Молитва ипполиту римскому

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва ипполиту римскому - в подробном и точном описании.

Молитвы святым

Память: 1 июня / 14 июня, 28 сентября / 11 октября (Собор преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих)

Агапит Печерский — смиренный аскет и искусный врач-травник. Исцелил от тяжелой болезни Владимира Мономаха, чудесным образом избежал отравления от завистливого врача-армянина, который позже, видя святость Агапита, покаялся и принял монашество. Один из небесных покровителей благочестивых врачей. К преподобному Агапиту обращаются с молитвой в болезнях и скорбях.

Тропарь преподобному Агапиту Печерскому, глас 5

Богоноснаго Антония ревнуя смиренномудрию, аки некиим врачевством, зелием снедным исцелял еси болящия, преподобне Агапите, тем и врача неверна уверив, наставил еси на путь спасения. Уврачуй и наша болезни и молися Господеви о воспевающих тя.

Второй тропарь преподобному Агапиту Печерскому, глас 2

Велия веры исправления, в пещернем затворе, яко на воде упокоения, преподобне отче Агапите, радовался еси, огнем бо любве Божественныя распаляем, бдением и молитвою безстрастия достигл еси и явился еси равноангельный на земли. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак преподобному Агапиту Печерскому, глас 6

Врач сый изряден, чудне, являя несумненную твою веру, обличая же армениново неверие и приводя его к благочестию, себе, близ смерти бывшу, испросил еси от Бога продолжение живота и, сим чудом того уверив, привел еси Христови, Емуже в веселии предстоя, молися о нас, преподобне.

Величание преподобному Агапиту Печерскому

Ублажаем тя, преподобне отче наш Агапите, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва первая преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Молитва вторая преподобному Агапиту Печерскому, врачу безмездному

Молитвы святым

Память: 12 / 25 декабря

Святитель Спиридон имел такую чистую и простую веру, что Господь без промедления отвечал на всякое его прошение. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, сокрушались идолы, укрощались стихии: по его молитве засуха сменялась обильным дождем, а непрерывные дожди – ясной погодой, исцелялись больные, изгонялись демоны.

Еще при жизни был почитаем за трудолюбие, кротость, странноприимство, щедрость к нуждающимся — он безотказно помогал окружающим со словами: «Вернешь, когда сможешь». Ревностный и мудрый апологет. На первом Вселенском Соборе свои слова подкрепил и силой: совершил чудо, разделил кирпич на огонь, воду и глину, тем указывая на единство существа Бога и троичность Божественных Личностей.

Его мощи полностью сохранили прижизненный вид, их постоянная температура — 36,6, сейчас они находятся на острове Корфу.

Святому Спиридону обращаются за помощью в болезни, ему молятся в затруднениях с жильем, в нищете и прочих житейских неурядицах, о защите от воров, о даровании простоты сердца, о вразумлении заблудших, перешедших в иноверие, о сектантах и оккультистах.

Тропарь святителю Спиридону Тримифунтскому, глас 4-й

Собора перваго показался еси поборник и чудотворец, богоносне Спиридоне, отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси, и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащия тебе имел еси, священнейший. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак святителю Спиридону Тримифунтскому, глас 2-й

Любовию Христовою уязвився, священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне, жертвенник Божественный быв, прося всем Божественнаго сияния.

Молитва святителю Спиридону Тримифунтскому

Православные акафисты

Кондак 1

Избранный чудотворче, великий пред Господом о нас молитвенниче, многоцелебный источниче благодати Духа Святаго исполненный, Ипполите священномучениче Ты же яко имеяй дерзновение возносити молитвы о нас пред Престолом Бога Всевышнего, от всяких нас бед, скорбей и напастей свободи, благодарственно тебе зовущих:

Радуйся, Ипполите священномучениче, пастырю добрый паствы Христовой.

Икос 1

Ангелом земным явися светлое житие твое, священномучениче Ипполите во Остии Римской пристани. Ты бо стадо словесное, от Христа врученное, добре упасл еси, сугубым венцем от Него украшен быв, блаженне. Приношение Авелево превошел еси в страданиях за веру Христову. Сего ради приими прославления наша, вопиющия ти с умилением сице:

Радуйся, пастырю любвеобильный, душу свою положивый за други своя.

Радуйся, веру Христову во страданиях своих зело прославивый.

Радуйся, кровию своею многия неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, славы Христовой верный ревнителю.

Радуйся, веру, надежду и любовь ко Творцу до конца сохранивый.

Радуйся, Церкве Христовой страже неустрашимый.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой

Кондак 2

Видя Господь чистоту веры твоея и ревность стояти за истину, даде ти разум просвещен и светел, яко учении и писании твоими толковати Священныя Писания во спасение верны и обличение еретичествующих. Подвиги и труды твоими верныя чада паствы твое укрепляшеся и в радосте пояху Богу: Аллилуйя.

