Молитва как жанр это

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва как жанр это - в подробном и точном описании.

Что такое молитва как речевой жанр

Цели урока: познакомиться с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; продолжить постижение внутреннего мира поэта через молитвенную лирику, выяснить авторскую идею о благотворном воздействии молитвы на душу человека, почувствовать необходимость внутренней гармонии человека.

показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;

развивать навыки интерпретации поэтического текста;

воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

формировать читательскую и коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Оборудование: Интернет-ресурсы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, аудиозапись, сборник стихотворений, распечатанные тексты.

Учитель: Мокрушина Елена Арташовна

Цели урока: познакомиться с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; продолжить постижение внутреннего мира поэта через молитвенную лирику, выяснить авторскую идею о благотворном воздействии молитвы на душу человека, почувствовать необходимость внутренней гармонии человека.

показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;

развивать навыки интерпретации поэтического текста;

воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

формировать читательскую и коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Оборудование: Интернет-ресурсы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, аудиозапись, сборник стихотворений, распечатанные тексты.

Основные виды работы на уроке: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся; составление плана-конспекта урока; выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.

Основные знания и умения:

анализ и интерпретация поэтического текста, выявление авторской позиции; выразительное чтение; выражение своего отношения к прочитанному; составление плана-конспекта.

Первичное введение в тему.

Звучат тексты молитв.

(В зависимости от времени и класса — сокращённый вариант)

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растём и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать её любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов. (Экзюпери)

— Что общего между прозвучавшими текстами?

Толкование значения слова молитва.

— Какая из этих молитв является, на Ваш взгляд, канонической? Как можно это доказать?

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Каноническая молитва – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью. Существуют разные молитвы: молитва-прошение, молитва-покаяние, молитва-благодарение, молитва-славословие.

Для канонической молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Молитва как жанр лирики — это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Молитва для верующего — беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений, стремление приблизиться к Отцу Небесному.

— В притче, которую мы сейчас услышим, упоминается один из хорошо знакомых нам мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Притча о молитве старца

Однажды спросили у старца:

— Как можешь ты все время жить в одиночестве, и дни, и ночи в молчании?

— Я никогда не бываю одинок. У меня есть собеседник, который всегда рядом – это Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я открываю Евангелие, а когда сам хочу обратиться к Нему — молюсь. (Мотив одиночества).

— Отчасти эта притча подсказывает тему нашей встречи.

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.

Мучительные противоречия души, трагические переживания, тоска одиночества поэта врачуются обращением к молитве, которая открывает благодатную гармонию в окружающем мире.

В глубине души поэта жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. О минутах жизни яркой, удивляющей переполненностью, наполняющей душу особыми чувствами, поэт не мог не писать.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Но религиозные мотивы начинают звучать в лирике Лермонтова гораздо раньше.

— Может, это и есть настоящий Лермонтов, не понятый, не услышанный, скрытый от посторонних взглядов за выражением горечи, иронии, сарказма?

— Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы? (Нет обращения к Богу, рассказ о молитве)

Беседа по содержанию.

б) портрет Лермонтова.

— Можно ли это стихотворение отнести к жанру поэтической молитвы? (обращается даже не к Богу, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница грешных перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьёй).

Читайте так же:  Защитная молитва от цыган

История создания стихотворения.

Слайд: портреты М. Ю. Лермонтова и В. Лопухиной. (В. А. Лопухина-Бахметева. Акварель Лермонтова, 1835 г. Институт литературы. Санкт-Петербург)

Творческое задание. Работа в группах.

1 вариант задания.

2 вариант задания.

Воздействие молитвы на душу человека. Созвучие притчи и лермонтовских стихотворений.

Выступления учащихся, комментирование, оценивание работы.

МОЛИТВА КАК ОСОБЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Крицкая Наталья Викторовна

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [3, с. 4, 7, 9, 12].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождают грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Таким образом, духовный потенциал богословия соединяется с культурными возможностями языка и литературы. Изучение стихотворной молитвы — прекрасный пример содружества лингвистики, литературоведения, лингвокультурологии. С одной стороны, она может быть рассмотрена как связь с великими идеями христианства, с другой — как жанр, с третьей — исследуется ее язык как средство существования культурно-религиозных установок общества [4, с. 81]. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с.Еруслан

Федоровского района Саратовской области

Учитель начальных классов,

а) гипотеза; б) цели и задачи работы; в) используемые методы и приёмы.

