Молитвы старообрядцев читать

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитвы старообрядцев читать - в подробном и точном описании.

Молитвы православных и старообрядцев: в чем их различие

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века. Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми». То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина. Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества. Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца. Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит — «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы. Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение. Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» — земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много. На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Чем молитвы православных отличаются от молитв старообрядцев

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века. Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми». То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Читайте так же:  Молитвы подготовиться к причастию

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина. Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества. Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца. Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит — «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы. Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение. Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» — земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много. На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Молитвы утренние и вечерние

Утром, вставши от сна, еще на постели, перекрестись с молитвою:

“Г осподи Ис усе Христ е С ыне Б ожии пом илуй мя гр ешнаго”.

Лица женского пола должны произносить вместо “грешнаго” — “грешную”; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду.

Вставши с постели и умыв лице свое, а вечером, отходя ко сну, встань с благоговением пред святыми иконами и, взирая на них, мысль свою устремляя к невидимому Богу и Его святым, истово, не спеша, ограждая себя крестным знамением и кланяясь, произноси с умилением молитву мытаря:

Б оже м илостив б уди мне гр ешному (поклон).
Созд авыи мя, Г осподи, и пом илуй мя (поклон).
Без числ а согреш их Г осподи пом илуй, и прост и мя гр ешнаго (поклон).
Дост ойно есть, яко во истину блаж ити тя Богор одице, присноблаж енную и пренепор очную, и М атерь Б ога н ашего. Честн ейшую херув им, и сл авнейшую во истину сераф им, без истл ения Б ога Сл ова р ождьшую, с ущую Богор одицу, Тя велич аем (поклон всегда земной).

Сл ава Отц у и С ыну и Свят ому Д уху (поклон).
И н ыне и пр исно и в о веки век ом, ам инь (поклон).
Г осподи пом илуй, Г осподи пом илуй, Г осподи благослов и (поклон).

Г осподи Ис усе Христ е С ыне Б ожии, мол итв р ади Преч истыя Твое я М атере, с илою Честн аго и Животвор ящаго Крест а, и свят аго ангела моег о хран ителя, и всех р ади свят ых, пом илуй и спас и мя гр ешнаго, яко благ и Человекол юбец, ам инь (поклон земной, без крестного знамения).

Эти молитвы называются “началом”, или приходными и исходными поклонами, потому что они совершаются в начале и после всякого молитвенного правила.

После этого повтори молитву мытаря с поклонами ( Б оже м илостив. Созд авый мя. Без числ а согреш их. ) и с благоговением начинай утренние молитвы:

За мол итв свят ых от ец н аших, Г осподи Ис усе Христ е С ыне Б ожии, пом илуй нас. Ам инь (поклон поясной всегда).

Молясь утром, перекрестись и говори трижды:
Сл ава Теб е Б оже наш, сл ава Теб е Вс яческих р ади.

После этого читай молитву святого Макария:

Б оже оч исти мя гр ешнаго, яко никол иже бл аго сотвор их пред Тоб ою (поклон). Но изб ави мя от лук аваго, и да б удет во мне в оля Тво я (поклон). Да не осужд енно отв ерзу уст а мо я недост ойная, и восхвал ю имя Тво е свят ое, Отц а и С ына, и Свят аго Д уха, н ыне и пр исно, и в о веки век ом, ам инь (поклон). Вечером “Сл ава Теб е Б оже наш. ” и молитва святого Макария не читаются.

Далее, как утром, так и вечером, перекрестись и читай:

Цар ю неб есныи, Ут ешителю, Д уше истинныи, иже везд е сыи, и вся исполн яя, сокр овище благ их, и ж изни Под ателю, приид и и всел ися в ны, и оч исти ны от вс якия скв ерны, и спас и Бл аже душ а н аша.

Свят ыи Б оже, Свят ыи Кр епкии, Свят ыи Безсм ертныи, пом илуй нас (трижды с поклонами).

Сл ава Отц у и С ыну и Свят ому Д уху, и н ыне и пр исно, и в о веки век ом, ам инь.

