Василий кинешемский молитва

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Василий кинешемский молитва - в подробном и точном описании.

Василий кинешемский молитва

Доклад подготовлен к региональной детско-юношеской историко-церковной конференции «Новомученики и исповедники Российские ХХ века: значение подвига героев духа», проходившей 24 сентября 2012 г. по благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы в Национальной библиотеке Чувашской Республики г. Чебоксары.
———————————————————-

А когда совсем стемнело Светлана Юрьевна Фокина, пригласившая нас на фестиваль и являющаяся директором «Благотворительного фонда сохранения наследия святителя Василия епископа Кинешемского» организовала экскурсию к месту, где жил во время гонений святитель к строящемуся мемориальному дому и месту будущей часовни. Мы шли в темноте с фонариком по улочкам, молились и слушали удивительные рассказы Светланы. Отказавшись от какой бы то ни было собственности, Владыка поселился на окраине города в маленькой баньке, стоявшей на огороде у вдовы-солдатки Анны Александровны Родиной. Никакого имущества или обстановки у святителя не было, спал он на голом полу, положив под голову полено. Подвиг свой он от посторонних скрывал, принимая приходящих в канцелярии, устроенной в доме рядом с Вознесенской церковью. Далеко находилась банька от храма. Каждое утро, еще до рассвета, владыка шел пешком через весь город в храм и возвращался домой поздно ночью. Не один раз грабители останавливали его на улице, и он с кротостью и любовью отдавал им все, что имел; вскоре они стали его узнавать и не тревожили.
Было очень интересно, но, к сожалению, нам уже было пора возвращаться домой. Тепло простившись, мы выехали в обратную дорогу.

Мы счастливы, что побывали в таком замечательном городе, познакомились с его жителями, памятниками, храмами. И благодарим всех, кто организовал для нас эту незабываемую поездку.

Православные акафисты

Кондак 1

Возбранный архипастырю и исповедниче Христов, в годину безбожия в Российстей земле пострадавый, и велие дерзновение пред Господом стяжавый, моли о людех, недостойными устнами воспевающих ти похвальная, да избавимся от злыя напасти и обстояний, зовущи:

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Икос 1

Ангелом светоносным подражателю и земнородных наставниче был еси, святителю отче Василие; поистине царским путем к небожителем возшел еси, отонудуже призирая выну на ны грешныя, услыши во умилении вопиющих ти сице:

Радуйся, на служение апостольское от страны Российския призванный.

Радуйся, избрание твое исповеданием веры православныя оправдавый.

Радуйся, житие праведное от юности возлюбивый.

Радуйся, добродетели родителей благочестивых унаследивый.

Радуйся, послушание дивное родителем богомудрым явивый.

Радуйся, измлада воздержанию, молитве и посту прилежавый.

Радуйся, вся соблазны мира сего презревый.

Радуйся, Христу Единому работати вожделевый.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 2

Видя Промыслитель о всех Господь доброту души твоея, возжела поставити тя архипастыря словесных овец Своих; чудесным убо образом от потопления в реце Волзе тя, святителю, избавляя, да во умилении сердца вопиеши Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разумом Богопросвещенным уразумел еси, святе Василие, нищету стяжаний земных и тленных, в небесная и вечная ум вперив, возжелал еси прияти образ ангельский, святителя Великаго Василия небесным покровителем имея; приими же и от нас недостойныя похвалы сия:

Радуйся, целомудрия дивное украшение.

Радуйся, чистоты душевныя и телесныя усердный хранителю.

Радуйся, всецело духу твоему плоть поработивый.

Радуйся, нестяжанием твоим вся удививый.

Радуйся, яко прилежал еси молитвам усердным и коленопреклоненным.

Радуйся, каждодневным служением Богу угодивый.

Радуйся, горе устремивый вся помыслы души твоея.

Радуйся, суетство привременное презревый.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 3

Силою Божественною преизрядно укрепляем, святе Василие, каждодневныя Богу служения исправлял еси, проповедуя Слово Божие пастве твоей, обходя грады и веси, посещая всех, чающих утешения твоего и научая богоприятно пети всех Творцу: Аллилуия.

Икос 3

Имея ревность о спасении паствы твоея, от зверя душетленнаго стадо твое соблюдая, скверная учения беззаконных обличал еси, и яко огнь опаляющ для безбожных и злых был еси. Мы же почитающе твое непоколебимое мужество, с любовию взываем сице:

Радуйся, громе, сокрушаяй еретическое злочестие.

Радуйся, кающихся грешников надеждо и увеселение.

Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий.

Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый.

Радуйся, лжи и всякаго нечестия истребителю.

Радуйся, стада Христова от волков хищных оградителю.

Радуйся, Слова Божия неутомимый проповедниче.

Радуйся, Благодати Божией вместилище.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 4

Бури еретическаго злословия не убоялся еси, святителю отче Василие, егда мерзкое обновленчество раскину сети своя, уловляя слабодушныя и маловерныя люди в погибель. Егда же изгнаша тя из храма властию беззаконною и богомерзкою, совершал еси служение посреди града, обильно орошая ланиты своя, слезя и вопия Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слышавше словеса спасения от медоточивых устен твоих изливаемыя, множество православных людей на Богослужения твоя стекашеся. Словом истины утешаеми, прославляше Господа за таковаго предивнаго архипастыря, в годину лютую им дарованнаго; приими и от нас величание сие:

Радуйся, яко вещание твое во вся концы земли нашея изыде.