2. Так что такое молитва. 4

3. Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии

4. Стихотворная молитва П.А.Вяземского……………………………………..5

7. Практическое применение работы…………………………………………..10

Гипотеза: Духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Одним из самых любимых жанров русской духовной поэзии стала стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на победу добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Выявить неразрывную связь русской классической поэзии с идеями христианской православной культуры, изучить особенности жанра стихотворной молитвы на материале русской поэзии XIX века

— Выявить различие молитвы как духовного явления и молитвы как поэтического жанра;

-Изучить историю создания стихотворения-молитвы, принадлежащих перуП.А.Вяземского.

В работе использованы следующие методы и приемы исследования: описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы, комплексный анализ, обобщение полученных данных.

Что такое молитва?

Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из нас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:

а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;

б) для других – пустая трата времени;

в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному .

3.Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии.

4.Стихотворная молитва П.А.Вяземского

Поэт пережил непостижимое, ужаснувшее его событие, о котором не поведал никому, кроме архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского), а тот передал услышанное в назидание потомству в своих воспоминаниях, основанных на дневниковых записях: «Когда я был еще архимандритом, меня в Александровской лавре посетил князь Петр Андреевич Вяземский и, между прочим, рассказал мне следующий необычный случай с ним: “Я в молодости своей не верил ни в Бога, ни в бытие души, ни в загробную жизнь и даже частенько насмехался над религией и над служителями ее. А теперь я верю и молюсь. Такой переворот к лучшему совершился во мне по следующему случаю.

Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно
И тайно про себя, и явно всенародно
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Сняв шляпу и крестом трикратноосенясь,
Оказывал и я приверженность к святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины.

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи.
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог;
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Как в гроб родной с слезами опускаем
Мы часть себя, часть лучшую себя…

(На прощанье. 1855)

Отобранные и систематизированные материалы данной работы позволили утверждать, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Один из самых любимых жанров русской духовной поэзии — стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на торжество добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой. Стихотворная молитва формирует духовную сторону читателя , учит сопереживать, заставляет душу “трудиться”, “учит по-человечески страдать” (Я. Полонский).

Можно выделить две составляющих духовной поэзии: художественную и религиозную. Цель поэзии – при совершенстве формы становиться невольной молитвой, но молитвой, открытой для другого. Поэзия помещается между молитвой, устремленной к Богу, и диалогом с читателем. Русская духовная поэзия 19 века вся устремлена к читателю и играет немаловажную роль в его духовно-нравственном становлении. Чтение духовной поэзии – это не развлечение, не отдых, а напряжённый духовный труд, труд, требующий постоянных внутренних усилий. Поэт не льстит нашему самолюбию, не потакает слабостям, не щадит нашей грешной природы. Он зовёт читателя вперёд, он заставляет читателя разбираться в себе самом и отделять в своей душе семена от плевел, добро от зла, дух от плоти, высокое от низкого. Чтобы признать все эти нравственные ценности, надо очистить свою душу от сорняков, нужно основательно потрудиться. Но этот труд не пропадёт, он окупится сторицей, так как способствует становлению Человека, способного строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, правды, красоты.

Читайте так же:  Молитва вернуть долг по зарплате

7. Практическое применение работы

Эта работа может использоваться на уроках литературы, при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе, на внеклассных занятиях и т.д.

Практическая реализация : использование материалов для уроков посвящённых русской поэзии, использование материалов для сценариев мероприятий о русской поэзии ,разработка исследовательских проектных работ для учащихся, участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Эффективность использования:позитивная динамика результатов обучения учащихся; устойчивый интерес к чтению художественной литературы; увеличение числа учащихся, участвующих в творческих коллективах и кружках, в школьных мероприятиях;

Жанровая модель литературной молитвы

Перевалова О. А.

Глава I. Молитва как литературно-культурный феномен

Жанровая модель литературной молитвы

Если понимать под молитвой (словом) обращение к Богу, то, очевидно, рассмотрение ее как жанра религиозного дискурса, в качестве основы литературной молитвы.