Пресвят ая Тр оице пом илуй нас. Г осподи оч исти грех и н аша. Влад ыко прост и беззак ония н аша. Свят ыи посет и, и исцел и н емощи н аша. имене Твоег о р ади.

Г осподи пом илуй (трижды).

Сл ава Отц у и С ыну и Свят ому Д уху, и н ыне и пр исно, и в о веки век ом, ам инь.

Читайте так же:  Молитва н е пестов

Отче наш, иже ес и на небес ех. Да свят ится имя Тво е. Да при идет ц арствие Тво е. Да б удет в оля тво я, яко н а небеси и на земл и. Хл еб наш нас ущныи, даждь нам днесь. И ост ави нам д олги н аша, якоже и мы оставл яем должник ом н ашим. И не введ и нас во искуш ение. Но изб ави нас от лук аваго.

Г осподи Ис усе Христ е, С ыне Б ожии, пом илуй нас. Ам инь.

Г осподи пом илуй (12 раз).

Далее утром читай молитву:

От сна восст ав, благодар ю тя Всесвят ая Тр оице, яко мн огия р ади бл агости и долготерп ения, не прогн евася на мя гр ешнаго, и лен иваго раб а твоег о, и не погуб ил еси мен е со беззак онии мо ими, но человекол юбствова. И в неч аянии леж аща воздв иже мя, утреневати и славосл овити держ аву Тво ю непобед имую. И н ыне Влад ыко Б оже пресвят ыи, просвет и очи с ердца моег о. И отв ерзи ми устн е поуч атися словес ем Тво им, и разум ети з аповеди Тво я, и твор ити в олю Тво ю, и п ети Тя во исповед ании серд ечнем. Воспев ати же и сл авити пречестн ое и великол епое имя Тво е, Отц а и С ына и Свят аго Д уха, н ыне и пр исно и в о веки век ом, ам инь.

После этого, как утром, так и вечером читай:

Приид ите поклон имся Цар еви н ашему Б огу (поклон).
Приид ите поклон имся Христ у, Цар еви и Б огу н ашему (поклон).
Приид ите поклон имся и припад ем к Самом у Г осподу Ис усу Христ у, Цар еви и Б огу н ашему (поклон).

Затем 50-й псалом (покаянный):

Ограждая себя благоговейно крестным знамением, с глубоким вниманием произносим слова святых отец первого Вселенского Собора:
В ерую во ед инаго Б ога Отц а, Вседерж ителя, Творц а н ебу и земл и, в идимым же всем и нев идимым.
И во ед инаго Г оспода Ис уса Христ а С ына Б ожия, Единор однаго, иже от Отц а рожд еннаго пр ежде всех век. Св ета от Света, Б ога истинна от Бога истинна, рожд ена, а не сотвор ена, единос ущна Отц у, Им же вся б ыша.
Нас р ади челов ек, и н ашего р ади спас ения сш едшаго с неб ес и воплот ившагося от Д уха Св ята и Мар ии Д евы вочелов ечшася.
Расп ятаго за ны при понт ийстем Пил ате, страд авша и погреб ена.
И воскр есшаго в тр етии день по пис аниих.
И возш едшаго на небес а, и сед яща одесн ую Отц а.
И п аки гряд ушаго со сл авою суд ити жив ым и м ертвым, Ег о же ц арствию несть конц а.
Затем слова святых отец Второго Вселенского Собора:
И в Д уха Свят аго, Г оспода истиннаго и Животвор ящаго, иже от Отц а исход ящаго, иже со Отц ем и С ыном споклан яема и ссл авима, глаг олавшаго прор оки.
И во ед ину свят ую соб орную и ап остольскую Ц ерковь.
Испов едую ед ино Крещ ение во оставл ение грех ов.
Ч аю воскрес ение м ертвым.
И ж изни б удущаго в ека. Ам инь.

Затем молитвы Богородице:
Богор одице Д ево, р адуися, обр адованная Мар ие, Госп одь с Тоб ою, благослов енна Ты в жен ах и благослов ен плод чр ева Твоег о, яко родил а ес и Христ а Сп аса, Изб авителя душ ам н ашим(трижды с поклонами).

