Православная молитва перед приготовлением пищи

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Православная молитва перед приготовлением пищи - в подробном и точном описании.

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды

Термины «просфора» и «святая вода» являются знаковыми для православной традиции. Первым называют литургический хлеб, употребляемый для таинства Святого Причастия. Второй означает освященную в храме святую воду, применение которой началось еще со времен Ветхого Завета. К тому же, эта традиция связана с историей о Крещении Спасителя.

Для чего принимают святую воду и просфору

В православной традиции существует большое количество святынь. Важнейшими из них являются крещенская вода (агиасма) и церковный хлеб (просфора). Употребляя их натощак с утра, верующий очищает собственное тело и возвеличивает духовность.

Однако для достижения желаемого результата необходимо читать молитвы и сохранять веру в Троицу.

Молитва перед вкушением просфоры и святой воды очищает тело и дух православного верующего, а также делает его склонным к добродетели и отгоняет нечистую энергию. Хлеб — это простейшая пища, которой хватает человеку для поддержания жизни и укрепления сил. Вода же используется для утоления жажды, приготовления еды и очищения физической оболочки. Поэтому два этих элемента, освещенные церковными словами наполняют верующего необходимой духовностью.

Как правильно вкушать просфору и святую воду

Множество зерен хлеба символизируют Единство Церкви при бесконечном количестве частей. Освященная вода возвращает первостепенную чистоту, а также является проводником Божьей воли.

Сложности в принятии этих церковных объектов нет: делается это на голодный желудок, рано утром, чтобы они не смешивались с последующей пищей.

Какую молитву читать

Молитвы на принятие церковного хлеба и крещенской воды должны произноситься с крепкой верой в Господа, способного дать все необходимое.

«Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевых и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь».

Православные молитвы перед и после употребления пищи

Молитва для верующего человека — это надежда на спасение, божию помощь и успокоение. В православной вере человеку предлагается жить по законам и правилам, в которые входит ежедневная просьба благословения Божьего утром, вечером и перед всяким делом, в том числе до и после трапезы.

Молитва перед и после вкушения пищи

Истинно верующий православный человек не садится за стол и не встает из-за него, не помолившись. Благодарственные молитвы перед и после еды помогают принять жертву ангельской любви, чем является все, что вкушает человек. Пища — это жертва Создателя, доказательство служения природы и ангелов человеку.

Варианты обращения к Господу за столом:

  • перед трапезой — «Отче наш», многие верующие читают только этот текст, но священники рекомендуют после него произнести «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь силам Ангельским;
  • для благословения трапезы и продуктов — «Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие…»;
  • после еды — «Благодарим Тя, Христе Боже наш…».

Кушанье может не только принести пользу, но и навредить человеку, нередко случаются отравления, гастрит или другие болезни, поэтому необходимо просить милости и божественной защиты до трапезы, чтобы питание шло на пользу не только телу, но и духу.

Обращение к Господу от души, с чувством и расстановкой всегда становится услышанным, и желаемое сбывается, через благодарность к Создателю за питание, на собравшихся за столом людей и продукты опускается благословение, которое позволяет вкушать блюда с пользой для тела. Для православного человека даже самые скромные яства с Божиим благословением становятся вкуснее.

Важно! Молитва после еды — благодарность Господу за ту пищу, которая была на столе и просьба на будущее не оставить семью без куска хлеба и божией милости.

Как правильно крестить еду и для чего

Осенение пищи перед едой крестным знамением — означает прошение благословения Господа.

После молитвы за обеденным столом производят крестное знамение на себя, затем нужно перекрестить верх стола, низ, потом левую и правую сторону. Крестное знамение в данном случае кладется слева направо.

Для чего освящают продукты на Пасху

Освящение еды, домов и других предметов в Православии, является древним обычаем. Освящение приближает человека к Богу. Данный обряд означает, что человек просит благословения у Создателя на трапезу и другие материальные вещи, просит у него защиты и покровительства по жизни.

