Молитва из сердца

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва из сердца - в подробном и точном описании.

Для молитвы больше всего нужно сердце

Из наставлений старца Арсения (Папачока)

19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей.

Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни.

Архимандрит Арсений (Папачок)

– Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве?

– Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» [1] .

Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

Сын мой, подумай о том, что у тебя есть только время этой жизни, и с твоим рвением, с твоим желанием быть с ангелами на небесах ищи того, чтобы смирять себя, потому что только так ты придашь ценность той красоте, которую ты стяжал в себе, чтобы не послужило это духовное богатство – увы! – тебе на погибель в огне. Внимай себе, брат, ибо если будешь думать, что Бог может посетить тебя прямо сейчас и что ты умрешь, то он, помысл, научит тебя тому, что делать, ибо известно, что Христос, в чем застанет нас, в том и будет судить (ср.: Иез. 33: 20) [2] .

Без смирения нет никакой надежды на спасение! А «если у тебя, брат, нет кротости в сердце твоем, тогда знай, что в сердце твоем есть какое-нибудь возношение» [3] . Нужно понять, что Бог так мало требует от нас, а наследие мы получим вместе с Ним. Кротость, кротость и еще раз кротость!

– Многие верующие жалуются, что не находят в себе сил, чтобы молиться. Что делать, чтобы иметь рвение и благоговение к священной молитве?

– Не надо прекращать молиться, хотя бы умом. Эти моменты опустошенности, взлетов и падений случаются и у святых людей – ради их смирения. Бог соразмеряет дары по силам каждого, чтобы было духовное равновесие. Одни теряют в качестве молитвы, другим, кто молился со смиренным сердцем, бывает некое утешение, и они на радостях молятся только для того, чтобы их снова посетили утешения, но это простое заблуждение: мы как бы торгуемся, а такие утешения могут приходить и от бесов, ибо фальшивое удовлетворение ложью чувствуется. Бесы рады удерживать тебя в этом состоянии ложного успокоения, чтобы ты оставался невосприимчив к настоящему утешению от молитвы, вырывающейся из сердца без всякого расчета и безостановочно. Молись смиренно, чтобы привести Бога в сердце твое, а не возноситься умом и блуждать в высотах, ибо лучше быть ничем, чем героем кого-нибудь еще, кроме Христа.

В молитве мы нуждаемся непрестанно, потому что нам следует всегда быть с Богом, да и лукавый подстерегает нас тоже все время. Милость Божия с нами; пусть не боится ни одно опечаленное сердце, ибо мы искуплены Кровью Спасителя, а значит, стоим очень дорого.

Есть много таких, кто, если за него молится кто-нибудь из близких или иные христиане высокой жизни, то он обманывается и верит – даже если сам живет в неисправимой беспечности, – будто унаследует и блаженное благословение этих людей. Хорошо бы заранее знать, что «посреди цветов полевой бурьян напрасно молится, чтобы его простила коса» (Йорга) [4] . «Не стыдно пасть под напором болезней, стыдно умереть нерадивым и изнуренным удовольствиями» (Паскаль).

– Какие молитвы и молитвословы вы рекомендуете монахам и мирянам?

– Я не буду касаться здесь молитв, полагающихся по уставу, – они совершаются; было бы хорошо, если бы мы подумали о чем-то непрерывном и не столько о том, чтобы нанизывать слова, сколько о том, чтобы воспитать себя и сделать любовь состоянием своего чувства, вибрацией своей души. Этот трепет с неуловимым воздыханием я бы попробовал рекомендовать.

Святой Агафон говорит: «Кто молится только когда молится, тот не молится». Речь идет, таким образом, о том, чтобы чувствовать Бога, Матерь Божию и всякого святого сердцем своим как можно непрестаннее. Это хранило бы свечечку души твоей зажженной, и было бы тяжелее напасть на такую душу. Надо знать, что диавол очень боится трезвенного [5] человека – как можно более трезвенного! Молитва – это, безусловно, полезное средство, а трезвение – это достигнутая цель.

