Молитва Блаженной макарии

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва Блаженной макарии - в подробном и точном описании.

Молитвы преподобного Макария Великого

Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою; но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя, да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод: Боже, очисти меня, грешного, так как я никогда не делал доброго пред Тобою; избавь меня от злого, коварного (название диавола по-церковнославянски), и пусть будет во мне воля Твоя; дай мне неосужденно (безнаказанно) открыть мои недостойные уста и восхвалить святое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и всегда и в веки вечные. Аминь.

От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе, и припадая, вопию Ти: не даждь ми уснути во греховней смерти, но ущедри мя, распныйся волею, и лежащаго мя в лености ускорив возстави, и спаси мя в предстоянии и молитве, и по сне нощнем возсияй ми день безгрешен, Христе Боже, и спаси мя. Аминь

Перевод: Встав после сна, я в полночь приношу Тебе, Спаситель, песнь и, припадая к стопам Твоим, восклицаю Тебе: не дай мне уснуть в греховной смерти, но сжалься надо мною, добровольно Распявшийся, скоро подними меня, беспечно лежащего, и спаси меня, стоящего пред Тобою на молитве. И после сна ночного пошли мне ясный и безгрешный день, Христе Боже, и спаси меня.

К Тебе, Владыко Человеколюбче, от сна востав прибегаю, и на дела Твоя подвизаюся милосердием Твоим, и молюся Тебе: помози ми на всякое время, во всякой вещи, и избави мя от всякия мирския злыя вещи и диавольскаго поспешения, и спаси мя, и введи в Царство Твое вечное. Ты бо еси мой Сотворитель и всякому благу Промысленник и Податель, о Тебе же все упование мое, и Тебе славу возсылаю, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В этой молитве мы изъявляем готовность и желание перед Богом по пробуждении от сна заниматься делами, назначенными каждому Богом, и просим у Него помощи на эти дела; просим также, чтобы Он сохранил нас от грехов и ввел нас в Царство Небесное. Молитва заканчивается славословием Богу.

Перевод: К Тебе, Владыка Человеколюбец, встав поcле сна, я спешу и, по милосердию Твоему, принимаюсь за угодные Тебе дела. Я молюсь Тебе: помоги мне всегда и во всем, и избавь меня от всякого зла в мире и от диавольского действа, и спаси меня, и введи в Царство Твое вечное. Ибо Ты — мой Творец и всякого блага Источник и Податель, на Тебя вся моя надежда, и я шлю к Тебе хвалу теперь, всегда и в веки вечные. Аминь.

Господи, Иже многою Твоею благостию и великими щедротами Твоими дал еси мне, рабу Твоему, мимошедшее время нощи сея без напасти прейти от всякаго зла противна; Ты Сам, Владыко, всяческих Творче, сподоби мя истинным Твоим светом и просвещенным сердцем творити волю Твою, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Перевод: Господи, сохранивший по обильной Своей благости и великому Своему милосердию раба Твоего в прошедшее время этой ночи и отразивший всякое нападение диавола, Ты Сам, Владыка, Творец всего мира, удостой меня при свете Твоей истины, с просвещенным сердцем исполнять волю Твою, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.

Православные старцы XX века

11 июня 1926 года в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии у Михаила и Феодосии Артемьевых родились близнецы: мальчик и девочка. Детей было решено крестить на следующий же день, так как сын родился очень слабым.

Настоятель церкви великомученика Георгия – иеромонах Василий, имевший дар прозорливости поторапливал пономаря:

– Сначала окрестим мальчика. Давай скорее, мальчик может умереть.

Как только младенца Ивана окрестили, он умер.

Девочку иеромонах Василий назвал Феодосией (Феодосия – «Богом данная»).

Вынимая Феодосию из купели и подавая крестной матери, он сказал: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». С полутора лет у девочки заболели ноги, а с трех – она только ползала. Феодосия была в семье поздним ребёнком, старшие сыновья и одна из шести дочерей уже имели свои собственные семьи, и воспитывали детей.

Больная девочка стала обузой для большой семьи (двадцать человек ютились в одном доме).

Феодосию часто забывали кормить, голодная девочка ползала под столом и рада была найденной там корочке хлеба, оброненной кем-то. Спала девочка прямо на полу под кроватью.

Утешение Феодосия находила только в молитве. Однажды бездетная невестка София, больше всех любившая несчастную девочку, принесла трёхлетнюю Феодосию в церковь. После окончания литургии София долго не могла найти Феодосию, пришлось обратиться за помощью к священнику. Он и нашёл спящую девочку в алтаре под святым престолом.

В восьмилетнем возрасте Феодосия заснула летаргическим сном (проснулась лишь через 14 дней).

Очнувшись, Феодосия рассказывала, что в то время, когда её безжизненное тело лежало в «мертвецкой» в больнице, душа, сопровождаемая Ангелом-хранителем, путешествовала в райских обителях. Феодосия поведала, как плакала и просила Царицу Небесную исцелить больные ножки или оставить ее в раю, как Владычица Небесная отвечала ей, что она пригодится на земле.

Чуть позже Феодосия в чудесном видении получила благословение Царицы Небесной на исцеление людей. Сама же Царица Небесная стала являться больным из окрестных деревень и сел и направлять их к Феодосии.

Когда началась Великая Отечественная война, отца и братьев забрали на фронт, невестки с детьми разъехались, мать уехала к брату в Калугу, а больную девочку оставила умирать в опустевшем доме, вскоре ее выгнали и из дома.

Старица вспоминала: «Я была тогда маленькая, под сарай залезу или в сено закопаюсь. Мучилась, ползала на морозе одинокая, никого рядом не было. Сидела и в воде, и в холоде. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и спала. На мне все сотлело, тело было заскорузлое. Грязную воду пила, снежок кушала: чистенького снежка цапну в ручку и в рот. А кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь. А летом траву, цветочки ела».