Кулич и крашеные яйца символизируют тело Христово и зарождение новой жизни, эти продукты являются традицией праздника, а освящение — традицией веры.

Крест — символ православной веры, его нужно наносить на себя и на всех, все, что нас окружает.

Молитва во время приготовления блюд

Заболевания желудка и органов ЖКТ в современном мире находятся на первом месте по распространению и популяции. В Православии такое неприятное явление объясняется тем, что люди сейчас перестали сдерживаться в питании и читать благодарственные молитвы перед и после еды.

Приготовление еды верующим человеком тоже должно начинаться с молитвы, которая помогает в готовке и благословляет продукты на дальнейшее вкушение.

Совет! С Божьим благословением блюда получаются полезнее и вкуснее.

Как правильно читать молитву и для чего

В православной семье прошение к Господу за трапезой, является педагогическим элементом воспитания веры в детях. Ребята, которые с младенчества видят, как их родители благодарят Создателя за продукты, посланные им, будут сами принимать в этом участие и бережнее относиться к продуктам и труду матери, которая все это приготовила для них.

Правила молитвы перед и после еды:

  • все, кто собирается трапезничать должны встать перед иконой (или без нее, если такой нет), прочитать всем вместе или одному человеку молитву, попросить у Бога благословения на трапезу (завтрак, обед, ужин) перекреститься и приступить к пище;
  • после еды таким же образом нужно поблагодарить Господа за пищу, даже если вы забыли помолиться до трапезы, сделать это после ничего не мешает;
  • если прием пищи происходит в общественном месте или в гостях, можно просто перекреститься до и после еды, произнести слова к Господу про себя;
  • перекусы также можно сопровождать крестным знамением.
Читайте так же:  Молитва чтобы не ругались родители

Негласные правила благодарения Господа за еду:

  • обращение к Богу за обеденным столом предполагает присутствие всей семьи;
  • чаще всего произносит слова благодарности Господу старший член семьи;
  • все члены семьи внимательно слушают текст прошения, вникают в него и крестятся;
  • можно перекрестить стол с едой или каждый свою наполненную тарелку.

Продукты питания для православных христиан являются подпиткой для разума и тела, она нужна для энергии, а не для получения удовольствия.

Важно! Благословенная пища помогает поддерживать жизненный тонус и тело во здравии, а искренняя благодарность за нее учит ценить все, что есть в этой жизни и расставлять приоритеты.

Обычай молиться перед едой

священник В. Шумов

Предисловие архимандрита Макария (Веретенникова)

Наш современник, подвижник благочестия, отец Серафим Вырицкий (+1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено.

Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу.

Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1885-1949), М., 1996. – с. 43,45.]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.

И, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам… ( Мф. 14:19 )

В этих словах говорится о чуде, совершённом Спасителем в пустыне. Пять тысяч мужей, кроме жён и детей, стало быть всего 10 тысяч, слушали слово Спасителя о царствии Божием, слушали целый день и с таким наслаждением питались этою нетленною пищей, что забыли о пище вещественной, необходимой телу. Быть может, они сами и долго ещё не вспомнили бы об этой необходимой потребности, если бы не напомнили о том Спасителю Его ученики. Ученики подошли к Спасителю и сказали: «Место здесь пустынное, а время позднее, отпусти народ, чтобы он в соседних городах и сёлах купил себе хлеба». – «Вы дайте им ясти», – сказал Спаситель. Но что было дать, когда после строгого обыска, оказалось у всего народа только пять хлебов и две рыбы? Несмотря на такое малое количество, Спаситель велел найденное подать Ему и, воззрев на небо, благословил, эти хлебы и рыбы, и, преломив, дал ученикам; ученики же преподали народу. И дивное дело, – ели все и насытились, и даже оказался остаток, – собрано 12 коробов кусков, как бы в доказательство, что не в воображении было всё случившееся, но на самом деле.