Икос 2

Разум просвещен имея, блаженне Ипполите, потщался еси Господеви служити молитвами твоими, внимая Божественным словесем Его в служении паствы твоея. Плоть твою духове поработил еси, и незлобием побеждая враги, возвещал еси людем спасительную веру Христову. Сего ради и мы с любовию тебе зовем:

Радуйся, веру Христову во Остии насадивый.

Радуйся, яко тамо же мутныя воды многобожия истребивый.

Радуйся, идолопоклонников к вере спасительной направивый.

Радуйся, теми же истину веры Христовой прославивый.

Радуйся, велия подвиги во служении показавый.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 3

Силою Божественною укреплен, невозвратно Господу последовал еси, наставляя верныя ко спасению, да познают вси неверующии Творца своего и Бога нашего и да поют Ему благодарне: Аллилуйя.

Икос 3

Имея велие дерзновение, священномучениче Ипполите, ко исполнению заповедей Господних, душу твою, любве ради, положил еси за други своя. Небоязненно явился еси ты на суд неправедный и обличив мучителя в бесчеловечности и называя его кровопийцем. Воспоминая подвиги и страдания твоя прославим мы с любовию тя сице:

Радуйся, судилищу неправедному дерзновенно представый.

Радуйся, мучителя в бесчеловечности обличивый.

Радуйся, безбоязненноего же кровопийцей назвавый.

Читайте так же:  Молитва на осуществление мечты

Радуйся, соборища нечестивых не убоявыйся.

Радуйся, мучений лютых не устрашивыйся.

Радуйся, Божественную истину пред всеми защитивый.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 4

Буря гонений и страданий не устраши тя, священномучениче Христов, егда разъяренный мучитель предаде тя на мучения лютыя. Твердейша адаманта явися душа твоя во исповедании веры Христовой. Не убоялся еси ни прещения, ни мучительства, Богоизбрание, но дерзновенно пред всеми в радостей воспевал песнь Богу: Аллилуйя.

Икос 4

Слышавше от тебе Божественныя глаголы, блаженне Ипполите, нечестивый судие злобою распыхахуся, видя яко многолюдие от пути нечестия отвращахуся и веру Христову исповедаху, взывая, яко велик Бог христианский. Сие воспоминая, блажим тя похвалами сими:

Радуйся, священномучениче Христов, мучении своими веру прославивый.

Радуйся, страдании твоими, многия к вере Христовой призвавый.

Радуйся, безбожных и нечестивых безбоязненно обличивый.

Радуйся, иго Христово мужественно на себе возложивый.

Радуйся, адского змия уста заградивый.

Радуйся, венцем мученическим чрез страдания украшенный.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 5

Боготочный источниче глаголов уст твоих явися, досточудне, в дерзновении твоем. Наставлял бо и укреплял еси вся верныя в вере Христовой, прелести тьму отгоняя. Яко многосветлая звезда был еси пастве твоей, вразумляя и укрепляя с любовию пети Богу: Аллилуйя.

Икос 5

Видевшие еретичествующих глагольное зломыслие Духом победив, блаженне, священномученик изряден любовию Владыки был еси, призывая верныя дерзновенно исповедати Истину Христа. Мы же укрепляемии поручениями сими смиренномудренно взываем ти:

Радуйся, правды Божественнней служителю ревностный.

Радуйся, Церкви Христовой светильниче богосветлый.

Радуйся, звездо лучезарная чистотою сияющая.

Радуйся, яко маслина, дому Божию плоды приносящая.

Радуйся, святителей собеседниче предивный.

Радуйся, воине Христов, во страданиях непобедимый.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 6

Проповедником истины Христовой ты был еси, блаженне Ипполите, и мученическим венцем блистая, от Господа увенчан был еси. Ты, яко мученик истинен священником был еси, и мучеником во святительстве пребыл еси, сугубыми блистая даровании призывал верныя во умилении пети Богу: Аллилуйя.

Икос 6

Возсия миру всему христианскому честная память твоя. Ты бо явился людем светом Божественным ко просвещению языков и славою Бога Вышняго. И память твоя в роды родов прославляема бысть и по смерти твоея. Ученейшем бо христианским богословом ты был еси, и труды твоя вещаху о тебе, яко образцы древне- церковнаго учительства. За таковыя деяния твоя прими и похвалы сия:

Радуйся, яко словесныя овцы Христовы в послушании Божии воспитавый.

Радуйся, яко и в самом себе храм Бога жива уготовавый.

Радуйся, яко многия души верныя Христу уневестивый.

Радуйся, истиный подражателю Христова смирения.

Радуйся, учителю смирения Божия и кроткаго послушания.

Радуйся, неверных богомудренное обличение.

