Молитва на внимательность

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва на внимательность - в подробном и точном описании.

Молитвы при рассеянии, невнимании на молитве

Молитва 1-я 1

Рассе́янный мо́й у́м собери́ Го́споди, и олядене́вшее 2 се́рдце мое́ очи́сти, я́ко Петру́ дая́й мне́ покая́ние, я́ко мытарю́ – воздыха́ние, и я́ко блудни́це – сле́зы, да ве́лиим гла́сом взыва́ю Ти́: Бо́же, спаси́ мя, я́ко еди́н Благоутро́бен и Человеколю́бец.

Молитва 2-я

Го́споди, а́ще 3 кото́рую моли́тву без внима́ния прочита́л и рассе́ялся в по́мыслах: прости́ и спаси́ мя по ми́лости Твое́й.

2 Оляденевшее – запущенное, поросшее мелким кустарником или другой травой (о земле).
См.: a. «Оляденети» – А. Седакова. Словарь трудных слов из богослужения: церковнославяно-русские паронимы; b. «Ляденею», «лядина» – Прот. Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь.

Заговоры и молитвы для прибавления ума и памяти

Современный мир перенасыщен информацией. Приходится запоминать огромное количество данных, которые касаются различных сфер жизни. При таком ритме может произойти временное затуманивание памяти и для ее восстановления придется принимать срочные меры. Молитва о прибавлении ума и памяти поможет улучшить качество жизни и работы.

Чем может быть вызвано ухудшение памяти

Прежде чем обращаться за помощью к высшим силам, нужно убедиться, что возникшие проблемы не вызваны физиологическими отклонениями в организме. Так, причинами проблем с памятью могут стать:

  • Травмы черепной коробки – ушибы, сотрясения, кровоизлияния, трещины, которые могут нарушить нормальную работу нервных окончаний мозга.
  • Депрессия. Тяжелая форма болезни влияет на концентрацию внимания: человек не может сосредоточиться на чем-то одном, плохо запоминает информацию или происходящие с ним события.
  • Плохое питание. Мыслительная деятельность может сильно нарушиться, если в организм не будут поступать в достаточном количестве углеводы, полезные вещества и минералы. Особенно вредны монодиеты, если их проводить длительное время.
  • Стресс. Жесткий ритм жизни, нехватка времени на полноценный отдых, плохой сон, нестабильное финансовое положение, частые проблемы в семье или на работе делают людей раздражительными. Эти факторы создают благоприятные условия для возникновения стрессовых ситуаций: человек замыкается в своих мыслях, постоянно обдумывает, как решить ту или иную проблему и постепенно теряет способность логически мыслить или что-либо запоминать.
  • Возраст. С годами проблемы начинаются почти у всех. Особенно у тех, кто ведет замкнутый образ жизни, не общается, не читает книг — иными словами, не дает себе развиваться.

Усилить действие препаратов поможет чтение заговоров и молитв об улучшении памяти.

Бывают случаи, когда человек навсегда потерял память. В этом случае также нужно попробовать обратиться за помощью к высшим силам. Хороший эффект дает православная молитва Богородице для улучшения памяти.

Эффективность заговоров

Прежде чем начать читать заговор, нужно отрешиться на время от всех проблем, настроиться на позитивный лад и верить в положительный результат. Очень важно успокоиться, не бояться, не нервничать. Эта магия безобидна и принесет только пользу, поможет вам радоваться жизни и ничего не забывать.

Можно проводить ритуал для себя или для кого-то из членов семьи. Хорошая молитва для мужа для памяти поможет ему чувствовать себя более уверенно на сложных переговорах с партнерами. Будет хорошо провести заговор на хорошую память, направленный на укрепление памяти школьнику или студенту.

Чтобы улучшить память у своих престарелых родителей, нужно набраться терпения. С первого раза может ничего не получиться. Постарайтесь привлечь их к своим магическим действиям. Иногда старикам полезно знать, что на них направлены волшебные заклинания. Это заставляет их еще больше поверить в собственные силы и стать более открытыми для воздействия на них высших сил.

Заговор от сибирской целительницы

Заговор на память от Натальи Степановой пользуется в народе большой популярностью. Объясняется это тем, что потомственная целительница помогла очень многим людям. Ее заговор на сильную память несет в себе огромный позитивный энергетический потенциал, помогает стереть негатив, усилить ум и память.