Радуйся, яко слава твоя в роды родов достиже.

Радуйся, малым сиротам питателю и помощниче.

Радуйся, неимущих богатое сокровище.

Радуйся, струями благодати сердца нищих напоивый.

Радуйся, пищею словес Божиих верныя изобильно насытивый.

Радуйся, молитвенниче наш ко Господу непрестанный.

Радуйся, теплый о нас грешных пред Богом предстателю.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 5

Боготечный источниче милости Божия был еси на земли, святе Василие, приял бо еси власть недузи душевныя и телесныя исцеляти, правую веру укрепляти, благодатными и премудрыми словесы твоими научая стадо свое воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видевше жители града Кинешмы и окрест лежащия веси тя, достохвальне отче, архипастыря предивна, житие нескверно имуща; богомудрым бо словесем твоим умильно внимающе, прославляху Единаго Бога в Троице славимаго. Темже и мы приносим ти сицевая:

Радуйся, скорби жития сего претерпевый и данныя ти таланты приумноживый.

Радуйся, поношения за возлюбленнаго Господа приявый.

Радуйся, плевелы суемудрия мечем Слова Божия посецаяй.

Радуйся, благонравное житие в тайных подвизех исправляяй.

Радуйся, яко многочадную матерь со одра смертнаго молитвою твоею воздвигл еси.

Радуйся, слез скорбныя отроковицы о умирающем отце не презрел еси.

Радуйся, яко твоим предстательством здравие оному даровал еси.

Радуйся, яко безчадным родителем чадо молитвенно у Бога испросил еси.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 6

Проповедник веры Христовы твердейший адаманта был еси, отче Василие, яко добрый воин Христов, ограждая паству твою в годину смертных искушений. Злобныя же богоборцы замыслиша погубити тя; ты же яко агнец кроток на страдание за Христа изшел еси, воспевая Промыслителю о всех Богу: Аллилуиа.

Читайте так же:  Молитва когда болит душа

Икос 6

Возсиял еси в Церкви Христове, яко некое лучезарное светило, архиерею Божий, егда безбожныя власти изгнаша тя в край Зырянский; яко во исповедании твоем не устрашился еси человеческих прещений, тако и мы недостойнии со трепетом взываем сице:

Радуйся, Агнец кроток, Агнцу Христу закланному уподобивыйся.

Радуйся, волею своею страдания за Христа приемый.

Радуйся, Господеви, а не человеком угождавый.

Радуйся, Имене Его ради гонения от отступников приявый.

Радуйся, Златоустову терпению в ссылках и темницах подражавый.

Радуйся, исповедниче, за грехи отечества твоего пострадавый.

Радуйся, яко даже до смерти верен истине пребыл еси.

Радуйся, яко силою Божией в подвизех непобедим явился еси.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 7

Хотяй испытати веру народа Российскаго, попусти Господь гонения и скорби на люди Своя, да претерпевшии до конца спасени будут. Ты же, святе Василие, вкупе с мученики и исповедники Российскими прославил еси истиннаго Бога, взывая Ему: Аллилуия.

Икос 7

Новый светильник возсиял еси в Церкви Христове, отче Василие, благодатию бо Божиею укрепляем, велия скорби и болезни претерпел еси и многолетныя лагерныя труды понесл еси за благовестие Христово; избиения, истязания, мучения лютая в темницах приял еси от слуг сатанинских. Таковому убо долготерпению твоему дивящеся, восхваляем тя сице:

Радуйся, за грешныя люди Российския земли пред Богом теплый ходатаю.

Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение.

Радуйся, сердца наша в единомыслии и любви ко отечеству нашему напавляяй.

Радуйся, от потопления бурями житейскими российския люди спасаяй,

Радуйся, яко тобою паства Кинешемская просветися.

Радуйся, яко вера Христова в ней утвердися.

Радуйся, града Кинешмы славо и утешение.

Радуйся, Новомучеников Российских удобрение.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 8

Странника и пришельца на земли сей себе помышляя, ревностно пасл еси стадо словесных овец Христовых, досточудне отче Василие, да обрящеши вся пасомыя на нетленных пажитех небесных, вкупе с ними вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь исполнен любве нелицемерныя к пастве твоей, отче честный Василие, спасение убо всяцей душе христианстей устрояя, не иский своих си, но пользы многих, да некия спасеши. Сего ради, почитающе святую память твою, усердно взываем ти таковая:

Радуйся, ко спасению добрый путеводителю и наставниче.

Радуйся, архиереев доброто, священников и иноков похвало.

Радуйся, монашествующих неложный учителю.

Радуйся, ко спасению верный путеводителю.

Радуйся, от ересей и расколов крепкое ограждение.

Радуйся, пастырем и пасомым доброе поучение.

Радуйся, путеводная звездо блуждающим во мраце безбожия.