Радуйся, Ипполите священномучениче, пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 7

Хотяще всем спастися и в разум Божий приити, призывал ты еси, священномучениче Ипполите, на судилищи неправедном вся предстоящии ко спасению, познати Бога Истиннаго. Ему Единому воспевати хвалебную песнь: Аллилуйя.

Икос 7

Новаго исповедника и священномученика прослави Господь за страдания твоя и истязания, блаженне Ипполите. Яко град на верху горы укрытися не может, тако и ты, святителю Божий.Преклонныя годы и немощное естество показа силу Божию в немощах совершающуюся. Не устраши тя истязания и смерть в руце Бога Твоего предал еси душу твою. Зряще ревность твою по славе Божией поем ти:

Радуйся, блаженне, ни во что же вменивый истязания мучителей.

Радуйся, яко преклонныя годы твоя явилися венцем святости.

Радуйся, небоязненно веру Христову даже до смерти проповедавый.

Радуйся, научающий не боятися веру Божию пред неверными прославляти.

Радуйся, верующих в Промысел Божий укрепляющий.

Радуйся, нечестивых пред всеми обличающий.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 8

Странно и прискорбно видети старца, убеленнаго сединами, пред разъяренным судиею за веру Христову

страдавшаго. Ты еси, яко агнец Божий, блаженне Ипполите, после долгих истязаний, связанный по рукам и ногам был еси брошен в море. Не убояся сего, ты и из пучины моря дивному во святых Своих, взывал еси Богу: Аллилуйя.

Икос 8

Всего себе предав Творцу своему, душа твоя возсия на тверди небесней, прия по смерти твоея светлый венче за страдания от Господа. Слики святых, предстоя у Престола Вседержителя немолчное пение приносиши о всех чтущих тя, с верою тебе молящиися и прославляющии тако:

Радуйся, яко житием своим ты Богу угодивый.

Радуйся, вси заповеди Господни в чистоте сохранивый.

Радуйся, злонамерения богомерзких мучителей истребивый.

Радуйся, цевнице Божественныя, во страданиях всех украшающая.

Радуйся, зрителю славы Божественныя неизреченныя.

Радуйся, всех молящихся тебе усердно помогающий.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 9

Всякия напасти, скорби и мучения, ты священномучениче Ипполите, претерпел еси в земной жизни твоей. Крепость мужества души твоея удиви естество ангельское, узревша тя непобидима мученика Христова. Море отдаде тело твое на брег Остии пристани Римской, и чада паствы твоея со благоговением взяша е, положи тело твое во храме града Рима, поя дивному во святых Богу: Аллилуйя.

Икос 9

Витийство человеческое не возможе по достоянию своему изрещи подвиги и труды твоя, мучения и страдания за веру Христову претерпевша. Ты, яко пастырь добрый, упасл еси стадо твое на ниве Христовой, наставляя и обличая, наказуя и милуя, вся к Богу приводяй, да ничтоже погибе, но имать живот вечен. Темже и нам, к тебе пребегающим испроси у Господа спасения, блаженне Ипполите, вопиющих тебе:

Радуйся, яко истинную мудрость и страх Божий всегда имевый.

Радуйся, иго Христово благое восприявый.

Видео (кликните для воспроизведения).

Радуйся, язвы Господа на теле твоем понесший.

Радуйся, в жертву Христову самаго себе принесший.

Радуйся, яко чрез тебя многи к Богу обратишася.

Радуйся, яко ко преславным мученикам приложивыйся.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 10

Спасти хотя паству твою и многия верныя во Христе живущия не убоялся еси убивающих тело, блаженне Ипполите, истину рекл еси на судилище неправедном, не убоялся еси мучителей, не устрашился истязаний тела твоего, сохранив непорочность Богоугоднаго жития твоего, поюще Богу в мученическом подвиге песнь: Аллилуйя.

Читайте так же:  Дуа после утренней молитвы

Икос 10

Стена еси спасительная и твердость веры укрепления был ты еси всем верным христианом, священномучениче Ипполите. Ты был еси учеником святаго Иринея епископа Лионскаго, и яко известный богослов Христовой Церкви, написаны тобою многи сочинения, крепивших веру в Бога. Слова твои являлися спасительны и просты крепя вся верныя в единстве к Богу, за вся труды твоя восхвалим тя мы сице:

Радуйся, пастырю добрый, о славе Божией ревновавый.

Радуйся, яко феникс, в дому Божием процветший.

Радуйся, светильниче Божий, седящих во тьме озаривший.

Радуйся, дивная величия Божия верным открывший.

Радуйся, источниче Божий, жажду духовную многим открывший.

Радуйся, соблазнами мира себе не прельстивший.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 11

Пение похвальное Господу совершашеся в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса града Рима, идеже положися тело твое. Вси бо вернии, приходящии в храм сей святый, молят тя, священномученика Христова, якоже хранил еси паству твою от всякого вреда и озлобления в земной жизни твоея, тако буди и по смерти твоея помощь и заступление твое всем чтущим тя. Богу же поющим хвалу: Аллилуйя.

