Молитва перед початком вишивання ікони

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва перед початком вишивання ікони - в подробном и точном описании.

Молитва перед написанием иконы

Далеко не всем святым написаны акафисты — так что это правило невыполнимо. Но житие святого, икону которого пишешь — конечно, обязательно нужно изучить, и во время работы совершать ему молитву.

Молиться пред началом работы можно Апостолу Луке, прп. Алипию Печерскому, прп. Андрею (Рублёву).

Молитва перед началом иконописания

Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сый не описан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистаго лика Твоего на святом убрусе напечатлел еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истинного Бога нашего, иже Святым Духом, вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Рождшагося, Мене ради, да будет с сим образом »:
сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми мою душу, сердце и ум и руки мои направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех святых-, во славу Твою, ради украшения и благолепия святыя церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же мя от всякаго диавольского наваждения, егда преуспеваю в заповедех Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, святаго славнаго апостола и евангелиста Луки и всех святых. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва перед началом иконописания

Для уточнения. Эта молитва из Ерминии Дионисия, авторство молитвословия которому не принадлежит, текст был подготовлен афонским монахом для издания Дидроном в 1839 г.
Перевел Ерминию на русский язык и издал в 1868 г. еп. Порфирий.
Из этого следуют сомнения, что русские иконописцы читали эту молитву.

Потом, непомерное количество «еси» .

Со смущением пишу, неключим бо сам есть.

Начало обычное, Царю Небесный и проч. по Отче наш.

Молитва перед началом всякого дела, найдите в молитвослове.

За сим Тропарь. Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу.

Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, / просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: / волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, / да избавиши яже создал еси от работы вражия. / Тем благодарственно вопием Ти: / радости исполнил еси вся, Спасе наш, / пришедый спасти мир.

И хватит… Удержите — благо Вам будет. И я от сего дня так буду, а то уже стыдно невыносимо писать 🙂

По окончании — Достойно есть, Трисвятое по отче наш, Молитвами Святых Отец наших, Наипаче Иконописцев, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас. Аминь.

Как мне кажется, греха не будет так начинать и оканчивать иконописание.

Акафист — тяжко дюже удержать в качестве правила, по моей немощи. Хотя есть пламенные души, ну они пусть и читают.

Для сравнения, оч. похоже, молитва из Ерминии и из акафиста Нерукотворному образу:

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и

наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь

Пречистому Образу Твоему по кланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже волею бо благоволил eси плотню взыти на Крест, да избавиши, яже создал сси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил сси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

Молитва перед початком вишивання ікони

Ось ці правила:

  • Ікону вишивати починати потрібно на новий місяць (подивіться в інеті коли новий місяць);
  • На вишивку ікони потрібно попросити благословення у батюшки в тій церкві до якої Ваша душа лежить і принести йому роздруковане зображення схеми, щоб він оцінив чи дотримуються всі церковні канони з іконопису;
  • Протягом вишивки ікони потрібно дотримуватися не строгого посту (строгий — за Вашим бажанням або наполяганням батюшки), тобто не пити алкоголь, не палити, не лаятися, не їсти тваринну їжу, відвідувати недільні служби і читати ранкові та вечірні молитви;
  • Перед тим як сісти вишивати ікону потрібно прочитати окрему молитву :

Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.

  • Лик і руки Святого потрібно вишивати в останню чергу;

Не можна братися за роботу під час сварки, сімейних негараздів, в стані душевної злоби, образи, заздрості.

  • Дівчатам і жінкам в критичні дні не покладається стосуватися вишивки ікони.
  • Після вишивки ікону треба освятити! Лише тоді вона стане не просто картиною з релігійним мотивом, а хранителем вашого вогнища.
  • Продавати вишиті картини церква не дозволяє. Дане понад осяяння і душевний настрій не мають ціни.
Читайте так же:  Молитва которую читают на службе

Дуже рекомендується вишивати ікони вагітним жінкам. Вважається, що під час вишивки майбутня матуся очищається духовно, і сама не помічаючи, стимулює роботу свого організму своїми рухами руками. Відомі випадки, що при вишиванні ікон жінки, які не можуть мати дітей, виліковували від безпліддя, народжували здорових малюків.

