Содержание
Embro >
Молитвы до и после вышивания икон – разные. Молитва в вышивании предназначена для настройки мастера на высокий уровень сознания, очищает мысли от негатива, подготавливает к созданию чистого и светлого образа.
Сейчас в рукодельном мире есть очень большое разнообразие наборов для вышивки икон разных фирм и комплектаций.
Но поскольку икона — это не просто вышитая картина, а образ который несет определенную смысловую нагрузку — к такой вышивке каждый человек не только должен морально «созреть», но и соответсвенно подготовится. Поэтому делюсь полезной информацией относительно вопроса вышивки иконы. Перед вышивкой иконы предпочтительно соблюдать некоторые рекомендации.
Можно ли вышивать иконы?
Молитвы при вышивании икон необходимы. Но можно ли вышивать иконы – каждый мастер сам для себя ответит на этот вопрос, прочитав правила, которые надо соблюдать для вышивания иконы.
Считается, что вышивать икону имеют право только верующие люди, т.е. как минимум вы должны быть крещенные. Прежде чем начать вышивку следует получить благословение. Если вы ходите в церковь то попросите благословения у батюшки. А после окончания вышивки готовую икону следует освятить в церкви, иначе это будет просто картина на религиозную тему.
Немаловажно знать, что бросать начатую вышивку нельзя, если сомневаетесь, не торопитесь и подберите такой набор для вышивки икон, который вам под силу закончить, возможно поменьше по размерам.
Что делать если возможности сходить в церковь нет? Верующие люди знают, что самое главное тянуться к свету и Богу в душе, иметь благие мысли и с ними обращаться к Богу в молитвах. Поэтому нужно подготовить себя к этому делу постом и молитвой, настроить себя мысленно на позитив и на работу. К вышивке желательно приступать после молитвы, так как молитвы при вышивании икон очень важны!
Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками, исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговаривают с Господом. Известны и случаи, когда люди, закончив работу над иконой, исцелялись от тяжелых болезней.
Не рекомендуется вышивать икону в праздники (считается, что в эти дни мы должны быть в храме, а не развлекаться за любимым делом). Не советуют касаться вышивки иконы и в женские дни. А вот беременным женщинам вышивка иконы очень даже рекомендована. Ведь считается, что девушка или женщина, вышивая икону, очищается духовно, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками. Молитва при вышивании икон очищает дух матери и ребёнка.
Итак, перед началом вышивание прочтём Молитву перед началом всякого дела.
Молитва перед началом всякого дела
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помози ми, грешному, совершити дело, мною начинаемо, во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в душе моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемо, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.
После прочтём молитву перед вышиванием.
Молитва перед началом вышивки иконы
Господи Иисусе Христе,Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества,и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.
После окончания вышивания следует прочесть Молитву по окончании всякого дела.
Молитва по окончании всякого дела
Исполнение всех благих Ты еси, Христе мой, исполни радости и веселия душу мою и спаси мя, яко един Многомилостив, Господи, слава Тебе.
Достойно есть яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Молитва при вышивании икон – важный пункт, который должен выполнять каждый мастер, взявшись вышивать иконы. Задумайтесь, ведь в этот момент Вы прикасаетесь к божественному. Потому Вы должны подготовить себя к этому таинству. Можно ли вышивать икону – я думаю, что Вы уже определились.
С уважением и любовью,
Руководитель объединения рукоделия «Нить Ариадны»
Вышивка крестом
Популярные публикации
Последние комментарии
Вышивка икон
Раньше или позже у большинства вышивальщиц возникает желание взяться за вышивку иконы. Можно, конечно, просто взять и вышить понравившуюся картинку, благо, схем и наборов с изображениями ликов святых сегодня предостаточно. А можно выполнять вышивку икон по особенным правилам. Тогда результатом работы будет не просто изображение на религиозную тему, а настоящая реликвия, настоящая икона.
Правила вышивки икон
1. Первое, что следует сделать, перед тем как приняться за вышивку иконы, — получить благословение батюшки. Желательно показать священницу изображение иконы ( если есть в наборе ) которую Вы хотите вышить, чтобы быть точно уверенной, что икона каноническая и священник освятит ее, когда она будет готова.
Иногда случается, что батюшка отказывает в благословении. Но, как правило, такая позиция субъективна: ведь батюшка — тоже человек. И это вовсе не означает, что вы должны отказаться от своего замысла. Вот, например, что рассказывает одна из вышивальщиц: «Когда я решила вышивать первую свою икону, к моему удивлению нашлась куча людей, уверяющие, что вышивка иконы это кощунство! От людей я отмахнулась, подобрала цвета мулине и пошла в церковь просить благословения. Какой же шок я испытала, когда из уст священника услышала твердое «нет, нельзя»! Потом он, очень долго и сурово объяснял мне почему нельзя, а я покорно слушала. Правда, на следующий день, другой священник с удовольствием благословил на это дело, растрогался и сказал: «Всякая работа во славу Божию полезна и хороша» и, какая же я умничка)), что пришла к этой мысли и как это замечательно вышивать иконы! Затем, посоветовал не браться за работу во время неурядиц, ссор, в состоянии душевной агрессии, обиды, а так же, обязательно читать молитву перед началом работы, не вышивать после принятия спиртного, короче говоря, относиться к этой работе с особым трепетом и уважением. И закончил свои слова тем, что все иконы написаны мастерами, которые тоже обычные люди, более или менее грешные.»
