Можно ли читать молитвы сидя в транспорте

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Можно ли читать молитвы сидя в транспорте - в подробном и точном описании.

Можно ли читать молитвы сидя в транспорте

На вопросы, посвященные личному молитвенному правилу христианина, отвечает настоятель Свято-Троицкого собора Саратова игумен Пахомий (Брусков)

Молитва – это свободное обращение души человека к Богу. Как соотнести эту свободу с обязанностью читать правило даже тогда, когда делать этого явно не хочется?

Свобода – это не вседозволенность. Человек так устроен, что если он с

ебе позволяет послабление, возвращаться в прежнее состояние бывает очень тяжело. В житийной литературе встречается масса примеров, когда подвижники оставляли свое молитвенное правило ради оказания любви пришедшим братьям. Таким образом, они заповедь любви ставили выше своего молитвенного правила. Но следует помнить, что эти люди достигли необычайных высот духовной жизни, непрестанно пребывали в молитве. Когда же мы чувствуем, что не хотим молиться, это банальное искушение, а не проявление свободы.

Правило поддерживает человека в духовно развитом состоянии, оно не должно зависеть от сиюминутного настроения. Если человек оставляет молитвенное правило, он очень быстро приходит в расслабление.

Кроме того, следует помнить, что когда человек общается с Богом, между ними всегда стремится встать враг нашего спасения. И не позволять ему это сделать не является ограничением свободы личности.

В какой момент времени нужно читать утреннее и вечернее правило?

Об этом четко и ясно написано в любом православном молитвослове: «Востав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно перед Всевидящим Богом и, совершая крестное знамение, произнеси…». Кроме того, сам смысл молитв говорит нам о том, что утренние молитвы читаются в самом начале дня, когда ум человека не занят еще никакими мыслями. А вечерние молитвы следует читать на сон грядущим, после всяких дел. В этих молитвах сон сравнивается со смертью, постель – со смертным одром. И странно, поговорив о смерти, пойти смотреть телевизор или общаться с родственниками.

Любое молитвенное правило строится на опыте Церкви, к которому мы должны прислушиваться. Эти правила не нарушают человеческой свободы, а помогают получить максимальную духовную пользу. Конечно, из любого правила могут быть исключения, основанные на каких-то непредвиденных обстоятельствах.

Что еще, кроме утренних и вечерних молитв, может входить в молитвенное правило мирянина?

В правило мирянина могут входить достаточно разнообразные молитвы и чинопоследования. Это могут быть различные каноны, акафисты, чтение Священного Писания или Псалтири, поклоны, Иисусова молитва. Кроме того, в правило должно входить краткое или более подробное поминовение о здравии и упокоении близких. В монастырской практике существует обычай включать в правило чтение святоотеческой литературы. Но прежде чем добавить что-то к своему молитвенному правилу, нужно хорошо подумать, посоветоваться со священником, оценить свои силы. Ведь правило читается независимо от настроения, усталости, других сердечных движений. А если человек пообещал что-то Богу, это нужно обязательно выполнять. Святые отцы говорят: пусть правило будет небольшим, но постоянным. При этом молиться нужно от всего сердца.

Может ли человек сам, без благословения начать читать каноны, акафисты в добавление к молитвенному правилу?

Конечно, может. Но если он не просто прочитал молитву по стремлению сердца, а увеличивает тем самым свое постоянное молитвенное правило, лучше спросить благословение у духовника. Священник взглядом со стороны оценит его состояние правильно: на пользу ли будет ему подобное увеличение. Если христианин регулярно исповедуется, следит за своей внутренней жизнью, подобное изменение в его правиле, так или иначе, отразится на его духовной жизни.

Но это возможно, когда у человека есть духовник. Если духовника нет, и он сам решил что-то добавить к своему правилу, все-таки лучше посоветоваться на очередной исповеди.

В дни, когда служба длится всю ночь, и христиане не спят, нужно ли читать вечерние и утренние молитвы?

– Мы не привязываем утреннее и вечернее правило к определенному времени. Однако было бы неправильно вечерние молитвы читать утром, а утренние – вечером. Мы не должны фарисейски относиться к правилу и читать его во что бы то ни стало, игнорируя смысл молитвословий. Если вы не собираетесь спать, зачем испрашивать благословение Божие на сон? Можно заменить утреннее или вечернее правило иными молитвами или чтением Евангелия.

Можно ли женщине дома читать молитвенное правило с непокрытой головой?

– Я думаю, что женщине лучше совершать молитвенное правило в платке. Это воспитывает в ней смирение и показывает ее послушание Церкви. Ведь из Священного Писания мы узнаем, что жена покрывает голову не для окружающих, а для Ангелов (1 Кор. 11,10). Это вопрос личного благочестия. Конечно, Богу все равно, в платке или без него вы встаете на молитву, но это важно для вас.

Каким образом читаются каноны и последование ко святому Причащению: в один день накануне или можно разделить их чтение на несколько дней?

– Нельзя подходить к исполнению молитвенного правила формально. Свои отношения с Богом человек должен выстраивать сам, исходя из молитвенной подготовки, здоровья, свободного времени, практики общения с духовником.

