Молитва Священномученику илариону Троицкому

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва Священномученику илариону Троицкому - в подробном и точном описании.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино

Житие Священномученика архиепископа Илариона

Святитель Иларион, в миру Владимир Троицкий, родился 13 сентября 1886 года в семье сельского священника Алексея Троицкого. Отец будущего архиепископа служил в селе Липицы Каширского уезда Московской губернии. Кроме Владимира в семье было еще два младших сына – Димитрий и Алексей, а также две дочери, которых звали Ольга и София. Троицкие были родом потомственных священников. О деде Владимира, отце Петре, сохранились сведения как о человеке редкой образованности; среди народа он пользовался великим авторитетом и любовью. Димитрий, средний из братьев, впоследствии принял монашеский постриг с именем Даниил и стал епископом Брянским. Самый младший, Алексей, также избравший для себя стезю священника, сделался преемником своего отца по служению в Липицах. При большевиках он был репрессирован и погиб в лагере.

Жизнь семейства Троицких отличалась патриархальной строгостью и неукоснительным следованием православным обычаям. Супруга отца Алексея умерла рано; воспитанием детей после ее смерти занималась ее незамужняя сестра – учительница приходской школы. Нередко ей приходилось брать Володю с собой на уроки читать. А поскольку с раннего детства он все церковные службы проводил на клиросе, он овладел и славянским языком. Будучи пяти лет, он уже читал в храме часы и шестопсалмие.

Дух будущего борца за Церковь, богослова и мученика святителя Илариона воспитывался в благодатной среде сельского храма; дружная православная семья заложила в нем основы того душевного здоровья, которое помогло ему выстоять в нечеловеческих условиях советских тюрем лагерей. Мальчик рос в атмосфере не только благочестия, но и красоты. Прекрасные и величественные картины природы прививали его душе стремление к преображенному, восстановленному до своего райского состояния миру. Православный дух святителя Илариона отличался не только силой и крепостью, но одновременно утонченностью, изяществом, добротой и красотой. Устремленность к святости, пронизывающая его богословские сочинения, неотделима от стремления к высшей красоте.

Пожалуй, самой яркой чертой будущего святителя в детстве была жажда знания, желание учиться. Когда ему было пять лет, он задумал идти на учебу в Москву. Прихватив с собой букварь, мальчик взял за руку трехлетнего братишку, и, никому ничего не сказав, они пошли по дороге в направлении Москвы. Спустя некоторое время в доме обнаружили исчезновение детей. От волнения мать потеряла сознание; отец Алексей же запряг в телегу лошадь и помчался на поиски. С людской помощью отец Алексей через несколько часов нагнал сыновей. На упреки родителя будущий архиепископ серьезно ответил: «Папа, не расстраивайся! А как же Ломоносов? Ведь он пешком пошел в Москву — и я тоже решил идти учиться!»

Когда Владимиру пришло время учиться, он с блеском прошел это поприще. Святитель Иларион Троицкий, один из крупнейших представителей русского академического богословия XX века, получил превосходное духовное образование. Вот его основные вехи. 1900 год – окончание Тульского духовного училища, 1906 – завершение с отличием курса Тульской духовной семинарии и поступление в Московскую духовную академию. В 1910 году Владимир Троицкий заканчивает академию со степенью кандидата богословия и остается при ней в качестве профессорского стипендиата. А в 1913 году он защищает магистерскую диссертацию; еще в 1912 году она была опубликована в Сергиевом Посаде в качестве книги под названием «Очерки из истории догмата о Церкви». Стоит отметить, что Владимир Троицкий всегда был круглым отличником учебы. Помимо того, за свои студенческие работы он был в 1910 году удостоен двух наград – премии Московского митрополита Макария за лучшее семестровое сочинение и премии митрополита Московского Иосифа за лучшую кандидатскую работу. Магистерская его диссертация также была отмечена: он получил за нее премию Московского митрополита Макария 1912-13 годов.

Одновременно с присуждением Владимиру Троицкому степени магистра богословия в самом начале 1913 года его утверждают в должности доцента академии по кафедре Нового Завета. А в мае 1913 года Троицкий становится профессором академии. Очень скоро он приобрел всеобщие любовь и уважение; среди преподавателей и студентов с ним была связана слава академического «столпа». В один из моментов жизни академии он был первым кандидатом на пост ее ректора. Причиной того, что был избран все же не он, было полное отсутствие у него жизненного практицизма, возвышенная «неотмирность».

