Содержание
Молитва злате могленской
Кондак 1
Избранная служительнице Бога воплощеннаго и чистая хранительнице девства нерастленнаго, родителей своих Христа ради отрекшуся и крове исповедницы порфирою облекшуся, в лик празднственный ныне тя вси чтущии сошедшеся любовию поем, о, Злато, Церкве позлащение: но яко непорочная невеста Слова Божия и велие ко Господу имущи дерзновение, о нас, всеокаянных, молися неотступно, да мира многострастнаго океан преплывше, сподобимся в день судный благодати свыше, тебе с благодарением умильно вопиюще:
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Икос 1
Ангелов и всех святых небесных удивление, любовию Христа возлюбльшая презельною и девства чисте обручившися Тому хранением, Злата достохвальная пребысть неоскверненною; и вено златотканное — одежду обагренную Небесному Обручнику с веселием вручи. Молитвенницу теплую от Бога получивше, девице богомудренней умильно вопием:
Радуйся, источниче небесных утешений;
Pадуйся, прекрасное девства прославление.
Радуйся, Царя Христа обручнице нескверная;
Pадуйся, заступнице всем любящым тя верная.
Радуйся, кадильнице Святейшему лучистая;
Pадуйся, девице благонравная и чистая.
Радуйся, звездо, во мраце рабства просиявшая;
Pадуйся, луно златая, тьму греха разгнавшая.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 2
Видящи святая сатанинство неверных, доблественно муки претерпети положи в сердце и молитвою укрепльшися, рече: «Верую во Христа, Тому Единому служу, Той бо есть Жених, Егоже аз не отрекуся даже аще тмы страданий ныне претерплю». Сицевое девы богомудрыя рачение хваляще, поем Христу умильно: Аллилуиа.
Икос 2
Разума небеснаго девицы невмещающе и хотяще сквернии грехом растлити Злату, отдаша ю женам своим, да, льстяще и вещающе, помутят сердце девы сластолюбием и златом. Обаче не смутися, ни подвижеся святая, но паче благодатию мужающися в любви пребысть на Веры камени, поганиц посрамляющи; темже и мы златую Злату сице воспеваем:
Радуйся, Христова избраннице венчанная;
Pадуйся, Болгарии печальнице всехвальная.
Радуйся, Божественныя Веры славословие;
Pадуйся, смирившая агарян пустословие.
Радуйся, смутившая поганцев, боголюбице;
Pадуйся, любезная другине Богородицы.
Радуйся, пресладостное мучеников пение;
Pадуйся, от ереси надежное хранение.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 3
Силою прельщения сломити невозмогше Злату благонравную, зловернии призваша с сестрами ея, отца и матери — слезами да деву отвратят от Веры чистыя, хвалами, да никогда возможет Богу пети: Аллилуиа.
Икос 3
Имущи дева чистую к родителем любовь смутися обольщением и вмале не подвижеся, обаче не возможе ухищрение врагов, и Злата небомудренно родителей отвержеся: «Глаголющих ми истиннаго Бога отрещися, отныне вас не вем. Христос Отец есть мой, и Матерь ми отныне есть Владычица Пречистая, всех мучеников вои мне суть братия и сестры!» Мы убо небомудрию дивимся Златы чистыя и гласы непрестанными ей сице вопием:
Радуйся, соловей святыя Церкве богогласный;
Pадуйся, сосуде девства, светлый и прекрасный.
Радуйся, превечную весну достигший цвете;
Pадуйся, нас озаривый златозарный свете.
Радуйся, блаженство воспевающих тя вечное;
Pадуйся, всем чтущым тя радость безконечная.
Радуйся, сокровище благих и исцеления;
Pадуйся, свеще пречудна верным озарения.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 4
Бурею к родителем не возмог пристрастия Злату на нечестие поганское прельстити, диавол возъярися и неверных распаляше зверское, во еже ю нещадно бити. Плоть девицы чистыя агаряне начаша резати и пред очима ея вешати ю, но паче прежде к Богу возгореся Злата пламенем любве, Христу в терпении поющи: Аллилуиа.
Икос 4
Отцу ея духовному иерею Тимофею прилучшуся страданий места близу, Злата к нему посла, просящи: да молитвою своею поможет ей течение страдальчества скончати. И, Златою посрамлены, злодеи озверевше, повесиша на древе непорочную девицу и резаху ю, дондеже от плоти разрешися. Она же ныне духом слышит поющия ю сице:
Радуйся, златая Македонии девице;
Pадуйся, крилома нас хранящая орлице.
