Молитва в размышлении

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва в размышлении - в подробном и точном описании.

Размышления о рассеянной молитве и практических путях избавления от нее

Рассеянная и несобранная молитва — это, пожалуй, одна из самых распространенных проблем большинства христиан

Мы часто годами или даже десятилетиями ходим в храм, а в молитве никакого прогресса не наблюдается. Я не претендую на роль духовника, но в дни Успенского поста хотелось поделиться размышлениями о молитве.

В большинстве случаев после вхождения человека в Церковь ему говорят не о любви Божией, не о важности спасительного подвига Христа, не о необходимости чтения Евангелия, а о том, как нужно готовиться к Причастию и какие молитвенные правила следует выполнять. У многих из нас есть определенная установка на вычитывание канонов и прочих молитвенных последований, только вот о качестве их исполнения мы не заботимся или же вспоминаем, когда готовимся к исповеди, чтоб в очередной раз в список грехов внести пункт о рассеянной молитве.

Безусловно, невнимательная молитва — это грех. Еще прп. Нил Анкирский говорил, что рассеянность ума на молитве равносильна нарушению 3-й заповеди Моисея. Действительно, бездумно вычитывая правила, мы подпадаем под обвинительные слова Христа: «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15:7-8). Таким образом, мы видим, что с рассеянной молитвой нужно что-то делать, только вот что?

Здесь на помощь нам приходят святые отцы и подвижники веры. Помимо многих других это еще один важный аргумент, почему нужно читать аскетическую литературу не только монашествующим, но и мирянам. Для начала необходимо четко понять, что молитва — это не проставленные галочки в списке вычитанных канонов, акафистов и правил, а разговор с Богом, разговор с любящим Отцом. По большому счету молитва — дело субъективное, и не так принципиально, какое она будет иметь словесное оформление. Только вот проблема в том, что молиться мы толком и не умеем, а если пытаемся что-то произнести собственным умом, то хватает нас на 10-12 корявых предложений. Это не означает, что нельзя молиться своими словами, а лишь то, что по собственному скудоумию и духовной ущербности нам приходится пользоваться, так сказать, «наработками» тех, кто умел по-настоящему общаться с Богом. Как бы там ни было, в совокупности важно отметить, что молитвенные правила, которые мы привыкли выполнять, необходимо разбавлять еще и собственным потоком мыслей, просьб и слов благодарности.

Поэтому играет роль еще и чисто психологическая зацикленность многих из нас, когда кажется, что изменение привычного молитвенного правила приведет к чему-то непоправимому. Мы начинаем чувствовать внутренний дискомфорт, если обыденный ритм духовной жизни начинает колебаться. Пусть каждый ответит сам себе, сколько раз он попадал в ситуацию, подобную той, когда, проспав утром, мы пытаемся впихнуть молитвенное правило в 5-7 минут, оставшихся до выхода. И вот, в очередной раз вычитав молитвы, со спокойной душой двигаемся дальше. Ну, казалось бы, чего ради? Пусть мы за эти 5 минут прочитаем 1-2 молитвы, но внимательно, вдумчиво, ведь все равно количество затраченного времени будет одинаковым, только за этот короткий период мы спокойно поговорим с Богом, эти мгновения станут моментом вечности во временном бегу нашей земной жизни.

Даже при самой тщательной подготовке мысли все равно будут разбегаться, поэтому, прочитав молитву без внимания, следует всякий раз возвращаться к ее началу. Здесь нужно, что называется, брать измором. Когда мой внутренний греховный голос начинает говорить мне об усталости, позднем времени и т. д., важно, собрав волю, продолжать упорствовать в этом направлении до тех пор, пока этот самый голос не умолкнет или молитва не будет прочитана со вниманием. Проблема также может заключаться в длинных молитвах, внимание на которых сосредоточить еще сложнее. Стоит нам хоть на мгновение отвлечься, как мы сразу теряем смысловую связку предложений, и дальнейшее чтение такой молитвы часто уже не будет иметь смысла. Свт. Игнатий (Брянчанинов) советует разделять объемные молитвы на небольшие предложения или фразы и делать короткую паузу между ними (на 1-2 вдоха). Такие действия помогут лучше удерживать сосредоточенность и не отвлекаться от сути произносимых слов.