Ікона, виконана умільці вручну, з добрими намірами, має найпотужнішу енергетикою. Ікона, зроблена з душею, стане оберегом для вашого будинку, вона може зцілити від хвороб, пияцтва, нещасть, ворогів і всього поганого. Якщо ви вирішили вишити ікону, постарайтеся дотримуватися цих правил.

ВИШИВКА ІКОН: ПРАВИЛА, МОЛИТВА, КОЛЬОРУ, БЛАГОСЛОВЕННЯ!, Форум

?

Статус: Поза форуму Намистинки

Напевно кожна вишивальниця, незалежно від того, де вона проживає: в нашому місті Брянську, в іншому місті або країні, задавалася питанням, необхідно чи ні на вишивання ікони питати благословення у священика, якими кольорами важливо вишивати, а так само, які існують правила і молитви.

Коли я вирішила вишивати свою першу ікону за схемою Харитонової «Господь Вседержитель». на мій подив знайшлася купа людей, які запевняють, що вишивка ікони це блюзнірство! Від людей я відмахнулася, підібрала кольори муліне і пішла до церкви просити благословення. Який же шок я пережила, коли з уст священика, почула тверде «ні»! Потім він, дуже довго й суворо пояснював мені чомусь не можна, а я покірно слухала. Правда, на наступний день, інший священик із задоволенням благословив на цю справу, розчулився і сказав: «Всяка робота на славу Божу корисна і гарна» та, яка я розумниця)), що прийшла до цієї думки і як це чудово вишивати ікони! Потім, порадив не братися за роботу під час негараздів, сварок, в стані душевної агресії, образи, а так само, обов’язково читати молитву перед початком роботи, не вишивати після прийняття спиртного, коротше кажучи, ставитися до цієї роботі з особливим трепетом і повагою. І закінчив свої слова тим, що всі ікони написані майстрами, які теж звичайні люди, більш або менш грішні.

Я знайшла молитву, прочитала її і почала вишивати. Хочу тут скопіювати текст молитви, можливо, хто вперше збирається вишивати ікону або, так само, як і мене колись, терзають сумніви — нехай перепише (копіює), її собі.

Молитва перед початком роботи над іконою.

«Господи Ісусе Христе, Боже наш, Сый неописан по єству

Божества,і заради спасіння людини в останні дні від Діви Богородиці Марії

невимовно воплотивыйся, і благоволивый тако у плоті описуем бути, іже святий

образ пречистого лику Твого на святому убрусе напечатлен єси, і ним недуга

князя Авгаря уврачевал єси, душу ж його просвітив єси во еже познати истиннаго

Бога нашого, Іже Святим Духом напоумив єси божественнаго апостола Твого і

євангеліста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоєї, що тримає Тебе, яко

немовляти, на Своїх обіймах, і рекшей:»Благодать від Мене Родшагося, Мене

заради, нехай буде з цим чином»: сам, Владико, Боже усіляких, просвіти і

врозуми душу, серце і розум раба твого ( ім’я), і руки його направи, во еже

безгрішно і неабияк изображати проживання Твоє, Пречистыя Матере Твоєї, і всіх

святих, во славу Твою, заради прикраси і красу святі церкви Твоєї, і в

відпущення гріхів усім, духовно вклоняються святим іконам, і благоговійно

лобызающим отої, і шанування відносить до Первообразу. Визволи його від всякого

диявольської мани, коли процвітає заповідей Твоїх, молитвами Пречистыя

Матере Твоєї, святого славного апостола і еванглиста Луки і всіх святих. Амінь.»