Читайте так же:  Молитва оптиной пустыни старцев

Я рекомендую молитвы к дражайшему Спасителю нашему, к Матери Божией – неусыпающему утешению душ наших, – особенно молебны; молитвы к святому ангелу хранителю и, по необходимости и благоговению, к любому святому.

Молитвословы, для всех, – те, которые есть, ибо на самом деле больше всего нужно твое сердце!

[1] Ср.: Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского: В 2-х т. М., 2001. Т. 2. С. 259.

[2] См.: Иоанн, игумен Синайский, преподобный. Лествица. Слово 7. § 50. Сергиев Посад, 1908. С. 84.

[3] Цитата из «Египетского патерика» в румынском переводе. Гл. 4. О смирении и кротости. § 3.

[4] Цитата из книги румынского мыслителя Николая Йорги «Cugetări» («Размышления»).

[5] Трезвением у святых отцов называется хранение ума и сердца.

Перевод выполнен по: Ne vorbeşte părintele Arsenie. Ediţia îngrijită de а Arhimandrit Ioanichie Bălan. Vol. 1. Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.

Молитва для успокоения души и сердца

Молитва для успокоения сердца и души

Наша жизнь не предсказуема. Часто так происходит, что вроде по жизни нет ни каких проблем, а душа зачастую находится не на месте. Мы постоянно прибываем в состоянии какой-то тревоги. Чтоб раз и навсегда лишится этого нехорошего состояния, необходимо каждый день прочитывать молитву о успокоении сердца и души.

Когда проблемы и ненастья накатываются на вас как снежный ком — жизнь становится невыносимой. Всё чаще у вас начинают случаться нервные срывы, что в конечном этапе заканчиваются депрессией. При сильно расшатанной нервной системе не всегда могут помочь успокоительные медикаменты. Чтоб раз и навсегда обрести успокоение души и сердца обратитесь за помощью к любому Святому. Каждый из них донесёт ваши сокровенные просьбы к Всевышнему Господу. Так к примеру, вы сможете молится о помощи у лика Николая Чудотворца, Божьей Матери, Матроны Московской и иным Святым. Угодники Господа приходят на помощь всем просящим.

рекомендуем к прочтению

Как правильно подготовится к прочтению молитвы

  • в первую очередь ваша молитва должна быть искренней и исходить из глубины души;
  • нет не какой разницы где именно вы будете молится (дома либо в стенах храма);
  • сядьте на против иконы Святого и зажгите церковную свечу;
  • уединитесь чтоб вас никто не отвлекал от прочтения молитвенных слов;
  • выкиньте из головы все лишние мысли, в момент чтения молитвы не думайте о жизненных проблемах;
  • не забывайте, что молитва должна быть направленна на икону, у которой вы просите о помощи;
  • перед прочтением молитвы у иконы Святого перекреститесь и обязательно поклонитесь;
  • не обязательно молитву знать наизусть главное, чтоб она была чистосердечной.

В чём помогает молитва

  • привести в порядок нервную систему;
  • при различных стрессовых ситуациях;
  • помогает решить все разногласия с родными и близкими;
  • стабилизировать своё психологическое состояние.

Самая сильная молитва для успокоения души и сердца

«Богоматерь, возрадуйся, Благодарная Дева Мария, Всевышний с Тобой: счастливая Ты в супружницах, и наделён благодатью ребенок чрева Твоего, как Спаса породила здесь сердца наши. Уважаемо есть как поистине прославлять Тебя Пречистая Богородица, счастливую и святую и Божью Матерь Господа нашего. Благородный ангел и хороший без сопоставления серафим, без тления Господа Слова породившую, существующую Богоматерь Тебя именуем. Аминь.»

Сокровищница духовной мудрости

Молитва

Если хочешь в теле служить Богу, подобно бестелесным, старайся непрестанно иметь сокровенную в сердце твоем молитву (авва Евагрий, 89, 606).

. Молитвы, возносимые из глубины души, имея там свои корни, безопасно возносятся горе и не задерживаются никакими нападениями помыслов (свт. Иоанн Златоуст, 44, 546).

