Утренняя молитва у католиков

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Утренняя молитва у католиков - в подробном и точном описании.

Созвездие

Центр оздоровления и позитива

Поиск

Ноябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

Рубрики

Самое читаемое

  • Руки. Белые пятна на ногтях — 13 516 просмотров
  • Мазь Елены Сеймовой — 12 397 просмотров
  • Молитвотерапия для мусульман — 11 738 просмотров
  • Молитвы о новопреставленном(ой) — 6 516 просмотров
  • Бронников Вячеслав, книги — 6 468 просмотров
  • Католические молитвы

    Крестное знамение
    Во имя + Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Молитва Господня
    Отче наш, сущий на небесах!
    да святится имя Твое;
    да приидет Царствие Твое;
    да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
    хлеб наш насущный дай нам на сей день;
    и прости нам долги наши,
    как и мы прощаем должникам нашим;
    и не введи нас в искушение,
    но избавь нас от лукавого. Аминь.

    Ангельское приветствие
    Радуйся, Мария, благодати полная!
    Господь с Тобою;
    благословенна Ты между женами,
    и благословен плод чрева Твоего Иисус.
    Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,
    ныне и в час смерти нашей. Аминь.

    Слава Пресвятой Троице
    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Апостольский символ веры
    Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли.
    И во Иисуса Христа, единого Его Сына, Господа нашего:
    Который был зачат от Духа Святого,
    родился от Марии Девы, пострадал при Понтии Пилате,
    был распят, умер и погребен; сошел в ад;
    в третий день воскрес из мертвых;
    восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего:
    оттуда придет судить живых и мертвых.
    Верую в Духа Святого, святую Вселенскую Церковь.
    Святых общение, прощение грехов,
    воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.

    Ник
    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего,
    Творца неба и земли, видимого всего и невидимого.
    И во единого Господа Иисуса Христа,
    Сына Божия Единородного,
    от Отца рожденного прежде всех веков,
    Бога от Бога, Свет от Света,
    Бога истинного от Бога истинного,
    рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу,
    через Которого все сотворено.
    Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес
    и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы
    и ставшего Человеком;
    распятого за нас при Понтии Пилате,
    страдавшего и погребенного,
    воскресшего в третий день по Писаниям,
    восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
    вновь грядущего со славою судить живых и мертвых,
    и Царству Его не будет конца.
    И в Духа Святого, Господа Животворящего,
    от Отца и Сына исходящего,
    Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава,
    Который вещал через пророков.
    И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь.
    Исповедую единое крещение во отпущение грехов.
    Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

    Ангел Господень
    — Ангел Господень возвестил Марии,
    — и она зачала от Духа Святого. Радуйся, Мария, благодати полная!…- Вот, я раба Господня;
    — да будет Мне по слову твоему. Радуйся, Мария, благодати полная!…- И Слово стало плотью,
    — и обитало с нами. ==== Радуйся, Мария, благодати полная!…- Моли о нас, Пресвятая Богородица!
    — Да удостоимся Христовых обещаний.

    — Помолимся!
    Просим Тебя, Господи, наполни нас Твоей благодатью,
    дабы мы, познав через ангельское приветствие воплощение Христа, Сына Твоего,
    Его же страданием и крестной смертью достигли славы воскресения.
    Через Христа, Господа нашего. Аминь.

    Царица Небесная
    (Читается вместо молитвы «Ангел Господень» в период от Великой Субботы до праздника Пресвятой Троицы)

    — Царица Небесная, радуйся! Аллилуйа
    — Ибо Тот, Которого Ты удостоилась носить в лоне Твоем, Аллилуйа
    — Воскрес из мертвых по предсказанию Своему, Аллилуйа
    — Моли Бога о нас, Аллилуйа
    — Радуйся и веселись, Дева Мария, Аллилуйа
    — Ибо воистину Господь воскрес, Аллилуйа

    Помолимся!
    Боже, благоволивший возрадовать мир
    воскресением Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего,
    даруй нам, просим Тебя, предстательством Его родившей Девы Марии
    достичь радостей жизни вечной.
    Через Христа, Господа нашего. Аминь.

    Молитва к Святому Духу
    Господи, Царь Небесный,
    Дух истины и душа души моей,
    поклоняюсь Тебе и молю Тебя:
    наставь меня, укрепи меня,
    будь моим руководителем и учителем,
    научи меня тому, что мне следует делать.
    Поведай мне, Господи, все повеления Твои,
    я же обещаю исполнять их и с любовью приму все,
    что мне будет послано Тобою.
    Одного только прошу у Тебя:
    научи меня всегда творить волю Твою. Аминь.