Слово ІКОНА – грецьке і по-російськи, воно означає «ОБРАЗ», «зображення». Святе передання говорить, що сам Ісус Христос дав людям Свій видимий образ. Правитель сирійського міста Едесси, князь Авгар був важко хворий. Одного разу йому відкрилося, що лікування станеться, коли він побачить обличчя Ісуса Христа. Тоді він послав придворного живописця Ананію знайти Христа і написати Його образ. Митець відшукав Ісуса, але зробити «портрет» не зміг «через сяючого блиску обличчя Його». На допомогу йому прийшов сам Господь. Він взяв у художника шматок тканини і приклав його до Свого Божественного особі, чому на тканини, силою благодаті, закарбувався Його божественний образ. За цим чудотворним образом закріпилася назва «Спас Нерукотворний». ІКОНА — це звернення до Бога мовою ліній, вишивки або фарб – стало на Русі молитвою.

Щоб вишивати ікону, необхідно знати символіку і правила кольору, використовуваного в вишивки ікон, а в особливості, про сірий колір, який ніколи не використовувався в іконописі.

Отже, з сірого кольору і почнемо.

-Сірий. Змішавши в собі чорне і біле, зло і добро, він ставав кольором неясності,

порожнечі, небуття. Такого кольору не було місця в лучезарном світі ікони. (намагайтеся знайти заміну цього кольору бісером або нитками муліне)

-Чорний колір. Колір зла і смерті. В іконописі чорним зафарбовували печери, символи могили і зяючу пекельну безодню. У багатьох сюжетах це міг бути колір таємниці. Приклад, на чорному тлі, яке означає незбагненну глибину Всесвіту, зображали Космос, старця в короні.

-Коричневий. Колір голій землі, пороху, всього тимчасового і тлінного. Змішуючись з царським пурпуром в одязі Богоматері, цей колір нагадував про людської природі, підвладній смерті.

-Зелений. Колір природний, живий. Це колір трави і листя, юність, цвітіння, надію, вічного оновлення. Зеленим кольором писали землю, він був присутній там, де починалася життя (вертепу).

-Синій і блакитний. Ці кольори означають безмежність неба, символ іншого, вічного світу. Синій колір вважався кольором Богоматері, яка поєднала в собі земне і небесне. Розписи в багатьох храмах, присвячених Богоматері, наповнені небесною синявою.(муліне таких відтінком безліч)

-Білий колір. Символ божественного світла. Це колір чистоти, святості і простоти. На іконах і фресках святих і праведників зазвичай зображували у білому. Праведники – це люди, добрі і чесні, що живуть «по правді». Тим же білим кольором світилися пелени немовлят, душі померлих людей і ангели. Але (важливо!) білим кольором зображували тільки праведні душі.

-Червоний. Це один з найбільш помітних кольорів в іконі. Червоний — колір тепла, любові, життя, життєдайної енергії. Саме тому червоний колір став символом Воскресіння( перемоги життя над смертю). Але в той же час, це колір крові і мук, колір жертви Христа. У червоних шатах зображували на іконах мучеників. Червоним небесним вогнем сяють крила наближених до престолу Бога архангелів-серафимів. Іноді писали червоні фони( як знак торжества вічного життя). У попередній моїй статті «ФЕН-ШУЙ і вишивка! Символи удачі, любові, багатства» я вказала про Єдинорога, якого вишивати треба на червоній канві.

Читайте так же:  Молитва тропарь петру и февронии

-Пурпурний, або багряний. Цей колір був дуже значущим символом у візантійській культурі. Колір царя, владики (Бога на небі), імператора на землі. Тільки імператор міг підписувати укази пурпурним чорнилом і сидіти на пурпурному троні, тільки він носив пурпурні одягу та чоботи (всім це суворо заборонялося). Шкіряні або дерев’яні палітурки Євангелія в храмах обтягували пурпуровою тканиною. Цей колір завжди був присутній на ІКОНАХ на одязі Богоматері( цариці Небесної).

-Золотий. Блиск мозаїк та ікон, він дозволяв відчути сяйво Бога і пишність Небесного Царства, де ніколи не буває ночі. Золотий колір позначав самого Бога. ( на будь іконі є колір золота, а муліне є золоте металізоване).