2. Перед началом работы необходимо прочесть молитву. Например, вот такую:
Молитва перед началом работы над иконой.
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, Сын неописан по естеству
Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии
неизреченно воплотившийся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый
образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг
князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго
Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и
евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко
младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Родшагося, Мене
ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и
вразуми душу, сердце и ум раба твоего ( имя), и руки его направи, во еже
безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех
святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во
отпущение грехов всем, духовно поклоняющимся святым иконам, и благоговейно
лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого
диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя
Матере Твоея, святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех святых. Аминь.»
3. В идеале во время работы над иконой следует поститься. Поэтому лучшее время для вышивания икон в православные посты.
Когда вышиваешь икону, надо стараться только о добром деле думать, только о доброте. От икон, которые сделаны собственными руками, исходит совсем другая энергетика, так как они сделаны с душой! Люди рассказывают, что когда вышивают икону, разговоривают с Господом. Известны и случаи, когда люди, закончив работу над иконой, исцелялись от тяжелых болезней.
Не рекомендуется вышивать икону в праздники (считается, что в эти дни мы должны быть в храме, а не развлекаться за любимым делом). Не советуют касаться вышивки иконы и в критические дни. А вот беременным женщинам вышивка иконы очень даже рекомендована. Ведь считается, что девушка или женщина, вышивая икону, очищается духовно, а значит сама того не замечая, стимулирует работу своего организма своими движениями руками.
4. Если вы используете не готовый набор, а подбираете нитки или бисер к схеме самостоятельно, следует знать, какие цвета можно или нельзя использовать. Необходимо знать символику и правила цвета, используемого в вышивке икон, а в особенности, про серый цвет, который никогда не использовался в иконописи.
Итак, с серого цвета и начнём.
-Серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности,
пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы. (старайтесь найти замену этому цвету в бисере или нитках мулине)
-Черный цвет. Цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры, символы могилы и зияющую адскую бездну. Во многих сюжетах это мог быть цвет тайны. Пример, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос, старца в короне.
-Коричневый. Цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
-Зеленый. Цвет природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь (сцены Рождества).
-Синий и голубой. Эти цвета означают бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.(мулине таких оттенком множество)
-Белый цвет. Символ божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – это люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но (важно!) белым цветом изображали только праведные души.
-Красный. Это один из самых заметных цветов в иконе. Красный — цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения( победы жизни над смертью). Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны( как знак торжества вечной жизни).
-Пурпурный, или багряный. Этот цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Цвет царя, владыки (Бога на небе), императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет, всегда присутствовал на ИКОНАХ на одеждах Богоматери( царицы Небесной).
-Золотой. Блеск мозаик и икон, он позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога. ( На любой иконе есть цвет золота, а мулине есть золотое металлизированное).
Это основные цвета, используемые в вышивке и цвета, которыми нельзя вышивать. Поехали дальше — лик (или лицо) иконы. Это самое главное. Конечно, лучше когда лик написан маслом, а сама икона вышита мулине или бисером ( в народе ходит слух, что нельзя тыкать иголкой в лик), но оказывается, это не важно. В церквях висят иконы, лик которых так же вышит, как бисером, так и нитками.
5. Готовую икону нужно отнести в церковь для освящения. На этом этапе вы так же можете столкнуться с определенными сложностями (особенно, если не получали благословения перед началом работы). Возможно, вам снова доведется выслушать от священнослужителя ряд нравоучений. Сойдемся на том, что такова его работа. Но много раз было, что церковнослужители, как только видят работу, сразу просят продать или подарить, а некоторые просто благодарят за то, что люди делают такие вещи.
6. Самое главное. Ведь вышиваете вы работу для себя, верно? А значит, если ваша душа успокаивается при работе с вышивкой иконы, при взгляде на готовую вышивку, значит, вы уже получили свое благословение. Ведь очень часто бывает, что опытные вышивальщицы с неимоверным навыком и опытом порой не могут вышить ни одной иконы, и находят на это 1001 обстоятельство (нитки рвутся, бисер кошка рассыпала и вообще настроение пропало). И в то же время, например, дедушка лет 65-70 рассказывал, как во время вышивания его первой работы в жизни — иконы Неувядаемый цвет, его начинал обдувать лёгкий ветерок и он ощущал благословение свыше. Мистика.
Так что самое важное в вышивке икон ваш личный настрой. И ровных вам крестиков (и бисеринок)!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Молитва для вышивания иконы
Подготовка к вышивке.
