Псалом 90 текст молитвы на русском толкование

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Псалом 90 текст молитвы на русском толкование - в подробном и точном описании.

Ветхий Завет


Псалтирь


Псалом 90.

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!»

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: 12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Предыдущая книга

Следующая книга

Псалом 90. Живый в помощи Вышнего

90 ПСАЛОМ — ТЕКСТ С УДАРЕНИЯМИ И ПЕРЕВОДОМ

Псалом № 90 (со Славой) слушать:

КАФИЗМА 12

Видео (кликните для воспроизведения).

Псалом 90

Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев. 1 Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. 1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 3 Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. 4 за плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его. 5 Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 от ве́щи во тме преходя́шия, от сря́ща, и бе́са полу́деннаго. 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 7 Паде́т от страны́ Твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю Тебе́, к Тебе́ же не прибли́жится, 8 оба́че очи́ма Твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. 9 Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище Твое́. 10 Не прии́дет к Тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ Твоему́, 11 я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о Тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. 12 На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, 13 на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. 14 Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна́ и́мя Мое́. 15 Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его, 16 долгото́ю дний испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое́.

Слава:

КАК БЫЛ НАПИСАН ПСАЛОМ 90 И ЧТО ОН ОЗНАЧАЕТ

Среди исследователей считается, что текст этого псалма, который начинается со слов «Живый в помощи», были составлены царем Давидом по поводу спасения от трехдневной моровой язвы поэтому его еще называют хвалебной песнью Давида. В этом поучительном псалме пророк поучает, что вера в Бога является лучшей защитой от всякого зла и от бесовских нападок. Любящие своим сердцем Бога и уповающие на Его защиту, могут не бояться различных опасностей.

Девяностый псалом — очень сильная молитва о помощи, которая, исходя из многовекового опыта, поможет оградить от любых неприятностей и зла. Он — «как сильное оружие на демонов,90-й псалом испытан многими поколениями христиан» (иеромонах Иов (Гумеров).

Даже слова сатаны, во время искушений Спасителя, доказывают нам, насколько действенны против него слова 90-го псалма. После Своего Крещения, Господь Иисус Христос на сорок дней удалился в пустыню для молитв и там Спасителя начал искушать диавол. Одним из искушений было:если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано:

Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6).

«Ангелам своим…» — это слова из девяносто псалма и, сатана вряд ли бы их повторил, если бы они не были настолько сильны в борьбе с ним.

ОБЪЯСНЕНИЕ И КРАТКОЕ ТОЛКОВАНИЕ 90 ПСАЛМА

Пс.90:1-2 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
Живый в помощи Вышняго — кто надеется и уповает на помощь Всевышнего, тому Он и будет покровительствовать. Верующий в Господа говорит Господу: Ты заступник мой и прибежище мое: Бог мой, я буду надеяться на Него.
В этом стихе идет речь о преданности человека воле Божией, надежде на Его защиту и поэтому, на спокойствие и уверенность в своей безопасности.

Читайте так же:  Молитва царя давида от начальника

Пс.90:3-4 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина его.
Господь Бог избавляет от любых сетей , от всякого зла, которые могут привести в смятение (от словесе мятежна). Он прикроет тебя от бед (плещма Своима осенит тя) и даст ощущение спокойствия и безопасности (и под криле его надеешися).
Истина Божия окружит тебя со всех сторон и будет, как оружие. Истина здесь — это верность Господу, Он обещает Свою помощь , и те, кто хотят ее получить, обязательно получают.

Пс.90:5-6 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго.
Ночная тьма — это образ страхов, опасности. Псалмопевец убеждает человека, что тому, кто находится под Божией охраной, не нужно бояться ни ночных страхов, ни стрел «летящия во дни«. Ты будешь огражден от всякой (неприязненной) вещи, которые бывают по ночам (во тме преходящия), и от разных случайностей, неожиданностях при «встречах» (от сряща, т.е. от того, что происходит нечаянно), от злых духов, которые могут напасть и в полдень (среди бела дня).

Пс.90:7-8 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.
Если с одной стороны нападает тысяча врагов а с другой – десять тысяч (или больше), то и в этом случае они не смогут приблизиться к тебе. Они не причинят тебе никакого вреда и ты сам, своими глазами, увидишь, как Господь накажет их за это (обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши).
В библейской истории описывается, как Иудейский царь Езекия, будучи окружен неприятелем, возопил ко Господу Богу и получил от Него защиту — 185 тыс. войско ассирян было поражено в одну ночь (2Пар.32).

