Молитва у евреев как называется

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва у евреев как называется - в подробном и точном описании.

Еврейские молитвы

Молитвы еврейского народа

Обязательные молитвы не были представлены в библейском иудаизме. В случае если кто-либо из героев Писания обращался к Всевышнему, то делал это он своими словами. Первые еврейские молитвы со стандартными текстами появились только в эпоху Второго Храма.

В чем их сила

Иудеи считают, что сила молитвы настолько велика, что с ее помощью можно совершить любое чудо. Верующие евреи считают, что искреннее молитвенное песнопение достигает небес и существенно влияет на решение Высших Сил.

Обряды иудаизма очень специфичны. Они охватывают все жизненные сферы верующего. К примеру, иудейская вера предписывает любое действие сопровождать славословием бога Яхве.

Сила любой еврейской молитвы заключается в том, что она позволяет приблизиться к Творцу. Молитвенное обращение к Всевышнему позволяет открыть ворота к Небесной Сокровищнице. Если человеку, что-то уже предначертано судьбой и он может достичь поставленной цели своими силами, то этого он все равно не получит, пока не помолится.

Очень важно глубоко понимать слова молитвы, ведь она является логическим завершением любого жизненного действия. Чтобы молитва была эффективной, следует постоянно самосовершенствоваться. Изучая Тору, человек постигает мудрость Творца, а, следовательно, постоянно осуществляет движение вверх, преодолевая ступень за ступенью.

Отличие молитвы на иврите от православной

В православных молитвах подчеркивается важность веры человека. Когда вера присутствует в душе, то можно рассчитывать на прощение грехов, а значит получить надежду на Вечную Жизнь после смерти на Небесах. В иудейских молитвах подчеркивается, что служение Богу посредством определенных действий важнее самой веры. То есть вера не должна проявляться только в молитвенных словах, она должна быть подтверждена конкретными поступками в реальной жизни.

Обращаясь в православных христианских молитвах к Богу, человек связывает его с Иисусом Христом, который при жизни был человеком. Иудейская молитва полностью отрицает возможность увидеть Бога в человеческом обличье. Поэтому все молитвенные обращения направлены к невидимой силе, которая управляет миром.

Еще одно отличие еврейской молитвы заключается в том, что верующий посредством молитвы устанавливает диалог с Богом. Молитвенное обращение нельзя считать монологом согласно иудейским понятиям. При этом каждый иудей понимает, что Бог абсолютно свят и неимоверно возвышен над всем живущим. Господь управляет миром во всех его проявлениях, а человек — это всего лишь слабое и невежественное существо, созданное Творцом. И, несмотря на это, с помощью молитвы устанавливается личный контакт с Богом. Слова от верующего направляются к Богу в виде молитвенных фраз и мыслей, ответом же Всевышнего является все то, что происходит после молитвы с человеком.

Как правильно читать еврейскую молитву

По законам иудаизма, молитва — это обязанность каждого человека. Верующий должен молится независимо от того имеется ли у него возможность пойти в синагогу. Но при этом следует понимать, что общественная молитва отличается большей силой. Причем очень важно, чтобы во время молитвы имелся миньян, что означает присутствие в молитвенном месте десяти взрослых мужчин еврейской национальности.

В процессе моления верующие не только слушают хазана, который является ведущим, но и молятся сами. Важно обязательно прислушиваться к хазану, которым произносятся начало и конец конкретной молитвы. Важно помнить, что существуют молитвенные отрывки, которые может произносить только хазан. Часть молитв должны произносится верующими мысленно, в то время, как хазан проговаривает их вслух.

Во время еврейской молитвы мужчины и женщины находятся в разных помещениях. Как правило, в синагоге имеется специальное отделение для женщин. Оно может быть в виде балкона или галереи. Некоторые еврейские молитвы читаются стоя. Неопытным верующим необходимо ориентироваться на раввина или на поведение большинства верующих во время молитвы.

Современный перевод Сидура на русском языке

Сборник Еврейских молитв называется Сидур. Доступный и понятный толкователь еврейских молитв, который получил название «Врата молитвы», был создан в 1992 году.