28 марта 1913 года произошло событие особой важности в жизни Владимира Троицкого: он принял монашеский постриг с именем Илариона. Есть люди, с самого рождения предназначенные служить непосредственно Богу и словно невидимой стеной отгороженные от мира. Таким человеком был Владимир Троицкий. Он не сомневался в своем монашеском призвании, которое для окружающих очевидным не было: душевная одаренность и внешняя красота, веселость и общительность могли вводить в заблуждение относительно внутреннего устроения и жизненных установок.

Читайте так же:  Полная молитва Отче наш

Во время пострига Владимир Алексеевич испытал великую радость, которая, по его собственному свидетельству, не оставляла его на протяжении двух месяцев. 11 апреля 1913 года Троицкого рукоположили во иеродиакона, 2 июня – во иеромонаха, а 5 июля отец Иларион был возведен в сан архимандрита. Как немногие, владыка Иларион умел проникаться настроением древних напевов и жить смыслами, содержащимися в богослужебных текстах. Совершение Евхаристии становилось для него всякий раз великим событием.

Священномученик Иларион (Троицкий) был не только прирожденным монахом, ученым и педагогом: Бог в нужный момент призвал его к высшему церковно-обществ енному служению, его натуре церковного деятеля был присущ святительский размах. Этот новый поворот в его жизненном пути произошел в 1917 году, когда ему пришлось участвовать в Поместном Соборе Русской Церкви.

На Собор отец Иларион пришел с идеей необходимости восстановления в Русской Церкви патриаршества – идеей, которую он вынашивал всю свою сознательную жизнь. 23 октября архимандрит Иларион произнес на Соборе свою ставшую знаменитой речь «Почему необходимо восстановить патриаршество?» В основу ее он положил свое убеждение в том, что «патриаршество есть основной закон высшего управления каждой Поместной Церкви», и что если мы не хотим порывать с вековым церковным преданием, мы не имеем права отвергнуть патриаршество. Думается, в том, что выбор Собора осуществился в конце концов в пользу патриаршества (это произошло 30 октября), была немалая заслуга и архимандрита Илариона.

Сразу после избрания Патриарха архимандрит Иларион становится его секретарем и главным консультантом по богословским вопросам. За этой респектабельной в другие времена должностью ученого секретаря стояла на деле роль человека, всегда находящегося под вражеским ударом. Перед Патриархом стояла труднейшая задача сохранения Церкви – этого корабля спасения посреди бушующей враждебной стихии. И во всех контактах с советской властью – при переговорах с Тучковым, встречах с «революционным» духовенством и т. д. – святитель Иларион заслонял собою Патриарха. Келейник Святейшего Яков Полозов погиб от руки наемного убийцы, обращенной против Патриарха. Судьба священномученика Илариона оказалась сходной: он стал жертвой мести Тучкова Патриарху.

В марте 1919 года архимандрит Иларион был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму. Причины ареста он и сам не понимал; видимо, он был схвачен из-за одной своей близости к Патриарху. Через два месяца свяшенномученика освободили. И после выхода на волю отец Иларион поселился в Москве у своего земляка и друга по академии священника Владимира Страхова. Отец Владимир служил в церкви Святой Троицы в Листах, находящейся на Сретенской улице; его квартира тоже была неподалеку. Деятельность архимандрита Илариона в Сергиевом Посаде после закрытия академии летом 1919 года прекратилась. С начала же 20-х годов установилась его тесная связь со Сретенским монастырем. До своего ареста в ноябре 1923 года святитель Иларион был настоятелем Сретенского монастыря.

В мае 1920 года в день памяти священномученика Патриарха Ермогена произошло одно из ключевых событий в жизни архимандрита Илариона: он был возведен в святительский сан. Святейшим Патриархом Тихоном была совершена хиротония архимандрита Илариона во епископа Верейского, викария Московской епархии. В своем слове Патриарх Тихон особо отметил это совпадение, предсказав новопоставленном у архиерею за твердость в вере исповеднический венец. Владыка Иларион ответил на патриаршее слово замечательной, проникновенной речью, в которой выразилось его глубокое понимание как нынешнего состояния Церкви, так и собственной судьбы. К этому времени была пролита уже кровь сотен мучеников за веру; надвигались еще более страшные гонения, и святитель предвидел это. Он вступил на епископскую стезю с полным сознанием того, что его ожидает, с готовностью к мученичеству.