После того, как жрецы Ваала целый день призывали идола, , воззвавши от чистого сердца, воззвавши сердцем и устами, низвел с неба огонь. Вот свидетельство об истинной молитве!

. Это сделал великий служитель Божий и ревнитель Илия, приводя нас через бывшее тогда к духовному разумению, чтобы и мы, от сердца взывая к Богу, испрашивали неизреченный огонь Духа на жертвенник нашей души и через это делались совершенной жертвой Господу (свт. Иоанн Златоуст, 55, 985).

Прежде всего нам надобно прилежно исполнять Евангельскую заповедь, чтобы, вошедши в свою келью и затворив двери, мы молились Отцу нашему. Это мы исполняем таким образом: внутри своей кельи молимся, когда, сердце свое совершенно отвлекая от смятения всех помыслов или забот, мы приносим свои молитвы Господу некоторым тайным образом и с дерзновением. При запертых дверях молимся, когда с закрытыми устами, молча молимся Испытующему не слова, а сердца. В сокровенном месте молимся, когда только сердцем и внимательным умом приносим свои прошения одному Богу, так что и самые противные власти не могут узнать род нашего прошения. Для этого надобно молиться с совершенным безмолвием, чтобы нам споим шепотом или возгласами не только не развлекать предстоящих братий и не возмутить чувства молящихся, но чтобы и от самых врагов наших, наветующих нам особенно во время молитвы, укрылось усердие машет прошения. Таким образом мы исполним и эту заповедь: от лежащей на груди твоей затворяй двери уст твоих (ср.: Мих. 7, 5) (прп. авва Исаак, 56, 348).

Если сердце для каждого из пас есть домашняя церковь, то в нем должны мы совершать и церковные службы (прп. Нил Синайский, 90, 293).

Читайте так же:  Молитва и пост слова

Разумно в сердце молящийся переносит находящие скорби, а злопамятный еще не молился чисто (прп. Марк Подвижник, 89, 530).

Когда диавол увидит, что ум начал молиться из сердца, тогда наводит великие и злохитрые искушения (прп. Марк Подвижник, 89, 546).

Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души (прп. Исаак Сирин, 58, 59).

. Движение языка и сердца в молитве суть ключи; а что после сего, то уже есть вход в сокровенные клети (прп. Исаак Сирин, 58, 68).

. Диавол усиливается сначала сделать, чтобы оставлена была непрестанная сердечная молитва; а потом внушает пренебрежение к установленным временам молитвы и правила, совершаемого телесно (прп. Исаак Сирин, 58, 372—373).

. Мысленные разбойники не легко могут окрадывать того, кто совокупил молитву с сердцем (прп. Иоанн Лествичник, 57, 212).

Много потребно времени и труда, более мысленного, чем телесного, на то, чтобы сначала научиться молиться как должно, а потом, научившись, продолжать молиться. Почему и Апостол заповедует нам воспевать и петь Богу всегда сердцем, а не устами одними (см.: Еф. 5, 19). Поелику уста говорят от избытка сердца, то надобно так устроиться, чтобы и молитва, устами произносимая, произносима была от избытка сердца. А это бывает, когда в нас сердце чистое созидается. Кто не делает таким образом, тот ничего как должно не понимает из читаемого, не чувствует сладости от того и никакой не получает пользы (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 76).

. Только молитва и становится победоносным орудием и невидимой брани, как сделается настоящею, т. е. внедрится в сердце и станет непрестанно в нем действовать. С сего момента она делается непроницаемою, непреодолимою и непереходимою оградою души, не допускающею к пей ни стрел вражеских, ни страстных нападков плоти, ни обольщений со стороны мира прелестного. Самим присутствием своим в сердце она пресекает брань невидимую. Почему и внушалось тебе: поспеши привить к сердцу действо молитвы и попекись о том, чтоб она была там в непрестанном движении. Ибо это то же, что сказать: сделай так, и без борьбы будешь являться победителем.