Радуйся, облаче, источающий росу учений благочестивых.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 9

Всем человеком хотящему спастися Христу, во изгнаниих непрестанно молился о чадех твоих, отче, да не имут в сердцах своих злобы, да благотворят ненавидящим, да благословляют проклинающия, яко вся полезная ко спасению посылает Господь людем Своим. Мы же имея тя молитвенника теплаго ко Господу, со дерзновением поем Ему: Аллилуиа.

Икос 9

Витии мира сего риторскими своими языки не возмогут изрещи тебе достойныя хвалы, пастырю дивный, многих ради твоих подвигов и болезней, яже за Христа и Церковь подъял еси волею. Сего ради и мы недоумея восхваляти тя по достоянию, воспеваем сице:

Радуйся, яко страданьми твоими вера правая утверждается.

Радуйся, яко по словеси твоему Церковь Христова в Российстей земле возрождается.

Радуйся, паству твою до кончины своея попеченьми не оставивый.

Радуйся, и по кончине присный о нас ходатаю.

Радуйся, яко молитве смиренной и покаянной научаеши.

Радуйся, яко любы ко Христу Богу в чадех своих возгреваеши.

Радуйся, мужества и терпения плоды Господеви твоему принесый.

Радуйся, в правде Христовой во дни испытаний крепце устоявый.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 10

Видео (кликните для воспроизведения).

Спасителя мира Христа Бога умоляти за ны не престай, святителю Василие, тебе бо дадеся благодать и милость молитися за чтущия память твою. Да с верою притекающии ти, благодати Божией сподобимся, с любовию воспевая Ему: Аллилуиа.

Икос 10

Стену тя непоколебиму обретше, светло празднуем святую память твою, преславне отче наш Василие; ты еси покрове и непостыдная надеждо припадающим и молящимся тебе сице:

Радуйся, ведение Божественных Тайн предивно стяжавый.

Радуйся, терпением скорбей и болезней древним отцам Церкви подражавый.

Радуйся, яко сподобился еси зрети небесныя силы, Престолу Божию предстоящии.

Радуйся, дар провидения от Господа приемый.

Радуйся, непрестанною молитвою на высоту безстрастия возшедый.

Радуйся, доброе семя в сердце своем возрастивый.

Радуйся, Богоначертанный свиток правыя веры.

Радуйся, добрый учениче небеснаго Учителя Христа.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 11

Пение немолчное и моление теплое приими от нас немощных, святителю Божий, не престай милостивно взирати на паству твою земную, на град сей и обитель сию; зриши бо наши скорби и нужды, болезнуеши о наших немощех и гресех, подвизая и нас недостойных во умилении глубоцем пети Господеви: Аллилуиа.

Икос 11

Светоносный светильник был еси, отче Василие, в годину лютыя скорби возженный в стране нашей; не остави ны, соотечественницы твоя, ныне по морю страстнаго жития блуждающия, простри руку помощи, вопиющим ти сице:

Радуйся, добрый и неусыпный делателю нивы Христовой.

Радуйся, Единаго истиннаго Бога проповедниче.

Радуйся, правды ревностный блюстителю.

Радуйся, пастырскаго служения непоколебимый исполнителю.

Радуйся, церковных канонов премудрый насадителю.

Радуйся, сокровищ Православныя веры усердный хранителю.

Радуйся, яко от святых мощей твоих исцеления подаваеши.

Радуйся, яко и по преставлении твоем с нами пребываеши.

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 12

Благодати Божия сокровище явися всечестная рака мощей твоих, святителю отче Василие, еюже недужнии исцеляются, озлобленнии умиряются, скорбящии утешаются, омраченнии просвещаются, и вси прославляют Бога, дивнаго во святых Своих, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поем и восхваляем Многомилостиваго Бога, даровавшаго отечеству нашему крепкаго предстателя и заступника – святителя нашего Василия; чтим страдания и болезни твоя, ублажаем святое житие твое, почитаем честную кончину твою и прославляем священную память твою, от избытка сердца вопиюще:

Радуйся, земли Российския пастырю предобрый.

Радуйся, Церкве Российския красото.

Радуйся, душу твою за други своя положивый.

Радуйся, друже Царя Небеснаго, о спасении многих поревновавый.

Радуйся, яко град верху горы от верных и неверных не утаивыйся.

Радуйся, благий рабе и верный, вшедый в радость Господа твоего.

Радуйся, непоколебимо стояти за Православную веру Христову нас научаеши.

Радуйся, молитвами твоими от ересей и расколов Церковь нашу ограждаеши.

Читайте так же:  Молитва Серафиму соровскому

Радуйся, святителю Василие, веры православныя крепкий исповедниче.

Кондак 13

О, преславный угодниче Христов, святителю отче Василие, стране Российстей удобрение, похвало и радование. Вонми гласу молений наших, из глубины сердец возносимых; испроси у Всещедраго Бога грехов оставление нам даровати и вечнаго мучения избавитися, да во Царствии Его выну воспеваем: Аллилуиа.

Сей Кондак читается трижды, затем Икос 1 и Кондак 1.

