Молитва никона воробьева

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва никона воробьева - в подробном и точном описании.

Игумен Никон (Воробьев)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «Люди Божии» вышла книга «Игумен Никон (Воробьев)».

Книга посвящена игумену Никону (Воробьеву; 1894–1963), подвижнику ХХ века, исповеднику веры Христовой, известному старцу, духовнику. Став монахом в годы закрытия монастырей, он до конца своих дней подвизался на приходе. Пережил арест, заключение, ссылку в сибирских лагерях. Жил как аскет, относясь себе со всей строгостью, а к окружающим — с любовью.

Стяжал непрестанную Иисусову молитву и дар духовного рассуждения. Его советы о духовной жизни основаны на святоотеческом наследии и подкреплены личным духовным опытом.

Игумен Никон (Воробьев) говорил: «Слишком огорчаться внешними трудностями — признак маловерия; слишком огорчаться внутренними — признак гордости».

Говорил еще: «Не будет никаких собственных подвигов у ищущих Царствия Божия. Спасаться же будут только терпением скорбей и болезней. Почему не будет подвигов? Потому что не будет в людях смирения, а без смирения подвиги принесут больше вреда, чем пользы, даже могут погубить человека, так как они невольно вызывают высокое мнение о себе у подвизающихся и рождают прелесть».

Книгу можно приобрести:

· в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)

· в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)

· в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Как не бояться скорбей? – игумен Никон (Воробьев)

Дорогой … ! Мир тебе!

Мы уже соскучились по тебе, как твои дела? Ты не придавай значения, если к тебе будут относиться «пристрастно». Ты вступаешь в жизнь все дальше и дальше, а люди все – падшие существа.

Игумен Никон (Воробьев)

Это падение не может не сказаться на отношениях к окружающим. Вот почему, между прочим, Господь сказал ученикам: Се посылаю вас, как овец среди волков, будьте мудры…, но Се Аз с вами есмь во вся дни.

С одной стороны, нужна и своя мудрость, и осмотрительность, но главное – постоянное обращение за помощью к невидимому плотским человеком, но видимому духом Господу, обещавшему всем надеющимся на Него, что и «волос с головы их не падет без воли Его».

Уповая на Него, апостолы все претерпели, но победили мир – небольшое количество овец победило несметные стада волков. Разве это не доказательство силы и промышления Божия? Однако Господь вчера и днесь той же и во веки. Обращайся во всех скорбях и затруднениях к Господу, и Той тя препитает.

Всегда, при любой спешке, можно мысленно обратиться к Господу и сказать: Иисусе Христе, помилуй мя; Господи, будь милостив ко мне, грешному; или, как говорит Варсонофий Великий, хоть вспомни, что есть всевидящий Господь, видящий тебя, и этого достаточно, чтобы выйти из трудного положения.

А когда скорбь придет и молитва не даст облегчения, то не унывай, не ропщи и не придавайся неверию; а помни, что без скорбей нельзя спастись, нельзя даже приобрести опыта житейского.

Но вера и молитва делают то, что скорбь приносит огромную пользу, а без молитвы может привести к ропоту, маловерию, вреду душе и телу. Вот почему и надо научиться быть всегда с Богом, а Он всегда с нами. С нами Бог! Разумейте языцы (страсти, бесы, падшие люди – орудия бесов) и покаряйтеся, яко с нами Бог!

Я открыл свое объяснение «Троицы» Рублева. Приедешь – расскажу. Уверен в правильности. Не знаю, есть ли где такое объяснение. У Алпатова нет, хотя он и близко подходит.

Пиши, как твои дела, как у В. Не скорби при неприятностях: Возверзи на Господа печаль… и проч.

Отмечай на письме, когда получишь и цел ли конверт. Очень народ стал ненадежный. Ждем от тебя писем.

Игумен Никон (Воробьев). Письма студентам Московской Духовной Академии. Письмо пятое.

Игумен
Никон (Воробьёв)

о « молитве Иисусовой »

Об Иисусовой молитве

«Душа молитвы — внимание.
Как тело без души мертво, так и молитва без внимания — мертва.»

(Свт. Игнатий (Брянчанинов) Т. 1. С. 134)

Постоянное внимание себе, нежелание беседовать и смотреть на греховные, даже и пустые мысли и картины, и призывание от всего сердца имени Иисуса Христа — может возвести человека на высокую ступень духовной лестницы. Многие так научились сердечной молитве Иисусовой [ С. 78 ].

После пришествия Спасителя и Его страданий молитва мытаря святыми Отцами заменена молитвой Иисусовой. Смысл один и тот же [ С. 107 ] .

… Хвалю за молчание, которому недостаточны никакие похвалы, особенно, если к молчанию языка постепенно присоединяется молчание ума. Это предельное состояние, к которому мы должны стремиться все по мере сил. Вы понимаете, о чём речь! Это делание (молчание ума ко всему, кроме молитвы Иисусовой) и может человека «приусвоить» к будущей жизни [ С. 143 ].