Прежде чем приступить к вышиванию иконы необходимо подготовиться, прочитать молитву и получить благословение. Чистота помыслов и позитив внутри. Как это сделать и какую молитву прочитать подробнее тут (1)
Второе что нужно знать – где и в какое время вышивать икону можно. время и место. Считается, что нельзя вышивать икону, сидя перед телевизором, в пятницу вечером, в воскресение, в церковные праздники, а так же женщине нельзя вышивать в «нечистые» дни.
Серьезность в подходе к работе. Если вы начали вышивать икону, начатое нужно довести до конца, бросать вышивку иконы как надоевшее развлечение грешно.
Выбор места вышитой иконы в доме. К этому пункту отнестись нужно так же серьезно. Для вышитой иконы должно быть отведено особое место в доме. Не нужно заниматься украшательством своей квартиры, используя вышитую икону. Так же не нужно демонстрировать ее одну из картин своей вышитой коллекции, для выставочных целей подойдет вышивка картины на религиозную тему, благо библейских сюжетов в наборах для вышивания как крестом так и бисером, хватает немало. Икону всегда располагают в особое отведенное место в доме, где при необходимости можно помолиться.
И последний вопрос, какой техникой можно вышивать икону? Правильно было бы ответить, что иконы из бисера больше всего имеют исторических предпосылок, но все же суть в другом. Какой бы техникой вы не вышивали, будь то гладь, бисер, крест или гобелен, вы должны знать главное – значение того изображения, которое находится в ваших руках, именно священный образ, который вы создаете вышивая икону и несет энергетику и духовное начало.
Молитва перед началом вышивки иконы
Господи Иисусе Христе, Сыне Боже, Сый не описан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей:»Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей ( имя вышивающего), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же ее от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь
Молитва
«. всегда радуйтесь и непрестанно молитесь, за всё благодарите» — эти слова апостола для нас заповедь, а молитва — беседа души с Богом.
Есть молитвы на всякие обстоятельства, происходящие с нами в жизни, которые поддерживают нас. Поделитесь молитвенным опытом, наставлениями духовников и святых отцов.
Молитвы для вышивки икон
Молитва перед началом работы над иконой
Видео (кликните для воспроизведения). |
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Сый не описан по естеству Божества, и ради спасения человека в последние дни от Девы Богородицы Марии неизреченно воплотивыйся, и благоволивый тако во плоти описуем быти, иже святый образ пречистого лика Твоего на святом убрусе напечатлен еси, и оным недуг князя Авгаря уврачевал еси, душу же его просветил еси во еже познати истиннаго Бога нашего, Иже Святым Духом вразумил еси божественнаго апостола Твоего и евангелиста Луку написати образ Пречистыя Матере Твоея, держащей Тебя, яко младенца, на объятиях Своих, и рекшей: «Благодать от Мене Родшагося, Мене ради, да будет с сим образом»: сам, Владыко, Боже всяческих, просвети и вразуми душу, сердце и ум рабы твоей (имя рек), и руки ее направи, во еже безгрешно и изрядно изображати жительство Твое, Пречистыя Матере Твоея, и всех Святых, во славу Твою, ради украшения и благолепия святые церкве Твоея, и во отпущение грехов всем, духовно покланяющимся святым иконам, и благоговейно лобызающим оныя, и почитание относящим к Первообразу. Избави же его от всякого диавольского наваждения, егда преуспевает заповедях Твоих, молитвами Пречистыя Матере Твоея, Святаго славного апостола и еванглиста Луки и всех Святых. Аминь.
Молитва перед началом вышивания (каждый раз)
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всяких скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю благости Твоей: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самаом совершити, во имя Отца и Сына и Святого Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.
Молитва после завершения вышивания
Мы, недостойные рабы Твои, Господи, исполненные благодарности за Твои великия к нам (бывшия) милости, прославляя Тебя, хвалим, благодарим, песненно прославляем Твою щедрость и смиренно с любовию взываем к Тебе: слава Тебе, Благодетель и Спаситель наш! Получивши незаслуженно, как рабы недостойные, от Тебя, Владыко, милости и дары, приносим, с усердием прибегая к Тебе, (нашу) посильную благодарность и, Тебя, как Благодетеля и Творца прославляя, взывая: слава Тебе, Всемилостивый Боже!
Грех ли — вышивать иконы?
Взять благословение
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:
Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.
Протоиерей Александр Салтыков
Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.
Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.
А ошибки – кто их не допускает?
Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.
То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».
Богоугодное дело или профанация?
Ирина Языкова, кандидат искусствоведения
В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.
В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.
Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.
Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.
При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.
Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.
В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.
Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.
Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.
Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.
Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.
Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.
Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.
Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.
И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.
И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.
Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?
Отличить настоящее искусство от китча
Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец
Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.
Священник Андрей Давыдов
Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.
Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.
Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.
Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.
Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.
Сначала – учиться
Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской
Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.
Протоиерей Николай Чернышев
А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.
Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.
Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.
Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?
Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.
И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.
Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?
Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».
Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.
Для дома – ничего страшного
Александр Лавданский, иконописец
Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?
А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.
Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.
Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.
А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.
А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.
Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое
Александр Соколов, иконописец
Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.
Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.
В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…
Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?
Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.
Образование: филолог.
Читаю священные тексты и верую в бога.
Рада Вас видеть!