Молитва святителю Василию Кинешемскому

О, предобрый предстателю за погибающия во гресех и междоусобных бранех люди Российския земли, крепкий исповедниче Христов святителю отче Василие! Ты бо доблественне подвизался еси в жизни временней, Христа дерзновенно исповедал еси, и многия за Него муки претерпел еси, веру Православную соблюл еси даже до смерти. Умоли Господа Бога, всея твари Содетеля, да подаст нам образ покаяния, да избавит нас от обольщения близ грядущего богоборца, и да сохранит нас от коварной сети его и от всех козней его в сокровенной пустыне Своего спасения. Ей, отче честный! Не посрами ны, притекающия ко твоей помощи, сотвори ны достойны прославляти на небесех со всеми святыми Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Василию Кинешемскому, глас 5

Новый исповедниче Церкве Российския, Апостольских трудов подражателю, веры правыя теплый проповедниче, Писаний вдохновенный изъяснителю, изгнания, темницы и скорби от безбожных претерпев, царское священие, отче наш Василие, и ныне предстоя Святей Троице, молися за отечество твое и люди, чтущия достойно святую память твою.

Кондак святителю Василию Кинешемскому, глас 3

Мужество твое, святителю Христов Василие, возславим, и чистоту веры превозносим, и дару словес твоих удивляемся, яко от Небес приял еси Божественную благодать наставляти и защищати стадо Христово.

Величание

Величаем тя, святителю отче наш Василие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Василий кинешемский молитва

Видео (кликните для воспроизведения).

Главное меню

Последние комментарии

  • Московская патриархия в своей .
    Благодарим, Владыко.
    15.11.16 17:00
  • Дар языков
    по ссылке полный Вариант sinod.ruschurchabroad.org.
    29.04.16 02:27
  • Фильм Александра Таненкова ‘ИО.
    Спаси Бог, поправил ссылку.
    04.03.16 09:15
  • Фильм Александра Таненкова ‘ИО.
    что то не открывается вот рабочая ссылка www.youtu.
    04.03.16 02:56
  • Церковь антихриста строится на.
    Увы! С правилами не поспоришь.
    17.12.13 18:11
  • Церковь антихриста строится на.
    да , понял, св отцы и правила церкви в этом случае.
    17.12.13 17:41
  • Церковь антихриста строится на.
    Прошу прощения, но не хотелось бы здесь заниматься.
    17.12.13 16:53

Последние публикации

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ
22.04.2010 03:00

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВАСИЛИЙ КИНЕШЕМСКИЙ

На этот безграмотный бред владыка отвечал:

“Советская власть, по моему убеждению, — это временная власть и поэтому в идею, проводимую советской властью и партией коммунистов о построении социализма-коммунизма, я не верю. . Коммунизм может быть осуществлен лишь частично. Полное осуществление невозможно в силу внутренних противоречий. . Колхозы, профсоюзы и прочее я рассматриваю только как формы организации труда, с религиозной точки зрения вполне допустимые, по крайней мере, в настоящей обстановке. Та борьба с религией, которая существует в этих организациях, попущена волей Божией для испытания нравственно-религиозной жизни народа”.

Его приговорили к 5 годам лагерей, отправили на строительство канала под Рыбинск, где он и поселился после освобождения. Несколько лет удалось прожить в условиях подполья: епископа приютила у себя Ираида Осиповна Тихова (1896-1967), бывшая учительница, с 1941 г. работавшая регентом в церкви Котова. Для епископа устроили крохотный в баньке на огороде, служил только в присутствии самых близких людей, а впрочем, бывал и местный священник, хотя Преображенский избегал связи с митрополитом Сергием, считая его поведение неканоническим. Арестовали владыку 5 ноября 1943 года. На следствии Преображенского сломали: он дал показания против Тиховой, арестованной одовременно с ним. Тиховой дали пять лет ссылки, Преображенского отправили в ссылку в глухое село Бирилюссы под Красноярском, где он и скончался.

5/18 октября 1985 г престарелый келейник Преображенского Александр Чумаков вместе с московским математиком Игорем Чапковским и Владимиром Орловским (впоследствии игуменом Дамаскиным) отправились в Бирилюссы и извлекли останки Преображенского, перевезли их в Москву. В июле 1993 г. мощи перенесены в Свято-Введенский женский монастырь Иванова. Местное почитание благословил Патриарх Алексий в августе 1993 г. Тихова была прославлена как исповедница решением Синода от 6.10.2001. Канон. 14.8.2000. Память 31 июля/13 августа (день перенесения мощей в 1993 г.).

Автор жития Преображенского попытался скрыть то, что епископ предал укрывшую его женщину, оправдать предательство пытками. Среди людей, прошедших лагеря, было принято не осуждать сломанных на допросе, поскольку сломаться – норма, а выдержать – чудо. Тем не менее, Павел Проценко, выявивший фальсификацию биографии еп. Василия, ставил вопрос резко: «Возможно ли, чтобы доносчик стал святым? Какие факты говорят о том, что он хотя бы раскаялся в содеянном?» (Независимая газета, приложение «НГ-религии», 16.4.2003).

Ист.: Дамаскин, 2, 204-238; Баделин В. Золото Церкви. Иваново: Рыбинское подворье, 1995. С. 283-287.