Радуйся, супружества честнаго ограждение;
Pадуйся, монашества златое украшение.
Радуйся, всем верным благоверная княгине;
Pадуйся, всем девствующым верная другине.
Радуйся, святыя Веры лиро златогласная;
Pадуйся, деннице целомудрием прекрасная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 5
Боготечную звезду сию, нам верно озарившую тесный путь спасения в растленнем веце сем, Злату, чашу горькую до дна выпившую хваляще немолчно, Богу вопием: Аллилуиа.
Икос 5
Видев дщере лютыя духовныя страдания, Тимофей святому Никодиму вся поведа; Никодим же славный благочестным в назидание всезлатыя Златы написа победу. Мощи всечестныя девы вземше, благовернии со благоговением и пеньми погребоша, с чистым фимиамом к небесем каждением пение всечудней сицевое вознесоша:
Радуйся, садов небесных ластовице белая;
Pадуйся, поправшая врага девице смелая.
Радуйся, нам диавола безсилие явившая;
Pадуйся, всем силу целомудрия открывшая.
Радуйся, духовное млеко нам источающая;
Pадуйся, языков новых нравы обличающая.
Радуйся, всем любящым тя радосте спасения;
Pадуйся, от скверны мира верным сохранение.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 6
Проповедь Евангелия в веце ересей присно ухищряется людей поработитель упразднити лжею в умножении страстей, яко да никтоже воспоет Спасителю: Аллилуиа.
Икос 6
Возсиявши в мраце долгих лет порабощения, Злата златолучное нам солнце показася, имже тьма разгнася агарянскаго прельщения, тепле озаряюще страждущий наш род. Днесь султан духовный вновь обаче воцарися, люди обольщая Православия предательми; проповедь Евангелия паки мрак объят, темже со слезами от нощи взываем Злате:
Радуйся, прельщенных к свету Истины воззвание;
Pадуйся, всех кающихся твердое возстание.
Радуйся, иконо всезлатая Православия;
Pадуйся, бесов нечистых славное прогнание.
Радуйся, родов славянских грозде чист и сладок;
Pадуйся, поточе златоструен и пресладок.
Радуйся, девице, голубицы чистшая;
Pадуйся, реко, струями Церковь позлатившая.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 7
Хотящия от нынешняго века заблуждений и многих ересей ко свету Истины преити, девице чистонравная, избави от тимения, да вкупе водворимся в храм пресветлый чистоты, поюще Свободившаго навеки нас от тли: Аллилуиа.
Икос 7
Новую тя всех Царя невесту ублажаем, чтуще тя усердную молитвенницу Злато, яко в ниве рабства клас прозябший златостеблен, напоенней кровию неведомых страдальцев, с нимиже о нас молися, славная девице, поющих тебе сице:
Радуйся, воистинну рабо Господня верная;
Pадуйся, Христа невесто чистая, нескверная.
Радуйся, прекрасный крине нивы целомудрия;
Pадуйся, пресладкий соте луга богомудрия.
Радуйся, любве зерцало небоорошенное;
Pадуйся, Святаго Духа езеро блаженное.
Радуйся, златое добродетелей сияние;
Pадуйся, прекрасное Зиждителя ваяние.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 8
Странное и дивное явила есть терпение Злата страстотерпица, Болгарии покров — та бо нам явися дний последних утешение, место сокровения от злобы всех врагов. Темже велегласное о ней возносим пение к Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Вся Церковь Православная днесь светло торжествует, в превыспренних всех Ангелов славление звучит и вкупе земнороднии с небесными ликуют — вся Златы память светлую земная тварь творит. Вси в мраце утомленнии, грядите, почерпите прощение грехов от вод источника пречистаго, и вси обремененнии печальми приидите, да солнцу Православия лучистому поем:
Радуйся, Едема голубице белоснежная;
Pадуйся, любве Христовы высото безбрежная.
Радуйся, село, плодами щедрое и тучное;
Pадуйся, раздравый мрака кресте златолучный.
Радуйся, избраннице Царя веков прекрасная;
Pадуйся, Святыя Веры гусле доброгласная.