Такова сила и могущество нашего Спасителя! В Его божественных руках слабое и немощное делается мощным, малое и ничтожное обращается в великое. Кто не узнает здесь Того, Который из праха сотворил человека, из ничего, единым словом Своим, создал мир? Так понял народ и это чудо, – он признал Божественного Чудотворца истинным Мессией и хотел поставить Его даже царем, но Иисус Христос уклонился от этой чести, потому что быть царем земным не входило в план божественного домостроительства о спасении рода человеческого. Царство Его не от мира сего.

В чуде Христовом для нас, между прочим, поучительно то, как Иисус Христос приступил к насыщению народа. «Воззрев на небо, благослови», говорит евангелист. Итак, обращение к Отцу Небесному, прославление Его, одним словом – молитва, вот что предшествовало этой благодатной трапезе. И у нас есть благочестивый обычай пред вкушением пищи обращаться с молитвой к Богу. Не дорого ли для нас, что этот добрый обычай освящён примером самого Иисуса Христа? Но в наше время многие стали уклоняться от этого обычая. К чему и зачем, говорят, это делать? Это ничего не значащий обряд. Но походят ли на правду такие речи? Зачем, в самом деле, нужно молиться пред вкушением пищи и пития?

Пищу мы вкушаем для подкрепления сил, для поддержания жизни телесной. Так, но всегда ли достигается эта цель? Вместо пользы от пищи не получается ли иногда вред? Вместо здоровья не приносит ли она иногда болезнь, даже смерть? Бывает нередко – садятся за столь здоровыми, а выходят больными. Потому-то, приступая ко вкушению пищи, и необходимо вознести молитву к Богу, чтобы на пользу, а не во вред нашему телу послужила вкушаемая нами пища, чтобы дух наш был весел после еды, а тело крепко и бодро. И поверьте, кто молится не машинально, не кое-как, а со вниманием и благоговением, тот при правильном, умеренном употреблении пищи получает желаемое. Такой человек через молитву испрашивает благословение на свою пищу, потому вкушает её с пользой для своего здоровья.

Читайте так же:  Молитва от родового проклятия православная

Не следуйте, братие, тем, которые не молятся, садясь за трапезу. Такие люди в учители нам не годятся. Наверное можно сказать, что они и в другое время или никогда не молятся, или молятся, но мало, вообще холодны к молитве. Кто Бога помнит, Его любит, тот не может забыть о Нём при пользовании дарами Его, тот не постыдится вознести к Нему молитву, хотя бы с ним тут никто не молился. Помолясь Богу пред столом, и за столом будьте в молитвенном настроении, с мыслью о Христе и тут не расставайтесь, – так и думайте, что вот с вами Христос, невидимо присутствующий. Потому и за столом избегайте смеха, празднословия, неуместных рассказов, шуток. Если во время стола сильнее, чем в другое время, чувствуется потребность поговорить, то говорите степенно. Помните, что в других местах даже в молчании вкушают хлеб. Дай нам, Господи, на всякое время и на всяком месте питать в себе чувство страха Твоего, и тогда бы, что бы ни стали мы делать – пить или есть, или иное что творить, по слову Апостола, всё во славу Божию будем делать. Да будет с нами так.

Издательство Московского Подворья
Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Москва – 1997

«Всё делается с молитвой»

Святогорская Лавра глазами журналистов киевской газеты «Сегодня»

В начале июля Свято-Успенскую Святогорскую Лавру посетили журналисты киевской газеты «Сегодня». Целью визита представителей столичной прессы была подготовка серии детальных репортажей о жизни Святогорской обители и её насельников, об истории и святынях, о меловых пещерах, и прежде всего, о том, чем живёт Святогорский монастырь сегодня. По собственным словам журналистов, они давно и с нетерпением ожидали этой поездки, и с радостью на несколько дней стали в обители желанными гостями. За время своего пребывания в Святогорской Лавре они успели посетить все объекты на территории обители, включая храмы и меловые пещеры, лаврский музей, монастырские мастерские, трапезные и пекарню, а также побывать в пяти лаврских скитах.