Икос 11

Светозарная свеща, просвещающая души верныя бысть душа твоя, священномучениче Ипполите, у Престола Божия предстоящая. Молим тя, угодниче Божий, умоли Господа Сил о всех кающихся грешниках, и всех нас укрепи на твердом камени веры Христовой святыми поучении твоими, во умилении тебе поющими:

Радуйся, веры Христовой непоколебимый столпе.

Радуйся, претыкающихся о камень соблазна наставниче.

Радуйся, душепагубных ересей искоренителю.

Радуйся, премудрый наставниче паствы твоея и учителю.

Радуйся, древней церковной проповеди блюстителю.

Радуйся, ревностный пастырю Богом прославленный.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 12

Благодать Божия прослави тя, священномучениче Ипполите, в житии твоем, и по смерти твоея яко дивнаго во святых Своих Бог прославляет тя во святых мощех твоих. Вси бо притекающии с верою к тебе приемлют благодатныя врачевания, их же и мы просяще тя молим избави и всех нас от всякия нужды и болезней, да поем во смирении сердец наших Богу: Аллилуйя.

Икос 12

Поюще досточудныя подвиги и страдания твоя, со умилением сердец славим тя, славнаго священномученика Божия, яко не устраши тя ни печения, ни смерть. Подвигом добрым подвизался еси, веру в чистоте сохранив, и всем явился еси, яко истинный светоч Христов, и праведных духов сопричастниче. Мы же недостойнии память твою чтущии, глаголем ти:

Радуйся, дивная величия Божия всем возвещающии.

Радуйся, скоропредстательный помощниче бедствующих.

Радуйся, иго Христово на рамо свое восприемый.

Радуйся, пламенную любовь ко Господу во страданиях своих показавый.

Радуйся, образ жития твоего всем нам по смерти оставивый.

Радуйся, чтущих любовию память твою от бед и скорбей покрывающий.

Радуйся, Ипполите священномучениче , пастырю добрый паствы Христовой.

Кондак 13

О, предивный священномучениче Ипполите, приими нынешнее похвальное сие моление от нас недостойных и твоим ходатайством у Престола Божия испроси нам в вере Христовой укрепление, от бед и напастей избавление, миру умирение, ересей избавление. Болящим здравие и благоденствие по молитвам твоим Господь ниспошлет всем нам, да сподобимся с тобою пети Всеблагому Творцу и Богу нашему: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1.)

ТропарьСвященномученику Ипполиту епископу Римскому

От Бога свыше благодать приял еси духовную священномучениче Ипполите, душу твою привел еси кровию ко Христу, мученик истинен был еси, соборы страдальцев водяй, и еретических учений зломыслие победив, яко добрый пастырь душу твою положивый за овцы своя, спасаяй от бед и напастей вся верныя, благоприятными молитвами твоими, отче преславне.

Кондак Священномученику Ипполиту епископу Римскому

Светлостию огня Божественнаго возсия душа твоя, благодатию Христовою, окормляя словесное стадо, явился еси священномучениче изряден, радуйся Владыце поя, Ипполите, отче наш.

Молитва Священномученику Ипполиту епископу Римскому

О, преславный и дивный страстотерпче, Архиерее Христов, священномучениче Ипполите. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, приисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял от Господа благодать и силу за тяжкая и многая страдания твоя, чтущия память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений. Божественным венцем украшенный и каплями кровей твоих священства одежду украсил еси, всеблаженне Ипполите, украси благолепием святительства Архиереи и вся священноначалия. Нас же всех, призывающих тя с верою и любовию избави от всякаго злаго обстояния, наипаче от еретического зломыслия и басней эллинских. Мир умири предстательством пред Господом, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас грешных Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

«КАНОНЫ ИППОЛИТА»

один из литургико-канонических памятников древней Церкви (Canones Hippolyti — CPG, N 1742).

Текст

Полное арабское заглавие памятника — «Церковные каноны и постановления, написанные Ипполитом, князем епископов Рима, согласованные с заповедями апостолов, от Духа Святого [в др. редакции — «от Господа нашего Иисуса Христа»], Который говорил в нем [«через него»]. Числом 38». В Номоканоне патриарха Гавриила II «К. И.» называются «Каноны Болидоса (Булидоса), патриарха Рима, числом 38». В Номоканоне ас-Сафи ибн аль-Ассаля дополнительно сообщается, что эти каноны были переведены на копт. язык (Vat. Borg. arab. 230. Fol. 15v, кон. XIII в.). Сохранилось только копт. заглавие — «Церковные каноны, написанные Ипполитом, архиепископом святого града Рима» (встречается перед канонами Никейского Собора в ркп. Paris. copt. 129 14. Fol. 75, X в.; см.: Achelis H., [Crum W. E.]. The gnwmai of the Synod of Nicaea // JThSt. 1900. Vol. 2. N 5. P. 121-129).

