Молитва 60 псалом

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Молитва 60 псалом - в подробном и точном описании.

Псалом 60

В конец, в песнех, Давиду, псалом

К исполнению, по образу гимнов. Давида.

1 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.

1 Услышь, Боже, моление моё, внемли молитве моей.

2 От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси.

2 От концов земли к Тебе я воззвал в унынии сердца моего; Ты возвысил меня на скалу,

3 Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.

3 указал мне путь, ибо стал надеждой моей, башней крепкой пред лицом врага.

4 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих.

4 Поселюсь я в обители Твоей навеки, укроюсь под кровом крыльев Твоих.

5 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего.

5 Ибо Ты, Боже, услышал молитвы мои, дал наследие боящимся имени Твоего.

6 Дни на дни царевы приложиши, лета eго до дне рода и рода.

6 Дни ко дням царя прибавишь Ты, годы его – до дней рода и рода;

7 Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет?

7 пребудет он вовек пред Богом, – милость и истину Его кто постигнет?

8 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

8 Так я буду петь имени Твоему вовеки, чтобы исполнять мне обеты мои день за днём.

Слава:

Слава:

Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей. От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси, наставил мя еси. Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия. Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих. Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего. Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом, милость и истину Его кто взыщет? Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

Псалом 61

В конец, о Идифуме, псалом Давиду

К исполнению, через Идифума, псалом Давида.

1 Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое.

1 Не Богу ли покорится душа моя? Ибо от Него спасение моё.

2 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче.

2 Ведь Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой – не поколеблюсь более.

3 Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену.

3 Доколе налегаете на человека? Убиваете все вы, как стеною наклонившейся и оградою низвергнутой.

4 Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху.

4 Меж тем они честь мою решили низринуть, спешили жадно; устами своими благословляли, а сердцем своим проклинали.

5 Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое.

5 Только Богу повинуйся, душа моя, ибо от Него терпение моё,

6 Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся.

6 ибо Он – Бог мой и Спаситель мой, Заступник мой; я не подвигнусь.

7 О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога.

7 В Боге спасение моё и слава моя, Бог – помощь моя, и надежда моя – на Бога.

8 Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш.

8 Уповайте на Него, всё собрание народа, изливайте пред Ним сердца ваши, ибо Бог – помощник наш!

9 Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе.

9 Однако суетны сыны человеческие, лукавы сыны человеческие с весами неверными: из-за тщеты они вместе.

10 Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца.

10 Не надейтесь на неправду и хищения не желайте, если богатство потечёт – не прилагайте сердца.

11 Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия,

11 Однажды сказал Бог, я две эти вещи услышал: что сила – Божия,

12 и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом eго.

12 и Твоя, Господи, милость; ибо Ты воздашь каждому по делам его.

Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не подвижуся наипаче. Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену. Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди, усты своими благословляху и сердцем своим кленяху. Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое. Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой, не преселюся. О Бозе спасение мое и слава моя, Бог помощи моея, и упование мое на Бога. Уповайте на Него весь сонм людей, излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог Помощник наш. Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати, тии от суеты вкупе. Не уповайте на неправду и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца. Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость, яко Ты воздаси комуждо по делом его.

Читайте так же:  Молитвы Николаю Чудотворцу православные

Псалом 60 — текст на русском, зачем читают, толкование

Среди житейских неприятностей люди часто теряют силу духа, способность слышать Бога и доверять Ему. Чтобы вернуть душу в спокойное состояние, святые отцы советуют читать Псалом 60. Это краткое поэтическое произведение, написанное царем Давидом, одна из глав библейской книги Псалтирь. В нем можно увидеть обращение падшего духом человека к своему Творцу и увидеть, как Господь ободряет его.

Текст 60 псалома на русском

Большинство исследователей Библии сходятся во мнении, что надписание (первые строки) указывают именно на царя Давида. Он составил эту молитву в то время, когда подвергался гонениям со стороны одного из своих сыновей — Авессалома. В этот отрезок своего правления, иудейскому царю пришлось покинуть столицу царства, благословенный город Иерусалим.

В те времена у иудеев был только один-единственный храм, отдаленность от него заставляла Давида тяжело страдать. Ведь благочестивый правитель не мог посещать чертог Господа, возносить там свои молитвы. Псалом 60 можно разделить на несколько частей:

  • Призыв к Богу, поскольку только Он мог стать защитником.
  • Ожидание, что Господь позаботится о своем ставленнике.
  • Прославление Творца, вызванное уверенностью в том, что Он проявит милость.