Старайся всеми силами помнить Господа. Без призывания имени Иисуса Христа бесы будут лезть к нам, творить всякие пакости, мучить, тянуть к себе и в бездну [ С. 233 ].

От этого святого Имени, перед которым преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, ослабеет действие вражье, войдёт в сердце мир, надежда и вера, и умиление… и пройдёт всякое искушение [ С. 302–303 ].

Вы старайтесь со вниманием говорить слова молитвы. Если рассеиваетесь, то укорите себя, «откройте себя Богу» и опять понуждайте себя со вниманием говорить слова молитвы. А сердце постепенно будет смягчатся и хоть иногда, но отзовётся сокрушением, а, может быть, и слезами. Эти минуты всецело отдавайте молитве и не слушайте врага, который найдёт тысячи причин отойти от молитвы и будет понуждать заняться чем–либо другим [ С. 308–309 ].

Чтобы стяжать неразвлекаемую молитву — надо смиряться перед Богом и людьми и немало упражняться. Без смирения человек всегда будет рассеиваться [ С. 341 ].

… С молитвой легко и радостно быть в церкви и незаметно пройдёт время. А без молитвы устанешь больше, чем при самом сильном напряжении для получении молитвы, а время пройдёт бесполезно, лучше сказать вредно: « Кто не собирает со Мною, тот расточает» [ С. 359 ].

Ужасно было бы без молитвы! Блажен, кто сумел найти её. Ищи и ты. Без искания и труда ничего не приобретёшь [ С. 374 ].

… Без молитвы человек — орудие дьявола. Без молитвы и добрые дела не принесут пользы, они будут осквернены всякими ядовитыми примесями [ С. 375–376 ].

Это слово «упражняться» очень часто люди употребляют, но это доказывает, что употребляющие его не знают, что такое молитва. Человек не упражняться (можно ведь идти и дальше и сказать «тренироваться»!) должен в молитве, а с величайшим благоговением предстоять перед Богом и с сознанием полнейшего недостоинства даже произносить имя Божье, вверяя себя милости и снисхождению Божьему, произносить со вниманием и страхом слова молитвы [ С. 413 ].

Читайте так же:  Молитва о помощи в торговле Господу Богу

Святые Отцы говорят, что все молитвы можно заменить одной Иисусовой. Правильное делание этой молитвы будет тогда, когда она сочетается неразрывно с покаянием, будет выражением сердечного сокрушения о своём недостоинстве, греховности, сознания постоянного нарушения заповедей Евангелия. Таким выражением сердечного сокрушения была и молитва мытаря. Имейте это в виду. Не повторение молитвы Иисусовой голосом даёт результат, а молитва как излияние сокрушенного сердца, тогда она скоро вызовет умиление, согреяние сердца, а от этого легкость делания молитвы и прочее [ С. 453 ].

Своею силою, конечно, мы ничего не сможем сделать, не можем изгнать врагов, избавиться от их действия на нас. Но у нас есть великая сила — имя Господа нашего Иисуса Христа. Постоянное, по возможности, призывание этого страшного для падших духов имени разгоняет их, делает бессильными, а в нас укрепляет веру, очищает сердце, вселяет надежду на освобождение от греха, укрепляет волю к добру, восстанавливает зарытый греховной суетной жизнью образ Божий, одним словом, растит нового человека… Пусть вся наша жизнь прошла в суете и в работе врагу, но если мы хоть в одиннадцатый час осознали это, сокрушаемся об этом и решили вернуться в дом отчий, то нас встретит бесконечная любовь Божественная, обымет нас, очистит, оденет в одежду славы и исполнит радостью навеки. «Грядущего ко Мне не отвергну» . « И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» [ С. 50 ].

При делании молитвы Иисусовой полезно иногда крестить сердце, чтобы центр креста был на один сантиметр выше соска. Никогда нельзя спускать внимания ниже соска. Ты, наверно, это знаешь. Крест надо делать совсем маленький. Молитву надо говорить, как мытарь, т. е. считая себя в погибели, просить исключительно милости от Господа: «Помилуй, Господи, от дел нет мне спасения. Ты, Господи, наш Спаситель, на Тебя возлагаю спасение моё и близких. Будь милостив ко мне, грешному». Когда ты не умом, а сердцем и опытом познаешь истину сейчас сказанного, это будет признаком значительного преуспеяния. Но только это не скоро будет. Человеку кажется, что он познал это, но на самом деле познал только умом, а не сердцем и опытом. Когда сердце будет плакать, что ты далёк от Господа и проч., тогда можно будет сказать, что ты приблизился опытно к пониманию [ «Как жить сегодня». С. 197–198 ].

А Господь говорил: «Царство Божье внутрь вас есть» . Вот почему св. Отцы так настойчиво предписывают всем, по возможности всегда творить молитву Иисусову. Через неё человек входит внутрь себя. Пишу об этом теперь потому, что во время длинных церковных служб, особенно великопостных, очень удобно и легко творить молитву Иисусову и творить длительное время. Очень советую тебе не пренебрегать советом св. Отцов. Дьявол всячески отводит человека от этого делания. Надо это знать и противиться ему, и понуждать себя к этой дивной молитве [ С. 412 ].