О! Всеп етая М ати, р ождьшая всех свят ых свят ейшее Сл ово, н ынешнее принош ение при емши, от вс якия нап асти изб ави всех и гряд ущия изм и муки, вопи ющия Ти: Аллил уия (трижды с поклонами).

Непобед имая и бож ественная с ила честн аго и животвор ящаго Крест а Госп одня, не ост ави мя гр ешнаго, упов ающаго на Тя (поклон).

Видео (кликните для воспроизведения).

Пресвят ая Влад ычице моя Богор одице, пом илуй мя и спас и мя, и помоз и ми н ыне, в ж изни с ей, и во исх од душ и мое я, и в б удущем в еце(поклон).

Вся неб есныя с илы, свят ии ангели и арх ангели, херув ими и сераф ими, пом илуйте мя и помол итеся о мне гр ешнем к о Господу Б огу, и помоз ите ми н ыне, в ж изни с ей, и во исх од душ и мое я, и в б удущем в еце(поклон).

Ангеле Христ ов, хран ителю мой свят ыи, пом илуй мя и помол ися о мне гр ешнем к о Господу Б огу, и помоз и ми н ыне, в ж изни сей, и во исх од душ и мое я, и в б удущем в еце(поклон).

Свят ый вел икий Ио анне, прор оче и Предот ече Госп одень, пом илуй мя и помол ися о мне гр ешнем к о Господу Б огу, и помоз и ми н ыне, в ж изни с ей, и во исх од душ и мое я, и в б удущем в еце(поклон).

Свят ии сл авнии ап остоли, прор оцы и м ученицы, свят ителие, препод обнии и пр аведнии и вси свят ии, пом илуйте мя и помол итеся о мне гр ешнем к о Господу Б огу и помоз ите ми н ыне, в ж изни сей, и во исх од душ и мое я, и в б удущем в еце(поклон).

Читайте так же:  Молитва канон перед исповедью

После сего молись по три раза с поклонами следующие молитвы:
Г осподи Ис усе Христ е, С ыне Б ожии, пом илуй мя гр ешнаго.
Сл ава Г осподи, Крест у Твоем у Честн ому.
Пресвят ая Госпож е Богор одице, спас и мя, гр ешнаго раб а Твоег о.
Ангеле Христ ов, хран ителю мой свят ый, спас и мя, гр ешнаго раб а Твоег о.
Свят ии арх ангели и ангели, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ыи велик ии Ио анне, прор оче и Предот ече, Крест ителю Госп одень, мол и Б ога о мне гр ешнем.
Свят ыи сл авный прор оче Или е, мол и Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии праотц ы, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии прор оцы, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии ап остоли, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии сл авнии ап остоли и евангел исти: Матф ее, М арко, Лук о и Ио анне Богосл ове, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии сл авнии верх овнии ап остоли Петр е и П авле, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии вел иции тр ие свят ителие: В асилие Вел икии, Григ орие Богосл ове и Ио анне Злато усте, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ителю Христ ов Ник олае, мол и Б ога о мне гр ешнем.
Препод обнии и богон оснии отц ы н аши, п астырие и уч ителие всел енней, мол ите Б ога о мне гр ешнем.
Свят ии вси, мол ите Б ога о мне гр ешнем.

После этого помолись святому, имя которого носишь, и святому, празднуемому этого числа, также и другим святым, кому хочешь. Не забудь помолиться и епитимию, какие поклоны имеешь от духовнаго отца.

Потом молись о здравии родителей, родственников и близких, по три раза произнося с поклонами:
М илостиве Г осподи, спас и и пом илуй раб Сво их (назови имена, поклон)
Изб ави их от вс якия ск орби, гн ева и н ужды (поклон),
от вс якия бол езни душ евныя и тел есныя (поклон).
Прост и им вс якое согреш ение, в ольное и нев ольное (поклон)
И душ ам н ашим пол езная сотвор и (поклон).

Потом помолись за упокой родителей и близких, за духовных отцов и за кого имеешь усердие, по три раза произнося с поклонами:
Пок ой, Г осподи, душ а ус опших раб Тво их (назови их имена, поклон). И ел ика в ж итии сем яко челов ецы согреш иша, Ты же, яко Человекол юбец Бог, прост и их и пом илуй (поклон). В ечныя м уки изб ави (поклон). Неб есному ц арствию прич астники учин и (поклон). И душ ам н ашим пол езная сотвор и (поклон).