После принятия епископского сана святитель по-прежнему жил в квартире священника Страхова на Сретенке: помещения Сретенского монастыря захватывало государство, монахи выселялись оттуда, и обосноваться в монастыре у святителя возможности не было. Ежедневно первую половину дня святитель Иларион проводил у Патриарха в Донском монастыре; очень часто он сослужил Святейшему. За год своего епископства им были отслужены 142 обедни, примерно столько же всенощных и произнесено 330 проповедей. Известность святителя и любовь к нему церковного народа возрастали; за ним стало закрепляться имя «Иларион Великий».

Когда в 1921 году в ряде губерний России вспыхнул голод, то всюду совершались всенародные моления о спасении погибающих. Во время одного из таких молений в храме Христа Спасителя, когда служил Патриарх, святителем Иларионом было сказано пламенное слово о помощи. Громадный, переполненный народом храм, казалось, слился в общей молитве и жертвенном порыве. Обострением ситуации в стране власти воспользовались для нанесения Церкви очередного удара. После декрета ВЦИК от февраля 1922 года относительно изъятия церковных ценностей, приведшего к народным волнениям, по стране покатился вал репрессий. В апреле 1922 года был арестован Патриарх Тихон. Еще раньше, 22 марта, оказывается под арестом святитель Иларион, которому выпало на долю разделить крест Патриарха. В июне он высылается на год из Москвы в Архангельск: в мае власть в Церкви захватили обновленцы, и безбожники сделали ставку на них, намереваясь поставить патриаршую Церковь вне закона.

Читайте так же:  Сергий и герман валаамские молитва

Когда в июне 1923 года Патриарха Тихона освободили из-под стражи, его правой рукой стал святитель Иларион, уже вернувшийся из ссылки (вскоре он был возведен в архиепископский сан). Положение Церкви в этот момент было таково, что, казалось, она вот-вот погрузится в бездну обновленческого растления. Государство поддерживало обновленцев и одновременно взяло курс на упразднение «тихоновских» — православных — общин. В чрезвычайно напряженных переговорах с Тучковым святитель добился от власти смягчения ее политики в отношении Церкви. А когда началось массовое возвращение в Церковь обновленцев, благодаря именно святителю Илариону церковная жизнь в Москве была налажена в кратчайший срок. Святитель разработал чин покаяния и сам принял исповедь сотен обновленцев — священников и мирян.

Сретенский монастырь после захвата обновленцами власти в Церкви был занят сторонниками «митрополита» Антонина Грановского. Летом 1923 года святитель Иларион прибыл в Сретенский монастырь и изгнал из него обновленцев. При этом он совершил беспрецедентное святительское деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь. Следует заметить, что освящение Сретенского монастыря и торжественное изгнание из него обновленцев произошли в буквальном смысле слова под носом ЧК – Сретенский монастырь находится на улице Большая Лубянка. И конечно же, ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чеки сты не могли простить святителю Илариону своего страшного поражения.

Осенью 1923 года власти предприняли новую попытку подорвать изнутри патриаршую Церковь: Тучков потребовал от Патриарха немедленно начать примирение с обновленческим «архиепископом» Евдокимом Мещерским. Патриарх самым решительным образом отказался. Через несколько дней был арестован архиепископ Иларион, на которого Тучков возложил главную ответственность за провал своей политики.

Владыку осудили на три года концлагерей. 1 января 1924 года он был привезен на пересыльный пункт на Поповом острове, а в июне отправлен на Соловки. На берегу залива Белого моря он работал сетевязальщиком и рыбаком; был лесником, живя в Варваринской часовне; как сторож жил в Филипповской пустыни. В лагере святителя не оставляли бодрость и духовная радость. Это состояние имело благодатный характер: оно было следствием Божией помощи и напряженного внутреннего делания, продолжавшихся в страшных концлагерных условиях.

Святитель нередко стремился поднять дух своих солагерников шутками. Но эти шутки, обращенные против гонителей, были выражением его великого мужества. И в заключении святитель остался внутренне свободным человеком. «Чарующий дух нестяжания» позволял ему не замечать лишений, прощать уголовникам, кравшим его вещи, – если же у него что-то просили, он отдавал не задумываясь. Удивительным было отношение владыки к окружающим. Казалось, что внешнее состояние другого человека вообще не важно для него. В той уважительности, с которой он относился даже и к представителям «дна», не было ничего показного: святитель умел распознавать образ Божий в любом человеке. Люди отвечали ему за любовь искренним уважением и любовью.