Это так действительно и бывает. По пока-то дойдет твоя молитва до такой силы, враги не дадут тебе покоя, и тебе и минуты не обойтись без брани или опасений ее. Помощна ли тут молитва? Всеконечно, и более, нежели всякое другое орудие духовной брани. Она всегда привлекает Божию помощь, и сила Божия отражает врагов; только будь она усердна и предана в волю Божию. Место ее в самом начале противоборства нападениям вражеским. Вот как идет все дело. Когда внимание, как страж неусыпный, даст знать о подступах вражеских и стрелы их восчувствуются, т. е. или помысл страстный, или движение страсти появятся внутри, — ревнующий о спасении дух, сознав в этом злобное дело вражеское, своих сил напряжением нещадно отражает то от сердца, не давая туда проникнуть, и в то же время, в одном почти с сим акте внутреннем возносится молитвою к Господу, призывал Его на помощь. Помощь приходит, враги рассеиваются, и брань стихает (прп. Никодим Святогорец, 70, 209—210).

В обществе ли ты человеческом или находишься наедине, старайся постоянно углубляться во внутреннюю душевную клеть твою, затворять двери чувств и языка, молиться тайно умом и сердцем (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 156).

Христианин тогда получает непрестанную молитву, когда воля его и зависящая от воли деятельность поглощены будут разумением, желанием и исполнением воли Божией (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 138).

Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 185—186).

Неполезно. преждевременное получение сердечной, благодатной молитвы! Неполезно. преждевременное ощущение духовной сладости! Получив их преждевременно, не приобретши предварительных сведений, с каким благоговением и с какою осторожностью должно хранить дар благодати Божией, ты можешь употребить этот дар во зло, во вред и погибель души твоей. Притом собственными усилиями раскрыть в себе благодатную, устную и сердечную молитву невозможно, потому что соединить ум с сердцем и душою, разъединенные в нас падением, принадлежит единому Богу (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 202).

Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме, тем более воспрещается оно мирянам (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 259).

Видео (кликните для воспроизведения).

Молитесь всегда со вниманием и движением сердца, ибо не слова нужны Господу, а сердце (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 173).

. Старец Максим Кавсокаливит. два года молился Божией Матери, чтоб Она дала или испросила молитву. Однажды. помолившись, приложился к иконе, и мгновенно уканул огонек сладкий в сердце и с тех пор там теплится; вот дар молитвы! (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 206).

Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца, — все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 240).

Читание молитв, стояние на молитве и поклоны составляют молитвенное положение, а молитва собственно идет из сердца. Когда этой нет — и никакой нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 13).

В сердце надо стоять вниманием, но не пред сердцем, а пред Господом. Если Господа нет во внимании, то и молитвы нет (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 176).

Читайте так же:  Молитва за вора

Настоящая сердечная молитва — дар благодати , подаваемый через таинства Исповеди или Причащения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 195).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Великая Сила Молитвы. Молитва Сердца

Великая сила МОЛИТВы

Всё временное изменится, но вечное пребудет вечно…
А творчество возникло из Молитвы. Да будет вновь Молитвою Оно.

Творцу молитесь; Он могучий: Он правит ветром;
В знойный день на небо насылает тучи даёт земле древесну сень. (А.С. Пушкин)

Молитва – 1) вдохновенное сочетание слов, описывающих определённые образы, действующие на подсознание и соединяющие человека с Божественной Силой через смысл и ритм звучания;
2) высшее состояние Анахата-чакры, не связанное со словами, но чистое переживание благодати в сердце и самоотдачи Божественому.

Утром, вставая для битвы, помни, что ты не один.
Знай, что доходят молитвы до светоносных вершин.
Серый Дракон – повседневность будет не страшен тебе!
Ты закалял каждодневно силы в духовной борьбе!
Ты пронесёшь своё пламя в буднях пропыленных дней,
Ты вознесёшь своё Знамя в гуще враждебных теней.
Ты не отступишь от дела, но доведёшь до конца
То, что сегодня назрело и возрождает сердца!
Н. Д. Спирина, г. Новосибирск

Молитва Сердца коротка и не запятнана словами, взмахнув могучими крылами – перелетит века, и расстоянья не преграда, когда горят Огнём и созвучны Сердца людей!