Воспоминания о Владыке Василие Кинешемском

Был в Кинешме у одного из самых богатых купцов — Елисова гастрономический магазин, в котором было все только самое лучшее. Мой папа всегда покупал там на Рождество и на Пасху окороки, колбасу ветчинную, языковую, фисташковую, икру кетовую и черную паюсную. Ах, какое все было вкусное! Сейчас и не приснится! Елисов был соборным старостой и был великий любитель «церковного благолепия». Он, вместе с другими «ревнителями веры», съездил в Москву и испросил разрешения у церковных властей открыть в нашем соборе епископскую кафедру и поставить епископом отца Вениамина. Привез из Москвы известного старого регента Белова, собрал прекрасный хор, вызвал прекрасного протодьякона. Одним словом, так организовал службу в соборе, что из Москвы приезжали слушать ее. И вот пошел слух: «отца Вениамина будут постригать». Ведь прежде чем посвятят в архиереи, надо принять монашеский постриг.

Другой знаменитостью нашего собора был протодиакон Леонид Чудецкий. Его взяли из Галича, где он служил в соборе, а старшим там был дядя моего отца, который и приезжал однажды по делам к вл. Василию и останавливался у нас. Так вот Чудецкий, как про него говорили, был действительно Чудецкий. Русский богатырь, высокий, русоволосый, лоб высокий, открытый, брови вразлет, глазища серые, яркие, как стрельнет ими, так на месте убьет. А голос, голос. Начнет читать с низких нот, а залетит на такие верха, что стекла в окнах звенят ему в ответ и кажется, что чистое серебро рассыпается под сводами. И все это без всяких усилий. А походка и все движения его — картина. Артист.

Проезжал Кинешмой Шаляпин, он ехал на свою дачу в Порошино (там теперь дом отдыха и стоит знаменитый шаляпинский самовар). Послушал его Шаляпин и стал звать в Большой театр. Не поехал Чудецкий. Много горя принял он впоследствии. В 30-ых годах его посадили, сидел с уголовниками, его жестоко избили по голове, после чего началась у него эпилепсия. Вернувшись из заключения, он еще немного служил, но это было уже не то. Эпилепсия сказывалась: стоит на амвоне, читает, и вдруг замолчит. В церкви напряженная тишина, ждут. Через несколько секунд продолжает читать как ни в чем не бывало. Это «малая форма» эпилепсии, когда сам больной не замечает, что на несколько секунд потерял сознание. Но дальше с ним стало хуже и окончил жизнь в буйном отделении психиатрии. До сих пор больно. У такого одаренного человека такая участь.

Но я далеко отклонилась от главной темы. Владыка Василий приобретал все большую популярность. Народ буквально ходил за ним толпами. Кстати, он всегда ходил пешком, хотя архиереям полагалось ездить в карете. Жил он просто, снимал небольшой домик у какой-то старушки, принимал всех приходящих к нему за советом, утешал в горе. Постился до того, что чуть не падал. Безусловно, он был глубоко верующим. Называли его даже фанатиком. К духовенству был очень строг. Проповеди он говорил за каждой службой. Когда попы начинали роптать, что из-за этого затягивается служба, он перенес проповеди после окончания службы. И если всенощная кончалась в 9 часов вечера или в 10-м часу вечера, то проповедь шла уже в 10, в 11-ом часу вечера, и все равно было полно народа. Ах, как он говорил! И просто, и умно, и вдохновенно, и красиво! Он приводил примеры не только из жития святых, а из нашей литературы, и из своих заграничных поездок. Он призывал к вере в Бога, к покаянию, совершению добрых дел — всему, что положено у христиан. Слушать его ходили и неграмотные старухи и образованные люди.

Конечно, мое сердце, сердце 14-летней девчонки, не могло быть равнодушным. Я, как и все, боготворила его. Он печалился о том, что в школе теперь не преподают Закон Божий и организовал кружок по изучению Евангелия. Человек 5-6 девочек из нашей школы ходили туда и меня позвали. Я была только один раз — дома мне такую руганку дали, что больше не пошла. Да и показалось мне менее интересным, чем его проповеди. Евангелие я и сама читала. Но его личность притягивала, я понимала, что это необыкновенный человек, но святым считать его (как это делали другие) не собиралась. Мне страшно хотелось подойти к нему поближе, поговорить с ним попросту, что-то понять в нем. Я очень завидовала тем бабенкам, которые шли к нему со своим горем, шли за советом. Но у меня не было горя и мне не с чем было идти.

И вот весна 1924 года. Последний год ученья в школе. В церковь я уже ходила редко. Вдруг бегут ко мне те же девочки из кружка, задыхаясь, говорят: «Валя, Валя, владыку арестовали, его увозят. Мы сейчас пойдем с ним прощаться на вокзал. Если хочешь, пойдем с нами.» Я, конечно, побежала вместе с ними.

Вокзал. На перроне ни одного человека. У двери вагона молоденький часовой с винтовкой, с неподвижным лицом. Девочки сбегали к начальству, спросили, можно ли проститься с владыкой, сказали: можно, только не задерживайтесь; войдите в одни двери и выходите в другие. И вот мы идем одна за другой. Он стоит в тамбуре, спокойный, такой, как всегда, в своем черном одеянии. Подходим молча, принимаем благословение, целуем руку, и тут же сходим на другую сторону. Не знаю, может это моя фантазия, но мне показалось, что его взгляд задержался на мне, и он припомнил девочку, приславшую молитву. А я постаралась подольше посмотреть в его глаза и сказать ему взглядом : «Ты идешь страдать за свою веру, я жалею тебя и уважаю тебя! И пусть смилуется над тобою Бог!» Не знаю, что выразили мои глаза, но мне хотелось, чтобы они сказали так. Поезд тихо тронулся, потом пошел быстрее. Мы стояли на маленьком клочке, покрытом травой. Девочки опустились на колени, и я тоже. Слезы лились ручьями по лицам девушек, они не могли ничего говорить, кроме одного слова: «владыка, владыка, владыка. » Они протягивали руки вслед уходящему поезду.