Сегодня сложилась традиция при подготовке к Причастию читать три канона: Господу, Богородице и Ангелу Хранителю, акафист Спасителю или Богородице, последование ко святому Причащению. Я думаю, что лучше прочитать все правило в один день накануне Причастия. Но если тяжело, можно распределить и на три дня.

Зачастую друзья, знакомые спрашивают, как подготовиться к Причастию, как читать Псалтирь? Что им отвечать нам, мирянам?

– Отвечать нужно то, что точно знаешь сам. Нельзя брать на себя ответственность что-то строго обязательно предписывать другому или говорить то, в чем не уверен. При ответе нужно руководствоваться общераспространенной традицией церковной жизни сегодняшнего дня. Если нет личного опыта, нужно прибегнуть к опыту Церкви, святых отцов. А если задали вопрос, ответ на который вам неизвестен, нужно посоветовать обратиться к священнику или святоотеческим творениям.

Прочитала перевод некоторых молитв на русский язык. Оказывается, раньше я вкладывала в них совершенно иной смысл. Нужно ли стремиться к единому пониманию, читать переводы или можно понимать молитвы так, как подсказывает сердце?

Молитвы следует понимать так, как они написаны. Можно провести аналогию с обычной литературой. Мы читаем произведение, понимаем его по-своему. Но всегда интересно узнать, какой смысл в это произведение вкладывал сам автор. Также и текст молитвы. В каждую из них автор вложил особый смысл. Ведь мы же не заговор читаем, а обращаемся к Богу с определенным прошением или славословием. Можно вспомнить слова апостола Павла о том, что лучше пять слов сказать на понятном наречии, чем тысячу на непонятном (1 Кор. 14, 19). К тому же авторами большинства православных молитвословий являются святые подвижники, прославленные Церковью.

Как относиться к современным молитвам? Можно ли читать все, что пишут в молитвословах, или предпочитать более древние?

– Лично меня больше трогают слова более древних канонов, стихир. Они кажутся мне более глубокими и проникновенными. Но многим людям нравятся и современные акафисты за их простоту.

Читайте так же:  Молитва от неизвестного недуга

Если Церковь приняла молитвы, относиться к ним нужно с благоговением, почтением и попытаться найти для себя пользу. Но понимать, что некоторые современные молитвы по своему содержанию не столь высокого качества, как молитвы, составленные древними подвижниками.

Когда человек пишет молитву для общественного употребления, он должен понимать, какую ответственность на себя берет. Он должен обладать молитвенным опытом, но при этом быть и хорошо образованным. Все тексты, которые предлагаются современными творцами молитв, должны подвергаться редактированию, проходить строгий отбор.

Что важнее – дочитать правило дома или прийти вовремя на службу?

– Пойти на службу. Если человек собрался в храм, то на первом месте должна быть общественная молитва. Хотя отцы сравнивали общественную и домашнюю молитву с двумя крылами птицы. Как птица не может лететь с одним крылом, так и человек. Если он не будет молиться дома, а только ходить в храм, то, скорее всего, молитва не пойдет у него и в храме. Ведь у него нет опыта личного богообщения. Если человек молится только дома, но в храм не ходит, значит, у него нет понимания того, что такое Церковь. А без Церкви нет спасения.

Чем мирянин может при необходимости заменить службу дома?

Сегодня издается большое количество богослужебной литературы, различных молитвословов. Если мирянин не может присутствовать на службе, он может по каноннику прочитать и утреннюю, и вечернюю службы, и обедницу.

Можно ли читать правило сидя?

Апостол Павел пишет: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6, 12). Устал или болеешь – можно сесть в Церкви, при чтении домашнего правила. Но следует понимать, чем при этом руководствуешься: болью, которая мешает молиться, или ленью. Если альтернативой чтению молитвы сидя является ее полное отсутствие, конечно, лучше читать сидя. Если человек тяжело болен, можно даже и лежа. Но если он просто устал или его борет лень, нужно побороть себя и вставать. Во время богослужений Устав регламентирует, когда можно стоять или сидеть. К примеру, чтение Евангелия, акафисты мы слушаем стоя, а во время чтения кафизм, седальнов, поучений садимся.

Можно ли читать молитвы, сидя в автобусе или в машине

Содержание статьи

  • Можно ли читать молитвы, сидя в автобусе или в машине
  • Как читать женщинам намаз
  • Как правильно читать Псалтырь дома

Между тем, наши предки без молитвы не начинали ни одно дело: они просили благословения высших сил перед тем, как садиться за стол, перед сном, перед началом дня, перед посевом урожая и уборкой, перед свадьбой и похоронами, перед началом нового дела и перед дальней дорогой.

У них была крепкая связь с русскими богами, с родом и со всеми родовыми традициями, которые заповедали им соблюдать законы природы или космические законы, как мы их сейчас называем. Поэтому у них не вставал вопрос, как и где молиться богу – местом вознесения молитв могла стать лужайка, где они косили сено или собирали дары леса.

Про молитвы в автобусе и машине

В наше время человеку некогда остановиться и подумать о жизни, о планах на будущее, проанализировать прошедший день или год. А уж специально выделить время для молитвы и вовсе не представляется возможным.

Поэтому на вопрос «можно ли читать молитвы, сидя в автобусе или в машине», ответим утвердительно. Конечно, можно – для бога не важно, из какого места вы посылаете ему свою просьбу: из машины, автобуса, трамвая, самолета или из позолоченного храма.