Молитва (как знак культуры) – «жанр конфессионального общения, словесное обращение человека к высшим силам, в существование которых он верит», имеющее определенную структурную композицию: «личное обращение, изложение предмета молитвы и оснований (просьбы, благодарности или прославления)»[1]. Так называемая «церковная молитва», безусловно, отличается от молитвы поэтической, литературной. Данные отличия основаны на принадлежности вышеназванных жанровых модификаций к разным сферам сознания. Церковная молитва принадлежит религиозному стилю, тогда как поэтическая – вмещает в себя законы художественного стиля, не отрицая при этом религиозных концепций, т. е. являясь своего рода «вторичным образованием» по отношению к первоисточнику.

Молитва как основной жанр религиозного стиля имеет, по мнению польской исследовательницы М. Войтак[2], следующие особенности:

1) «формульность, связанная с существованием композиционных формул»;

3) «основной принцип организации текста – повтор»;

4) содержание «специальной лексики, позволяющей выразить свойственное религиозному стилю видение мира, с признанием приоритета сакральной сферы, и устанавливающей форму соотношения человека с ней» («наличие вокативных и императивных форм, преобладание превосходной степени»);

5) функционирование в виде «готового текста, к которому участник обряда относится как к собственному», а потому наделяет его «экспрессивной функцией» и выражает с его помощью «собственные переживания и убеждения»;

6) наличие «определенной структуры и иллокуционного потенциала».

Таким образом, молитва (как факт религиозного дискурса) имеет четко выраженную диалогическую природу. Психологическая составляющая молитвы заключает в себе изначальную готовность верующего человека к общению с трансцендентной Высшей сущностью и Божественную инициативу начала диалога, явленную в априорном знании человека о мире и Боге. Но, по мнению Т. В. Бердниковой, «молитва как жанр не предполагает вербально выраженной реплики-реакции, которая, согласно традиционному пониманию диалога, составляет диалогическое единство с репликой-стимулом: говорящий произносит молитву в надежде на ответ, который выражен невербально»[6]. «Автономная ценность религиозного диалога связывается при этом, – пишет М. Войтак, – с тремя основными типами позиции молящегося человека: религиозного ожидания (надежды), религиозного понимания (веры) и преданности (любви)»[7].

Молитва как художественный текст ориентирована на молитвенное слово (как на память о церковной природе жанра) и приятие акта Богообщения как текстопорождающего фактора. Жанровое самосознание определяет и речевые особенности литературной молитвы, основной функцией которой становится воздействие на внутренний мир воспринимающего сознания путем вовлечения его в ситуацию духовного сопереживания и побуждения к религиозному отклику. Коммуникативная структура молитвы как диалогического художественного текста может быть выражена несколькими способами: 1) адресат – Бог, адресант – лирический субъект[8]; 2) адресат – человек, адресант – Бог; 3) лирический субъект – реципиент (читатель, воспринимающее сознание): в данном случае трансцендентное начало получает лишь вербальное выражение в тексте как результат авторской рефлексии по поводу пережитого акта Богообщения.

Генетическая связь литературной молитвы с молитвой религиозной обнаруживается уже в контексте и структуре стиха, поэтому можно утверждать, что обращение художников к данному жанру обусловлено явлением жанровой «памяти». Тем не менее, функциональность жанра поэтической молитвы связана не только с «памятью жанра», но и с типологическим характером духовной природы произведений данного жанра, что существенно отличает их от текстов, жанровые особенности которых определяются только по литературным критериям. Таким образом, можно говорить о полижанровости молитвенной лирики и ориентированности ее на традиционные жанры религиозного дискурса.

Действительно, основу поэзии составляет личный духовный опыт, а сам язык ее в определенном смысле сакрален и предполагает непременный сверхтекстовый смысл – поэзия «преодолевает» язык как «лингвистическую определенность»[12], язык (слово) для нее – материал для формы выражения.. «В поэзии вообще, – пишет В. А. Котельников, – сильна память о ее сакральном происхождении… повинуясь “зову изнутри”, поэзия естественно влечется к молитве. Тем более это свойственно поэзии русской, никогда не отрывавшейся от “гиератического стиха” [т. .е. «священного, жреческого». – О. П.], коего, по мнению Н. В. Гоголя и Вяч. Иванова, “требует сам язык наш (единственный из всех живых по глубине напечатления в его стихии типа языков древних)”. То, что можно назвать подлинным молитвенным творчеством в поэтическом слове совершается не на поверхности текста, а в более глубоких слоях речи»[13].