Единственное в истории Соловецкого лагеря пасхальное богослужение (1926 год) возглавлял святитель Иларион (Троицкий). По воспоминаниям соловецкого узника священника Павла Чехранова, служба (проведенная по инициативе святителя Илариона), состоялась втайне от начальства в недостроенной пекарне. Участвовали кроме отца Павла в ней всего два человека – епископ Нектарий (Трезвинский) и архиепископ Иларион (Троицкий).

В лагере владыка пользовался великим почетом. Многие видели в нем духовного отца; а в отношении душ, уже отравленных неверием, он был миссионером. Авторитет святителя был так высок, что вскоре сведения о его лагерной деятельности дошли до эмиграции. И благодаря, в частности, ему Соловецкий лагерь в 20-х годах был своеобразным духовным очагом, возле которого многие нашли спасение.

В конце лета 1925 года святителя внезапно перевели из Соловков в ярославскую тюрьму. Это было сделано ради того, чтобы склонить священномученика к присоединению к новому обновленческому расколу – григорьевщине. В разговоре с агентом ГПУ святитель решительно отверг это предложение. Через год святителю дали новый трехлетний срок. Основанием для этого было сделано «разглашение» святителем среди заключенных содержания его разговора с агентом.

Читайте так же:  Какую молитву читает батюшка при венчании

Весной 1926 года святитель вновь оказывается на Соловках. По-прежнему судьба Церкви занимает все его помыслы. В условиях враждебного окружения Церковь могла устоять, лишь сохраняя единство и добившись легализации. Поэтому после выхода в свет декларации Митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 года святитель поддержал ее позицию. Вот как свидетельствует об этом митрополит Мануил (Лемешевский): «В ноябре 1927 года некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой Митрополитом Сергием. «Никакого раскола! – возгласил архиепископ Иларион. – Что бы нам ни стали говорить, будем смотреть на это как на провокацию!»»

Молитва священномученику Илариону Троицкому

Тропарь священномученику Илариону Троицкому

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

Кондак священномученику Илариону Троицкому

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.

Молитва

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва иная, составлена в Соловецком монастыре

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.

Молитва Священномученику илариону Троицкому

Текст акафиста утвержден решением Священного Синода
от 9 июля 2019 года (журнал № 82).

Кондак 1

Избра́нный во́ине Христо́в и свиде́телю ве́рный, еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь во спасе́ние всех испове́давый, за ню́же пострада́ти да́же до сме́рти изво́лил еси́, и ны́не в Це́ркви торжеству́ющей прославля́емый, помина́й нас, любо́вию ти взыва́ющих: Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Икос 1

А́нгела земна́го и челове́ка небе́снаго зрим тя, святи́телю Иларио́не, чистоту́ душе́вную измла́да соблю́дшаго и по́двигом духо́вным дар благода́ти стяжа́вшаго, те́мже ны́не ско́рую по́мощь всем подае́ши, в моли́твах та́ко тя призыва́ющим:

Ра́дуйся, благоче́стия роди́телева насле́дниче;

ра́дуйся, Це́ркве Христо́вы избра́нное ча́до.

Ра́дуйся, от младе́нства уче́нию прилежа́вый;

ра́дуйся, и́стины Боже́ственныя умо́м и се́рдцем взыска́вый.

Ра́дуйся, шко́лу духо́вную, я́ко ма́терь и пита́тельницу, возлюби́вый;

ра́дуйся, тве́рдою пи́щею богосло́вия воспита́нный.

Ра́дуйся, под кро́вом моли́тв преподо́бнаго Се́ргия ве́рою укрепи́выйся;

ра́дуйся, на брань духо́вную с миродержи́телем тьмы ве́ка сего́ изше́дый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 2

Ви́дя ме́сто патриа́ршее пра́здно су́ще в вели́цей це́ркви Успе́нской, рыда́л еси́ се́рдцем го́рце, Иларио́не, и к лю́дем ру́сским взыва́л еси́: Доко́ле пла́кати и́мать земля́? Избра́нну же бы́вшу Патриа́рху Освяще́нным Собо́ром, лику́я воспе́л еси́ Бо́гу побе́дную пе́снь: Аллилу́иа.