Ведь молитва – это мысль, окрашенная эмоцией. Мы обращаемся к высшим силам, чтобы попросить о чем-то конкретном, о какой-то помощи. Или хотим покаяться в грехе – тоже в каком-то конкретном поступке или побуждении. Ведь мы знаем, что мысль – это такой же поступок для мира, как и дело, и на мысль мир реагирует как на дело. Или же с помощью молитвы мы хотим поблагодарить высший мир, Владык за оказанную помощь.

К примеру, когда одному городу грозило наводнение, верующие жители начали молиться владыке Майтрейе, чтобы спас город. Казалось, что беда неминуема, однако вода ушла. Тогда благодарные жители собрали средства и с помощью администрации поставили на площади огромную статую владыки Майтрейи, которого они считают будущим владыкой земли, и считают, что он придет на смену Христу. Каждый день, проходя мимо статуи, они мысленно возносят благодарность за помощь. Это и есть молитва.

Как молиться в транспорте

Понятно, что для молитвы нужно особое состояние – чтобы никто не мешал, не отвлекал, чтобы сосредоточиться и углубиться в свои мысли, выйти так сказать «на контакт» с высшим миром, чтобы он услышал . В транспорте или личном автомобиле так не получится. Однако выход все же есть.

Можно начитать молитвы на диктофон и просто слушать их на носителе, который можно взять с собой в транспорт. Это не будет полноценная молитва, однако такой способ поможет наработать так называемый «молитвенный канал», которого у людей, как правило, нет. Тогда дома или в церкви молиться будет проще – вы начнете ощущать то самое молитвенное состояние, о котором хорошо знают истинно верующие люди, принадлежащие к любой религии.

Еще один способ молитвы, если нет возможности закрыть глаза и сосредоточиться – самоанализ. Просто подумайте, как прошел ваш день. Как вы относились к людям: с кем поссорились, кому помогли. И честно признайтесь, где вы были правы, а где – нет. Также постарайтесь простить обидчиков и спокойно отнестись ко всем нападкам. Тогда в следующий раз вы будете спокойнее реагировать на негатив.

Этот способ молитвы называется покаянием, и здесь не обязательно посыпать голову пеплом, ругать себя за неправильные действия и ставить свечи за здравие того, кого обидел. Главное — для себя, изнутри понять, что был неправ/была неправа. И постараться больше так не делать. Это очень важно для человека – осознание ошибок, покаяние. Тогда они не записываются в карму сегодняшнего дня, вы не утяжеляете свою судьбу.

Еще один способ, как можно помолиться в транспорте – просто импульсом послать свою просьбу высоко-высоко, как только можно дотянуться своим сознанием. Это занимает какие-то секунды, но действует весьма эффективно, потому что посыл очень сильный. Так можно и просить, и каяться, и благодарить.

И во всех действиях самое важное – быть искренним, тогда любая молитва будет услышана.

Можно ли читать молитвы сидя

Содержание статьи

  • Можно ли читать молитвы сидя
  • Как читать утренние молитвы
  • Как нужно молиться

Поэтому совершенно неважно, в какой позе человек молится – сидя, стоя, на коленях или еще как-то. Больные люди вообще молятся лежа, однако их молитвы тоже бывают услышаны.

Православие предписывает молиться стоя, в католических храмах сидят, мусульмане молятся на коленях, буддисты в позе лотоса. Сейчас даже компьютер может стать проводником в мир молитвы, если человек слушает проповедь в интернете. Также он может читать молитвы на сайтах и учить их, следить за прямыми трансляциями с больших религиозных праздников. Время идет вперед, вместе с ним меняется форма участия в молитвах, однако смысл остается прежним.

Читайте так же:  Молитва умиление к Богородице

Примеры из истории

Если вспомнить святых старцев – Сергий Радонежский молился в лесу, сидя на пне. Мимо него проходили звери и не трогали его – настолько сильна была защита высших сил по его молитве.

А все потому, что молился он не за себя, а за весь народ и за всю Русь, которая в то время стонала от татаро-монгольского ига. Именно к Отцу Сергию приехал Дмитрий Донской просить благословения перед великой Куликовской битвой, и старец его благословил, и молился о победе денно и нощно.

А когда Дмитрий победил – Сергий это почувствовал за два дня до того, как приехал гонец с доброй вестью. Потому что «намоленные» люди обладают чувствознанием, или предвидением – умеют предвидеть события.

Поэтому вознося свои просьбы, не забудьте помолиться за свою страну, за свой город или село, а потом уже за семью и за себя.

Что важно для молитвы

В молитве важна не поза – важно состояние души, настрой и самое главное, что говорил сам Христос – искренность. Если это все присутствует в обращении к высшему миру, молитва будет услышана.

Конечно, очень важна вера. Без веры молитвы нет – кому молиться, если никому не веришь? А для того, чтобы вера появилась, ее надо просить у того Высшего духа, который проводил вашу душу на Землю.

И намаливать канал, который соединяет душу человека с высшим миром.

Молиться тоже надо учиться: сначала человек заучивает молитвы и механически их повторяет, потом он начинает понимать их смысл и обращается к Высшим силам уже сознательно. А потом он начинает молиться своими словами, от сердца.