Пс.90:9 Яко Ты, Господи, упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
Ты, Господи, вся моя надежда и опора (яко ты, Господи, упование мое), говорит псалмопевец. Одного Всевышнего выбрал ты (положил еси) прибежищем твоим.

Но, даже невзирая на столь большие опасности, которые символизируют эти животные, человек, находящийся под Божией защитой, отразит нападения любых врагов и победит самое ужаснейшее зло.

Пс.90:14-16 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.
Далее пророк говорит от лица Бога: после того, как человек стал надеяться на Меня (яко на Мя упова), то Я избавлю его и укрою от бед и опасностей. А за то, что он начал верить Мне (яко позна имя Мое), я не оставлю его без защиты. И, если человека постигнет какая-либо неприятность, Я буду рядом с ним в этой беде (с ним есмь в скорби), избавлю его (изму его) от нее, и даже прославлю его. Т.е. даже тяжелые обстоятельства Господь превратит в благополучие и славу.
Долготою дний исполню его — верующий и любящий Бога, получит в награду долгую жизнь на земле и блаженство жизни будущего века.
Псалом «Живый в помощи» наиболее популярен среди верующих, его чаще всего ищут в интернете. Очень полезно выучить этот псалом наизусть и читать его перед всяким важным делом.

Почему девяностый псалом читается во всякой опасности?

Говоря о девяностом псалме, нельзя не коснуться темы о благодатном, благотворном и спасительном чтении Псалтири в жизни каждого православного христианина.

Так, к примеру, представитель древнего египетского монашества, которое огромнейшее значение в своей аскезе и духовном подвиге придавало Псалтири, пресвитер скитский Маркелл из Лавры Келлий говорил так: «Поверьте, чада, что ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не унижает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла – сатану, как постоянное упражнение в псалмопении. Все Священное Писание полезно, и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто так не сокрушает его как Псалтирь…»

Святой праведный же Иоанн Кронштадтский спустя много сотен лет написал о псалмах: «Боговдохновенные песнопения Давида руководят всех к молитве, преданности к Богу, славословию и благодарению Бога за все; они просвещают, питают, услаждают и укрепляют души верующие; прогоняют невидимых врагов, врачуют страсти душевные, научают любить Бога и хранить Его заповеди, молиться за всех и непрестанно возноситься к Богу; и сладость их, польза для душ благочестивых неисчислима…» А святитель Иоанн Златоуст называл Псалтирь «святилищем слова Божия».

Из личного опыта скажу следующее… Несколько лет назад у нас в близкой родне случилась тяжелая трагедия – умер младенец. Было очень тяжело. Особенно когда привезли тело домой. Если бы оно оставалось в доме целую ночь, не знаю, как бы мы все выдержали. Будто тяжелая бетонная плита, горе навалилось на грудь, и с каждой минутой давление усиливалось. Как священник, я настоял, чтобы тело перевезли в храм. Целую ночь мы читали над ним Псалтирь практически беспрерывно. И вот благодаря чтению псалмов ощущение горя истончилось и рассеялось бесследно, как дым. Его не стало. Вместо этого пришла какая-то светлая легкость. И действительно было ощущение, описанное святым пророком и царем Давидом в 90-м псалме «Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися», что переводится на русский язык как «перьями Своими осенят тебя, и под крыльями Его будешь безопасен». Толкователи этого места сходятся в том, что боговдохновенный автор Давид сравнивал Бога с птицей, которая заботливо укутывает своих птенцов крыльями, защищая их от всякой опасности.

Читайте так же:  Молитва о взаимной любви любимой женщины

Когда мы читали Псалтирь над гробом малютки, было ощущение, что Господь очень-очень близко, Он укутывает нас Своей любовью и заботой и будто бы сквозь стихи псалмов проступает фраза Его: «Все будет хорошо». И сейчас, оглядываясь на трагическое событие более спокойно, спустя несколько лет, можно сказать, что наша семья с Божьей помощью пережила горе именно благодаря Псалтири.