    Крестное знамение

    Во имя Отца
    и Сына и
    Святого духа.
    Аминь.

    Есть более длинный вариант:

    Через крестное
    знамение
    от врагов наших
    освободи
    нас, Господь наш.
    Во имя Отца
    Сына
    и Святого духа.
    Аминь.

    Душа Христа

    Душа Христа, освяти меня.
    Тело Христа, спаси меня.
    Кровь Христа, опьяни меня.
    Вода Христова, омой меня.
    Страсти Христовы, укрепите меня.
    О добрый Иисусе, услышь меня. Погрузи меня в свои раны.
    He позволяй отделиться от тебя.
    От злого врага защити меня.
    В час смерти моей призови меня. Прикажи, чтобы я пришел к тебе,
    и с твоими Святыми пел хвалу тебе
    во веки веков.
    Аминь.

    Благословите Господа

    «Благословите Господа» или Песнь трех юношей имеет источником книгу ветхозаветного пророка Даниила. Звучит во время литургии в воскресные и праздничные дни.

    Благословите Господа, все дела господни;
    хвалите и возвеличивайте его в веках.

    Благословите,небеса, Господа;
    благословите, ангелы господни, Господа.

    Благословите, все воды,
    что есть над небесами, Господа;
    пусть всякий благословит
    добродетели Господни.

    Благословите, солнце и луна, Господа;
    благословите, звезды небес, Господа.

    Читайте так же:  Очень сильную молитву для торговли

    Благословите, всякий ливень и роса.

    Господа; благословите, все ветра. Господа.

    Благословите, огонь и зной, Господа;
    благословите, стужа и зной,Господа.

    Благословите, росы и иней, Господа;
    благословите, мороз и холод, Господа.

    Благословите, льды и снега, Господа;
    благословите, ночи и дни,Господа.

    Благословите, свет и тьма, Господа;

    благословите, молнии и облака, Господа.

    Да благославит земля Господа:
    да хвалит и возвеличивает его в веках.

    Благословите, горы и холмы, Господа;
    благословите, все произрастающие на земле, Господа.

    Благословите, моря и реки, Господа;
    благословите, родники, Господа.

    Благословите, киты и все, кто движется в воде, Господа;
    благословите, все крылатые в небе,Господа.

    Благословите, все звери и скоты. Господа;
    благословите, сыны человеческие, Господа.

    Благословите, Израиль, Господа;
    хвалите и возвеличивайте его в веках.

    Благословите, господни священники, Господа;
    слуги господни,благословите Господа.

    Благословите, дух и души праведных, Господа;
    благословите, святые и кроткие сердцем, Господа.

    Благословите, Ананий, Азарий, Мисаил,Господа;
    хвалите и возвеличивайте его в веках.

    Благословим, Отца и Сына с Духом Святым;
    давайте хвалить и возвеличивать его в веках.

    Благославен будь в тверди небесной
    и хвалим и прославляем в веках.
    Аминь.

    Исповедь.

    Исповедь — покаянная молитва, обращенная к Богу.

    Исповедь («Каюсь»)
    Каюсь перед Богом всемогущим
    блаженной Марией вечной Девственницей,
    блаженным Михаилом Архангелом,
    блаженным Иоанном Крестителем,
    перед святыми Апостолами Петром и Павлом,
    всеми Святыми и перед вами, братья
    ( и перед тобою, отец ) — ибо много грешил
    в помыслах, словах и делах:
    МОЯ ВИНА. МОЯ ВИНА, МОЯ ВЕЛИЧАЙШАЯ ВИНА.
    Поэтому я молю блаженную Марию вечную Девственницу.
    блаженного Михаила Архангела,
    блаженного Иоанна Крестителя,
    святых Апостолов Петра и Павла,
    всех святых и вас, братья ( и тебя, отец ) —
    молиться за меня перед нашим Господом Богом.
    Аминь.

    Вера, Надежда, Любовь
    Акт Веры

    Господь Бог, верую крепкою верой
    и исповедую единое и всеобщее, что
    предлагает святая Католическая церковь,
    ибо это Ты, Бог, открыл сокровенное
    Ты, который есть вечная правда и мудрость,
    которая не обманывает и не может обмануться.
    С этой верой живу и умру.
    Аминь.