Прошло более 50 лет с того дня. А эта картина ясно стоит перед глазами : уходящий вдаль поезд, белые колечки дыма из его трубы, елочки вдоль железнодорожной линии. И мы, пять девушек — на коленях, в слезах, с протянутыми руками. Навсегда.

А я стояла и думала : это уходит прошлая жизнь.

За владыкой Василием не нашли вины. Вся его вина была в том, что он слишком много привлекал народа. Его поселили около Рыбинска в убогой избушке-полуземлянке, приставили специального сторожа. Он прожил там долго, и умер или перед самой войной или в первые годы войны. Говорят, что он был даже доволен своей жизнью. Бог был милостив к нему. Наши женщины ездили туда, возили ему продукты. Некоторых за это посадили, потом вернули.

В Кинешму прислали другого архиепископа — Севастиана. Но это было уже не то. Потом церкви закрыли, многих посадили. Однажды, было это в 1938-39 годах, я и папа копошились на грядках в огороде, а мимо, по дороге прошел какой-то человек, одетый бедно и с нищенской сумой. Он пристально посмотрел на папу и прошел мимо. Папа задумался, и через некоторое время говорит: «да ведь это Елисов». Тот, кто кормил нас прекрасными окороками, тот, кто создал благолепие в нашем соборе — собирал милостыню; он только вернулся из заключения, у него ничего не было. Когда мы выбежали за калитку, его уже нигде не было. Нам стало так неловко, так обидно. Что делать — сразу не узнали. Хотя и сами мы не очень сытно жили, а все-таки могли бы поделиться.

. Много лет прошло. Осталась у меня фотография епископа Василия, фотография хора (но не в полном составе). Где-то в старых тетрадках лежит моя «молитва». И еще осталась ничем не истребимая любовь к церковному пению.

Во время Великой Отечественной войны, в той зимней церкви, где постригали Василия, у нас был склад медикаментов. (Рядом был госпиталь, где я работала). Приходя в склад, я вспоминала, как тогда, по этому самому полу, полз на коленях постригаемый Вениамин. А под летней церковью, рядом, рыли бомбоубежище и нашли под алтарем захоронение архиепископа, в золотой митре, с золотыми крестами. Золото сдали в фонд обороны. Раньше на этом месте был женский Вознесенский монастырь.

Самая любимая ученица владыки Василия, из кружка изучения Евангелия, оказалась предательницей (что до сих пор кажется странным). По ее наветам многих посадили. Она работала потом фармацевтом, славилась активной общественницей.

Материал для публикации любезно предоставлен сотрудниками Кинешемского краеведческого музея

МОЛИТВА СВЯЩЕННОМУЧЕНИКУ ВАСИЛИЮ КИНЕШЕМСКОМУ

О пречудне отче Василие, святителю Христов, истины поборниче, пастырю добрый словесных овец, подвигом добрым подвизавыйся, дерзновенно гонителей веры правыя обличивый и никакоже делом христоборцев соблаговоливый!

Праведен сый, яко лев уповая ходил еси, и на Господа надежду возложив, во век непостыдился еси. Вемы, яко воистину правда твоя от смерти тя избави: се бо на земли старости маститы достигнув, христианския кончины мирныя и славныя сподобился еси, и от вечныя смерти избавлься, на небесех победою венчался еси. Вемы, святителю Христов, яко мудрование плотское посрамив, и пути живота вечнаго показав, ныне молишися о нас, любовию память твою почитающих и путем твоим последовати произволяющих, да не прельстимся и мы соблазном благ тленных, от лукавых миродержителей нам обещаемых, да не приобщимся делом врагов Христовых, да некогда тьму светом, а свет тьмою нарекше, тьмою кромешною навеки покрыемся.

Ей, молим тя, святителю, предстани нам в час искушения, и глас совести христианския да возгремит в сердцах наших, непщевания же лукавая да умолкнут. И подаждь нам твоими молитвами внимания и трезвения дар многоценный, во еже на всяк час исход из жизни сей помышляти и ко ответу благому пред Судиею Неумытным уготоватися, да неосужденно сподобимся купно с тобою и со всеми Новомученики Российскими воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святитель Василий Кинешемский о молитве

К глубокому сожалению, очень многие христиане смотрят на молитву не как на величайшее счастье единения и беседы с Богом, а просто как на средство получить что-нибудь нужное, и прибегают к ней лишь в бедствиях и затруднительных обстоятельствах, на Бога смотрят чуть ли не как на работника, просят часто о суетном, житейском, иногда духовно вредном. Конечно, на молитве можно высказывать все наши желания, даже мелочные и не имеющие значения для нашего преуспеяния духовного, ибо Господь как любящий Отец все выслушает. Но настаивать на исполнении желаний мы не можем по той простой причине, что мы не знаем, о чем молиться, как должно (Рим. 8, 26), и часто неразумно просим о том, что может послужить лишь к нашему вреду. Даже такие молитвы Господь иногда исполняет для нашего вразумления, если они предлагаются настойчиво, но ничего хорошего из нашего упорства при этом, обыкновенно, не выходит.

