, ещё позже – яйцу» (Абу Дауд, Ибн- Маджа).

«Тот, кто в ранние пятничные часы, совершив гусль, отправится пешком в мечеть и, не проронив ни слова, прослушает пятничную проповедь и совершит намаз, получит за каждый сделанный им по пути в мечеть шаг награду, равную награде за год поста и молитв» (Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

Применение мисвака

Чистка зубов мисваком перед каждым второстепенным и обязательным намазом является весьма поощряемым в нашей религии действием. Особенно это поощряемо при совершении коллективных и пятничных намазов. В хадисах о необходимости чистки зубов Досточтимый Пророк (мир ему и благословение) говорит следующее:

«Намаз, который совершается с применением сивака, превосходнее любого другого в семьдесят раз» (Ахмад, Хаким).

«Чистите зубы, используя мисвак, так как это причина чистоты рта и довольства Господа» (Ахмад).

«Если бы я не боялся обременить свою умму, я бы приказал вам чистить зубы перед каждым намазом» (Ахмад).

Внимательность при хутбе

Следует молча слушать пятничную хутбу и не разговаривать во время её чтения. Об этом в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:

«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи, ан-Насаи).

«Если во время пятничной хутбы ты скажешь соседу: «Замолчи», ты и сам считаешься заговорившим», а разговор во время хутбы лишает благ самого дня джум’а» (Ахмад).

«Если пришедший на пятничный намаз сможет избежать трёх вещей, он очистится от грехов до следующей пятницы, это – создание неудобств для других, разговоры и поучение других словами типа: «Замолчи» (Ахмад).

Час принятия всех молитв

В пятничный день есть такой час, в который принимаются все молитвы, и который называется часом принятия всех молитв. Существуют различные мнения относительно того, на какое время пятницы приходится этот час. Наиболее достоверным является то, что это время начинается с началом хутбы имама и продолжается до завершения пятничного намаза. О том, что искренне совершённые в это время молитвы будут непременно услышаны, в хадисах Досточтимого Пророка (мир ему и благословение) говорится следующее:

«В пятницу есть час, в который принимаются все молитвы, ни одна из которых не отвергается Всевышним Аллахом» (Бухари, Муслим).

«С момента, когда имам взошёл на минбар и до завершения намаза принимаются все молитвы и взывания взывающих» (Муслим).

Пятничный намаз по мазхабу имама Абу Ханифы

Среди дней недели особое место у мусульман занимает пятница. В этот день начинается всеобщее движение, подготовка к чему-то особенному, значительному. Это особенно заметно в мусульманских странах. Люди, одетые в праздничные одежды, чистые, со светящимися лицами, радостно идут на пятничный намаз, придавая этому дню особое значение.

Обязательность пятничного намаза установлена в кораническом аяте, смысл которого заключается в следующем: «О те, которые уверовали! Когда призовут на молитву в пятничный день, то стремитесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Это лучше для вас. О, если бы вы только знали! А когда окончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха , и поминайте Аллаха часто; может быть, вы будете счастливы!» (62: 9–10).

Читайте так же:  Молитва от порчи сильная Матроне Московской

Как высоко ценил этот день Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), видно из хадисов: «Пятница – это самый благословенный день! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника Жертвоприношения (Курбан-байрам), так как в этот день был создан наш праотец Адам, мир ему, в этот же день он из Рая был спущен на землю, в этот день была взята его душа, и Судный день состоится также в пятницу». Также необходимо помнить слова Посланника Аллаха (мир ему и благословение): «Кто оставит пятничную молитву три раза подряд, пренебрегая ею, сердце того будет запечатано Всевышним, т. е. не войдёт в его сердце истинная вера».

Пятничная молитва обязательна:

1. Для жителей данного города, населённого пункта. А также для тех, кто живёт в пределах одного фарсаха (5544 метра).

Те же, кто находятся за пределами этой территории, обязаны посещать молитву в том случае, если услышали призыв высоким голосом с минаретов. Одним словом, пятничная молитва обязательна для жителей города и пригорода, связанного с ним, и не обязательна для тех, кто живёт в отдельном от города населённом пункте (в селе или деревне). Тот же, кто находится в городе проездом и не является его жителем, обязан совершить пятничный намаз, если намеревается остаться там в течение 15 полных дней. Путешественникам пятничный намаз не обязателен.