Ведь тексты молитв написаны людьми, и они вкладывали в них свои чаяния, а мы можем вложить свои – помолиться своими словами. Важен импульс, а не знаки, в которые этот импульс вложен.

Вспомним еще один исторический пример: битву Александра Невского на Чудском озере. В ночь перед боем Александр пришел в храм, чтобы помолиться, но молитва не получалась – слова не шли. Тогда он обратился к Богу: «Отец!». И своими словами рассказал, что сил у врага намного больше, чем у него, и что он просит или победы, или скорой гибели – только не позора.

А на утро воины Александра наголову разбили врага. При этом происходили такие чудеса, объяснить которые люди были не в силах. Воинам-русичам пришла помощь свыше, по молитве Александра, и малым числом они разбили врага. Так помогают вера и искренность.

В разных религиях есть много различных правил и ритуалов, однако их нужно соблюдать, только если приходишь в храм, мечеть или синагогу. А дома или на природе молись как душе угодно – лишь бы это было искренне. Такое обращение Владыки всегда услышат и обязательно придут на помощь.

Как если бы переиначить слова Христа на современный лад – Он сказал, что по просьбе сына о хлебе Отец даст хлеб, а не камень.

Можно ли читать молитвы на работе сидя

Поэтому совершенно неважно, в какой позе человек молится – сидя, стоя, на коленях или еще как-то. Больные люди вообще молятся лежа, однако их молитвы тоже бывают услышаны.

Православие предписывает молиться стоя, в католических храмах сидят, мусульмане молятся на коленях, буддисты в позе лотоса. Сейчас даже компьютер может стать проводником в мир молитвы, если человек слушает проповедь в интернете. Также он может читать молитвы на сайтах и учить их, следить за прямыми трансляциями с больших религиозных праздников. Время идет вперед, вместе с ним меняется форма участия в молитвах, однако смысл остается прежним.

Если вспомнить святых старцев – Сергий Радонежский молился в лесу, сидя на пне. Мимо него проходили звери и не трогали его – настолько сильна была защита высших сил по его молитве.

А все потому, что молился он не за себя, а за весь народ и за всю Русь, которая в то время стонала от татаро-монгольского ига. Именно к Отцу Сергию приехал Дмитрий Донской просить благословения перед великой Куликовской битвой, и старец его благословил, и молился о победе денно и нощно.

Поэтому вознося свои просьбы, не забудьте помолиться за свою страну, за свой город или село, а потом уже за семью и за себя.

В молитве важна не поза – важно состояние души, настрой и самое главное, что говорил сам Христос – искренность. Если это все присутствует в обращении к высшему миру, молитва будет услышана.

Конечно, очень важна вера. Без веры молитвы нет – кому молиться, если никому не веришь? А для того, чтобы вера появилась, ее надо просить у того Высшего духа, который проводил вашу душу на Землю.

И намаливать канал, который соединяет душу человека с высшим миром.

Молиться тоже надо учиться: сначала человек заучивает молитвы и механически их повторяет, потом он начинает понимать их смысл и обращается к Высшим силам уже сознательно. А потом он начинает молиться своими словами, от сердца.

Ведь тексты молитв написаны людьми, и они вкладывали в них свои чаяния, а мы можем вложить свои – помолиться своими словами. Важен импульс, а не знаки, в которые этот импульс вложен.

Видео (кликните для воспроизведения).

А на утро воины Александра наголову разбили врага. При этом происходили такие чудеса, объяснить которые люди были не в силах. Воинам-русичам пришла помощь свыше, по молитве Александра, и малым числом они разбили врага. Так помогают вера и искренность.

В разных религиях есть много различных правил и ритуалов, однако их нужно соблюдать, только если приходишь в храм, мечеть или синагогу. А дома или на природе молись как душе угодно – лишь бы это было искренне. Такое обращение Владыки всегда услышат и обязательно придут на помощь.

Как если бы переиначить слова Христа на современный лад – Он сказал, что по просьбе сына о хлебе Отец даст хлеб, а не камень.

То есть просто в любой ситуации? Не стоя?

Как утверждают, что люди молятся даже на эшафоте, а это место не самое удобное, хотя перед смертью помолиться неплохо бы успеть.

Молятся стоя из почтения перед Богом, но молиться сидя или лёжа никто не запрещает и не запрещал.

Единственный случай, когда молитва должна читаться стоя, это чтение Акафистов разным святым.

Перевод слова акафист — «неседален», то есть не положено читать сидя.

В остальных случаях другие молитвы читать можно в любом положении, Господь примет молитву, если она искренне обращена к Нему.

Мне от квартиры до работы добираться недолго, всегда читаю на ходу и в транспорте цикл молитв, на него уходит минут 15. Стою или сижу, разницы нет.

Иисусову молитву можно читать в любом месте, когда идем по дороге, едем в машине, лежим без сна, среди ночи, в постели.

«Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешную!»

Это наоборот приветствуется, чтобы мысли были заняты молитвой, а не грехами, например осуждением, завистью или гордыней.

Да и сами молитвы предусматривают общение с Богом, просьбу о защите и помощи, а это чаще всего требуется делать в каких то важных, а порой критических ситуациях, например в опасности на дороге, перед важными экзаменами.