Схожую с И. З. Сурат позицию в рассматриваемом вопросе занимает и С. А. Кибальник, разделяющий «фидеистическую основу религии» и «гносеологическую природу художественного текста»: «Литературное творчество вообще, уже по самой своей природе, никогда не может носить чисто религиозного характера»[16]. Основу поэзии, по мысли большинства литературоведов, затрагивавших в своих работах данную проблему, составляет личный духовный опыт, становящийся в ходе творчества, и потому она не может в тематике своей прямо воплощать конфессиональное сознание. И. З. Сурат называет воплощение религиозного сознания в поэтическом творчестве онтологическим противоречием природе лирических жанров, рождение которых невозможно из «готовых смыслов и заданных идей», ибо они слагаются «в недрах личности из индивидуального внутреннего события». «Если смысл стихотворения существует до его создания, – подытоживает свои наблюдения исследовательница, – в виде определенного религиозного знания, то тем неизбежно уничтожается самый акт творчества»[17]. Подобные утверждения, на наш взгляд, свидетельствуют о неоднозначном понимании статуса стихотворной молитвы и недостаточной изученности жанра, что еще раз подчеркивает актуальность обращения к данной проблеме.

Читайте так же:  Молитва для красной нити из иерусалима для 9 узлов

В церковной среде известно некоторое недоверие к искусству вообще[18], но и искусство осознает свою непринадлежность религии, при этом не отрицая Божественной сути творчества. Отрицается, преимущественно, возможность «религиозного характера» искусства[19], но само понятие религиозности искусства или религиозной темы в искусстве не уточняется. В то же время С. Булгаков отмечает существование особого рода искусства («художественности») – «Церковного», в котором происходит совмещение «религиозных и художественно-творческих потребностей человека» и соединение «творческих заданий искусства с церковным опытом»[20]. Иную точку зрения на творческую природу молитвы и молитвенную природу искусства обнаруживаем в наследии архимандрита Софрония (Сахарова), который признает возможность совместного бытования молитвы и искусства, как двух форм единого целого (человеческой жизни, сознания) при условии, что «искусство исходит из молитвы и жизни по заповедям»[21].

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, можно говорить о молитвенности как типологическом свойстве поэзии, проявляющемся не в теме или настроении лирического произведения, не в его религиозной заданности, а в связи художника с «верховным источником лиризма». Молитвенное начало воздействует непосредственно на душу читателя, но выявить и проанализировать его в большинстве случаев практически невозможно.

Специфика стихотворной молитвы определяется ее функционированием в пограничной области литературы и религии. «Творческое восприятие религиозного таинства, – пишет Э. М. Афанасьева, – несомненно, ориентировано на некий жанровый канон, оформившийся вне литературной области и именно под его воздействием создающий новую эстетическую реальность. Богообщение в его религиозном понимании преобразуется поэзией в особую модель эстетического переживания религиозной ситуации, которая в разные периоды жизни поэтов по-разному актуализирует мировоззренческие акценты духовно-творческого плана»[30].

Актуальность обращения к жанру молитвы обусловлена особенностями ментальности русских поэтов. Так, например, поэт начала XX в. З. Н. Гиппиус утверждала, что в русской поэзии существует литературная традиция молитвы. В ряду поэтов, слагающих молитвы, она называла Пушкина, Некрасова, Тютчева, Лермонтова. В связи с существованием этой традиции Гиппиус сделала вывод о молитвенной природе лирики и ее онтологической особенности: «у каждого поэта и у каждого времени – свой Бог, а значит, и своя молитва, свои законы ее сложения»[34].

Синтезируя представленные выше точки зрения исследователей на жанровую природу молитвенных текстов, попытаемся дать собственное определение. Молитва – жанр лирической поэзии[35], ориентированный на определенный канон (молитвенные тексты, входящие в религиозную практику) и обладающий по отношению к нему некоторой степенью вторичности, но не являющийся в полной мере «каноническим» жанром в силу отсутствия многовековой истории жанра, его историко-литературной «молодости» по сравнению с такими традиционными жанрами, как элегия, ода, сонет и т. д.