В имени Божьем присутствует Господь, но имя Божье не есть Сам Бог, как говорили имяславцы, и спасает не имя, а Господь, присутствующий в имени. Призывая имя Божье, мы призываем Бога и Им, Богом, спасаемся, а не сочетанием звуков имени Его [ С. 142 ].

Всякий чтущий Бога, чтит и Его имя. Но спасает человека не имя Иисуса Христа, а Сам Христос, и спасает не всех, а кто уверует в Него и крестится, и живёт по заповедям Его, а в нарушениях кается [ С. 141 ].

Я скажу кратко так: мне кажется, к имени Божьему или Иисусову надо относиться, как к иконе Спасителя или Святой Троицы и подобному [ С. 141 ].

Надо чаще призывать имя Божье, ставить себя перед лицо Божье и просить терпения, когда станет слишком тяжело [ С. 110 ].

Игумен
Никон (Воробьёв)

о « молитве правильной »

«Истинная молитва есть голос истинного покаяния.
Когда молитва не одушевлена покаянием,
тогда она не исполняет своего назначения,
тогда не благоволит о ней Бог.»

(Свт. Игнатий (Брянчанинов) Т. 2. С. 151)

«Просите и дастся вам, ищите и найдёте, толкайте и откроются вам» двери покаяния, плача, умиления, от которых и родится мир и спасение [ С. 82 ].

Господь притчею о мытаре и фарисее показал, как до́лжно молиться и с каким душевным устроением, и как не должно (фарисейское устроение) [ С. 107 ].

… Потому не можешь молиться без рассеяния, что: 1) слишком привязана к миру и 2) нет глубокого сознания своей греховности, а всегда самооправдание. От глубокого сокрушения и сердечного плача очищается сердце и появляется ощущение присутствия Божьего, и рождается страх Божий, тогда и молитва делается теплее и собраннее… Не бывает детей без родителей, не бывает последующего без предыдущего [ С. 120 ].

Молитвы во гневе Господь не принимает и предаёт такого молящегося немилосердным служителям, то есть демонам, которые от пира духовного, от молитвы, изгоняют с брачного пира во тьму разных пустых, иногда и скверных помыслов. И это будет до тех пор, пока не смиримся и не восплачем перед Господом от всего сердца, пока не стяжем мира душевного, ибо сказано в мире (душевном) место Божье. Где немирствие — там враг и тьма, и тягота душевная, и прочие начатки ада [ С. 135–136 ].

… Рассеянная молитва — не есть молитва, хотя Господь и её принимает вначале от тех, кто ещё только учится молиться. Но ведь надо же научиться когда–нибудь молиться и без рассеяния! [ С. 135 ].

Если воздержишься от гнева и сохранишь мир, то и молитва будет хорошая, а если будешь в расстройстве и немирствии, то и молиться не сможешь [ С. 135 ].

Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит что–то неладно в душе, значит враг получил доступ к душе нашей и надо каяться перед Богом и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царству Божьему, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы — значит мы чем–то прогневали Господа [ С. 136 ].

Читайте так же:  Утренняя молитва у католиков

Ищут высоких состояний в молитве, а это есть прелесть. Мы так испорчены, грешны, такой неоплатный долг имеем перед Богом, что если бы и всю жизнь неумолкаемо взывали: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» — так и тогда не могли бы считать себя освобождёнными от долга [ С. 169 ].

Старайся всегда, гуляешь ли, или работаешь один или среди людей, хоть изредка, мысленно от всего сердца вздохнуть несколько раз ко Господу. Хоть один раз в чаc. Даже если что–либо не так делаешь, даже грешишь, надо ещё усиленнее просить помощи и прощения у Господа [ С. 176 ].

Даже если впадёшь в грех, то и при совершении греха надо вопиять ко Господу и, не стыдясь, повергать себя мысленно перед Богом, говоря: «Господи, вот видишь, что я творю, помилуй меня, помоги мне, освободи от власти дьявола»… [ С. 183 ].

… Господь не принимает молитвы от человека, враждующего с ближними или имеющего злопомнение, а отсылает прежде примириться [ С. 107 ].

Если сердце не слушается, то прости всем мысленно, если можно, понудь себя просить у всех прощения. А перед Господом открывай своё сердце, говори: «Господи, Ты повелел всем прощать и Сам молился за распинателей, и я прощаю всем, а сердце не слушает меня. Господи, изгони из моего сердца всякую вражду, всякую неприязнь, всякое осуждение. Будь милостив ко мне, исцели больную грехами душу мою, не допусти меня до погибели, не лиши меня Небесного Твоего Царства» [ С. 219–220 ].

Те молитвы святы, которые исходят из благоговейного сокрушённого и смиренного сердца, а фарисейские (гордые и тщеславные) молитвы не только не святы, но мерзость перед Богом [ С. 248 ].