    Акт Надежды

    Господь Бог, надеюсь по твоей милости
    на отпущение всех грешников и на то,
    что после этой жизни достигну вечного блаженства:
    ибо Ты это обещал,
    Ты, бесконечно могущественный,
    надежный, добрый и милосердный.
    С этой надеждой живу и умру.
    Аминь.

    Акт Любви

    Господь бог,
    люблю тебя превыше
    всего земного, ибо Ты есть высшее,
    бесконечное и совершеннейшее добро,
    достойное всякого предпочтения.
    С этой любовью живу и умру.
    Аминь.

    Славься
    Молитва обращена к Троице
    Славься в вышних Богу и на земле
    мир людям доброй воли.
    Хвалим тебя, благословляем тебя, обожаем тебя,
    славим тебя, благодарим тебя
    во имя великой твоей славы, о, Господь Бог,
    Царь небесный, всемогущий Бог Отец
    О Господь Сына Единородного, Иисус Христос,
    Господь Бог, Агнец Божий, Сын Отца,

    Ты, который принимает грехи мира,
    внемли нашим мольбам.
    Ты, который восседаешь по правую руку от Отца, помилуй нас.

    Ибо ты один Свят, Ты один Господь,
    Ты один высочайший, о Иисус Христос
    вместе со Святым Духом во славу Бога Отца.

    Молитва Св. Фомы Аквинского (после мессы)
    Благодарение творю тебе,
    Господь, святой Отец,
    всесильный вечный Бог,
    который меня, грешника
    и недостойное чадо твое,
    не из-за моих заслуг,
    а единственно по милости твоей,
    удостоил насытить драгоценным Телом
    и Кровью Сына твоего,
    Господа нашего Иисуса Христа.
    И я молю, чтобы это святое причастие
    стало бы мне не приговором,
    а спасительным знаком прощения.

    Да будет оно мне оружием веры
    и щитом доброй воли.
    Да будет изгнание моих пороков,
    избавление от вожделения и похоти;
    да будет увеличение доброты и терпения, кротости и послушания
    и всех добродетелей;
    пусть будет твердая защита от всех врагов, видимых и невидимых;
    от всех моих волнении,
    как плотских, так и духовных,
    пусть будет совершенное успокоение:
    в тебе, едином и истинном Боге,
    моя приверженность и счастливое
    завершение моего конца.
    И я умоляю тебя, чтобы ты удостоил
    привести меня на этот несказанный пир,
    где будешь ты с Сыном твоим и Святым Духом.
    Со святыми твоими ты есть истинный свет,
    полное изобилие,
    вечная радость,
    Веселье
    и совершенное счастье.
    Во имя Господа нашего Христа.
    Аминь.

    Розарий

    ОСНОВНЫЕ КАТОЛИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ

    Во имя + Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

    Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Аминь.

    Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Слава Пресвятой Троице

    Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Апостольский символ веры

    Верую в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли. И во Иисуса Христа, единого Его Сына, Господа нашего: Который был зачат от Духа Святого, родился от Марии Девы, пострадал при Понтии Пилате, был распят, умер и погребен; сошел в ад; в третий день воскрес из мертвых; восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца Всемогущего: оттуда придет судить живых и мертвых. Верую в Духа Святого, святую Вселенскую Церковь. Святых общение, прощение грехов, воскресение плоти, жизнь вечную. Аминь.

    Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, через Которого все сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком; распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков. И во единую Святую Вселенскую и Апостольскую Церковь. Исповедую единое крещение во отпущение грехов. Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

    Читайте так же:  Текст молитвы неусыпаемый псалтырь о здравии

    — Ангел Господень возвестил Марии,
    — и она зачала от Духа Святого. Радуйся, Мария, благодати полная. — Вот, я раба Господня;
    — да будет Мне по слову твоему. Радуйся, Мария, благодати полная. — И Слово стало плотью,
    — и обитало с нами. ==== Радуйся, Мария, благодати полная. — Моли о нас, Пресвятая Богородица!
    — Да удостоимся Христовых обещаний.
    — Помолимся!
    Просим Тебя, Господи, наполни нас Твоей благодатью,
    дабы мы, познав через ангельское приветствие воплощение Христа, Сына Твоего,
    Его же страданием и крестной смертью достигли славы воскресения.
    Через Христа, Господа нашего. Аминь.