Произведения жанра молитвы обладают молитвенным дискурсом и характеризуются следующими особенностями:

2) медитативным и рефлективным характером;

3) наличием определенной структуры, сохраняющей черты молитвенного канона;

4) устойчивым тематическим и мотивным комплексом;

5) повышенной клишированностью (трехчастная структура, форма обращения, просьбы, синтаксический параллелизм, анафоры);

6) метафоричностью и афористичностью;

7) сочетанием черт художественного и церковно-религиозного стилей;

8) отсутствием строго фиксированной стиховой формы.

Следует отметить, что как жанр, сохраняющий каноническую природу на генетическом уровне, молитва обладает «жанровой памятью», характеризуется амбивалентной природой, связанной, прежде всего, с антиномичностью религиозного и отчасти поэтического сознаний, и подвержена трансформации и исторической эволюции.

Другими словами, молитвенный дискурс – это своего рода медитативный фон, в рамках которого происходит акт молитвенной коммуникации, подчиненный идее Богообщения и содержащий определенный тематический комплекс – вариации молитвы: 1) молитва – выражение благодарности Богу; 2) молитва – просьба о заступничестве и даровании Божественной милости; 3) молитва – как акт раскаяния за грехи, сожаление о них; 4) воспоминание–рассказ о молитвенном событии и т. д.

Влияние молитвенного дискурса на русскую культуру вообще, и на литературу, в частности, – практически не исследованная область национального дискурса. «Молитва, – как утверждает Э. М. Афанасьева, – долгое время воспринималась как само собой разумеющееся явление, разлитое в ментальном пространстве, а потому – некая данность, не допускающая отстраненной оценки»[37]. Несомненно, что прежде чем рассматривать молитвенное творчество русских поэтов, необходимо определить специфику молитвы как философско-психологического и культурного феномена и влияния ее на поэзию.

«Молитва – главный сущностный момент культа любой религии, единственное “средство общения” с божеством, способ воздействия на него с целью расположить к себе»[38]. Молитву невозможно рассматривать единственно как явление религиозной природы, она органично вбирает в себя черты национального дискурса, становится важной составляющей жизни народа. «С богословской точки зрения, молитва признается вместилищем духовной жизни или самой духовной жизнью в движении и действии»[39]. При исследовании молитвенных текстов следует учитывать философский и творческий аспекты их создания. Каноническая молитва – как своеобразный «сборник» идеологических и нравственных норм, определяющих духовное и земное бытие человека, – явилась для русских поэтов первоисточником лирического жанра.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Что такое молитва как речевой жанр

Цели урока: познакомиться с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; продолжить постижение внутреннего мира поэта через молитвенную лирику, выяснить авторскую идею о благотворном воздействии молитвы на душу человека, почувствовать необходимость внутренней гармонии человека.

показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;

развивать навыки интерпретации поэтического текста;

воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

формировать читательскую и коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Оборудование: Интернет-ресурсы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, аудиозапись, сборник стихотворений, распечатанные тексты.

Учитель: Мокрушина Елена Арташовна

Цели урока: познакомиться с жанром молитвы в творчестве М.Ю. Лермонтова, её художественными особенностями; продолжить постижение внутреннего мира поэта через молитвенную лирику, выяснить авторскую идею о благотворном воздействии молитвы на душу человека, почувствовать необходимость внутренней гармонии человека.

показать жанровое многообразие направленности и мотивов лирики Лермонтова;

развивать навыки интерпретации поэтического текста;

воспитывать речевую культуру и эстетический вкус учащихся;

формировать читательскую и коммуникативную компетенцию.

Тип урока: урок изучения художественных произведений.

Оборудование: Интернет-ресурсы, мультимедийная презентация, интерактивная доска, аудиозапись, сборник стихотворений, распечатанные тексты.

Основные виды работы на уроке: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся; составление плана-конспекта урока; выразительное чтение стихотворений, аналитическая работа с текстом стихотворения.

Читайте так же:  Молитва казачий спас

Основные знания и умения:

анализ и интерпретация поэтического текста, выявление авторской позиции; выразительное чтение; выражение своего отношения к прочитанному; составление плана-конспекта.