Потому, конечно же, чтение этой великой книги очень-очень важно. Она, наряду с остальными книгами Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, бесспорно должна стать настольной книгой любого православного христианина. Потому что в ней заключены крылья духовные, возводящие душу на небо.

Одними из самых используемых псалмов являются 50-й и 90-й. Они довольно часто звучат в богослужениях и келейных (домашних) молитвах. Девяностый псалом издревле считался молитвой воинов и вообще молитвой о сохранении жизни на поле брани или в любой другой опасной ситуации. Тому подтверждение и то, что этот псалом употребляется в шестом часе, посвященном Распятию Христовому. Словно сам Господь наш Иисус Христос читает Его во время Своего распятия, уповая и веря, что Его человеческая природа будет спасена. Конечно же, и мы должны уподобляться Спасителю.

История написания данного псалма следующая… Так, например, блаженный Феодорит отмечает, что святой пророк и царь Давид написал его, прозирая пророческим духовным видением, как спустя несколько столетий его потомок царь Езекия истребит войско врагов-ассирийцев. Другие толкователи говорят, что псалом был написан Давидом по избавлению народа от трехдневной моровой язвы. Как бы то ни было, но сотни поколений христиан испытали на себе этот псалом как очень эффективное оружие против демонов.

В Псалтири 90-й псалом надписан как «Хвала песни Давидовы», или хвалебная песнь. Фактически это благодарственное песнопение, которое боговдохновенно рисует перед человеком картину того, что Господь верных своих оберегает и защищает от всякого зла.

С древних времен на Руси практиковалась традиция носить пояски или вшивать в одежду воинам бумажечки с текстом девяностого псалма. Об этом, кстати говоря, пишется в замечательном романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго», где главный герой после битв находит на теле убитых и красноармейца, и белогвардейца текст с девяностым псалмом.

Конечно же, нужно, дорогие братья и сестры, иметь нашим воинам при себе текст девяностого псалма, можно носить пояс с его стихами. Это обязательно поможет. Но очень важно, чтобы человек сам молился.

Толкование на псалмы

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей .

В псалме восемьдесят девятом изобразив обращение народа иудейского, как и естественно следовало, вводить в настоящем псалме лице тайноводствуемых Христом и побеждающих Им врагов мысленных, т. е. начала и власти, миродержителей тьмы сей, духов злобы и самого ненавистного сатану. И враги эти в настоящем псалме именуются различно: «страх ом нощн ым, стрел ою летящ ею во дни » ( Пс.90:5 ), «вещи ю во тме преходяще ю», «срящим и бес ом полуденн ым» ( Пс.90:6 ), «тысящ ами и тма ми» ( Пс.90:7 ), «аспид ом и василиск ом», «льв ом и зми ем» ( Пс.90:13 ). И над всеми этими врагами псалом возвещает человеку Божию победу.

Пс.90:1 . Живый в помощи Вышняго.

Пророческий дух ублажает человека, т. е. того, кому помощь и пособие Христос, Который есть Вышний. И не блажен ли, кто сподобился иметь Покровителем Бога небесного?

В крове Бога небесного водворится .

Кто пребывает в сей помощи, тот всегда будет покрываем и охраняем.

Пс.90:2 . Речет Господеви: заступник мой еси.

Кто же речет это Господу, кроме человека, который на Него возложил упование и на Нем утверждается в деле своего спасения?

Пс.90:3 . Яко Той избавит тя от сети.

Предуведомляет, что этим означаются сопротивные силы.

Пс.90:4 . Плещма Своими осенит тя.

Поскольку человек Божий сказал, что сам Бог

избавит его от сети ловчи и от словесе мятежна ,

то Дух пророческий, ободряя и умащая его к духовному мужеству, ответствует:

плещма Своима осенит тя .

Яснее сказать: укроет тебя под сенью крыл Своих, защитит тебя оружием; после чего ни одна сопротивная сила не сделает тебе вреда.

Пс.90:5 . От стрелы летящия во дни.

Стрелою наименовал теперь какую-то нечистую силу.

Пс.90:6 . От сряща и беса полуденного .

Бесом полуденным называет духа лености ( ἀκηδίας ).

Пс.90:7 . Падет от страны твоея тысяща.

Словом «страна» означает собственно левую сторону, и справедливо; потому что с этой стороны, как говорит, злоумышляют тысячи, а с правой – десятки тысяч. Ибо, что право в делах наших, что крепко и чудно в добродетелях, к сокрушению того устремлено множество лукавых сил.