То же, что я говорил о «Трисвятом. », относится и к завершению молитв. Подобравшись к окончанию молитвенного правила, ум начинает расслабляться, и «Достойно есть», и прочие завершающие молитвословия снова ускользают от нашего внимания. Поэтому и здесь нельзя торопиться, чтобы все употребленные усилия не растратить бездумностью последних произнесенных слов.

Я рассмотрел лишь маленькую часть богатейшего аскетического наследия, содержащегося в духовных трудах святых отцов. Мы видим, что многие советы носят практический характер и являются в определенной мере своего рода упражнениями, которые можно буквально конспектировать. Дай Бог нам не забывать об этом и не пренебрегать столь важной помощью наших святых.

Протоиерей Владимир Долгих

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Молитвенные размышления

1. Священное Писание и Церковь призывают нас углублять и совершенствовать молитву, чтобы она все больше приближала дух к Богу и освящала всю нашу жизнь. Молитвословие должно постепенно дополняться углубленной молитвой, которая, в свою очередь, есть преддверие высших ступеней молитвы.

Читайте так же:  Исполнение желаний молитвы

2. Углубленная молитва есть обращенность к Богу в полной сосредоточенности всех внутренних сил, это беседа, созерцание или безмолвное предстояние. Здесь уже мало одного «правила» и мало тех 10—15 минут, которые на него отводятся. Для этой молитвы нужно не менее получаса, а иногда и часа ежедневно. Разумеется, далеко не все имеют такую возможность. Поэтому хорошо начать с одного или двух раз в неделю. Вырастает углубленная молитва из молитвословия, а подготовкой к ней служат духовные размышления.

3. В повседневной жизни есть много моментов, когда мы можем обращаться мысленно к Богу. Отдых, прогулки на природе, чтение, встречи с людьми, даже труд — все это открывает возможности для богомыслия. Нужно стремиться вырабатывать в себе чувство постоянного пребывания перед лицом Отца. Тогда для нас не будет ничего «светского», все станет священно, все будет протекать «в поле Бога». Вне Его — только грех, но даже и он через чувство раскаяния возвращает нас ко Христу.

Все прекрасное, что нас радует, проистекает от Него. Он дал нам «хлеб насущный», красоту мира, радость труда и человеческого общения. Он дал нам само бытие, привел нас в эту трудную и прекрасную жизнь, чтобы мы шли по ней, открывая и созидая Его Царство.

Один из первохристианских писателей, Гермас, изображал Церковь в виде строящейся башни. Камни, из которых она складывается, — души верных. Эта мысль должна господствовать в нашей жизни. Чего ждет от нас Господь, как нам исполнять Его волю? Вот вопрос, от разрешения которого зависит правильное устроение христианской жизни. Прежде всего — не Он для нас, а мы для Него. Ему должны мы отдать и посвятить каждый шаг: печаль и радость, познание и труд — все должно стоять под знаком благодарственной молитвы. В минуты скорби, хотя мы и знаем, что Ему ведомо о нас все, мы открываем Ему свое сердце, и о чем бы мы ни просили, конец мольбы должен быть один: «Да будет воля Твоя».

4. Немалую помощь в духовных размышлениях может оказать чтение, особенно чтение Писания. Сосредоточенное, молитвенное чтение происходит неспешно. Читаем понемногу, с остановками, во время которых обращаемся ко Христу с молитвой: просим Его просветить наш разум. При этом хорошо перекреститься или встать перед иконой, а потом вновь вернуться к чтению. Важно сознавать, что слова обращены к каждому из нас как призыв, упрек или одобрение. Тогда чтение незаметно превратится в диалог, молитвенную беседу с Богом. Хорошо, если такое чтение Писания и книг о духовной жизни можно осуществлять ежедневно. Если же это невозможно, изберем для духовного чтения три дня (воскресенье, среду, пятницу) или, в крайнем случае, воскресные или праздничные дни.

5. Ритм человеческой жизни связан с равновесием между общением и уединением. Бо’льшая часть нашего времени по необходимости проходит на людях, что должно уравновешиваться минутами внутренней тишины. Ими предваряются размышление и молитва.

Для начала пусть это будут всего 1—2 минуты, но надо стремиться, чтобы в это время все посторонние мысли, помехи, внешние и внутренние, были устранены. Место выбирается любое, где меньше поводов для рассеянности.