Радуйся, безблазнства изящний аметисте;
Pадуйся, кристале богорядия пречистый.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 9
Всякое дыхание и Ангелов сословие зряще тя, дивляхуся, понеже юна сущи познала еси тайны несказанно Богословия, возмогши пред лицем врагов воспети Присносущному: Аллилуиа.
Икос 9
Витийскаго искусства невладеющи, святая агарян безсловесие премудро обличи, и девства сохранение на Бога возлагающи, блаженство несказанное навеки улучи, егоже и мы, грешнии, молитвами ея сподобитися чаем и Злату воспеваем:
Радуйся, покрове проповедником Евангелия;
Pадуйся, обителем святым пречудный Ангеле.
Радуйся, смиренным богословом поспешение;
Pадуйся, ветий лицеприятных обличение.
Радуйся, времен последних ясное светило;
Видео (кликните для воспроизведения). |
Pадуйся, душ верных кораблей кормило.
Радуйся, Святыя Церкве луче небопарный;
Pадуйся, смирившая вся козни всековарных.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 10
Спастися всем хотящым есть предстательница дивная молитвенница крепкая о всех смиренных Злата, в страданиих всем сущым утешение премирное, и на Суде — поющих ю покров и благодать, еяже ради Бога велегласно величаем: Аллилуиа.
Икос 10
Стена еси хранящымся от мира адотечнаго и любящым тя тепле от падений сохранение — молитвами твоими избавляй от муки вечныя вся лики православных тя, мученице, чтущыя, венцы тебе словесныя прославленней плетущия:
Радуйся, в океане бед нам остров неприступный;
Pадуйся, заступнице, в молитвах неотступная.
Радуйся, нам в мире любодейнем твердь пречистая;
Pадуйся, прощения грехов купель лучистая.
Радуйся, душам болящым былие целебное;
Pадуйся, сердечным язвам тишино врачебная.
Радуйся, монахом чистым аммо благосердая;
Pадуйся, живущым в мире помоще усердная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 11
Пением восхвалити Тя, всех Владыко, тщащимся словеса подаждь — к милостем Твоим сладостно спростретися, и Тебе молящимся даруй благодать, да благодарно воззовем: Аллилуиа.
Икос 11
Свещу златосияйну в мраце рабскаго страдания, зрим Злату, наставляющую к свету всех спасения: та образ нам явися добродетелей Писания любы от нихже Божия венец есть всех велений. Венчания сего и мы сподобитися чающе, грядите, поклонимся Злате, сице воспевающе:
Радуйся, любве неизглаголанныя море;
Pадуйся, церквей всех умирение раздора.
Радуйся, пещеро от напастей сокровенная;
Pадуйся, алкательнице правды насыщенная.
Радуйся, божественнаго алавастр ухания;
Pадуйся, златая ветве Богопочитания.
Радуйся, Болгарии святыя дщи нескверная;
Pадуйся, тя чтущым воеводо благоверная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 12
Благодати чудное яви нам во страдании Злата венцеславимая, да и мы имеем твердое на Бога еже в скорбех упование, зверства небоящеся имущаго явитися сына беззакония, всех в мире обольстити. Молитвами ея же нас избави от злодея Боже милосерде, да поем Ти присно: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще тя девице и мученице славная, о всех в недузех сущих и во обстояниих сугубое приносим ти и слезное моление:
Радуйся, труждающимся помоще обильная;
Pадуйся, печальных утешение пресладкое.
Радуйся, обидимых защитнице всесильная;
Pадуйся, уязвленных целительнице кроткая.
Радуйся, всем плачущим заступнице благая;
Pадуйся, отчаянным советнице златая.
Радуйся, от мрака мира в светлость нам вселение;
Pадуйся, в чертог небесный верных водворение.
Радуйся, о нас всегрешных Бога умоление;
Pадуйся, страстьми растленных дивно удобрение.
Радуйся, девице всезлатая и прекрасная;
Радуйся, Церкве Православныя птице богогласная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.
Кондак 13
О, Злато досточудная, Болгарии хваление! Приимши благосердно ныне любящих тя пение, от всяких нас напастей и грехом порабощения молитвами твоими благосердными спаси, во еже нам сподобитися и на небеси с тобою непрестанно Христа Бога величати: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем кондак 1-й и икос 1-й
Святая мученица Злата Могленская
Мученица Злата, или Хриса в греческой традиции, пострадала за Христа во время турецкого владычества на Балканах, когда многие христиане терпели притеснения и нередко платили за веру и христианское благочестие собственной жизнью.
