Молитва об осознании

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва об осознании - в подробном и точном описании.

Путь Единства

ПОЗИТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

Глава 30

Молитвы для личного роста

Молитва об осознании Бога

Существует лишь одно Присутствие, один Разум, одна Субстанция, одна Жизнь. Бог — это имя вездесущего Принципа всемогущего Блага.

Я познаю Бога как Дух, как единый и вечный Разум.

Молитва об осознании духовного сыновства

Я есть сын Бога, и Дух Всевышнего обитает во мне. Я — единородный сын, обитающий в чреве Отца. Я есть Христос Божий. Я есть возлюбленный сын, к которому обращено благоволение Отца. Тот, кто видел меня, видел Отца. Я и мой Отец — одно. Я есть образ и подобие Бога. Он — Источник моего совершенства. Все, что имеет Отец — мое.

Ты всегда со мною, как обитающая внутри меня мудрость и любовь. Твой закон — стандарт моей жизни. В моей душе царит мир. Ты никогда не покидаешь меня. Я обитаю в Тебе и разделяю Твое всемогущество. В Тебе — моя полнота.

Молитва о познании Истины

Бог есть Истина. Эта Истина состоит в следующем: Бог есть Принцип, Закон, Бытие, Разум и Дух. Он — всеблагой, всемогущий, всезнающий, вездесущий и неизменный Творец, Отец, Причина и Источник всего существующего. Бог индивидуально сформирован в сознании каждого из нас. Он становится «Отцом» каждого из нас, когда мы признаем Его Творцом, дающим нам жизнь и разум, Источником всего нашего бытия. Разум содержит в себе идеи, а идеи способны проявлять себя. Все существующее в мире представляет собой результат идей, которых мы придерживаемся в разуме, и которые мы выражаем. Для того, чтобы проявить гармонию Божественного Разума, или «Царство Небесное», наши убеждения должны соответствовать Божественным Идеям и воплощаться в Божественном порядке.

Молитва об осознании духовного идеала

Мой высочайший идеал — это совершенный человек. Я в полной мере обладаю потенциалом совершенного человека. Мое совершенство утверждено в Божественном Разуме. Я един со Всемогуществом. Благодаря Христу, я имею власть над каждой своей мыслью и каждым своим словом. Воистину, я — сын Божий.

Молитва об осознании совершенной манифестации

Моя жизнь «сокрыта со Христом в Боге». Я — проявленная субстанция Бытия. Я сформирован в соответствии с совершенной Божьей идеей о человеке — по образу Иисуса Христа. Мое тело есть храм живого Бога, и слава Господа наполняет этот храм. Мое тело не материально. Оно духовно во всем своем бытии. Видя совершенство во всем, что меня окружает, я способствую его видимому проявлению. Мой разум способен увидеть совершенный характер, которым я призван обладать.

Молитва об осознании света

Слава Господа взошла надо мной, и я живу в Его свете. Сияние Его присутствия изгоняет всякую тьму невежества и заблуждения. Мое тело полно света. Мой разум просвещен Духом.

Молитва о развитии индивидуальной точки зрения

Христос Божий рожден в моем сознании. Мое понимание утверждено в Божественном Разуме. Мой дух оживотворен во Христе. Я способен увидеть реальность, которая стоит за внешними проявлениями. Меня постоянно озаряет свет сознания Христа. Я вижу совершенство во всех видимых формах.

Молитва о правильном мышлении

Своим внутренним взором, я все лучше и лучше вижу истинность и реальность идей Божественного Принципа. Я твердо верю в то, что Божественный Разум направляет все мои мысли. Мне дана власть. Когда я говорю одной мысли «иди», она идет, и когда я говорю другой «приходи», она приходит. Где мои мысли собраны во имя Христа, там Я ЕСМЬ посреди них.

Я не убоюсь зла, потому что Ты всегда со мною. Я думаю Твоими мыслями вслед за Тобою.