Продолжая публикацию материалов киевских корреспондентов, приводим их впечатления от посещения лаврских мастерских, пяти скитов Святогорской Лавры и возрождённых обителью сельских школ.

ЛАВРСКИЕ МАСТЕРСКИЕ. Заслужить монашеские одежды нужно не только знанием молитв. А еще ежедневным трудом, желанием выполнить то, что скажут старшие. Благо, лаврское хозяйство очень большое: помимо 200 га полей, коровника и огромной пасеки, есть множество мастерских — столярная, слесарная, прачечная, пошивочная, кузнечная, трапезная, пекарня, просфорня, теплицы, сад, виноградники, коровник, птицеферма. Отличие от обычных мастерских в том, что все делается с молитвой. Помимо правил (молитв), положенных по уставу, монахи каждый час читают акафисты Божией Матери о мире. Для монахов важны удивительные детали. Например, у них настолько трепетное отношение к своим облачениям, что даже воду, в которой их стирают, выливаются не в канализацию, а по отдельному водоотводу в «непопираемое» место. А монахи, работающие в теплицах, перед посадкой растений исповедуются и причащаются. Неудивительно, что у них даже лайм растет после этого! «Мы даже эксперимент проводили на «легкую» руку, — говорит старший на теплицах отец Конон. — Сажали несколько человек, а потом смотрели — у кого почти все взошло, а у кого и ничего не появилось. Так отбор некий проводили».

Чтение молитв во время приготовления еды — старая монастырская традиция: работают с благословением, с крестным знамением и с молитвой. «Недаром все говорят — в монастыре пища простая, но вкусная, как не могут приготовить даже на фирменных кухнях, — говорит владыка Арсений. — Вода и пища, которую готовят, впитывают в себя все, что произносишь. Если с молитвой и крестным знамением, то и вода полезна будет. Почему прежде с крестными ходами на реки ходили пять раз в году по уставу? Освящалась вода во всей реке ведь и прежде. Зачем всегда «Отче наш» читают перед едой? Чтобы призвать благодать Божию. Так что в монастыре все по отдельности продукты крестят, а потом по завершению приготовления окропляют святой водой. Был у нас такой Ваня, послушник, служил в трапезной. Вот однажды старший трапезник заболел, и Ване надо для братии борщ варить. Тот в панике побежал в Успенский собор, три поклона у чудотворной иконы положил, прижался к ней и просит: «Матерь Божия, помоги! Я сроду борща не варил! Не знаю, что мне делать!». И пошел варить, никуда ж не денешься. Так он такой борщ сварил — братия добавки просила. И с тех пор варил борщ, как никто».

На кузне нам показали уникальный механический молот, который настолько точно и аккуратно бьет, что может закрыть спичечную коробку, не повредив ее. «Если долбить обычным молотом, своды монастырские дают трещины, а этот — и тихий, и ювелирную работу делает», — говорит инок-кузнец.

Видео (кликните для воспроизведения).

С восстановлением кладбища, снесенного в 1953 году, тоже было непросто. А ведь на нем были погребены преподобные, которые ныне прославлены в лике святых. При реконструкции кладбищенской территории владыка сказал братии: «Вы копайте небольшие поперечные траншеи, если находите могильные пятна — ставьте крест. В один прекрасный день братия звонит владыке: «Мы нашли ящичек». Думали, что это детское погребение. Во время войны здесь жители с. Татьяновка даже хоронили деток в ящиках из-под снарядов или патронов. Но когда открыли, а там — монашеские одежды, мантия, кости светлые такие, а под всем этим бутылка с запиской внутри. Разбили бутылку, а там записка: «В 1923 году монах Никон Кравцов под скалой пещер взял мощи нашего настоятеля, преподобного Арсения (Митрофанова), которые были выброшены кощунственной рукой из пещер. Эти мощи мы похоронили в могиле преподобного старца Исаакия-прозорливца. Просим будущую братию молитв за нас грешных и недостойных. Игумен Михаил с братией». Так мы нашли одновременно и мощи отца Арсения, и отца Исаакия. Когда же поднимали мощи — появилось такое благоухание, что братия не расходились до 2-х часов ночи! Пока мощи были в ризнице в Покровской церкви, все это время там было это благоухание. Сейчас записка хранится в музее.