Концепция Сидура заключалась в следующем:

  • В понятном переводе на русский язык. Ставилась цель не передать точно смысл ивритского текста, а сделать его легко читаемым, что облегчило бы понимание.
  • В книге присутствует много подробных подзаголовков, которые помогают ориентироваться в молитве, также благодаря этому сформировано подробное оглавление.
  • В книге уделено большое внимание раскрытию смысла молитв и их место в истории еврейской культуры.
  • В предоставлении специальных указаний, которые облегчат участие верующего в службе в синагоге. В книге используется специальная графика, которая указывает на то, в каком месте молитвы следует производить определенные действия.

Молитвы в Сидуре с переводом на русский язык поделены на следующие разделы:

  • Утренняя молитва;
  • Молитва Благословения;
  • Молитвы Минха и Маарив;
  • Молитвы вечера Субботы;
  • Молитвы утра Субботы;
  • Молитвы Минха и завершение Субботы;
  • Молитвы Рош ходеш;
  • Молитвы Шалош регалим. Песах, Шавуот, Суккот;
  • Молитвы дней благодарности. Ханука, Пурим, День Независимости, День освобождения Иерусалима.

Еврейские молитвы на все случаи жизни

Верующие, исповедующие иудаизм, очень трепетно относятся к молитве. Поэтому используют молитвенное обращение во всевозможных жизненных ситуациях.

Иудеи считают, что обращаться к Богу можно по самым разным поводам, в частности:

  • При рождении ребенка;
  • При уходе из жизни человека;
  • Во время проведения обряда обрезания;
  • Перед едой;
  • Сразу после пробуждения и перед сном;
  • Во время празднования свадьбы;
  • В собственный день рождения;
  • При стихийных бедствиях;
  • При раздорах в семье.
Читайте так же:  Молитва на удачу Матроны

В иудаизме считается, что молитва за себя — это обязательная необходимость для каждого верующего. Если человек не просит себе у Бога здоровья, благополучия и спокойствия, то это значит, что у него недостаток веры. Просить Господа за себя — это естественно. Ведь все перечисленные вещи необходимы для жизни человеку. А поскольку истинный верующий должен считать себя полностью зависимым от Всевышнего, то это значит, что он должен просить его о благах для себя.

Но при этом считается, что неправильно молится только за себя, в молитву нужно обязательно включать просьбы, которые касаются нужд других людей. Большинство еврейских обращений составлено таким образом, что в них обязательно упоминается весь еврейский народ прямым или косвенным способом.

На удачу

Чтобы привлечь в свою жизнь удачу и избавиться от грехов следует трижды в день произносить сильную молитву.

В переводе на русский язык она звучит следующим образом:

«Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств ты с нами. Ты являешься оплотом надежным нашим. Бог Яакова. Сэла.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, я считаю себя счастливым человеком, уповающим на Тебя.

Творец, Бог, Всемогущий, Превечный, Владыка Небесных воинств, прошу Тебя о спасении! Царственный Господь обязательно ответит нам в тот самый день, когда мы искренне к нему будем взывать».

Другая действенная молитва на удачу на иврите звучит следующим образом:

На русском языке молитва звучит следующим образом:

О здоровье

Самой сильной еврейской молитвой о здоровье считается молитва «Мешеберах». В Талмуде сказано, что если у кого-то в доме есть больной, то он должен пойти к мудрецу и обратиться к нему с просьбой, чтобы служитель Торы попросил Бога о выздоровлении близкого. Именно поэтому молитва «Мешербах» читается в синагоге по всем еврейским праздникам, а также по понедельникам, четвергам и субботам.

Сила молитвы о здоровье объясняется следующим:

  • Она читается в миньяне от имени всей еврейской общины, поэтому она обязательно будет услышана Богом;
  • Габай всегда когда читает эту молитву находится рядом со свитком Торы, который является священным предметом еврейского народа;
  • Человек, который заказывает молитву, дает обещание пожертвовать деньги на благотворительность и добрые дела.