Читайте так же:  Икона Богородицы Казанская каплуновская молитва

В 1943 году в деревне Ларинки Феодосию взяла к себе в дом пожилая благочестивая женщина. Однажды в гостях у этой женщины была 72-летняя монахиня Наталия, увидев Феодосию, она решила взять больную к себе.

Наталия была насельницей Вяземского Аркадьевского женского монастыря. Потом его закрыли и монахинь поместили в тюрьму. В камере монахине Наталье было открыто, что все монахини кроме неё будут замучены, а ей Господь сохранит жизнь, так как в скором времени ей придётся «ухаживать за больной в своем доме». Увидев Феодосию, монахиня поняла, что ей необходимо ухаживать за больной Феодосией.

В маленький домик в селе Тёмкино стали приходить больные люди, по молитвам праведницы страждущие получали исцеление. Помогала Феодосия, чем могла и по хозяйству: на коленях мыла пол, ухаживала за скотиной, кормила кур.

Когда девушке исполнилось 20 лет, крестивший ее иеромонах Василий, отслужив соборно литургию с двумя священниками, исповедав и причастив ее, постриг девушку в послушницы с именем Тихона, в честь преподобного Тихона Медынского, Калужского, небесного покровителя их края.

Монахиня Наталия умерла в возрасте 97 лет.

Послушнице Тихоне по совету председателя сельсовета пришлось купить стоявший в конце села недостроенный дом, две женщины из соседней деревни согласились жить у нее попеременно и вести хозяйство.

18 октября 1976 года послушница Тихона была келейно пострижена в монашество.

1 февраля 1978 года игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, дав ей новое имя – Макария, в честь Макария Великого (Египетского).

Из воспоминаний Г.П. Дурасова, духовного сына старицы Макарии:

– Одни ехали к ней на машинах, другие добирались на поездах и автобусах. Приезжали русские, украинцы и белорусы, татары, евреи и цыгане, православные и те, кто не исповедовал никакой религии. Все они ехали с одной лишь целью – получить исцеление от физической или духовной болезни. Село Тёмкино. В конце села можно увидеть небольшой, словно игрушечный, утопающий в цветах дом. На стук открывается дверь, и пришедшего провожают в дом.

В переднем углу – стол с иконами и теплящимися перед ними лампадами. В ближнем к двери углу, также увешанном иконами – старенькая кровать.

На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая, ссутулившаяся старица, в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи. Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву. Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно. И в лице ее, и во всей фигуре – выражение внутреннего покоя.

Матушка спросит: «Кто пришел, по какому делу?»

Молодой человек рассказывает, что уже три года врачи не могут вылечить язву на ноге.

– Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься. Когда водичка кончится, сразу приезжай.

Парень уходит, а Матушка говорит: «Он ведь молодой, пускай на ножках бегает. Господь поможет».

В комнату вводят и сажают на стул еле переступающую ногами женщину.

Матушка на какое-то мгновение словно уходит в себя.

– А почему ты плохо Богу молишься? Надо Богу молиться, причащаться надо. Пей водичку утром в семь, вечером в девять, растирайся маслицем в субботу и понедельник.

Ей наливают в трёхлитровую банку святую воду, а в пузырёк – освящённое масло.

Люди шли один за другим, а она на минуту забывалась, бессильно роняла голову на подушку.

Всю ночь провела схимонахиня в молитве, а с утра один за другим идут посетители.

Каждый из таких приёмов страждущего люда требовал от Матушки огромного напряжения душевных и физических сил. Я не раз замечал, подойдя после приёма к ней, и прикоснувшись к её лбу своей щекой, как пылала жаром её голова. А к схимонахине Макарии всё ехали и ехали отчаявшиеся, не нашедшие часто помощи у врачей-профессионалов люди, по много лет отягощённые недугами. И она помогала им, ставя непременным условием исцеления – веру в Бога. Больной должен был присоединить свою скромную молитву к горячему Матушкиному молению об его исцелении. От больного лишь требовалось читать молитвы «Отче наш» и «Богородицу».

Уходит последний посетитель, и Матушке можно покушать и немного отдохнуть.

В двадцать три часа тридцать минут уже прочитаны общие для всех, бывших в доме молитвы на сон грядущий и вместе с Матушкой пропеты «Заступнице Усердная» и

«Воскресение Христово видевши. ». Многочисленные лампадки были погашены, и лишь теплится огонёк около иконы, что висела в головах у кровати. Перед Матушкой ставили для освящения два эмалированных бака с водой и большой керамический чайник с маслом.

О молитвах во время освящения схимонахиня никому не рассказывала.

После ей только известных молитв прочитывалось четырежды «Да воскреснет Бог».

Лишь несказанная Божия благодать, которую стяжала схимонахиня Макария своей молитвой и многолетними подвигами, давала ей на всё это силы.

Замечал я, что после освящения воды и масла Матушка Макария на какое-то время словно слабела, но потом творила молитвы и восстанавливала свои силы.

О себе и о своём деле смиренно говорила:

– Да какие труды мои, сижу на кровати, слепая, ручки больные, ножки не ходят, я никудышная.

Дух премудрости позволял Матушке, сподобившейся от Господа дара прозорливости, получать Божественные откровения и давать исчерпывающие ответы на волнующие людей вопросы. Мне она советовала:

– Что бы ни было, ты знай моли Господа: «Господи, будь со мной! Не покидай меня!» И Матерь Божию моли.

И других она назидала:

– Надо молиться Богу, поститься. Можно и одну молитву знать и Богу угодить.