Как только на небе родится молодой месяц, в полночь нужно отправиться под открытое небо. Постарайтесь устроить так, чтобы огни мегаполиса не мешали вам смотреть на звезды. Обратите свой взор к ночному небу и сосчитайте на нем сто звезд. Затем прочитайте следующий заговор:


После того как вернетесь домой, прочтите перед сном «Отче наш».

Как при помощи магии улучшить память ребенка

Дети схватывают все налету, запоминают огромные пласты информации. Осложнения могут возникнуть во время учения, если ребенок слишком перегружен дополнительными кружками и секциями. Родители часто отдают ребенка на музыку, на рисование, нанимают репетиторов по иностранным языкам, чтобы занять все его свободное время. Они преследуют одну цель – «чтобы ребенок не болтался по улице, а лучше занимался делом». Но мало кто понимает, что это может только затупить память ребенка.

Заговор будет необходим, если во время учения ребенок не может сосредоточиться на чем-то одном, ему не хватает усидчивости и внимания. Заговаривают сахар, который потом кладут ребенку в чай, чтобы он стал хорошо запоминать необходимую информацию. Ритуал на куске сахара считается эффективным:

«Сладкий, но горький, горький, но сладкий, сладкий, да маркий. Для дитя моего, для его головы это подарки. Аминь».

Эффективный ритуал на луну

Этот заговор, читающийся на память, проводят на полной луне. Тот, кто нуждается в улучшении памяти, читает заклинание на ум. Он располагается перед окном таким образом, чтобы видеть ночное светило. В руках у него должна гореть белая свеча.

Человек должен смотреть на луну и представлять, как ее свет освещает все укромные места на Земле. Ему нужно вообразить, что также ее лучи коснутся его памяти и осветят все потаенные уголки, где хранится «потерянная» информация. Затем читают заговор на хорошую память, а на следующий день ритуал повторяют:

«Господь, поминай мою память. Пусть голову она мою не обманет, как имя Христа я не забываю, так и пусть память моя ничего не забывает. Аминь».

Читать заклинание на ум нужно каждое полнолуние в течение трех месяцев.

Сильная молитва, помогающая вернуть память

Эта молитва о прибавлении памяти должна читаться каждый вечер перед сном. Вначале читают «Отче наш». Затем следующий текст:

Читайте так же:  Слова в конце молитвы

«Господь, как народ всегда помнит о Тебе, так нужно чтоб я, раба Твоя (Имя знахаря), всегда все помнила. Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Постепенно нужно избавиться от шпаргалок с текстом и начать читать обе молитвы наизусть. После того как чтение будет проходить гладко, добавляют еще одну короткую молитву о здравии, на свое усмотрение. После этого читают в таком порядке: вначале «Отче наш», затем произносят молитву о здравии. После этого читается молитва о прибавлении памяти.

Ритуал на крещенскую воду

Молитва, наговоренная на крещенскую воду, очень действенная. В первый день весны берут немного воды, заготовленной на Крещение, и читают над ней «Отче наш».

Воду добавляют каждый раз в чай, кофе или суп. Когда она заканчивается, ритуал проводят над другой порцией воды. Обряд проводят в течение одного месяца. Этот заговор на улучшение памяти может проводиться в любой день. Но особенную силу он набирает, когда его читают по большим церковным праздникам, таким как Благовещенье, Пасха, Троица, Крещение и другим.

Нужно отстоять службу в церкви. Затем прийти домой и заговорить воду. После этого выпивают половину стакана сразу, а оставшуюся часть добавляют в питье и еду.

Молитва Богородице

Эту хорошую православную молитву Богородице для улучшения памяти читают утром в таких случаях:

  • когда у студентов идет напряженная сессия;
  • когда человек занят каким-то проектом, и приходиться много работать;
  • если память стала не такой хорошей.


Для лучшего эффекта можно читать молитву Богородице также на ночь.

Заговор на яблоки

Заговор может выполняться на яблоки. Покупают три килограмма хороших яблок. Все их нужно съесть в течение месяца. Перед тем как скушать одно яблоко, на него читают такой заговор:

«Дай Господь крепкую память. Во имя Отца, и Сына, и Святого духа. Аминь».

Яблоки не обязательно есть в натуральном виде. Можно их тушить, запекать, измельчать на терке и выдавливать из них сок. Заговор лучше читать в то время, когда моют фрукт.

Наряду с этим старайтесь развить память при помощи специальных упражнений, тестов, игр.