Читайте так же:  Молитва Господи когда я начинаю новый день

Есть специальные утренние и вечерние молитвы, которые желательно читать перед иконами, с благоговением и полностью отвлекаясь от мирских мыслей.

В смысле не будет ли это кощунством, святотатством, богохульством и так далее?

Ну на самом деле на этот вопрос может ответить каждый сам себе если задумается о смысле и назначении молитвы вообще.

Если это глупый ритуал, бездумно совершаемых действий (а так многие делают, на всякий случай или потому как принято), то конечно же нужно ещё и на колени встать.

Если это настрой своей психики на нужный режим работы, то внешняя атрибутика абсолютно не важна (ну только если помогает настроиться).

Или есть ещё третий вариант, особо одарённые, которые считают, что молитва нужна «кому-то там», а не самому человеку для упорядочивания своих мыслей и конкретизированния желания.

Бог ведь вездесущь и всезнающь. Ему важна искренность и чистота мыслей, намерений, а не бездумное совершение ритуалов, которыми грамотно пользуются бизнесмены от религии.

Молитва – это не просьба, не высказывание, не отчет за проделанные дела. Скорее, это искренний диалог с Богом как с человеком. Кто этот человек для вас – решать только вам. Манера и содержание наших разговоров, с кем бы то ни было, всегда зависит от того, как мы относимся к своему собеседнику. Так и молитва напрямую зависит от нашего отношения к Богу. Часто задаваемым вопросом является вопрос о том, можно ли читать молитвы сидя или лежа.

Нельзя сказать, что существуют жесткие требования к чтению молитв, но определенные общепринятые нормы и правила все-таки существуют.

Есть молитвы как общественные, так и частные:

Молитва может быть:

И та и другая молитвы равны по значению, главное здесь – правильный душевный настрой.

Кто-то видит в Боге любящего творца, который знает наши человеческие слабости, понимает проблемы и готов на сиюминутную помощь. Кто-то воспринимает Бога как отражение себя. Кто-то – как друга.

Любое представление о Боге – правильное, лишь бы оно имело под собой доверие. Разговор с Богом должен быть искренним и необходимым для вас. Ведь невозможно установить хорошие отношения без общения и разговора. Если вы хотите получить в молитве успокоение и помощь – читайте ее искренне.

Вежливо ли молиться в общественном транспорте, креститься и читать молитвы?

Какое Ваше мнение? Может лучше это делать в церкви или дома7

В моей жизни встречались такие случаи, едешь в транспорте и кто-то читает Евангелие, кто-то просто молитвы, конечно не на всю маршрутку, отношусь я к этому спокойно.

Как-то ехала в междугородном автобусе и один мужчина активно крестился при виде крестов на трассе, потом разговорились и оказалось, что это батюшка. Он объяснил, что креститься необходимо. С нами в автобусе была выпившая компания, которая поначалу даже немного дебоширила, но узнав, что с нами вместе едет батюшка, они сразу вразумились и даже извинились за свое поведение. Так что, в подобных ситуациях есть и плюсы. Конечно, если с тобой рядом находятся представители другого вероисповедания, нужно это тоже принимать во внимание и относиться с уважением.

Нет, невежливо. Ни один грамотный священник этого не одобрит. Для таких целей существует Церковь, а также Вы можете делать это дома, чтобы никому не мешать. А если решили помолиться в общественном транспорте, то делайте это молча, про себя,чтобы не привлекать внимания окружающих людей.Громкие молитвы в общественных местах выглядят как показушные, неискренние.Молитва — дело интимное.

Если человек молится не вслух, не громко, то почему нет? Креститься положено, когда проезжаешь или проходишь мимо храма, поэтому верующий человек перекрестится в любом месте. На самом деле что плохого в такой молитве? Мат мы везде слышим и считаем нормой, почему молитва не должна быть слышна в общественном месте? Получается, мат никого не оскорбляет, а чужая молитва напрягает?

По поводу молиться в церкви или дома, христианам заповедано непрестанно молиться, в любом месте, молиться только дома или в церкви недостаточно. Другое дело, что в транспорте можно так молиться, что никто и не поймет, что ты молишься. Для этого даже четки делают незаметные на 10 узелков, чтобы надеть на палец и не привлекать внимание. Незаметно молятся для того, чтобы избежать тщеславия.

«Подводные камни» молитвенного правила

В разные эпохи в Церкви существовали различные формы утренних, дневных, вечерних молитвословий. Для нашего времени характерна традиция прочтения некоторого сравнительно небольшого числа утренних молитв, а также молитв на сон грядущим, которые и составляют минимальное молитвенное правило верующего человека. При всей кажущейся простоте это одна из тем, которая у людей, живущих церковной жизнью, регулярно рождает вопросы. Как преодолеть себя и наладить регулярную молитву? Как превратить правило из некоего текста в неотъемлемую часть своей жизни? Своим пастырским и личным христианским опытом в этих вопросах делится игумен Нектарий (Морозов).