В субботу слова молитвы звучат следующим образом:

Молитва у евреев как называется

1. В библейском иудаизме не было обязательных регулярных молитв. Если кто-либо из героев Писания желал обратиться к Богу, он делал это в любое время своими словами. Лишь в эпоху Второго Храма мудрецы ввели ежедневные молитвы с более или менее стандартным текстом.

2. В Библии есть много красивых еврейских молитв: царя Соломона, Ханы, Эзры-книжника. Однако самую первую молитву в Писании произносит нееврей — раб Авраама, посланный в Сирию за невестой для Ицхака. Молится он, естественно, об успехе своего предприятия:

Бог, всесильный бог господина моего Авраама! Доставь мне случай сегодня и сделай милость с господином моим, Авраамом!
Вот я стою у источника вод, и дочери людей города выходят черпать воду;
Пусть же, девица, которая, если скажу ей: наклони кувшин твой и я напьюсь, скажет: пей, и я верблюдов твоих напою, ее-то и определил ты для раба твоего, Ицхака, и так я узнаю, что ты сделал милость с моим господином.
(Быт 24:12—14)
3. Почти все еврейские молитвы написаны на иврите. Однако мудрецы постановили некоторые важные молитвы (например, кадиш) читать на арамейском, разговорном языке того времени, дабы их могли понять даже неграмотные простолюдины. Правда, с течением времени евреи, за исключением талмудистов и лингвистов, напрочь забыли арамейский. Но менять древний обычай никто не посмел.

4. Главной еврейской молитвой нередко называют «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль»), что не совсем верно, поскольку формально Шма — не молитва, а credo, декларация иудейской веры («Господь — Бог твой, Господь — един»). Чтобы окончательно убедиться в этом, можно заглянуть в Сефер мицвот («Книгу заповедей») Рамбама, где обязанности молиться и читать Шма перечислены как разные заповеди.

5. Но раз уж «Слушай, Израиль» считается молитвой, скажем несколько слов о законах чтения Шма. Последователи Шамая полагали, что читать Шма следует вечером непременно сидя, утром же — непременно стоя. Однако большинство мудрецов разрешили произносить эту молитву в любом положении: хоть сидя, хоть стоя, хоть прогуливаясь. Более того, строители могут читать Шма прямо на строительных лесах, а путешественники — не слезая со спины осла.

6. В Талмуде обсуждается вопрос, что делать тому, кого время читать Шма застало в микве, то есть без одежды. Посовещавшись, мудрецы решили — большой беды в этом нет: вода в микве обычно настолько грязная, что нижнюю часть тела все равно не видно, а потому человек может считаться как бы одетым.

7. Главная еврейская молитва, которую читают трижды в день, — Амида, или Шмоне эсре («восемнадцать»). Вторым названием молитва обязана тому, что изначально состояла из восемнадцати благословений. Правда, начиная со II века н.э. благословений стало больше, поскольку мудрецы добавили еще одно — против доносчиков и еретиков («Благословен Господь сокрушающий врагов и смиряющий злоумышленников»). Однако старое название к тому времени настолько прижилось, что его не стали менять из-за такой мелочи.

Читайте так же:  Молитва в дорогу сыну на автомобиле

8. Для произнесения некоторых молитв необходим миньян — кворум из десяти евреев старше 13 лет. В галахической литературе ведутся бесконечные споры о том, кто может и кто не может быть членом этого кворума. Например, включать ли в миньян еврея, спящего беспробудным сном (по мнению некоторых мудрецов, можно, хотя лучше все-таки попытаться его разбудить).

9. Еврея, выпившего лишку, нельзя включать в миньян, а сама его молитва считается «нечестием». Исключение делается, как ни странно, для запойного пьяницы, привычного к обильным возлияниям: сколько бы он ни выпил, если товарищи готовы подтвердить, что «он все понимает», его засчитывают в миньян.

10. И наконец, еще один сомнительный кандидат в члены миньяна. В конце XVII века известному раввину Цви-Гиршу Ашкенази задали вопрос, можно ли включать в миньян голема, рукотворного гомункула. Подумав, р. Ашкенази ответил отрицательно: как известно из многочисленных легенд, создатели с легкостью уничтожали сотворенных ими големов, а значит, считать их живыми разумными существами никак нельзя.