Несмотря на большие накопления каждого из Великих Учителей, приходивших в мир, их силы поддерживались непрерывной связью с Иерархией Света. Когда « … Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась давно!». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным предстоянием перед Великим Идеалом, этой истинной молитвой перед Наивысшим?!» ( Письма Е.И.Рерих т.1, 21.7.34)

Пение индивидуальность и звучание КАЖДОГО, Его Молитва проявляется через Его Сознание, помните «Молитву» Редьярда Киплинга, автора «Маугли»:
Два талантливых перевода есть этого стихотворения – ( Я так их люблю. )
Заповедь (If you can keep your head when all about you…)
1. Перевод М. Лозинского
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам в себя, наперекор Вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твоё же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен всё воссоздавать с основ.

Умей поставить, в радостной надежде,
На карту всё, что накопил с трудом,
Всё проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том.
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно всё пусто, всё сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»

Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой;
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неутомимых бег, –
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
2. Перевод С.Я Маршака
Если…
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь, –

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь твёрд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твоё в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова –
Без прежних сил – возобновить свой труд, –

И если ты способен всё, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Всё проиграть и всё начать сначала,
Не пожалев того, что приобрёл,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперёд нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» –

И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, –
Земля – твоё, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты – Человек!

Ниже примеры некоторых молитв: Я иду всей верностью моей за верностью Учителя моего. Иду, в беспрекословном и радостном повиновении, так, как видит и ведёт меня мой Учитель. Иду, мча песнь торжествующей любви. Иду, любя и радуясь, утверждая силу победы моей радостью. Иду, забыв навек об унынии и отрицании. Иду, неся бесстрашие и мир всему встречному. Иду, в чести и бескорыстии мой день труда, и то не мои личные качества, но аспекты живой Вечности, во мне живущей!

Гелий и Веста! Гелий и Веста! Гелий и Веста! Солнце, Пусть Свет льётся во всё, что находится на Земле! Пусть Свет увеличится в центре каждого сердца! Пусть Свет увеличится в центре Земли и пусть Земля превратится в Новый День! Пусть пламя Огненное(и солнечное) озарит сердца людей!

Читайте так же:  Православие вечерние молитвы читать

Молитва Оптинских Старцев на начало дня.
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твёрдым убеждением, что на всё Святая Воля Твоя.
Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить всех.
Аминь.

Молитва об исцелении больных детей.
О, Матерь Милосердная! Ты видишь жестокую скорбь, терзающую моё сердце! Ради той скорби, которою пронзалась Ты, когда страшный меч прошёл в душу Твою при горьком страдании и смерти Божественного Сына Твоего, молю Тебя: помилуй бедное дитя моё, болящее и увядающее, и если не противно то Воле Божией и его спасению, исходатайствуй ему здравие телесное у Всемогущаго Твоего Сына, Врача душ и телес. О, Любвеобильная Матерь! Воззри, как побледнело лицо моего ребёнка, как горит от недуга всё тело его, и умилосердись над ним. Да спасён он будет Божией помощью и послужит с радостию сердца Твоему Единородному Сыну, Господу и Богу своему. Аминь.
Когда я голоден, пошли мне того, кого я мог бы накормить.
Когда я испытываю жажду, пошли мне того, кого нужно напоить.
Когда я замёрз, пошли мне того, кто нуждается в тепле.
Когда я в печали, пошли мне того, кому необходимо утешение…

Самая сильная Молитва рождённая пламенным чистым искренним Сердцем!
Молитва в Сердце, а не в мозгу! Храните свой Храм в чистоте!
Помните человек человеку Храм!
А вы как молитесь, друзья.

Молитва из сухого сердца Богу еще дороже

Протоиерей Федор Бородин. Фото Анны Гальпериной

Всегда будет в чем каяться

Когда человек давно ходит в храм и действительно обнаруживает, что от одной исповеди к другой в течение долгого времени говорит одно и то же, это его обескураживает, расстраивает, огорчает. Есть люди, которые впадают от этого в уныние.