Первичное введение в тему.

Звучат тексты молитв.

(В зависимости от времени и класса — сокращённый вариант)

Господи, я прошу не о чудесах и не о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов.

Сделай меня наблюдательным и находчивым, чтобы в пестроте будней вовремя останавливаться на открытиях и опыте, которые меня взволновали.

Научи меня правильно распоряжаться временем моей жизни. Подари мне тонкое чутье, чтобы отличать первостепенное от второстепенного.

Я прошу о силе воздержания и меры, чтобы я по жизни не порхал и не скользил, а разумно планировал течение дня, мог бы видеть вершины и дали, и хоть иногда находил бы время для наслаждения искусством.

Помоги мне понять, что мечты не могут быть помощью. Ни мечты о прошлом, ни мечты о будущем. Помоги мне быть здесь и сейчас и воспринять эту минуту как самую важную.

Убереги меня от наивной веры, что все в жизни должно быть гладко. Подари мне ясное сознание того, что сложности, поражения, падения и неудачи являются лишь естественной составной частью жизни, благодаря которой мы растём и зреем.

Напоминай мне, что сердце часто спорит с рассудком.

Пошли мне в нужный момент кого-то, у кого хватит мужества сказать мне правду, но сказать её любя!

Я знаю, что многие проблемы решаются, если ничего не предпринимать, так научи меня терпению.

Ты знаешь, как сильно мы нуждаемся в дружбе. Дай мне быть достойным этого самого прекрасного и нежного Дара Судьбы.

Дай мне богатую фантазию, чтобы в нужный момент, в нужное время, в нужном месте, молча или говоря, подарить кому-то необходимое тепло.

Сделай меня человеком, умеющим достучаться до тех, кто совсем «внизу».

Убереги меня от страха пропустить что-то в жизни.

Дай мне не то, чего я себе желаю, а то, что мне действительно необходимо.

Научи меня искусству маленьких шагов. (Экзюпери)

— Что общего между прозвучавшими текстами?

Толкование значения слова молитва.

— Какая из этих молитв является, на Ваш взгляд, канонической? Как можно это доказать?

Истоки поэтической молитвы следует искать в молитве канонической.

Каноническая молитва – обращение к Богу с целью восхваления, с той или иной просьбой или с благодарностью. Существуют разные молитвы: молитва-прошение, молитва-покаяние, молитва-благодарение, молитва-славословие.

Для канонической молитвы характерным признаком является некое состояние мольбы, которое можно определить как глубокое почитание Бога, даже богобоязненность.

И в этом принципиальное отличие молитвы как таковой от поэзии, выдержанной в жанре молитвы. Поэт как будто отгораживается от фанатичного чувства богобоязненности, иначе он не смог бы свободно пользоваться всеми теми средствами художественной выразительности, которые недопустимы в канонической молитве.

Молитва как жанр лирики — это стихотворение, в котором лирический герой обращается к Богу, Божией Матери, ставит важнейшие вопросы бытия и находит ответы на них в Богообщении.

Молитва для верующего — беседа с Богом, посредством которой человек очищается от греха, страстей земных. Это упование на благое разрешение всех нестроений, стремление приблизиться к Отцу Небесному.

— В притче, которую мы сейчас услышим, упоминается один из хорошо знакомых нам мотивов в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Притча о молитве старца

Однажды спросили у старца:

— Как можешь ты все время жить в одиночестве, и дни, и ночи в молчании?

— Я никогда не бываю одинок. У меня есть собеседник, который всегда рядом – это Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я открываю Евангелие, а когда сам хочу обратиться к Нему — молюсь. (Мотив одиночества).

— Отчасти эта притча подсказывает тему нашей встречи.

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова.

Мучительные противоречия души, трагические переживания, тоска одиночества поэта врачуются обращением к молитве, которая открывает благодатную гармонию в окружающем мире.

В глубине души поэта жила вера в любовь, в дружбу, в высокое предназначение человека на земле. О минутах жизни яркой, удивляющей переполненностью, наполняющей душу особыми чувствами, поэт не мог не писать.

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога…

Но религиозные мотивы начинают звучать в лирике Лермонтова гораздо раньше.