    (Читается вместо молитвы «Ангел Господень» в период от Великой Субботы до праздника Пресвятой Троицы) — Царица Небесная, радуйся! Аллилуйа
    — Ибо Тот, Которого Ты удостоилась носить в лоне Твоем, Аллилуйа
    — Воскрес из мертвых по предсказанию Своему, Аллилуйа
    — Моли Бога о нас, Аллилуйа
    — Радуйся и веселись, Дева Мария, Аллилуйа
    — Ибо воистину Господь воскрес, Аллилуйа

    Помолимся!
    Боже, благоволивший возрадовать мир
    воскресением Сына Твоего Христа Иисуса, Господа нашего,
    даруй нам, просим Тебя, предстательством Его родившей Девы Марии
    достичь радостей жизни вечной.
    Через Христа, Господа нашего. Аминь.

    Молитва посвящения себя и всего человечества Святейшему Сердцу Иисуса

    О Иисус милосердный; Искупитель человеческого рода, милостиво воззри на нас, к престолу Твоему с глубоким смирением припадающих. Мы — Твои, и хотим быть Твоими. Желая, однако, еще теснее соединиться с Тобою, каждый из нас сегодня посвящает себя добровольно Святейшему Сердцу Твоему. Тебя многие никогда не знали, от Тебя многие отреклись, презрев заповеди Твои. Сжалься над теми и другими, о благой Иисус, и привлеки всех к Святому Сердцу Твоему. Будь Царем, Господи, не только верных, никогда не оставлявших Тебя, но и блудных сынов, ушедших от Тебя. Приведи их скоро в Отчий дом, да не погибнут от духовной нищеты и голода. Будь Царем и тех, кого ложные толки ввели в заблуждение или разногласие увлекло в раскол. Приведи их обратно в пристанище истины и к единству в вере, да будет скоро едино стадо и един Пастырь. Также и всех. Тебя еще не знающих, приведи в семью верующих. Даруй, Господи, Церкви Твоей полный расцвет и свободу, даруй всем народам мирное благоустройство, чтобы со всех концов вселенной звучало единогласно: Слава Божественному Сердцу, через Которое нам дано спасение, слава и честь Ему во веки веков! Аминь.

    Акт посвящения Пренепорочному Сердцу Марии

    О Пресвятая Троица: Бог Отец, давший Марии честь быть достойнейшей среди Своих дочерей; Бог Сын, удостоивший Ее благодати быть Своей Матерью; Бог Святой Дух, избравший Ее Своей Невестой — в единении с Пресвятой Божией Матерью Фатимской, Предсказавшей обращение России, верим в Тебя, поклоняемся Тебе, уповаем на Тебя и любим Тебя.

    О Мария, призывая Твое покровительство, мы посвящаем и препоручаем себя, наши семьи и нашу Родину Твоему Пренепорочному Сердцу. Будь нам Матерью, Заступницей и примером служения Богу. Вдохнови нас на подвиг верного служения Тебе, Твоему Сыну и Его Церкви в это историческое и судьбоносное время приближающегося Великого Юбилея 2000 года и введи нас в третье тысячелетие достойными высокого звания христиан. Ты, Которая по матерински понимаешь трудности и надежды нашей жизни, особенно в борьбе между добром и злом, услышь наш зов о помощи и в об’ятьях Твоей Материнской любви укрой нас, обеспокоенных своей бренной и вечной судьбой.

    О Пречистая Богородица, представь пред престолом Всемилостивого и Всемогущего Бога наше благодарение за обилие благодатей, которыми Он одаривает Россию, наше покаяние за грехи народа и нашу жертву, испроси благословения на будущее, на достижение мира, согласия и взаимопонимания. Твоим предстательством, да благоловит Он усилия по единению христиан во имя завета Господа: »Да буду все едино»; да воззрит милостиво на Церковь Свою, даруя Ей полную свободу и благодать многих и святых призваний к священству и монашеству; да благословит государственную власть в ее заботах о благосостоянии народа, его духовном развитии и соблюдении справедливости; да печется о наших семьях, чтобы были сильны Богом и нерушимы; да одарит детей и молодежь духовным, интеллектуальным и физическим развитием и хранит их от греховного соблазна; заблудшим да укажет путь обращения; неверующих да приведет к познанию истины; грешников — к покаянию; да сжалится над больными и бедными, страждущими и обремененными — над всеми, кто пребывает в нужде.