11. Начиная с эпохи Второго Храма, евреи молились за здоровье и благополучие нееврейских властителей. В свою очередь, нееврейские власти нередко проявляли повышенный интерес к еврейскому богослужению. В частности, им не нравилась молитва «Коль нидрей» («Все обеты»), в которой евреи накануне Судного дня отказываются от обетов, зароков и клятв, данных в течение года. Поэтому в Российской империи во всех молитвенниках «Коль нидрей» печаталась с обязательным разъяснением, что речь идет исключительно о религиозных обетах, и «сохранит Бог каждого помыслить, будто мы разрешаем нарушать клятвы и присяги, даваемые правительству или перед судом и вообще в отношении к интересам другого лица».

12. Раз уж речь зашла о литургии Грозных дней, вспомним такой забавный казус. В сефардских общинах в конце ночной службы Рош га-шана взывают к «великому и святому Имени Диакарноса» (ha-shem ha-gadol veha-qadosh diaqarnosa). Что же значит это странное слово? Буквально — «мясной день» (día carnoso), но вероятнее — «дородная богиня» (dea carnosa), что с натяжкой можно объяснить саббатианско-франкистским новаторством в области божественного гендера. Гораздо лучше подходит по смыслу, хотя допускает большее искажение самого словосочетание прочтение diaqarnosa как dio[s] cariñoso — «Бог милосердный», Эль рахамим.

13. Если в «Коль нидрей» властям не нравился текст, то в молитве «Алейну лешабеах» («На нас возложено восхвалять») им не нравился обычай плевать при произнесении слов «они молятся божествам, которые не спасают». В Пруссии, например, в синагоги даже посылали особых чиновников или солдат, следивших за тем, чтобы евреи не выражали свои религиозные антипатии столь неэстетичным и оскорбительным для окружающих образом.

14. Вернемся в наши Палестины. В XVI веке величайший галахист р. Йосеф Каро (автор кодекса «Шулхан арух») категорически запретил евреям читать стихи еврейского поэта Иммануэля Римского, прославившегося едкими пародиями на религиозные тексты. Спорить с таким авторитетом никто не посмел. И тем не менее, во многих синагогах по субботам с удовольствием поют гимн «Игдаль» («Возвеличится »), в поэтической форме излагающий «символ веры» Маймонида и написанный не кем иным, как Иммануэлем Римским. Впрочем, многие правоверные богомольцы об этом, судя по всему, даже не подозревают.

15. После создания государства Израиль у евреев тоже появилась молитва «Отче наш, иже еси на небесех». Это патриотическая молитва, начинающаяся словами: «Отец наш небесный, Крепость Израиля и его Избавитель, благослови государство Израиль — начало роста избавления нашего». Правда, большинство ультраортодоксов эту молитву не читают, но не из-за христианских ассоциаций, а в силу своего антисионизма.

16. Что же до евангельской молитвы «Отче наш», то ее можно назвать ценнейшим источником по истории еврейского литургического творчества: практически к каждой ее строчке можно найти параллель в традиционных еврейских молитвах. К примеру, «да святится Имя твое» — не что иное, как начало кадиша: «Да возвысится и освятится великое Имя Его».

17. После Шестидневной войны, когда весь Иерусалим впервые за много веков оказался в руках евреев, кое-кто предложил внести изменения в молитвы траурного дня 9 ава, когда евреи оплакивают разрушенный Храм. Однако раввины воспротивились, и религиозные евреи по сей день свидетельствуют перед Богом и людьми, что «пребывает столица в трауре по детям своим, дворцы ее разрушены, обезлюдела она, лишилась жителей».