Молитва об осознании свободы

Бог благ, и Бог есть все. Исходя из этого, я отвергаю веру в реальность зла в любой форме. Бог есть жизнь, и Бог есть все. Я отвергаю веру в реальность утраты жизни или смерти. Бог есть энергия и сила, и Бог есть все. Я отказываюсь верить в беспомощность и слабость. Бог есть мудрость, и Бог есть все. Я отказываюсь верить в невежество. Бог есть духовная субстанция, и Бог есть все. Я не принимаю материальные ограничения. Бог есть неисчерпаемый Источник, и Бог есть все. Я отказываюсь верить в реальность нужды и бедности. Бог есть любовь, и Бог есть все. Я отказываюсь верить в ненависть и месть.

Молитва об осознании субстанции

Я верю в присутствие и силу единого Разума и существование разумной субстанции. Постоянно помышляя о духовных реалиях, я утверждаю их в разуме, где они становятся ментальной субстанцией. Мой разум открыт для сияния Божьего Царства. Щедрый поток Божьей субстанции изливается во все сферы моей жизни.

Молитва о развитии веры

Моя вера базируется на духовном понимании. Вера дана мне от Бога, и обращена к Богу. Моя вера становится прочнее с каждым днем, потому что она укоренена в Истине. Благодаря ей, горы заблуждений могут быть ввергнуты в море забвения. Вера рассеивает все мои страхи и сомнения. Я покоюсь в осознании Божьего неизменного закона. Моя вера понимает красоту целостности. Я убежден в том, что Бог способен и желает дать мне все, о чем я прошу.

Читайте так же:  Молитвы родителей за детей

Молитва о развитии тела

Я отношусь к своему телу с любовью и одобрением. Я почитаю его как храм, в котором обитает Бог. Мое тело — единственное тело, которое у меня было, есть и будет. Хотя я перевоплощался тысячи раз, мое тело остается тем же в каждой из жизней. Внешний облик тела зависит от убеждений и мыслей, и изменяется по мере того, как меняются мои представления, но оно всегда остается тем же, точно так же, как мои душа и дух остаются теми же. Мое тело — такая же часть моей индивидуальности, как и душа. Оно вечно, подобно любой другой части моего «я». Оно — это я, точно так же, как моя душа — это я. Мое тело, равно как дух и душа, пришло от Бога. Эти три части моей личности едины и нераздельны. Я не обладаю телом, — я есть тело. Я не обладаю душой, — я есть душа. Я не обладаю духом, — я есть дух. Я есть каждая клеточка моего тела. Я не отказываюсь от своего тела. Я не отделяю себя от него, но вступаю в полное владение каждой его частью, во имя Господа. Мое тело есть жизнь, чистота, целостность и безгрешность. Я вижу Бога в своей плоти, и то, что я вижу, становится проявленным.

Молитва-отвержение о здоровье

Я отвергаю все убеждения, которые ограничивают мое здоровье, мой разум или мою силу творить добро. Никто из тех, с кем я общаюсь, не может заставить меня поверить в то, что я — несчастный червь, пресмыкающийся по Земле. Свойственная человеческой расе мысль о том, что «природа владычествует над человеком» больше не держит меня в рабстве. Я свободен от любых убеждений, которые могут помешать совершенному проявлению здоровья, богатства, мира, процветания и освящения во всех сферах моей жизни. Уповая на присутствие Всемогущего Бога, я разрушаю своими словами все глупые и невежественные идеи, которые могут замедлить мой путь к совершенству. Мое слово есть мера моей силы. Да будет мне по словам моим.