Икос 2

Ра́зумом богопросвеще́нным проре́кл еси́ Патриа́рху не ца́рский вене́ц восхи́тити, но му́ченическим венце́м украси́тися, по вся бо дни умира́ти и́мать за Це́рковь Христо́ву. Сим кре́стным путе́м и ты, Иларио́не, Первосвяти́телю сше́ствовал еси́, те́мже вси восхваля́ем тя си́це:

Ра́дуйся, догма́тов и кано́нов церко́вных ревни́телю;

ра́дуйся, о Це́ркви Ру́сской те́плый моли́твенниче.

Ра́дуйся, поруга́ния сла́вы церко́вныя ви́дети не терпе́вый;

ра́дуйся, сло́вом огнено́сным сердца́ ве́рных воспламени́вый.

Ра́дуйся, во избра́нии Патриа́рха исполне́ние ча́яний церко́вных узре́вый;

ра́дуйся, Первосвяти́телю в труде́х и попече́ниих о Це́ркви сподвиза́выйся.

Ра́дуйся, крест служе́ния архиере́йскаго во дни гоне́ний восприе́мый;

Читайте так же:  Молитва перед чтением апостола и Евангелия

ра́дуйся, на ка́мени ве́ры стопы́ твоя утверди́вый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 3

Си́лою Вы́шняго укрепля́емь, Иларио́не, подъя́л еси́ по́двиг служе́ния архиере́йскаго, всем быв вся, и всем себе́ порабо́тив, утеша́я, наставля́я и облича́я, Бо́гу же вы́ну поя́: Аллилу́иа.

Икос 3

Имы́й ре́вность по Бо́зе и ве́лие дерзнове́ние, святи́телю Иларио́не, отсту́пники отгна́л еси́ от оби́тели Сре́тенския, к покая́нию тех призыва́я и ча́да церко́вная во благоче́стии утвержда́я, те́мже приими́ от нас похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, враги́ твоя́ и гони́тели любо́вию покрыва́яй;

ра́дуйся, враги́ церко́вныя о́гненными словесы́ опаля́яй.

Ра́дуйся, хитросплете́ния лжепа́стырей расторга́яй;

ра́дуйся, в ве́рности Патриа́рху коле́блемых утвержда́яй.

Ра́дуйся, мно́ги отсту́пники к покая́нию обрати́вый;

ра́дуйся, любо́вию к Це́ркви ве́рных сердца́ испо́лнивый.

Ра́дуйся, лука́выя совопро́сники ве́ка сего́ посрами́вый;

ра́дуйся, за и́стину церко́вную страда́ти изво́ливый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 4

Бу́рею зло́бы смуща́еми гони́тели Це́ркве, у́зы и темни́цы ти угото́ваша, тща́щеся свет испове́дания твоего́ сокры́ти, Иларио́не, ты же, и власть богобо́рную я́ко попуще́ние за грехи́ от Бо́га прие́мля, о всем прославля́л еси́ Промысли́теля всех, поя́: Аллилу́иа.

Икос 4

Слы́ша стра́шныя ве́сти о гоне́ниих лю́тых, не поколеба́лся еси́ душе́ю, Иларио́не сла́вне, но па́че укрепи́лся еси́ ве́рою в Це́рковь Христо́ву, я́ко багряни́цею и ви́ссом, кровьми́ но́вых му́ченик украша́ему. Тя же, я́ко еди́наго от ни́х, священному́чениче, ублажа́ем, воспева́юще ти сицева́я:

Ра́дуйся, омофо́р святи́тельский в день священному́ченика Ермоге́на прие́мый;

ра́дуйся, служе́ние архипа́стырское страда́нием запечатле́вый.

Ра́дуйся, у́зы, темни́цы и го́рькия рабо́ты за Христа́ претерпе́вый;

ра́дуйся, благоду́шием и терпе́нием в ско́рбех сих украше́нный.

Ра́дуйся, нестяжа́ния и кро́тости о́бразе;

ра́дуйся, о гоня́щих и оби́дящих тя моли́твенниче.