Дева-мученица, непорочная невеста Небесного Царя – Христа Бога, Злата[1] была родом из села Слатино, расположенного в пределах болгарской Мегленской епархии. Одна из четырех дочерей бедного и незнатного христианина, блаженная дева обладала горячей верой в Бога, чистотой и целомудрием, благодаря которым и сподобилась славной мученической кончины.
Один местный турок прельстился девичьей красотой Златы и, уязвленный сатанинской страстью, стал выжидать удобного случая, чтобы завладеть христианкой. Однажды, когда Злата вместе с другими женщинами их села отправилась собирать хворост, покусившийся на ее девство агарянин устроил с товарищами засаду; он схватил Злату и затащил ее в свой дом.
Сначала он ласково уговаривал ее различными способами, пытаясь поколебать ее веру и заставить принять ислам, и тогда он обещал взять ее в жены. Затем в ход пошли угрозы и обещания страшных мучений. Однако Злата нисколько не устрашилась и, продолжая призывать святое имя Господа Иисуса Христа, с отвагой и дерзновением отвечала:
– Я верую в моего Христа, Ему поклоняюсь и только Его признаю своим Женихом, от Которого никогда не отрекусь, даже если вы причините мне тысячи страданий и тело мое разорвете на мелкие части!
Услышав такие слова, турки поняли, что не смогут ее убедить сами, и стали измышлять иные средства. Рассудив, что женщины по своей природе более искусны в обольщении, чем мужчины, они отдали Злату турчанкам, приказав им убедить ее любыми способами. На какие только ухищрения и лукавства ни пускались турчанки, чтобы воздействовать на Злату. Целых шесть месяцев они пытались склонить святую в свою веру, но все их усилия оказались тщетными: блаженная Злата стояла в Христовой вере, как на вершине незыблемой скалы.
Никогда не отрекусь, даже если вы причините мне тысячи страданий и тело мое разорвете на мелкие части
Тогда турки привели родителей и сестер мученицы и приказали им убедить дочь принять ислам, угрожая в противном случае предать ее смерти, а их самих жестоко наказать. Страх вынудил родителей и сестер исполнить приказание. Они пришли к мученице и сделали все возможное, чтобы смягчить ее твердую как алмаз душу. Со слезами на глазах они говорили:
– Дочь наша пресладкая, смилуйся над самой собой и над нами, родителями твоими и сестрами, иначе всем нам угрожает опасность быть убитыми! Отрекись от Христа видимо, чтобы избавить от смерти себя и нас! Христос милосерден, Он простит тебе этот грех, совершенный по принуждению и необходимости.
Сильна была борьба, воздвигнутая диаволом, чтобы поколебать святую. Но сила Христова победила и эту диавольскую борьбу, и лукавство! Мудрая и мужественная Злата пламенела огнем любви ко Христу и нисколько не поддалась на слезы и уговоры родителей и сестер, как это присуще человеческой природе, но, обратившись к родителям и сестрам, сказала им чудесные и мудрые слова:
– Вы, склоняющие меня к отречению от истинного Бога Христа, больше мне не родители и не сестры! Отцом мне будет Господь Иисус Христос, матерью – моя Владычица Богородица, а братьями и сестрами – святые!
Сказав это, она отвернулась от них.
Так на этой святой воистину исполнилось слово божественного Давида: отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (Пс. 26: 10); и то, которое сказал Сам Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее… И враги человеку – домашние его (Мф. 10: 34–36).
Святая, узнав, что неподалеку от места ее пытки находится проигумен святогорской обители Ставроникита отец Тимофей, ее духовный наставник, человек почтенный и достойный доверия, через одного христианина попросила его молиться за нее Богу, чтобы Он сподобил ее богоугодно окончить путь мученичества. Именно отец Тимофей впоследствии и рассказал о страданиях святой.
В конце концов турки, словно не насытившись безмерными страданиями святой, повесили агницу Христову на дикой груше, а затем, состязаясь, стали рубить саблями ее святое тело.