Молитва-аффирмация о благополучии

Моя сила ничем не ограничена. Отныне и вовеки, в моей жизни приумножаются здоровье, сила, жизнь, любовь, мудрость, смелость, сострадание и душевное равновесие. Я живу в гармонии с Отцом и неподвластен закону смерти и разложения. Я живу с уверенностью и достоинством, и, в то же время — кротко и смиренно. Я миролюбив и счастлив. Осознавая единство с Богом, я в полной мере проявляю жизнь, мудрость и духовное понимание. Я в полной мере проявляю любовь, сострадание, справедливость, доброту и щедрость. Я в полной мере проявляю благость и милосердие. Мир течет через мой разум, как река, и я благодарю Тебя, Боже, за то, что я един с Тобою.

Семикратное «очищение храма»

Глаза символизируют распознающую способность разума

Мой взор более не омрачен идеями обольщения, скрытности или похоти. Очищающая Божья жизнь и свет Духа делают эти глаза чистыми. Высший Разум дарует мне способность к духовному видению.

Уши символизируют воспринимающую способность разума

Мои уши более не закрыты бесчувственностью и своеволием моего маленького «я». Моя персональность более не ограничивает меня. Я погружаюсь в великий океан Жизни. Я свободен в безграничном Духе. Я радуюсь, слыша только голос Истины.

Нос символизирует инициативную способность разума

Очищающая жизнь Духа освобождает мой разум от всех мыслей, полных страха, робости и немощности. Я — смелый, свободный и мужественный Дух. Силой живущего во мне Христа, я могу делать все.

Язык символизирует способность разума к суждению

Мое суждение не омрачено страстями и чувственными желаниями. Жизнь Духа преобразует мои вкусы. Я ем и пью лишь то, что необходимо телу в согласии с Божественным законом.

Чувство символизирует способность разума к любви

Я свободен от мысли, что материя — источник всех ощущений. Очищающая жизнь Духа устраняет из моего организма всякую похоть плоти. Я есть дух, и я желаю, чтобы чистые потоки жизни текли через мое тело, чтобы оно было чистым.

Интуиция — это естественная способность разума знать

Жизнь Духа очищает мое сердце, и я прислушиваюсь к «негромкому, тихому голосу», который звучит в моей душе.

Телепатия — обмен мыслями

Жизнь Духа устраняет из моего разума невежество и погруженность в материальный мир. Я способен увидеть и понять движение идей, даже тех, что не выражены в словах. Подобно тому, как Бог дал Даниилу «знание и разумение всякой книги и мудрости, а также разуметь всякие видения и сны» (Даниил 1:17), Он щедро дает мне Свои идеи, с тем, чтобы я использовал их.

Молитва о процветании

Безграничная мудрость направляет меня. Божественная любовь дарует процветание, и я успешен во всем, что предпринимаю. В тишине и уповании я провозглашаю, что Божья любовь — это магнит, который притягивает ко мне материальные блага. Я твердо верю в вездесущую субстанцию, которая возрастает и умножается, подчиняясь моим словам, полным изобилия. Я доверяю вселенскому Духу процветания во всех моих делах. Я прихожу к Богу, веря, что Он есть, и ищущим Его воздает. Я даю без страха и сожаления, исполняя закон сеяния и жатвы. Божественная любовь благословляет и приумножает каждое мое пожертвование.

Читайте так же:  Молитва Святому мученику Царю Николаю

Благодарю Тебя, Отец, за неограниченный рост в моем сознании, проявляющийся в росте финансового благополучия и успехе во всех делах.

Основные условия правильной молитвы

Архимандрит Евлогий (Гутченко),
ректор Одесской Духовной Семинарии

Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва. Святые отцы называли молитву дыханием жизни и главой добродетелей. Без молитвы духовная жизнь православного христианина невозможна. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души» [1]. «Путь к Богу – молитва, – научает святитель Игнатий (Брянчанинов). – Измерение совершаемого пути – различные молитвенные состояния, в которые постепенно входит молящийся правильно и постоянно. Научись молиться Богу правильно» [2]. Этот святоотеческий призыв к правильной молитве обращен ко всем поколениям верующих во Христа. В наше время распространения различных лжемудрствований очень важно обратиться к наследию святых отцов, их учению о правильной молитве.