В эти минуты мы стараемся «прислушиваться» к своему телу, успокаиваем его, гасим поток посторонних мыслей, «внимаем тишине». А после этого медленно и вдумчиво (про себя) произносим какую-нибудь молитву, лучше всего «Отче наш». Останавливаемся на одном слове. (Для одного раза следует брать лишь одно слово или короткую фразу.) «Отче наш»… Отец, всеобъемлющее Лоно Любви, Создатель и Водитель. Подумаем о том, что когда-то нас не было. Мы существуем по Его воле. Он повсюду и во всем, и все-таки пока Он для нас «на небесах», в мире Духа, в мире света и полноты совершенной. Этот мир, вожделенный и невыразимый, изливается на нас, в нашу жизнь. «Имя» Его есть Любовь. Ее образ — Чаша, сотканная из света, восходящая над горизонтом, как солнце. «Да приидет Царствие Твое»… мы ждем, мы жаждем его, но мы и призваны трудиться для него… И так до конца, каждое слово прочувствуем и продумаем.

Темы для богомыслия могут быть различны. Приведем несколько примеров.

1. Я — Твое творение. Ощутить, что каждая клетка тела принадлежит не мне, что все, что я имею, мне дано — и самая жизнь, и Дух. Осознать, что мое бытие в руках Божиих, что я принадлежу Ему всецело.

2. Благодарим Господа. Осознать, как приведены в мир из небытия, сколько даров мы получили, благодарить за все, что было доброго в жизни, включая и испытания; благодарить за жизнь, труд, людей, вещи, книги, мир, за все, что нас окружает, питает и радует.

3. Дух господствует над плотью. Осознать, что высший дар во мне — Дух, что он от природы призван царствовать, что ему дана такая же власть над телом, какая была дана человеку при сотворении над природой (Быт 1, 26).

4. Он дал нам от Духа Своего (1 Ин 4, 13). Думать о той сокровенной связи, которая существует между нами и Сущим. О том, что мы — Его образ и подобие. О том, что Он хочет действовать в нас.

5. Да будет воля Твоя. Всецелая отдача «себя и друг друга» Его Провидению. Полное доверие и надежда на помощь.
Можно брать слова из Писания, молитв, песнопений и литургии (например, «Воссия мирови свет Разума»; «Слава Тебе, показавшему нам свет»; «Обрящите покой душам вашим»; «Нас ради человек и нашего ради спасения»; «Прииди и вселися в ны»; «Да исправится молитва моя»; «Покаяния отверзи ми двери» и др.). В каждом случае нужно следить, чтобы медитация не превращалась в отвлеченное размышление. Она должна быть тесно связана с конкретной судьбой и личностью данного человека и ощущаться как предстояние Богу. Сознание Его присутствия здесь очень важно. Очень важно также, чтобы в эти минуты ничто постороннее не проникло в мысль. Любой начинающий знает, как это трудно. Но трудности не должны пугать нас или расхолаживать.

Читайте так же:  Какую молитву читать о новопреставленном

6. К духовным размышлениям относится также проверка совести, которую можно соединять с ежедневным молитвословием или совершать в конце недели. Обязательно это делать накануне исповеди (см. Таинство, Слово и Образ»).

Молитва размышление

Человек мысленно размышляет об определенном предмете, исследуя его со всех сторон. Мы хотим говорить о размышлениях в рассмотрении Бога и истин христианской религии. Размышление о Боге и Его законе очень важно, это действительно основа молитвенной жизни.

Богобоязненный Псалмист понимал важность правильного размышления, когда он молился: «Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи…» (Пс. 18:15) Говоря о человеке, он пишет: «… в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь.» (Пс. 1:2)Это основа и тайна истинного благочестия. О собственном размышлении он сказал: «Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем» (118:97). «Размышляю об откровениях Твоих» (Пс. 118:99). «Размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142:5). «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4) Размышления о делах Бога приводят нас к преданности, которая, в свою очередь, приводит нас к любви к Богу, воспламеняющей наши сердца. Снова псалмопевец говорит: «Да будет благоприятна Ему песнь моя.» (Пс. 103:34). «Радостным гласом восхваляют Тебя уста мои» (Пс. 62:6). «Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое» (Пс. 118:148).