    О Пресвятая Богородица, Покровительница земли российской, под Твою защиту прибегаем. Прими наше Тебе посвящение. Будь с нами на путях веры, надежды и любви. Твоим предстательством да наступит обращение сердец и да восторжествует добро. Молись о нас, чтобы исполняя волю Всевышнего мы всегда уподоблялись Твоему примеру, служения ему и ближнему. Просим через Христа Господа нашего. Аминь. Архиепископ Тадеуш Кондрусевич

    Читайте так же:  Сильные заговоры и молитвы на поиск работы

    Молитва св. Бернарда

    Вспомни, о всемилостивая Дева Мария, что испокон века никто не слыхал о том, чтобы кто-либо из прибегающих к Тебе, просящих о Твоей помощи, ищущих Твоего заступничества, был Тобою оставлен. Исполненный такого упования, прихожу к Тебе, Дева и Матерь Всевышнего, со смирением и сокрушением о своих грехах. Не презри моих слов, о Мать Предвечного Слова, и благосклонно внемли просьбе моей. Аминь.

    Молитва к Святому Духу

    Господи, Царь Небесный, Дух истины и душа души моей, поклоняюсь Тебе и молю Тебя: наставь меня, укрепи меня, будь моим руководителем и учителем, научи меня тому, что мне следует делать. Поведай мне, Господи, все повеления Твои, я же обещаю исполнять их и с любовью приму все, что мне будет послано Тобою. Одного только прошу у Тебя: научи меня всегда творить волю Твою. Аминь.

    Молитва св. Игнатия

    Приими, Господи, всю свободу мою. Возьми память, разум и волю мою. Все, что имею или чем располагаю, все мне Тобою даровано, и потому предаю все в полное Твое распоряжение. Единственно любовь Твою и благодать Твою мне даруй, и буду богатства преисполнен, и никогда не попрошу я ничего другого. Аминь.

    Утренняя молитва у католиков

    • Главная
    • Наука
    • Сретенские чтения
    • XX Сретенские чтения
    • Секция религиоведения
    • Опыт молитвы в Православии и Католицизме

    «Как бывает правильно поставленный голос, так бывает и правильно поставленная душа», – писал священник Александр Ельчанинов [1, с. 75]. В православии правильно поставленная душа рождает в себе такой строй, который именуется странным словом – радостопечалие: печаль – потому что есть зрение своих грехов, а радость – потому, что есть изнесение их пред лицо Спасителя [2, c. 295]. Еще одно характерно православное слово, говорящее о том же умении сопрягать в единое звучание разные и даже как будто взаимоисключающие устроения души – это слово умиление. С. Аверинцев это грекославянское слово перевел на русский язык как «любовь с заплаканным лицом». Лествичник поясняет причину радости молитвенников: если присутствие любимого человека видимо всех нас изменяет и делает веселыми, радостными и беспечальными, – тем более возвеселяет присутствие Небесного Владыки, невидимо сходящего в душу. «Тогда и по наружному виду изъявляет светлость души», – заключает он [3, с. 262].

    Говоря о картинах, украшающих западные храмы, свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Так и видно, что живописцы были люди, вполне плотские, не имевшие ни малейшего понятия о духовном, никакого сочувствия к нему и потому не имевшие никакой возможности изобразить человека духовного живописью. Не имея понятия о том, какое положение принимают черты лица углубленного в свою молитву святого мужа, какое положение принимают его глаза, его уста, его руки, все тело его, они сочиняют в невежественном воображении своем произвольную, невежественную мечту, сообразно этой мечте устанавливают натурщика или натурщицу, и отличная кисть изображает на полотне совершенную нелепость, так, как красноречивейший оратор по необходимости должен был бы произнести самую бестолковую речь, если б заставили его говорить о предмете, вовсе неизвестном ему» [2, с. 294].

    Различие картины и иконы – не просто различие двух художественных школ. В нем сказывается существенное расхождение именно молитвенного опыта. По мнению Л. Успенского, перед «реалистически-сентиментальными» картинами можно молиться не благодаря, но лишь – вопреки им.

    Разница православия и католичества – это различное проведение границы между душевным и духовным: у нас она пролегает в разных сферах. То, что в православии есть еще лишь естественное состояние, в католической мистике воспринимается как уже благодатное. Западная картина и восточная икона зримо показывают эту разницу [4]. А. Лосев проявление этих внутренних различий видит в том, как «отличается умиленное видение иконного лика от нескромного осязания и зрительного взвешивания статуи» [5, с. 866].