Заканчивая молитвы говори:
Г осподи, или сл овом, или д елом, или помышл ением согреш их во всей ж изни мо ей, пом илуй и прост и мя, м илости Твое я р ади (поклон земной).
Все упов ание мое к Теб е возлаг аю, М ати Б ожия, сохран и мя во Сво ем си кр ове (поклон земной).
Упов ание ми Бог, и приб ежище мое Христ ос, и покров итель ми есть Дух Свят ыи (поклон земной).
Дост ойно есть. (всю молитву и поклон земной).
Сл ава Отц у и С ыну и Свят ому Д уху (поклон).
И н ыне и пр исно и в о веки век ом, ам инь (поклон).
Г осподи пом илуй, Г осподи пом илуй, Г осподи бл агослови (поклон).
Г осподи Ис усе Христ е, С ыне Б ожии, мол итв р ади Преч истыя Твое я М атере и препод обных и богон осных от ец н аших и всех свят ых, пом илуй и спас и мя гр ешнаго, яко Благ и Человекол юбец, ам инь.

И, наклонившись до земли, не крестясь, читай:
Осл аби, ост ави, отпуст и Б оже, согреш ения мо я, в ольная и нев ольная, яже в сл ове и в д еле, и яже в в едении и не в в едении, яже во ум е и в помышл ении, яже в о дни в нощ и, вся ми прост и, яко Благ и Человекол юбец, ам инь.

Вставши, читай молитву сию с поклонами:
Ненав идящих и об идящих нас прост и, Г осподи Человекол юбче. Благотовор ящим бл аго сотвор и, бр атиям и всем ср одником н ашим, иже и уедин ившимся, д аруй им вся, яже ко спас ению прош ения и жив от в ечныи (поклон).

В бол езнех с ущия посет и и исцел и, в темн ицах с ущия свобод и, по вод ам пл авающим Прав итель б уди и иже в пут ех ш ествующим испр ави и поспеш и (поклон).

Помян и Г осподи, и плен енныя бр атию н ашу, единов ерных правосл авныя в еры, и изб ави их вс якаго зл аго обсто яния (поклон).

Пом илуй Г осподи, д авших нам м илостыню и запов едавших нам, недост ойным, мол итися о них, прост и их и пом илуй (поклон).

Помян и Г осподи, пр ежде отш едшия отц ы и бр атию н ашу и всел и их, ид еже присещ ает свет лиц а Твоег о (поклон).

Помян и Г осподи, и н ашу х удость и уб ожество, и просвет и наш ум св етом р азума свят аго Ев ангелия Твоег о, и наст ави нас на стез ю з аповедей Тво их, мол итвами Преч истыя Твое я М атере и всех свят ых Тво их, ам инь (поклон).

Оканчиваются сии молитвы обычным семипоклонным началом.
По окончании молитв, как утром, так и вечером, сотвори крестное знамение, а затем целуй свой крест, прежде оградив им себя с молитвою:
Г осподи Ис усе Христ е, С ыне Б ожии, благослов и, и освят и, и сохран и мя с илою Живон оснаго Крест а Твоег о.

Читайте так же:  Каков глубинный смысл этого текста молитва или гимн

Вечером, перед сном, перекрестясь, читаем молитву Кресту:
Да воскр еснет Бог, и раз ыдутся враз и Ег о, и да беж ат от лиц а Ег о ненав идящии Ег о, яко исчез ает дым, да исч езнут, яко т ает воск от лиц а огн я,т ако да пог ибнут б еси от лиц а л юбящих Б ога и знамен ающихся кр естным знам ением, и да возвесел имся рек уще: р адуися, Кр есте Госп одень, прогон яя б есы с илою на Теб е проп ятаго Г оспода н ашего Ис уса Христ а, во ад сш едшаго, и попр авшаго с илу ди аволю, и д авшаго нам Крест Свой Честн ыи на прогн ание вс якаго супост ата. О! Пречестн ыи и Животвор ящии Кр есте Госп одень, помог ай ми, с Пресвят ою Госпож ею Богор одицею и со вс еми свят ыми неб есными с илами, всегд а и н ыне и пр исно и в о веки век ом, ам инь.