В журнале «Исторический Вестник» помещен рассказ матери одного из декабристов — Кондратия Рылеева, пострадавшего при восстании 1825 года. Здесь дается интересный образец настойчивой молитвы, исполненной, но не приведшей к хорошим результатам.

«Однажды в детстве, — рассказывает г-жа Рылеева, — Канечка (т. е. Кондратий) опасно заболел. Я не знаю, что с ним было, но он лежал в страшном жару, с закрытыми глазами, с воспаленными, раскрасневшимися щечками и тяжело-тяжело дышал. Надежды на выздоровление было мало. Врачи не обещали ничего хорошего.

Кто опишет мое горе, горе матери, которой предстоит лишиться любимого сына? Я плакала и молилась. Длинные бессонные ночи проводила я у кроватки моего дорогого мальчика, обливая славами его постель и призывая Бога на помощь. Возможная смерть Канечки казалась мне таким громадным несчастьем, такою невероятною жестокостью, что я неустанно, непрерывно просила Господа, чтобы Он сотворил чудо — исцелил малютку. Мне казалось это величайшей милостью, нужной мне более жизни.

Однажды во время пламенной настойчивой молитвы я задремала, стоя на коленях пред кроваткой ребенка. Глаза сомкнулись, голова опустилась на детскую постельку, и я увидала странный сон.

Слышался чей-то голос:

Безумная! Знаешь ли ты, о чем просишь? Знаешь ли, что ожидает этого ребенка, если он останется жить? Дай ему лучше умереть теперь.

Нет, ни за что! — воскликнула я. — Все что угодно, но пусть он живет. для меня, для матери. Мое счастье, моя единственная радость! Могу ли я от него отказаться?

— Тогда смотри! — произнес тот же голос. И ряд картин начал развертываться пред моими глазами. Они были так живы, так реальны. Я помню их все.

Вся жизнь Канечки прошла предо мною.

Вот он в постельке. Выздоравливает. Немного утомленный, еще слабый, но веселый, радостный, с улыбающимися глазками. Подозрительного горячечного румянца на щеках уже нет. Он протягивает ко мне рученьки и смеется.

Далее картина детства. Его игры и шалости. Угол детской, заваленный игрушками. Канечка верхом на деревянной лошадке, размахивающий жестяной саблей. Веселая возня и бег с мамой взапуски.

Годы отрочества. Книжки, школьные занятия. Кудрявая головка, склонившаяся над учебниками. Размазанные кляксы на тетрадях. Первые неудачи я первые огорчения в школьной жизни.

Юность. Увлекающаяся, бурливая. Друзья и сверстники. Веселые прогулки и наивно-серьезные разговоры.

Молодые споры и бесшабашные песни. Мой мальчик все еще меня любит, но как будто отходит дальше. У него складывается уже своя внутренняя жизнь. Он чаще и чаще оставляет меня одну и нередко подолгу молчит в моем присутствии.

Начало молодости. Канечка в военном мундире. На лице больше серьезности. Он часто задумчив. У него много знакомых. Какие-то таинственные собрания. Я ясно вижу большой стол, накрытый зеленым сукном и заваленный какими-то картами и планами. Вокруг него целая галерея молодых и пожилых лиц. Я помню их все так отчетливо! Наклонившись над столом, они что-то рассматривают, изучают. Потом долго горячо спорят с серьезным и возбужденным видом. Канечка среди них, но он отчего-то грустен.

Стой! — произнес вдруг прежний голос, и грозно звучал он: — Не любопытствуй дальше! Еще одна картина — и, если ты ее увидишь, твоя просьба исполнится. Но знай, что ты об этом пожалеешь!

Нет, нет! — закричала я. — Я хочу, хочу, чтобы мальчик был жив. Я прошу, я умоляю.

Точно тяжелый мягкий ковер развернулся, закрывавший до сих пор одну из стен комнаты. Черное, пустое пространство открылось за ним. Сначала я ничего не могла рассмотреть. Потом забрезжил как будто слабый свет, и в глубине я увидала.

Надо ли рассказывать остальное? Все пошло дальше так, как я видела в этом вещем сне. Когда я очнулась, мальчик спал глубоким, спокойным сном. Дыхание было ровное, правильное. Щечки не горели прежним огнем. Жар проходил.

Он стал быстро поправляться. И дальше предо мной начали в действительной жизни повтор сцены, виденные во сне. Я узнавала даже лица. В лицах окружавших Канечку, я припоминала старых знакомых.

Ужасный, трагический конец тоже был мне известен заранее. Сон не обманул и тут».

Кондратий Рылеев действительно был повешен.

Читая этот рассказ, невольно думаешь: стоило ли так упрямо, с такою страстною настойчивостью молиться лишь для того, чтобы пережить еще более тяжелое, более страшное горе и привести сына к такому безотрадному, ужасному концу?