Не надо ни в коем случае искать каких–либо состояний благодатных во время молитвы. По решительному требованию епископа Игнатия (Брянчанинова) молитва должна быть только молитвой покаяния. Научил этому Сам Господь Иисус Христос в притче о мытаре и фарисее. Для нас, грешных, достаточно молитвы мытаря. Учитесь у него молиться [ С. 307 ].

Чаще делайте по одному поклону дома, от всего сердца вопия: «Боже, милостив будь ко мне, грешной» [ С. 308 ].

Читайте о молитве Игнатия (Брянчанинова). Особенно много во втором томе, а также и в первом [ С. 309 ].

Мысль, что рассеянная молитва — «молитва его да будет в грех» — есть от дьявола. Всячески он старается отвлечь от молитвы, зная, какое благо получает человек от неё. Усматривайте козни вражьи и не слушайтесь его [ С. 309 ].

Падший человек во время молитвы, искренней и правильной, входит в общение с Творцом мира, получает от Него великие милости и силу отгонять могучего духа [ дьявола — сост . ], мнящего быть равным Богу [ С. 283 ].

… Можешь услышать определение Божье, когда встанешь на молитву. Если в мире душевном и с сокрушенным сердцем (а не языком) встанешь на молитву, то Господь примет твою молитву по слову пророка: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» , и ты без рассеяния, со вниманием и с теплотой помолишься. А если в плохом состоянии «без брачной одежды» предстанешь на молитву, то отвергнет тебя Господь и предаст врагам, которые ввергнут тебя во тьму суетных помыслов и разленения и ожесточения сердечного. Вот тебе и суд Божий здесь [ С. 471–472 ].

А так как сказано Самой Истиной: «Без Мене не можете творить ничего» доброго , — то и следует как можно чаще обращаться за помощью и исцелением к нашему Спасителю, то есть чаще молиться внешне и внутренне, испрашивая то помощи, то прощения, открывая все свои немощи и своё бессилие. Если будете так делать, то научитесь молитве мытаря: «Боже, милостив будь ко мне, грешному» , а потом и молитве Иисусовой [ «Как жить сегодня». С. 82–83 ].

Не слушай этих бесовских внушений. Никто сразу молиться чисто не научился. Это дело долгих лет и милости Божьей [ «Как жить сегодня». С. 185 ].

Знаешь, что «Царство Божье силою берётся» . Собирай по силе помыслы во внимание словам молитвы. А при рассеянии сокрушайся перед Господом о своём бессилии, как и во всём прочем недолжном. «Трудящийся достоин пропитания» , а кто не трудится на ниве духовной, тот не ест плодов духовных. Без труда не выловишь и рыбки из пруда. «Дарующий молитву молящемуся» даст и тебе, если потрудишься [ «Как жить сегодня». С. 193 ].

При молитве обнажайте свою душу перед Богом во всей мерзости, без самооправдания и, как прокажённая, говорите: «Господи, если хочешь, можешь меня очистить» ; как мытарь: «Боже, милостив будь ко мне, грешной» . Этими и подобными примерами Господь указал нам на правильное устроение грешной души, указал нам также, что только из такого устроения и может родиться истинная молитва без прелести. На такую молитву всегда нисходит благодать Божья и оправдывает (мытарь вышел оправданным, а прокажённый — очищенным) грешника, преисполненного душевной проказы [ «Как жить сегодня». С. 325–326 ].

Человек должен в каждой молитве, как бы он ни вдохновился, какое бы восхищение в молитве Господь ни дал человеку, он должен молиться в основе, как мытарь: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» [ «Как жить сегодня». С. 22 ]

Игумен
Никон (Воробьёв)

Видео (кликните для воспроизведения).

о « духовной борьбе и унынии »

Средства борьбы: 1) с силой (с гневом) отвергнуть помыслы и внушения врага и 2) призвать на помощь Господа Спасителя, сознавая всегда свою немощь и греховность [ С. 77–78 ].

Когда тебе будет очень тяжело, то скажи от всего сердца: «Господи, достойное по делам моим получаю, но прости мне и дай мне терпения, чтобы не роптать на Тебя. Господи, будь милостив ко мне, грешной». Повторяй эти слова много раз, пока скорбь не утихнет. Она обязательно утихнет, если от сердца будешь произносить [ С. 139 ].

… Без опыта, без падений и восстаний мысленных не придёшь в правильное состояние [ С. 172 ].

Как важно для духовной жизни ежедневно открывать свои помыслы! Если нельзя этого делать, то хоть мысленно открывай и перед Богом исповедуй всё на молитве [ С. 175 ].

Для православного оружием против дьявола являются: пост, молитва, трезвение, смирение. Без смирения никакие средства не помогут, да и Господь самонадеянному и гордому не помогает, и тот неминуемо впадёт в разные сети врага [ С. 197 ].