В чем отличие молитвы старообрядцев от молитв православных

Старообрядчество для большинства из нас – явление экзотическое. А между тем, именно таким было русское православие до середины XVII века. Сейчас термином «старообрядчество» («древлеправославие») называют общность различных течений и «согласий», отрицающих реформу патриарха Никона, предпринятую им в правление Алексея Михайловича и с его одобрения. Суть этой реформы заключалась в основном в унификации богослужебного устава русской церкви с греческой. Одной из причин необходимости такой унификации считают, в том числе, накопившиеся за столетия ошибки переписчиков, однако никаких догматических и богословских нововведений реформа не предполагала – касалась она не вопросов веры, а лишь формальной стороны богослужения. Однако именно эта формальная сторона, в частности – изменения в текстах некоторых молитв (так называемая «книжная справа») для многих и стала камнем преткновения.

Символ веры

Один из важнейших для христиан текстов – Символ веры, принятый в IV веке на Первом Вселенском Соборе. В нём кратко изложены основные догматические утверждения христианского учения. Однако, как и любой перевод, тем более – рукописный, в русском варианте он содержал в себе разночтения. Так, например, восьмой член Символа в богослужебных сборниках был переведён по-разному: «и в Духа Святаго, Истиннаго Животворящаго», «и в Духа Святаго, Господа, Истиннаго и Животворящаго».

Ещё в середине XVI Стоглавый собор постановил, что употребление слов «Господь» и «истинный» в этом тексте избыточно, однако не определил, какое именно нужно употреблять. Согласно реформе Никона, решено было оставить слово «Господь»: «и в Духа Святаго, Господа Животворящаго». Старообрядцы же не приняли этого исправления, обвиняя никониан, что те не признают Святого Духа истинным Господом. В текст Символа веры были внесены и другие незначительные исправления чисто грамматического характера, которые, однако вызвали ожесточённое неприятие приверженцев старого обряда.

Молитвы и возглашения

Подобного рода изменения были внесены во многие тексты богослужений, например, в «Херувимскую песнь». Сейчас этот текст по-церковнославянски выглядит так: «Иже Херувимы тайно образующе и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение. Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». В старой редакции было: «Трисвятую песнь приносяще, всякую ныне житейскую отвержим печаль», «Яко Царя всех подымлюще, ангельскими невидимо дароносима чинми». То есть, как видно, незначительные изменения коснулись пяти слов.

Согласно реформе, принятое прежде двойное возглашение «аллилуии» (в переводе – «хвалите Бога»), заменялось на тройное, как символ догмата о Троице («Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе Боже»). Старообрядцы же полагают, что двойное возглашение и «слава Тебе, Боже» уже является символом догмата, потому как «слава Тебе, Боже» и «Аллилуиа» – синонимы.

Незначительные изменения внесла реформа и в главную великопостную молитву – Ефрема Сирина. Нынешний текст её таков: «Господи и Владыко живота (жизни) моего, дух праздности, уныния, любоначалия (властолюбия) и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко Благословен еси во веки веков.»

Дореформенный текст выглядел иначе – в первой строке вместо греха властолюбия стоял грех сребролюбия. Вероятно, это не случайно – именно из среды старообрядцев вышло знаменитое сословие русского купечества. Старообрядцы были вынуждены искать финансовой независимости, заниматься предпринимательством, ибо это давало им определённую автономность от преследующего их государства. Именно сочетание фанатичной набожности и предприимчивой деловитости было характерной чертой русского купца. Видимо, поэтому для них гораздо более очевидной была опасность впасть в грех сребролюбия, чем властолюбия.

