Содержание
А. П. Лопухин. Толковая Библия. Псалтирь
Псалом 62
Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне (см. 2 Цар XV:28; XVII, 15-26). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.
Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже! (2-4). Я буду благословлять Тебя всю жизнь и сейчас постоянно вспоминаю о Тебе (5-7). Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге.
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
2-3. «Тебя от ранней зари ищу я» — к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона («видети силу Твою и славу» (слав.)) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.
4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
4-6. «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь». Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом.
За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных («туком и елеем»).
7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
7-8. Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью («на постели») и во время «стражи», которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну «поучаться закону» т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога.
9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
9-12. Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут («сойдут в преисподнюю земли» — в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» — добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. XLII:15-16 кн. Бытия) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.
Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крыл» своих (3 ст.) в продолжение наступающего дня.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+EnterБиблия. Псалтирь
Псалом 62
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Псалтирь, псалом 62 Псалтирь, пс 62
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам. Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Псалом 62 — слушать и читать текст. Толкование.
Ветхий Завет
Псалтырь
К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать скачать это видео и затем посмотреть его.
Здесь можно слушать и читать текст Псалма 62
Толкование Псалма 62
Свидетельство веры, проникновенно выраженное Давидом в Пс. 60 и 61, в этом чудном гимне, созданном им? пустыне Иудейской, достигает своей высшей точки. Это было время, когда царь был отлучен от Иерусалима, скинии и ковчега — вследствие мятежа Авессалома (2-Цар. 15:25). Душа псалмопевца, жаждавшая и в бедственной ситуации поклонения Богу, находила удовлетворение в восхвалении милости Его. В процессе этого благодарственного славословия Давид обретает уверенность в том, что противникам его не удастся осуществить их намерений.
Вводной надписи соответствует стих 1.
А. Душа жаждет Бога (62:2-3)
Пс. 62:2. Образ пустой… и безводной земли, где человеку естественно жаждать физически, по аналогии пробуждает в Давиде ощущение духовной жажды — жажды по Боге, от «жилища» Которого он отлучен. Это глубокое чувство овладевает им, едва он открывает глаза, в час ранней зари. Прекрасный в искренности своей, этот стих побуждал многих верующих читать Пс. 62 по утрам.
Пс. 62:3. Давид вспоминает, как постоянно лицезрел в святилище ковчег завета — символ силы и славы Господних (1-Цар. 4:21); он мечтает о возвращении этого времени.
Б. Душа удовлетворяется хвалою Всевышнему (62:4-9)
Пс. 62:4-5. Царь всем своим существом ощущает, что нет ничего, что могло бы сравниться с милостью Божией; для него она лучше, нежели жизнь.
Пс. 62:6-7. В стихе 6 «тук и елей» символизируют не жертвоприношения, а лучшую пищу, которой мог бы насытиться человек. Довольство своей души, радостно восхваляющей Господа, Давид уподобляет такому «насыщению». Он размышляет о Нем непрестанно, включая и ночные часы (стих 7).
Пс. 62:8-9. Ибо в Боге, Который поддерживает его «правой рукою Своею» (стих 9), он находит помощь и — в тени крыл Его (сравните Пс. 16:8; 35:8; 56:2; 60:5; 90:4) — покой и радость.
В. Предвкушение победы (62:10-12)
Пс. 62:10-12. Давид обращается мыслями к нынешней своей ситуации. Он полон радостного предчувствия, что ищущие погибели душе его (стих 10) не только не достигнут желаемого, но сами погибнут (души их сойдут в преисподнюю земли), а тела не будут удостоены погребения, но достанутся… в добычу шакалам (а не «лисицам», как в русском тексте; стих 11). Царь же (т. е. Давид) возвеселится о Боге; и всякий клянущийся царем, т. е. хранящий ему верность (Быт. 42:15-16), восхвален будет (в значении «награжден царем»). И жизнь войдет в свою норму, ибо, по уничтожении врагов царя, замолкнут и уста клеветников.
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге
Толкование на псалмы
Пс.62:1 . Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни иудейстей.
