Можно ли дома читать молитвы без платка

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Можно ли дома читать молитвы без платка - в подробном и точном описании.

Одежда для домашней молитвы

Вера и духовная жизнь. Матушки.ру

Вера и духовная жизнь ⇒ Одежда для домашней молитвы

Модератор: Topolek

  • Перейти на страницу:

Сообщение Нина77 » 06 дек 2008, 21:30

Сообщение Ульяна » 06 дек 2008, 22:08

Сообщение Penguin » 06 дек 2008, 22:28

Сообщение Ульяна » 06 дек 2008, 22:53

Сообщение Penguin » 06 дек 2008, 23:01

Сообщение Ульяна » 06 дек 2008, 23:04

Сообщение kelijka » 06 дек 2008, 23:07

Можно ли дома женщинам молиться без платка


Что говорит апостол Павел о покрывании головы?

Среди христиан бытует мнение, что покрытие головы — одно с главных требований к внешнему виду женщины в храме.

Подкреплено оно словами с Первого послания апостола Павла к коринфянам:

И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается (1 Кор. 11:5-6).

Дальше апостол раскрывает смысл покрывания головы именно для женщин.

Как в Церкви главенствует Христос, так в малой церкви — семье — главенствует муж. Главенство мужа проявляется в его заботе и ответственности за супругу и детей.

Во-вторых, покрытие головы указывает на смирение и целомудрие женщины. Чтобы лучше понять смысл этого высказывания, надо обратиться к тем историческим реалиям, в которые апостол Павел писал обращение к коринфянам.

Почему в древности женщины не распускали и не стригли волосы?

Представьте себе, что вы находитесь в Коринфе І века. Это богатый греческий город с двумя портами, 700 тысячами населения, представителями разных культур и вероисповеданий. В Коринфе выстроено много языческих храмов, один из самых известный посвящен богине любви и плодородия Афродите. В этом храме процветает культовая проституция. Служительниц Афродиты легко отличить по побритой голове.

Кроме того, в городе распространена не только храмовая проституция. На улицах можно легко встретить блудниц, они привлекали внимание мужчин распущенными и не спрятанными под платком волосами.

Вот почему апостол Павел обращает внимание на покрытие головы для женщины. Если не хотите напоминать блудницу — носите головной убор, чтобы не соблазнять постороннего мужчину. Если не желаете быть похожими на служительницу Афродиты — растите волосы, ведь они — это естественный покров женщины.

Как должна выглядеть современная женщина в храме?

Девочки и девушки (считается, что приблизительно до подросткового возраста) могут находиться в храме без головного убора. Даже на православных иконах святые женщины изображаются с покрытой головой, а девочки — без покрова. Наглядно это увидеть можно на иконе святых мучениц Веры, Надежды, Любови и их матери Софии.

Если с наличием платка на женщине в храме все более или менее ясно, то как быть христианкам во время домашней молитвы? Разве и здесь покрытие головы — важное условие?

Можно ли молиться дома без платка?

Даже среди священников мнения по этому вопросу не совпадают.

Самые консервативные считают, что замужним женщинам стоит покрывать голову не только в храме, ведь головной убор указывает на смирение супруги и послушание мужу. Прекрасную иллюстрацию этой точки зрения можно найти еще в книге Бытия. Ревекка, жена Исаака, только вдали увидев своего будущего супруга, взяла покрывало и покрылась (Быт. 24:65).

Другие священники полагают, что этот пример стоит рассматривать в историческом и культурном контексте. В нашем культурном коде не закрепилось правило обязательного покрывания головы для женщин. Как трудно себе представить мусульманок без хиджаба, так нелегко вообразить всех современных женщин славянской внешности в платках и шарфах. Платок на голове молодой девушки, особенно в теплое время года, может привлечь дополнительное внимание и соблазнить других к осуждению.

Поэтому возникло и третье мнение: покрывать голову стоит в храме, а по возможности и во время домашней молитвы. Апостол Павел вспоминал именно молящуюся женщину, без уточнения, находится она в церкви или нет.

Протоиерей Андрей Ефанов считает, что покрытие головы во время утреннего и вечернего правила дисциплинирует женщину, помогает ей сосредоточиться на молитве.