Святитель Игнатий Кавказский так определяет молитву: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» [3]. Итак, первым условием правильной молитвы наш отечественный подвижник ставит покаянный плач сердца, отвержение своей гордыни, осознание себя великим грешником. Из этого осознания и рождается покаянное чувство, без которого молитва превращается в дерзкий вызов Творцу. «Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит к ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно ( Пс. 50:19 )» [4]. Известный подвижник благочестия и исповедник ХХ века, глубокий почитатель святителя Игнатия (Брянчанинова) игумен Никон Воробьев писал: «Истинным, неложным признаком правильности духовного устроения является глубокое сознание своей порчи и греховности, сознание своего недостоинства… Если человек не считает себя от всего сердца, а не языком только, непотребным грешником, тот не на правильном пути, тот, без всякого сомнения, находится в ужасной слепоте, в прелести духовной, как бы люди ни почитали его высоким и святым, хотя бы он был и прозорлив, и чудеса творил» [5].

Покаянное настроение должно предшествовать молитве и ее одушевлять. Покаяние помогает нам из глубины сердечной воззвать Господу. Вне покаяния действуют душевные, страстные силы нашей души, молитва принимает неверное направление. Тогда как «чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавольских; бежит диавол от подвижников, издающих из себя благоухания смирения, которое рождается в сердце кающихся» [6].

Одним из проявлений смиренного духа является любовь к ближним, непамятозлобие, прощение обид. Авва Исаия говорит: «Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви» [20]. Святые отцы требуют от подвизающихся в молитве искреннего прощения от сердца всех обид нашим ближним, примирение с ними, чтобы молитва наша не стала для нас бесплодной и не была бы нам в осуждение. «Первое приготовление (к молитве) состоит в отвержении памятозлобия и осуждения ближних» [21], – научает святитель Игнатий. А преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя» [22].

Церковью издревле приняты к молитвенному употреблению акафисты Иисусу Сладчайшему, Благовещению Пресвятой Богородицы и святителю Николаю. Заслуживают внимания акафист Воскресению Христову, составленный Святейшим Патриархом Сергием, акафист Покрову Пресвятой Богородицы, написанный святителем Иннокентием Херсонским, и еще некоторые, к сожалению, немногие. Использование канонических текстов поможет христианину сохранить верное направление в молитвенном делании. Увлечение же нетрадиционными молитвословиями, как видно из примера указанной молитвы Архангелу Михаилу, может в некоторых случаях невольно привести к нетрадиционному, неправославному образу мышления. В таких молитвословиях, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «…многоглаголание; в них земная красота слова; в них разгорячение крови; в них недостаток покаяния; в них стремление на брак Сына Божия прямо из блудилища страстей; в них самообольщение» [34].

Сохранению внимания на молитве и правильному ее течению помогают святые иконы. Святитель Игнатий пишет: «Святые иконы приняты Святой Церковью для возбуждения благочестивых воспоминаний и ощущений, а отнюдь не для возбуждения мечтательности. Стоя пред иконою Спасителя, стой как бы пред Самим Господом Иисусом Христом, вездесущим по Божеству и иконою Своею присутствующим в том месте, где она находится. Стоя пред иконою Божией Матери, стой как бы пред Самою Пресвятою Девою, но ум твой храни безвидным» [35]. Естественно, что немечтательной молитве будут способствовать иконы, написанные в церковном, каноническом стиле. Иконы же, написанные в западном стиле, в «итальянском вкусе», иногда с живых людей, в натуралистических и остро-психологических вариациях, соответствующих мистическому медитативному опыту католической церкви, для православных неприемлемы. Они возбуждают чувственную мечтательность, а следовательно и молитва_принимает неправославное направление.