Це основні кольори, що використовуються у вишивці і кольору, якими не можна вишивати. Поїхали далі — лик (або особа) ікони. Це найголовніше. Звичайно, краще коли лик написаний маслом, а сама ікона вишита муліне або бісером ( в народі ходить слух, що не можна тикати голкою в лик), але виявляється, це не важливо. У церквах висять ікони, лик яких так само вишитий, як бісером, так і нитками. Очі — дзеркало душі, тому очі на іконах такі великі і проникливі. Рот ж, навпаки символізував чуттєвість, тому губи непропорційно маленькі.

до Речі, дуже цікава жестикуляція святих на іконах. адже жести на іконах — це

духовний імпульс і несе певну духовну інформацію:

-рука, притиснута до грудей – сердечне співчуття;

-рука, піднята вгору – заклик до покаяння;

-рука, простягнута вперед з розкритою долонею – знак покори і смирення;

-дві руки, підняті вгору – моління про світ;

— руки, підняті вперед – благання про допомогу, жест прохання;

-руки притиснуті до щік – знак печалі, скорботи.

Ще, дуже велике значення мають також і предмети в руках зображеного святого, як знаки його служіння. Наприклад, апостол Павло зазвичай зображувався з книгою в руках – це Євангеліє, рідше з мечем, що символізує Слово Боже. У Петра в руках зазвичай ключі – це ключі від царства Божого. Мученики зображуються з хрестом у руках або пальмовою гілкою, що є символами належності до Царства Небесного. Пророки зазвичай тримають у руках сувої своїх пророцтв.

Я торкнулася лише частина правил, законів, благословення вишивання ікон. Висновок, особисто мій, такий: Священики, зазвичай не благословляють вишивати у свята. Проблема не в роботі або відпочинку, а в тому, що ми в свято сидимо вдома і займаємося своїми справами, а не йдемо до Бога в храм, до церкви молитися. Що гріх не в роботі, у свято, а в тому, що ми не думаємо про Бога, не читаємо в церковні свята духовну літературу. Але ж вишивка — це задоволення, стало бути Священик прав, ми думаємо про своє.))

Вишивка бісером, нитками муліне ікони, займає точно, найголовніше місце у творчості вишивання. Правду кажуть, коли дівчина чи жінка вишиває ікону, вона очищається духовно займаючись рукоділлям, а значить сама того не помічаючи, стимулює роботу свого організму своїми рухами, руками. Тобто, навіть нескладне вишивання — безкоштовно нас може лікувати. Адже, як відомо, дуже багато способів, коли людина исцелялся від важких хвороб, коли вже закінчував вишивати ікону.

Цікаві статті про рукоділля:

Короткий опис статті: вишивка ікон бісером схеми

Молитва перед началом вышивания иконы

На протяжении многих столетий вышивка бисером православных икон — считается частью народного православного искусства. Еще в древности женщины работали над созданием настоящих шедевров, передающихся по наследству. И сегодня такой вид иконописи доставляет немалое удовольствие рукодельнице и тем, кто впоследствии оценивает результат готовой работы. А молитва перед вышивкой иконы бисером, существующая с давних пор, помогает мастерице настроиться на соответствующий лад перед работой.

Православная иконография насчитывает массу разнообразных направлений. И каждая мастерица старается правильно воплотить все ее варианты в жизнь. Большой популярностью отличаются именные иконы, где изображены святые покровители.

И нет лучше подарка молодым брачующимся, нежели венчальная икона, вышитая бисером. На таких иконах изображают образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.

Также часто покупают образы великих святых, к примеру, святой Матроны, которая служит воплощением любви, терпения и сострадания. К образу данной святой обращаются за благополучием семьи, за помощью в деторождении. Если и вы неравнодушно относитесь к красивой технике вышивки бисером, то вам непременно стоит купить одно из уникальных произведений народной православной иконографии.

Молитвы перед вышиванием иконы

Икона — это образ, наделенный определенной смысловой нагрузкой. При осуществлении такой вышивки человек обязан правильно подготовиться и прочитать молитву перед началом работы над образом.