Существует и четвертое видение: в храме женщинам стоит молиться с покрытой головой, а во всех остальных ситуациях можно и так. Тем более что апостол Павел призывает нас к непрестанной молитве, то есть к постоянному памятованию о Боге. А такая молитва не должна зависеть от внешних обстоятельств — наличия-отсутствия платков, внешнего вида, настроения, окружения, географического расположения.

В церковь пускают в любом виде. Но, может, в таком не стоит все же приходить?

Я, насколько возможно, стараюсь развеять эти страхи т.к. действительно, никто в храме и не думает смеяться над неловкими действиями впервые пришедших. Мы сами такими были и все прекрасно понимаем. Наверное, эта неловкость сродни той, как если бы я был приглашен на прием к президенту страны или королевы Англии . Уверен, меня бы тоже терзала мысль, что своим нелепым поведением сейчас опозорю весь свой род. Друзья дорогие! Пусть вас эти мысли беспокоят где угодно, но только не в храме. Церковь, такой же ваш дом, как и мой. Вы такой же Богу родной, как и я.

Читайте так же:  Молитва в день покупки квартиры

Уверен друзья, что Бог действительно услышит молитву человека в любом виде, пусть он хоть обнаженным молится. Но так молиться вы можете дома в одиночестве и тишине. В обществе людей все же важно помнить о приличии и интересах остальных. Ну представьте, если бы священник вместо рясы вышел служить литургию в шортах, вьетнамках и тельняшке. Уютно бы вы себя чувствовали? Думаю что не очень. Так же неуютно себя чувствуют молящиеся, когда в храм заходят люди в одежде, которая предназначена совершенно для других мест и мероприятий. Вы резонно можете заметить, что пусть они молятся, а не по сторонам смотрят. Согласен, но не все такие сильные молитвенники как вы. Священники очень хорошо знают немощи людей и знают, как немного нужно для того, чтобы сбить человека с мирного настроя. Потому в храмах и просят, чтобы люди берегли чувства друг друга: ходили тихо, разговаривали шепотом, одевались скромно. Так правильно и разумно делать.

Одним словом, платок на голове женщины был знаком ее замужнего статуса: не девица носила платок, а замужняя женщина (поэтому, кстати, неверно требовать ношения платка от девочек). Для меня не сильно принципиально, придет ли женщина на молитву в платке или без него, но пишу я это для того, чтобы вы знали о правилах церковного этикета и по возможности исполняли их.

Что касается брюк или джинсов, в которых женщины посещают храм, то здесь уже перегибают палку церковные люди. Они ссылаются на то, что согласно Библии мужчина не должен носить одежду женскую, а женщины, соответственно, мужскую. Но ведь никто из женщин и не думает носить мужские джинсы или брюки. Они носят одежду предназначенную для своего пола. Священники или судьи, например, формально носят одежду похожую на женское платье, но им таких упреков не бросают, что де одежда у вас неправильная. Это библейское правило направлено именно против, как сейчас говорят, трансвестизма, состояния при котором пылает желание к известным переодеваниям. И это однозначно — грех.

Здравствуйте, дорогие состоявшиеся мамочки и будущие мамочки!

Хочется пожелать Вам доброго здоровья и терпения. В письмах, которые Вы присылаете отцу Николаю, часто содержится просьба о молитве в связи с возникновением у новорожденных младенцев желтушки, которая Вас очень настораживает и огорчает. В этом случае нужно спросить себя, а правильно ли я питалась во время беременности? Ведь мы же с Вами знаем, что это очень важно! Одной из причин физиологической желтушки младенцев может быть как раз именно ПИТАНИЕ.

Но самой большой опасностью для Вашего малыша являются многочисленные исследования УЗИ!

На Западе их делают крайне редко и лишь после консилиума врачей. У нас в России, к сожалению, это исследование назначают неоправданно часто, без консилиума врачей, забывая о том, что на ранних сроках беременности УЗИ провоцирует ВЫКИДЫШ! А самое страшное для малыша, который еще не родился, но все чувствует, как будущая мама делает УЗИ с целью определения пола… Она, что любить его будет меньше? Вы только подумайте, а как огорчится малыш, когда расстроится мама, узнав, что ждут НЕ ЕГО?