Сделайте жизнь более насыщенной, займитесь таким хобби, которое будет постоянно тренировать память – начните учить наизусть стихи или осваивать иностранный язык.

Как преодолеть рассеянность на молитве?

Советы пастырей

Наверное, каждому знакомо такое состояние: начинаешь молиться и вдруг через какое-то время понимаешь, что слова молитвы не трогают сердце, произносятся механически, а мысли давно уже переключились на какие-то бытовые проблемы. Как сохранить сосредоточенность на молитве, как избежать рассеяния? Свои советы дают пастыри Русской Церкви.

– Победивший пристрастие к предметам видимым и чувственным, воодушевленный благоговейной благодарностью ко Господу Милующему чужд подобной рассеянности.

Надо обратиться к опыту святых

– Самый простой способ – обратиться к опыту святых. Благо, их труды сейчас доступны: и аввы Дорофея, и святителя Феофана Затворника, и преподобного Амвросия Оптинского… Но это может и не решить проблемы. Поэтому люди идут более сложным путем: они читают святых, запоминают этот опыт и начинают серьезно анализировать себя, свою духовную жизнь и уже тогда под нее выстраивать шаги к совершенствованию. Святые – совершенно разные люди, с разными характерами и путями к Богу, поэтому их примеры необязательно подойдут всем и каждому. Но учитывать чужой опыт надо, чтобы сформировать свой собственный.

Творите молитву Иисусову

Иисусова молитва, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах

– Победить рассеянность на молитве почти невозможно. Это такое бесовское нападение. Редкие люди могут молиться без рассеянности. Борьба с рассеянностью неизбежна и постоянна. Одно из средств помощи в этой борьбе – неустанное (я имею в виду не постоянное, а неустанное) творение молитвы Иисусовой. По словам отца Иоанна (Крестьянкина), сто молитв в день – больше не надо. Но эти сто молитв обычно длятся почти час, да и не всегда удается эти сто молитв прочесть. Отец Иоанн (Крестьянкин) не требовал ни в коем случае быстрого и автоматического движения молитвы, нет! Он говорил: надо произносить медленно – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», – налагая на себя крестное знамение. И сделать паузу, поклониться, сделать паузу, выпрямиться, и потом читать следующую молитву.

Что дает Иисусова молитва? Она, собирая ум, помогает сосредоточиться на самых простых словах, которые ты знаешь так, что можешь вспомнить их и днем и ночью. Это такая «тренировка». И ежедневный опыт творения молитвы Иисусовой помогает побеждать рассеянность в молитве и литургической – церковной – и домашней: вечерней или утренней. А без творения молитвы Иисусовой почти невозможно не уйти в рассеянность мысли.

Если бы мы могли молиться без рассеяния, мир был бы совсем другой. Многим монахам на Афоне удается это, и в наших русских православных монастырях тоже удается. И дай Бог всем, кто хочет молиться, не рассеиваться при любой молитве, любое правило читая.

Когда меня спрашивают, почему 40 раз читают молитву «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…», я отвечаю так: «Вы, что, думаете, если я три раза прочитаю, я не отвлекусь? Отвлекусь! Да из этих 40 раз хотя бы десять молитву от всей души и не рассеянно произнести». Вот это и есть способ напрячь свои мысли и не отключаться, не отклоняться в сторону! Это очень важно, и замечательно, что это употребляется в православном богослужении. И надо не пугаться этого, а, наоборот, благодарить Бога, что есть люди, которые так устроили – 40 раз произнести «Господи, помилуй».

Найдите учителя, которого вы полюбите, и следуйте его советам

Видео (кликните для воспроизведения).

– Если бы я знал, как победить рассеянность на молитве! И если бы кто-то знал, как однозначно это сделать, ему бы вручили нашу православную «Нобелевскую премию» и он был бы самым главным святым за последние 2000 лет. Такого единого совета для всех нет. И надо бежать от тех людей, которые говорят, что знают всем подходящие рекомендации.

Читайте так же:  Молитвы подготовиться к причастию

А совет можно дать такой: нужно постараться – в идеале – в жизни, но если в жизни не получается, то в книгах – найти такого учителя, которого вы полюбите и захотите слушаться, опыту которого вы доверяете, и делать то, что он говорит. Как в медицине: если человек доверяет врачу, то лечение чаще всего проходит успешно. А если он колеблется между пятью докторами разных школ и традиций, то хотя бы это были академики и профессора, ничего может не получиться.