— Может, это и есть настоящий Лермонтов, не понятый, не услышанный, скрытый от посторонних взглядов за выражением горечи, иронии, сарказма?

— Но можно ли это стихотворение, несмотря на название, отнести к жанру поэтической молитвы? (Нет обращения к Богу, рассказ о молитве)

Беседа по содержанию.

б) портрет Лермонтова.

— Можно ли это стихотворение отнести к жанру поэтической молитвы? (обращается даже не к Богу, а к Богородице, которая особенно высоко почиталась народом как заступница грешных перед высшим строгим, суровым и милосердным Судьёй).

История создания стихотворения.

Слайд: портреты М. Ю. Лермонтова и В. Лопухиной. (В. А. Лопухина-Бахметева. Акварель Лермонтова, 1835 г. Институт литературы. Санкт-Петербург)

Творческое задание. Работа в группах.

1 вариант задания.

2 вариант задания.

Воздействие молитвы на душу человека. Созвучие притчи и лермонтовских стихотворений.

Выступления учащихся, комментирование, оценивание работы.

МОЛИТВА КАК ОСОБЫЙ ПОЭТИЧЕСКИЙ ЖАНР

Крицкая Наталья Викторовна

Формирование жанров христианских религиозных текстов происходило на протяжении определенного времени и отличалось своеобразной закономерностью. В.И. Карасик указывает на то, что для квалификации жанровой природы речи необходимо не только выявление типовых действий говорящего, но и определение целого круга многомерных отношений: участники коммуникации (минимум два), предмет речи, предлагаемый адресантом, предмет речи, воспринятый и, может быть, дополненный адресатом — вот четыре точки в пространстве коммуникативного акта, которые представляют минимальный набор объектов, вступающих во взаимоотношения в ходе реализации того или иного речевого жанра. Он же выделяет четыре жанра религиозного дискурса: молитва, проповедь, исповедь и обрядовое действие [3, с. 4, 7, 9, 12].

Молитвенная проблематика в творчестве Ф.И. Тютчева связана с осознанием поэтом духовной катастрофы мира. Молитва у поэта признается единственным средством, способным очистить человека, приобщить к мировой гармонии. Ф.И. Тютчев подчеркивает, что атеизм современного мира порождают грандиозную проблему — именно вера и ее проявление в молитве противостоит антихристанским революционным тенденциям. В стихах поэта мы слышим призыв к молитве, искренняя вера, стремление жить по закону Божьему, любовь к Православию и Родине.

Читайте так же:  Флоренс конверс дом молитвы

При изучении стихотворных молитв следует исходить из того, что творчество подобного рода — это явление религиозно-эстетического порядка, стремящееся приблизиться к постижению истины посредством выразительных средств языка. Таким образом, духовный потенциал богословия соединяется с культурными возможностями языка и литературы. Изучение стихотворной молитвы — прекрасный пример содружества лингвистики, литературоведения, лингвокультурологии. С одной стороны, она может быть рассмотрена как связь с великими идеями христианства, с другой — как жанр, с третьей — исследуется ее язык как средство существования культурно-религиозных установок общества [4, с. 81]. Приобщение к религиозной культуре — это путь прежде всего путь филологии, способ возвращения к мировой культуре, ее традиции.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа с.Еруслан

Федоровского района Саратовской области

Учитель начальных классов,

а) гипотеза; б) цели и задачи работы; в) используемые методы и приёмы.

2. Так что такое молитва. 4

3. Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии

4. Стихотворная молитва П.А.Вяземского……………………………………..5

7. Практическое применение работы…………………………………………..10

Гипотеза: Духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Одним из самых любимых жанров русской духовной поэзии стала стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на победу добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой, призыв к читателю идти рядом с ним по этому тернистому, но благодатному пути.

Выявить неразрывную связь русской классической поэзии с идеями христианской православной культуры, изучить особенности жанра стихотворной молитвы на материале русской поэзии XIX века

— Выявить различие молитвы как духовного явления и молитвы как поэтического жанра;

-Изучить историю создания стихотворения-молитвы, принадлежащих перуП.А.Вяземского.

В работе использованы следующие методы и приемы исследования: описательный, интерпретационный, сравнительно-сопоставительный методы, комплексный анализ, обобщение полученных данных.

Что такое молитва?