Нам, новоначальным, неопытным, не имеющим духовных руководителей, надо знать одно: сами мы не можем побороть и победить страсти и бесов, но должно однако бороться с ними по силе своей и непрестанно во время падений призывать Господа на помощь. «Обышедше обыдоша мя (враги и страсти), и именем Господним противляхся им» [ С. 277 ].

Читайте так же:  Молитва за животное кошку

Господь ненавидит лукавство (лукавый — это дьявол) и ложь (от дьявола). Ясно, что лукавый, пока он таковой, будет далёк от Бога и всего духовного… [ С. 283 ].

Твёрдо держитесь Церкви и учения Святых Отцов. В каких бы сомнениях ни были — твердите себе про себя, а иногда и вслух (чтобы бесы слышали): Господи Иисусе Христе, верую, что Ты — Сын Божий и Господь, что Ты всячески пострадал, чтобы спасти нас, верю, что и меня не оставишь, если я сама сознательно не отрекусь от Тебя. Господи, будь милостив ко мне. Предаю себя и свое спасение в Твои руки. Верю, что не попустишь погибнуть мне. Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! [ С. 313 ].

Когда тебя будет бороть уныние, тоска, то понуждай себя мысленно говорить: «Слава Тебе, Боже, Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим принимаю. Благодарю Тебя, Господи…» Говори эти слова десятки, сотни раз, говори убеждённо, от всего сердца и через некоторое время почувствуешь облегчение на сердце, мир и спокойствие, твёрдость и терпение. Это признаки посещения благодати Божьей [ С. 339–340 ].

Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадёшь в те же грехи [ С. 345 ].

Посильное делание заповедей евангельских, вне и внутри — бодрствование и сокрушённая молитва Иисусова — вот оружие непобедимое, доступное, я скажу, единственно доступное, для нашего времени. Это делание держит человека всегда в духовном напряжении, не связывает ни с книгами, ни с жилищными условиями, ни со здоровьем даже. Всюду, всегда (разве только когда углубится в какое занятие, требующее сильного внимания) оно доступно [ С. 453–454 ].

Твёрдо знай, что если человек от глубины души не захочет сделать греха, весь ад не повредит ему. Потому что с ним будет всегда помощь Божья; а если сам человек склоняется на грех, будет мыслями сначала беседовать, а не отвергать злых помыслов, как ядовитую гадину, то враг найдёт вход в сердце, и Господь попустит быть греху. Точно так же за высокоумие, гордость или постоянное злое осуждение ближних попускается падение человеку [ С. 491 ].

Надо именем Иисуса Христа убивать зарождающиеся от нашей греховной испорченной природы и от воздействий бесовских греховные мысли и чувства, пока они не выросли, не укоренились [ С. 491 ].

К сожалению, прошлое сильно давит на тебя. Я рад, что хоть ты сознаёшь это. Я не осуждаю тебя за это. Человек так слаб, так сильно действует грех в душе и теле, так злобятся бесы на того, кто хочет ускользнуть от их власти, что неизбежны падения и некоторые возвраты к прежней греховной жизни. Ты не смущайся этим и не унывай. Сразу и лаптя не сплетёшь. Многими скорбями, борьбой, усилием входят все в Царство Божье.

Ты читал в Евангелии, что Царство Божье подобно закваске, которую вложили в муку, пока она вся не скисла. Так и душа человеческая не сразу бывает заквашена новой евангельской закваской. Иногда этот процесс заквашивания идёт быстро, иногда замедляется. Ты понимаешь, о чём я говорю. Не смущайся поэтому, не видя никакого исправления. Одно нужно: стремись жить по заповедям Евангелия, борись, сопротивляйся добровольно каждому греху, делом ли, словом или помышлением, а не отдавайся добровольно дурному влечению. Если поддашься — кайся перед Господом, проси прощения. И опять борись, и так до смерти.

Помни, что своей силой ты ничего не возьмёшь, а всегда призывай Господа Иисуса Христа на помощь при всяком искушении. Тогда твоему доброму произволению будет содействовать сила Божья, поборающая всякий грех, всякое бесовское действие. Если поборешь какое греховное влечение, то не себе это приписывай, не своей силе, а Господу, и благодари Его, что Он помог тебе победить грех. Если же припишешь себе, то опять впадёшь в те же грехи [ С. 344–345 ].

Не оправдывай себя и свои ошибки, а перед собой и перед Богом называй вещи своими именами, сознавай свои грехи, своё бессилие самому справиться с ними и с бесами, внушающими и толкающими на грех, плачь перед Богом о своём рабстве греху и дьяволу и проси, чтобы Господь освободил тебя от них. Апостол говорит, что Иисус Христос пришёл на землю разрушить дело дьявола, освободить человечество от греха и рабства дьяволу. Если не можем не грешить, то будем, по крайней мере, плакать перед Богом о своей негодности, будем смиряться, перестанем осуждать других. Надо больше молиться и умолять Господа о прощении и помощи. Если человек и со слабыми силами, но непрестанно будет бороться с врагом, то Господь в своё время поможет ему, изведёт его из–под власти дьявола. Мы должны показать свою верность Господу борьбой против греха, а если согрешили в чём–то — глубоким сердечным сокрушением [ С. 179 ].