Знаменательными для старообрядческой молитвы вещественными деталями являются лестовка и подручники. Лестовка (от слова «лествица», что значит — «лестница») – аналог чёток, также употребляющийся для совершения Иисусовой молитвы. Лестовка была распространена повсеместно в древней Руси, но в наше время сохранилась в основном в старообрядческой среде. Сделана она не в виде бусин, как привычные нам чётки, а в виде своеобразной мягкой лесенки, символизирующей духовное восхождение. Подручники же – небольшие тонкие квадратные подушечки или стёганые подстилки для головы и рук, которые используются при «метаниях» — земных поклонах, которых в старообрядческом богослужении весьма много. На лицевой стороне подручника обычно нашит орнамент в виде квадратов и кругов, число и расположение которых символично.

Богослужебные книги и молитвенный устав

Нет каких-либо точных, канонически утвержденных правил совершения домашнего богослужения. Однако, в нашем случае, при большом удалении от храма следует использовать любую возможность приблизить домашнее богослужение к церковному. Делать это нужно, разумеется, сообразуясь со своими силами, знаниями и по совету духовного отца.

Старообрядческий молитвенник

Людям, недавно пришедшим в Церковь, не имеющим книг и не умеющим читать по-славянски, следует выучить наизусть основные молитвы: Исусову молитву, «Отче наш», «Достойно есть», «Трисвятое». При помощи этих молитв и поклонов можно исполнять домашнее правило или даже весь дневной богослужебный круг. Устав исполнения службы поклонами и молитвами имеется в книге Молитвенник, изданной старообрядческой Митрополией. При отсутствии такой книги можно спросить о порядке чтения указанных молитв и поклонов у любого старообрядческого священно- и церковнослужителя. Количество молитв и поклонов домашнего правила лучше обсудить с духовным отцом, который знает уровень вашей духовной и физической подготовки.

Читайте так же:  Действие молитвы Киприана

Немного о домашнем молитвенном уставе

Несколько более сложной задачей представляется домашнее богослужение по особым богослужебным книгам. Опыт показывает, что в домашних условиях практически невозможно воссоздать полный ежедневный круг богослужения, однако исполнение церковного богослужения по воскресным дням и крупным праздникам представляется вполне осуществимой задачей. Для полноценного богослужения (т. е. вечерня, павечерница, утреня, часы и обедница) необходимы определенные познания в области Устава и полный комплект богослужебной литературы. Большим подспорьем в этом вопросе могут стать специализированные богослужебные календари, издаваемые разными старообрядческими согласиями. Там имеются простые и понятные указания о проведении богослужения в тот или иной праздник.

Старообрядческий календарь

В случае отсутствия каких-либо богослужебных книг возможна замена частей богослужения кафизмами или канонами. Для таких служб, как Часы и канон в воскресный или праздничный день, достаточно иметь книгу Часослов и сборник канонов, поэтому в удалении от храма они могут читаться в полном виде. Также в условиях домашней молитвы допустимо заменять пение чтением.

По большому счету, домашнее богослужение может приблизиться к монастырскому, исполняемому либо по Иерусалимскому (с использованием богослужебных книг), либо по скитскому Уставу (с заменой частей богослужения чтением Псалтыри, Исусовой молитвой или поклонами). Бывает и так, что в домашней молитве проще следовать требованиям церковного Устава, чем в приходском храме. Скажем, если в храмах установилась сравнительно недавняя традиция совершать Утреню вечером, то никто не мешает дома следовать требованиям Устава и молиться Утреню как и положено — утром. Также можно следовать указаниям устава относительно времени совершения других служб, которые на приходах, ради удобства верующих, проходят в иное время.

Основные книги для домашней молитвы: Псалтырь, Часослов, Часовник, Шестоднев

Практическим минимумом для домашней молитвы является книга Псалтырь. Святитель Василий Великий писал о Псалтыри:

Ни кие же бо иныя книги тако Бога славят, якоже Псалтырь… она… и за весь мiр Бога молит.

Отцы Церкви, как и современные исследователи, сходятся во мнении, что ни в одной другой книге Библии не раскрыт так полно религиозный духовный опыт Ветхого Завета, как в Псалтыри; так и никакая книга Ветхого Завета не играет столь большой роли в жизни Церкви Христовой, как собрание псалмов. Действительно, из Псалмов и их перефразировок состоят большинство частей и элементов богослужения: вечерня, павечерница, полунощница, Часы, Прокимны и т. п. В современных старообрядческих издательствах в последние годы издано несколько вариантов Псалтыри, также нетрудно приобрести издания единоверческой и старообрядческой дореволюционной печати. Псалтырь можно использовать для молитвы за все части богослужения дневного круга. В большинстве изданий Псалтыри также содержатся устав пения Псалтыри, краткие указания о поклонах и другая богослужебная информация. Также можно встретить наиболее распространенные каноны: за болящих, за творящих милостыню (т. е. за благодетеля), за единоумершего, за умерших.