18. Факты о еврейской молитве логично закончить какой-нибудь еврейской молитвой. Мы остановились на истории, рассказанной в трактате Брахот (7а):

&&Сказал первосвященник рабби Ишмаэль бен Элиша: «Однажды в Судный день зашел я в Святая Святых, чтобы принести воскурения. И увидел я: Бог Воинств сидит на престоле, высоком и вознесенном. И сказал Он мне: “Ишмаэль, сын мой, благослови меня”. Сказал я ему: “Да будет воля Твоя, чтобы милость Твоя пересилила гнев Твой, и да проявится милость Твоя, возобладав над другими Твоими свойствами, и отнесись к детям Своим не по всей строгости закона”».&&

6. Синагога и молитва

Молитва и благословения

Тора – основа еврейской традиции – это послание Вс-вышнего человеку и народу. Молитва (на иврите тфила) – это обращение человека к Вс-вышнему. Более того: традиция считает, что настоящая молитва – это разговор с Ним, приобщение к Нему. Каждый знает, что в разговоре с человеком значение имеют не только произносимые слова, но и выражение лица, мимика, жесты и т.д. – без них остается мало доверия к словам, даже самым красивым и убедительным. В молитве же слова должны сопровождаться чувствами и мыслями.

Читайте так же:  Вечерняя молитва в оптиной пустыни

Еврейская традиция установила порядок молитв. Он один и тот же для каждого еврея: от знаменитого раввина до мальчика, которому исполнилось 13 лет (молятся и маленькие дети, но 13 лет – возраст совершеннолетия, о чем мы будем говорить в главе «Бар-мицва» третьей части учебника; это, впрочем, не означает, что молиться надо только с этого возраста). Каждый прозносит свою молитву сам, оставляя на ней «отпечаток души», но единство молитвы объединяет в ней весь народ Израиля.

Многие считают, что молитва – это прежде всего просьба, обращенная к Б-гу: «дай то, дай это» (происходит это, возможно, потому, что по-русски слово «молитва» происходит от слова «молить», т. е. «просить»). На самом же деле просьбы – это лишь незначительная часть молитв, при этом почти все они – это просьбы за весь еврейский народ, а не за одного молящегося. Огромное же большинство молитв – это размышления о сущности мира и месте человека в нем, о связи между еврейским народом, Торой и Вс-вышним, а также выражение благодарности Вс-вышнему. В связи с этим в молитвах есть две главные части: «Шма» и «Амида» – обе короткие, но исключительно важные: первая из них содержит саму философскую сущность еврейства и идею преемственности, вторая выражает чувство благодарности еврея Творцу.

«Шма» («Слушай!») начинается словами «Слушай, Израиль) Б-г – Всесильный наш, Б-г один!». Мидраш рассказывает, что, когда уходил из этого мира наш праотец Яаков, то хотел он убедиться, что дети его, оказавшись в Египте, не забудут того, чему он учил их, и не станут идолопоклонниками, как окружавшие их народы, и передадут эту эстафету детям своим, чтобы они затем передали своим детям, а те – своим. И сказали ему его дети: «Слушай, Израиль (то есть Яаков). » И до сегодняшнего дня традиция говорит: еврей должен дважды в день сказать: «Слушай, Израиль (и праотец Яаков, и весь народ), я знаю. ». Эту молитву должен произнести еврей и тогда, когда он начинает говорить, и тогда, когда придет его последний час. С этих слов начинали еврейские дети учиться; с этими словами евреи погибали от рук римских палачей и на кострах инквизиции.

«Амида» (от слова лаамод, «стоять», так как она читается обязательно стоя) состоит из 19-ти коротких стихов-благословений, каждый из которых выражает благодарность Вс-вышнему за все то, что составляет предмет еврейской веры: за то, что Он защищает праотца Аврагама и обещает оживление умерших, за святость Его и за то, что дал человеку разум, за то, что вернет еврейских изгнанников в Землю Израиля и отстроен будет Иерусалим – и т. д., всего, как уже было сказано, 19 таких благодарностей. Каждая из них заканчивается словами «»Барух Ата. » («Благословен Ты. ») с конкретным добавлением, вследствие чего эти благодарности называются «благословения» (на иврите «брахот», в единственном числе «браха»). Изначально число благословений в «Амиде» было равно 18, в связи с чем молитва эта имеет также другое историческое название – «Шмонэ-Эсрэ» («восемнадцать» на иврите). Еще одно благословение было добавлено уже относительно недавно – около 1800 лет назад, во времена Талмуда.