А если без борьбы будем отдаваться страстям, то, что ожидает нас, как не отвержение? Надо переламывать себя, оплакивать загнивание души своей и умолять, как прокажённый, чтобы Господь исцелил и очистил нас. « Просите и дастся вам, ищите и обретёте, толкайте и откроют вам» двери покаяния, плача, умиления, от которых и родится мир и спасение. Это и будет, будет! [ С. 82 ].

Вполне понятно, что утром и вечером на молитве одолевают житейские помыслы, так что приходит на ум и вовсе бросить это занятие, как будто бы бесплодное. Совершенно ясна рука бесовская. Обычно он так делает: под разными предлогами отклоняет от молитвы, если это не удаётся, то посылает разные помыслы, сначала хорошие, потом суетные, если не отогнал сразу первых, затем вводит незаметно дурные, нечистые, а затем внушает бросить вовсе молитву, нашёптывая, что ведь совершенно бесполезно так молиться, один, мол, грех только от такой молитвы.

Именно в период особого нашествия помыслов и нужно принуждать себя к молитве. Это приблизился враг, и не время опускать руки, а с особой горячностью, с сознанием своей немощи взывать к Господу, чтобы Он помог изгнать врага. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им» (т. е. врагам). Сами мы, только своими силами ничего не можем творить, но если боремся ради Бога, принуждаем себя на делание заповедей с постоянным призыванием имени Господня, то Он и посылает нам помощь Свою, и после бури даёт мир и покой душам нашим [ «Как жить сегодня». С. 185–186 ].

Читайте так же:  Вечерние короткие молитвы

Признаком правильности духовного делания является всё усиливающееся сокрушение духа, сознание своей греховности, испорченности, бессилия, — словом нищета духа. Это первая ступенька лестницы блаженств, ведущей на небо. А за этим идут плачущие, кроткие и т. д. Всему своё время и место. Кто в начале пути ищет высокого, тот никогда ничего не получит, а примет миражи вместо действительности и заблудится [ «Как жить сегодня». С. 186–187 ].

… Есть дьявол и бесы, которые по своей крайней злобе всячески хотят погубить каждого человека. Как они это делают? Вот как: они стараются действовать на страсти человека и раздувать их до такой силы, чтобы они погубили человека.

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, пытаются довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости, и, наконец, к духовной прелести и так стараются погубить. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку [ С. 127 ].

«Хотящие благочестиво жить во Христе Иисусе Господе нашем, гонимы будут» . Это закон внутренней духовной жизни. Кем будут гонимы? Врагом спасения нашего — дьяволом и людьми, поддающимися внушениям бесовским. Как гонит дьявол? Главным образом разжиганием страстишек, живущих в нас: чревоугодия, сластолюбия, блудных ощущений, раздражительности, гнева, печали, уныния, тщеславия, гордости и прочих и прочих. Гонит внутренне, усиливая и разжигая страсти, всевая разные греховные или пустые помыслы, особенно во время молитвы. Гонит и через людей, мешая молитве, возбуждая ближних против нас самыми разнообразными способами. Особенно если видит, что кто–либо стал стремиться к исполнению заповедей. Тогда он посылает полчища бесов, чтобы помешать человеку в деле спасения. Я тебя предупреждал, что это будет, несомненно, и с тобой [ «Как жить сегодня». С. 301–302 ].

Кто хочет побороть врага, избавиться от страстей, а не борется с ним данным оружием, тот, очевидно, и не победит. Чем смирнее и смиреннее человек, тем скорее избавится от врага. К этому надо добавить, что злопамятство уничтожает силу молитвы, ибо Господь не принимает молитвы от человека враждующего с ближними или имеющего злопамятство, и отсылает прежде примириться. А без молитвы, принятой Богом, человек будет один, и, следовательно, враг совсем одолеет его. Да и правильно борющийся не сразу одолевает врага. Для этого надо время и терпение. Борись правильно, старайся быть в мире со всеми, приучайся к трезвению и непрестанной молитве. Смиряйся перед Богом и людьми, тогда будешь низлагать исполинов одного за другим и освободишься от плена греховного [ С. 197 ].

… Уныние есть скрытый ропот. Избави Бог от этого [ № 65 ].

Не унывайте, не падайте духом. Бог ближе к нам, чем мы думаем. Не будем продавать [ Его ] за чечевичную похлебку [ № 12 ].