Итак, молитвенное делание православного христианина только тогда будет правильно осуществляться, когда оно будет соответствовать указанной выше святоотеческой традиции. Уклонение от этого пути ведет к искажению правильной духовной жизни. Пренебрегающий этим учением Святой Церкви, по слову святителя Игнатия (Брянчанинова), «чужд преуспеяния духовного, чужд плодов духовных, находится во мраке многообразного самообольщения» [37]. Подвизающийся же в духе святых отцов приобретет правильное духовное устроение и его молитвенный подвиг приведет к спасительным плодам, о которых говорит святитель Игнатий Кавказский: «Плоды истинной молитвы: святый мир души, соединенный с тихою, молчаливою радостью, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не разлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая о всех пред Богом, как о себе… Из такой любви к ближним возсиявает чистейшая любовь к Богу. Эти плоды – дар Божий» [38].

Читайте так же:  Молитвы от язвы желудка

Примечания

[1] Цит. по: Настояльная книга священнослужителя. М.1988. Т.6. С.388. ^

[2] Свят. Игнатий (Брянчанинов). Собрание сочинений. Аскетические опыты. Издание Спасо-Преображенского Мгарского монастыря Полтавской епархии.2001. Т.1.С. 152.^

[4] Игнатий (Брянчанинов), еп. Сочинения.Спб.1905. Т.2. С.161. ^

[5] Никон (Воробьев), иг. Нам оставлено покаяние. М.1997. С.72. ^

[6] Игнатий (Брянчанинов),еп. Сочинения… Т.2.С.162-163. ^

Видео (кликните для воспроизведения).

[7] Никон (Воробьев), игум. Указ. соч. С.262. ^

[8] Аввы Исаака Сирина Слова подвижнические. М.1993. С.148 ^

Молитва об осознании

Слова и молитвы, если они прочитаны с истинной верой и любовью, помогут изменить жизнь к лучшему. Читать их можно везде, выбирая те слова и молитвы, дающие решение самой важной на данный момент задачи. Молитвы могут дать нам силу излечиться от болезней, обрести душевный покой, успокоиться, повернуть жизнь в нужное русло.

Через молитву можно получить то, о чем желаете, только если сильно ваше стремление и сильна вера. Не позволяйте сомнениям ослаблять вашу веру. Когда вы что-то просите, рассматривайте это как непреложный факт (это так и никак иначе) и результат не замедлит себя ждать. Просите серьезно, искренне и путь откроется.

Молитва об исцелении души

Без помощи Твоей я ничто на этой Земле. Даруй мир моей душе и успокой волнения, которые происходят от тревог мира сего. Даруй любовь и освободи от врагов, опутавших душу мою, и наполни ее Светом Твоей Любви. Аминь.

Свет души

Практики, ведущие к гармонии с собой и миром

Молитва о принятии себя

Сегодня, Боже, помоги мне принять себя самого таким, какой я есть, не осуждая. Помоги мне принять мой разум таким, какой он есть, со всеми моими чувствами, чаяниями и грезами, с моей неповторимой сутью. Помоги мне принять мое тело таким, какое оно есть, во всей его красоте и совершенстве.

Сегодня, Боже, помоги моему рассудку очиститься от эмоциональной отравы и самоосуждения, чтобы я смог жить в мире любви. Дай мне сил любить себя так, чтобы впредь я никогда не осмелился бы отвергать себя или препятствовать своему счастью и своей личной свободе. Позволь мне любить себя и принимать себя, не осуждая, ибо, когда я сужу себя, то признаю себя виновным и вынужден наказывать себя.

Дав мне силу любить себя, позволь всем моим отношениям строиться на любви и уважении. Помоги мне избавиться от нужды говорить другим, как им думать и какими им быть. Позволь мне принимать тех, кого я люблю, такими, какие они есть, не осуждая, ибо, когда я сужу их и обвиняю их, я признаю их виновными и хочу наказать их. Помоги мне, Боже, возлюбить все, что сотворено Тобой вне всяких условий, ибо, когда я отрицаю Твое творение, я отрицаю Тебя.