Читайте так же:  Церковное песнопение Иисусова молитва

В копто-арабском Синаксаре сообщается, что Ипполит, папа Римский, составил разные каноны, общим числом 38, и эти каноны используются как в Коптской Церкви, так и в др. Церквах всего христ. мира (SynAlex. Vol. 1. P. 475).

В эфиоп. Синаксаре мч. Ипполиту, «патриарху Рима», также приписывается составление «38 канонов о церковном праве» ( Budge E. A. W. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 2. P. 596; Colin G. Le Synaxaire éthiopien. Turnhout, 1992. P. 492-495. (PO; 45/3)). Несмотря на встречающиеся в научной лит-ре утверждения о существовании эфиоп. версии, до наст. времени она не обнаружена, хотя в копт. индексе эфиоп. Синодоса упоминается «Синодос Абудиса (Абулидиса), князя епископов Рима» ( Bausi A. Il S

nodos etiopico: Canoni pseudoapostolici: Canoni dopo l’Ascensione, Canoni di Simone Cananeo, Canoni Apostolici, Lettera di Pietro. Louvain, 1995. [T. 1: Textus]. P. 7; [T. 2: Versio]. P. 3. (CSCO; 552-553. Aethiop.; 101-102)).

О существовании «К. И.» европ. ученым стало известно в XVII в. (см.: Vansleb J. M. Histoire de l’Église d’Alexandrie. P., 1677. P. 280-281; Ludolfi Hiobi Ad suam Historiam Aethiopicam: antehac editam commentarius. Francofurti ad Moenum, 1691. P. 333-334). Однако 1-е издание появилось только в XIX в. Д. фон Ханеберг издал памятник по 2 ватиканским рукописям (с лат. пер.) ( Haneberg. 1870; пер. на нем. яз. по этому изданию — Gr ö ne. 1874). Х. Ахелис переиздал «К. И.» (включая лат. пер.) с исправлениями, конъектурами и реконструкцией истории текста ( Achelis. 1891; франц. пер. по этому изданию — Duchesne. 1898). В. Ридель опубликовал нем. перевод по новооткрытым берлинским рукописям ( Riedel. 1900). Полное критическое издание с франц. переводом было осуществлено Р. Ж. Кокеном ( Coquin. 1966; см. также рецензию: Hanssens. 1966). Англ. перевод, выполненный по этому изданию ( Bradshaw. 1987), лег в основу комментированного синоптического издания «Апостольского предания» (The Apostolic Tradition. 2002).

Происхождение

Первый издатель «К. И.» фон Ханеберг не сомневался, что сочинение в соответствии с заглавием принадлежит Ипполиту Римскому. Однако открытие и издание множества других литургико-канонических памятников показали, что вопрос об авторстве решить крайне трудно, сначала необходимо определить место «К. И.» в ряду подобных произведений.

Согласно Ахелису, «К. И.» являются древнейшими среди них. «К. И.» легли в основу «Египетского церковного чина» («Апостольского предания»), а позже — 8-й кн. «Апостольских постановлений». Ядро памятника сложилось в III в. в Риме, что, по мнению Ахелиса, доказывается параллелями «К. И.» с произведениями Тертуллиана ( Achelis. 1895). К ранней датировке (кон. II в.) и рим. происхождению «К. И.» склонялся и П. Батиффоль ( Batiffol. 1901). Ф. К. Функ предположил обратную зависимость памятников друг от друга, так что «К. И.» становились самым поздним текстом ( Funk Fr. X. Die Apostolischen Konstitutionen // ThQ. 1892. Bd. 74. S. 396-438; 1893. Bd. 75. S. 594-666).

Ж. Морен попытался доказать, что автором «К. И.» является свт. Дионисий Великий, еп. Александрийский ( Morin. 1900), а А. Баумштарк предположил, что Abûl >Baumstark. 1902; см. отклик Функа: Funk Fr. X. Analekten // ThQ. 1903. Bd. 85. S. 478-480; окончательное опровержение: Coquin. 1966). Ридель выявил несколько параллелей с «К. И.» (прежде всего с канонами 27 и 38) в трактате «О девстве», к-рый приписывался свт. Афанасию I Великому ( Riedel. 1903). Зависимость чинов хиротонии «Египетского церковного чина» от «К. И.» доказывал Дж. В. Бартлет ( Bartlet J. V. The Ordination Prayers in the Ancient Church Order // JThSt. 1916. Vol. 17. N 4. P. 248-256).

Однако дискуссия практически прекратилась после выхода работы Р. Х. Конноли, который провел детальное сравнение «К. И.» с «Апостольским преданием» ( Connolly. 1916), доказав, что «К. И.» являются его поздней переработкой и их следует датировать V-VI вв. (см. также: M ü ller. 1924; этой же теории придерживались И. Квастен, Г. Дикс, Г. Чедвик и др.).