Вышивать икону могут только верующие люди. И прежде чем начать вышивание, следует получить на это благословение. Если вы посещаете церковь, то можете попросить разрешения у батюшки. А после того как вышивка будет окончена, освятите готовый образ в церкви, иначе выполненная работа будет представлять собой всего лишь картину, выполненную на религиозную тему.

Перед началом вышивания пройдите молитвенную подготовку, правильно прочитав молитву перед началом работы над иконой. Мысленно настройтесь на позитив во время работы. И к вышивке приступайте после прочтения молитвенного обращения.

Как подготовиться к вышиванию иконы бисером?

В удачном исходе работы над образом святого вам поможет молитва перед вышивкой иконы бисером.

В молитвослове представлено множество специальных молитв, подходящих иконописцам и мастерам. Также можете прочитать молитву образу святого, которого собираетесь вышивать. Многие мастерицы, благодаря такому богоугодному занятию смогли избавиться от тяжелых болезней.

Лучшим временем для вышивания иконы бисером служит пост и период вынашивания под сердцем младенца. Если человек не уверен в том, сможет ли он правильно передать святой образ на православной иконе, то он может купить уже вышитую икону в специализированном магазине.

Правила вышивания иконы бисером

При вышивании иконы бисером думайте только о хорошем. Ведь иконы, созданные своими руками, наделены совсем другой энергетикой, и в них вложена душа человека. Многие, кто занимался вышивкой икон, говорят, что в процессе работы они разговаривают с Господом. Стоит отметить существование случаев, когда люди, по завершении работы над образом, исцелялись от тяжелых заболеваний.

Не следует браться за вышивание образа в праздничные дни, и в «критические» дни. А беременным такая вышивка пойдет только на пользу.

Читайте так же:  Молитвы утренние читать на старославянском

И в этом каждой вышивальщице помогает молитва перед вышивкой иконы бисером.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если при вышивке вы не пользуетесь готовым набором, а самостоятельно осуществляете подбор ниток и бисера к схеме, то вам необходимо ознакомиться с тем, какие цвета допустимы в таком деле, а какие нет.

Цвета, которые можно использовать в иконописи:

Черный цвет символизирует зло и смерть. В иконописи такой цвет служил для закрашивания пещер, он символизировал могилу и зияющую бездну. В большинстве иконописных сюжетах черный считается цветом тайны. На черном фоне зачастую изображали Космос, старца в короне.

Коричневый цвет символизирует голую землю, прах, все временное и тлеющее. При смешении с царским пурпурным цветом в одеждах Богоматери он символизирует человеческую природу, подвластную смерти.

Зеленый цвет символизирует природу, траву и листья, юность и вечное обновление. Зеленый цвет всегда использовался для расписания земли, его всегда можно найти там, где начинается жизнь.

Синий и голубой цвет служат символами бесконечности неба и вечного мира. Синий цвет — это цвет Богоматери, в котором соединились земное и небесное начало. И в росписях большинства храмов, которые посвящены Богоматери, преобладает именно синий цвет.

Белый цвет символизирует божество, это цвет чистоты, святости и простоты. Святые и праведники на иконах обычно изображались белым цветом. Праведники считаются добрыми людьми, которые живут «по правде». Белый цвет можно использовать только в изображении праведных душ.

Самым заметным цветом на иконе считается красный, который символизирует тепло, любовь, жизнь, животворную энергию. Поэтому красный цвет служит символом Воскресения, хотя одновременно он обозначает кровь и мучения Христа. Обычно красный цвет используется в изображениях мучеников. Также красным обозначаются крылья приближенных к престолу архангелов-серафимов.

Пурпурный цвет в иконописи символизирует царя и владыку — Бога на небе и Царя на земле. И только император имел право подписывать указы при помощи пурпурных чернил. С этим цветом вы всегда столкнетесь на Иконах в одеждах Богоматери.