По трезвому рассуждению, найдите того из подвижников благочестия, книги которого, о молитве в том числе, вызывают наибольший отклик в вашей душе, и его советам о преодолении рассеянности на молитве старайтесь больше всего и следовать.

Читайте молитвы, написанные по-церковнославянски

Не рекомендуется читать молитвы по памяти – лучше читать их «с листа» по Молитвослову

– Рассеянность на молитве преодолевается внимательным отношением к букве текста. Прежде всего, не рекомендуется читать молитвы по памяти. И очень важно читать молитвы, записанные все-таки славянскими буквами. Потому что славянская вязь требует от нас больше внимания и сосредоточения, чем газетные литеры. И когда мы имеем навык читать молитвы по-славянски, когда славянские буквы у нас перед глазами, это значит многое. Кстати, один старец мне говорил (еще в советские времена), что бесы очень боятся церковнославянского языка и совершенно не реагируют на русские молитвенные тексты. Например, если мы Псалтирь читаем по-русски. Я думаю, это не просто так было сказано: мы должны придавать сакральное значение церковнославянской традиции – не потому, что это традиция наших предков, хотя это тоже важно, но эта традиция восходит к равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию. А ведь равноапостольные братья, составляя кириллицу, взяли буквы, присутствующие в еврейском алфавите, в греческом и в латинском, исходя из того, что если на Голгофе надписи были сделаны на этих трех языках, то сами алфавиты были освящены.

Очень важно возрождать благоговейное отношение к церковнославянскому тексту. Помню, когда католики Москвы переходили на русский язык и оставляли латынь, их московские костелы наполовину опустели. И пожилой московский католический священник тогда говорил, что в Польше такого нет: люди не хотят разговаривать с Богом на том же языке, на котором они говорят друг с другом на кухне. И не надо забывать, что во дни Иисуса Христа разговорным был язык арамейский, а языком молитвенным, сакральным был иврит – язык Библии. Разница между арамейским и собственно еврейским более значительна, чем между русским и славянским, однако Христос ни разу не поднял вопрос о том, что надо молиться на арамейском. И то, что Христос не поднимал такого вопроса, мне кажется, есть освящение сакральной традиции языка, подчеркивание важности этой традиции.

Сегодня есть группы, предлагающие перевести и молитвы, и богослужение на современный язык. Предложение спорное. Конечно, упрощать славянскую речь, делать ее более понятной, может быть, и нужно. Тут ничего плохого нет, этот процесс беспрерывно идет со времен еще царя Ивана Грозного. Но все же… Мы должны очень бережно относиться к языку, потому что как границы, созданные государством, мы должны оберегать, так точно и священный язык, и священную речь, ибо в понимании наших предков язык – это и есть народ, а народ – это и есть язык.

Рассеянность происходит от несмирения

– Рассеянность в молитве – это, конечно, проявление нашей немощи. Это следствие греха. Наш ум стал неустойчив, мысли скачут и сменяют одна другую, в них полный хаос, и молитва становится тесным путем и узкими вратами, через которые нашему уму с его метаниями из стороны в сторону трудно пройти. Что же делать?

Для того чтобы умом не парить, его следует заключать в слова молитвы. Это очень простой, но верный принцип, изложенный святыми отцами: сколько бы ум во время молитвы ни уклонялся в сторону, каждый раз возвращай его обратно. Какая бы ни приходила блестящая и умная мысль, во время молитвенного правила всё следует отвергать, ибо это отвлекает от самого главного – общения с Господом.

Еще замечено, что рассеянность происходит от несмирения. Это было открыто преподобному Силуану Афонскому, вопросившему Бога о причинах расхищения молитвы помыслами. «Гордые всегда так страдают от бесов», – сказано было ему. Гордая душа неспокойна, ее накрывают бурные волны эмоций и чувств, молитва такой души невнимательна. Когда же человек начинает смиряться, ему все легче и легче молиться, потому что из мирной души молитва идет сама собой.

Рассеянность провоцируют и слишком яркие впечатления от просмотра фильмов или погружения в интернет

Рассеянность способна происходить в наши дни и от слишком ярких впечатлений, полученных от просмотра фильмов или погружения в интернет. В душе сидят образы увиденного, они так просто не покинут ум и будут мешать внимательной молитве. И если ты сам заполнил свой внутренний мир непонятно какими картинками, то почему удивляешься, что они проявляют себя при молитве? Это значит, что надо заранее научиться подмечать, что способствует и что препятствует внимательной молитве.

