Можно ли вышивать молитву

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Можно ли вышивать молитву - в подробном и точном описании.

Вопрос священнику

Найдено записей: 16

Иеромонах Викторин (Асеев)

иеромонах Викторин (Асеев)

иеромонах Викторин (Асеев)

протоиерей Максим Хижий

иеромонах Викторин (Асеев)

иеромонах Викторин (Асеев)

иеромонах Викторин (Асеев)

иерей Владимир Шлыков

иерей Константин Кравцов

протоиерей Андрей Спиридонов

1) Это не совсем так, Каин сказал Богу: «Вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» (Быт. 4,14-15). В те далекие времена люди жили по семьсот и более лет, и на протяжении столь долгого срока были способны к деторождению, так что за время жизни Каина их число сильно возросло. 2) Да, действительно, на вышивание иконы, как и на написание иконы, нужно брать благословение, но уже готовую икону все же можно будет принести в храм и освятить.

Конечно же, вышивание икон не является грехом, наоборот, это благочестивое занятие. Надо взять на это благословение духовника, а потом освятить готовые иконы.

Диалог с Диаконом Олегом Рыжковым

Здравствуйте. Очень хотелось бы узнать, можно ли вышить крестиком молитву или оберег? И если можно, нужно ли потом освещать в храме? Заранее большое спасибо.

Здравствуйте. Очень хотелось бы узнать, можно ли вышить крестиком молитву или оберег? И если можно, нужно ли потом освещать в храме? Заранее большое спасибо.

Дорогая Ксения. В Православной Церкви нет такого понятия — оберег. Это все язычество, магия и суеверия, опасные для вашего духовного здоровья. Молитву не возможно вышивать. Молитва — это разговор с Богом. Молитвословия (текст) можно вышивать хоть крестиом, хоть елочкой, хоть от руки писать, хоть на компьютере печатать. Это не имеет значения. Но для чего? Если для того, чтобы по этим молитвословиям молиться, разговаривать с Богом, тогда можно и нужно. А если для того, чтобы потом к этим вышитым молитвословиям относиться как к магическим вещам, которые вас якобы от чего — то должны защитить, категорически нельзя. Это извращенное, совершенное неправильное понимание и отношение к молитве и к православной вере. Молитва, для того чтобы молиться. И все в православной Церкви направлено к очищению души, к покаянию, к научению любви к Богу и людям. Никаких оберегов в Церкви нет и быть не может. Это только у колдунов, магов и экстрасенсов, которые суть от диавола.

Можно ли вышивать молитву

Подготовка к вышивке.
Прежде чем приступить к вышиванию иконы необходимо подготовиться, прочитать молитву и получить благословение. Чистота помыслов и позитив внутри. Как это сделать и какую молитву прочитать подробнее тут (1)

Второе что нужно знать – где и в какое время вышивать икону можно. время и место. Считается, что нельзя вышивать икону, сидя перед телевизором, в пятницу вечером, в воскресение, в церковные праздники, а так же женщине нельзя вышивать в «нечистые» дни.
Серьезность в подходе к работе. Если вы начали вышивать икону, начатое нужно довести до конца, бросать вышивку иконы как надоевшее развлечение грешно.

Выбор места вышитой иконы в доме. К этому пункту отнестись нужно так же серьезно. Для вышитой иконы должно быть отведено особое место в доме. Не нужно заниматься украшательством своей квартиры, используя вышитую икону. Так же не нужно демонстрировать ее одну из картин своей вышитой коллекции, для выставочных целей подойдет вышивка картины на религиозную тему, благо библейских сюжетов в наборах для вышивания как крестом так и бисером, хватает немало. Икону всегда располагают в особое отведенное место в доме, где при необходимости можно помолиться.

И последний вопрос, какой техникой можно вышивать икону? Правильно было бы ответить, что иконы из бисера больше всего имеют исторических предпосылок, но все же суть в другом. Какой бы техникой вы не вышивали, будь то гладь, бисер, крест или гобелен, вы должны знать главное – значение того изображения, которое находится в ваших руках, именно священный образ, который вы создаете вышивая икону и несет энергетику и духовное начало.

Молитва перед началом вышивки иконы
Господи Иисусе Христе, Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь

Читайте так же:  Молитвы о замужестве на покров

Молитвы для вышивки икон

После того как пришлось изрядно поискать для подруги, решила сделать запись тут. Возможно, еще кому-то понадобятся.