Конечно же, любая молитва доходит до Бога, более того, молиться надо всегда, даже в той ситуации, когда человек находится совсем без одежды. Но чтение домашнего молитвенного, правила — утренних и вечерних молитв женщине лучше совершать в платке, так как внешний вид влияет на внутреннее состояние. Так что я бы Вам рекомендовал молиться и дома с покрытой головой.

С древних времен в христианских храмах существовала традиция раздель­ного пребывания мужчин и женщин в храме во время молитв. Известное, например, в каждом храме место для верхнего хора раньше было местом пре­бывания именно женщин. Хор же располагался на клиросах. Это было сдела­но для того, чтобы внимание христиан было больше сосредоточено на молитве, а не на представителях противоположного пола. Если женщина приходит с маленьким сыном, ему вполне можно пребывать вместе с матерью.

Скажите, пожалуйста, что мне делать, если свекровь разрушает мою семью? Она наговаривает на меня и говорит мне про страшные не излечимые болезни, чтобы я ими болела и всегда начинает это в пост, потому что знает, что я хожу в церковь и пощусь?

Воскресный день для православного христианина должен начинаться с молитвы, посещения храма, а вот после этого можно уделить какое-то время и рукоделию, в том числе и вышиванию.

Скажите,пожалуйста,можно ли читать Евангелие дома сидя и молиться дома без платка.Спаси Господи.Емилия

Здравствуйте, уважаемая Емилия.

Если Евангелие не стоит наряду в Вашем молитвенном правиле, то читать его можно и сидя, хотя это и будет определенным послаблением к читающему.

Читайте так же:  Самая сильная молитва на приобретение жилья

Про платок можно ответить словами ап. Павла: 1-е Коринфянам 11 глава.

Видео (кликните для воспроизведения).

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?»

Ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и древнейшим символом — символом подчиненного положения женщины. Согласно библейскому и христианскому учению, женщина в Церкви не имеет самостоятельного служения, но только через мужчину. Мужчина может служить Господу, а женщина нет. Мужчине должно проповедовать, учить, а женщине нет. Вне Церкви и женщина может учить, и совершать свой служение, но не вопреки мужчине-священнослужителю. Также и в семье, согласно библейскому положению, женщина не может властвовать над мужем, но должна покоряться ему, о чем и свидетельствует покрытой головой. Также и в Церкви, женщина покрытой головой свидетельствует о своем смирении перед мистико-исторической своей ролью. Таким образом, платок на голове женщины может рассматриваться не только как традиция, но и как глубоко исторический символ женственности, восходящий к Еве, праматери нашей. Если Вы не намерены использовать этот символ в своей домашней молитве, можете его не использовать. Платок — древнейший символ и вся Церковь наполнена подобными символами. Да, платки ныне стали только традицией русской церкви. В остальных странах, ну, кроме наверное Португалии, женщины и в храмах ходят без платка.

. в платке и молиться лучше!

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

На вопросы читателей отвечает иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

В 1-м послании к Коринфянам прочла о том. что «жена, молящаяся с непокрытой головой, постыжает свою голову». В храмах, конечно, все женщины молятся в платках. Но выйдя за ворота храма, большинство женщин снимает их. На улице, на работе — все ходят без платков. А вот как быть дома на молитве? Обязательно надевать платок или нет?

Наталия Муленкова, г. Самара.

Иеромонах Серафим (Калугин), г. Астрахань.

Можно ли дома молится без платка

Здравствуйте, уважаемая Емилия.

Если Евангелие не стоит наряду в Вашем молитвенном правиле, то читать его можно и сидя, хотя это и будет определенным послаблением к читающему.

Про платок можно ответить словами ап. Павла: 1-е Коринфянам 11 глава.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?»

Ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и древнейшим символом — символом подчиненного положения женщины. Согласно библейскому и христианскому учению, женщина в Церкви не имеет самостоятельного служения, но только через мужчину. Мужчина может служить Господу, а женщина нет. Мужчине должно проповедовать, учить, а женщине нет. Вне Церкви и женщина может учить, и совершать свой служение, но не вопреки мужчине-священнослужителю. Также и в семье, согласно библейскому положению, женщина не может властвовать над мужем, но должна покоряться ему, о чем и свидетельствует покрытой головой. Также и в Церкви, женщина покрытой головой свидетельствует о своем смирении перед мистико-исторической своей ролью. Таким образом, платок на голове женщины может рассматриваться не только как традиция, но и как глубоко исторический символ женственности, восходящий к Еве, праматери нашей. Если Вы не намерены использовать этот символ в своей домашней молитве, можете его не использовать. Платок — древнейший символ и вся Церковь наполнена подобными символами. Да, платки ныне стали только традицией русской церкви. В остальных странах, ну, кроме наверное Португалии, женщины и в храмах ходят без платка.