Рассеянность бывает от разных причин. Иногда ты просто устал, переутомился и рад бы молиться с полным вниманием, а голова отключается. В таком случае желательно заранее рассчитывать свое время, каждый день выделять на молитву определенные часы или минуты, и к этому времени надо прийти хотя бы с каким-то остатком сил.

Как бы там ни было, не стоит унывать. Приходящие во время молитвы помыслы подобны сорнякам на огороде: их выпалываешь, а они опять появляются. Но если их не выпалывать, то они невероятно разрастутся и искоренить их будет труднее. А после выпалывания сорняки утрачивают былую силу. И со временем молитва становится внимательнее.

Не бойтесь возвращаться к тому месту правила, на котором отвлеклись

– Важно помнить: Бог не руководитель литературного кружка. То есть Он не будет рад, если мы утром и вечером станем рассказывать Ему стишок «Утренняя/вечерняя молитва». Он ждет от нас отношений, любви и открытости. Поэтому если в рамках молитвенных текстов мы теряемся, то нам необходимо не читать их подряд, а поступить иначе. Святитель Феофан Затворник рекомендовал в таких случаях молиться не по объему прочитанного (полное/неполное правило), а по времени, которое мы на молитву готовы отдать. Если мы имеем возможность 10 минут помолиться вечером, то можно взять Молитвослов и начать молиться максимально собранно. Если же отвлеклись, то возвращаться к началу фрагмента, где потеряли нить. Обычно нам сложно вернуться, так как наша лень нас удерживает от этого. Здесь же мы понимаем, что не начитываем объем, а стараемся хоть что-то Богу сказать. С течением дней и месяцев мы увидим, что 10 минут миновали, а мы хотим говорить дальше – вот это и будет результат!

Читайте так же:  Максиму исповеднику молитва

Память о нашей смертности помогает быть внимательным в молитве

Надо понять, что слова молитв – это откровение Божие для тебя лично здесь и сейчас

– Побороть рассеянность на молитве можно только практикой молитвы. Надо постоянно молиться, постоянно собирать свое внимание, вчитываться в слова молитвы. По возможности, если есть время и условия, произносить молитвы гласно, устами. Если нет, то нет. Внимать, вникать, с сердечным вниманием относиться к словам молитвы и понимать, что эти слова – откровение Божие для тебя лично. Что это, как сказал святитель Андрей Критский, «яко помазание и питие, Слове, живоносная Твоя словеса». Что это слова от Духа Святаго, а не будто бы молитвы составили какие-то мудрые люди 1000 лет назад… Нет, это откровение тебе от Бога здесь и сейчас!

Говорится в молитвах на сон грядущим: «Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет?» – это вполне актуально может стать реальностью для всех нас. Москва не гарантирована от землетрясений. В XIV веке было землетрясение, в 1975 году… Еще более мы не гарантированы от ядерной войны, которая может накрыть нас всех. И каждый из нас не застрахован ни от инфаркта, ни от инсульта.

Еще один способ обрести внимание в молитве – понимание того, что твоя молитва вполне может быть последней. Недавно мне довелось ехать на маршрутке из города Жуковского. Это была совершенно исключительная езда: казалось, что маршрутка вот-вот перевернется или развалится на части. Все время пути я читал вечернее правило – вопрос о рассеянности ума не стоял. Тут работают рецепты Иисуса, сына Сирахова: «Помни последняя твоя и во веки не согрешишь» (Сир. 7: 39).

Молитвы для хорошей памяти

Каждый человек хочет никогда и ни о чем не забывать. Хорошая память нужна и важна в современной жизни. Студенты и школьники мечтают об умении запоминать материал, ведь это залог успеха на экзаменах и других проверочных работах, а также во всем обучении в целом. Но их проблемы ничто по сравнению с потерями и ухудшениями памяти, которые приходят из ниоткуда. Молитва для улучшения памяти будет полезна всем людям.

Молитва на пищу

Необходимо приготовить некоторую порцию еды и прочитать над ней следующую молитву.

Господи, как люди не забывают Тебя, и как, Господи, Ты не забываешь меня и весь род человеческий, так чтобы и я, раба Твоя (имя), ничего не забывала, из памяти своей не потеряла: того, что есть, что было и что будет. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь

После того, как вы прочитали молитву над едой, разделите пищу на три равные части и кушайте три раза в день: перед завтраком, обедом и ужином.