Вставая с постели, попроси: «Благослови, Господи, день прожить по святым Твоим заповедям Господним». Ложась спать, проси: «Господи, прошу греха моего покаяние, на сон благословение» или «Прими меня, Господи, и благослови на сон грядущий».

Хочешь благодать получить, надо подготовить себя, чтобы имел искру Божию. Всякий человек может получить благодать, только молись Богу, проси Христа: «Господи, прости и помилуй меня». Он, когда будет надо, благодать и пошлет. Читай Евангелие, Псалтырь, Молитвослов.

Читайте так же:  Даниил Московский молитва о продаже жилья

Идёшь в храм, ставь свечи Спасителю, Матери Божией, архангелу Михаилу и всем святым. Поставишь в любой из дней Светлой седмицы, гореть будут целый год.

Благотворное влияние на души обращающихся к ней людей оказывали советы и наставления Матушки:

Видео (кликните для воспроизведения).

– После десяти вечера есть нельзя, потому что начинаются «Страховые часы», на небе идёт большое пение . Чтобы что-то вымолить у Господа, надо молиться 40 дней и ночей.

Удивительный дар прозорливости схимонахини Макарии проявился ещё в детские годы. Однако этот благодатный дар она старалась утаить от людей, прикрывая юродством. И только по великой любви к страждущему человеку и необходимости ради позволяла себе проявлять на людях свойственную ей прозорливость.

– Матушка, собрался поехать на Юг отдохнуть со своей семьёй, – говорит Борис и просит благословения у старицы.

– Как я тебя люблю, – отвечает она ему и вдруг начинает плакать. – Я не хочу, чтобы ты ехал на Юг. Если ты меня не послушаешь, то Матушку больше не увидишь. И со всеми своими родными распрощаешься.

Позже стало известно, что в той местности, куда собирался ехать на отдых Борис, произошло сильное наводнение и сход селевых потоков с гор.

– Я Матушке Макарии жизнью обязан, – признавался потом своим знакомым Борис.

Спрашивал я схимонахиню Макарию, когда и о чём она молится

-Я каждый день читаю молитвы Божией Матери Иверской.

– Почему Иверской? – спрашиваю её

– Она Москву защищает, – отвечает Матушка.

Сама она усердно молилась за всех людей, за Москву, за Россию. О Москве она говорила: «Москва – город святой, отсюда православным нельзя уезжать. Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия».

Неоднократно приезжала к схимонахине Макарии Анна Тимофеевна Гагарина, мать первого космонавта Юрия Гагарина. Однажды Анна Тимофеевна спросила старицу можно ли ей приехать с сыном.

Из воспоминаний старицы Макарии:

– Гагарин приезжал, да и не раз, он приезжал ко мне как к больному человеку.

В 1968 году приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин.

Он обыкновенно пришёл и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят. »

Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребёнок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла в скорости смерть.

Узнав о гибели космонавта, старица попросила приехавшего к ней священника заочно отпеть погибшего Юрия Гагарина у неё дома.

Старица мужественно переносила многочисленные болезни. В Божественных видениях Царица Небесная не раз утешала и наставляла праведницу.

Иерей Николай свидетельствовал, что однажды ночью в доме старицы Макарии, он внезапно проснулся в три часа и увидел удивительный свет в той части комнаты, где молилась схимонахиня:

– Сначала свет был неяркий, но потом всё в доме залил яркий- яркий золотисто – огненный свет, слепящий глаза, даже смотреть невозможно яркий-яркий свет.

18 июня 1993 года, в половине двенадцатого ночи, схимонахиня Макария мирно отошла ко Господу. Последние слова схимонахини Макарии: «Поститесь, молитесь, в этом спасение. »

Старица Макария похоронена на сельском кладбище села Тёмкино Смоленской области. Могилу схимонахини посещают не только её духовные дети, но все, кто слышал о чудесах исцеления по молитвам старицы, те, кому посчастливилось прочесть книгу «Богом Данная». Автор книги Г.П. Дурасов получает многочисленные письма от читателей о молитвенной помощи схимонахини Макарии, вот некоторые из свидетельств:

Свидетельство А.Т. Зайниева (Холм-Жирковский район, Смоленская область):

– Я считаю своим христианским долгом засвидетельствовать факт моего исцеления во время поездки на могилу схимонахини Макарии, происшедшего в день ее памяти 18 июня 1999 года. После служения панихиды на могилке матушки Макарии, испив святой воды с ее могилки, при обращении к Господу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, по молитвам схимонахини Макарии, исцели тело мое, помилуй меня грешного». По возвращении из с. Темкино я ощутил в своем теле что-то непривычное. Понял, что у меня не болит рука, которую я не мог поднять в течение недели до груди. Рука же моя болела вследствие переломов шейных позвонков 4–5 отделов, перелома ключицы, кисти. Также ощутил резкое уменьшение боли в шпоре на ступне и размягчение сухих мозолей на ногах. Свидетельствую перед Богом и Церковью истинность моего исцеления, по моему глубокому убеждению, и вере в силу молитвы матушки Макарии пред Богом, и причащения святой воды с ее могилки.