Согласно первой строке, данный гимн должен исполняться на струнном инструменте (именно таким являлась псалтирь).

  1. Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
  2. Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
  3. От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
  4. ибо Ты прибежище мое, Ты крепкая защита от врага.
  5. Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих,
  6. ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
  7. Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
  8. да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
  9. И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.

Толкование Псалма 60

Текст можно изучать в различных переводах, смысл его от этого не изменятся. Только на православных службах услышать его на русском нельзя, поскольку в РПЦ используется исключительно церковнославянский.

  • Со 2 по 4 стихи иллюстрируют обращение к Богу в молитве в тяжелое время. Отчаяние не стало причиной отвернуться от Господа, наоборот, в тяжелые минуты праведник еще усердней начал молиться. Он не просто обращается к небесам, а «вопит» (то есть громко кричит), по его собственному выражению. Давид проявляет настойчивость в своих просьбах.

Человек может находиться далеко от храма и все равно имеет возможность общаться с Богом. Да, посещение церкви очень важно, но возносить мольбы можно абсолютно в любом, даже самом отдаленном месте. Даже если вокруг одни враги, христианин всегда имеет рядом самого надежного друга и заступника — Творца.

Давид просит укрыть его от неприятностей на скале. Это метафора, которая относится ко всемогуществу Господа. Пребывание в Боге дает верующему ощущение безопасности. Только послушание Творцу дает душе безмятежность и покой, как сказано в Псалме 60.

  • В 5 стихе идет речь об исполнении обязанностей перед Богом.

Недостаточно просто объявить себя христианином и верить «в душе». Сделать свою веру живой возможно только через конкретные дела. Хотя временные неприятности послужили причиной того, что Давид был удален от Храма, он был свято уверен в том, что это вскоре изменится.

  • Стихи с 6 по 9 показывают, как псалмопевец вспоминает о прошлом. Он ищет утешения в том, что Господь ранее принял его обещания (обеты).

В Библии есть и другие аналогичные примеры — например, Бог помнил про Иакова благодаря его обетованиям (Бытие, глава 31, стих 13). Ни одно доброе намерение не укроется от Творца, они угодны Ему. Однако, человек должен быть внимателен к своей жизни, не пренебрегать обещаниям, которые дает небесам.

Любое обещание сопровождается молитвой. Во времена Ветхого Завета существовал лишь один избранный народ, хранитель веры в Единого Живого Бога. Сегодня к этому посвященному племени может присоединиться любой — посредством веры в Иисуса. 60 псалом пророчествует об этом, говоря о народе, «боящемся имени» Божием.

  • В 7 стихе автор именует себя царем. Еще до официального признания, пророк Самуил помазал юного Давида на царство. Он прекрасно осознает, что это положение временно, как конечно земная жизнь. Чтобы вечно оставаться во святилище Божием, необходимо достойно служить Царю Небесному. Это также пророческие строки, в которых можно увидеть упоминание грядущего Христа. Давид является прообразом Мессии.
  • В заключительном стихе автор обещает каждый день своей жизни воспевать Имя Божие. Возможно, такой обет современным людям особенно сложно выполнить, поскольку благодарность не является их основным достоинством. Жизнь проходит в спешке и суете, все блага мы считаем нормой жизни и стремимся приобрести их еще больше.
  • Псалом 101 — текст на русском;
  • Смотрите тут псалом 126 — текст на русском;
  • Псалом 11 — текст на русском: https://bogolub.info/psalom-11/.
Читайте так же:  Молитва когда скандалит муж

На самом деле все, что нас окружает — будь то звезды на небе, воздух, которым мы дышим, крыша над головой и кусок хлеба — не наша заслуга, а результат Божьей заботы. Сама жизнь есть драгоценный подарок от Него. Поводов для благодарности более чем достаточно. Каждый может их увидеть, если откажется от эгоцентрического мировоззрения. Ежедневная благодарность — это та малость, на которую способен любой.

Для чего читают 60 Псалом?

Псалтирь хороша тем, что любая глава из нее является молитвой. Для чего читают 60 Псалом? При желании прославить Господа, при нашествии грустных мыслей, уныния. Также святой Арсений Каппадокийский советовал воспевать этот псалом тем, кого охватила робость, во время нападения лени. Можно загрузить аудио-версию в мобильное устройство и слушать в любое удобное время. Господь обязательно вознаградит ваше усердие, на душе станет спокойней и радостей. Храни вас Бог!

