Молитва о принятии правильного решения при разводе

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва о принятии правильного решения при разводе - в подробном и точном описании.

Развод по-христиански?

В Евангелии от Матфея есть строки, о которые сегодня больно ушибаются многие: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано (Мф.19, 3-11).

Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета! Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие?

И ненормальное нормально…

Фото Артема Коренюка

Иногда сравнивают современное отношение к браку с тем, которое было относительно недавно, например 100–150 лет назад, и удивляются переменам, произошедшим во взглядах людей. Чем же они вызваны? Причина их в том, что в общественном сознании брак перестал быть абсолютной ценностью. За время советской власти, да и вследствие так называемых революций и войн — экономических, сексуальных, информационных — само сознание человечества очень сильно изменилось, можно сказать, что оно разрушилось за этот период. Многие незыблемые и адекватно воспринимаемые понятия были в связи с этим переоценены, в том числе и понятия брака и семьи. То, что в XIX веке никому и в голову не могло прийти, что было табуировано сознанием, сейчас принимается легко и естественно. Человек свободно идет туда, где раньше полагался предел — прежде всего Евангелием. Сегодня люди приходят в Церковь с сознанием, воспитанным страшным ХХ веком, и это сознание превратилось уже в подсознание. На определенных этапах оно становится двигательной силой, вытесняя христианское мироощущение, уже открывшееся человеку, но еще не захватившее его полностью, не сделавшее его своим.

Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность». Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне. Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас. Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит.

Не хочу преувеличивать, говоря, что до революции все было так хорошо — сплошное благочестие, а сейчас времена такие плохие: если бы это было так, тогда бы мы до сих пор жили «до революции». Понятно, что не все было хорошо, а многое было совсем плохо, но, однако же, сознание людей отличалось от сегодняшнего.

Расторгнуть нельзя. Только разрушить

В каких случаях допускается развод? Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца. По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить.

Посему канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. Потому что супружеская измена — это та убийственная сила, которая может все уничтожить. Это то, о чем Христос говорит как о наиболее весомом обстоятельстве, которое может разбить любовь, а значит, и семью до основания, когда от нее уже ничего не остается. И тогда пострадавшая сторона может отпустить вторую половину, так как между ними уже нет того, что их может связывать. Даже насилие в семье — не причина развода, а свидетельство того, что брака как такового уже давно нет.

Хотя, конечно, известны случаи, когда даже супружеская измена не приводит к разводу; брак сохраняется, несмотря на такое тяжелейшее испытание грехом. И покаяние человека — с одной стороны, прощение — с другой могут восстановить уже, казалось бы, сломанные отношения. Это говорит о том, что и прелюбодеяние не всегда повод к тому, чтобы расставаться.

Читайте так же:  Сильные молитвы от зависти

Можно сказать, что все, приведенное в канонах или обозначенное Синодальными решениями (за последнее столетие), фиксирует не столько процедуру развода, сколько распад самого брака, его несостоятельность. А вот причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Самая большая проблема нашего времени — проблема психических повреждений, причем в разной степени: заметных, малозаметных, воспринимаемых просто как форма поведения, даже поведения религиозного. Смещение целых пластов общественного сознания, происшедшее за последнее столетие, повредили очень многих людей,— тех, которых раньше общество держало в состоянии более-менее стабильном и адекватном.

Бурное развитие тоталитарных сект стало возможным только благодаря появлению в огромном количестве садомазохистов. Ведь они нуждаются в подобных организациях. Мазохисту нужен жесткий лидер, который всячески уничтожал бы его и унижал. А человеку с садистическими наклонностями нужен тот, кого он мог бы давить, над кем он мог бы издеваться. И они друг друга находят. К сожалению, это и в Церкви существует, и в огромных количествах, просто мы не умеем трезво на это взглянуть, честно назвать все своими именами. Меж тем понять, с чем мы имеем дело, просто необходимо. Тем более что и в семье мы тоже можем столкнуться с подобными вещами. Поэтому священнику необходимо знать, какие бывают патологии, как устроена человеческая психика. Для этого нужно, чтобы в семинариях были прочитаны серьезнейшие курсы по психологии и психиатрии. Да еще и каждый священник сам должен быть серьезно проверен на этот счет.