Молитва – размышление. Ее иногда называют умственной молитвой, чтобы отличить от молитвы ходатайства. Размышляющая молитва не просит у Бога что-либо, но заканчивается почти всегда просьбой. Предположим, что вы открыли Библию, Исаия 6:3, и читаете: «И взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» Вы начинаете размышлять о святости Бога, Вы рассматриваете Его святые действия в делах и в искуплении человека. Вы видите святость Бога, как показано это в Его законе. Дух помогает вам, и вы понимаете более ясно Бога и Его святость, вы видите Его красоту более ясно. Это побуждает вас с большим внутренним желанием и любовью взывать к Нему: «Господь, позволь Твоей святости быть на мне.» Таким образом молитва – размышление переходит в молитву просьбы.

Размышление не исследование. Исследование закона Бога, которое производит интеллектуальные результаты, хорошо. Но размышление о законе Бога увеличивает любовь и преданность наших сердец. Размышление развивает умственные способности. Вы можете видеть, что мышление действует активней, когда рассматривается характер Бога, показанный в Его Слове и Его делах, чем когда вы просите Бога о том, в чем нуждаетесь. Вам нужно небольшое умственное усилие, чтобы просить у Бога то, в чем мы нуждаемся. Молитвенное размышление называется еще молитвой ума.

Мы должны изучать Библию, чтобы объяснять Слово правды с интеллектуальной точки зрения, но все же мы должны иметь более высокую цель, чем просто получение знаний о божественных вещах.

Различные части нашего тела нуждаются в пище. Через рот пища поступает в желудок, и далее через процесс пищеварения пища превращается в живительную энергию и разносится по всему телу. Если желудок сохранял бы в себе всю энергию пищи, то живительная сила пищи никогда бы не чувствовалась в других частях тела.

Наши души тоже нуждаются в пище. Духовная пища поступает через размышление и должна снабдить душу пищей, в которой она нуждается. Если память сохраняет полученные знания о Божественной правде, мы будем иметь больше знаний о Божественной правде, но душа может не питаться. В духовной жизни есть процесс, посредством которого правда, подготовленная через размышление, может быть передана к душе, отдавая живительную силу, и увеличивая теплоту души и силу преданности. Размышление должно быть связано с желанием, потому что все наши духовные успехи в жизни делаются через выбор и власть желаний. Только так можно пить воду из источника жизни. Чтобы грешник мог прийти к Богу, он должен находиться в действии, которые стимулируют его желания. Много грешников имеют желание, чтобы прийти к Богу, но грех имеет такую власть над ними, что препятствует им действовать. Апостол Павел однажды пожелал делать добро, но не смог, потому что дьявол препятствовал этому. (1 Фес. 2:18). Грешник слышит о любви Бога, и эта любовь, достигая его сердца, пробуждает скрытые силы его желания, что позволяет прийти к источнику жизни.

Когда христианин имеет власть усмирять и порабощать свое тело, он имеет полноту любви к Богу. Человек может сделать очень много дел, которые будут замечены людьми, может иметь большой энтузиазм в служении, упорно трудиться, чтобы превзойти других в знании, но, если он не будет иметь обилие любви к Богу, то он не сможет свободно общаться с Богом. Размышление должно увеличивать любовь, сила любви исполняет желание, и он молится. Многие хотят больше молиться, принимают решение поступать так, но у них возникают препятствия. Они не могут преодолеть безразличные чувства и не имеют желания, чтобы пренебречь и отложить их. Они всегда собираются молиться, но никогда не молятся. Они имеют сердца, в которых любовь ограничена. Размышляя о совершенстве Бога, о Его любви к нам, о Его смерти, через которую Он нас спас, наши сердца воспламеняются любовью. Мы становимся способными страдать за Бога. Это дает силу желанию так, что человек может молиться в тайне. Любовь возбуждает желание и позволяет человеку трудиться и терпеть для Бога.

Читайте так же:  Молитвы на церковно славянском языке текст

Желание идти в бой было слабое у солдата, но, когда он думал о любимой жене, доме и детях, любовь загорелась в его сердце. Это пробудило и стимулировало его желание, и солдат пошел смело в сражение.

Христианин имеет много борьбы. Иногда он находит, что когда нужно бороться и побеждать через молитву, он чувствует себя унылым и безразличным. Христианин тогда должен думать о любви и совершенстве Бога. Когда он так размышляет, его сердце воспламеняется любовью, его желание получает силу, и он с восхищением спешит в тайное место для молитвы. Размышление необходимо, но одного размышления недостаточно. Размышление должно закончиться просьбой. Созерцание любви Бога в спокойных и тихих мыслях должно привести нас к тому, чтобы мы просили о Его любви в наших собственных сердцах.