Пс.90:8 . Оба́че очима твоима смотриши.

Не потерпишь, говорит, ни малого вреда от злоумышляющих, увидишь же падение врагов твоих.

Пс.90:9 . Вышняго положил еси прибежище твое.

Дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога.

Читайте так же:  Молитва за дочь чтобы у нее были дети

Пс.90:10 . Не приидет к тебе зло ,

потому что порочное свойство приходить извне, а добродетельные качества имеют основание внутри нас. «Сотвори Бог человека праваго» , а он, взыскав помыслов лукавых, извне привлек в себя злобу ( Еккл. 7, 30 ).

И рана не приближится селению твоему .

Повелевает благодушествовать, потому что не случится с ними ничего неприятного, как скоро уверятся, что к верующим в Бога помощником посылается Ангел.

Пс.90:11 . Яко Ангелом Своим заповест о тебе.

Это сказал и во псалме тридцать третьем: «ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их» ( Пс. 33, 8 ). Но послушаем, что говорит и патриарх Иаков: «Ангел, иже мя избавляет от всех зол» ( Быт. 48, 16 ). И великий Авраам в ободрение рабу своему говорит: Бог «по́слет Ангела Своего пред тобою, и по́ймеши жену сыну моему Исааку оттуду» ( Быт. 24, 7 ). Поэтому, отовсюду познаем, что Бог всяческих чрез Ангелов охраняет возложивших на Него упование.

Сохранити тя во всех путех твоих .

Кто ни в чем не претыкается, тот охраняется во всех путях своих.

Пс.90:12 . Да не когда преткнеши о камень ногу твою.

Словом «нога» означает душу, а словом «камень» – грех.

Видео (кликните для воспроизведения).

Пс.90:13 . На аспида и василиска насту́пиши.

Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими; почему, без всякого опасения, будешь попирать главы их.

Пс.90:14 . Яко на Мя упова, и избавлю и.

Вводит лице самого Бога, Который в награду веры обещает спасение. Это наконец изрек Бог всяческих, научая, каков плод упования. Избавлю его, говорит Бог, от всех видимых и невидимых злоумышлений, оградив упованием на Меня; для этого буду сохранять его, услышу призывающего, и прииму прошение.

Покрыю и, яко позна имя Мое .

Не только от злоумышляющих избавлю рабов Моих, но и дарую им нескончаемую жизнь, сподоблю их спасения Моего. А спасение наше – Иисус Христос, Который вводит нас в новый подвиг и уготовляет к воцарению с Ним.

Пс.90:15 . Воззовет ко Мне, и услышу его.

Воззвав же ко Мне велегласием души, обретет Меня внемлющим ему и соизволяющим на прошение его; потому что Я всегда с ним, хотя бы он был и в напасти.

Пс.90:16 . Долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое.

А спасение это – сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним.

Псалом 90

Хвала песни Давидовы, не надписан у еврей

Хвалебная песнь Давида. Не надписан у евреев.

1 Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится.

1 Живущий помощью Всевышнего под кровом Бога небесного водворится.

2 Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.

2 Скажет Господу: «Заступник мой Ты и прибежище моё, Бог мой и уповаю на Него».

3 Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна,

3 Ибо Он избавит тебя от сети ловцов и от вести тревожной.

4 плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его.

4 За плечами Своими сокроет тебя, и под крыльями Его будешь надеяться, – как оружие окружит тебя истина Его.

5 Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни,

5 Не убоишься от страха ночного, от стрелы, летящей днём;

6 от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго.

6 от опасности, во тьме блуждающей, от несчастья и демона полуденного.

7 Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится,

7 Падёт рядом с тобою тысяча, и десять тысяч справа от тебя, но к тебе не приблизятся.

8 обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши.

8 Только очами твоими посмотришь и воздаяние грешников увидишь.

9 Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое.

9 Ибо Ты, Господи, надежда моя! Всевышнего сделал ты прибежищем твоим.

10 Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему,

10 Не подступится к тебе зло, и бич не приблизится к шатру твоему,

11 яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.

11 ибо Он Ангелам Своим заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, –

12 На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою,

12 на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоею.

13 на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия.

13 На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и дракона.

14 Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.