2. Для тех, кто здоров. Больным и тем, кто не может оставить больного одного, молитва в мечети не обязательна.

3. Для свободных людей. Работа или учёба не являются уважительной причиной для пропуска молитвы более 3-х раз подряд. Существуют различные формы соглашений и с работодателями, и с преподавателями. Правда, и тут существуют случаи, когда договориться просто невозможно. Тогда эти люди становятся несвободными.

4. Для мужчин. Женщинам и детям пятничный намаз не обязателен.

5. Для совершеннолетних и дееспособных.

6. Для зрячих. Слепым, хотя бы и имеющим поводыря, пятничный намаз не обязателен.

7. Имеющим возможность ходить. Безногим, прикованным к инвалидному креслу и парализованным пятничный намаз не обязателен.

8. Обязателен для тех, кто не сидит в тюрьме, не боится преследования властей, не боится попасть в плен, подвергнуться нападению разбойников и т. п.

Не обязателен в случае стихийных бедствий (сильные морозы, угроза схода лавин, ливневые дожди и т. п.).

Те, которым пятничный намаз не вменяется в обязанность, совершают обеденный намаз дома поодиночке без азана и икамата, а если вдруг они пойдут на пятничный намаз, то совершение его хватает вместо обеденного.

Семь условий для того, чтобы пятничная молитва считалась действительной

1. Молитва должна читаться в достаточно крупном населённом пункте, имеющем представителя власти. Учёные говорят: «Это такой населённый пункт, где главная мечеть не вмещает весь джамаат». В больших городах, где несколько мечетей, пятничную молитву могут совершать в нескольких местах, если считают, что это необходимо для того, чтобы не приводить людей к проблемам и трудностям, особенно в больших городах, где бывает порой трудно добраться до центра с окраин.

2. Имам должен иметь разрешение от местной власти. Или же молитву может вести человек, уполномоченный этим имамом. Если же молитву ведёт человек, не получивший разрешения, но за ним эту пятничную молитву читает тот, кто имеет полномочия на это, то молитва действительна. Исключения составляют те случаи, когда ни представители власти, ни люди, получившие от них разрешение, не ходят в мечеть. Тогда пятничную молитву может вести имам, избранный джамаатом.

3. Совершается во время полуденной молитвы.

4. Чтение проповеди перед обязательной пятничной молитвой. 5. При этом необходимо присутствие хотя бы одного мужчины в здравом уме. Если проповедь слушали только женщины и дети, то такая хутба недействительна.

6. Чтение пятничной молитвы джамаатом. Кроме имама, необходимо наличие джамаата в количестве трёх совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мужчин-мусульман, даже если они будут больными или путешественниками.

7. Двери мечети, где проводится молитва, должны быть открыты для всех. Нельзя одних впускать в мечеть, а другим запрещать входить.

Обстоятельства, при которых можно пропустить пятничную молитву

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение) приводятся следующие категории людей, кому выполнение пятничной молитвы не обязательно, – это раб, женщина, ребёнок и больной. Для них выполнение пятничной молитвы не обязательно, следовательно, они могут её пропустить, выполняя при этом обычную обеденную молитву. А остальные должны выполнять её неукоснительно и в лучшем виде.

Если пятничная молитва пропускается без уважительных причин – это является запрещённым. Известны слова Пророка (мир ему и благословение): «Или прекратят люди оставлять пятничные молитвы, или поставит Аллах на их сердца печать, и будут они после этого из тех, кто проявляет небрежность».

Желательные действия пятничного дня

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил о пятнице: «Поистине, пятница – и праздник, и день, отданный упоминанию Аллаха». В другом хадисе: «В этот день Всевышний Аллах прощает по своему усмотрению шестьсот тысяч грешников, освобождая их от ада». Но чтобы попасть в число избранных Аллахом, необходимо выполнить некоторые условия. Вот что об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему и благословение): «Если мусульманин, очистившись насколько хватит сил, надушив себя благовониями, придёт в мечеть и, никого не беспокоя, выполнит предписанные обязанности, да ещё не будет разговаривать или глядеть по сторонам, а молча и со смирением выслушает проповедь, то от этой и до следующей пятницы будут прощены все его ошибки». Собираясь в мечеть, нельзя есть чеснок, лук и другие продукты с острым запахом.