Была без радости любовь…

Но все-таки в большинстве своем браки рушатся не по таким серьезным и явным причинам, а по обыденным и бытовым, причем как невенчанные, так и венчанные. Подчас просто от того, что людям скучно друг с другом. Потому что они или изначально не были близкими, или не сумели сохранить любовь. Современное сознание успокаивает разводящихся супругов: «Никто не виноват, просто вы не сошлись характерами» и т. д. Но когда исчезает любовь — люди ответственны за это. Ведь сама по себе она не умирает. Просто ее не берегут, и она не сохраняется. А любовь надо поддерживать, как огонь, в который кладут дрова, чтобы он не потух.

Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны.

Долготерпит, не раздражается — когда теряются эти свойства любви, то что угодно может произойти с браком. Любовь не ищет своего, а в браке люди часто ищут именно своего: дай, принеси, приготовь, почему не так постирала, почему не то сделала. Или: почему так мало денег принес, почему ты делаешь то и не делаешь это, почему ты мне не помог. И начинается дележка: кто кому должен. Когда вопрос ставится: ты должен мне, а не наоборот: я всегда должен тебе, тогда и уходит любовь. Тогда люди стремятся расстаться и начать все заново с кем-то другим.

Что Церковь может сделать, чтобы предотвратить такие браки без любви? Надо создать, причем законодательно (как обязательное для исполнения в каждом приходе), своего рода «защитное поле для брака» — испытательный срок до венчания, некую катехизацию, чтобы людей к браку подготовить, дать им возможность и время присмотреться друг к другу, пройти определенный путь в Церкви через общую молитву, участие в богослужении. Тогда многие браки и не состоялись бы. У меня в приходе было несколько таких случаев: люди симпатичные, очень верующие, нравятся друг другу, желают вступить в брак. Говоришь им: «Хорошо, давайте так: помолитесь, походите друг к другу в гости, поезжайте вместе в паломничество…». Смотришь, а через три-четыре месяца они «остаются лишь хорошими друзьями». И слава Тебе, Господи.

Подводные камни православных браков

Итак, первая опасность — браки по легкомыслию. Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности. «Господи, я молюсь Тебе об этом! Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж! «Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!». Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что «вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться». Это так называемые «браки по послушанию». Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи. Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми. Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле? Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им. И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения? Да, по большому счету, никаких. Радости большой в этих браках нет.

Читайте так же:  Молитва Св Серафиму Саровскому

Расставаться или нет?

Один из русских классиков сказал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И это несчастье всегда имеет множество выражений и оттенков. Поэтому невозможно назвать однозначно повод (входящий ли, нет ли в каноны или Синодальные постановления), достаточный для развода, потому что названный сам по себе, отдельно от ситуации, он никогда не будет звучать достаточно убедительно. Оправданно говорить что-то только в контексте конкретного случая. Слишком тонкий вопрос: взаимоотношения в браке.

Но развод, как, например, и аборт,— те случаи, которые священник вообще не может благословлять, поскольку это в принципе противоречит Евангелию. Он не может даже советовать, но может сказать так: если ты считаешь, что так нужно, делай так. Он может, скажем, не противодействовать, а оставить это решение на волю самого человека.

Но есть одно правило на все случаи жизни. Если семейный корабль дал течь, то супругам надо прежде всего подумать над вопросом: можно ли вообще сохранить семью? И если да, то каким образом? Если есть хоть какой-то шанс восстановить брак, то его, конечно, надо использовать. Это возможно при условии ясного видения причин разлада, искреннего раскаяния и желания сохранить семью. Но, к сожалению, чаще всего человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то они и рассматривают разрушение взаимоотношений как уже свершившийся факт.

Фото А. Леонтьева

Но, с другой стороны, вряд ли нужно стремиться сохранить брак, если один из супругов активно и явно влечет остальных членов семьи в погибель, в геенну огненную, в преисподнюю. Тогда, наверное, стоит решать вопрос о разводе, ради сохранения и спасения детей, да и всех домочадцев.