Молитва перед началом работы над иконой
Господи Иисусе Христе,Сыне Боже , Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.

Молитва перед началом вышивания(каждый раз!):
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всяких скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю благости Твоей: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самаом совершити, во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва после завершения вышивания:
Мы, недостойные рабы Твои, Господи, исполненные благодарности за Твои великия к нам (бывшия) милости, прославляя Тебя, хвалим, благодарим, песненно прославляем Твою щедрость и смиренно с любовию взываем к Тебе: слава Тебе, Благодетель и Спаситель наш! Получивши незаслуженно, как рабы недостойные, от Тебя, Владыко, милости и дары, приносим, с усердием прибегая к Тебе, (нашу) посильную благодарность и, Тебя, как Благодетеля и Творца прославляя, взывая: слава Тебе, Всемилостивый Боже!

Можно ли вышивать молитву

Молитва перед началом работы над иконой.

«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый неописан по естеству
Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии
неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый
образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг
князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго
Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и
евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко
младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене
ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и
вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже
безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех
святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во
отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, и благоговейно
лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого
диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя
Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.»

Я затронула лишь часть правил, законов, благословения вышивания икон. Вывод, лично мой, таков: Священники, обычно не благословляют вышивать в праздники. Проблема не в работе или отдыхе, а в том, что мы в праздник сидим дома и занимаемся своими делами, а не идем к Богу в храм, в церковь молиться. Что грех не в работе в праздник, а в том, что мы не думаем о Боге, не читаем в церковные праздники духовную литературу. Но ведь вышивка — это удовольствие, стало быть Священник прав, мы думаем о своем.))
Вышивка бисером, нитками мулине иконы, занимает точно, самое главное место в творчестве вышивания. Правду говорят, когда девушка или женщина вышивает икону, она очищается духовно занимаясь рукоделием, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями, руками. То есть, даже несложное вышивание — бесплатно нас может лечить. Ведь, как известно, очень много способов, когда человек исцелялся от тяжелых болезней, когда уже заканчивал вышивать икону.
На нашем сайте «БУСИНКА в БРЯНСКЕ» , вы найдёте много схем, наборов, канвы с рисунком — ИКОНЫ, для вышивания, как бисером, так и нитками мулине. Иконы, которые я вышивала: «МАТРОНА МОСКОВСКАЯ»(бисером), «ГОСПОДЬ ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ» (мулине), «ОСТРАБРАМСКАЯ БОГОРОДИЦА» (бисер), «СЕМИСТРЕЛЬНАЯ БОГОРОДИЦА» (бисер), «АНГЕЛ ХРАНИТЕЛЬ» (бисер).
Спасибо за внимание.

Читайте так же:  Молитва чтоб мужчина любил

Молитва перед началом вышивания иконы

На протяжении многих столетий вышивка бисером православных икон — считается частью народного православного искусства. Еще в древности женщины работали над созданием настоящих шедевров, передающихся по наследству. И сегодня такой вид иконописи доставляет немалое удовольствие рукодельнице и тем, кто впоследствии оценивает результат готовой работы. А молитва перед вышивкой иконы бисером, существующая с давних пор, помогает мастерице настроиться на соответствующий лад перед работой.

Православная иконография насчитывает массу разнообразных направлений. И каждая мастерица старается правильно воплотить все ее варианты в жизнь. Большой популярностью отличаются именные иконы, где изображены святые покровители.

И нет лучше подарка молодым брачующимся, нежели венчальная икона, вышитая бисером. На таких иконах изображают образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Также часто покупают образы великих святых, к примеру, святой Матроны, которая служит воплощением любви, терпения и сострадания. К образу данной святой обращаются за благополучием семьи, за помощью в деторождении. Если и вы неравнодушно относитесь к красивой технике вышивки бисером, то вам непременно стоит купить одно из уникальных произведений народной православной иконографии.

Молитвы перед вышиванием иконы

Икона — это образ, наделенный определенной смысловой нагрузкой. При осуществлении такой вышивки человек обязан правильно подготовиться и прочитать молитву перед началом работы над образом.

Вышивать икону могут только верующие люди. И прежде чем начать вышивание, следует получить на это благословение. Если вы посещаете церковь, то можете попросить разрешения у батюшки. А после того как вышивка будет окончена, освятите готовый образ в церкви, иначе выполненная работа будет представлять собой всего лишь картину, выполненную на религиозную тему.