    И в богословии, и в мистике, и в музыке многое из того, что Запад представляет как «духовно-благодатное», Восток сдержанно оценивает как «душевное», рукотворно-человеческое. Но отождествление душевного с духовным и есть состояние «мнения», прелести. Не только суровый аскет свт. Игнатий Брянчанинов чувствует привкус прелести в высших проявлениях западной мистики, но и тот же Лосев пишет о «явной и принципиальной прельщенности этого (католического) опыта тварью» [5, с. 858].

    Духовные авторитеты Запада настойчиво рекомендуют тот путь духовного делания, который категорически запрещают духовные учителя Востока. Речь идет о том, как должен держать себя человек во время молитвы. Как человеку защитить себя от того, чтобы незаметно для себя самого начать молиться… себе самому. Задолго до Фейербаха и Фрейда христианская мысль знала, что человек способен сам создавать объекты своего религиозного поклонения. Человек способен спроецировать свои страхи и надежды «вовне», сделать их отчужденными от самого себя, сублимировать и вознести на «небеса». Человек может сам спровоцировать в себе такие психические состояния, которые он будет склонен рассматривать как пришедшие к нему извне, как откровение и благодатное посещение. Человек выступает творцом своего религиозного опыта.

    Опытным путем Отцы пришли к некоторым конкретным советам, помогающим отличать опыт чисто человеческий от того опыта, в котором человеческое оказывается пронизано Божественным. Один из этих советов – не заниматься самовозбуждением. Не провоцировать в себе какие-либо острые «религиозные» переживания. Не искать видений и чудес. Держать в узде воображение. И поэтому во время молитвы надо строго воздерживаться от того, чтобы представлять себе какие-либо зримые картинки. «Если допустите образы, – предупреждает свт. Феофан Затворник, – то есть опасность начать молиться мечте» [6, с. 25].

    При православной молитве не виды, не образы, а смыслы, постигаемые умом и переживаемые сердцем, делаются предметом рассмотрения. Противоположную практику православные подвижники считают крайне опасной. Путь саморазжигающих медитаций и их итог православный мистик преп. Симеон Новый Богослов описывает так: «Он возводит к небу руки, глаза и ум, воображает в уме своем Божественные совещания, небесные блага, чины святых ангелов, селения святых, короче, собирает в воображении своем все, что слышал в Божественном Писании, рассматривает это во время молитвы и всем этим возбуждает душу свою к Божественному желанию и любви, иногда проливает слезы и плачет. Таким образом мало по малу кичится сердце его, и он мнит, что все, совершаемое им, есть плод божественной благодати к его утешению, и молит Бога, чтобы всегда сподобил его пребыть в этом делании. Это признак прелести» [7, с. 329-330].

    Читайте так же:  Молитва за дядю

    Католическая молитва предполагает вызывание в уме и удержание в памяти некоего зримого образа. Игнатий Лойола, основатель ордена иезуитов и почитаемый католический святой, предлагает, например, следующую медитацию: «Представить мысленно огромные языки пламени и души как бы заключенные в раскаленные тела. Услышать упреки, плач и вопли, предание проклятию Иисуса Христа и святых Его. Почувствовать запах дыма, серы, разложения и гнили. Представить, что мы сами осязаем этот огонь. Вспомнить души, пребывающие в аду, благодарить Господа за то, что Он не попустил мне окончить жизнь здесь» [8, с. 39]. Это упражнение рекомендуется делать за час до ужина. Есть, конечно, и иные предметы для медитаций. Можно представить себя воспринимающим благоухание Девы Марии в раю. Можно поставить себя рядом с апостолами на горе Преображения. Можно представить себя следующим Via Dolorosa следом за Христом.

    Слишком эмоциональная католическая медитация приводит к тому, что в область собственно религиозную вторгаются пробужденные ею человеческие эмоции, которым совсем не место в религии. И итог оказывается с точки зрения православного святоотеческого опыта просто пугающим. Анджела (сконч. в 1309 г.), в католичестве именуемая Блаженной, особо остро представляет себе страдания Христа. «Стояла я однажды на молитве, и Христос показал мне Себя наяву яснее. И тогда позвал Он меня и сказал мне, чтобы я приложила уста к ране на боку Его. И мне казалось, что я приложила уста и пила Его кровь, истекающую из бока Его и давалось мне понять, что этим Он очищает меня. И с этих пор начала я испытывать великое утешение, хотя от созерцания страстей Его испытывала печаль» [9, с. 75-76]. «Однажды взирала я на крест с Распятием на нем и, когда взирала я на Распятого телесными очами, вдруг зажглась душа моя такою пламенною любовью, что даже члены моего тела чувствовали ее с великою радостью и наслаждением. Видела же я и чувствовала, что Христос обнимает душу мою рукою, которая пригвождена была ко кресту, и радовалась я величайшею радостью… И иногда от теснейшего этого объятия кажется душе, что входит она в бок Христов» [9, с. 150-151].