Ра́дуйся, богосло́ве, ры́барския мре́жи не возгнуша́выйся;

ра́дуйся, уму́ преизя́щному апо́стольскую простоту́ сочета́вый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 5

Боготе́чная звезда́ яви́лся еси́, Иларио́не, во у́зах солове́цких стра́ждущим лю́те, и́мже смерть предстоя́ше на всяк час, тьму бо зло́бы сатани́нския све́том любве́ просвети́л еси́, уны́ние и страх отгоня́я, соу́зники же твоя́ научи́л еси́ во ско́рбех хвали́ти Бо́га: Аллилу́иа.

Икос 5

Ви́дяще нача́льницы и приста́вницы во узи́лищи му́жество и добро́ту души́ твоея́, Иларио́не чу́дне, де́рзость обы́чную отлага́ху и я́ко архиере́я Бо́жия тя почита́ху, мы же тя я́ко святи́теля и му́ченика си́це восхваля́ем:

Ра́дуйся, простото́ю и кро́тостию вся к себе́ привлека́яй;

ра́дуйся, любо́вию твое́ю вся́кую ду́шу возвеселя́яй.

Ра́дуйся, тщесла́внаго ду́ха фарисе́йскаго обличи́телю;

ра́дуйся, лицеме́рия и лжи искорени́телю.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ра́дуйся, о́браз Бо́жий нетле́нный в челове́цех прозрева́яй;

ра́дуйся, и са́мых отча́янных гре́шников не отмета́яй.

Ра́дуйся, благоду́шием твои́м страда́льцы утеша́яй;

ра́дуйся, сло́вом ве́ры малоду́шныя возставля́яй.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 6

Пропове́дник и свиде́тель яви́лся еси́ и́стины глаго́ла Христо́ва, я́ко врата́ а́дова не одоле́ют Це́ркви, вся бо су́етная кова́рства князе́й богобо́рных, Иларио́не, я́вна соде́лал еси́, просвеща́ющему и укрепля́ющему тя Бо́гу взыва́я: Аллилу́иа.

Икос 6

Возсия́л еси́ Це́ркви Ру́сской, Иларио́не, я́ко звезда́ путево́дная, посреде́ смяте́ний и раско́лов, от слуг сатани́нских всева́емых, ты бо ве́ру и пра́вила церко́вная тве́рдо храня́, со преда́тели и отсту́пники в сове́т не вшел еси́, па́че же страда́ти с людьми́ Бо́жиими изво́лил еси́, те́мже тя, священному́чениче, похваля́ем:

Ра́дуйся, ле́сти богобо́рных не послу́шавый;

ра́дуйся, хитросплете́нныя ко́зни тех разори́вый.

Ра́дуйся, и́стину церко́вную сло́вом богому́дрым пропове́давый;

ра́дуйся, страда́льческим житие́м сло́во сие́ извествова́вый.

Ра́дуйся, архипа́стырей и па́стырей во узи́лищи укрепля́вый;

ра́дуйся, от раско́ла церко́внаго смуще́нных огражда́вый.

Ра́дуйся, к едине́нию с Це́рковию вся призыва́вый;

ра́дуйся, не́мощи собра́тий долготерпе́ти увещава́вый.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 7

Хотя́щу ти Це́ркви Христо́ве послужи́ти, Иларио́не, прия́т Человеколю́бец Госпо́дь страда́льческое твое́ житие́ я́ко же́ртву благоуха́нну, хода́тая и моли́твенника тя ве́рным дарова́в, пою́щим Ему́: Аллилу́иа.

Икос 7

Но́вым страстоте́рпцем Це́ркве Ру́сския сочета́лся еси́, Иларио́не достоблаже́нне, егда́ во враче́бнице Петро́ва гра́да тя́жко боля́й, ду́шу твою́ в ру́це Христу́ пре́дал еси́. Ве́рнии же многострада́льное те́ло твое́ погребо́ша со пла́чем, надгро́бныя пе́сни ти воспева́юще:

Ра́дуйся, от уз и заточе́ния сме́ртию разреши́выйся;

ра́дуйся, свобо́ду сла́вы чад Бо́жиих улучи́вый.

Ра́дуйся, на земли́ не о себе́, но о Це́ркви Ру́сской скорбе́вый;

ра́дуйся, на Небеси́ о благостоя́нии ея́ при́сный хода́таю.

Ра́дуйся, верными с любовию провождаемый;

ра́дуйся, А́нгельскими ли́ки во сла́ве срета́емый.