Читайте так же:  Молитвы после экзаменом

Этот скит предназначен для молитв и сельскохозяйственного послушания братии, и без благословения владыки посторонним, особенно женщинам, там быть не разрешается. Можно попасть в скит с монастырским экскурсоводом, а для праздного любопытства сюда никто не заходит. На богослужения паломников сюда пускают дважды в год — на храмовые праздники «Всех святых» и «Всех святых, в земле Русской просиявших». Вот уж когда здесь яблоку негде упасть! Вместиться в храм все не в состоянии, поэтому те, кто не вместились, ждут на улице долгую 5-часовую службу с проповедью и крестным ходом. Батюшки исповедуют прямо на улице. «Летом сюда приезжает детвора на послушание, — говорит отец Лазарь. — С 5 утра подъем, дойка коров, полуночница. Скитоначальник отец Амвросий шутит: «Детки у меня все лето — послушники, а я у них — мученик».

ЖЕНСКИЙ СКИТ. В 1991 году госчиновник Сергей Лунев в с. Богородичном в 5 км от г. Святогорска купил земельный участок с прекрасным видом на излучину реки и Святые Горы. «Хотел дом строить, а тут местные жители приходят к нему знакомиться и говорят: « Нельзя, Сергей Георгиевич, дом здесь строить. На этом месте прежде древняя церковь стояла». Тот испугался, приехал в Святогорскую лавру к владыке Арсению и спрашивает: «Что мне делать? Землю купил, а строить не могу». Владыка и предложил: «Вы на том месте, где был храм, поставьте крест и сделайте клумбу, а дом в сторонке стройте. Бог все управит». Так и сделали. А семья Луневых все чаще стала в Лавру приезжать и задумываться, что оказались они здесь не случайно, а для того, чтобы возродить разрушенный сельский храм. С таким предложением С.Г.Лунёв и пришел к владыке за советом и благословением. И уже в 2000 году святогорцы совершили закладку нового храма. В этот день произошло чудо — несмотря на многодневный обложной дождь, только здесь не упало ни одной капли, а тучи, расступившись, стояли вокруг села.

Жители села не только активно помогали строительству, а некоторые даже передавали свои участки для возведения часовни и других построек. К 2004 году в селе вырос великолепный храм высотой в 33 метра (по числу лет Христа Спасителя) с прекрасными колоколами весом до 1,3 тонн. В храме уникальный иконостас из индийского зеленого мрамора. В куполе — мозаика. Благотворитель наш воцерковился, стал в храм ходить, уже в зрелом возрасте с женой повенчался. А в храм с каждым годом все больше людей стало приходить, так что на храмовые праздники монахи выносят на улицу колонки, чтобы все слышали богослужение, кто в храм не вместился. Брат благодетеля, Владимир Георгиевич, продолжает строить еще один собор, а возле храма как-то сам собой образовался женский скит.

Сегодня в скиту 30 сестер. «Новопостроенный сестринский корпус пригодился, когда началась война у нас на Востоке, — вспоминает матушка Амвросия, старшая сестра скита в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». — Позвонили нам из горадминистрации и спрашивают: «Матушка, есть у вас возможность принять людей из Дебальцево? У нас на вокзале 600 человек». Конечно, мы поехали на вокзал и в четыре ходки привезли 120 беженцев. Самому младшему было две недельки, тут мы его и окрестили. Сейчас у нас до 40 беженцев (из них 20 деток). Многие бы и остались, но звонят — некому работать, несмотря на то, что в Дебальцево до сих пор стреляют. Вот, Евгения с мужем поехали домой в Дебальцево, работать, а детки с бабушкой — у нас. Звонят и плачут: цех только один работает, постоянно бомбежки, зарплату задерживают, да и платят копейки, но что делать? Так и ездят на работу под пули.