Из свидетельства Г.В. Блиновой (г. Москва):

– Я ездила в 2000 году 8 ноября в Тёмкино. Освятила подсолнечное масло на кроватке, в ящике с четками и на могилке матушки Макарии. У моего сына младенца Сергея (ему было 3 года и 7 месяцев) была опухоль на крайней плоти с фасолину, он жаловался на боли. Сережа вдруг мне предложил, чтобы я ему помазала больное место маслом Макарьюшки. Тогда мы с ним с молитвой сделали три поклона и просили об исцелении, и я взяла масло и свечкой с могилки Макарии, трижды помазала крестом с молитвой. Прошло сколько-то дней. Меня Сережа опять попросил помазать, мы сделали также. После этого прошло еще сколько-то дней, я и забыла, а Сережа опять напомнил. «Мама, ну что же ты не мажешь меня маслицем?» Помолясь, я стала помазывать (вернее, хотела), но не нашла больше опухоли. Я не могла поверить и неделю все проверяла, но на том месте осталась пустота и тоненькая кожица. Мой сын теперь всегда и утром и на ночь молится Господу за Макарьюшку, Матушку нашу, а 18 июня в день ее преставления 2001 года я поехала отблагодарить Матушку.

Свидетельство иерея Владимира (г. Смоленск):

– Моя теща Грубицына Мария Федоровна, при жизни м. Макарии исцеленная ею от рака печени, побывала летом 2000 г. на могилке Матушки. До этого у нее были частые приступы бронхиальной астмы, и она в тяжелом состоянии попадала в больницу. Теперь милостию Божией, по молитвам м. Макарии, как она верит, ни одного приступа не случается.

Господи, упокой душу, схимонахини Макарии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

Читайте так же:  Молитва на скорую покупку квартиры

Житие преподобного Макария Великого Египетского

Преподобный Макарий Великий, Египетский, родился в селении Птинапор, в Нижнем Египте. По желанию родителей он вступил в брак, но скоро овдовел. Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и имей заботу о своей душе, ибо и тебе предстоит оставить земную жизнь». Господь наградил угодника своего долгой жизнью, но память смертная с тех пор постоянно была с ним, понуждая к подвигам молитвы и покаяния. Он стал чаще посещать храм Божий и углубляться в Святое Писание, но не уходил от своих престарелых родителей, исполняя заповедь о почитании родителей. По кончине родителей преподобный Макарий («Макарий» — с греч. значит блаженный) роздал оставшееся имение на поминовение родителей и стал усердно молиться, чтобы Господь указал ему наставника на пути спасения. Господь послал ему такого руководителя в лице опытного старца-инока, жившего в пустыне, недалеко от селения. Старец принял юношу с любовью, наставил его в духовной науке бдения, поста и молитвы и научил рукоделию — плетению корзин. Построив отдельную келлию недалеко от своей, старец поместил в ней ученика.

Многие нападения демонов испытал на себе преподобный Макарий: однажды он нес из пустыни пальмовые ветви для плетения корзин, на пути встретил его диавол и хотел ударить святого серпом, но не мог исполнить этого и сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это — твое смирение». Когда святому исполнилось 40 лет, он был посвящен в сан священника и поставлен настоятелем (аввой) иноков, живших в Скитской пустыне. В эти годы преподобный Макарий часто посещал Великого Антония, получая от него наставления в духовных беседах. Блаженный Макарий сподобился присутствовать при кончине святого аввы и получил в наследство его посох, вместе с которым принял сугубо духовную силу Великого Антония, подобно тому, как некогда пророк Елисей принял от пророка Илии сугубую благодать вместе с упавшей с неба милотью.

Много исцелений совершил преподобный Макарий, из разных мест к нему стекались люди за помощью, советом, испрашивая его святых молитв. Всё это нарушало уединение святого, поэтому он выкопал под своей келлией глубокую пещеру и удалялся туда для молитвы и Богомыслия. Преподобный Макарий достиг такого дерзновения в хождении пред Богом, что по его молитве Господь воскрешал умерших. Несмотря на такую высоту достигнутого Богоподобия, он продолжал сохранять необыкновенное смирение. Однажды святой авва застал в своей келлии вора, который нагружал его вещи на стоявшего у келлии осла. Не подав вида, что он хозяин этих вещей, преподобный стал молча помогать увязывать поклажу. Отпустив его с миром, блаженный сказал себе: «Мы ничего не внесли в этот мир, ясно, что ничего не можем и унести отсюда. Да будет благословен Господь во всем!».

Однажды преподобный Макарий шел по пустыне и, увидев лежавший на земле череп, спросил его: «Кто ты такой?» Череп отвечал: «Я был главным языческим жрецом. Когда ты, авва, молишься о находящихся в аде, мы получаем некоторое облегчение». Преподобный спросил: «Каковы эти мучения?» «Мы находимся в великом огне, — отвечал череп, — и не видим друг друга. Когда же ты молишься, мы начинаем немного видеть друг друга, и это служит нам некоторым утешением». Услышав такие слова, преподобный прослезился и спросил: «Есть ли мучения еще более жестокие?» Череп ответил: «Внизу, глубже нас, находятся те, которые познали Имя Божие, но отверглись Его и заповедей Его не соблюдали. Они терпят еще более тяжкие муки».

Однажды во время молитвы блаженный Макарий услышал голос: «Макарий, ты не достиг еще такого совершенства, как две женщины, живущие в городе». Смиренный подвижник, взяв свой посох, пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал. Женщины приняли его с радостью, а преподобный сказал: «Ради вас я пришел из дальней пустыни и хочу знать о ваших добрых делах, расскажите о них, ничего не скрывая». Женщины с удивлением ответили: «Мы живем со своими мужьями, у нас нет никаких добродетелей». Однако святой продолжал настаивать, и тогда женщины рассказали ему: «Мы вышли замуж за родных братьев. За всё время совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злого или обидного слова и никогда не ссорились между собой. Мы просили своих мужей отпустить нас в женский монастырь, но они не соглашаются, и мы дали обет не произносить ни одного мирского слова до смерти». Святой подвижник прославил Бога и сказал: «Поистине Господь не ищет девы или замужней, ни инока, ни мирянина, но ценит свободное намерение человека и на добровольное его произволение посылает благодать Святого Духа, которая действует и управляет жизнью каждого человека, стремящегося спастись».