Интерес к памятнику вернулся после статьи Б. Ботта, к-рый передатировал «К. И.» сер. IV в. (точнее между 361 и 363) ( Botte. 1956). В основном он руководствовался тем, что в тексте отражено начало становления монашеской организации, а также провел анализ перечня занятий, не дозволенных оглашаемым.

Р. Ж. Кокен продемонстрировал, что составитель «К. И.» использовал не только «Апостольское предание», но и коллекцию Веронского палимпсеста ( Coquin. 1966). По его мнению, «К. И.» были составлены в Александрии в 336-340 гг., т. к. в 1-м каноне есть аллюзия на недавнюю смерть Ария. На раннюю дату указывает и характер поста в канонах 20 и 22. Кокен предположил, что составителем был не епископ, а пресвитер (на основании анализа канонов 2, 4, 5), возможно обращенный из иудеев. Эта гипотеза была опровергнута П. Брэдшоу ( Bradshaw. 1987). Х. Бракманн привел ряд аргументов против гипотезы о том, что памятник происходит из Александрии; по его мнению, «К. И.» были составлены в Сев. Египте ( Brackmann. 1979). При этом и Брэдшоу и Бракманн согласились с датировкой, предложенной Кокеном.

А. Брент проанализировал заглавия ряда литургико-канонических памятников и пришел к выводу, что «К. И.» имеют полемическую направленность: они не просто составлены Ипполитом, но даны «через Ипполита», подобно тому как другие постановления даны «через Климента» ( Brent. 1995).

К. Маркшис снова скорректировал датировку в сторону более поздней. По его мнению, даже если греч. оригинал был создан в 30-х гг. IV в., доступная в наст. время редакция памятника (или его копт. пер.) появилась не ранее кон. IV — нач. V в., т. к. в крещальных вопросах отражены споры с еретиками, отрицающими правосл. учение о Св. Троице и божество Св. Духа ( Markschies. 1999). Атрибуция «К. И.» Ипполиту Римскому — позднего происхождения и соответствует представлениям об Ипполите восточных писателей V-VI вв.

Читайте так же:  Все молитвы перед исповедью и причастием

Cодержание

Памятник состоит из 38 канонов и, вероятно, сохраняет первоначальную структуру «Апостольского предания». Во мн. случаях текст канонов и порядок их следования совпадают с «Апостольским преданием». Однако более точные выводы сделать трудно из-за отсутствия греч. оригинала.

Молитва посвящения во епископа

Святой Ипполит Римский

Апостольское предание

Пролог

Поистине мы достойным образом изложили имевшееся изречение о дарах, которые Бог по собственному желанию сначала предоставил людям, указывая им на пример отклонения от веры.

Теперь, по любви Божией ко всем святым, мы подошли к самому истоку Предания, которое мы достойно получаем в Церкви для того, чтобы хорошо подготовленные люди сберегли для нас сохраненное до нашего времени Предание, зная которое они пребудут в большой скромности.

Незнающие впадают в ошибку или заблуждение. Но Дух Святой дарует непреклонно верующим совершенную благодать, чтобы знали те, кто стоит во главе Церкви, каким образом следует все передавать и оберегать.

О епископах

Во епископа да поставляется избранный всем народом и, когда он будет назван и понравится всем, пусть соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех да возложат руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молится, говоря так:

Молитва посвящения во епископа

4. [О Евхаристии]

Произведенному во епископы пусть все предлагают лобзание мира, приветствуя его, ибо он удостоился этого. Диаконы же пусть приносят к нему жертву, и он, возлагая на нее руку вместе со всеми пресвитерами, пусть говорит, вознося благодарение:

И все пусть отвечают: «И со духом Твоим».

«Горе имеем сердца».

«Имамы ко Господу».

«Достойно и праведно есть».

И тотчас он пусть продолжает так: «Мы благодарим Тебя, Боже, через возлюбленного Отрока Твоего Иисуса Христа, Которого в последние времена Ты послал нам Спасителем, Искупителем и Вестником воли Твоей, Который есть Слово, неотделимое от Тебя, Которым все сотворено по желанию Твоему, Которого Ты послал с небес в утробу Девы и Который, будучи зачат во чреве, воплотился и явился Сыном Твоим, рожденным от Духа Святого и от Девы.

Исполняя волю Твою и соделывая Тебе святой народ. Он простер руки, чтобы освободить от страданий тех, кто в Тебя верует.

Он, добровольно предаваясь страданию, чтобы сокрушить смерть и разбить оковы диавола, упразднить ад и явить свет праздникам, пригвоздить приговор и объявить воскресение, взяв хлеб [и] возблагодарив Тебя, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое». Подобно и чашу, говоря: «Сия есть Кровь Моя, Которая за вас проливается. Когда вы это делаете, делайте в Мое воспоминание».