Читайте так же:  Молитва для получения прибыли

Перед пятничной молитвой мусульманину желательно искупаться, остричь ногти, надеть чистую и нарядную одежду, использовать самый приятный запах, и пораньше, насколько это возможно, прийти в мечеть. Там приносить покаяния за вольные и невольные грехи, совершённые в течение недели, читать Коран, вспоминать прекрасные имена Аллаха и прославлять Его, Всемогущего и Всесильного (произносить зикр). В пятницу у входа в мечеть сидят ангелы и отмечают: «Первым пришёл такой-то мусульманин, вторым – тот-то, третьим – тот…».

Видео (кликните для воспроизведения).

Как только имам начинает проповедь, ангелы прекращают запись, и книга закрывается.

Является сунной читать в ночь на пятницу суру 44 («Дым»), а днём до полудня – суру 18 («Пещера»).

Имаму желательно до проповеди сесть на минбар, повернувшись к джамаату. Второй азан муаззину желательно произносить перед ним. Хутбу сначала начинают с восхваления Всевышнего Аллаха , затем с произнесения обоих свидетельств и чтения салавата Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение). Желательно также прочитать несколько аятов из Корана и хадисов, разъяснить их смысл. Затем прочитать проповедь, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для укрепления богобоязненности в сердцах и делах мусульман.

Во время второй проповеди желательно совершить дуа мусульманам. Так как совершают две проповеди, то желательно между ними сесть.

Также желательно вместе с имамом, в соответствии с Сунной Пророка (мир ему и благословение), прочитать тасбихи. Это особенно желательно в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джамаате) мольбах-дуа, особенно в такой великий день, как пятница. Совершив вместе тасбихи, верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются, делятся радостями.

Нежелательные действия пятничного дня

1. Нежелательным, приближённым к запрещённому действию, является перешагивать через других верующих с целью пройти в передние ряды мечети, так как этим вы приносите им определённый вред. Придя в мечеть, нельзя ходить между рядами и, бесцеремонно раздвигая людей, беспокоя их, стараться занять место в передних рядах.

Безусловно, передние ряды весьма почётны. Но они для тех, кто пришёл раньше. После азана или икамата, когда люди встанут для молитвы плотнее друг к другу, свободные места в переднем ряду займут стоящие сзади. Тем, кто пришёл позже, лучше всего занять любое свободное место, чтобы не впасть в грех, пробираясь вперёд.

Пробираясь в передние ряды, задевая других, вы отвлекаете их, мешаете им сосредоточиться, оскорбляете их чувства и навлекаете на себя гнев Аллаха . В хадисе сказано: «Если кто-либо, придя на пятничную молитву, будет, беспокоя людей, пробираться в передние ряды, то пусть знает, что он прокладывает себе мост прямо в ад».

2. Нежелательно имаму во время выхода для чтения хутбы приветствовать джамаат, так как этим он вынуждает их отвечать ему, а это является порицательным для них.

3. Также относится к порицаемому, приближённому к запрещённому, продавать что-либо или покупать что-либо после пятничного азана, и также относятся к порицаемому, приближённому к запрещённым вещам, все действия, которые отвлекают человека от намаза.

4. Нежелательным является есть, пить в мечети во время хутбы.

5. Нежелательным является поднимать другого человека, чтобы сесть на его место, так как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Пусть никто из вас не поднимет другого с его места в пятничный день, чтобы сесть туда, однако пусть скажет, чтобы ему дали место».

6. Также запрещено совершать намаз или дуа, здороваться и разговаривать в то время, когда имам поднялся на минбар для чтения проповеди, так как Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Когда кто-нибудь из вас зайдёт в мечеть в то время, когда имам делает хутбу, пусть он не совершает намаз и не разговаривает до тех пор, пока имам не завершит свою хутбу, и пусть также не отвечает на салам». С момента восхождения имама на минбар и до окончания двух ракаатов фард-намаза все люди в джамаате должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (мир ему и благословение) предупреждал: «Если во время пятничной проповеди ты скажешь соседу своему «Замолчи», то твой приход в мечеть на пятничную проповедь будет впустую». «Кто во время пятничной проповеди скажет другому всего лишь «молчи», тот проболтался, а кто проболтался, тому нет пятницы».