Молитва к апостолам

Эта молитва для хорошей памяти читается над крещенской или святой водой. Её можно читать в обычный день, но лучше в праздники: на Пасху, на Троицу, на Крещение и другие. После прочтения необходимо сделать 3 глотка воды, над которой читалась молитва.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Двенадцать апостолов шли, святые листы несли: Андрей Первозванный, Петр Ионин, Иаков Заведеев, Брат его Иоанн, Филипп из Вифсаиды, Варфоломей, Фома, Леви Матфей, Иаков Праведный, Фаддей, Симон Кананит, Иуда Искариот. Как двенадцать апостолов помнят слова Сына Божьего, Иисуса Христа, всюду их говорили, Христа прославляли и благословляли, так пусть и моя память будет крепка и хороша. На все дни, на все годы, на все времена. Аминь. Аминь. Аминь

Молитва со свечой

Часто бывает такое, вы куда-то положили вещь, а найти её не можете. В таком случае необходимо взять зажжённую свечку и встать посреди комнаты, желательно спальни, прочесть «Отче наш», а после неё три раза следующую молитву.

За морем далёким три зари. Как звать зарю первую, я забыла, как звать вторую, с памяти смыло, а как звать третью – Богородица мне открыла. Аминь. Аминь. Аминь

Молитва Божьей Матери для улучшения памяти

Молитва Божьей Матери «Прибавление ума» поможет со всем тем, что связано с учением. Например:

  • в умственном просветлении учеников и студентов;
  • в работе над каким-либо проектом;
  • при недостатке умственных способностей;
  • для улучшения памяти;
  • помимо этого, к образу Девы Марии можно обратиться за помощью для вразумления или добавления ума при выполнении работ в научной сфере.

О Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь

О внимании

В духовной практике – при молитве, чтении духовной литературы, исполнении какого-либо церковного обряда – сосредоточенность внимания имеет особое значение. Но часто во время этих действий не удается добиться максимальной концентрации внимания – важнейшей составляющей психической деятельности, и потому плоды наших усилий оказываются малыми и недостаточными. Ибо благодать в полной мере снисходит на нас после горячей молитвы и при участии в церковных службах всем сердцем и умом.

Читайте так же:  Слово аминь обычно произносится в конце молитвы означает

Для того чтобы достичь усиления концентрации внимания в нужное время и на должном уровне, необходимо понимать, что такое внимание и от чего оно зависит.

Психология учит, что внимание является основой восприятия и понимания какого-либо явления или предмета. Что мы в первую очередь выделяем из внешнего мира, на чем останавливаем свой взор, на чем делаем акцент, именно это и воспринимается нами более ясно и четко по сравнению с другим, именно это занимает доминирующее положение в нашем сознании. Вместе с тем, как считают психологи, внимание является залогом успешного завершения любой деятельности или действия, особенно в тех случаях, когда деятельность эта трудноосуществима. Если не удается сконцентрировать внимание, то это отражается на степени успешности выполнения того или иного действия.

В каких конкретных случаях духовной практики вниманию придается особая значимость? Огромна роль внимания при молитве. Святые отцы учат: весьма важно, чтобы мы ясно понимали слова молитв, сосредотачивали наше внимание на смысле молитвы. А достичь этого, к сожалению, удается не так уж часто. В большинстве случаев при начале молитвы наше внимание рассеивается, и мысль тут же направляется к совершенно посторонним, обыденным, повседневным житейским темам. Это может быть обусловлено разными причинами: такое рассеяние может быть следствием воздействия злых сил или же обстоятельств, связанных с самим человеком, его бытовой жизнью.

Обратимся, прежде всего, к первой причине. Один из монахов-пустынников говорил: «Когда диавол видит, что мы молимся и стараемся полностью отдаться молитве, он пытается всячески отвлечь наше внимание. Он очень изворотлив и хитер и для достижения своих коварных целей использует те мысли, темы и переживания, которые особенно беспокоят нас. Он бьет нас по особенно чувствительным, слабым местам, зарождает порочные мысли, всячески разжигает их в нашем сознании… По тем мыслям, которые обычно приходят к нам при молитве, мы можем узнать наши слабые места, действующие внутри нас страсти, и против них должны мы направить наши усилия».