Сегодня, Боже, дав мне силу любить себя, помоги мне начать мою жизнь заново. Помоги мне исследовать жизнь, дерзать и любить себя безусловной любовью. Позволь мне открыть свое сердце навстречу любви, что дана мне правом по рождению, чтобы мог я разделять её везде и всюду, куда бы ни отправлялся. Аминь.

(Молитвы. Единение с Творцом. Как жить в счастье и любви — Дон Мигель Руис)

Молитва об осознании

Семья как малая Церковь не может быть без молитвы и богослужения. Известные православные молитвы об укреплении ума и разума.

Господи, даруй просветление души и освободи от насильственного вмешательства невежественных сущностей, которые по указанию злой судьбы вторглись в разум (имя).

Господи, освободи (имя) от рокового вмешательства злой судьбы и очисти пространство души от удушья злобных мыслей, не дающих и не допускающих дитя Господня (имя) справиться с вихрями злобы.

Лай очистительный бальзам исцеления, который очистит разум и наполнит Светом Твоей Безграничной Любви, успокой волнение его (ее) души, пусть воспримет твой лечебный бальзам, как милость, исшедшую от Тебя, Господи.

Всех сущностей слабого ума собери, Господи, и в Свете Твоей Божественной милости излечи и в доброе имя преврати. Божественный Разум Света и Любви начерти в разуме (имя) и храни от всех невзгод и печалей в вечности. Вся слава Всевышнему. Аминь.

Молитва о просветлении разума к Ангелу-Направителю

Молитва Оптинских Старцев

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой Воле.

Господи, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня.

Господи, какие бы я ни получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая Воля.

Читайте так же:  Молитва Господу 99 имен

Господи, открой мне Волю Твою Святую для меня и окружающих меня.

Господи, во всех моих словах и помышлениях Сам руководи моими мыслями и чувствами.

Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня: старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу.

Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.

Господи, руководи моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать.

Господи, не допусти искушения, насылаемого извне и исходящего из несовершенного внутреннего моего, но ради Имени Твоего Святого Сам води и управляй мною.

Господи, просвети мой ум и мое сердце для разумения Твоих вечных и неизменных Законов, управляющих миром, чтобы я, единородный Свет от Духа Твоего, мог правильно служить Тебе и всем творениям Твоим.

Господи, благодарю Тебя за все, что со мною было и что еще будет, ибо твердо верю, что любящим тебя все содействует ко благу.

Господи, благослови все мои устремления к Свету и дела свершаемые, слова и помышления и удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков.

Категории

Следите за нашими новостями

Проси о милости осознания грехов и освобождения от них

Самое трудное для человека — самопознание. Только тот, кто совершенно не знает себя, может пребывать в убеждении, что все про себя знает или легко может познать и изменить. Нежелание себя познавать следует, чаще всего, из страха перед самим собой и всем тем, что кроется в человеке. Только непознанное и неопределенное вызывает чувство опасности. Существование во мраке неведения — трудно, оно рождает неуверенность. Появляется соблазн «закрыть глаза», чтобы не видеть самого себя. Создание иллюзий — становиться результатом закрывания глаз на правду.

Если человек еще не знает самого себя, то он, как правило, интуитивно нащупывает свои проблемы. Ощущает он также и то, что размышление над этими проблемами требует от него концентрации на них, ответственности и жертвы. «Закрыванием глаз» можно обманывать себя только до известного предела, потому что в нас всегда остается некий дух свободы, который не дает нам окончательно завраться. Именно к этой присутствующей в каждом человеке «незавравшейся» частице души взывает Иисус.