Конечно, жизнь многообразна и многосложна, она не вмещается в схемы. Это надо четко понять, соотнести с нашим временем, с современным сознанием. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Сейчас люди нередко даже не понимают того, что послужило причиной развала их семьи. Поэтому Церковь колоссально снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» — по сути, это, без сомнения, правильно. Но реальность остается реальностью, и человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к подвигу, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно. Говорить об ответственности и долге тоже оказывается бесполезным. Эта проблема, по большому счету, неразрешима. Сегодня Церковь не может подвести законную (каноническую) базу под бракоразводный процесс, потому что хотя и есть утвержденные основания для расторжения брака, о которых мы говорили выше, но в большинстве своем супружеские союзы распадаются по иным, не подпадающим под каноны, причинам.

Да, нельзя исправить мир и вернуться туда, откуда пришли, но можно, общаясь с каждым конкретным человеком, пытаться в нем что-то преобразить, затормозить или удержать в узде. Для этого нужно, по крайней мере, понимать, кто он, современный человек, и что в нем есть.

Мы сейчас переходим в новую эпоху, а что она принесет — пока непонятно. Компьютерный виртуальный мир уже сдвинул новый пласт сознания общества — жизнь в блогах, не имеющая ничего общего с реальностью, бурлящий мир сериалов, реклама безнравственности — все это сейчас окончательно разрушает ту социальную атмосферу, которая может защитить супружеские отношения. Поэтому семья в современном мире может держаться только на настоящей, серьезной, ответственной любви, когда люди действительно уверены, что любят друг друга, и что за эту любовь они будут бороться и нести ее до конца. А иначе в супружестве и смысла нет.

Записала Татьяна Бышовец

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Православная молитва о принятии правильного решения по воле Божьей

Какие молитвы нужно читать, чтобы принять верное решение если сомневаешься, чтобы принять правильное решение

Господь Вседержитель, приди мне, Божьей рабе (имя), в помощь. Направь меня на верный путь, помоги принять верное решение (в том-то и том-то). Матушка Заступница, Споручница грешных! Приди мне, Божьей рабе (имя), в помощь. Направь меня на верный путь, помоги принять верное решение (в том-то и том-то). Святая (имя вашей святой), приди мне, Божьей рабе (имя), в помощь. Моли Господа нашего и Его Пречистую Матерь о спасении моем, помоги и подскажи принять верное решение (в том-то и том-то).

Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, настави меня на путь спасения и принятия верного решения (в том-то и том-то).

Молитва о принятии правильного решения при разводе

Здравствуйте, у вас 0 записок 0 Р

  • Главная страница
  • Молитвы с просьбой о помощи
  • Для Здравствующих
  • Молебен о принятии правильного решения
Молитвы с просьбой о помощи Молебен о принятии правильного решения

Здесь Вы можете заказать молебен Господу Богу, Богородице и святым угодникам перед тем, как принять важное решение в своей жизни.

Места исполнения треб и молебнов:

— Молебен ко Господу Иисусу Христу у частицы Его ризы в Вознесенской Давидовой Пустыни;

— Молебен у иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» в Свято-Даниловом мужском монастыре;

— Молебен у святых мощей блж. Матроны Московской в Покровском монастыре;

— Молебен у святых мощей свт. Спиридона Тримифунтского в Свято-Даниловом мужском монастыре;

— Молебен у святых мощей преподобного Амвросия Оптинского в Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни.

С кем посоветоваться человеку в моменты, когда терзают сомнения, перед ним стоит важный выбор, а советы близких или не успокаивают, или приводят в еще большее смятение? Конечно же, с Богом и Его святыми. От правильного выбора будет зависеть, как сложится наша жизнь в ближайшем или даже отдаленном будущем. Возможно, мы хотим понять, кого выбрать себе в спутники жизни, куда устраиваться на работу, стоит ли соглашаться на то или иное предложение, совершать покупку, продолжать общение с человеком… Каждый день мы встаем перед незначительным или серьезным выбором.

Читайте так же:  Молитва Святому Сергию

Только надо помнить, что решение может быть, как это принято говорить, от лукавого. Человек может быть свободным, лишь находясь под опекой Бога. А вот без нее в жизнь неизбежно вторгается враг рода человеческого, пытаясь всячески навредить нам. Бог же любит человека, и желает ему добра. Поэтому, не остается сомнений, кого брать себе в советчики.