В годы царствования императора Валента — арианина (364 — 378) преподобный Макарий Великий вместе с преподобным Макарием Александрийским подвергся преследованию со стороны арианского епископа Луки. Обоих старцев схватили и, посадив на корабль, отвезли на пустынный остров, где жили язычники. Там. по молитвам святых, получила исцеление дочь жреца, после чего сам жрец и все жители острова приняли святое Крещение. Узнав о случившемся, арианский епископ устыдился и разрешил старцам возвратиться в свои пустыни.

Кротость и смирение преподобного преображали души человеческие. «Худое слово, — говорил авва Макарий, — и добрых делает худыми, а слово доброе и худых делает добрыми». На вопрос иноков, как надлежит молиться, преподобный отвечал: «Для молитвы не требуется много слов, надобно только говорить: «Господи, как Ты желаешь и как Сам знаешь, помилуй меня». Если же враг нападает на тебя, то нужно только произносить: «Господи, помилуй!» Господь знает, что нам полезно, и сотворит нам милость». Когда братия спросила: «Каким образом можно сделаться иноком?», преподобный ответил: «Простите меня, я плохой инок, но видел иноков, спасавшихся в глубине пустыни. Я спросил их, как я могу сделаться иноком. Они ответили: «Если человек не откажется от всего, что находится в мире, не может быть иноком». На это я отвечал: «Я немощен и не могу быть таким, как вы». Тогда иноки ответили: «Если не можешь быть таким, как мы, тогда сиди в своей келлии и сокрушайся о грехах своих».

Читайте так же:  Молитва от долгов и кредитов

Одному иноку преподобный Макарий дал совет: «Бегай от людей и спасешься». Тот спросил: «Что значит бегать от людей?» Преподобный отвечал: «Сиди в келлии и сокрушайся о грехах своих». Преподобный Макарий говорил также: «Если желаешь спастись, будь как мертвец, который не гневается, когда его бесчестят, и не превозносится, когда его хвалят». И еще: «Если для тебя поношение — как похвала, бедность — как богатство, недостаток — как изобилие, ты не умрешь. Ибо не может быть, чтобы правоверующий и подвизающийся в благочестии впал в нечистоту страстей и демонское обольщение».

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных обстоятельствах жизни и сохраняла от бед и искушений. Его милосердие было так велико, что о нем говорили: «Как Бог покрывает мир, так и авва Макарий покрывал согрешения, которые он, и видя, как бы не видел, и слыша, как бы не слышал».

Преподобный дожил до 97 лет, незадолго до кончины ему явились преподобные Антоний и Пахомий, сообщившие радостную весть о близком переходе его в блаженные Небесные обители. Дав наставления своим ученикам и благословив их, преподобный Макарий простился со всеми и почил со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Шестьдесят лет провел святой авва Макарий в мертвой для мира пустыне. Более всего времени преподобный провел в беседе с Богом, часто пребывая в состоянии духовного восхищения. Но он никогда не переставал плакать, каяться и трудиться. Свой обильный подвижнический опыт авва претворил в глубокие Богословские творения. Пятьдесят бесед и семь подвижнических слов остались драгоценным наследием духовной мудрости преподобного Макария Великого.

Мысль о том, что высшее благо и цель человека — единение души с Богом, — основная в творениях преподобного Макария. Рассказывая о способах, как достичь священного единения, преподобный основывался на опыте великих учителей египетского монашества и на своем собственном. Путь к Богу и опыт Богообщения святых подвижников открыт каждому верующему сердцу. Потому Святая Церковь и включила в общеупотребительные вечерние и утренние молитвы подвижнические молитвы преподобного Макария Великого.

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, житие же его составил преподобный Серапион, епископ Тмунтский (Нижний Египет), один из известных деятелей Церкви IV века.

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Преподобномученик Макарий Ка ́ невский , Пинский , О ́ вручский , Переяславский, игумен

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Белорусских святых

23 октября – Собор Волынских святых

Житие

Краткое житие преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1605 г. в го­ро­де Овру­че, на Во­лы­ни, в знат­ной се­мье То­ка­рев­ских, из­вест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. В 1614–1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мо­на­сты­ре и по смер­ти ро­ди­те­лей стал ино­ком это­го мо­на­сты­ря, на­чав свое слу­же­ние с мень­ше­го мо­на­стыр­ско­го чи­на – по­слуш­ни­ка. В 1625 г. инок Ма­ка­рий с бла­го­сло­ве­ния ар­хи­манд­ри­та пе­ре­хо­дит в Ку­пя­тич­ский Пин­ский мо­на­стырь. В 1630 г. свя­той был по­свя­щен в сан иеро­ди­а­ко­на, а в 1632 г. – в сан иеро­мо­на­ха. В 1637 г. на­сто­я­тель Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря по­слал его к Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле, ко­то­рый за­ме­тил в иеро­мо­на­хе Ма­ка­рии пре­дан­но­го сы­на Церк­ви Бо­жи­ей и в 1638 г. на­зна­чил его на­сто­я­те­лем Ка­ме­нец­ко­го Вос­кре­сен­ско­го мо­на­сты­ря (Грод­нен­ская об­ласть). С 1642 г. пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря, в 1656–1659 гг. воз­глав­лял Пин­ский мо­на­стырь, а с 1660 г. ру­ко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Успен­ско­го Овруч­ско­го мо­на­сты­ря.