Итак, вспоминая Его смерть и Воскресение, приносим Тебе хлеб и чашу, вознося Тебе благодарение за то, что Ты удостоил нас предстать пред Тобою и служить Тебе.

И мы просим, чтобы Ты послал Духа Твоего Святого на приношение Святой Церкви. Воедино собирая, даруй всем причащающимся святыни исполнение Духа Святого к утверждению веры во истине, чтобы мы Тебя восхваляли и прославляли через Отрока Твоего Иисуса Христа, через Которого Тебе слава и честь, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви Твоей, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

5. [О приношении елея]

Если кто приносит елей по примеру приношения хлеба и вина, то не обращается с речью, но с таким же достоинством возносит хвалу, говоря:

«Даруй, Боже, освящая сей елей, здравие потребляющим и принимающим его. Как Ты помазывал царей, священников и пророков, так и всем вкушающим да подаст он подкрепление и здравие потребляющим его».

6. [О приношении сыра и маслин]

Также, если кто принесет сыр и маслины, пусть так говорит: «Освяти молоко сие, которое свернулось, и освяти нас, связывая Своей любовью. Сделай так, чтобы не удалился от Твоей сладости этот плод маслины, который является образцом Твоего изобилия, которое Ты щедро источаешь из дерева для жизни тех, кто уповает на Тебя».

Во всяком же благословении следует говорить: «Тебе слава, Отцу и Сыну со Святым Духом во Святой Церкви, и ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Апостольское Предание

[греч. ‘Apostolike paradosis], предполагаемое ядро целого ряда литургико-канонических памятников, которое дает подробную картину устройства церковной жизни III в., являясь важным источником по истории раннехристианского богослужения.

Структура и содержание. Текст Апостольского предания разбит на главы различного объема, которые имеют заглавия позднего происхождения (SC. 11bis. P.25). Апостольское предание состоит из 3-х основных разделов, обрамляемых краткими прологом (гл.1) и эпилогом (гл.43), раскрывающими значение Свящ. Предания в жизни Церкви. 1-й разд. состоит из глав, повествующих о порядке поставления в священные и церковные степени (гл.2-3,7-14), а также молитвы Евхаристии (гл.4-6). 2-й содержит указания о порядке христ. посвящения, описание условий и чина принятия в число оглашаемых, порядка оглашения, последования Крещения и Миропомазания и крещальной литургии (гл.15-21). В 3-м разд. даны общедисциплинарные указания и регламентации молитвенной жизни христианской общины: главы об агапах, о посте, о приношении первых плодов, о ежедневной молитве и поучении, о крестном знамении, о Евхаристии, о диаконах и иподиаконах как помощниках епископа, о ежедневных собраниях пресвитеров и диаконов и о местах погребения (гл.22-42).

Церковная иерархия. Иерархическая структура христианской общины в указанных памятниках состоит из степеней епископа, пресвитера, диакона, исповедника, чтеца, пребывающих в девстве, и целителя. Кроме того, степени иподиакона, вдовицы и диакониссы имеют второстепенное значение, что видно из непостоянства их положения при сопоставлении разных источников. Эта структура близка к устройству Александрийской Церкви 1-й пол. III в. по описаниям Климента Александрийского и Оригена, но далека от иерархического устройства Римской Церкви того же периода в описании папы Корнелия (Евсевий. Церк. ист. VI 43.11): степень иподиакона здесь весьма высока, есть степени аколуфа и привратника, целитель имеет наименование экзорциста, чтец занимает предпоследнюю позицию в иерархической лестнице.

Читайте так же:  Молитва Господи подай

Евхаристия. Евхаристическое собрание описано в Апостольского предания дважды: в связи с чинами епископской хиротонии (гл.4-6) и Крещения (гл.21). Литургия верных состоит из следующих частей: после общих молитв и лобзания мира диаконы приносят приношения к предстоятелю, который возлагает руки на дары, потом читается анафора, возможны также приношение и благословение елея, сыра и маслин, затем следует преломление св. Хлеба, причащение и благодарение. В Апостольском предании литургия еще не вполне отделена от трапезы (что свидетельствует о ее архаичности), на это указывают возможность благословения пищи сразу после анафоры и вкушение воды, молока и меда вместе со Святыми Таинами в чине крещальной литургии.

Анафора Апостольского предания (Hänggi, Pahl. P.80-81) по структуре соответствует частично анатолийскому, частично александрийскому типам. Ее порядок (гл.4): вступительный диалог (с приветствием: «Господь с вами», как в александрийских анафорах); praefatio, содержащее благодарение Богу через Его «Отрока Иисуса Христа» (такое именование Христа, неоднократно встречающееся в Апостольском предании, характерно для раннехрист. богословия), а также повествование о сотворении мира и о домостроительстве спасения; institutio; анамнесис; эпиклеза, содержащая прошение о ниспослании Св. Духа на приношение Св. Церкви и о даровании всем причащающимся исполнения Духа Св.; заключительное славословие. Анафора не содержит Sanctus’а; Ч. Джираудо объясняет это тем, что она восходит к межзаветным трапезным благословениям (P.290-295). Эта евхаристическая молитва является одной из древнейших (если не самой древней) сохранившихся анафор.