Такое размышление ослабит любую вашу зависимость, которую вы, возможно, имели в заботе о земной вещи. Это освободит вас от привязанности от каждой земной вещи и даст сосредоточиться на Боге. О! как ваше сердце будет гореть в ваших душах, потому что вы думаете о любящей заботе вашего Отца. В вашем размышлении вы обязательно увидите Его святость в Его заботе обо всех Его тварях, и вы будете вынуждены ходить очень осторожно и со страхом перед Ним. Возьмите время для размышления и молитвы в своем тихом месте.

Христианское учение о молитве и ее значение в деле нравственного совершенствования

Содержание

От редакции

Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, поздравляя Константина Ефимовича Скурата с 40-летием педагогической деятельности, обратился к нему с такими словами: «Вы – действительно труженик и подвижник нашей богословской науки. Ваши ученики несут архипастырское, пастырское, педагогическое служение Матери-Церкви – от края до края Руси, ближнего и дальнего зарубежья. Спасибо Вам за Ваш подвижнический, педагогический, богословский подвиг, который дал поколения тружеников нашей Святой Церкви, которым Вы передали свои богатые знания и воспитывали примером своей жизни».

В 1999 году автору этой книги профессору Московской Духовной Академии, Доктору Церковной Истории Константину Ефимовичу Скурату исполнилось 70 лет. С радостью поздравляем его с юбилеем.

Родился Константин Ефимович 29 августа 1929 года в крестьянской семье в селе Комайск Витебской области. Родители воспитывали трех своих сыновей в строго православном духе. Отец перед самой кончиной подозвал к себе Константина, благословил его крестным знамением и сказал: «Молись Богу, и Господь устроит твою жизнь». Мать (Татьяна) сопровождала всю жизнь сыновей молитвой и наставлением в святой православной вере и жизни.

Общеобразовательную школу Константин закончил с серебряной медалью. С отличием закончил Минскую Духовную Семинарию (в 1951 г.) и Московскую Духовную Академию (в 1955 г.). За труд, который читатель держит в своих руках, получил ученую степень кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата по кафедре Истории Русской Церкви и преподавателя Московской Духовной Семинарии.

В 1979 г. защитил магистерскую диссертацию на тему «Сотериология святого Афанасия Великого» (после чего был удостоин звания профессора), а в 1978 г. – докторскую диссертацию на тему «Поместные Православные Церкви». Имеет многочисленные публикации.

Видео (кликните для воспроизведения).

За время 44-летней педагогической работы преподавал в Московской Духовной Семинарии Историю Русской Церкви и Общую Церковную Историю, а в Московской Духовной Академии – Историю Древней Церкви, Догматическое богословие и Греческий язык.

Побывал в служебных командировках в Греции, Болгарии, Румынии, Германии, Италии, Швейцарии, Финляндии, Великобритании, Ирландии, Израиле.

Награжден орденами и медалями Православных Церквей: Александийской, Иерусалимской, Русской, Румынской, Болгарской, а также Правительством Российской Федерации.

В настоящее время преподает Катихизис в Московской Духовной Семинарии, Патрологию – в Московской Духовной Академии и курс по Истории Поместных Православных Церквей в Аспирантуре при Московской Духовной Академии.

Константин Ефимович является членом богословской Комиссии Священного Синода Русской Православной Церкви и членом Редколлегии журнала «Богословские труды».

Женат. Имеет трех взрослых детей – двух сыновей (иерея Николая и Алексия) и дочь (Наталию).

ВВЕДЕНИЕ

Бдите и молитеся, да не внидите в напасть.

Молитва – священная царица добродетелей.

Велика сила молитвы, и она более всего приносит Духа Божьего и ее удобнее всего всякому исправлять.

Молитва есть вместилище или поприще всей духовной жизни, или самая духовная жизнь в движении и действии.