Бо­лее де­ся­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с ла­ти­но-по­ля­ка­ми в Овру­че. Толь­ко в 1671 г., по­сле опу­сто­ше­ния Овру­ча та­та­ра­ми, ар­хи­манд­рит Ма­ка­рий по­ки­нул мо­на­стырь и от­пра­вил­ся для ду­хов­ных по­дви­гов в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Но за­щит­ни­ки пра­во­сла­вия нуж­ны бы­ли не толь­ко в Ки­е­ве, и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ка­нев­ско­го мо­на­сты­ря, где он сно­ва был впе­ре­ди нести­ха­ю­щей бит­вы за пра­во­сла­вие.

Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий му­че­ни­че­ски от ту­рок, 4 сен­тяб­ря 1678 г. на­пав­ших на мо­на­стырь. Св. Ма­ка­рий встре­тил вра­гов с кре­стом в ру­ках на па­пер­ти хра­ма. Тур­ки по­ве­си­ли на­сто­я­те­ля за ру­ки и за но­ги меж­ду двух стол­бов. Через два дня пре­по­доб­но­му­че­ни­ку от­ру­би­ли го­ло­ву († 7 сен­тяб­ря 1678 г.). Сви­де­те­ли му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия внес­ли его те­ло в мо­на­стыр­ский храм, в ко­то­ром для без­опас­но­сти за­тво­ри­лись. Но вер­нув­ши­е­ся тур­ки об­ло­жи­ли цер­ковь дро­ва­ми и со­жгли всех скрыв­ших­ся в хра­ме. Ко­гда остав­ши­е­ся в жи­вых го­ро­жане Ка­не­ва ста­ли раз­би­рать те­ла по­гиб­ших, то толь­ко од­но те­ло бы­ло най­де­но в це­ло­сти и бы­ло как бы жи­вое – это те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, оде­тое во вла­ся­ни­цу, с кре­стом на гру­ди и с дру­гим кре­стом в ру­ке. Свя­тое те­ло бы­ло по­гре­бе­но в том же хра­ме под жерт­вен­ни­ком 8 сен­тяб­ря 1678 го­да.

Полное житие преподобномученика Макария, архимандрита Каневского

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ма­ка­рий Ка­нев­ский жил в XVII ве­ке. Это бы­ло тя­же­лей­шее вре­мя для пра­во­слав­ных лю­дей За­пад­ной Ру­си. Жиз­нен­ный по­двиг, со­вер­шен­ный пре­по­доб­но­му­че­ни­ком, был по­дви­гом за­щи­ты пра­во­слав­ной ве­ры в усло­ви­ях не­рав­ной из­ну­ри­тель­ной борь­бы, ко­гда за­щи­щать мож­но бы­ло толь­ко бу­ду­щее Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, по­сколь­ку то, что со­хра­ня­лось от про­но­ся­ще­го­ся ура­га­на унии, сно­си­лось та­тар­ски­ми на­бе­га­ми.

Свя­той Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1605 го­ду в го­ро­де Овру­че, на Во­лы­ни, в знат­ной се­мье То­ка­рев­ских, из­вест­ных рев­ни­те­лей пра­во­сла­вия. Ро­ди­те­ли вос­пи­та­ли маль­чи­ка в стра­хе Бо­жи­ем, люб­ви к мо­лит­ве и хра­му. В 1614–1620 гг. свя­той обу­чал­ся при Успен­ском Овруч­ском мо­на­сты­ре и по смер­ти ро­ди­те­лей, «Спа­са Хри­ста измла­да воз­лю­бив­ши», стал ино­ком это­го мо­на­сты­ря, на­чав свое слу­же­ние с мень­ше­го мо­на­стыр­ско­го чи­на – по­слуш­ни­ка. Мо­лит­ва и чте­ние свя­то­оте­че­ских тво­ре­ний ста­ли лю­би­мым за­ня­ти­ем по­стри­жен­но­го мо­ло­до­го ино­ка.

В 1625 го­ду инок Ма­ка­рий, с бла­го­сло­ве­ния ар­хи­манд­ри­та, остав­ля­ет Успен­ский мо­на­стырь и на­прав­ля­ет­ся к епи­ско­пу Пин­ско­му Ав­ра­амию, ко­то­рый опре­де­ля­ет его в Ку­пя­тич­ский (Ку­пя­тиц­кий) Пин­ский мо­на­стырь. Там пре­по­доб­ный на­столь­ко про­сла­вил­ся по­движ­ни­че­ской, доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, что вско­ре (в 1630 го­ду) был ру­ко­по­ло­жен епи­ско­пом Ла­за­рем (Ба­ра­но­ви­чем) в сан иеро­ди­а­ко­на, а через два го­да – в иеро­мо­на­ха.