И этот псалом Давид воспевает, спасаясь бегством от лица Саулова, и ради добродетельной жизни призывая на помощь Бога. Но относится он и к душе, которая древле была в пустыне, лишенной всякого блага, а потом обратилась, по благодати Христовой.
Пс.62:2 . Боже, Боже мой, к Тебе утреннюю.
В настоящих словах выражает рачительное пребывание в молитве. Рано, говорит, восстаю возносить к Тебе песнопения и молитвы.
Возжада Тебе душа моя .
Не душа только исполнена Божественной любви, но «множицею» и «плоть» . Ибо не в благочестии только должны мы упражняться, но и угождать Богу самым телом, как то: в посте, в частой молитве, в возлежании на голой земле, в рукоделиях для снабжения нуждающихся.
В земли пусте и непроходне .
Ни малого вреда, говорит, не причинила мне пустыня, но и там, как бы предстоя в самой Твоей скинии, приношу песнопение.
разумеет Скинию, потому что Божественный храм не был еще построен.
Тако во Святем явился Тебе .
Что значить: «тако?» Не то ли, что явился, жаждая и желая единения с Тобою Святым? И кто же сей Святый, как не Единородный?
Пс.62:4 . Яко лучши милость Твоя паче живот ,
потому что приступившие к милости Божией, т.е. ко Христу, вменяют ни во что жизнь настоящего века, и произносят таковые слова, утверждая, что милость им дарованная Единородным паче долготы жизни настоящей.
Пс.62:5 . Тако благословлю Тя в животе моем.
Буду делать это всю жизнь мою, песнословя устами, воздевая руки, и прося Твоего человеколюбия.
О имени Твоем воздежу руце мои .
Уже не к Богу чуждому, как прежде, буду воздевать руки, но к Тебе единому, и Твое имя призывая в молитвах.
Пс.62:6 . Яко от тука и масти да исполнится душа моя.
Показывает, какие выгоды имеют решившиеся на Него единого возлагать надежду свою.
И устнама радости восхвалят уста моя .
Когда воспоминаю имя Твое, тогда уста мои исполняются радости.
Пс.62:7 . Аще поминах Тя на постели моей.
Сказано: «аще поминах» вместо «воспоминая», почему смысл речи таков: воспоминая о Тебе, стал я неусыпен в хвалах Тебе, в чаянии славных даров Твоих, какие ниспосылаешь призывающим Тебя.
Пс.62:8 . Яко был еси помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
Поелику Сам помогаешь мне, охраняя Твоею помощью, то это веселит меня. Ибо «кровом крил» называет охранение помощью. Покрываемый Тобою возрадуюсь радостью.
Пс.62:9 . Прилпе душа моя по Тебе.
И на короткое время, говорит, не могу отвлечь помысла своего от памятования о Тебе: но пламенея любовью, памятованием о Тебе, как чем-то прилепляющим, привязуюсь к любви Твоей. А потом показывает и плод любви:
мене же прият десница Твоя .
Что же такое Отчая десница, как не Единородный Отчий Сын?
Пс.62:10 . Тии же всуе искаша душу мою.
Вопиет уже на сопротивные силы, жалуясь на то насилие, какое терпел от них, и умоляя предать их вечным казням.
Пс.62:12 . Царь же возвеселится о Бозе.
Описав конец нечествовавших против Христа и показав, что частью и достоянием их будет преисподняя земли, обращает слово к другому сонму людей. И это – сонм уверовавших во Христа, которые, сподобившись небесного царствия, справедливо именуются царями, по сказанному Апостолом: «о, дабы воцарилися есте́!» ( 1Кор. 4, 8 .) И сей-то царственный народ веселится духовным весельем, какое даровал ему сам Бог. Я, говорит он, приявший от Тебя царство, утешаюсь Твоею помощью, а не смертью их.
Похвалится всяк кленыйся Им .
Так, и похвалою их, т.е. воцарившихся, будет Христос, почему, и произнося самую клятву, справедливо тем похвалятся, ибо клянутся, по написанному, истинным Богом ( Исх. 22, 11 ).