Кроме этих 19-ти, существуют еще много других брахот, не входящих в «Амиду». Как и брахот из «Амиды», они начинаются словами «Барух Ата. ». Все они – короткие фразы, которые произносят по разным случаям: до еды и после, при зажигании субботних и праздничных свечей, при изучении Торы, при виде мудрого человека или удивительного явления природы, при избавлении от опасности и достижении важной цели, при пробуждении утром и когда отправляются спать. Когда кто-то произносит благословение, окружающие отвечают «амен» (что можно приблизительно перевести с иврита как «верно»).

Практически все молитвы – на иврите (есть несколько очень коротких молитв на арамейском языке): ведь если Вс-вышний избрал этот язык для того, чтобы на нем дать евреям Тору, как-то странно для еврея избрать другой язык, чтобы поблагодарить Его за это. Однако незнание иврита не является препятствием: традиция разрешает молиться на том языке, который человек понимает, -разумеется, если это не мешает коллективной молитве. Исключением является биркат коганим, о которой мы будем говорить дальше («Особые функции участвующих в общественной молитве», стр. 100).

Молятся евреи с покрытой головой. Очень часто для этого используют специальный головной убор – кипу. Придерживающиеся традиции евреи покрывают голову постоянно (а не только во время молитвы). Постоянно покрытая голова – это обычай, а не заповедь, но обычай столь древний, что на сегодняшний день принят всеми общинами.

Вопросы для повторения

Что таков молитва в еврейской традиции?

Что такое благословение? С каких слов оно начинается?

Видео (кликните для воспроизведения).

Какие две части присутствуют почти во всех молитвах?

Что такое молитва «Шма»? Когда ее говорят? Что вы знаете из традиции о словах этой молитвы?

Сколько благословений в молитве «Шмонэ-Эсрэ»?

Как объяснить ее название?

Какие другие благословения вы знаете?

Читайте так же:  Как снять колдовство молитвами

Когда говорят «амен»?

На каком языке нужно молиться?

Что такое кипа? Является ли ее ношение заповедью?

Общественная и личная молитва

В принципе почти все молитвы человек может читать наедине. Однако еврейская традиция рекомендует всегда, когда это возможно, молиться вместе. Для этого необходимы 10 молящихся (на иврите минъян) взрослых (не моложе 13 лет) мужчин-евреев.

Наиболее удобно молиться в синагоге, где есть расписание постоянных миньянов на каждую из молитв. Кстати говоря, синагога -слово греческое, на иврите она называется бейт-кнесет, что означает «дом собрания». Человек, который молится регулярно, обычно имеет постоянное место в синагоге и молится в привычном ему миньяне.

Миньян можно собрать и в любом другом подходящем для этого месте. В некоторых случаях это надо делать именно дома: например, во время соблюдения траура по умершему молятся в доме его родственников.

Есть три главные ежедневные общественные молитвы: «Шахарит» – утренняя, «Минха» – после полудня и «Маарив» – вечером. В субботу и праздники после «Шахарит» есть дополнительная молитва – «Мусаф». Все эти молитвы рекомендуется произносить в миньяне – особенно в праздники.

«Шма» читается в «Шахарит» и в «Маарив». «Амида» читается в каждую из вышеназванных главных общественных молитв, причем в каждую из них ее сначала читают все молящиеся каждый про себя, а затем ведущий шлиах-цибур повторяет молитву (см. следующий раздел).

Вопросы для повторения

Что таков общественная молитва?

Когда она разрешена?

Обязательно ли проводить общественную молитву в синагоге?

Какие ежедневные общественные молитвы вы знаете?

Какие особые функции участвующих в общественной молитве вы знаете?

Любой ли человек может эти функции выполнять?

Особые функции участвующих в общественной молитве

Для общественной молитвы необходимы знающие люди, выполняющие особые функции во время молитвы:

Шац – сокращение от слов шлиах-цибур («посланник общины»), который ведет молитву; остальные повторяют за ним.

В праздничные дни значительные части молитвы принято петь, поэтому от шаца требуется также, чтобы он мог вести молитву пением на общепринятую мелодию – тогда его называют хазан, а иногда также – кантор.

Баал-корэ («чтец») – для чтения свитка Торы нужен человек, умеющий читать Тору по свитку правильно (то есть с огласовками и теамйм, не указанными в свитке – см. «Дарование Торы»).