Сла­ва об об­раз­цо­вом мо­на­ше­ском жи­тии иеро­мо­на­ха Ма­ка­рия рас­про­стра­ни­лась за пре­де­лы Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря, и в 1637 го­ду бра­тия Си­мо­нов­ско­го Брест­ско­го мо­на­сты­ря об­ра­ти­лась с прось­бой к игу­ме­ну Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря Ила­ри­о­ну (Де­ни­се­ви­чу) от­пу­стить к ним в на­сто­я­те­ли свя­то­го Ма­ка­рия. Но иеро­мо­нах Ма­ка­рий был необ­хо­дим и ку­пя­тич­ско­му игу­ме­ну, и в том же го­ду он по­слал его к Ки­ев­ско­му мит­ро­по­ли­ту Пет­ру Мо­ги­ле для вру­че­ния со­бран­ных бра­ти­ей де­нег на пе­ре­строй­ку Ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го хра­ма и для ис­про­ше­ния по­мо­щи на по­строй­ку и об­нов­ле­ние раз­ру­шив­шей­ся мо­на­стыр­ской церк­ви. Уви­дя в иеро­мо­на­хе Ма­ка­рии пре­дан­но­го сы­на Церк­ви Бо­жи­ей, мит­ро­по­лит вы­дал ему уни­вер­саль­ный лист для сбо­ра по­жерт­во­ва­ний, а в 1638 го­ду на­зна­чил его на­сто­я­те­лем Ка­ме­нец­ко­го Воск­ре­сен­ско­го мо­на­сты­ря (Грод­нен­ская об­ласть). До ограб­ле­ния и за­хва­та мо­на­сты­ря уни­а­та­ми в 1642 го­ду пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей это­го мо­на­сты­ря. В су­ро­вое вре­мя бра­тия Ку­пя­тич­ско­го мо­на­сты­ря при­зва­ли в игу­ме­ны пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый удер­жи­вал этот мо­на­стырь до 1656 го­да. С 1656 по 1659 гг. пре­по­доб­ный Ма­ка­рий воз­глав­лял Пин­ский мо­на­стырь. В 1660 го­ду в сане ар­хи­манд­ри­та, «ко спа­се­нию веч­но­му пра­во­слав­ные лю­ди при­во­дя», свя­той Ма­ка­рий ру­ко­во­дил бра­ти­ей род­но­го Овруч­ско­го Успен­ско­го мо­на­сты­ря.

Читайте так же:  Молитва на зачатие ПреСвятой Богородицы

Это бы­ло тя­же­лое вре­мя для пра­во­слав­ных хри­сти­ан За­пад­ной Ру­си. Ка­то­ли­че­ская Поль­ша ста­ра­лась на­вя­зать пра­во­слав­но­му на­ро­ду унию и ла­тин­ство. Бо­лее де­вя­ти лет про­дол­жа­лась непре­рыв­ная борь­ба с ла­ти­но-по­ля­ка­ми в Овру­че. Уни­а­ты и мо­на­хи-до­ми­ни­кан­цы неод­но­крат­но на­па­да­ли на оби­тель пре­по­доб­но­го, гра­би­ли цер­ков­ное иму­ще­ство, на­но­си­ли по­бои и оскорб­ле­ния бра­тии. Но угод­ник Бо­жий Ма­ка­рий не па­дал ду­хом и обод­рял бра­тию на­деж­дой на небес­ное за­ступ­ни­че­ство. «По­вто­ряй­те, по­вто­ряй­те ча­ще сло­ва про­ро­ка Да­ви­да, – го­во­рил он, – Гос­подь про­све­ще­ние мое и Спа­си­тель мой! Ко­го убо­ю­ся. Аще во­станет на мя брань, на Него аз упо­ваю» (Пс.26,1-3). И серд­ца ино­ков укреп­ля­лись твер­дой ве­рой и на­деж­дой на Все­силь­но­го Бо­га.

Во вре­мя на­па­де­ния на оби­тель в 1671 го­ду уни­а­ты при­зы­ва­ли свя­то­го Ма­ка­рия пе­рей­ти в унию, но «ве­ры пра­во­слав­ныя неустра­ши­мый за­щит­ни­че» му­же­ствен­но от­ве­чал: «Ка­кое об­ще­ние воз­мож­но для нас с ва­ми? Вы оста­ви­ли пра­ви­ла Все­лен­ских Со­бо­ров, при­ня­ли пре­да­ния лжи и вме­сто то­го, чтобы быть под Гла­вою Церк­ви Иису­сом Хри­стом, пре­кло­ни­лись пе­ред зем­ным вла­сти­те­лем – Рим­ским па­пой». Разъ­ярен­ные по­ля­ки, под­стре­ка­е­мые иезу­и­та­ми, ра­зо­ри­ли го­род и оби­тель и разо­гна­ли всех ино­ков. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­ки­нул мо­на­стырь, в ко­то­ром не оста­лось ни од­но­го мо­на­ха, и от­пра­вил­ся для ду­хов­ных по­дви­гов в Ки­е­во-Пе­чер­скую Лав­ру. Здесь он про­вел в по­дви­гах два го­да. Но та­кой рев­ност­ный за­щит­ник пра­во­сла­вия ну­жен был не толь­ко в Ки­е­ве. Мит­ро­по­лит Ки­ев­ский Иосиф (Нелю­бо­вич-Ту­каль­ский) на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Ма­ка­рия на­сто­я­те­лем Ка­нев­ско­го мо­на­сты­ря. Там угод­ник Бо­жий, муж вы­со­кой пра­вед­ной и ду­хов­ной жиз­ни, по­учая всех «ис­тин­ней ве­ре и жи­тию бо­го­угод­но­му», про­сла­вил­ся мно­ги­ми чу­де­са­ми и бла­го­дат­ным да­ром про­зре­ния. Мно­же­ство убо­гих, бед­ных, боль­ных и скор­бя­щих лю­дей при­хо­ди­ли к нему в оби­тель, где по­лу­ча­ли ду­хов­ный со­вет и ис­це­ле­ние.

Од­на­жды свя­той Ма­ка­рий ис­це­лил ослеп­ше­го жи­те­ля го­ро­да Ка­не­ва. «Ве­руй и мо­лись То­му, Кто дал зре­ние сле­по­му, – ска­зал он, – иди к на­ве­че­рию Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня и мо­лись». Во вре­мя бо­го­слу­же­ния, ко­гда пре­по­доб­ный чи­тал сло­ва мо­лит­вы на освя­ще­ние во­ды: «Ве­лий еси Гос­по­ди и чуд­ны де­ла Твоя», сле­пой уви­дел мельк­нув­ший воз­ле глаз луч све­та и вне­зап­но про­зрел. В бла­го­дар­ность Бо­гу ис­це­лив­ший­ся по­стро­ил храм в честь свя­то­го Бо­го­яв­ле­ния. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий «ле­ни­во­го и небла­го­нрав­но­го сы­на же­ны бла­го­че­сти­выя» доб­рым со­ве­том и мо­лит­вой об­ра­тил к по­ка­я­нию. «Чи­тай од­ну мо­лит­ву “От­че наш”, – го­во­рил пре­по­доб­ный юно­ше, – и в ней най­дешь все – и свет бо­го­по­зна­ния, уро­ки для жиз­ни, и уте­ше­ние, и си­лу для ду­ха; про­честь эту мо­лит­ву со вни­ма­ни­ем, ду­маю, не тя­же­ло». Мо­лит­ва так по­нра­ви­лась юно­ше, что он стал ча­сто чи­тать ее и вско­ре стал чест­ным и доб­ро­де­тель­ным че­ло­ве­ком.