Псалтырь

Второй по значимости для домашнего и, пожалуй, важнейшей книгой для церковного богослужения является Часослов. В этой книге содержатся все неподвижные части дневного богослужебного круга: вечерня, великая, средняя и малая павечерницы, повседневная, субботняя и воскресная полунощницы, утреня, часы с почасиями, а также тропари и кондаки — элементы праздничных песнопений на разные дни года. Однако, имея один Часослов, полноценно можно молиться только часы, павечерницу и полунощницу. Для того, чтобы можно было молиться другие службы, нужны дополнительные книги.

Своеобразной разновидностью Часослова является редкая ныне книга — Следованная псалтырь. В ее состав входят неподвижные части богослужения из Часослова, Псалтырь и толкования на избранные псалмы.

Книга Часовник — это, наоборот, наиболее сжатый вариант Часослова.

Часовник

Тексты богослужений, напечатанные в Часовнике, часто идут не «по ряду», то есть непрерывно, а с пропусками, обозначенными указаниями на другие книги. Зато Часовник имеет две редкие службы: воскресный вариант утрени и вечерни шестого гласа с Евангелием, каноном и необходимыми стихерами, и «службу по вся дни ко Господу нашему Исусу Христу», которую можно молиться в любой день. Эти службы, можно сказать, специально адаптированы к домашнему богослужению, позволяют молиться при отсутствии иных книг.

Следующая по важности книга келейного богослужения — Шестоднев. Эта книга является частью более обширной богослужебной книги Октай. В Шестодневе собраны воскресные службы всех восьми гласов, повседневные чтения Апостола и Евангелия, воскресные кондаки и икосы. С помощью Шестоднева можно служить полное богослужение в воскресные дни.

Богослужебные книги: Триодь постная и цветная, Минеи, Апостол, Евангелие и Библия

Триодь постная, Триодь цветная и двенадцать томов Месячных миней содержат изменяющиеся части богослужения: каноны праздникам и святым, тропари и кондаки, стихеры. Полный комплект этих книг редко используется в домашнем богослужении по причине большой громоздкости такой богослужебной библиотеки — 14 крупноформатных книг. Эти книги используются во время богослужения в храме. Приобретать эти книги имеет смысл в случае создания общественной моленной со специально отведенным для этих целей помещением. В домашних условиях лучше приобрести Праздничную и Общую минеи. Первая книга содержит подвижные части служб двунадесятым и другим большим праздникам, а вторая — особые каноны, стихеры и тропари, которые можно использовать при богослужении любому святому.

Также в домашнем обиходе широко используются разные сборники молебных канонов праздникам и избранным святым. Чтение таких канонов не требует особых знаний церковного устава и поэтому может быть рекомендовано для домашней молитвы любому христианину. Обязательными для богослужения и домашнего чтения являются книги Апостол, Евангелие и Библия (Острожского издания Ивана Федорова).

Евангелие напрестольное и Библия Острожская

Что выбрать, богослужение по книгам или поклоны с чтением Исусовой молитвы?

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть мнение, что в современной домашней молитве ежедневное правило и праздничное богослужение можно заменять поклонами с чтением Исусовой молитвы. Действительно, для начинающих, немощных или не имеющих средств для приобретения книг поклоны могут стать хорошей заменой полноценного богослужения. Остальные же, по возможности, должны стремиться к приобретению богослужебных книг. В наши дни они издаются многими старообрядческими издательствами и имеются в достатке. Молитва по ним помогает в понимании церковного богослужения и догматов веры, заложенных в богослужение отцами Церкви, внутренне дисциплинирует человека, расширяет церковные познания, приносит большую духовную пользу.

Молитвы старообрядцев читать
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here