Яко заградишася уста глаголющих неправедная .
Кто же это, как не дерзнувшие сказать: «возми от земли таковаго: не подобает бо ему жити» ( Деян. 22, 22 )? Их-то заградились уста, когда Господь попрал смерть и тридневно воскрес. Но заградились уста и самых сопротивных сил, когда грех отъят благодатью, по сказанному негде: «и всякое беззаконие заградит уста своя» ( Пс. 106, 42 ). Ибо «Бог оправдаяй: кто осуждаяй» ( Рим. 8,33–34 )?
Псалом 62
Псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей
Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
1 Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне.
1 Боже, Боже мой, к Тебе с рассвета стремлюсь: жаждет Тебя душа моя. Сколько раз стремилась к Тебе плоть моя в земле пустынной, и непроходимой, и безводной?
2 Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою.
2 Так бы я во святилище явился Тебе, чтобы видеть силу Твою и славу Твою!
3 Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя.
3 Ибо лучше жизни милость Твоя; уста мои восхвалят Тебя.
4 Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои.
4 Так благословлю Тебя в жизни моей, во имя Твоё вознесу руки мои.
5 Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя.
5 Как бы туком и елеем да наполнится душа моя, и устами радости восхвалят Тебя уста мои.
6 Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя.
6 Вспоминал я Тебя на постели моей, поутру размышлял о Тебе,
7 Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся.
7 ибо Ты стал помощником мне, и под кровом крыл Твоих я возрадуюсь.
8 Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.
8 Прильнула душа моя к Тебе, меня поддержала десница Твоя.
9 Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли,
9 А те, что напрасно искали душу мою, сойдут в преисподнюю земли,
10 предадятся в руки оружия, части лисовом будут.
10 преданы будут силе меча, станут добычей лисицам.
Видео (кликните для воспроизведения). |
11 Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
11 Царь же возвеселится о Боге, восхвалится всякий, клянущийся Им, ибо заградились уста говорящих неправду.
Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне, и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя. Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли, предадятся в руки оружия, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыйся Им, яко заградишася уста глаголющих неправедная.
Ветхий Завет
Псалтирь
Псалом 62.
1 Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской.
2 Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной, 3 чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище: 4 ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
5 Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
6 Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои, 7 когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, 8 ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; 9 к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
10 А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли; 11 сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
12 Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Предыдущая книгаСледующая книга
Псалом 62 текст молитвы на русском
Видео (кликните для воспроизведения). |
Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:
Текст молитвенного стояния пред Господом.
О жажде общения с Богом
Боже, Боже мой, к Тебе утренюю,
Возжада Тебе душа моя,
Коль множицею Тебе плоть моя,
В земли пусте и непроходне и безводне.
Тако во святем явихся Тебе,
Видети силу Твою и славу Твою.
Яко лучши милость Твоя паче живот:
Устне мои похвалите Тя.
Тако благословлю Тя в животе моем,
И о имени Твоем воздежу руце мои.
Яко от тука и масти да исполнится душа моя,
И устнама радости восхвалят Тя уста моя.
Аще поминах Тя на постели моей,
На утренних поучахся в Тя:
Яко был еси помощник мой
И в крове крилу Твоею возрадуюся.
Прильпе душа моя по Тебе:
Мене же прият десница Твоя.
Тии же всуе искаша душу мою,
Внидут в преисподняя земли:
Предадятся в руки оружия,
Части лисовом будут.
Царь же возвеселится о Бозе:
Похвалится всяк кленыйся им,
Яко заградишася уста глаголющих неправедная.
На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.
О жажде общения с Богом
Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я;
Тебя жаждет душа моя,
По Тебе томится плоть моя
В земле пустой, иссохшей и безводной.
Чтобы видеть силу Твою и славу Твою,
Как я видел Тебя во святилище.
Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь.
Уста мои восхвалят Тебя.
Так благословлю Тебя в жизни моей;
Во имя Твоё вознесу руки мои.
Как туком и елеем насыщается душа моя,
И радостным гласом восхваляют Тебя уста мои.
Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей,
Размышляю о Тебе в ночные стражи,
Ибо Ты помощь моя,
И в тени крыл Твоих я возрадуюсь.
К Тебе прилепилась душа моя;
Десница Твоя поддерживает меня.
А те, которые ищут погибели душе моей,
Сойдут в преисподнюю земли;
Сразят их силой меча;
Достанутся они в добычу лисицам.
Царь же возвеселится о Боге,
Восхвален будет всякий, клянущийся Им,
Ибо заградятся уста говорящих неправду.
Понедельник ( по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .
Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.
Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.
Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.
Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.
Псалтирь | псалом 62
Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне (2Цар. 15:28, 17:15-26). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.
Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже! (2–4). Я буду благословлять Тебя всю жизнь и сейчас постоянно вспоминаю о Тебе (5–7). Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге.
Пс.62:2. Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
Пс.62:3. чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
«Тебя от ранней зари ищу я» – к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона («видети силу Твою и славу» (слав.) ) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.
Пс.62:4. ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
Пс.62:5. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
Пс.62:6. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь». Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом.
За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных («туком и елеем»).
Пс.62:7. когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
Пс.62:8. ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью («на постели») и во время «стражи», которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну «поучаться закону» т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога.
Пс.62:9. к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
Пс.62:10. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
Пс.62:11. сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
Пс.62:12. Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищущие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут («сойдут в преисподнюю земли» – в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» – добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «клялся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. Быт. 42:15-16) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвалены», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.
Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тень крыл» своих (8 ст.) в продолжение наступающего дня.
Толковая Библия
Толкование на Псалтирь
Этот псалом написан Давидом во время бегства, когда он находился в пустыне ( 2Цар. 15:28, 17:15–26 ). Под этим бегством нужно разуметь времена Авессалома, так как в 12 ст. Давид прямо называет себя царем, занимавшим уже престол, именем которого клялись, т. е. имевшим подданных, каких он, конечно, не имел при жизни Саула.
Из этой пустыни я стремлюсь к Твоему святилищу, Боже! (2–4). Я буду благословлять Тебя всю жизнь и сейчас постоянно вспоминаю о Тебе (5–7). Ты моя сила и надежда и Ты сохранишь меня, а те, которые ищут моей погибели, будут уничтожены, их несправедливые уста замолкнут. Царь же будет радоваться о Боге.
Пс.62:2 . Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной,
Пс.62:3 . чтобы видеть силу Твою и славу Твою, как я видел Тебя во святилище:
«Тебя от ранней зари ищу я» – к Тебе, Господи, с раннего утра обращаюсь с молитвой. Эта молитва, как видно из последующего содержания псалма, имеет своим предметом просьбу о наказании врагов и о своем возвращении в Иерусалим, как центр религиозной жизни и место особенного присутствия здесь Бога. Для Давида, человека благочестивого и религиозно настроенного, привыкшего освящать каждый день молитвой при скинии, вынужденное удаление из Иерусалима, а через то и от скинии, было тяжелым лишением. В этом удалении он испытывает необыкновенную тоску по скинии; для Давида видеть торжество богослужения и слышать чтение закона ( «видети силу Твою и славу» (слав.) ) сейчас тоже, что для жаждущего в пустыне найти источник воды.
Пс.62:4 . ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя.
Пс.62:5 . Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои.
Пс.62:6 . Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои,
«Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь» . Давид предпочитает милость к нему Бога жизни вне ее. Под милостью, как общеупотребительно в Библии, разумеются духовные блага, напр., чистота совести, религиозная настроенность, близость к Богу и т. п. В данном выражении проводится та мысль, что Давид предпочел бы близость к Богу, возможность тесного единения с Ним в молитве при скинии, пред жизнью, полною всяких внешних удобств, но лишенной этого блага, общения с Богом.
За дарование такой милости Давид будет восхвалять Господа во всю жизнь, при этом его радость будет настолько же глубока и высока, как ценна жертва, когда закалывают животных здоровых и откормленных ( «туком и елеем» ).