А сегодня мы Марину успокаивали: ей позвонили из-под Дебальцево, рассказали, что маму с грудным ребенком осколочными гранатами насмерть убило. Успокаиваем. Первые дни беженцы вообще не разговаривают, потом отходят. Бывало, подойдешь, спросишь: «Как вам у нас? Еды хватает?» А они плакать начинают: «Мы ведь месяц в подвале сидели, нам тогда так кушать хотелось, что до сих пор едим и наесться не можем!». Поначалу и детки сильно болели разными воспалениями. Мы врачей постоянно приглашали. Все под Богом ходим, не знаем, что завтра и с нами будет. Зато есть и другое — многие благодаря этой ситуации первый раз поисповедовались, причастились. Одна даже пожелала остаться в обители».

Сама матушка Амвросия — из Западной Украины, постоянно ездит за картошкой на родину к себе в село на Волыни, на границе с Белоруссией. «Последний раз, когда ехала, боялась, как меня воспримут — скит в Донецкой области, а средства массовой информации, к сожалению, нагнетают противостояние между востоком и западом, — говорит матушка.— Но люди, когда узнавали, откуда мы, в два раза больше картошки давали. «Вам нужно, вам же там тяжело». Наши люди, к счастью, мудрее, чем наши политики.

Рядом есть часовня с чудотворным источником. Только водичка не из-под земли бьет, а в мраморной чаше с крестом. Вода поднимается с 30-метровой глубины. В часовенке есть тетрадка, куда записывают исцеления и чудеса. Матушки рассказывали, как-то приехала семья, и в храме девочка все время что-то ела, да с таким аппетитом. Смотрели матушки, смотрели, потом не выдержали и сделали замечание родителям. А те: «Ну что вы! У нас тут дочка исцеление получила! Она болела дистрофией. Куда ни возили, ничего не помогало. А потом водички в Богородичном попила — и исцелилась. Теперь аппетит — не остановить».

Читайте так же:  Молитвой снять с мужа отворот

ШКОЛЫ. Закрытие сельских школ — беда множества украинских сел. У святогорских монахов есть свой путь решения этого вопроса. Сокращенные школы местные власти передают монастырю, монастырь делает их капремонты, оборудует внутри храм или часовню… А где храм, там и люди. Так школу в селе Долина спасли. «Школа была на грани закрытия, так как после морозов разорвало трубы, а в неотапливаемой школе детки быть не могут, — рассказал нам настоятель школьного храма архимандрит Феофан. — Лавра помогла наладить отопление, а в одном из классов решили сделать часовню. Директор школы оказался православным человеком, был иподиаконом у трех владык и певчим в храме в Славянске. По окончании пединститута сначала был в Святогорске учителем. Поехали мы в облоно Начальник облоно так и сказал: «Церковь в школе мы построить не можем, но комнату-музей для изучения христианской этики — вполне.

С тех пор здесь каждое воскресенье и праздничные дни в школьном храме — службы. Если в учебные дни выпадает какой-то праздник, то директор разрешает ученикам быть на службе, чтобы исповедаться и причаститься. А так как здесь еще и детский сад на первом этаже, то причащается еще и весь детский садик. Дети сами колядуют. Традиций с колядками в этом регионе почти не было. Мы возрождали их практически с нуля. А теперь дети колядуют сами, а заработанные деньги тратят на подарки в детские дома».

«Во всех окрестных школах возле лавры есть преподавание христианской этики, духовно окормляем четыре школы, — рассказывает владыка Арсений. — В Святогорске по расписанию отец Рафаил ходит на уроки, с 1 по 11 класс.

В Долине у нас две воскресные школы — одна для детей, другая для взрослых. Один батюшка говорил: «Вы сначала родителей научите, а потом они сами детей научат».

А сейчас рядышком, в с. Никольском, школу закрыли. Передали монастырю, там сейчас ремонт, в котором участвуют и местные жители, и учителя. Надеемся, со временем здесь и школа возобновится — ведь в селе около 80 человек детей.