Мне кажется, что, в целом, в ситуации нет ничего страшного. Что такое христианская жизнь? Это «отложить прежний образ ветхого человека (…) и облечься в нового человека» (Еф. 4:22,24)

Но за этими простыми словами – колоссальная работа человека над собой, Бога над человеком в течение всей его жизни. То есть грехи, которые в нас живут, страсти, неправильные навыки выкорчевываются в течение всей жизни. И большинство людей так и не смогут до конца из себя их исторгнуть. Поэтому не надо от этого расстраиваться.

Вот мы каемся в грехе гнева. Но сегодня человек упрекает себя в том, что он кричит, бьет посуду, колотит ребенка в ярости. А через 25 лет напряженной церковной жизни он кается в том же гневе с большим сокрушением и болью, но теперь его ранит даже легкое движение раздраженья, которое он допустил.

Христос в Нагорной проповеди нам сказал о том, что даже мысленное движение греха есть уже грех. Поэтому, сколько бы мы над собой ни работали, каяться всегда будет в чем. И это нормально.

Необходимая помощь

Помимо этого надо понимать, что исповедь – это всегда встреча, это всегда действие двух: покаянное действие человека и, разумеется, Бога, именно Его действие.

Как таинство венчания не есть только «небесная регистрация», а Божий дар помощи в строительстве семьи, так и исповедь – дар помощи человеку в преодолении грехов.

Поэтому всё равно надо приходить и всё равно надо каяться, и ждать, когда милосердие Божие исцелит тебя от твоих грехов, приносить покаяние и смиряться с тем, что ты, может быть много лет, даже десятилетия, будешь ходить и каяться.

«Все как обычно»

Если человек живет напряженной покаянной церковной жизнью, то обычно он внимательно следит за собой, никаких тяжелых грехов не допускает, поэтому исповедь его довольно краткая. Человек видит, что у него болит, что он грешен, допустим, раздражением, обидой, завистью, осуждением. Он это и называет. А иногда просто скажет: «Всё как обычно». А священник уже знает, о чем он говорит.

Притом, с годами церковной жизни прихожанина, которые умножаются, умножаются и годы духовной жизни священника. Священник точно такой же немощный и грешный человек, который точно так же ездит к своему духовнику и точно так же сердце у него болит за то, что он не может справиться со своими грехами. И точно так же, из года в год он постепенно смиряется со своей немощью. И поэтому, может быть, 20 лет назад молодой священник и горел какими-то иллюзиями о том, что сейчас он тут всех быстренько исправит, начиная с самого себя, а потом уже обычно такого нет.

Господь знает о всех наших грехах значительно больше, чем мы сами можем не то что духовнику открыть, а даже просто самим себе сформулировать. Терпит и любит нас. Исповедь – это прежде всего и покаяние, и смирение: стыдно же в 200-й раз подходить к одному и тому же батюшке, которого ты знаешь, который тебя любит, который тебе дорог и ты ему тоже, и говорить всё то же самое.

Читайте так же:  Молитва заговор на примерение

Про охлаждение

У многих Святых Отцов есть удивительная мысль, что молитва, которую человек приносит Богу из сухого сердца, когда ничего не отзывается, Богу значительно дороже и в очах Его ценнее, чем молитва, творимая человеком, когда у него всё горит, всё спорится в духовной жизни. Плюс она свидетельствует о том, что даже в этом испытании, в этой сухости, в этой, может быть, оставленности, человек всё равно верен Богу. Мне кажется, этот принцип можно перенести на исповедь тоже.

Да, вот сейчас охлаждение, мы не можем заставить благодать Божью действовать в нас тогда, когда мы хотим. Для этого надо в ней жить постоянно, а это признак святости. В нас этого нет. Но мы можем свидетельствовать Богу: «Господи, я сейчас грешен настолько, что охладела душа моя, ничего у меня не получается, выдавить из себя ничего не могу, Ты лучше меня это знаешь, но вот моя верность Тебе и желание это преодолеть – в том, что я всё равно исповедуюсь, всё равно причащаюсь».