Учёные-богословы, комментируя сказанное, уточнили: «Вознаграждение за участие в пятничной молитве, даже при незначительном разговоре во время проповеди, не будет полным». Но все богословы без исключения согласны во мнении относительно того, что обязательная молитва засчитывается данному человеку, то есть она канонически действительна, и перечитывать её не надо.

Читайте так же:  Молитва благодарственная к Господу

В соответствии с двумя упомянутыми и несколькими другими достоверными хадисами, во время пятничной проповеди необходимо слушать имама и строго сохранять молчание. В противном случае мы уходим с пятничной молитвы без вознаграждения (саваб), в котором мы так сильно, особенно сегодня, нуждаемся.

Пусть Всевышний примет наши молитвы, будет Милостив к нам и убережёт нас от ошибок!

Когда восполнить утреннюю молитву, если проспал ее?

Вопрос: Я ставлю будильник на утреннюю молитву, но в большинстве случаев я не могу проснуться, поскольку не слышу будильник, находясь в глубоком сне. Когда я просыпаюсь около 8 часов утра, я понимаю, что не проснулся на фаджр. Бодрым я чувствую себя около 10 часов утра. Поэтому можно ли мне совершить свою молитву в 10 часов или в более раннее время, когда буду чувствовать себя достаточно бодрым? (Пакистан)

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Шариат придает особое значение совершению молитвы в установленный срок. Всевышний Аллах говорит:

Оберегайте молитвы и особенно среднюю (послеполуденную) молитву.

Оберегание молитвы включает в себя совершение ее вовремя. Оставление совершения молитвы вовремя является большим грехом.

Вы должны стараться просыпаться для фаджр-молитвы вовремя. Всевышний Аллах не возлагает на нас обязанности, которую мы не можем исполнять. Вы должны подумать о приобретении очень громкого будильника и держать его на некотором расстоянии от своей кровати. Когда он зазвенит и начнет будить вас, вы будете вынуждены проснуться, чтобы выключить его. Кроме того, вы должны попросить других членов своей семьи будить вас. Ваши друзья также могут позвонить вам по телефону и ждать до тех пор, пока вы не возьмете трубку. В общем, сделайте то, что заставит вас проснуться вовремя и совершить молитву. Если вы не исправите себя сейчас, эта привычка станет крепче, и ее сложнее будет изменить.

Если вы не совершите утреннюю молитву вовремя, вы должны совершить ее, как только проснетесь, при условии, что это не восход солнца. Совершение молитвы во время восхода солнца запрещено.

Что делать, если не отпускают на пятничную молитву?

Вопрос: У нас в вузе одна из актуальных проблем – эта возможность совершения пятничной молитвы. Не всегда преподаватели отпускают с уроков в мечеть. Скажите, пожалуйста, как быть с джума-намазом, если не разрешают уйти с занятий, а самовольный уход чреват последствиями вплоть до исключения?

Ответ:

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» о причинах, из-за которых разрешается пропустить коллективный (джамаат) намаз и пятничный джума-намаз, пишет следующее:

‎ ﻭﻳﻈﻬﺮ ﻓﻲ ﺗﺤﺼﻴﻞ ﺗﻤﻠﻚ ﻣﺎﻝ ﺃﻧﻪ ﻋﺬﺭ ﺇﻥ اﺣﺘﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ ﺣﺎﻻ ﻭﺇﻻ ﻓﻼ

«В вопросе приобретения и добычи имущества ясно, что уважительной причиной (пропустить джума и джамаат намазы) является сама нужда (в этом имуществе), если она актуальна в настоящее время. А если же на данный момент нужды нет, то это не причина».