ХРАМ В ДОЛИНЕ СМЕРТИ. Есть рядом с лаврой с. Долина, которое немцы называли «Долина смерти» — место, где во время ВОВ были жестокие бои и много солдат погибло. Летом 1943 года здесь были жестокие бои, в которых погибало по 5000 человек в сутки! Село было стерто с лица земли. От него осталось 2 дома, а люди жили в землянках до 1953 года. Был разрушен и сельский храм. «Потому возникло желание построить и посвятить храм святым воинам, [Лаврские кузнецы] чтобы братия молилась за тех, кто погиб, защищая нашу землю, — говорит отец Лазарь. — Селяне вспоминают, что весной даже пахать не могли — кругом на глубине до метра — кости человеческие. Храм, который построен в скиту, посвящен святому великомученику Георгию Победоносцу и является реконструированной копией храма Покрова на Нерли». «Оригинал храма XII в. есть во Владимирской области (в Боголюбово) до сих пор, Только отсутствуют притвор и галерея, а в нашем храме они есть, — добавляет архимандрит Феофан. — Кстати, и наш храм в честь Георгия Победоносца, и Покрова на Нерли — храмы мемориальные — в воспоминание обо всех убиенных воинах. Службы пока ведутся только в дни больших праздников, т.к. продолжается внутренняя работа по благоукрашению интерьера».

Нагорная проповедь

Молитва мытаря или покаянная, читаемая перед всеми молитвами

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (грешную).

Молитва перед началом всякого дела и перед приготовлением пищи

Господи Иисусе Христе, Единородный Сын Безначального Отца! Ты рекл еси пречистыми Твоими усты, яко без Мене не можете творити ничегоже. Сего ради припадая к Твоей благости просим и молим Тя рабом Твоим (имя) и всем зде престоящим и молящимся Тебе, помози во всех благих их делах, начинании их и намерении их. Яко Твоя держава, царство и сила, от Тебе помощь вси приемлем, на Тя уповаем и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь!

Краткая молитва перед приготовлением пищи

Творче и Создателю всяческих Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Молитва перед вкушением пищи (молитва Господня)

Отче наш, иже еси на небесах! Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, и избави нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй (дважды произнести). Господи благослови (поклон).

Краткая молитва перед вкушением пищи

Очи всех, на тя Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаешь Ты щедрую руку Твою и исполняеши всякое животно благоволения.

Молитва после вкушения пищи

Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил есть нас земных твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас. Призывание помощи Божией во всяком добром деле

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси Блаже души наша.

Перед началом всякого дела помолись мысленно: «Господи благослови!».

Читайте так же:  Молитва отца за здравие дочери

После окончания всякого дела помолись мысленно: «Слава Тебе Господи!».

Молитва перед едой и после еды (православная) — читать и слушать

Быть христианином — это не просто ходить в храм одни раз в неделю. Должна измениться вся жизнь человека. Каждое дело надо осенять молитвой, читают ее и перед едой. Это очень символичное действие, которое, по вере православных батюшек, делает пищу особенно вкусной и полезной. Какие же молитвы произносятся перед трапезой?

Зачем освящать еду перед употреблением

Прием пищи кажется самым обыденным делом, современные люди не видят в этом ничего сакрального. Однако, это не так. Обращение к Богу перед обедом очень значительно:
  • освящает пищу;
  • выражает благодарность за все Божии дары;
  • уберегает от греха чревоугодия;
  • помогает не лишиться благодати и в дальнейшем.

Сегодняшний ритм жизни превратил обед в нечто не столь значительное — надо успеть «закинуть в топку» что-нибудь вкусненькое. Мы не думаем о том, какую пользу или вред могут нанести продукты, тем более не вспоминаем о Боге. И совершенно напрасно. По словам Серафима Вырицкого, от этого происходят многие болезни.