Ра́дуйся, блаже́нств Ева́нгельских соприча́стниче;

ра́дуйся, я́ко мзда твоя́ мно́га на Небесе́х.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 8

Стра́нник и пришле́ц был еси́ на земли́, Небе́снаго Ца́рства взыску́я, о́браз того́ и явле́ние Це́рковь святу́ю в ми́ре сем испове́дуя, и та́йну спасе́ния богодви́жным умо́м испыту́я, богосло́вствовал и хвали́л еси́ Бо́га о сем: Аллилу́иа.

Икос 8

Всем се́рдцем и всем умо́м твои́м Христа́ возлюби́в, Иларио́не блаже́нне, от то́ржища ми́ра к Трапе́зе Госпо́дни лю́ди ру́сския призыва́л еси́, сего́ ра́ди с весе́лием вопие́м ти:

Читайте так же:  Молитва от шпор

Ра́дуйся, Ева́нгелия Христо́ва пропове́дниче;

ра́дуйся, апо́стольских преда́ний храни́телю.

Ра́дуйся, уче́ний ерети́ческих обличи́телю;

ра́дуйся, писа́ний оте́ческих сказа́телю.

Ра́дуйся, Христа́ краеуго́льна Ка́меня Це́ркве испове́давый;

ра́дуйся, на Ка́мени сем упова́ние твое́ утверди́вый.

Ра́дуйся, умы́ любому́дрыя сло́вом и́стины просвеща́яй;

ра́дуйся, сердца́ проста́я теплото́ю любве́ возгрева́яй.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 9

Все естество́ А́нгельское ра́дости испо́лнися, Иларио́не великоимени́те, восходя́щу ти от земны́х к Небе́сным, ты бо, я́ко но́вая звезда́, на тве́рди церко́вней возсия́л еси́ ве́рным, пою́щим о тебе́ Бо́гу: Аллилу́иа.

Икос 9

Вети́йствуяй умолка́ет язы́к пред та́йною твоего́ за Христа́ страда́ния, мно́гими бо дарова́ньми почте́нный, всебога́те Иларио́не, ничто́же от них пощаде́л еси́, сме́рти Христо́ве сообразу́яся и науча́я нас воспева́ти тебе такова́я:

Ра́дуйся, кре́пость теле́сную во у́зах истощи́вый;

ра́дуйся, кре́пость духо́вную в терпе́нии стяжа́вый.

Ра́дуйся, быстроту́ ума́ послуша́нием Бо́гу связа́вый;

ра́дуйся, благодаре́нием в ско́рбех И́ову подража́вый.

Ра́дуйся, я́ко ри́зы златы́я на ру́бище премени́л еси́;

ра́дуйся, я́ко одеждею весе́лия ны́не обле́клся еси́.

Ра́дуйся, престо́ла церко́внаго нево́лею зде отлуче́нный;

ра́дуйся, Престо́лу Сла́вы ны́не предстоя́й, я́ко муж соверше́нный.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 10

Спасти́ хотя́ ду́шу свою́, пло́ти, ми́ру и диа́волу не порабо́тился еси́, Иларио́не блаже́нне, но, я́ко зла́то в горни́ле, скорбьми́ мно́гими искуша́емь, терпе́нием ра́зум соверше́н стяжа́л еси́, ра́дуяся о Бо́зе и поя́ Ему́: Аллилу́иа.

Икос 10

Стена́ и утвержде́ние Це́ркви Ру́сской во дни безбо́жных гоне́ний яви́лся еси́, Иларио́не святи́телю, те́мже и нас, в мо́ри жите́йстем обурева́емых, от лжеуче́ний и собла́знов изба́ви, вопию́щих ти с любо́вию такова́я:

Ра́дуйся, от ю́ности твоея́ Це́рковь я́ко Ма́терь спаса́емых возлюби́вый;

ра́дуйся, сло́вом и моли́твою мно́гия в ло́но ея́ возврати́вый.

Ра́дуйся, плоть твою́ воздержа́нием ду́ху покори́вый;

ра́дуйся, ум твой уче́нием церко́вным уцелому́дривый.

Ра́дуйся, благоче́стия цве́те нетле́нный;

ра́дуйся, испове́дания плод принося́й.

Ра́дуйся, святи́телей ру́сских удобре́ние;

ра́дуйся, новому́чеников честна́я похвало́.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 11

Пе́ние всеумиле́нное прино́сим ти, Иларио́не, о́тче наш, к ра́це моще́й твои́х любо́вию притека́юще и моля́щеся: не оста́ви оте́чества твоего́ земна́го и оби́тели твоея́, но вся во благоче́стии утверди́, да вы́ну зове́м: Аллилу́иа.