14 «Ибо на Меня он уповал, и избавлю его, прикрою его, ибо он познал имя Моё.

15 Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго,

15 Призовёт Меня, и услышу его, с ним Я в скорби, избавлю его и прославлю его,

16 долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.

16 долгоденствием исполню его и явлю ему спасение Моё».

Читайте так же:  Пятничная молитва прикол

Слава:

Слава:

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходяшия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.

Толкование на Псалмы

Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей. С Евр.: «Хвалебная песнь Давида». «Бл. Давид, – говорит бл. Феодор., – издалека духовными очами провидя, что будет с бл. Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство ( 4Цар. 19 ), – изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога». По мнению св. Афанасия, псалом, сей «возвещает Божию победу над мысленными врагами – над демонами». По мыслям и изображению их, по языку, этот псалом также труден для уразумения, как и предыдущий.

1. Живый в помощи Вышнего, в крове 528 Бога небесного водворится. С Евр.: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится». «Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот пользуется охранением от Бога небесного, и будет иметь это твердое ограждение, эту непреоборимую защиту». По св. Афанасию, «пророческий дух ублажает человека, коему помощь и пособие есть Сам Христос».

2. С Евр.: «Говорит Господу: прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю».

3. Яко той избавит тя от сети ловчи, и от словесе 529 мятежна. С Евр.: «Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы». «Сетию, – говорит блаженный Феодорит, – означил тайные козни, а вместо: словесе мятежна – Симмах перевел: «слова обидного». Таковы слова соплетающих ложь и клеветы». – Т.е. Бог соделает его победителем не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни». Св. Афанасий под сетею разумеет «сопротивные силы».

4. Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися. С Евр.: «Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его». «Образ речи (у LХХ-ти), – говорит блаженный Феодорит, – заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами пророк называет действия промысла, и употребил выражение, взяв в подобие птиц, которые крыльями покрывают птенцов. Т.е. Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов». «Укроет тебя под сению крыл Своих, защитит тебя оружием» (Св. Афан.). Оружием 530 обыдет тя истина Его. Как панцырем или щитом, покроет, защитит тебя истина Божия.

5. Не убоишися от страха нощного, от стрелы летящия во дни. С Евр.: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем». – «Избегаешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений» (Бл. Феод.). «Стрелою, – говорит св. Афан., – наименовал теперь какую-то нечистую силу». Халд. перев.: «от стрелы ангела смерти, летящей днем» 531 .

6. От вещи 532 во тме преходящия, от сряща 533 и беса 534 полуденного. С Евр.: «Язвы, ходящей в мраке, заразы, опустошающей в полдень». Т.е. живущий под защитою Всевышнего не убоится какого-нибудь ночного несчастного дела, бедственного случая и беса полуденного. «Бесом полуденным, – говорит св. Афанасий, – пророк называет духа уныния». – «Выражение: бес полуденный, – поясняет бл. Феод., – пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого-либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу. Т.е. охраняемый Богом отженет от себя страх, не будет приходит в боязнь среди полудня, но избежит демонских наветов, пользуясь помощию свыше» (Бл. Феод.).

7. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. С Евр.: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится». «Пророк говорит, что если с правой и левой стороны у тебя выйдет бесчисленное множество (врагов), тебе не будет никакого вреда» (Бл. Феод.). Св. Афанасий разумеет «множество лукавых сил, устремляющихся к сокрушению добродетели».

8. Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Т.е. при помощи Божией, не только не потерпишь никакого вреда от нападающих нечестивцев, но напротив, только будешь смотреть своими глазами, и видеть воздаяние им от Господа. То же в Еврейском.

Читайте так же:  Молитвы от мышей в доме

9. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнего положил еси прибежище Твое. По мнению бл. Феод., здесь в составе речи не достает слова: сказал: Ты, Господи, упование мое. Потому так печется о тебе Господь, что ты сказал: Ты, Господи, мое упование, т.е. потому, что сам решился отдать всего себя в волю Божию и на Него Единого возложил упование свое, таким образом ты Всевышнего соделал единственным прибежищем. По мнению св. Афанасия – здесь «дух человека Божия и Дух пророческий, ответствуя друг другу, показывают, сколько пользы в уповании на Бога». С Евр.: «Ибо Ты сказал: Господь упование мое; Всевышнего ты избрал прибежищем своим» 535 .