    Интенсивность такого рода созерцаний такова, что, например, мистический собеседник Анджелы говорит ей: «Был Я с апостолами и видели они Меня очами телесными, но не чувствовали Меня так, как чувствуешь ты» [9, с. 96]. Сама же Анджела столь живо переживает картины Страстей, проходящие перед ее глазами, что убеждена, что даже Дева Мария, стоявшая у креста своего Сына, не могла бы рассказать о них подробнее Анджелы [9, с. 135].

    Вот характерный пример с Терезой Авильской. «Часто Христос мне говорит: Отныне Я – твой и ты – Моя. Эти ласки Бога моего погружают меня в несказанное смущение. В них боль и наслаждение вместе. Это рана сладчайшая… Я увидела маленького Ангела. Длинное золотое копье с железным наконечником и небольшим на нем пламенем было в руке его, и он вонзал его иногда в сердце мое и во внутренности, а когда вынимал из них, то мне казалось, что с копьем вырывает он и внутренности мои. Боль от этой раны была так сильна, что я стонала, но и наслаждение было так сильно, что я не могла желать, чтобы окончилась эта боль. Чем глубже входило копье во внутренности мои, тем больше росла эта мука, тем была она сладостнее» [10, с. 72-75].

    Приводя эти откровения Терезы, Д. Мережковский комментирует: «Если бы нечестивая, но опытная в любви женщина увидела Терезу в эту минуту, то поняла бы, или ей казалось бы, что она понимает, что все это значит и только удивилась бы, что с Терезой нет мужчины». Если переживание Терезы воспринимать как религиозное – то к нему придется приложить известное православной мистике состояние «блудной прелести» [4].

    А. Ф. Лосев писал: «Блаженная Анджела находится в сладкой истоме, не может найти себе места от любовных томлений, крест Христов представляется ей брачным ложем… Что может быть более противоположно византийско-московскому суровому и целомудренному подвижничеству, как не эти страстные взирания на крест Христов, на раны Христа и на отдельные члены тела Его, это насильственное вызывание кровавых пятен на собственном теле и т. д. и т. д… Это, конечно, не молитва, и не общение с Богом. Это – очень сильные галлюцинации на почве истерии, то есть прелесть. И всех этих истериков, которым является Богородица и кормит их своими сосцами, всех этих истеричек, у которых при явлении Христа радостный озноб проходит по всему телу и между прочим сокращается маточная мускулатура, весь этот бедлам эротомании, бесовской гордости и сатанизма – можно, конечно, только анафематствовать» [4].

    В молитве опытно ощущается вся неправда католицизма… Православная молитва пребывает в верхней части сердца. Католическая эротомания связана, по-видимому, с насильственным возбуждением и разгорячением нижней части сердца. «Старающийся привести в движение и разгорячить нижнюю часть сердца приводит в движение силу вожделения, которая, по близости к ней половых органов, приводит в движение эти части. Какое странное явление! По-видимому, подвижник занимается молитвой, а занятие порождает похотение, которое должно было бы умерщвляться занятием», – приводит А. Лосев в заключение слова св. Игнатия Брянчанинова [5, c. 868-869].

    Читайте так же:  Да воскреснет Бог молитва читать

    Анджела описывает свои состояния: «И вопила я без всякого стыда: «Любовь моя, еще не познала я Тебя! Почему так оставляешь меня?» Но не могла я сказать больше, а только, восклицая это, хотела произнести и сказать слово и не могла произнести: так голос и крик стесняли мое слово. Вопль же этот и крик приключился мне при входе в притвор церкви св. Франциска, где по отшествии Божием сидела я, томясь и крича перед всем народом, так что пришедшие со мной и знакомые мои стояли поодаль, краснея и думая, что иная тому причина. Я же от сладости Его и от скорби об отшествии Его кричала и хотела умереть. И все связки тела моего тогда разъединялись» [9, с. 101].

    Вспомним Франциска Ассизского, он спокойно может ощущать себя страдающим вместе с Иисусом за чужие грехи, спокойно говорить, что «я не сознаю за собою никакого прегрешения, которое я не искупил бы исповедью и покаянием», и даже в видении представлять себя рядом со Христом в виде двух столпов света. На смертном одре он не говорит, подобно отцам Патерика – «я не положил начало покаянию», не просит о прощении, а говорит – «я прощаю всем моим братьям» [4].