Так благородная Злата понесла испытание и, просияв в мучениях, как золото в горниле, предала душу в руки своего бессмертного Жениха, получив двойной венец – за девство и за мученичество. Это произошло 13 октября 1795 года. И ныне она ликует в Небесных обителях вместе с мудрыми девами и вместе с мучениками стоит одесную Христа. Ее многострадальные мощи христиане тайно взяли и погребли с почестями и благоговением. По ее же молитвам сподобимся и мы Царства Небесного, аминь!
[1] Имя этой мученицы значит «золотая» и по-славянски звучит как Злата, а по-гречески – Хриса.
Литературный перевод с болгарского иеромонаха Игнатия (Шестакова)
Две молитвы Иоанна Златоуста. *
Молитва Иоанна Златоуста, когда бывает намерение читать, или слушать другого, читающего
Господь, Иисус Христос, Бог наш, раскрой уши и глаза моего сердца, чтобы мне, Господи, слушать Твое слово, понимать и совершать Твою волю, так как «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс. 118:19, 18 ). Боже мой, на Тебя надеюсь, чтобы Ты просветил мое сердце.
Вторая молитва Иоанна Златоуста ** .
Господи, Боже мой, великий, страшный и славный, устроитель всего видимого и мыслимого творения, хранитель Своего завета и Своей милости для любящих Тебя и сохраняющих Твои повеления; теперь и постоянно благодарю Тебя за все Твои, бывшие ко мне, благодеяния, явные и неявные. И до теперешнего (времени) хвалю, славлю и превозношу Тебя, за то, что Ты возбудил удивление к Твоим богатым милостям на мне и к Твоему милосердию, когда взял меня к Себе от чрева моей матери, во всём промышлял, соблюдал и, только по доброте и своему человеколюбию, управлял свято тем, что касается меня. Ты не презрел моей низости, по недостоинству моему и страстности, но не оставил, благодетельствуя и промышляя, по Своему человеколюбию и состраданию. «И до старости, и до седины не оставь меня, Боже» ( Пс. 70:18 ), (Ты), Иисус Христос, прекрасное имя, сладость моя, вожделение моё и надежда моя, из-за нас воплотившийся, перенесши крестную смерть и всё мудро устроивший и завещавший для нашего спасения.
Признаюсь Тебе, Господи, Боже мой, всем моим сердцем, склоняю колени тела и души, высказывая Тебе, своему Богу, все свои грехи. И Ты сам склони Своё ухо к моему молению, и прости нечестие моего сердца. Я грешил, беззаконничал, ошибался, раздражал, огорчал Своего доброго Владыку, питателя и попечителя; нет вида порока, сказываемого, или несказываемого, которого бы я не совершил делом и словом, по знанию и незнанию, пожеланием и мыслью, – согрешив от преизбытка к преизбытку; и, часто обещав покаяться, столько раз я впадал в то же самое. Капли дождя легче будут исчислены, чем множество моих грехов; они поднялись выше моей головы и стали тяжелыми, как тяжкая ноша. Открыв дверь для глупых пожеланий, с своей юности и до теперешнего времени, я пользовался необузданными и безпорядочными порывами, осквернив свыше сотканную одежду своего святого крещения, запятнав храм своего тела, загрязнив безчестными страстями свою несчастную душу и совершив всякое другое беззаконие и неправду; о чём если отчасти пожелаю вспомнить, недостаточно будет времени для моего рассказа. Но так как сам всё знаешь, – потому что нет твари, неявной пред Тобою, а всё обнажено и открыто для Твоих глаз, – (то) зачем говорить знающему, будто о неведомом для Тебя?
Итак, когда Он придёт, (чтобы) прославиться между Своими святыми, и воздать каждому по его делам; когда будут поставлены престолы, неподкупный, страшный Судия воссядет, впереди потечёт огненная река, будут приготовлены блеск и радость для праведных, все безчисленные ангелы, и все люди (бывшие) от века, все вместе тварь видимая и невидимая предстанет с трепетом, – что тогда совершу для себя, исполненный позора, осуждённый совестью, лишённый всякого дерзновения и оправдания? Стоны отовсюду. Горе мне (за) нечестие! Что оплачу прежде всего? О чём постенаю потом? О чём погорюю? О лишении благ, или о скорбных муках? О безграничности наказания, или об отлучении от Бога? Плачь, несчастная душа, думая об этом про себя, и (о том), что встретит тебя по исходе, как сильно тяжкое и мучительное, и взывай: Боже сил, Боже вечный, Боже жалости и милосердия, не покинь меня, не презри меня, не поставь меня вне Своей милости: «поспеши на помощь мне, Господи, Спаситель мой!» ( Пс. 37:23 ). И будучи в таком состоянии и так размышляя, не отказываюсь от благой надежды, и не отчаиваюсь в своём опасении.