Имам ‘Абдул Хамид аш-Ширвани в своих субкомментариях приводит слова шафи’итского богослова Саййида ‘Умара аль-Басри, в котором тот задается вопросом:

‎ (ﻗﻮﻟﻪ: ﺇﻥ اﺣﺘﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ ﺣﺎﻻ) ﻫﻞ ﻣﺜﻠﻪ ﻣﺎ ﻟﻮ اﺣﺘﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ ﻣﺂﻻ ﻟﻜﻨﻪ ﻳﻌﻠﻢ ﺃﻧﻪ ﻟﻮ ﻟﻢ ﻳﺤﺼﻠﻪ اﻵﻥ ﻻ ﻳﻤﻜﻨﻪ ﺗﺤﺼﻴﻠﻪ ﻋﻨﺪ اﻻﺣﺘﻴﺎﺝ ﺇﻟﻴﻪ

«Что делать, если нужда в этом имуществе возникнет в будущем, и, не займись человек поиском сейчас, он не сможет добыть этого имущества тогда, когда эта нужда появится?

Далее имам аш-Ширвани пишет:

‎ ﻭﻗﺪ ﻳﻘﺎﻝ ﻫﺬا ﺃﻭﻟﻰ ﺑﺄﻥ ﻳﻌﺬﺭ ﺑﻪ ﻣﻤﺎ ﻳﺄﺗﻲ ﻣﻦ اﻻﺳﺘﻴﺤﺎﺵ ﺑﺎﻟﺘﺨﻠﻒ ﻋﻦ اﻟﺮﻓﻘﺔ

«Здесь, можно сказать, что это более достойная причина, чем та, когда человек, отстав от спутников, остаётся один в сафаре (путешествии)».

(См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 2, с. 273).

Заключение:

Пятничный джума-намаз – это индивидуальная обязанность каждого совершеннолетнего, умственно полноценного мусульманина, у которого нет причины её пропускать. Если же человека не отпускают из-за учёбы, важной и нужной для последующей работы и заработка, или с работы, а самовольный уход чреват последствиями, и другого подходящего учебного заведения, и другого места работы, где бы ему разрешили посещение пятничной молитвы, нет, он может пропустить джума-намаз, ограничившись совершением полуденной молитвы. Вся ответственность ляжет на руководство этого учебного заведения, или учреждения, если была возможность разрешить ему посещать данный намаз.

Отдел фетв Муфтията РД

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Что делать, если муж стал пропускать пятничную молитву?

Вопрос: Ассаламу алейкум. Я замужем два года, альхамдулиллях. Когда выходила замуж, я знала, что жених – соблюдающий мусульманин из хорошей семьи. В последние месяцы он пропускает пятничные намазы в мечети без уважительной причины. Когда я спрашиваю, то говорит, что устал или просто возмущается моим вопросом и не отвечает толком. Когда я увещеваю его, рассказывая хадисы, и говорю, что это фард, и харам не ходить в мечеть по пятницам без уважительной причины, то муж злится. Сейчас сказал, чтобы я больше об этом никогда не говорила. Я не понимаю, что в этой ситуации делать жене. Как ему донести? Или оставить это? Как правильнее поступить, чтобы Аллах был доволен? У нас маленький ребёнок, альхамдулиллях. Я не хотела бы развода. муж – хороший человек. В такой ситуации как нужно поступить? Обязателен ли развод? Мне тяжело вынести это. (Россия, Санкт-Петербург)

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на успешную сдачу экзамена

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Ваша забота о своей вере и вере вашего мужа, а также ваши старания по увещеванию супруга очень ценны. Даст Аллах, вы будете вознаграждены Всевышним за свое терпение и стойкость.

Как вы пишете, ваш муж – хороший человек из хорошей семьи. Это само по себе благо, которое нужно ценить. Плохо, конечно, что он стал несерьезно относиться к своим религиозным обязанностям и пренебрегать весьма важными исламскими предписаниями. Но ваша ситуация не требует от вас развода.

Вашему мужу нужны поддержка и ободрение. Если вы оставите его сейчас без своей поддержки, он уйдет в еще худшую сторону. А с вашей поддержкой и терпением он, даст Аллах, поймет свои ошибки и исправится.