Любой молящийся может быть шацем или баал-корэ. Обычно в общине либо есть постоянные люди, выполняющие эти функции, либо их по очереди выполняют уважаемые люди, а иногда оказывается уважение гостю общины.

В Эрец-Исраэль в определенной части молитв «Шахарит» и «Мусаф» (а во всем мире – в молитвах праздников) – происходит специальное благословение когенов (биркат коганим). Коген – это потомок Агарона, брата Моше, первого еврейского первосвященника. Во времена Храма когены несли храмовую службу, и это звание передается от отца к сыну: когеном нельзя стать, а можно только родиться. Биркат коганйм – единственная молитва, которую разрешается произносить только на иврите и ни на каком другом языке.

Как устроена синагога

В любой синагоге (или в зале, используе мом как синагога) есть арон гакодеш -шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Обычно он закрыт и занавешен специальным покрывалом – парохет. Арон гакодеш открывается только для того, чтобы взять свиток Торы для чтения или вернуть его обратно; его также держат

открытым во время определенных молитв. Впереди арон гакодеш (и несколько выше его) постоянно горит источник света – нер-тамид, символически напоминая о службе в Иерусалимском Храме.

Обычно синагоги во всем мире строились так, чтобы арон гакодеш был обращен в сторону Иерусалима (и, тем самым, чтобы человек, стоящий перед арон гакодеш, молился, стоя лицом к Иерусалиму). Если же синагога (или просто молящийся) находятся в Иерусалиме, арон гакодеш направлен в сторону гар габайит – Храмовой горы.

Посреди синагоги находится бима – возвышение, на которое кладут свиток Торы для чтения.

По еврейским законам мужчины и женщины не молятся вместе – поэтому в синагоге есть отделенная часть, предназначенная для женщин (чаще всего – второй этаж), называемая эзрат нашим. Обычно в любой синагоге проводятся также уроки Торы -поэтому по стенам синагоги расставлены книжные полки с молитвенниками и книгами для учебы.

Синагога – это место, где молятся, а не музей и не клуб. Поэтому желательно, чтобы ничто не отвлекало человека от молитвы: в частности, на стенах синагоги не вешают ни портретов знаменитых людей, ни картин великих художников (даже если на них нарисованы сцены из еврейской истории). Синагога должна быть чистой, аккуратной и, по возможности, – красивой, но главное – она должна быть синагогой.

В синагогу всегда надо входить с покрытой головой.

Вопросы для повторения

Какие предметы есть в любой синагоге?

Какие требования предъявляются к внутреннему убранству синагоги?

Чтение Торы

Свитки Торы, находящиеся в арон гакодеш, вынимаются из него для чтения их во время коллективной молитвы в следующих случаях: по субботам и праздникам, а также для короткого чтения – утром в понедельник и четверг. Читаемый отрывок – это недельная глава или часть из нее, а в праздники — отрывок, имеющий отношение к этому конкретному празднику.

Во время выноса свитков Торы из арон гакодеш и возвращения их на место все присутствующие в синагоге встают. Принято вставать в тот момент, когда открывают парохет (занавеска на арон Гакодеш), и садиться, когда ее закрывают.

Читайте так же:  Молитва Отче наш 40 раз читать в 9 вечера

Свиток кладут на биму и раскрывают в нужном месте. Читает свиток баал-корэ — человек, умеющий читать его правильно, то есть он должен помнить наизусть то, чего не видно в свитке: правильные огласовки, правильные теамйм и правильную разбивку текста на отрывки для чтения.

Текст, предназначенный для чтения, разбит на внутренние отрывки (например, недельная глава – на дни), число которых может быть от трех до семи. Для чтения каждого из отрывков вызывается кто-то из молящихся – сначала коген, затем левит, затем остальные. Вызванный не читает свиток сам (это делает баал-корэ), а следит за чтением по свитку; перед и после чтения он произносит специальные благословения. Принято вызывать к Торе людей, у которых предстоит свадьба или бар-мицва, или родился ребенок, или спасшихся от большой опасности (в этом случае после чтения отрывка вызванный говорит специальное благословение – биркат гагомель). Принято вызывать также гостей -особенно почетных, новых членов общины и т. д. Если по каким-либо причинам хотят вызвать более семи человек, то иногда разбивают (по определенным правилам) отрывок на две части или читают отрывок дважды.