Сопротивляясь хаосу

Прежде чем говорить о молитвенном правиле, нужно сказать, хотя бы вкратце, в принципе о месте молитвы в жизни человека. Мы знаем, что назначением человека, в отличие от всех иных сотворенных Богом земных существ, является постоянное богообщение. А молитва является, безусловно, тем естественным и тем совершенным способом богообщения, который для нас доступен.

Молитва может быть общей, совершаемой в храме, может быть частной, но тем не менее назначение ее всегда одно: направить ум и сердце человека к Богу и дать человеку возможность к Нему обратиться и в то же время хотя бы отчасти — настолько, насколько в нашем состоянии это возможно — ответ Божий услышать. Но для того чтобы эту способность обращаться к Богу в себе взращивать, человек должен учиться молиться. Если человек молится, то молитва постепенно изменяет его состояние. И не случайно утренние и вечерние молитвословия, которые мы ежедневно совершаем, называются словом «правило»: можно сказать, что молитвенное правило действительно правит нашу душу — выправляет ее положение по отношению к Богу. Мы имеем множество различных стремлений, иногда совпадающих одно с другим, иногда противящихся друг другу, и наша внутренняя жизнь постоянно находится в состоянии неупорядоченном, в каком­-то хаосе, с которым мы иногда боремся, а иногда — и чаще всего — примиряемся, успокаивая себя тем, что это норма существования. А молитва выстраивает жизнь человека должным образом, поэтому когда человек молитвой не пренебрегает, всё в его жизни постепенно становится на свои места.

Почему так происходит? Потому что когда человек обращается к Богу, то он в молитве обретает прежде всего самого себя — такого, какой он есть, такого, каким он себя зачастую среди суеты, дел, множества разговоров и попечений даже и не видит. Встав в молитве перед Богом, каждый из нас начинает понимать, что в его жизни по-настоящему важно, что находится на втором или третьем месте, что не важно совсем… Если же человек о молитве небрежет, то этой внутренней ясности у него, безусловно, не возникает, и не выстраивается та система приоритетов, которая должна быть в жизни христианина — в которой важнее Бога и того, что связано с исполнением заповедей евангельских, ничего нет.

Читайте так же:  Молитва путешественника на английском

Нет регулярности — нет основы

Чтение молитвенного правила, с одной стороны, занимает совсем немного времени — это ничтожно малая доля нашего дня. С другой стороны, для человека, который молиться не привык, а привык тратить это утреннее и вечернее время на что-то другое, регулярно совершать этот труд оказывается нелегко. Так что приобретение навыка утром встать и прежде всех других дел помолиться, вечером преодолеть усталость, выключить, может быть, телевизор и прочесть необходимые молитвословия, является по сути самым простым и самым первым подвигом для человека, только-только к христианской жизни приступающего.

Что делать, если ежедневное молитвенное правило никак не удается наладить? Иногда, беседуя с человеком, приходится дать ему такой совет: «Если для Вас так сложно полностью читать каждое утро и каждый вечер молитвы, определите себе по крайней мере какую-то часть из утренних молитвословий, какую-то часть из молитв на сон грядущим, которую Вы в любом случае будете читать регулярно, потому что только регулярность является в данном случае залогом движения вперед». Не будет регулярности — не будет той основы, на которую человек в дальнейшем может опереться.

Случается иногда так, что человек приходит домой, у него был невероятно тяжелый день, он потратил все силы и может уже только упасть и заснуть. В таком случае следует хотя бы кратко, две-три минуты, помолиться и после этого ложиться спать. Старец Симеон Благоговейный говорил своему ученику, преподобному Симеону Новому Богослову, что достаточно тогда прочитать молитвы с Трисвятого по «Отче наш» и перекрестить свое ложе. Но нужно понимать: речь идет о ситуации исключительной, а не о повторяющейся из раза в раз. Более того, нужно иметь в виду, что враг порой наводит на человека сон именно перед чтением правила, а стоит закончить молиться или передумать молиться — и ты бодр, чувствуешь себя хорошо, можешь хоть заново день проживать. Так бывает и когда мы приступаем к духовному чтению или приходим на службу. Этому не нужно поддаваться. Самый простой совет: положить несколько земных поклонов и затем продолжить молитву. Такое действие, во-первых, разгоняет кровь и отгоняет сон, а во-вторых, когда враг видит, что человек в ответ на его усилия только усугубляет свою молитву, то он, как правило, отступает.

«Выигрывая время», проигрываем всё

Если приступить к вечернему правилу человеку обычно мешает усталость, то с утренними молитвами гораздо чаще возникает другая проблема. Человек изо дня в день не может встать по будильнику, вскакивает с постели уже перед самым выходом из дома, и правило остается непрочитанным. Или же просто время в утренние часы распределено так, что молитва туда никак не вписывается. В этом случае борьбу с собой, со своим нерадением стоит, наверное, начинать с того, чтобы всё равно к утреннему правилу приступать и все равно его прочитывать, пусть даже по времени это будет уже и не утро. Помню, как кто-то при мне подобный вопрос задавал архимандриту Кириллу (Павлову) — о том, что не успевает утренние молитвы прочитать прежде всех других дел, не успевает прочитать и потом. Отец Кирилл спросил: «Вечером можешь? Ну тогда читай вечером». Понятно, что утренние молитвы по смыслу своему вечером читаться не должны, но если человек понимает, что от них никуда не денется, все равно придется их читать, то он найдет, скорее всего, и время, и возможность их прочитать утром.