Приводимые далее две молитвы не считаются подлинными. Первая из них взята из «Беседы о терпении», которая приводится ниже в числе «Spuria». Там, у нас, она обозначена звездочками.
Абзацы в тексте расставлены нами. – Редакция «Азбуки Веры»
Православный Церковный календарь
Календарь на год ►
О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка
Великомученица Зла ́ та (Хри ́ са , Хри ́ сия) Могленская (Меглинская)
Дни памяти
26 октября – Воспоминание чуда в Скопье
Житие
Краткое житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской
Святая великомученица Злата Могленская родилась и жила в болгарском селении Слатино, Могленской епархии († 1795). Болгария в это время находилась под игом турок.
С юности Злата отличалась необычайной силой характера, твердой верой во Христа, целомудрием и красотой. Местный турок неоднократно пытался прельстить девушку и заставить ее принять ислам. Но ни уговоры, ни угрозы, ни чудовищные пытки, продолжавшиеся в течение многих месяцев, не сломили духа славной исповедницы Христовой.
Полное житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской
Сия преподобномученица и чистая невеста Небесного Царя Христа Бога Злата (или по-гречески Хриса) была из местечка Меглен. Будучи бедной по происхождению как дочь безвестного и небогатого христианина, имевшего четырех дочерей, она была богата собственными природными достоинствами: горячей верой в Бога, девством, целомудрием и телесной красотой, ради которых она и удостоилась венца мученического.
Один из местных турков, видя ее необыкновенную красоту, разжегся в сердце своем сатанинской страстью и стал искать случая, чтобы совершить свой злой замысел. И однажды, когда святая вышла с подругами из дома, он взял с собою знакомых турков, схватил ее и привел к себе в дом. И в первую очередь он начал заискивать перед святой многими обещаниями, пытаясь поколебать ее мысли и обратить в свою веру. Турок говорил, что, если она примет ислам, он возьмет ее в жены, если же она не подчинится, он причинит ей большие мучения. И Злата, золотая и по душе и по имени, услышав такие слова, нисколько не испугалась, но мысленно призывая имя Господа Иисуса Христа себе на помощь, со многим дерзновением ответила: «Я верую и поклоняюсь Христу моему и Его считаю Женихом своим, Которого никогда не отвергнусь, если и тысячи мучений мне причините и на мелкие кусочки тело мое растерзаете».
Агаряне, слыша это и понимая, что они сами не смогут убедить святую, использовали и другое средство: зная, что по природе женщины более искусны в уговорах, они передали святую своим женам, заповедав им любым способом убедить ее. Взяв мученицу, какие только средства ни использовали женщины, полгода постоянно склоняя святую в свою веру, но напрасно трудились, поскольку блаженная Злата была утверждена на неподвижном камне веры Христовой. Тогда, позвав родителей и сестер святой, угрозой заставили их убеждать дочь принять ислам, иначе и ее убьют, и их накажут.
Родители и сестры, нехотя пришедши к мученице, ибо страх заставил их это сделать, стали говорить все то, что может размягчить и самую черствую душу. Они, плача, говорили: «Дочь возлюбленная, пожалей себя и нас, твоих родителей и сестер, поскольку мы все в опасности погибнуть из-за тебя, и отрекись от Христа только видимо, чтобы помочь и себе, и нам, а Христос Милостив и простит тебе этот грех как вынужденный».
И здесь да представит себе каждый, какую великую и жестокую брань воздвиг дьявол, чтобы искусить святую, и к каким чувствам и переживаниям могли привести мягкую девушку слезы матери и отца и единоутробных сестер, проливаемые перед ней. Но мужайтесь, возлюбленные, победила сила Христова и эту брань и уловку дьявола, поскольку мужеумная и великодушная Злата, разжигаемая внутренним огнем любви Христовой, нисколько не склонилась, как того ожидало естество, на слова и слезы родителей и сестер, но, став выше плоти и крови и вне законов естества, сказала родителям и сестрам эти достойные удивления мудрые слова: «Вы, поскольку меня склоняете отречься от Христа истинного Бога, не являетесь более моими родителями и сестрами, и я не хочу знать вас за таковых впредь, но вместо вас я имею Отцом Господа моего Иисуса Христа, Матерью Госпожу мою Богородицу, братьями же и сестрами всех святых». И с таким ответом она их оставила.