Молитва 60 псалом

Видео (кликните для воспроизведения).

Автоматический перевод этой страницы на основные языки народов мира:

На церковнославянском языке в русской орфографии.
Текст молитвенного стояния пред Господом.

О взывании к Богу при любых жизненных обстоятельствах

Услыши, Боже, моление мое,
Вонми молитве моей:
От конец земли к Тебе воззвах,
Внегда уны сердце мое,
На камень вознесл мя еси,
Наставил мя еси.

Читайте так же:  Короткая проповедь перед молитвой

Яко был еси упование мое,
Столп крепости от лица вражия.

Вселюся в селении твоем во веки,
Покрыюся в крове крил твоих.

Яко ты, Боже, услышал еси молитвы моя,
Дал еси достояние боящимся имене Твоего.

Дни на дни царевы приложиши,
Лета его до дне рода и рода.

Пребудет в век пред Богом:
Милость и истину его кто взыщет;
Тако воспою имени Твоему во веки,
Воздати ми молитвы моя день от дне.

На русском языке.
Учебный текст для понимания незнакомых слов и выражений церковнославянского языка.

О взывании к Богу при любых жизненных обстоятельствах

Услышь, Боже, вопль мой,
Внемли молитве моей!
От конца земли взываю к Тебе
В унынии сердца моего;
Возведи меня на скалу,
Для меня недосягаемую.

Ибо Ты прибежище моё,
Ты крепкая защита от врага.

Да живу я вечно в жилище Твоём
И покоюсь под кровом крыл Твоих,

Ибо Ты, Боже, услышал обеты мои
И дал мне наследие боящихся имени Твоего.

Приложи дни ко дням царя,
Лета его продли в род и род.

Да пребудет он вечно пред Богом;
Заповедуй милости и истине охранять его.
И я буду петь имени Твоему вовек,
Исполняя обеты мои всякий день.

Понедельник ( по светскому стилю — в воскресенье вечером после малого повечерия ): Канон Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу .

Пятница: Канон, Акафист или молитвы Вашему святому покровителю, чьё имя Вы носите.

Воскресенье: первая (вечерняя) часть последования ко Святому Причащению. Вторая (утренняя) часть последования читается после 1-го часа.

Присутствие на Божественной Литургии в Воскресенье является ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ и БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ правилом верующего православного человека, как и причастие Святых Христовых Таин. Исключение из данного ПРАВИЛА возможно только в силу тяжёлой или заразной болезни, а также в случае природного или социального катаклизма, когда в церковь невозможно добраться.

Примечание: в данном молитвенном правиле и прилагаемом православном календаре началом новых суток считается 18 часов.

Объяснение священной книги псалмов

Псалом этот имеет следующее краткое надписание: В конец, в песнех, Давиду псалом. Согласно этому надписанию, с которым вполне согласуется и самое содержание псалма этого, он всегда считался произведением царя и пророка Давида, который по составлении передал его начальнику хора для пения его с аккомпанементом музыкального орудия, что и значат слова: в песнех, Давиду. Пророк Давид, удалившись по случаю восстания сына его Авессалома из Иерусалима в северо-восточную часть Палестины и остановившись в пограничном (на конце земли Иудейской, ст. 3) городе сей земли Маханаиме, составил этот псалом, который начинается молитвою о том, чтобы Бог услышал моление его. Находясь на границе земли своей и обремененный тяжкою скорбью, он воззвал к Богу, и Господь услышал молитву его, соединенную с крепким упованием на помощь Божию против врагов (ст. 2–4). В этой же молитве он выражает далее желание вечно жить в жилище Божием под Его всегдашним покровительством и, воздав благодарность за услышание своей молитвы, просит умножить дни жизни его, продлить лета его и даровать милость и истину на вечное время, обещая вечно петь славу имени Божия и исполнять ежедневно молитвенные обеты (ст. 5–9).

. Составляет надписание, о котором сказано выше.

Пс.60:2 Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей.

Словами услыши и вонми псалмопевец делает молитвенное обращение к Богу и первым из них говорит, чтобы Господь не отвратил слух Свой, а выслушал бы молитву его, а вторым – просит, чтобы не оставил этой молитвы без внимания, как недостойной этого. Равным образом и слова моление и молитва, по-видимому однозначащие, тогда как каждое из них имеет свои особенности: моление означает «сильный вопль, или взывание» (с еврейского), а молитва есть «чистосердечное прошение», или, как объясняет св. Григорий Богослов, «моление есть прошение нуждающихся, а молитва – находящихся в лучшем состоянии» (у Зигабена в подстрочном примечании [7, с 467]). Таким образом, смысл изречений этого стиха должен быть следующий: услышь, Боже, молитвенный вопль мой и не оставь без внимания молитву мою.