Человеческая немощь в подвиге приобретения истинного блага. Истинные блага дарует нам Господь. Молитва есть средство к испрошению этих благ и приготовление к достойному их принятию. Молитва возрождает человека. Сила молитвы

Человек – великое, дорогое существо у Бога, но это великое создание, после падения в грех, стало немощным, подвергающимся множеству слабостей. Греховный человек настолько слаб, что, несмотря на все свои естественные усилия, не может приобрести здесь на земле истинного блага, постоянного внутреннего мира и покоя в своем существе. Ему часто помогают в этом искании ближние, друзья, соседи. Но что могут дать человеку такие же смертные, как и он! И только Господь может послать ему благо и дар совершен. «Бог есть единый источник всех истинных благ», – читаем у святителя Игнатия (Брянчанинова) 1 . Он для человека все: сила сердца его и свет ума его; Он благую мысль дает ему, уничтожает уныние и оживляет дерзновение; Он покой и радость; Он его вера, надежда и любовь; Он пища его, питие, одежда; Он жизнь для человека, его дыхание и освящение. Как мать бывает всем для младенца, так и Господь всегда готов даровать человеку необходимое в достижении им спасения. Но чтобы стать достойным Божиих милостей, человеку нужно приготовить себя к этому.

Ведь и земледелец не бросает своих семян в твердую почву, а предварительно распахивает ее, делает рыхлой. Так и верующий для принятия Божественных даров должен расположить свою душу, должен сам искать этих даров, просить их у Господа.

Читайте так же:  Молитва Святому ираклиидиосу

Средством ко всему этому и служит молитва. «Она есть ключ к небесным сокровищам» 2 , «посредница между Богом и человеком, лестница, соединяющая небо с землею, творение с Творцом» 3 .

«Она перерождает душу, уготовляет ее к принятию благодати, приводит ее в общение с Богом, водворяет в ней мир» 4 . Она «есть канал, которым струя благословений с неба льется в томящееся сердце» 5 . Вся духовно-нравственная жизнь развивается в человеке при посредстве молитвы. Молитвою поддерживается и укрепляется в человеке ревность для борьбы с грехом и страстями; через молитву получаются от Бога благодатные силы на перенесение всякого рода жизненных испытаний и на преуспеяние в добродетели. С другой стороны, и все то, что относится к нашим телесным нуждам, может быть ниспослано от Бога только через посредство молитвы. Нет такой вещи, чтобы нельзя было испросить ее у Бога. Невозможное она делает возможным. То, что представляется для нас трудным, молитва делает легким. Бессильный человек с молитвою приобретает такую силу, пред которой не могут устоять никакие другие силы. Чистою молитвою он побеждает самую природу, переменяет ее законы. Так, по молитве великого вождя Богоизбранного народа разверзлись недра земные, в которые едва проникают все усилия людей, и поглотили нечестивых возмутителей ( Числ. 16, 32, 33 ). Иисус Навин остановил молитвой солнце при сражении с хананеянами и продлил один день как два ( Нав. 10, 12–14 ). Пророк Исаия – возвратил солнечную тень ( 3Цар. 20, 11 ; Ис. 38, 8 ).

Сильно и страшно бурное море, неудержимым потоком переливаются в нем воды, с неотразимою силою восстают под дыханием ветра его бурные волны, для которых человек со всею его мудростью – игрушка. Но и страшное море уступает силе молитвы ( Исх. 14, 22 ). Ужасна стихия огня, но и ее преодолевает молитва ( Дан. 3, 94 ). Неудержимы разрушительные движения воздуха. Нет силы, которая бы могла остановить страшные его течения, кроме одной только – силы молитвы ( Мф. 8, 25, 27 ). Молитва побеждает и злобу хищных зверей ( Дан. 6, 16–19 ), и истребляет страшные полчища врагов ( Ис. 37, 14–20, 36 ). Молитва отражает и притоки болезней, поражающие тело человека и преодолевающие всякое искусство ( Ис. 38, 1–5 ). По силе молитвы Сам Господь Бог нередко изменял определения Своей святой воли, удерживал Свою карающую руку, отвращал Свой гнев от преступного народа ( Исх. 32, 10, 14 ). «Нет, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – подлинно нет ничего сильнее молитвы и даже ничего равного ей» 6 .

Господь наш Иисус Христос и святые апостолы признавали молитву главным делом. Заповедали ее и нам

Господь наш Иисус Христос, придя на землю для спасения человеческого рода, считал молитву главнейшей обязанностью Своего великого служения. Он не только Сам постоянно пребывал в молитвенном единении с Отцом 7 , но и нам заповедал молиться 8 и оставил образец молитвы («Отче наш. ») 9 .