К слову, вечерние молитвы, если изо дня в день никак не получается прочесть их перед сном, можно начать читать за несколько часов до сна — допустим, когда мы приходим после работы домой. Вернее, читаются они в таком случае до молитвы «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет», а затем читается «Достойно есть» и те краткие молитвы, которыми утреннее и вечернее правило обычно заканчивается, а с «Владыко Человеколюбче» молитвы читаются уже непосредственно перед отходом ко сну. Так молиться гораздо легче, потому что тогда мы уже не пугаемся того, что нам нужно будет предпринять значительный для нас молитвенный труд, на который у нас, может быть, не хватит сил.

Есть еще такая хитрость, о которой говорит преподобный Никодим Святогорец: когда становится трудно молиться, сказать себе: «Ну хорошо, хотя бы пять минут помолюсь еще». Молишься пять минут, потом говоришь себе: «Ну еще теперь пять минут». И как ни странно, таким простым способом можно обмануть и врага, и свою собственную плоть.

И еще очень хорошо постараться хотя бы утренние молитвы выучить наизусть. Они довольно легко учатся, поскольку мы их повторяем каждый день, и если мы употребим хотя бы те же усилия, которые употребляли в школе, когда учили стихи, то для нас скорее всего эта задача будет посильной. И тогда мы облегчаем себе жизнь: не получилось прочесть правило, не хватило времени — помолился дома хотя бы кратко, вышел за порог и продолжаешь молиться. Конечно, это не совсем правильно, да и не очень удобно читать про себя молитвы где-то на ходу, в транспорте, но тут нужно руководствоваться таким правилом: если у тебя есть свежий хлеб, ты ешь свежий хлеб, а если только сухари — значит, придется есть сухари, лишь бы не голодать.

Бывает и другой вопрос: «Мне очень сложно читать правило, я читаю и не понимаю». Когда ты что-либо не понимаешь, делать это, тем более изо дня в день, действительно трудно. Но что мешает понять? В отношении молитв нужно в этом случае просто предпринять небольшой, но очень важный труд, о котором часто говорит святитель Феофан Затворник: найти немного времени, сесть и разобрать молитвы, которые входят в правило, подчеркнув в тексте те слова, смысл которых непонятен. А затем — воспользоваться Интернетом, словарем церковнославянского языка, прийти в приходскую библиотеку и попросить соответствующую литературу, обратиться к священнику, в конце концов, — словом, найти, что эти непонятные слова обозначают. Причем слов и выражений, которые действительно могут являться препятствием для понимания смысла той или иной фразы в молитве, на самом деле немного, в остальном же нужно просто поставить себе задачу внимательно прочитать текст и приложить некоторые усилия к пониманию его смысла.

Чуть меньше, чем можем

Порой возникает обратная ситуация: человек читает правило регулярно, всё понимает, но этого объема молитвенного труда ему уже мало, и он хочет что-нибудь к нему прибавить. Мне это кажется совершенно естественным, и у многих людей, живущих церковной жизнью, рано или поздно этот вопрос возникает. Что имеет смысл к молитвенному правилу прибавлять? Наверное, здесь нужно смотреть на то, что человеку более созвучно, на его состояние души. Кому-то больше нравится читать Псалтирь, кому-то — акафисты и каноны, кто-то предпочитает молиться Иисусовой молитвой. И здесь вполне можно следовать своим предпочтениям, однако нужно помнить, что акафисты — в отличие от псалмов, где каждое слово является боговдохновенным — составлялись людьми и потому бывают разного богословского и литературного уровня. Среди них — особенно среди тех, что были написаны в XIX–XX столетиях — немало таких, читать которые не особенно душеполезно. Поэтому, наверное, каждому, кто думает о том, из чего свое молитвенное правило составить, стоит посоветоваться со священником, у которого он исповедуется, и показать ему те молитвословия, которые для дополнения правила выбраны.

Читайте так же:  Молитвы о женитьбе для мужчин

Важный момент: если мы для себя определили какой-то объем молитвенного труда, он должен быть постоянным. А то бывает, что человек прибавил к правилу, допустим, кафизму, акафист Иисусу Сладчайшему, какое-то количество молитв Иисусовых, но то одно опускает, то другое, то третье, то всё вместе, то опять всё это начинает читать. Непостоянство колеблет саму основу нашей молитвенной жизни, поэтому лучше брать на себя немного меньше, чем мы можем совершить, но придерживаться этого неотступно. Немного меньше — потому, что когда мы трудимся регулярно, мы начинаем уставать, и если взять максимальный объем, то на него не будет хватать сил. Другое дело, что иногда нам просто хочется помолиться больше, чем мы молимся обычно, душа этого требует, — и в этом у нас, конечно, есть совершенная свобода.

Можно ли чем-то заменить утренние и вечерние молитвы? Нет, их желательно ничем не заменять. В нашей непостоянной жизни должны присутствовать какие-то константы, как бы некие столбики, к которым привязана наша жизнь в течение дня. А если человек отказывается от традиционного молитвенного правила и решает молиться по своему усмотрению, то, как показывает опыт, это приводит к тому, что сегодня он прочел кафизму вместо утренних молитв, завтра — акафист Божией Матери вместо вечерних молитв, а послезавтра не прочел ничего. Я не говорю, что так объективно и должно быть, но получается в основном почему-то именно так. Поэтому я советую утренние и вечерние молитвы читать в любом случае, а к ним уже что-то прибавлять.