За два го­да до бла­жен­ной кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пред­ска­зал о ра­зо­ре­нии Ка­не­ва и сво­ем стра­даль­че­ском за­вер­ше­нии жиз­ни. Он неустан­но при­зы­вал твер­до и без­бо­яз­нен­но ис­по­ве­до­вать свя­тое пра­во­сла­вие: «При­ять ве­нец нетлен­ный нель­зя ина­че, – го­во­рил свя­той, – как со­вер­шая за­кон­но по­двиг свой. Да не от­сту­пят пра­во­слав­ные от свя­той ве­ры, но да стре­мят­ся с тер­пе­ни­ем на пред­сто­я­щий по­двиг, па­мя­туя непре­стан­но Гос­по­да Иису­са».

В 1672 го­ду в Ка­нев­ском мо­на­сты­ре на­шел при­ют сын Бог­да­на Хмель­ниц­ко­го Юрий. Гет­ман До­ро­шен­ко, хо­да­тай­ство­вав­ший пе­ред мит­ро­по­ли­том Иоси­фом о на­зна­че­нии пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия, неод­но­крат­но по­се­щал Ка­нев­ско­го на­сто­я­те­ля и в 1675 го­ду пе­ре­шел в рус­ское под­дан­ство, от­ка­зав­шись от под­дан­ства Тур­ции, по-ви­ди­мо­му, не без со­ве­та пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия.

4 сен­тяб­ря 1678 го­да тур­ки и та­та­ры на­па­ли на Ка­нев и во­рва­лись в мо­на­стырь. С кре­стом в ру­ках пре­по­доб­ный бес­страш­но встре­тил вар­ва­ров на па­пер­ти хра­ма. Та­та­ры ста­ли же­сто­ко бить его, тре­бо­ва­ли ука­зать, где спря­та­но мо­на­стыр­ское зо­ло­то и иму­ще­ство. «Мое зо­ло­то на Небе, а не на зем­ле», – от­ве­чай свя­той ста­рец. Нече­сти­вые за­хват­чи­ки ста­ли из­би­вать его пал­ка­ми, ло­ма­ли ру­ки и но­ги же­лез­ны­ми ору­ди­я­ми и сди­ра­ли с него ко­жу. Но свя­той Ма­ка­рий, при­зы­вая Слад­чай­ше­го Иису­са, тер­пе­ли­во пе­ре­но­сил му­че­ния. «Сто­пы моя на­пра­ви на путь ми­рен, к Те­бе, Бо­же, – вос­кли­цал он, – ибо се­го же­ла­ет и в сем скон­ча­ва­ет­ся ду­ша моя».

Через два дня (7 сен­тяб­ря 1678 го­да) му­чи­те­ли от­сек­ли пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию го­ло­ву и бро­си­ли те­ло на пло­ща­ди. Хри­сти­ане тай­но но­чью внес­ли свя­то­го в мо­на­стыр­скую цер­ковь. Но вра­ги по­до­жгли храм, и все скры­вав­ши­е­ся в нем по­гиб­ли от ог­ня и ды­ма. Ко­гда за­хват­чи­ки ушли из мо­на­сты­ря, то уцелев­шие жи­те­ли го­ро­да на­шли те­ло пре­по­доб­но­му­че­ни­ка нетлен­ным. Слов­но жи­вой, в од­ной вла­ся­ни­це, с кре­стом на гру­ди и с кре­стом в ру­ках ле­жал пре­по­доб­ный. 8 сен­тяб­ря 1678 го­да хри­сти­ане по­греб­ли его свя­тые мо­щи под жерт­вен­ни­ком хра­ма.

В 1688 го­ду при пе­ре­строй­ке мо­на­стыр­ской церк­ви был от­крыт гроб пре­по­доб­но­го и в нем об­на­ру­же­но его нетлен­ное бла­го­уха­ю­щее те­ло. В свя­зи с опас­но­стью на­па­де­ния на Ка­нев­скую оби­тель 13 мая 1688 го­да свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в но­во­по­стро­ен­ный храм Ми­хай­лов­ско­го Пе­ре­я­с­лав­ско­го мо­на­сты­ря, а по­сле его за­кры­тия по­чи­ва­ли с 4 ав­гу­ста 1786 го­да в Пе­ре­я­с­лав­ском Воз­не­сен­ском мо­на­сты­ре Пол­тав­ской гу­бер­нии.

В 1942 го­ду мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в Тро­иц­кую цер­ковь го­ро­да Чер­кас­сы, а с 1965 го­да на­хо­дят­ся в хра­ме в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы то­го же го­ро­да.

Видео (кликните для воспроизведения).

Па­мять пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ма­ка­рия со­вер­ша­ет­ся два­жды: 7/20 сен­тяб­ря – в день пре­став­ле­ния и 13/26 мая – в день пе­ре­не­се­ния свя­тых мо­щей.

Молитва Блаженной макарии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here