Точно также смотрели на молитву и святые апостолы. Вместе с проповедью слова Божия они признавали ее главным своим делом. Избирая семь диаконов, чтобы вверить им попечение о бедных, они сказали о себе: «Мы же в молитве и служении слова пребудем» ( Деян. 6, 4 ). Нам они завещали со всем усердием молиться Богу, о чем святой апостол Павел неоднократно упоминает в своих посланиях 10 . Он заповедует даже «непрестанно молиться» ( 1Сол. 5, 17 ), то есть непрестанно иметь молитвенное настроение.

Святые отцы и учители Церкви признают молитву корнем всего доброго и святого

Тому же учат единогласно все святые отцы и учители Церкви как словом, так и собственным примером. Они признают молитву «священной и блаженной матерью всех добродетелей», «царицей их» 11 , «ликоначальницей» 12 , «главой всякой добродетели», «верхом добрых дел» 13 , «корнем, источником и матерью бесчисленных благ» 14 , пищей и светом души 15 , «пределом всех благ» 16 . В честь молитвы они составили целые панегирики, в которых указывают на ее великое значение и в нравственной жизни 17 .

Долг христианина – совершение молитвы

Естественно вытекает из сказанного необходимость для человека молитвы. Поскольку она заповедана Самим Спасителем и Его святыми апостолами и поскольку на ней созидается все доброе и великое, то она так же необходима христианину, как основание для каждого здания, как пища для тела, как воздух для дыхания и как вода для рыбы. Эта потребность вытекает не только из учения веры, но и из самой природы нашей души. Душа наша, будучи дыханием Божиим, постоянно стремится к Богу, как к источнику своего бытия, и свое стремление выражает посредством беседы с Ним, то есть молитвы.

Причина охлаждения христиан к молитве – незнание сущности христианской молитвы. Задача работы и ее трудность. План

Но отчего же между нами мало таких, которые считали бы молитву самым действенным средством к исправлению при нравственном падении, к отражению всех злоключений и напастей? Что значит, например, такое явление, когда христианину, при случившейся с ним какой-нибудь беде, подаешь совет помолиться Господу, он холодно принимает совет, как будто бы дело идет о давно испытанном и не оказавшем пользы средстве? Это значит только то, что между христианами все еще мало таких, которые знают существо христианской молитвы, умеют молиться как следует, а потому и не испытывают на себе всей спасительности молитвы. Молитва – великое и святое дело, благоуханный цвет духовной жизни. «Кто умеет молиться, – читаем у святителя Феофана (Говорова), – тот уже спасается» 18 . Поэтому, прежде чем давать свои заключения о молитве, надлежит раньше научиться ей, познать, какая молитва угодна Богу и как она содействует в нравственном совершенствовании человека. Правильное и спасительное решение этого вопроса дает нам православное христианское учение. Изложение его и является задачей данной работы.

Дать полное православное христианское учение о молитве – труд очень большой. Это объясняется, с одной стороны, чрезвычайной широтой рассматриваемой темы. «Молитва, – говорит святитель Феофан, – есть наука из наук» 19 , «она все: вера, благочестие, спасение. Следовательно, – делает вывод святитель, – о ней столь можно говорить, что и конца не будет» 20 . С другой стороны, – до сих пор этот обильный материал о молитве мало кем приводился в систему. Может быть причину сего надо видеть в том, что, по слову того же святителя Феофана, «учение о молитве не должно подлежать никакой системе, потому что духовное дело, подчиняясь системе, необходимо должно терпеть усечение, лишаться своей безграничной свободы, свойственной духу, находящемуся под действием и управлением Духа Божия, а не человеческого узаконения» 21 .

Читайте так же:  Молитва Трифону печенгскому

Настоящее сочинение построено по такому плану.

Вся работа разделена на четыре отдела. В первых трех – излагается христианское учение о молитве. Сюда входят вопросы о том, как понимает христианство молитву, о каких ее видах оно учит и каких требует условий, чтобы молитва была успешной. В четвертом же отделе рассматривается христианское учение о значении молитвы в деле нравственного совершенствования.

Игнатий (Брянчанинов), святитель. Сочинения. Т. 1. СПб., 1905. С. 140.

О терпении в молитве. «Прибавление к творениям святых отцов». 1855. Ч. 14. С. 398.