Существенную помощь может оказать молебен о принятии правильного решения. В таком типе молитвы мы испрашиваем у Бога через святых помощи в том, чтобы разобраться в ситуации и сделать нужный выбор. Гласа с небес ожидать не нужно (хотя и такое бывает!), но однозначно можно сказать, что Бог не оставит. Множество историй подтверждает, что после молебен о принятии правильного решения в жизни людей происходили события, которые сами складывались в пользу того или иного выбора. Да и на душу ложилось некое отчетливое понимание казавшейся неясной ситуации.

Во время земной жизни блаженная Матрона Московская часто принимала у себя людей, искавших помощи в принятии решения. Особенно ярко это проявилось после Великой Отечественной Войны, когда люди не понимали, как дальше жить. Многим святая дала направление, молясь и ободряя упавших духом.

Таков был и старец Амвросий Оптинский. К нему за советом приезжали даже Достоевский и Толстой, люди, которых и по наши дни считают не просто писателями, а философами, направляющими умы людей. Но даже этим светилам мысли требовались советы куда более серьезных наставников, имеющих крепкую связь с Богом. Поэтому встав перед важным выбором, обязательно подайте записку на молебен о принятии правильного решения.

Требы совершаются в Вознесенской Давидовой Пустыни, Даниловом и в Покровском монастырях у мощей святых.

Места исполнения треб и молебнов:

— Молебен ко Господу Иисусу Христу у частицы Его ризы в Вознесенской Давидовой Пустыни;

— Молебен у иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» в Свято-Даниловом мужском монастыре;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Молебен у святых мощей блж. Матроны Московской в Покровском монастыре;

— Молебен у святых мощей свт. Спиридона Тримифунтского в Свято-Даниловом мужском монастыре;

— Молебен у святых мощей преподобного Амвросия Оптинского в Свято-Вознесенской Давидовой Пустыни.

С кем посоветоваться человеку в моменты, когда терзают сомнения, перед ним стоит важный выбор, а советы близких или не успокаивают, или приводят в еще большее смятение? Конечно же, с Богом и Его святыми. От правильного выбора будет зависеть, как сложится наша жизнь в ближайшем или даже отдаленном будущем. Возможно, мы хотим понять, кого выбрать себе в спутники жизни, куда устраиваться на работу, стоит ли соглашаться на то или иное предложение, совершать покупку, продолжать общение с человеком… Каждый день мы встаем перед незначительным или серьезным выбором.

Только надо помнить, что решение может быть, как это принято говорить, от лукавого. Человек может быть свободным, лишь находясь под опекой Бога. А вот без нее в жизнь неизбежно вторгается враг рода человеческого, пытаясь всячески навредить нам. Бог же любит человека, и желает ему добра. Поэтому, не остается сомнений, кого брать себе в советчики.

Существенную помощь может оказать молебен о принятии правильного решения. В таком типе молитвы мы испрашиваем у Бога через святых помощи в том, чтобы разобраться в ситуации и сделать нужный выбор. Гласа с небес ожидать не нужно (хотя и такое бывает!), но однозначно можно сказать, что Бог не оставит. Множество историй подтверждает, что после молебен о принятии правильного решения в жизни людей происходили события, которые сами складывались в пользу того или иного выбора. Да и на душу ложилось некое отчетливое понимание казавшейся неясной ситуации.

Во время земной жизни блаженная Матрона Московская часто принимала у себя людей, искавших помощи в принятии решения. Особенно ярко это проявилось после Великой Отечественной Войны, когда люди не понимали, как дальше жить. Многим святая дала направление, молясь и ободряя упавших духом.

Таков был и старец Амвросий Оптинский. К нему за советом приезжали даже Достоевский и Толстой, люди, которых и по наши дни считают не просто писателями, а философами, направляющими умы людей. Но даже этим светилам мысли требовались советы куда более серьезных наставников, имеющих крепкую связь с Богом. Поэтому встав перед важным выбором, обязательно подайте записку на молебен о принятии правильного решения.

Требы совершаются в Вознесенской Давидовой Пустыни, Даниловом и в Покровском монастырях у мощей святых.

Молитва

Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем)

«Отче, — спросил я затворника, — я полагаю, что самая лучшая и единственно верная молитва это: “Да будет воля Твоя”. Что вы думаете об этом?»

«Я вполне согласен с тобой, Сереженька. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».

«Но как узнать — что есть Божия воля о нас?»