Но в минуты горя со своею близорукостью с незнанием будущего не считаются. Об этом не думают и упорно стоят на своем, требуя исполнения своих желаний.

Именно «требуя». Бывают молитвы, когда сухие глаза, в которых нет слез, с какой-то жестокостью, почти ненавистью впиваются в икону, когда слова вылетают из стесненной груди, как отрывистые слова команды, злые, упрямые, когда руки сжимаются в кулаки и когда человек похож не на смиренно-покорного просителя, а на дерзкого, назойливого нищего, решившегося во что бы то ни стало получить свою подачку. И если эта молитва не исполняется, начинается ропот и богохульство.

Аналогичный приведенному случай рассказывает духовный писатель Евгений Поселянин.

В С.-Петербурге у одной богатой аристократки-дамы заболел опасно малолетний сын. Мать была в отчаянии. Как всегда бывает, в минуту горя пришлось вспомнить о Боге. Ужасную ночь провела несчастная женщина в спальне малютки сына. Она молилась, но это была та страстная, нетерпеливая и упрямая молитва редко молящихся людей, когда у Бога не просят, а требуют без смирения. Однако молитва была услышана. Мальчик остался жив, но болезнь оставила на нем свой страшный след: что-то случилось с мозгом бедного ребенка, и он на всю жизнь остался слабоумным полуидиотом. Воспитывать его, дать образование оказалось невозможным. Держать в С.-Петербурге на виду аристократического общества, к которому принадлежали родители, они стеснялись. Мальчика отправили в поместье, в глухую деревню, чтобы спрятать его там от взоров петербургских знакомых. Но в деревне, когда он подрос и стал юнощей, он увлекся своей горничной, старой, рябой женщиной, на которой и женился. Какой удар для гордой аристократки-матери! В довершение всего рябая жена научила своего полуидиота мужа пить горькую. Он скоро стал неисправимым алкоголиком и умер от пьянства.

И думается невольно: не лучше ли было умереть мальчику в младенческом возрасте чистым, невинным, не запятнанным грязью жизни? Не лучше ли было покорно подчиниться воле Божией вместо того, чтобы упрямо требовать ее отмены и молиться об исполнении собственных неразумных человеческих желаний? Сам Господь, прося в Гефсиманской молитве о том, чтобы миновала Его чаша страданий, прибавлял: впрочем не как Я хочу, но как Ты. Да будет воля Твоя (Мф. 26, 39).

Для нас это урок и образец молитвы. Просить настойчиво можно далеко не обо всем. В выборе предмета молитвы необходимо рассуждение.

Настойчиво, не ослабевая, безусловно, можно молиться о чистоте помыслов, о нравственном исправлении жизни; о том, чтобы Господь ниспослал мир в смущенное, раздраженное, беспокойное сердце; о том, чтобы Он привлек к Себе и спас близких нам людей, уклонившихся на стезю неправды; о собственном спасении: «имиже веси судьбами, аще хощу, аще не хощу, спаси мя»; вообще обо всем, что служит душевной пользе.

Но можно ли молиться о богатстве, когда нам полезна бедность? Можно ли просить о взаимности женской любви, если нам полезно томиться тоской неразделенной привязанности? Можно ли вздыхать на молитве о комфорте и удобствах жизни?

Конечно, нет. Все это суета сует и всяческая суета.

Подобные просьбы могут лишь прогневать Господа. «У великого царя, — говорит один св. писатель, — и просить надо великого и полезного, а если ты просишь немного грязи, то этим ты только оскорбляешь Его».

Если мы не уверены абсолютно в духовной пользе просимого, то лучше всего предоставить исполнение просьбы на волю Божию.

«Если просишь чего-либо у Бога своего, — пишет святой Ефрем Сирин, то проси не так, чтобы непременно получить от Него, но предоставляя сие вместе Ему и Его воле. Например, часто угнетают тебя скверные помыслы, и ты печалишься о том и хочешь умолить Бога, чтобы освободиться тебе от брани. Но нередко на пользу тебе служит это, брат мой. Ибо сказываю, что часто сие бывает с тобою, чтобы ты не превозносился, но был смиренномудр. Также, если постигла тебя какая скорбь или теснота, не проси, чтобы непременно тебе избавиться от них, потому что и сие нередко бывает полезно. И еще, если просишь о получении чего-либо, не проси, чтобы непременно получить это. Ибо сказываю, что ты, как человек, часто почитаешь для себя полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно.

Послушай, что говорит апостол: не вемы якоже подобает молитися (Рим. 8, 26). Итак, что полезно и назидательно дли каждого из нас, знает сам Бог; потому и предоставь это Ему. Говорю же сие не с тем, чтобы воспрепятствовать тебе обращаться с прошениями своими к Богу; напротив того, умоляю тебя просить Его о всем, и великом и малом. Твердо стой в своем прошении (со всем усердием и неотступно молись), но, открывая пред Ним нужды свои, говори: «ежели есть, Владыко, воля Твоя, чтобы состоялось сие, то соверши и сделай успешным; а ежели нет на сие воли Твоей, не попусти совершиться сему, Боже мой! Подкрепи только и сохрани душу мою, да буду в состоянии перенести сие».

Глава из книги «Беседы на Евангелие от Марка». — М.: Отчий Дом, 2003.

Василий кинешемский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here