… Милая, бедная, родная душа, все мы находимся в области падших духов, у всех нас испорчены, искажены грехом и ум, и сердце, и воля, всеми нами через падшую природу нашу владеют эти духи, омрачают ум, внушают разные мысли, уводящие от Бога, ослабляющие веру; оскверняют сердце, подавляют волю к добру, к деланию заповедей евангельских и усиливают, разжигают влечение ко греху. Был только Один, Кто мог сказать: «Грядёт князь мира этого и во Мне не имеет гичего» . А во всех нас он [ князь этого мира ] имеет очень много своего, и через это своё неустанно нам всякие пакости делает. В этом мы легко можем убедиться, если присмотримся к себе. Нужно ли из–за этого смущаться, унывать, падать духом, нам, получившим от самого Бога завет: «в мире скорбны будете, но мужайтесь, Я победил мир» . Мир и дьявол побеждены, с нами Бог! [ №. 14 ].

Итак, если враги будут всевать сомнение, страх, безнадёжие и проч. — не беседуйте с ними, повернитесь к ним спиною, смотрите на распятие, вспоминайте все слова евангельские, где особенно ярко выражена любовь Божья, призывайте имя Господа Иисуса Христа — и враги исчезнут [ №. 14 ].

Не поддавайтесь вражьим внушениям и мыслям, что нет нам прощения, что слишком мы негодны и т. п. Негодны–то мы негодны, но на свою годность и не надеемся, а надеемся на милосердие Божье. Господь пришёл спасти погибшее, призвать грешников на покаяние. Не здоровые, а больные вызвали приход Врача с неба [ №. 16 ].

Игумен Никон(Воробьёв) — Господи, откройся мне

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги «Господи, откройся мне»

Описание и краткое содержание «Господи, откройся мне» читать бесплатно онлайн.

Игумен Никон

(Воробьёв)

ГОСПОДИ,

ОТКРОЙСЯ МНЕ!

Жизнь игумена Никона

ГОСПОДИ, ОТКРОЙСЯ МНЕ

Путь к спасению

Не осуждай никого

Борьба с помыслами

Ищите прежде всего Царствия Божиего

Скорби и болезни

Подвиги душевные и телесные

Протестанство и православие

Правильное устроение души

Православное братство святого апостола Иоанна Богослова

Москва — 2010 год

Ред. Golden-Ship.ru 2014

Жизнь игумена Никона

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьёв) родился в 1894 году в Тверской губернии, в большой крестьянской семье. Всего в семье было семеро детей, все мальчики. С детских лет Коля отличался серьёзностью, особой честностью, удивительной сердечностью, жалостью ко всем – и ничем неутолимой жаждой истины, высшей правды, жаждой постижения смысла человеческого существования.

Семья, из которой вышел батюшка, была православной. В вере воспитывались и дети. Но вера эта, как и у большинства простых людей, была внешней, традиционной, не имела под собой твёрдой духовной основы и ясного понимания сути христианства. Подобная, вера в лучшем случае воспитывала честных людей, но, полученная по традиции, без труда и искания, не имевшая личного опытного подтверждения, легко могла быть потеряна. Это и случилось с Николаем.

Поступив в реальное училище, он с искренним горением ринулся сначала в изучение разных наук, а затем и философии, наивно веря, что там скрывается истина, но вскоре увидел, что это не так. Позже он признавался: «Понял я, что как наука не даёт ничего о Боге, о будущей жизни, так не даст ничего и философия. И совершенно ясен стал вывод, что надо обратиться к религии». Ничего кроме разочарования не дало ему и обучение в Петроградском психо-неврологическом институте: «Я увидел: психология изучает вовсе не человека, а «кожу» – скорость процессов, апперцепции, память. Такая чепуха, что это тоже оттолкнуло меня». Окончив первый курс, он ушёл из института.

Читайте так же:  Молитвы от недуга

Летом 1915 года наступил окончательный духовный кризис. После мучительных исканий, переживая уже состояние полной безысходности, двадцатилетний юноша вдруг вспомнил веру раннего детства и от всей глубины своего существа, почти в отчаянии стал взывать: «Господи, если Ты есть, то откройся мне! Я ищу Тебя не для каких-нибудь земных, корыстных целей. Мне одно только надо: есть Ты – или нет Тебя?» И Господь таинственно открылся. Как именно это произошло – отец Никон не говорит, но, подобно апостолу Павлу, передаёт свои впечатления, начиная с отрицаний. Вспомним, как, обращаясь к общине христиан города Коринфа, апостол пишет: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Нет слов на человеческом языке!

«Невозможно передать, – пишет через много лет игумен Никон, – то действие благодати, которое убеждает в существовании Бога с силой и очевидностью, не оставляющей ни малейшего сомнения у человека. Господь открывается так, как, скажем, после мрачной тучи вдруг просияет солнышко: ты уже не сомневаешься, солнце это – или фонарь кто-нибудь зажёг. Господь так открылся мне, что я припал к земле со словами: «Господи, слава Тебе, благодарю Тебя! Даруй мне всю жизнь служить Тебе! Пусть все скорби, все страдания, какие есть на земле, сойдут на меня, даруй мне всё пережить, только не отпасть от Тебя, не лишиться Тебя!»»

Долго ли продолжалось это состояние, неизвестно. Но когда он встал, то услышал мощные удары церковного колокола. Сначала он подумал, что звонят в монастыре, который был неподалёку (дело происходило в Вышнем Волочке). Но звон не прекращался, да и время было слишком поздним для благовеста – за полночь.