«Здесь есть три пути, — сказал отец Михаил. — Первый — это когда сами обстоятельства нашей жизни показывают нам, куда идти и что делать. Говоря в общем, следует избегать всего того, что лишает нас мира души: людей, книг, писем и занятий, порождающих в нас религиозные сомнения, уныние, обмирщение, гордость, — в то время как всё то, от чего возрастают вера, смирение, милосердие и утверждается мир в душе, должно быть поддерживаемо и развиваемо. Бывают, однако, обстоятельства, когда трудно решить, что делать. В таком случае самое лучшее — это получить совет нашего старца; но если у нас никакого старца нет, то мы можем посоветоваться с нашим духовником, или с любым священником, или даже с благочестивым и опытным мирянином. Мы, однако, не должны открывать душу всем, но только тем, кому доверяем и о ком знаем, что они люди Божии. И мы должны, конечно, помолиться Богу, чтобы Он показал бы нам Свою волю.

Читайте так же:  3 главные молитвы в православии

Преподобный Варсонофий учит нас, что если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется — хотя бы немного — решение нашего сердца. А затем уж — соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода, подражая Господу, трижды за одну ночь молившемуся в Гефсимании — одними и теми же словами. Отцы учат нас: если мы [почти уже] верим, что наше решение соответствует воле Божией, но все же еще испытываем некоторые сомнения, то мы должны помолиться особенно усердно. И если в течение этой молитвы сердце наше все более и более склоняется к одному решению, а сомнения одновременно уменьшаются, то мы и должны воспринять это как знак того, что мы дейст-вуем в согласии с волей Божией. В конце концов сомнения исчезнут совершенно, и мы останемся с одним-единственным и ясным решением.

В некоторых особых случаях допустимо метание жребия. Апостолы прибегли к этому при избрании апостола, заменившего Иуду. Так же поступили и при выборах Патриарха Московского Тихона. Я и сам однажды применил этот способ, когда мне не с кем было посоветоваться. То, что принятое решение было правильным, [потом] подтвердилось, хотя на тот день это трудно было себе представить».

Как принять правильное решение для себя-развестись или сохранить отношения ?

Как принять правильное решение для себя-развестись или сохранить отношения ?

Статистика разводов 2011 года говорит о том, что количество разводов на 1000 человек увеличилось на 4,4% по сравнению с 2010 годом и каждый десятый брак в России распадается. Надо постараться свести к минимуму связанные с бракоразводным процессом переживания, отрицательные эмоции, страдания, проблемы.

На всем протяжении развития психологической науки в России демографы и социологи анализировали семьи на различных стадиях неблагополучия брака, пытаясь выявить характерные особенности. Сложность анализа сегодня заключается в появлении новых моделей семьи:

патриархальный традиционный тип;

Психология развода и послеразводные взаимоотношения бывших супругов в большой степени зависят от того, к какому типу относилась их семья, так как линия поведения после развода в целом сохраняется. С психологической точки зрения развод это изменение баланса сил, поддерживающих или разрушающих брак. Таким образом, когда таких разрушающих факторов, как взаимная неприязнь, апатия и раздражение, становится больше, семья распадается. После чего бывшим мужу и жене нужно пережить психологический развод, чтобы освободить свое сознание для поиска нового партнера. Во время психологического развода человеку нужно преодолеть угнетенное состояние, начать доверять себе, чувствовать автономию от бывшего супруга и готовность к новым отношениям.

К сожалению, люди очень плохо себе представляют, как быть, если любовь не сложилась. Мы искусственно затягиваем любовный союз, потому что не умеем поставить точку. Связь тянется, тянется, мы все надеемся на чудо, мечтаем, что однажды утром проснемся и все опять будет чудесно, как раньше. Увы, такого, как правило, не происходит.

Неготовность пары к семейным отношениям. Брак – это умение выслушать супруга и понять его, подстроится под его настроение, научиться чувствовать малейшие в нем колебания. Многие женщины/мужчины не хотят и не умеют этого делать, не готовы идти на компромиссы и искать общее решение возникающих по мере совместного проживания вопросов. Кроме того, семья строится не только на любви, которая присутствует до брака. Семья – это еще и ответственность, взаимное уважение и понимание. Когда любовь поутихнет на фоне семейных будней, обязательно должны остаться чувство дружбы и теплоты к партнеру, а если их нет, то и смысла в совместном проживании супруг/супруга или оба сразу не видят, что становится причиной для развода.