Пс.62:7 . когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи,
Пс.62:8 . ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь;
Из своей предшествующей жизни Давид знает, что Господь постоянно ему покровительствовал, и об этих случаях Его к себе помощи он постоянно вспоминает ночью ( «на постели» ) и во время «стражи» , которая продолжалась до наступления дня, т. е. Давид вспоминает и ночью, и утром. Можно здесь допустить и то понимание, что Давид имел обыкновение как утром, так и отходя ко сну «поуча ться закону» т. е. читать или вспоминать закон, заповеди Бога.
Пс.62:9 . к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня.
Пс.62:10 . А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли;
Пс.62:11 . сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам.
Пс.62:12 . Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста говорящих неправду.
Так как душа Давида «прилепилась ко Господу», т. е., только в Нем ищет и на Него полагает свою защиту, то у него рождается уверенность, что «ищу щие» душу его враги напрасно, безрезультатно пытаются погубить его, так как Господь примет его под Свою десницу, защитит Своей силой. Враги Давида погибнут ( «сойдут в преисподнюю земли» – в ад, который евреи представляли находящимся в земной глубине), при этом трупы их будут лежать не погребенными и сделаются достоянием шакалов (в слав. тексте «части лисовом» – добычей лисиц). Гибель врагов будет сопровождаться радостью царя за свое спасение, и не только царя, но и тех, кто «кля лся им», т. е. царем. Клясться царем (ср. Быт. 42:15–16 ) значит оставаться верным ему, охранять его права. Оставшиеся верными Давиду во время гонений от Авессалома, вместе с возвращением царя на престол будут «восхвален ы», отмечены царем, получат заслуженную ими награду, которую уже никто не будет в состоянии отнять, так как, даже «уста говорящих неправду» заградятся, интриги против царя будут разрушены и враги царя уничтожены.
Псалом занимает 3-е место в шестопсалмии, составляя молитву к Богу при наступлении дня о том, чтобы она (молитва) была угодна Богу (6 ст.) и чтобы Господь принял молящегося под «тен ь крыл» своих (8 ст.) в продолжение наступающего дня.
Псалом 63
В конец, псалом Давиду
К исполнению, псалом Давида.
1 Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою.
1 Услышь, Боже, голос мой, когда я молюсь к Тебе, от страха врага избавь душу мою,
2 Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду.
2 укрой меня от скопища творящих зло, от множества делающих неправду,
3 Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку,
3 которые заострили, как меч, языки свои, натянули лук свой для дела жестокого,
4 состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют eго и не убоятся.
4 чтобы тайно стрелять в непорочного: внезапно поразят его и не убоятся.
5 Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их?
5 Укрепились в злом намерении, сговорились скрытно поставить силки, сказали: «Кто их увидит?»
6 Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко,
6 Разыскивали беззакония, изнемогли ведущие изыскания; приступит человек – и сердце глубоко,
7 и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их,
7 и вознесётся Бог. Как стрелы младенцев сделались удары их,
8 и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их,
8 и изнемогли у них языки их, смутились все видящие их.
9 и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша.
9 И убоялся всякий человек, и возвестили о делах Божиих, и действия Его уразумели.
10 Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.
10 Возвеселится праведник о Господе, и уповает на Него, и похвалятся все правые сердцем.
Слава:
Слава:
Услыши, Боже, глас мой, внегда молити ми ся к Тебе, от страха вражия изми душу мою. Покрый мя от сонма лукавнующих, от множества делающих неправду. Иже изостриша, яко мечь, языки своя, напрягоша лук свой, вещь горьку, состреляти в тайных непорочна, внезапу состреляют его и не убоятся. Утвердиша себе слово лукавое, поведаша скрыти сеть, реша: кто узрит их? Испыташа беззаконие, исчезоша испытающии испытания, приступит человек, и сердце глубоко, и вознесется Бог. Стрелы младенец быша язвы их, и изнемогоша на ня языцы их. Смутишася вси видящии их, и убояся всяк человек, и возвестиша дела Божия, и творения Его разумеша. Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него, и похвалятся вси правии сердцем.
Образование: филолог.
Читаю священные тексты и верую в бога.
Рада Вас видеть!