    Св. Метхильда верила, что «она не нуждалась в замаливании своих грехов и в добрых делах. Огонь мистического экстаза охватил ее. Пепел спал, и предстала она пред Женихом чистою и сияющей, как вышедшее из огня золото. Сам Христос исполнил за нее добрые дела. Поэтому Метхильда готова была умереть и без исповеди: нужно ли каяться святой, нужно ли чистить сияющее золото?» [11, с. 12-13].

    В «Цветочках» св. Франциска в главе 44 написано, что степень духовного совершенства – в зависимости от степени страдания, которое праведник испытывает, размышляя о распятии. Преп. Серафим Саровский говорит: «При нашествии Духа надлежит быть в полном трезвении и души и тела и в целомудренной чистоте плоти”. Не случайно в своем разборе «Подражания Христу» Фомы Кемпийского Игнатий Брянчанинов говорит: «Нельзя кокетничать с Богом» [12, с. 255].

    Образная медитативность католического благочестия, чуждая для христианского Востока, сказалась и в установлении ряда столь странных для православного вкуса «анатомических праздников» – «тела Христова», «сердца Христова», культа «пяти ран» и «сердца Марии», и в молитвах к «крови Христовой» и т. п. «Мы покланяемся тебе, драгоценная Кровь Иисуса Христа, приносим тебе наше покаяние и просим о прощении через сердце Твоей святейшей Матери», – характерный пример такого рода молитв из брошюры «Мистическая роза» [4].

    Католическое учение о молитве имеет и положительные стороны. В молитве человек учиться повсеместно встречать Бога, не знающего границ, призывать имя Его, принимать Его обетование, проходить через темные глубины веры, и после этого ходатайствовать за людей [13, c. 19].

    В заключение следует выделить принципиальные моменты, по которым католическое учение о молитве отличатся от православного:

    1. Любовное подражание Христу [13]. У католиков это выражено в чувственной любви, не свободной от страстей. При этом Христос часто называется Супругом со всеми вытекающими из этого последствиями. Поэтому сами католики используют термин «терзание». В Православии речь идет только о духовной любви к Богу, когда Христос является Женихом христианской души.

    2. Отсутствие чувства покаяния. Католики предпочитают молиться за других и их прощать, чем видеть собственные согрешения и ощущать необходимость в постоянном покаянии. В Православии чувство покаяния укоренено очень глубоко и молитва в первую очередь носит покаянный характер.

    3. Католики часто жаждут сострадать Христу, что доходит у них до искусственно вызванных стигматов, вызванных разгоряченным воображением. В Православии молитва безобразна, чтобы исключить возможность прелести. Каждый православный христианин несет по жизни свой собственный крест, но нести его может лишь с помощью Божией благодати, поэтому, ощущая свою немощь и греховность, постоянно нуждается в помощи Божией и в Спасителе – Иисусе Христе.

    4. Католики не гнушаются медитацией, которую сравнивают с богомыслием. Даже Иисусова молитва для них является медитацией, что совсем не соответствует ее смыслу. В Православии медитация строго запрещена, так как ведет к соприкосновению с бесовскими силами.

    Литература и источники

    1. Ельчанинов Александр, свящ. Записи. Париж, 1962.

    2. Игнатий (Брянчанинов), свт. Понятие о ереси и расколе // Богословские труды. Вып. 32, М., 1996.

    3. Иоанн Лествичник, преп. Лествица. Сергиев Посад, 1908.

    4. Кураев Андрей. Вызов экуменизма [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/Kuraev_vyzov_ekumenizma01-all.shtml

    5. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930.

    6. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып. 7. М., 1994.

    7. Добротолюбие, т. 5. М., 1895.

    8. Игнатий Лойола. Духовные упражнения // Символ. – № 26.

    9. Откровения бл. Анджелы. Перевод и вступительная статья проф. Л. П. Карсавина. М., 1918.

    10. Мережковский Д. С. Испанские мистики. Брюссель, 1988.

    11. Карсавин Л. П. Малые произведения. Спб., 1994.

    12. Игнатий Брянчанинов, свт. Аскетические опыты. Т. 1. М., 1993.

    13. Жак Лев. Великие учителя молитвы. Перевод с франц. Брюссель: Жизнь с Богом, 1986.

    Утренняя молитва у католиков
    Оценка 5 проголосовавших: 1
  • ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here