Читайте так же:  Молитва от избавления от пьянства

Можно ли дома молится без платка

Здравствуйте, уважаемая Емилия.

Если Евангелие не стоит наряду в Вашем молитвенном правиле, то читать его можно и сидя, хотя это и будет определенным послаблением к читающему.

Про платок можно ответить словами ап. Павла: 1-е Коринфянам 11 глава.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов. Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога. Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою [головою]? Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?»

Ношение платка на голове является для православной женщины не только данью традиции, но и древнейшим символом — символом подчиненного положения женщины. Согласно библейскому и христианскому учению, женщина в Церкви не имеет самостоятельного служения, но только через мужчину. Мужчина может служить Господу, а женщина нет. Мужчине должно проповедовать, учить, а женщине нет. Вне Церкви и женщина может учить, и совершать свой служение, но не вопреки мужчине-священнослужителю. Также и в семье, согласно библейскому положению, женщина не может властвовать над мужем, но должна покоряться ему, о чем и свидетельствует покрытой головой. Также и в Церкви, женщина покрытой головой свидетельствует о своем смирении перед мистико-исторической своей ролью. Таким образом, платок на голове женщины может рассматриваться не только как традиция, но и как глубоко исторический символ женственности, восходящий к Еве, праматери нашей. Если Вы не намерены использовать этот символ в своей домашней молитве, можете его не использовать. Платок — древнейший символ и вся Церковь наполнена подобными символами. Да, платки ныне стали только традицией русской церкви. В остальных странах, ну, кроме наверное Португалии, женщины и в храмах ходят без платка.

Обязательно ли женщина должна покрывать голову платком во время домашней молитвы?

Одевать ли платок во время домашней молитвы? В Ветхом Завете женщина, приступающая к молитве, без головного убора, постыжает главу свою. Апостол Павел говорит о ношении женщиной платка, когда мы приходим в храм. Понятно, в храме нужно надевать платочек. А что делать с келейным правилом? В повседневной жизни не многие женщины носят платки, да и дома молятся без них. Конечно, молиться нужно всегда и везде, но в данном случае надевать платок для молитвы или всё-таки допустимо обратиться к Богу без головного убора?

Безусловно, не будет большого греха, если Вы дома помолитесь без головного убора. Однако практика благочестия христианской жизни складывалась веками. Всё-таки женщины надевали платок на молитву и дома тоже. Девушка, девочка, дева – может не надевать платок, а замужняя женщина надевает платок. Может быть, со временем это будет по-другому, но пока так.

А если Вы ходите на работу или в магазины, или ещё какие-то дела делаете без головного убора, и читаете молитву Иисусову, Отче наш или Богородицу, это, нормально. Но, когда Вы уже дома встаёте на молитву, что же Вам мешает надеть платок? Это даже помогать Вам будет. Молитва идёт даже лучше и легче, когда на голове будет платок.

Храм преподобного Саввы
Сторожевского

Русская Православная Церковь,
Московская епархия,
Балашихинское благочиние

Преподобне отче наш Савво, моли Бога о нас.

Вопросы священнику: Ответ

Здравствуйте, Батюшка. Можно ли женщине молиться дома без платка на голове при чтении утренних и вечерних молитв? Если нельзя, то платок нужно надевать при чтении любой молитвы (чтобы кратко помолиться перед едой, например, перед учением с детьми, перед началом важного дела, т.е. прежде чем помолиться — платок на голову всегда?)

Читайте так же:  Молитва при чесотке

Здравствуйте, Галина! Дома можно молиться и без платка. Женщине в храме надо молиться с покрытой головой. Это традиция утверждается еще апостолом Павлом: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов» (I Кор. 11, 5-10).

Можно ли дома читать молитвы без платка

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Читайте так же:  Молитва здоровье для мамы

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Видео (кликните для воспроизведения).

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Можно ли дома читать молитвы без платка
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here