Пуритане о молитве и размышлении над Писанием

Автор: Антон Иванов

Ричард Бакстер, пастор и автор все еще публикующейся классической книги “Реформированный пастор”, писал:

“Таким образом, в наших размышлениях смешивания размышления вслух и молитвы, иногда говоря к своим собственным сердцам, а иногда к Богу, является, как я полагаю, высочайшей ступенью, которую мы можем достичь в этом небесном труде. И мы не должны воображать, что это будет так же хорошо, если мы отбросим размышление и возьмемся только за молитву; ибо это отличные друг от друга обязанности, которые обе должны исполняться. Нам нужно как одно, так и другое. Поэтому, пренебрегая этим, мы поступим неправильно. Кроме того, если мы смешаем их между собой, подобно тому, как смешиваются различные инструменты в оркестре, результат будет еще лучше, ибо один аспект будет вливать жизнь в другой. И наше, говорение к самим себе во время размышления должно предшествовать нашему говорению Богу в молитве”.

Джон Оуэн великий пуританский теолог, сказал: “Молитесь во время вашего размышления, сознательно принимая своим сердцем каждый луч света и истины, приходящий вам на разум. Благодарите Бога и молитесь обо всем, что вас сильно поражает и впечатляет”.

Пуританский пастор и библейский комментатор Мэтью Генри говорит о Псалме 18:15: “Молитвы Давида были не только его словами, но и его размышлениями; как размышление является лучшей подготовкой для молитвы, так молитва является лучшей темой для размышления. Размышление и молитва идут рука об руку”.

Одним из наиболее продуктивных пуританских проповедников и писателей был Томас Мэнтон. В своей проповеди о размышлении Исаака в поле (ссылаясь на Бытие 24:63) он непосредственно указывает на размышление как на связь между насыщением Словом Божьим и молитвой. Он писал:

“Размышление является чем-то средним по обязанности между Словом и молитвой и относится к ним обоим. Слово Божье дает волю размышлению, а размышление дает свободу молитве. Эти два духовных упражнения должны идти рука об руку; размышление должно следовать за слышанием и предшествовать молитве. Только слушать и не размышлять – не принесет плода. Мы можем слышать и слышать это подобно тому, как кто-то кладет вещь в дырявую сумку. Это есть поспешность молиться и не размышлять. То что мы принимаем от Слова Божьего, мы перевариваем посредством размышления и высвобождаем наружу через молитву. Эти три упражнения должны осуществляться в таком порядке, чтобы одно не вытесняло другое. Люди бесплодны, сухи и безжизненны в своих молитвах из-за того, что не упражняют себя в святом размышлении”.

Уильям Бэйтс, которого называли “самый классический и культурный из всех последних пуританских проповедников”, сказал: “Какая причина в том, что наши желания, подобно стреле, пущенной из слабого лука, не достигают своей цели? Причина одна – мы не размышляем перед молитвой… Основная причина, почему наши молитвы не эффективны – потому что мы не размышляем перед ними”.

Одними из самых лучших практических трудов, вышедших из под пера пуритан, были труды Уильяма Бриджа. Вот что он утверждал о размышлениях:

“Так как оно является сестрой чтения, оно в такой же мере является матерью молитвы. Хотя человеческое сердце не расположено к тому, чтобы молиться, тем не менее, если человек хотя бы прибегнет к размышлению о Боге, о божественных вещах, его сердце вскоре обратится к молитве… Начните с чтения или слушания. Продолжайте в размышлении; окончите молитвой… Чтение без размышления не приносит плода; размышление без чтения причиняет неприятности; размышление и чтение без молитвы превратится в занятие, лишенное благословения”.

Современный британский писатель Питер Тун в своей книге “От ума к сердцу” сводит учение пуритан по этому вопросу к следующему:

“Читать Библию и не размышлять считалось бесплодным упражнением: лучше прочитать одну главу и затем поразмышлять, чем прочитать несколько глав и совсем не размышлять. Точно так же размышлять и при этом не молиться подобно приготовлению к тому, чтобы бежать на дистанцию, но никогда так и не пересечь линии старта. Эти три упражнения – чтение Писания, размышление и молитва – связаны между собой, и хотя иногда можно совершать каждое в отдельности, как обычный долг перед Богом, лучше всего их совершать в совокупности”.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: Взято из книги Дональда Уитни “Духовное возрастание в христианской жизни”, глава 4. Молитва для цели благочестия. с. 77-80.

Молитва в размышлении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here