Мы не знаем себя до конца, потому что не стремимся познать всю правду. Границу между тем, чего человек не хочет и чего не может, в данном случае устанавливает он сам. Его возможности находятся в самой прямой зависимости от его желания. Когда мало хочешь, мало можешь, а отсутствие желания легко оправдать собственным объективным бессилием.

Молитва об осознании своих грехов является, прежде всего, просьбой об избавлении от усыпляющей «наивности» познания, которая убеждает человека в том, что «все в порядке». Это также просьба о мужестве, чтобы не испугаться и увидеть самого себя таким, каков я есть.

Бытие во мраке неведения, заставляющее нас искренне признать, что мы до конца не знаем себя, приводит к необходимости опираться на Бога и доверять Его могуществу. Он ведет меня в этом мраке. Он дает мне свет. «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной» (Пс 23, 4). Нежелание познавать себя и свою ситуацию вытекает, прежде всего, из неверия в спасительное действие Бога в человеческой жизни. Человек не верит в собственные силы, поскольку не верит во всемогущество действующего в жизни Бога.

Подобное нежелание нередко опрадывают доводами, вроде бы похожими на справедливые упреки:

«Для чего постоянно заниматься собой? Зачем возвращаться к прошлому? Не лучше ли подумать о Господе Боге?» Однако любая попытка противопоставить познание Бога и познание себя лишена смысла. «Мы знаем Бога настолько, насколько велико в нас познание себя, полученное через Него» (Томас Мертон).

Христианская духовность основана на глубоком осознании себя и своих грехов. Истинное обращение — первый шаг к истинной христианской жизни — начинается с познания человеком собственной неустроенности, которая заглушает и сводит на нет желание слышать и исполнять волю Бога. Человек, не стремящийся осознать себя, свое положение и почувствовать ответственность за него, не способен к духовной жизни.

Уже беглый анализ собственных грехов порождает в нас внутреннее ощущение того, что грех — это тайна, не познаваемая до конца. Потребность распознания грехов возникает от переживания беспомощности перед собственным злом.

Грех — это тайна для всех сторон человеческой личности.

Грех — это тайна, прежде всего, для наших чувств. По своей природе грех имеет духовный характер и не может быть выявлен с помощью одних лишь ощущений. Грех полностью удовлетворяет «ослепленные» его сладостью чувства, и они уже не могут оценить его вред. И участвуя в грехе, чувства воспринимают это как зло.

Хотя чувства и не дают возможность познать тайну греха, с их помощью мы можем сполна пережить его болезненные последствия. Ощущение «прелести» и «сладости» сменяется вскоре переживанием разочарования и обмана. Чувства познают грех не напрямую, а пробуя на вкус его горькие плоды. Рассмотрение грехов показывает, как «идол» чувственной сладости превращается постепенно в «демона» тоски и страдания.

Читайте так же:  Молитва на получение работы Господу Богу

В «Духовных упражениях» св. Игнатий Лойола использует для описания собственного греха сильный образ: «Взгляни на самого себя как на некую рану или нарыв, из которого вытекает столько грехов, столько мерзостей, как отвратителен этот яд». С помощью этого сравнения святой Игнатий показывает нам связь между грехом и страданием.

Грех — это тайна и для нашей эмоциональной сферы. Все совершаемые нами грехи эмоционально привлекательны, ибо сама природа греха коренится в незрелой или израненной эмоциональности. Именно в силу такого несовершенства мы пытаемся отыскать в грехе источник добра и счастья. Только человек эмоционально зрелый, ясно осознающий связь между грехом и страданием, способен ощутить вред греха и отвращение к нему.

Истинное обращение возможно только тогда, когда человек отрекается от греха и от его привлекательности. Привлекательность греха связана с соблазном того, что грех может принести радость и счастье. Кроме самого греха человек должен вырвать из сердца привязанность ко злу, глубоко укорененную в болезненной эмоциональности.

Грех непознаваем также интеллектуальной и духовной сферами. Это происходит потому, что тайна греха тесно связана с тайной Бога. Мы в равной степени не можем постичь умом нашу связь с Богом и грех, разрушающий эту связь.

«Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих» (Пс 42, 8). Только осознание всей непознаваемости тайны Бога может вызвать осознание глубины греха. Его тайна, как в зеркале, отражается в тайне Бога. И, следовательно, лишь мистики, пристально вглядываясь в умонепостигаемое, наиболее полно познают грех. Только абсолютное познание Бога ведет к подлинному пониманию греха. В душпастырской практике нередко приходится встречаться с беспомощностью в осознании собственного зла людьми, равнодушными к вере. Они приступают к таинству исповеди, тяготясь лишь внешними обстоятельствами, а не руководствуясь внутренними установками. Слабая вера открывает человеку лишь «малые» грехи. Отсутствие веры рождает убеждение в собственной безгрешности. Только сильная вера помогает увидеть подлинные размеры содеянного зла.

Что содержит в себе просьба об осознании грехов? Во-первых, желание понять то, что грех является причиной несчастья и несет с собой бцлъ, страдания и смерть. Речь идет не только о рассудочном понимании или эмоциональном переживании этой истины. Прося об осознании грехов, мы хотим обнаружить действительную связь между нашим злом и нашим страданием. Большинство человеческих горестей — это отнюдь не возложенный Богом крест, а всего лишь горький плод наших грехов. В такой ситуации Бог не может нам помочь, поскольку уважает свободный выбор человека.

Говоря о грехах, мы имеем в виду не столько отдельные факты, но, прежде всего, неупорядоченность жизненных принципов и привычек, глубоко осевших в нашей природе, но до конца непознанных.

Ни один человек не хочет себе зла. Мы решаемся совершить грех, потому что усматриваем в нем добро. Ослепление злом состоит в нашей неспособности осознать тесную связь между нашими грехами и страданиями. Чтобы не увидеть этой связи и не оказаться «принудительно обращенным», человек перекладывает ответственность за свои грехи на внешние обстоятельства — на окружающих, на всю современную цивилизацию, а порой и на Господа Бога.

Однако грешим мы не только против себя, но против Бога и ближнего. Грех ранит Творца, поскольку затрагивает Его любовь к творению. Страсти и смерть Бога-человека — лучшее свидетельство того, насколько сильную боль грех причиняет любви Небесного Отца к сынам человеческим.

Познать свой грех — значит понять, что избавиться от него и избежать его разрушительных последствий — не в наших силах. Только Бог властен над трагическими следствиями греха. Сам человек искупить свой грех не может. Познание греха это осознание необходимости Божией милости.

Просьба о познании грехов выражает также желание увидеть тесную связь между собственным злом и страданиями ближних. Каждый грех, даже самый личный, ранит не только грешника и любовь Бога к нему, он ранит всех, кто грешника окружает. Это относится не только к тем, которые по своей форме затрагивают ближних, но ко всем абсолютно.

Каждый грех замыкает человека на нем самом, делает эгоцентричным, лишает смирения и таким образом влияет на отношения с близкими. Человек, закрытый в своем грехе, не способен на жертвенность и альтруизм, даже если хочет по-настоящему любить ближних. Только через победу над своим грехом человек делается способным истинно любить Бога и других людей.

Полное осознание греха достигается не одноразовым усилием, а только в результате некоторого процесса. Оно приходит постепенно, по мере нашего взрастания в свободе и доверии Богу.

Видео (кликните для воспроизведения).

Познание греха, как и познание Бога, не только плод нашего труда, оно становится также плодом полученной нами благодати. Отсюда и слова святого Игнатия: «Проси благодать познания грехов». Полученная благодать «сотрудничает» с человеческими усилиями. Познание грехов это дар, а Бог всегда посылает дары вовремя. Надо только просить и верить, что Бог пошлет этот дар, пошлет потому, что грех Ему неугоден.

Молитва об осознании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here