Будьте той женой, которую пророк (мир ему и благословение Аллаха) называл лучшим активом, который только может быть у мужчины в этом мире:

زوجة مؤمنة تعينه على إيمانه
Верующая жена, помогающая мужу в укреплении его веры. (Тирмизи. – № 3094)

Ваши напоминания мужу злят его, вероятно, от того, что приводят его к стыду. Это хороший признак, поскольку его раздражает тот факт, что он знает о неисполнении своих обязанностей. Как говорится, ничто не ранит больнее правды.

Но во избежание конфликта я бы посоветовал избрать иной способ побуждения супруга к его обязанностям, при этом по-прежнему вежливо напоминая ему об этом напрямую (пусть и менее часто). Хорошо бы для этого уделять несколько минут совместному чтению хадисов. Могу порекомендовать книгу «Мунтахаб ахадис» шейхов Кандехлеви, где содержатся хадисы, касающиеся различных аспектов ислама, в том числе и о важности намаза. Читайте в день по одному хадису из каждой главы. С течением временем, даст Аллах, это приведет к осознанию супругом важности данного исламского предписания.

Да облегчит вам все Аллах! И да благословит Он ваш брак счастьем и процветанием в соответствии с учениями Корана и Сунны! Аминь.

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q600

Хадис о пропущенных 3 раза подряд пятничных молитвах

от К Исламу Янв 3, 2011

Вопрос: Салям алейкум! Есть хадис (по памяти), что «кто пропустит джума 3 раза подряд, сердце того Аллах запечатает». Расскажите про достоверность и толкование это хадиса. Джазаку Аллаху хайран!

Ответ: Ва алейкум салам ва рахматуЛлах брат!

Передают со слов Абуль-Джа’да ад-Дамрий, который являлся сподвижником, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах запечатает сердце того, кто по пренебрежению пропустит три пятничные молитвы!» Этот хадис передали Ахмад 3/424, Абу Дауд 1052, ат-Тирмизи 500, ан-Насаи 3/88, Ибн Маджах 1125, Ибн Хузайма 3/176, Ибн Хиббан 257 и аль-Хаким 1/280, который сказал: «Достоверный хадис, соответствующий условиям Муслима», и с ним согласился аз-Захаби. ат-Тирмизи сказал: «Хадис Абуль-Джа’да — хороший». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6143.

Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: «По пренебрежению» — то есть, из-за лени и пренебрежения» См. «Шарх Сунан Абу Дауд», 4/372.

Шамсуль-Хаккъ ’Азым аль-Абади сказал: «О словах «по пренебрежению» ат-Тыбби сказал: «То есть, проявляя небрежность». Ибн аль-Малик сказал: «То есть, проявляя в этом попустительство из-за нерадивости, а не из-за уважительной причины».

«Запечатает сердце» — то есть, запечатает сердце и удержит добро, чтобы оно до него не дошло. Говорят также, что он будет записан его среди лицемеров». См. «‘Аун аль-Ма’буд», 2/532.

Имам аш-Шафи’и говорил: «Посещение пятничной молитвы является обязательным/фард/, а кто оставил фард по нерадивости, тот приобрел зло, если только Аллах не помилует его! Также как если человек оставит молитву, пока не выйдет ее время, он приобрел зло, если только Аллах не помилует его!» См. «аль-Умм» 1/355.

Имам Ибн аль-Мунзир, хафиз Абу Бакр ибн аль-‘Араби и имам Ибн Къудама сказали: «Совершение пятничной молитвы является обязательным по единогласному мнению (аль-иджма’)!» См. «аль-Иджма’» 8, «Аридатуль-ахвази» 1/483, «аль-Мугъни» 2/295.

Также есть другие достоверные хадисы относительно угроз в адрес тех, кто оставил пятничную молитву без причины:
Сообщается от Абу Хурайры и Ибн ‘Умара, что они слышали, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоя на своем деревянном минбаре, сказал: «Клянусь Аллахом, либо люди перестанут пропускать пятничные молитвы, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных (отвлеченных)» Муслим 865.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Кто оставит три пятничные молитвы без причины, будет записан среди лицемеров!» Этот хадис передал ат-Табарани 422. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6144, «Сахих ат-Таргъиб ва-т-Тархиб» 728.

Видео (кликните для воспроизведения).

А лучше всех об этом известно Аллаху. УаЛлаху а’лям!

Я проспал пятничную молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here