Можно ли молиться нерассеянно?

К совершению молитвенного правила, по возможности, нужно готовиться. Не начинать молиться вдруг, но немного постоять и подождать, «дондеже утишатся чувства», как сказано в молитвослове. Желательно помимо этого напомнить себе несколько очень важных и притом совершенно естественных вещей. Вспомнить, во-первых, к Кому мы обращаемся. Поверьте, человек — такое существо, что может порой встать, зажечь лампадку, открыть молитвослов, начать читать молитвы и при этом совершенно не отдавать себе отчета в том, что он делает. Если потом его спросить: «Что ты сейчас делал?», он ответит: «Читал правило», и будет совершенно честен. Но мы должны стремиться не к чтению, а к молитве. Хотя бы краткое время — пусть две или пять минут из тех двадцати, что у нас занимает правило, — мы должны ощущать, что именно молимся, а не только лишь произносим слова. И для того чтобы поддержать в себе это стремление именно молиться, как правило, и нужна бывает подготовка.

Кроме того, что нужно вспомнить: мы обращаемся к Богу, нужно еще напомнить себе, кто мы такие. Именно для этого, наверное, в начале утреннего молитвенного правила и помещается молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешному». Иногда спрашивают: «Как научиться молиться с покаянным настроением?». Знаете, если человеку сказали, что он осужден за какое-то преступление и завтра его расстреляют, ему не надо объяснять, с каким настроением, какими словами просить о помиловании — он сам будет умолять, чтобы ему хотя бы жизнь сохранили. И когда у человека это чувство появляется, он молится должным образом; если же он крайнюю жизненную необходимость милости Божией для себя не осознаёт, то так и будет исполнять правило просто по долгу. И перед чтением правила обязательно нужно свое сердце постараться пробудить: вспомнить опасность того положения, в котором мы находимся; вспомнить, в каком удалении от Бога мы пребываем из-за своих грехов и той внутренней нечистоты, которая в каждом из нас присутствует. И в то же время вспомнить, что, невзирая на нашу удаленность от Бога, Господь Сам к нам близок, и поэтому каждое слово, нами в молитве произнесенное, Он слышит, на каждое слово готов откликнуться, но только в том случае, если на эти слова прежде того откликнулось наше сердце.

Вместе с тем Господь от каждого человека требует лишь то, что человек может дать. И бывает так, что человек начинает свой молитвенный труд добросовестно, но по чувству долга, а не по сердечной потребности. Он знает, что нужно молиться для того, чтобы жизнь его постепенно изменилась, — и молится. И Господь такому человеку дает благодать. Но как только человек может больше, Господь ждет от него большего.

Порой человек говорит: «А у меня не получается молиться нерассеянно, что бы я ни предпринимал». Нужно уяснить, что молиться нерассеянно, всецело предаваясь молитве,— это удел Ангелов, а человек все равно в той или иной степени будет рассеиваться. И наша задача заключается не в том, чтобы требовать от себя полной нерассеянности, а в том, чтобы, когда мы спохватываемся и понимаем, что ум наш отбежал в сторону, возвращать его на место. Но ни в коем случае не должно быть того, чтобы мы позволяли себе устами произносить молитву, а в это время о чем-то размышлять.

Некоторые верующие люди, если отвлекаются в молитве, возвращаются к тому месту, на котором их ум отбежал, и дальше перечитывают заново. На мой взгляд, этого делать не нужно, потому что, по опыту общения с такими людьми, тогда обычное молитвенное правило может занимать и час, и полтора часа, а это совершенно не нормально. У кого-то из Оптинских старцев есть как раз таки предупреждение этого не делать — не перечитывать по десять раз одну и ту же молитву, потому что враг нас специально раз за разом будет сбивать, и наше правило превратится в абсурд. Поэтому чтение все же должно быть последовательным, непрерывным.

Если есть возможность, очень желательно утреннее и вечернее правило дополнить хотя бы очень кратким правилом дневным. Душа человека за день без молитвы успевает остыть — так же, как остывает печка, если в нее целый день не подкладывают дрова. И поэтому если в течение дня мы найдем пять-десять минут для того, чтобы обратиться к Богу с молитвой Иисусовой или прочесть, к примеру, один из псалмов, то очень себе утвердиться в молитве поможем. Известный подвижник ХХ столетия игумен Никон (Воробьев) советовал выделять себе одну минуту в начале каждого часа, чтобы обратиться мысленно к Богу и попросить ходатайства о нашем помиловании, спасении у Пресвятой Богородицы, Ангела-хранителя, святых. Таким правилом, если позволяет это характер нашей занятости, тоже можно руководствоваться. Кроме того, в молитвенное правило христианина входит обычно чтение Священного Писания, и это тоже та часть правила, которая может совершаться в течение дня.

Фото из открытых интернет-источников

Видео (кликните для воспроизведения).

Газета «Православная вера» № 18 (566)

Можно ли читать молитвы сидя в транспорте
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here