Несовместимость взглядов и характеров. Одним из главных условий совместного комфортного проживания является общая заинтересованность супругов тем или иным делом, темой, общими принципа воспитания ребенка и др.. Часто такая несовместимость становится результатом того, что супруги являются представителями разного круга общения, разных вероисповеданий или разных народностей. Как только два противоположных полюса начинают сталкиваться регулярно, заканчиваясь при этом ссорами и скандалами, возникает вопрос: зачем и далее сохранять брак, если ничего хорошего он не несет?

    брак по расчету, созданный на основе материальной заинтересованности одного из супругов;

нехватку денег в семье в случае небольших заработков;

больший доход у жены – мужчины очень чувствительны к ситуациям, когда женщина больше обеспечивает финансово семью..

Пагубные привычки одного из партнеров: алкоголизм, наркомания, болезненное пристрастие к азартным играм в большинстве своем присуще мужчинам, но подвержены таким состояниям женщины в том числе. И ни те, ни другие долго пагубные привычки ,даже когда-то любимого человека ,терпеть не будут.

В современных исследованиях делаются попытки проанализировать причины супружеской неверности. Приведу одну из самых распространенных классификаций:

Новая любовь. Эта причина супружеской неверности характерна для браков, где любовь была незначительной или вовсе отсутствовала (рассудочные, рациональные или вынужденные браки, основанные на выгоде, страхе одиночества).

Возмездие. При помощи измены реализуется желание отомстить за неверность супруга, чтобы восстановить чувство собственного достоинства.

Поруганная любовь. В брачных отношениях отсутствует взаимность. Один из супругов страдает от неприятия его любви, безответственности чувства. Это побуждает утолить чувство в другом партнерстве, где возможна взаимность. Иногда изменяющий сам не любит нового партнера, но откликается на его чувство, сочувствует безответно любящему его человеку.

Поиск новых любовных переживаний, как правило, характерен для супругов со значительным стажем, когда чувства поблекли. Либо в семьях с такой нормалью, когда от жизни берется все возможное. Вариантом может быть подражание “красивой жизни” зарубежных образцов, сексуальной свободе.

Воспоминание. С помощью супружеской неверности человек компенсирует недостаток любовных отношений, который возникает из-за влияния длительных разлук, болезни супруга и иных ограничений на полноту любви в браке.

Читайте так же:  Молитвы иудеев на русском

Тотальный распад семьи. Измена здесь – фактически результат создания новой семьи когда первая семья воспринимается жизнеспособной.

Измена любым человеком переживается как личная трагедия, и многими воспринимается как самое настоящее предательство. И как жить с этим предательство дальше, доверяя человеку – неизвестно. Простить измену для многих, и в особенности мужчин, не представляется возможным, и находится единственный выход из ситуации – развод.

Cексуальная несовместимость. При чем речь идет не о физической несовместимости, а о разности в темпераментах, о невнимательности и охладевании друг к другу. Для решения проблемы сексуальной у семейной пары всегда есть возможность обратится за помощью к сексопатологу, но многие считают это постыдным для себя, не находят на посещение специалиста ни времени, ни желания. Что в итоге и становится одной из причин последующего развода.

Для успешного преодоления постразводной депрессии существуют различные методики психологической помощи. Однако, как показали исследования, супруги в кризисной ситуации по поводу развода предпочитают в первую очередь искать совета у матери, друзей и отца. Лишь в 10% случаев они обращаются к психологам, психотерапевтам и юристам.

Как попытаться сохранить отношения?

1. Обсуждайте с партнером все свои чувства и мысли. Не надейтесь только на советы подруг. Ваш партнер имеет право знать, что вы думаете о вашем браке, имеет он право знать и о ваших мыслях по поводу развода. Чем откровеннее вы с партнером, тем больше у вас шансов решить общие проблемы и сохранить любовь — или же разойтись с миром. Не ждите, пока вам окончательно все станет ясно самой, не вываливайте на партнера ваше решение неожиданно. Делитесь с ним чувствами и мыслями по мере их возникновения.