Раньше наши предки все делали с молитвой: сеяли, пахали, собирали урожай и готовили. Сегодня же мы не знаем, какие бранные слова звучали над пищей, какую энергетику вложили повара в то, что мы едим. Поэтому еду надо окропить крещенской водой, произнести над ней молитвы. Тогда можно смело кушать.

Разнообразные блюда — это проявление заботы Господа о нас, людях. Так проявляется Его благословение. Сама природа, а через нее Ангелы выполняют Божье поручение, заботясь о том, чтобы человек получил свое пропитание. Именно поэтому и принято выражать благодарность чтением «Отче наш» — самая главная молитва, имеющая глубокий духовный смысл. Не лишним будет пропеть также «Богородице Дево, радуйся» — ведь Божия Матерь везде, где благодать.

Призывать благословение могут не только духовные лица, но и обычные люди — миряне. Для этого составлено специальное краткое прошение, которое читают перед принятием пищи.

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь. (И перекрестить пищу и питие)

Воспитательное значение молитвы

Современный мир не учит детей ничему доброму. Они видят вокруг себя лишь пропаганду развлечений, им внушают, что для счастья необходимо покупать дорогую одежду, иметь роскошный автомобиль. И только семья может противостоять этому потоку безбожной ереси.

Если ребенок видит с малых лет, как родители молятся перед обедом или ужином, они начинают воспринимать события по-другому. Они бережно относятся к продуктам, уважают труд родителей. Чадо привыкает обедать за столом неспешно, общаясь со всей семьей — бабушкой, дедушкой, родителями, братьями и сестрами. Поддерживается связь между поколениями, передаются традиции.

Молитва перед едой — текст

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Вариант молитвы перед едой:
Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения
«Молитва на благословение еды и пития мирянам»

Господи Иисусе Христе, Боже наш, благослови нам пищу и питие молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих, яко благословен еси во веки. Аминь. (И перекрести пищу и питие).

Как правильно молиться перед едой

При каждом храме имеется трапезная. Тот, кто хоть раз помогал в церкви, работал в монастыре, бывал и в том месте, где обедает духовенство и клир (мирские сотрудники). Когда наступает время, все собираются в зале, встают лицом к образам. Старший священник (это может быть архиерей или настоятель) читает молитву. Перед едой также принято петь «Отче наш», праздничные тропари. Когда духовник благословит пищу, все садятся и приступают к трапезе.

  • Иногда священник может сделать объявление, прочитать небольшую проповедь, поздравить присутствующих с церковным праздником.
  • За столом следует избегать смеха, пустословия. Надо вести себя так, словно Сам Христос сидит рядом.
  • Каждый, кто посещал монастырскую трапезу, знает, что даже скромная постная пища — без масла, приправ, очень хорошо насыщает и не тяжелит желудок. Все это следствие благословения.

Еще одна благочестивая православная традиция — слушать во время пребывания за столом жизнеописания святых. Таким образом как бы продолжается богослужение. Если же обед проходит дома, то все собираются на кухне. Там обязательно должен находиться образ Господа Иисуса Христа, можно и святых угодников, Матери Божией. Глава семьи произносит молитву, все повторяют за ним вслух или про себя, как удобней. Конечно, жития читать необязательно, это уже по желанию.

После еды тоже говорится молитва — благодарственная. При храме она может читаться (петься) совместно, либо частным порядком. Человек, которому необходимо уйти пораньше, встает к образам и произносит текст про себя, крестится. Затем желает всем Ангела за трапезой, только потом выходит. Аналогичную традицию можно завести и дома. В некоторых семьях обращения к Господу произносят по очереди.

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ» — так начинается молитва, которую читают после того, как встают из-за стола. Человек выражает Спасителю признательность за то, что он посылает пищу. Далее следует просьба о том, чтобы Господь не лишил и Царства Небесного, но незримо явился посреди присутствующих и послал мир в душе, спас от адский мучений.

Молитва после еды

«Молитва после вкушения пищи»
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

Видео (кликните для воспроизведения).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here