Так что такое молитва? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. У каждого из нас, конечно, своё представление о том, что такое молитва:

а) для одних – это столь нужное общение с Богом, откровение, скрытое от посторонних глаз;

б) для других – пустая трата времени;

в) третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Я считаю, что молитва – это настолько сокровенное необходимое человеку общение с Богом, в котором человек может хоть на мгновение приблизиться к Возвышенному .

3.Молитва как духовное явление и как жанр русской классической поэзии.

4.Стихотворная молитва П.А.Вяземского

Поэт пережил непостижимое, ужаснувшее его событие, о котором не поведал никому, кроме архимандрита (впоследствии епископа) Порфирия (Успенского), а тот передал услышанное в назидание потомству в своих воспоминаниях, основанных на дневниковых записях: «Когда я был еще архимандритом, меня в Александровской лавре посетил князь Петр Андреевич Вяземский и, между прочим, рассказал мне следующий необычный случай с ним: “Я в молодости своей не верил ни в Бога, ни в бытие души, ни в загробную жизнь и даже частенько насмехался над религией и над служителями ее. А теперь я верю и молюсь. Такой переворот к лучшему совершился во мне по следующему случаю.

Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно
И тайно про себя, и явно всенародно
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Сняв шляпу и крестом трикратноосенясь,
Оказывал и я приверженность к святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины.

Научи меня молиться,
Добрый ангел, научи.
Дай моей молитве крылья!
Дай полет мне в высоту!
Дай мне веры безусловной
Высоту и теплоту!
Неповинных, безответных
Дай младенцев чистоту
И высокую, святую
Нищих духом простоту!

Дай стряхнуть земные узы
С прахом страннических ног,
Дай во мне угаснуть шуму
Битв житейских и тревог;
Да откроется тобою
Мне молитвенный чертог,
Да в одну сольются думу
Смерть, бессмертие и Бог!

Как в гроб родной с слезами опускаем
Мы часть себя, часть лучшую себя…

(На прощанье. 1855)

Отобранные и систематизированные материалы данной работы позволили утверждать, что духовная поэзия — неотъемлемая часть русской классической литературы, утверждающей высокие общечеловеческие нравственные идеалы. Один из самых любимых жанров русской духовной поэзии — стихотворная молитва, выражающая общечеловеческие надежды на торжество добра, правды, любви. Жанр стихотворной молитвы отражает всю глубину личности автора, его внутреннюю работу над собой. Стихотворная молитва формирует духовную сторону читателя , учит сопереживать, заставляет душу “трудиться”, “учит по-человечески страдать” (Я. Полонский).

Можно выделить две составляющих духовной поэзии: художественную и религиозную. Цель поэзии – при совершенстве формы становиться невольной молитвой, но молитвой, открытой для другого. Поэзия помещается между молитвой, устремленной к Богу, и диалогом с читателем. Русская духовная поэзия 19 века вся устремлена к читателю и играет немаловажную роль в его духовно-нравственном становлении. Чтение духовной поэзии – это не развлечение, не отдых, а напряжённый духовный труд, труд, требующий постоянных внутренних усилий. Поэт не льстит нашему самолюбию, не потакает слабостям, не щадит нашей грешной природы. Он зовёт читателя вперёд, он заставляет читателя разбираться в себе самом и отделять в своей душе семена от плевел, добро от зла, дух от плоти, высокое от низкого. Чтобы признать все эти нравственные ценности, надо очистить свою душу от сорняков, нужно основательно потрудиться. Но этот труд не пропадёт, он окупится сторицей, так как способствует становлению Человека, способного строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, правды, красоты.

7. Практическое применение работы

Эта работа может использоваться на уроках литературы, при подготовке учащихся к олимпиадам по литературе, на внеклассных занятиях и т.д.

Практическая реализация : использование материалов для уроков посвящённых русской поэзии, использование материалов для сценариев мероприятий о русской поэзии ,разработка исследовательских проектных работ для учащихся, участие учащихся в предметных олимпиадах и конкурсах.

Эффективность использования:позитивная динамика результатов обучения учащихся; устойчивый интерес к чтению художественной литературы; увеличение числа учащихся, участвующих в творческих коллективах и кружках, в школьных мероприятиях;

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва как жанр это
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here