Между чтением отрывков из Торы читаются некоторые специальные молитвы: за здоровье больных людей и новорожденных, за погибших, за правительство страны (если оно позволяет евреям жить еврейской жизнью) и др. В особых случаях читают два разных места из Торы – по двум свиткам (а в некоторых редких случаях – и по трем свиткам). На праздник Симхат-Тора (см. вторую часть учебника) из арон гакодеш вынимают все свитки, которые есть в синагоге.

Отметим еще раз, что чтение Торы – это чтение вслух по свитку. Остальные молящиеся следят за текстом – обычно по книге.

Когда весь текст из свитка, который относится к данному дню, прочитан, вызываются еще два молящихся – магбиа и голель. Первый поднимает свиток Торы, чтобы его увидели все и сказали: «Это – та самая Тора, что передал нам Вс-вышний из уст Своих руками Моше-рабейну. », а затем второй сворачивает свиток Торы специальным образом.

После чтения свитка Торы в субботу и праздники читают соответствующий отрывок из Танаха – по книге. Этот отрывок называется гафтара; подробнее об этом мы будем говорить во второй части учебника, в главе «Суббота».

Вопросы для повторения

Когда читают Тору в синагоге?

Читают ли ее по печатному тексту?

Как происходит чтение?

В каком порядке вызывают молящихся к чтению Торы?

Кто такие магбиа и голель?

Что такое гафтара?

Личные молитвы

Есть ряд молитв, которые человек читает сам или в кругу семьи. Например:

Биркат гамазон – молитва после еды;

Кидуш – специальное удлиненное благословение в субботу и праздники – читается перед праздничным столом вечером и утром;

Тфилат гадерех – «Дорожная молитва»: читается человеком, отправляющимся в дорогу, когда он покидает свой город.

Чтение «Шма» ночью – молитва перед сном.

Подавляющее большинство благословений – личные (над едой, по поводу здорового функционирования организма человека, по поводу созерцания редких явлений в природе и т. д.).

Вопросы для повторения

Какие личные молитвы вы знаете?

Молитвенник

Число молитв велико и довольно трудно запомнить их все. Поэтому существуют специальные сборники – молитвенники (на иврите – сидур), содержащие молитвы и благословения в удобном для чтения порядке. Молитвенник, содержащий молитвы какого-то определенного праздника, называется махзор.

Большая часть текста сидуров разных общин совпадает. Однако имеются некоторые различия. Для того, чтобы быстро определить, по какому варианту молитв молятся в данном месте, на молитвенниках обозначают их нусах – «стиль», «вариант». Самые распространенные нусахи: ашкеназ, сфарад, эдот гамизрах (восточных общин), Аризал (по имени его составителя, великого кабалиста из Цфата рабй Ицхака Лурия). Каждый человек молится так, как это было принято у него в семье или у того человека, который научил его молиться. Принято также молиться в синагоге по установленному в данной общине нусаху.

При всем том надо помнить, что по своей структуре еврейская молитва практически не отличается не только географически (то есть у разных общин), но и по времени: на протяжении по крайней мере последних двух тысяч лет общая структура молитвы почти не изменилась. Если вы раскроете сидур и прочитаете «Шма», подумайте о том, что от Китая до Аргентины, от Йемена до Аляски, от Австралии до Голландии и от Йоханнесбурга до Москвы вот уже многие десятки поколений евреев примерно в одно и то же время читают те же слова. Представьте себе, сколько людей сейчас одновременно с вами (если вы молитесь в положенное для молитвы время) говорят их, как звучит тысячеголосое «Слушай, Израиль!» – несомненно, вы почувствуете подъем души.

Вопросы для повторения

Что таков сидур и махзор?

Что такое нусах? Какие нусахим вы знаете?

Видео (кликните для воспроизведения).

Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Молитва у евреев как называется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here