О великодушное мужество! О истинная любовь Божия! О мудрость, достойная небесной хвалы! Воистину, братья, на этой святой исполнилось то, что говорил святой Давид: Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс.26,10). И то, что говорил Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф.10,34-36).
Видя же иноверные, а с ними и тот злой влюбленный в девицу, что они ничего не достигли и не отклонили святой от веры во Христа даже и теми средствами, какие использовали, они оставили уговоры и слова и начали мучить святую. Целых три месяца ее били каждый день. Потом, содрав с нее кожу и вырезав из кожи ремни, оставили их развешанными вокруг мученицы, чтобы она испугалась, видя их. Кровь текла ручьями из ее девического тела, так что вся земля вокруг стала красной. После чего, раскалив острие, они пронзили через уши насквозь голову святой, так что дым выходил из ее носа и рта.
Христова же мученица, претерпевая такие страшные мучения, которые могли бы сломить и самых храбрых мужчин, оставалась мужественной, укрепляемая силой Креста и сердечной любовью ко Христу. Узнав, что рядом в то время находился игумен святогорского Ставроникитского монастыря отец Тимофей, который был ее духовным отцом (и который позже пересказал ее страдания), она передала ему через одного христианина просьбу молиться о ней Богу, чтобы она богоугодно закончила подвиг мученичества.
В конце концов жестокие и зверонравные, или, лучше сказать, и зверей превосходящие в жестокости агаряне, не удовлетворившись теми муками, какие причинили святой, но дивясь, что она все еще жива и не умирает, настолько озлобились, что не смогли победить одну девицу, они повесили агницу Христову на дикой груше и, окружив со всех сторон кинжалами, растерзали по частям тело святой. И, таким образом, благая Злата, пострадавшая и просиявшая, как золото в плавильной печи, предала свою святую душу в руки Бессмертного своего Жениха, приняв двойной венец девства и мученичества. И ныне она радуется и веселится в небесных чертогах с мудрыми девами и мучениками, предстоя одесную Жениха своего Христа и Ему во веки веков соцарствуя. Мученические и девственные мощи святой тайно взяли некие христиане и похоронили их с честью. Ее же молитвами да удостоимся и мы Царствия Небесного. Аминь.
Молитвы
Тропарь великомученице Злате Мегленской, глас 4
А́гница Твоя́, Иису́се, Зла́то,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Злата взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Кондак великомученице Злате Мегленской, глас 2
Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти:/ де́во му́ченице Зла́то, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.
Перевод: Храм твой всесвященный обретя, как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Злата, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»
Величание великомученице Злате Мегленской
Велича́ем тя,/ страстоте́рпица Христо́ва Зла́то,/ и чтим честно́е страда́ние твое́,/ я́же за Христа́// претерпе́ла еси́.
Молитва злате могленской
Октябрь 25th 2010 —
Память 13/ 26 октября; 18/31 октября
Сия преподобномученица и чистая невеста Небесного Царя Христа Бога Злата (или по-гречески Хриса) была из местечка Меглен. Будучи бедной по происхождению как дочь безвестного и небогатого христианина, имевшего четырех дочерей, она была богата собственными природными достоинствами: горячей верой в Бога, девством, целомудрием и телесной красотой, ради которых она и удостоилась венца мученического.
Один из местных турков, видя ее необыкновенную красоту, разжегся в сердце своем сатанинской страстью и стал искать случая, чтобы совершить свой злой замысел. И однажды, когда святая вышла с подругами из дома, он взял с собою знакомых турков, схватил ее и привел к себе в дом. И в первую очередь он начал заискивать перед святой многими обещаниями, пытаясь поколебать ее мысли и обратить в свою веру. Турок говорил, что, если она примет ислам, он возьмет ее в жены, если же она не подчинится, он причинит ей большие мучения. И Злата, золотая и по душе и по имени, услышав такие слова, нисколько не испугалась, но мысленно призывая имя Господа Иисуса Христа себе на помощь, со многим дерзновением ответила: «Я верую и поклоняюсь Христу моему и Его считаю Женихом своим, Которого никогда не отвергнусь, если и тысячи мучений мне причините и на мелкие кусочки тело мое растерзаете».