Кроме текста анафоры в Апостольском предании (в описании крещальной литургии — гл.21) приводятся также формулы литургические, сопровождающие причащение Святых Таин; в частности, при преподаянии Тела Христова епископ говорит: «Хлеб небесный во Христе Иисусе», а причащающийся отвечает: «аминь». Святые Дары неск. раз (гл.21,38) названы в Апостольском предании «antitypum» (см. Вместообразная).

Апостольского предания упоминают о ежедневных причащениях дома (гл.36), а по воскресеньям — в церкви (гл.22), о евхаристическом посте (гл.36,40); указывают на необходимость благоговейного обращения со Святыми Дарами (гл.37-38).

Если на вечере присутствует епископ, совершается чин светильника (гл.25; см. Вечерня): при наступлении вечера в помещение вносится светильник, затем, после взаимных приветствий епископа и народа, происходит диалог, подобный тому, что в начале анафоры, за исключением возгласа «горе имеим сердца» и ответа на него, которые относятся только к Евхаристии. После молитвы благодарения, произносимой епископом (в Апостольского предания приводится текст), все встают и поют псалмы. Последние 3 псалма должны быть аллилуйными, их исполняют поочередно диакон, пресвитер и епископ, псалмы сопровождаются благодарениями над чашами с водой и вином. Слово «аллилуия» истолковывается в Апостольского предания как «хвалим Того, кто есть Бог; слава и хвала Сотворившему весь век столь великим Словом». В конце трапезы всем раздаются части хлеба.

Пост, Пасха и Пятидесятница. Под постом в Апостольском предании, вероятно, подразумевается полное воздержание от пищи (гл.23). Частое пребывание в посте является обязанностью только вдовиц и девственниц; клирики и миряне постятся, когда желают; епископ же может поститься только вместе со всеми, т.к. он не должен отказываться от приношений и от участия в агапах. Перед Пасхой назначается двухдневный пост (гл.33), но делаются послабления для беременных женщин и больных. Те верные, кто не мог соблюсти этот пост перед Пасхой, восполняют его после Пятидесятницы. Т.о., во время 50 дней после Пасхи поститься считалось невозможным; кроме того, в этом предписании можно усмотреть прообраз Петрова поста (гл.33).

Конечные славословия молитв Апостольского предания дают основания говорить о егип. происхождении памятника. Они сходны с новозаветными (1Тим.6:16; 2Тим.4:18; 1Пет.4:11; 5:11; Иуд.25; Откр.1:6; 5:13) (Hanssens. P.355-356), но отличаются от славословий рим. литургических формуляров при сходстве с традиц. александрийскими славословиями (имеются в виду молитвы: Серапиона Евхология, литургии ап. Марка, егип. редакции литургии св. Василия Великого, общей эфиоп. литургии и др.) (Ibid. P.356-360). В западной церковной литературе обнаружены только 2 примера подобных славословий, и те принадлежат африкан. монаху, бежавшему в Рим (Arnobe le Jeune. Commentarius in psalmos // PL. 53. Col. 570a), и переводчику Оригена (Rufin. Commentarius in symbolum apostolorum // PL. 21. Col. 386c); вост. патристическая лит-ра дает множество примеров подобного рода славословий, причем древнейшие принадлежат еще Оригену (Hanssens. P.360-370).

Прочие богослужебные установления. В Апостольском предании описывается порядок благословения начатков плодов и цветов (гл.31-32): их приносят епископу, и он произносит над ними благодарение с поминанием имени приносящего. Версии Апостольского предания несколько разнятся в перечне возможных для приношения плодов и цветов. В Апостольском предании упоминается крестное знамение (гл.42), в толковании которого версии Апостольского предания сходятся только в сравнении его со знаком крови пасхального агнца на дверях иудейских домов (Исх.12:1-29). При описании Крещения есть особое указание: «облачитесь в одежды» (гл.21), его можно считать одним из древнейших упоминаний об облачениях церковных. В 40-й гл. содержатся предписания, относящиеся к погребению: необходимо заботиться о бедных членах общины, с которых при погребении не должно брать ничего, кроме денег для оплаты труда могильщиков и затрат на похоронные принадлежности. Заботу же о содержании кладбища и тех, кто трудится при нем, Апостольское предание возлагает на епископа.

Видео (кликните для воспроизведения).

© Онлайн библиотека сайта Православие и мир, 2011–2019

Молитва ипполиту римскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here