2. Пусть дети тоже обо всем знают. Если вы не говорите о своих чувствах с детьми, они все равно догадаются о вашем настроении, но будут считать, что во всем виноваты они сами. Дети испытывают гораздо больший страх, когда вы сообщаете им слишком мало информации, даже если эта информация неприятна. Пусть дети знают, что мама и папа несчастливы и думают над тем, как сделать, чтобы всем опять было хорошо. Вы не представляете, как много любви и поддержки могут вам оказать дети в такой ситуации. Когда ребенок чувствует, что его подключают к решению проблемы, он получит гораздо меньшую травму.

3. Обращайтесь за помощью к близким. Бывает очень нелегко делиться своими несчастьями с окружающими, каждый из нас хочет выглядеть сильным и удачливым. Но вы, оказавшись в подобной ситуации, нуждаетесь в любви и поддержке. Поэтому советоваться с друзьями и родственниками, конечно, нужно. Не обязательно принимать их советы на вооружение, но забота и участие вам не помешают. Неплохо было бы также обратиться к семейному психологу.

Психологическая помощь при разводе включает в себя беседы с психологом, психосоматическую коррекцию, ориентацию и выбор правильного направления в жизни после развода.

Психологическая помощь семье, переживающей развод, определяется динамикой самого процесса и может принимать различные формы:

индивидуальное консультирование (терапия);

супружеское консультирование (терапия);

групповая терапия для разводящихся супругов и детей;

семейное консультирование (терапия).

Развод относится к категории потери, и с этой позиции работа с разведенными партнерами сходна с той, которая проводится с людьми, пережившими утрату. Могут быть рекомендованы следующие этапы работы:

  1. Работа с чувствами обиды, отчаяния, злости, вины и т. д., испытываемых супругом (супругами).
  2. Выявление фрустрированных потребностей, стоящих за предъявляемыми чувствами, и поиск способов их удовлетворения с учетом изменившейся ситуации. Так же работа с разделением ответственности со своим супругом.
  3. Предоставление права испытывать негативные эмоции к супругу, позволить переживать эти эмоции. Переосмысление и позитивная реинтерпретация полученного опыта.
  4. Поиск внутренних ресурсов супруга (супругов) и построение планов на будущее. Принятие позитивной части эмоциональных отношений с супругом. Развитие способностей принимать себя и супруга такими, какие они есть. Выбираются те концепции, которые можно передавать детям и те, которые нельзя.
  5. Оказание помощи в семейной реорганизации.
  6. Совместное проживание супругов с родителями.
  7. Бесплодие пары или, наоборот, рождение ребенка в первый год совместной жизни.
  8. Длительное проживание супругов друг от друга (например, по причине частых разъездов (командировок)).

Психологическая помощь состоит из разъяснения клиентам стадийность негативного развития отношений, определить на какой стадии на пути к разводу они находятся, выявить их ошибки и разработать программу преодоления кризиса. Определённые возможности восстановления взаимоотношений остаются на всех стадиях по пути к разводу. Однако, шансы эти уменьшаются с углублением кризиса. Здесь наблюдается та же закономерность, что и при развитии заболевания — чем раньше распознана болезнь, чем раньше начато лечение, тем легче достигается полное восстановление здоровья.

Работа психолога наряду с усилиями по сохранению брака состоит и в вычленении случаев когда развод является наиболее оптимальным выходом из кризисной ситуации в семье.

Психологическая помощь при этом представляется крайне необходимой. Разрабатываемые в таких случаях программы предусматривают интересы детей и интересы клиентов, давая им возможность выйти из развода с наименьшими потерями для здоровья и сохранить себя, как личность, для дальнейшей полноценной жизни и создания новой семьи.

В случаях воссоединения расширенной семьи после развода терапевтическое вмешательство направлено на реорганизацию внутрисемейных границ и разделение обязанностей между родителем и прародителями. Например, прародитель заботится о ребенке в отсутствие родителя, но возвращает ему эти функции после возвращения последнего.

Видео (кликните для воспроизведения).

И в заключении, хотелось бы сказать, если у вас есть сомнения , нерешенность в отношениях — остаться или уйти, вы можете обратиться в Психологический Центр «Свентана» лично и /или записаться на Online занятия к детскому или семейному психологу, которые обязательно помогут решить ваши проблемы.

Молитва о принятии правильного решения при разводе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here