Когда у человека такое охлаждение, надо читать жития святых. Охлаждение бывает еще от того, что человек как-то успокоился и перестал бороться со своими грехами. И вроде ничего страшного не происходит, ну чуть-чуть раздражался, ну чуть-чуть, мысли допускал какие-то, ну ладно, ну ничего страшного, чего каяться. А ты сравни себя со святыми людьми и поймешь, что в тебе, как в каждом человеке, бездна падения. Это ведь тоже от того, что в нас притупляется острота видения – вот, что я погибаю, что мне необходим Христос.

Духовное охлаждение – это, с одной стороны, испытание: Господь оставляет человека одного, чтобы он смирился. А с другой стороны – это всё-таки следствие того, что человек не радеет в молитве, не радеет в покаянии. Потому что если бы мы видели по-настоящему свои грехи, никакого бы охлаждения на исповеди не было. Мы бы падали на колени каждый день и молились, и кричали бы просто от этой боли: «Господи, освободи меня от этого».

Помню, как отцу Кириллу (Павлову) на встрече со студентами в Московской семинарии, давно уже, очень, очень много лет назад семинарист задавал такой вопрос о том, что делать, когда внутренне всё охладело. Батюшка ему говорит: «А ты молись побольше». «Молюсь, ничего не помогает, – отвечает семинарист на это и еще на многие советы отца Кирилла. – Ничего не помогает». И отец Кирилл, который обычно сдержан, и грозно никогда никого не обличал, говорит: «Э, брат, в этом кроме тебя никто не виноват. Сам ты виноват, что дошел до такого охлаждения». Потому что у семинариста было такое состояние, что он всех обвинял в своем унынии. Поэтому в охлаждении надо и свою часть вины искать. И в этом тоже.

В Царство Божие войдет только смиренный

Господь борется с нашим охлаждением. У Него есть свои педагогические задачи по отношению к каждому из нас всё время нашего пребывания в Церкви, от вхождения в нее и до отпевания Господь ведет и воспитывает нас. В ответ на какие-то наши, может быть, ошибки, вопросы или какие-то неправильности, или, наоборот, успехи, Он подает нам то, что может нам подать. И целью воспитания человека у Господа является сделать его таким, каким он может войти в Царствие Божие. Несмиренный человек войти в Царствие Божье не может. Поэтому цель у Великого Педагога – привести человека ко смирению.

Как привести человека ко смирению, если он сам не хочет этого? Отступить и попустить, оставить его одного, наедине со своими силами и теми искушениями, которые вокруг. И человек падает. Ему горько, тяжело, страшно, больно. Но и следа от гордыни не осталось.

Например, идет Великий Пост. Человек выдержал всё: постился очень строго, ел очень мало, соблюдал устав, ходил на все службы. Приближается время Страстной седмицы, он с упоением ждет этого замечательного времени. Он внутри успокоен, всё хорошо. Вот Господь отступает от него и попускает ему в чем-то сильно нарушить пост, например, впасть в какую-то немыслимую ярость, накричать на кого-то. И человек смиряется. Он считает, что пост прошел впустую.

А на самом деле он подходит к Страстной седмице с самым главным результатом, с полученным опытом смирения и упования только на Бога. На милость Божью. С пониманием, что Господь тебе даст радость Страстной и Светлой седмиц не в ответ на то, что ты что-то сделал и потрудился, а просто потому, что Он благ и любит тебя. И действительно, такой человек будет слушать слова Иоанна Златоуста: «Войдите в радость Господа, постившиеся и не постившиеся», и будет постигать эту радость, себя относя к последним.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому мне кажется, что если человек искренне трудится и хочет действительно стать хорошим христианином, Господь всё устроит. Так что тем или иным образом человеку откроется какой-то новый опыт, новая глубина. Надо только не ослабевать в стараниях, не опускать руки.

Молитва из сердца
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here