Тот же пустынник замечает: «Диаволу особенно ненавистны горячо верующие, и потому он все средства употребляет для победы над ними, старается войти в их сердца. Когда ослабевает действие Божественной благодати, “тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого” (Мф. 12: 45; Лк. 11: 26). Вот в чем опасность, вот где поджидают страдания и испытания. Мысли о прошлом или мечты о будущем – самые легкие нападения диавола. Кознями диавола в сознании человека появляются разные мысли – и добрые, и злые, главное назначение которых – отвлечь человека от общения с Христом, перекрыть дорогу Богу к сердцу человека. Диавол всячески старается отвлечь внимание человека от Господа, и тем паче – от выражения любви к Нему. Диавол делает так, чтобы при молитве в сознании всплывали разные житейские эпизоды, связанные с нашим падением, случившиеся с нами в недавнем или далеком прошлом. Таким мечтам и раздумьям мы всегда и незамедлительно должны противопоставлять горячий призыв имени Христа, полную сосредоточенность на словах и содержании молитвы. При молитве молящийся должен проявлять твердость, стоять мужественно и не думать ни о чем постороннем, ни о своих добродетелях и ни о своих прегрешениях».

Рассеянность в молитве связана не только с действием злых демонических сил, ее причинами могут быть и какие-то обычные человеческие, житейские явления, например усталость. Наше утомление напрямую связано со степенью концентрации внимания, которая при этом сама собой ослабевает, так что это обязательно отрицательно скажется на всем, чем бы мы ни занимались в это время.

Сказывается это и на молитве. Когда человек утомлен, будет лучше, если, прежде чем молиться, он немного отдохнет. Отдых весьма поможет достижению необходимой для молитвы степени собранности: наши мысли в значительно меньшей степени будут рассеиваться, и плоды, приносимые молитвой, будут несравненно большими. Допустим, нам надлежит чтение Псалтыри, и, придя домой утомленными, мы сразу же примемся за это. Естественно, в этом случае мы весьма поверхностно воспримем содержание псалмов. А если сначала немного отдохнем и лишь затем приступим к чтению, то тем самым поможем более глубокому восприятию священных текстов. Как же часто верующие не учитывают этот важный психологический момент!

Иногда бывает и так, что верующие стараются исправно исполнить свое молитвенное правило, пропеть акафист или прочесть канон, не задумываясь о том, что их душевное состояние не имеет должного настроя к этому. Многие христиане не знают об этом и не умеют настроить себя должным образом к молитве.

Когда человек бодр и свеж, сознание просветлено, это само собой способствует максимальной собранности, концентрации внимания.

Святые отцы дают и такой совет: если в каком-то месте нашего правила мысли начинают рассеиваться, и мы принимаемся думать о чем-то постороннем, то нужно заметить, на какой молитве случилось это рассеяние, и потом вновь вернуться к ней, чтобы должным образом прочувствовать слова молитвы, упущенной из-за рассеянности. Но не следует злоупотреблять этим правилом, необходимо соблюдать осторожность. Применение этого правила не должно создавать иллюзию того, что с его помощью мы быстро сможем овладеть усердной молитвой и поднимемся на более высокую ступень духовности. Для этого требуются годы и большое старание. Один христианин, только недавно воцерковившийся, большим усилием воли попытался быстро овладеть нерассеянной молитвой. Как только во время молитвы он замечал, что думает о другом, то, сколько бы раз это ни происходило, он возвращался к тому месту, с какого, по его мнению, его внимание отвлекалось на иное. В конце концов это так его утомило и истощило, что у него вообще пропало всякое желание молиться.

Читайте так же:  Читать вечерние молитвы перед причастием

Одним из факторов, способствующих поддержанию внимания на должном уровне, является воля. Иногда необходимо заставлять себя максимально концентрировать свое внимание и успешно совершать то действие, исполнение которого в тот момент необходимо.

Для христианина это имеет огромное значение. Жизнь христианина – это постоянная борьба, битва, которая требует проявления твердости духа. Царство Небесное нудится, то есть достигается через борьбу с самим собой, преодолением множества видимых и невидимых препятствий и сложностей. Этот путь совсем не легок, он не устлан цветами, но усеян шипами. К сожалению, современные христиане склонны иногда с небрежением относиться и к молитве, и к чтению духовной литературы, и к посещению храма, и даже к исповеди. Они ленятся, говорят, что «нет настроения» или «не видят смысла во всем этом», приводят и иные причины. Вот тогда-то и нужно взять себя в руки, усилием воли принудить себя делать должное. Так ведут себя в моменты отчаяния, гнева, при атаках других порочных страстей, и если поддаться им, уступить и не противостоять им так, как учит это делать Церковь, то тогда внутреннее состояние человека станет еще более тягостным, он еще прочнее окажется в сетях невидимого врага.