Так, в какое-то мгновение, совершился радикальный перелом в мировоззрении, произошло явное чудо. И это чудо было естественным завершением всех исканий молодого человека. С этого момента всё в жизни Николая Воробьёва радикальным образом переменилось.

Началось время непрестанной внутренней работы и настоящего аскетизма, и длилось это шестнадцать лет! В своей духовной жизни он тщательно, но и осторожно руководствовался святоотеческими писаниями, ставшими для него источником подлинной радости и утешения.

Будучи уже тридцати шести лет, в 1931 году, в тяжелейшее для Церкви время, после серьёзного испытания своих сил Николай Николаевич Воробьёв принимает монашеский постриг с именем Никон. Ещё через год он становился сначала иеродиаконом, а вскоре иеромонахом.

В 1933 году 23 марта (в день пострига) он был арестован и сослан в сибирские лагеря сроком на пять лет. После освобождения, не имея возможности служить священником, отец Никон несколько лет работал помощником врача.

Во время Великой Отечественной войны были открыты многие храмы, и в 1944 году отец Никон получил возможность священнослужения – сначала в Козельске, потом его переводили из города в город и наконец определили на приход в городе Гжатске.

Первое время на новом месте приходилось претерпевать неимоверные бытовые и материальные трудности. Денег батюшка вообще никогда не имел, так как раздавал их почти немедленно после получения. Всё его имущество за исключением самых необходимых вещей составляли одни лишь книги, в основном писания святых отцов Православной церкви.

Он был большим тружеником, не выносил праздности и всегда чем-нибудь занимался, но больше читал. Если ему в руки попадала интересная книга, то он не спал ночи и не расставался с ней целый день, пока не прочитывал её. Постоянным его чтением были святоотеческие творения, жития святых, проповеди, редко – учёно-богословские и философские сочинения. Особенно же тщательно и постоянно перечитывал он творения епископа Игнатия Брянчанинова, которого в качестве духовного отца завещал всем своим духовно близким. Сочинения епископа Игнатия (тогда ещё не прославленного в лике святых) батюшка считал лучшим руководством для нашего времени. Святые отцы, считал он, нам уже во многом недоступны, мы их не можем правильно понять, а епископ Игнатий переложил их учение на современный язык с учётом наступившего времени, с учётом новой психологии людей.

Он никогда не оставлял разрешение возникшего вопроса на будущее, сразу же брал толкования, особенно епископа Феофана (Говорова) или какие-либо сочинения, где затрагивался данный вопрос, обращался к словарям, справочникам. Зная французский и немецкий языки, он иногда читал и иностранную литературу.

В быту батюшка редко когда позволял сделать для себя какую-либо услугу: принести что-либо, убрать и прочее. С трудом, кряхтя, но делал сам, несмотря на то что был очень больным. Четыре года, проведённые в лагере, чрезвычайно подорвали его здоровье. Более всего он страдал от болезни сердца и ревматизма суставов рук и ног. Тем не менее он считал, что без крайней нужды пользоваться услугами другого человека нехорошо, грешно. Он вменил себе в обязанность некоторые домашние и хозяйственные дела: топил и вычищал печь (печь топилась углём и была очень неудобной), обрабатывал плодовые деревья и кустарники, пилил и колол дрова, копал землю.

По отношению к людям батюшка был различен. С некоторыми разговаривал спокойно, других утешал, а иных прямо обличал. Он не знал, что такое человекоугодие, и очень не любил людей льстивых и лукавых. Последним более всего от него обычно и доставалось.

Батюшка очень любил церковную службу и служил собранно, сосредоточенно, от всей души, что чувствовалось всеми. Совершал богослужение просто, сдержанно, естественно. Не переносил артистизма или какой-либо вычурности в совершении богослужения, чтении, пении и «артистам» делал замечания.

Очень насущны сегодня пророческие слова игумена Никона о духовных путях, вернее, беспутьях, современной России: «Хорошо, что у нас граница закрыта. Это великая милость Божия к нашему народу. Нас бы завалили (особенно Америка) дьявольской сектантской литературой, а русские люди очень падки на всё заграничное, и окончательно погибли бы». Не менее остро звучит ныне и такое скорбное признание батюшки: «Народ в своём подавляющем большинстве совершенно не знает христианства и ищет не пути спасения, не вечной жизни, а тех, кто бы помог ему что-то «сделать», чтобы сразу избавиться от скорби».

Видео (кликните для воспроизведения).

В последние годы жизни на долю отца Никона выпало множество различных скорбен, житейских неприятностей, суеты. «Но эта суета, – говорил он перед смертью, – дала мне возможность увидеть: ничего не можем мы сами сделать доброго». В это время он, по собственному признанию, понял и пережил состояние начального христианского смирения, открывающего, «что мы сами ничто, мы только создание Божие. Поэтому чем нам гордиться?»

Молитва никона воробьева
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here