Перед началом вышивания пройдите молитвенную подготовку, правильно прочитав молитву перед началом работы над иконой. Мысленно настройтесь на позитив во время работы. И к вышивке приступайте после прочтения молитвенного обращения.

Как подготовиться к вышиванию иконы бисером?

В удачном исходе работы над образом святого вам поможет молитва перед вышивкой иконы бисером.

В молитвослове представлено множество специальных молитв, подходящих иконописцам и мастерам. Также можете прочитать молитву образу святого, которого собираетесь вышивать. Многие мастерицы, благодаря такому богоугодному занятию смогли избавиться от тяжелых болезней.

Лучшим временем для вышивания иконы бисером служит пост и период вынашивания под сердцем младенца. Если человек не уверен в том, сможет ли он правильно передать святой образ на православной иконе, то он может купить уже вышитую икону в специализированном магазине.

Правила вышивания иконы бисером

При вышивании иконы бисером думайте только о хорошем. Ведь иконы, созданные своими руками, наделены совсем другой энергетикой, и в них вложена душа человека. Многие, кто занимался вышивкой икон, говорят, что в процессе работы они разговаривают с Господом. Стоит отметить существование случаев, когда люди, по завершении работы над образом, исцелялись от тяжелых заболеваний.

Не следует браться за вышивание образа в праздничные дни, и в «критические» дни. А беременным такая вышивка пойдет только на пользу.

И в этом каждой вышивальщице помогает молитва перед вышивкой иконы бисером.

Если при вышивке вы не пользуетесь готовым набором, а самостоятельно осуществляете подбор ниток и бисера к схеме, то вам необходимо ознакомиться с тем, какие цвета допустимы в таком деле, а какие нет.

Цвета, которые можно использовать в иконописи:

Черный цвет символизирует зло и смерть. В иконописи такой цвет служил для закрашивания пещер, он символизировал могилу и зияющую бездну. В большинстве иконописных сюжетах черный считается цветом тайны. На черном фоне зачастую изображали Космос, старца в короне.

Коричневый цвет символизирует голую землю, прах, все временное и тлеющее. При смешении с царским пурпурным цветом в одеждах Богоматери он символизирует человеческую природу, подвластную смерти.

Зеленый цвет символизирует природу, траву и листья, юность и вечное обновление. Зеленый цвет всегда использовался для расписания земли, его всегда можно найти там, где начинается жизнь.

Синий и голубой цвет служат символами бесконечности неба и вечного мира. Синий цвет — это цвет Богоматери, в котором соединились земное и небесное начало. И в росписях большинства храмов, которые посвящены Богоматери, преобладает именно синий цвет.

Белый цвет символизирует божество, это цвет чистоты, святости и простоты. Святые и праведники на иконах обычно изображались белым цветом. Праведники считаются добрыми людьми, которые живут «по правде». Белый цвет можно использовать только в изображении праведных душ.

Читайте так же:  Молитвы о примирении с мужем

Самым заметным цветом на иконе считается красный, который символизирует тепло, любовь, жизнь, животворную энергию. Поэтому красный цвет служит символом Воскресения, хотя одновременно он обозначает кровь и мучения Христа. Обычно красный цвет используется в изображениях мучеников. Также красным обозначаются крылья приближенных к престолу архангелов-серафимов.

Пурпурный цвет в иконописи символизирует царя и владыку — Бога на небе и Царя на земле. И только император имел право подписывать указы при помощи пурпурных чернил. С этим цветом вы всегда столкнетесь на Иконах в одеждах Богоматери.

С помощью золотого цвета можно почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где ночь никогда не наступает. Золотой цвет символизирует Бога. На любой иконе можно найти цвет золота, а в мулине золото металлизировано.

Все эти цвета являются основными при вышивке образа бисером. Многие полагают, что нельзя вышивать бисером лик святого — протыкать его иглой . Хотя, как оказалось, совсем не важно, как он будет представлен на иконе — вышитым при помощи бисера, при помощи ниток или расписан маслом.

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Видео (кликните для воспроизведения).

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Читайте так же:  Молитва всем Святым в земле русской просиявшим

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала – учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Читайте так же:  Авраамий болгарский молитва

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Можно ли вышивать молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here