Факторами, способствующими концентрации внимания, являются также потребность, интерес, настрой.

Все, что связано с появлением интереса, само собой привлекает внимание, попадает в поле нашего зрения. Так, голодного привлекает приятный запах еды. Уставший человек глазами ищет, где бы присесть, и сразу же замечает стул. Потребность, в широком понимании этого слова, определяет интересы человека, их направленность и силу. Что нам интересно, на том мы легко сосредотачиваемся и сохраняем эту собранность в течение необходимого времени. Так, при чтении интересной книги восприятие изложенного в ней материала происходит легко. И наоборот, кажущееся неинтересным рассеивает внимание, быстро утомляет. Эта опасность подстерегает при неверном подходе к чтению духовной литературы. Показавшаяся нам весьма полезной книга сначала заинтересовывает нас, но через какое-то время уже кажется нам не столь привлекательной, и от нас требуются немалые усилия для продолжения ее чтения. Это часто вызвано тем, что мы сразу же, в течение короткого времени (как можно скорей) хотим ознакомиться со всей книгой, стремимся как можно больше почерпнуть из нее. А в результате ум наш утомляется и информация воспринимается поверхностно, запоминается плохо.

Когда человек постепенно, вдумчиво знакомится с книгой, тем более духовного содержания, то тогда дольше сохраняется его интерес к изложенному в ней материалу, он лучше усваивается, а благодаря всегда сосредоточенному вниманию все, о чем говорится в книге, крепче запечатлевается в сознании. А чтобы интерес к той или иной книге не пропадал, иногда полезно ненадолго сделать перерыв и переключить внимание на какую-нибудь другую книгу. В это время происходит некое отвлечение, незаметно для нас сознание и разум перерабатывают и лучше усваивают то, с чем мы недавно познакомились.

Одним из определяющих факторов, способствующих максимальной концентрации внимания, является настрой. В зависимости от того, каков настрой человека, удается в той или иной мере концентрировать это психическое свойство. Уставшую мать может не разбудить сильный шум, но она тут же отреагирует на малейший шорох своего дитя. Связанная с ребенком внутренняя готовность вызывает усиление внимания в этом направлении.

Соответствующий настрой имеет большое значение и при молитве. Некто однажды обратился к великому афонскому старцу Паисию с такими словами: «Вот я каждый день молюсь, но после вечерних молитв ничего не чувствую, словно бы и не молился. Почему?» Ответ был таков: «Как же ты прочувствуешь молитву, когда непосредственно перед этим несколько часов сидел у телевизора, поглощал разную информацию, а выключив телевизор, тотчас же приступил к молитве? Хорошо было бы вообще не смотреть телевизор, но если все же смотришь, то, выключив его, сначала согрей свое сердце, прочти главу из Священного Писания или из творения отцов с тем, чтобы постепенно оказаться в месте молитвы (готовым к молитве). Только тогда прочувствуешь молитву. Загруженный проблемами, с ледяным сердцем, не сможешь беседовать с Господом: впечатления дня будут мешать тебе».

Феофан Затворник отмечал, что раньше на Руси существовало такое правило: прежде, чем приступить к молитве, члены семьи садились и какое-то время молча готовились к этому, и только после этого принимались за молитвенное правило. А сейчас совсем иная ситуация. Часто люди без всякой подготовки, благоприятного настроя пытаются приступить к молитве. Они, уставшие, только что пришедшие домой или сразу же после просмотра телепередач, машинально берут в руки молитвенник и приступают к молитве. Но ведь не так-то легко переключиться на святые темы, перейти к возвышенному, чистому, духовному. Поэтому и не удается должным образом сконцентрироваться. Механически читают текст, а мысли вновь продолжают витать над дневными проблемами и впечатлениями. Легко представить, каковы будут результаты для души от таких молитв. Такой молитвой мы ни на шаг не приблизимся к Господу. А если подождать, хоть какое-то время молча подготовиться, то и польза для души от молитвы была бы значительно большей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Без внимания, сосредоточенного и полностью осознанного исполнения христианских правил, в том числе молитвы, мы не сподобимся Божественной благодати, а ведь к этому всем сердцем должен стремиться каждый православный.

Молитва на внимательность
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here