Икос 11

Светоза́рную звезду́ в нощи́ уны́ния су́щим ви́дим тя, Иларио́не небоявле́нне, ты бо свет невече́рния ра́дости в се́рдце нося́, ско́рбный мрак разгоня́еши, возвеселя́я всех вопию́щих ти:

Ра́дуйся, ра́дости тезоимени́тый;

ра́дуйся, от младе́нства Бо́гом избра́нный.

Ра́дуйся, Воскресе́ния Христо́ва и́стинный свиде́телю;

ра́дуйся, сла́вы Ца́рствия в до́льнем ми́ре возвести́телю.

Ра́дуйся, блаже́нную чистоту́ явля́яй;

ра́дуйся, ра́дости о Бо́зе Спа́се па́дшия науча́яй.

Ра́дуйся, я́ко житие́ твое́ при́сное есть Бо́гу хвале́ние;

ра́дуйся, я́ко смерть твоя́ бы́сть Христу́ Воскре́сшему побе́дное пе́ние.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 12

Благода́ть от Бо́га прия́л еси́, Иларио́не, неду́жныя исцеля́ти, ско́рбныя утеша́ти, па́дшия возставля́ти, те́мже и мы, све́тло па́мять твою́ соверша́юще, благода́рно зове́м: Аллилу́иа.

Икос 12

Пою́ще по́двиг испове́дания твоего́, восхваля́ем тя, святи́телю Иларио́не пресла́вне, тече́ние бо непоро́чно сконча́в и ве́ру соблю́д, пра́вды вене́ц прия́л еси́, те́мже Це́рковь Ру́сская тобо́ю хва́лится, побе́дныя пе́сни ти возсыла́ющи:

Ра́дуйся, во́ине Христо́в непобеди́мый;

ра́дуйся, сто́лпе Це́ркве несокруши́мый.

Ра́дуйся, за́поведей Ева́нгельских исполни́телю;

ра́дуйся, ни́вы церко́вныя де́лателю и храни́телю.

Ра́дуйся, цве́те росси́йскаго лу́га духо́внаго;

ра́дуйся, пло́де кра́сный се́яния спаси́тельнаго.

Ра́дуйся, собо́ра но́вых му́чеников све́тлая звездо́;

ра́дуйся, о земне́м оте́честве при́сный моли́твенниче.

Ра́дуйся, Иларио́не, Це́ркве Ру́сския сла́во и украше́ние.

Кондак 13

О, преди́вный священному́чениче Христо́в Иларио́не, Це́ркве Ру́сския украше́ние, приими́ ны́не ма́лое моле́ние сие́ на́ше, от тлетво́рных собла́знов изба́ви нас, да от ве́чных мук свобо́ждшеся твои́ми к Бо́гу моли́твами и спасе́ние улучи́вше, воспое́м с тобо́ю Святе́й Тро́ице: Аллилу́иа.

Молитва
Видео (кликните для воспроизведения).

О, пресла́вный уго́дниче Бо́жий священному́чениче Иларио́не, о́тче наш, ты во дни маловре́меннаго жития́ земна́го посреде́ гоне́ний и скорбе́й мно́гих ве́ру сохрани́в, ду́ха не угаси́л еси́ и ве́рныя научи́л еси́, ка́ко подоба́ет жи́ти в Дому́ Бо́жии, и́же есть Це́рковь Бо́га Жи́ва, столп и утвержде́ние и́стины. Сего́ ра́ди к тебе́ припа́дающе мо́лимся: помози́ нам твои́ми моли́твами догма́ты и кано́ны церко́вныя тве́рдо храни́ти, зре́ние согреше́ний свои́х ду́хом смире́нным стяжа́ти, вся́каго челове́ка я́ко нетле́нный о́браз Христо́в по глаго́лу Ева́нгельскому возлюби́ти, ни еди́наго же презира́юще или́ отрева́юще, но всем по си́ле служа́ще, и та́ко Го́сподеви рабо́тающе, да сподо́бимся с тобо́ю и со все́ми новому́ченики Це́ркве Ру́сския воспева́ти Святу́ю Тро́ицу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Священномученику илариону Троицкому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here