Агаряне, слыша это и понимая, что они сами не смогут убедить святую, использовали и другое средство: зная, что по природе женщины более искусны в уговорах, они передали святую своим женам, заповедав им любым способом убедить ее. Взяв мученицу, какие только средства не использовали женщины, полгода постоянно склоняя святую в свою веру, но напрасно трудились, поскольку блаженная Злата была утверждена на неподвижном камне веры Христовой. Тогда, позвав родителей и сестер святой, угрозой заставили их убеждать дочь принять ислам, иначе и ее убьют, и их накажут.
Родители и сестры, нехотя пришедши к мученице, ибо страх заставил их это сделать, стали говорить все то, что может размягчить и самую черствую душу. Они плача говорили: «Дочь возлюбленная, пожалей себя и нас, твоих родителей и сестер, поскольку мы все в опасности погибнуть из-за тебя, и отрекись от Христа только видимо, чтобы помочь и себе и нам, а Христос Милостив и простит тебе этот грех как вынужденный».
И здесь да представит себе каждый, какую великую и жестокую брань воздвиг дьявол, чтобы искусить святую, и к каким чувствам и переживаниям могли привести мягкую девушку слезы матери и отца и единоутробных сестер, проливаемые перед ней. Но мужайтесь, возлюбленные, победила сила Христова и эту брань и уловку дьявола, поскольку мужеумная и великодушная Злата, разжигаемая внутренним огнем любви Христовой, нисколько не склонилась, как того ожидало естество, на слова и слезы родителей и сестер, но став выше плоти и крови и вне законов естества, сказала родителям и сестрам эти, достойные удивления, мудрые слова: «Вы, поскольку меня склоняете отречься от Христа истинного Бога, не являетесь более моими родителями и сестрами, и я не хочу знать вас за таковых впредь, но вместо вас я имею Отцом Господа моего Иисуса Христа, Матерью Госпожу мою Богородицу, братьями же и сестрами всех святых». И с таким ответом она их оставила.
О великодушное мужество! О истинная любовь Божия! О мудрость, достойная небесной хвалы! Воистину, братья, на этой святой исполнилось то, что говорил святой Давид: Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26, 10). И то, что говорил Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф. 10, 34-36).
Видя же иноверные, а с ними и тот злой влюбленный в девицу, что они ничего не достигли и не отклонили святой от веры во Христа даже и теми средствами, какие использовали, они оставили уговоры и слова и начали мучить святую. Целых три месяца ее били каждый день. Потом, содрав с нее кожу и вырезав из кожи ремни, оставили их развешанными вокруг мученицы, чтобы она испугалась, видя их. Кровь текла ручьями из ее девического тела, так что вся земля вокруг стала красной. После чего, раскалив острие, они пронзили через уши насквозь голову святой , так что дым выходил из ее носа и рта.
Христова же мученица, претерпевая такие страшные мучения, которые могли бы сломить и самых храбрых мужчин, оставалась мужественной, укрепляемая силой Креста и сердечной любовью ко Христу. Узнав, что рядом в то время находился игумен святогорского Ставроникитского монастыря отец Тимофей, который был ее духовным отцом (и который позже пересказал ее страдания), она передала ему через одного христианина просьбу молиться о ней Богу, чтобы она богоугодно закончила подвиг мученичества.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В конце концов жестокие и зверонравные, или, лучше сказать, и зверей превосходящие в жестокости агаряне, не удовлетворившись теми муками, какие причинили святой, но дивясь, что она все еще жива и не умирает, настолько озлобились, что не смогли победить одну девицу, они повесили агницу Христову на дикой груше и, окружив со всех сторон кинжалами, растерзали по частям тело святой. И, таким образом, благая Злата, пострадавшая и просиявшая, как золото в плавильной печи, предала свою святую душу в руки Бессмертного своего Жениха, приняв двойной венец девства и мученичества. И ныне она радуется и веселится в небесных чертогах с мудрыми девами и мучениками, предстоя одесную Жениха своего Христа и Ему во веки веков соцарствуя. Мученические и девственные мощи святой тайно взяли некие христиане и похоронили их с честью. Ее же молитвами да удостоимся и мы Царствия Небесного. Аминь.
Образование: филолог.
Читаю священные тексты и верую в бога.
Рада Вас видеть!