С помощью золотого цвета можно почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где ночь никогда не наступает. Золотой цвет символизирует Бога. На любой иконе можно найти цвет золота, а в мулине золото металлизировано.

Все эти цвета являются основными при вышивке образа бисером. Многие полагают, что нельзя вышивать бисером лик святого — протыкать его иглой . Хотя, как оказалось, совсем не важно, как он будет представлен на иконе — вышитым при помощи бисера, при помощи ниток или расписан маслом.

Персональний сайт, Вишиваємо ікони хрестом,Молитва перед вишивкою ікон, Схеми

Схеми для вишивання ікон.

У наш час, щоб вишити справжню ікону, а не картину церковного жанру, потрібно перед початком роботи сходити до церкви і попросити благославление. Після цього можна братися за роботу. Вишивати ікону потрібно з чистими помислами, щоб не спотворити зображення. Кожен раз, сідаючи за вишивання, необхідно читати молитви і перебувати у доброму настрої.

Молитва. Господи Ісусе Христе,Сине Боже. Сый не описаний по єству Божества,і заради спасіння людини в останні дні від Діви Богородиці Марії невимовно воплотивыйся, і благоволивый тако у плоті описуем бути, іже святий образ пречистого лику Твого на святому убрусе напечатлен єси, і ним недуга князя Авгаря уврачевал єси, душу ж його просвітив єси во еже познати истиннаго Бога нашого, Іже Святим Духом напоумив єси божественнаго апостола Твого і євангеліста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоєї, що тримає Тебе, яко немовляти, на Своїх обіймах, і рекшей:»Благодать від Мене Родшагося, Мене заради, нехай буде з цим чином»: сам, Владико, Боже усіляких, просвіти і врозуми душу, серце і розум раби твоєї ( ім’я вышивающего), і руки її направи, во еже безгрішно і неабияк изображати проживання Твоє, Пречистыя Матере Твоєї, і всіх Святих, на славу Твою, заради прикраси і красу святі церкви Твоєї, і в відпущення гріхів усім, духовно покланяющимся святим іконам, і благоговійно лобызающим отої, і шанування відносить до Первообразу. Визволи ж її від усякого диявольської мани, коли процвітає заповідей Твоїх, молитвами Пречистыя Матере Твоєї, Святого славного апостола і еванглиста Луки і всіх Святих. Амінь.

Коли образ буде закінчений, потрібно сходити в церкву і освятити свою ікону. Духовні люди не радять працювати жінкам над іконами в певні дні місяця.

Зверніть увагу, що Святі, одягнені в сині одягу, швидше за все – католицькі. На споконвічно російських іконах одяг Святого швидше за все червона, чорна, бузкова, іноді рожева.

Всі сюжети іконопису Богородиці можна розділити на 3 групи (Іконографія Богородиці):

Православна іконографія Богородиці — тема Діви Марії в іконописі і численні типи ікон.

Католицька іконографія Богородиці — тема Діви Марії в західноєвропейського живопису.

Іконографія житія Богородиці — зображення основних епізодів з життя Діви Марії.

Прочитати детальніше про кожну ікону можна у відповідному розділі Вікіпедії (розділ “Шановані богородичні ікони“).

останнім часом ікона стала одним із жанрів декоративного мистецтва, багато вишивальниці виконують ікони для себе або в подарунок, не надаючи роботі того сенсу, яким раніше наділяли всі зображення Святих. В цьому немає нічого поганого – якщо ви займаєтеся справою, яка вам подобається, отримуючи задоволення від краси сюжету і власного вміння, то ви робите богоугодну справу, не порушуючи церковних канонів. Єдине, що слід пам’ятати – ікони, вишиті без попереднього благословення майстрині на роботу, освячувати і благословляти не можна. Вони так і залишаться просто красивими картинами, що радують око.

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

Читайте так же:  Великомученице Екатерине молитвы

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Читайте так же:  Молитва и отличить одно от другого

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначала – учиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Видео (кликните для воспроизведения).

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Молитва перед початком вишивання ікони
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here