10. И рана не приближится телеси твоему. В Псалтирях: Еврейской 536 , Греческой 537 ), в Латинской 538 вместо слова: телеси – селению. Так читают – св. Афан., бл. Феод. и другие. С Евр.: «Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему». Т.е. жилище твое, при защите Божией, не постигнет никакое бедствие; «превозможешь диавольские приражения, и не потерпишь от того вреда» (бл. Феод.); «не случится ничего неприятного» (Св. Афан.).

11. Ангелом Своим заповесть о тебе и проч. «Бог всяческих чрез Аигелов охраняет возложивших на Него упование» (Св. Афан. Подоб. Пс. 33:8 ; Быт. 48:16, 24:7 ). С Евр: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих».

12. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою. Т.е. «будешь пользоваться от св. Ангелов всяческим о тебе промышлением, чтобы ниоткуда не приключалось тебе ни малого вреда. Ибо малость вреда пророк означил словами: преткнуться о камень; а выражение: на руках возмут тя, означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь» (Бл. Феод.). По Афан. – нога – означает душу, а камень – грех.

13. На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. С Евр.: «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Аспид, василиск и дракон самые страшные змеи. Яд аспида бытописатель называет губительным ( Втор. 32:33 ); по своей свирепости он противится всяким заклинаниям ( Пс. 57:5–6 ). Не менее страшен василиск (очковая змея); его огненные глаза имеют опасное влияние на животных; яд его смертелен, и животное, им ужаленное, умирает вскоре; по непобедимому могуществу и как бы по власти жизни и смерти над другими животными, василиск в древности был символом страшного, царского могущества. Дракон (удав или боа) есть огромнейший из всех змиев (длиною до 30 или 40 футов), проглатывает людей, быков и волов; по ужасной силе своей он изображает собою диавола ( Апок. 12:3–4 ). Сила льва известна. Певец упомянул о сих более злых и сильных животных, желая показать, что человеку, охраняемому чрез Ангелов Богом, не могут повредить никакие враги видимые и невидимые. «Не только не потерпишь никакого зла ты, человек Божий, но даже все множество духов увидишь под ногами своими и без всякого опасения будешь попирать главы их» (Св. Афан.). «Тысячи возлюбивших жизнь пустынную, – говорит бл. Феод., – пребывая вместе с зверями, упованием на Бога, избегли неприязненного их нападения».

14. С Евр.: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое».

15. С Евр.: «Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его».

16. Долготою дней исполню его и явлю ему спасение Мое. «А спасение это – Сам Господь наш Иисус Христос, Который вводит нас в новый век, предуготовляет нас к воцарению с Ним» (Св. Афан.).

В крове εν σκεπη – под прикрытием, защитою.

От словесе. В Еврейск: миддевер от девер, чрез сеголь, значит pestis – язва. Но LХХ здесь и далее в 6 стихе читали: мидевер от давар – слово. Бл. Иероним перевел: а morte insidiarum vel pestis perniciosissimae – от злокозненной смерти или губительнейшей язвы.

Оружием οπλω – ον – оружие, панцырь, щит.

От вещи απο πραγματος – μα – дело, положение, препятствие.

Сряща συμπτιωματος – μα – случай, несчастие.

Беса полуденнаго δαιμοvιου μεσημβρινου . В Еврейском вместо бесакетев, что значит: гибель, язва, всякий вред. А потому перевели бл. Иероним: а morsu – от вреда; Syris: vеnto meridiano – от полуденнаго ветра; Гроций: аb ardore solis – от солнечного зноя; другие: а peste – от язвы. Талмудисты, Акила, Симмах разумеют полуденных демонов, т. е. таких, которые вредят особенно в полдень. См. у Калмета.

Акила, Симмах и некоторые толковники дают такой смысл последним словам: «в высочайшем месте положил жилище Свое». См. у Калм.

σκηνωματι – μα – шатер, хижина;

tabernaculo – тоже. Потому справедливо поправлено в Славянской библии: селения.

Источник: Издание второе, исправленное и дополненное. Вятка. Печатня А.А. Красовского. 1874. От С.-Петербурского Комитета Духовной Цензуры печатать позволяется. С-Петербург. 10-го января 1874 года. Цензор Архимаидрит Арсений

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Псалом 90 текст молитвы на русском толкование
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here