Пс.60:3–4 От конец земли к тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси, яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия.

По причине мятежного восстания Авессалома Давид принужден был бегством из Иерусалима спасаться от преследовавших его мятежников, и с небольшим числом приближенных к нему людей он укрылся в левитском городе Маханаиме, в Галаадской области ( 2Цар.19:32, 17:27 ), лежащей в северо-восточной части Палестины, за Иорданом, на краю владений Израильского царства, на одном из отрогов Ермонских гор ( Пс.41:7 ). Положение его, ввиду преследующих его мятежников, было очень затруднительно и потому естественно могло навести на него чувства скорби и уныния, от которых избавить его могли и действительно избавили только крепкое упование его на Бога и непоколебимая уверенность в скорой помощи от Него. Все это псалмопевец и выразил в изречениях этих стихов: от конца земли (Израильской), говорит он, воззвал я к Тебе, Господи, погруженный в горестное уныние сердца моего, и Ты вознес меня на скалу, «для меня недосягаемую» (по пер. с евр.), ибо Ты всегда был прибежищем моим, Ты крепкая защита моя, как крепостная башня (столп крепости) пред лицем врага.

Читайте так же:  Псалом 6 текст молитвы для чего читают

Пс.60:5 Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих.

Селением псалмопевец называет здесь Иерусалим и, в частности, Иерусалимский храм, в который он желал и надеялся поскорее возвратиться из изгнания. Словами во веки, по изъяснению св. отцов, он пророчествует о духовном потомстве своем во Христе, т.е. о христианах из язычников, т.к. иудеи, потомки Давида по плоти, по истреблении их и изгнании из Иерусалима римлянами, не селились уже близ Иерусалимского храма, который и сам был разрушен до основания, христиане же везде живут при храмах Божиих, местах благодатного селения Божия, в будущем веке имеют надежду поселиться в горних обителях Отца Небесного ( Ин.14:2 ). Кровом крил он называет покровительство или попечение о нем Божие и сравнивает себя с птенцами, укрывающимися от нападающих на них врагов под крыльями заботливой кокоши (наседки. – Ред.), как говорит о сем и в другом псалме ( Пс.16:8 ). А когда, говорит он, я избавлюсь помощью Твоею, Господи, от врагов моих, то скоро возвращусь в Иерусалим и навсегда, навечно (во веки) поселюсь в жилище Твоем и там буду всегда охраняем Твоим покровительством, Твоим попечением обо мне.

Пс.60:6 Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего.

Достояние значит: «наследие, владение». Этим словом псалмопевец называет здесь обетованную землю и город Иерусалим. Сказав прежде (ст. 5), что он поселится навечно в Божием жилище и навсегда останется под покровительством Его, здесь указывает причину, почему он удостоится такой милости, – потому именно, что Бог услышал молитвы его, т.к. Он никогда не лишает Своей милости уповающих на Него и молящихся Ему, хотя Он и посылает для испытания их разные беды и страдания, но впоследствии за терпеливое перенесение скорбей и искушений и за твердое упование на Него награждает боящихся Его наследием не только временного участия в земле обетованной, но и жизни вечной в горнем Иерусалиме ( Мф.25:34 ). Достойно замечания, что в псалмах люди верующие и благочестивые называются только боящимися Бога и уповающими на милость Его, но почти никогда – любящими Бога. Не значит ли это, что ветхозаветный праведник, хотя и имел заповедь о любви к Богу ( Втор.6:5 ), но он состоял как раб в отношении к Богу и, не имея близости усыновления, руководился только чувством страха Божия и надежды на милость Божию и далек был от сыновней любви к Богу Отцу?

Пс.60:7–8 Дни на дни царевы приложиши, лета его до дне рода и рода. Пребудет в век пред Богом: милость и истину его кто взыщет?

Еще с 5-го стиха псалмопевец, вдохновленный пророческим духом, переносится мыслью от скоропреходящего и временного к бесконечному и вечному, и здесь, говоря о приложении дней к жизни царя, разумеет, конечно, не временное свое царствование, но царство вечное, в лице Потомка своего по плоти ( 2Цар.7:12–13, 16 ), вечного Царя славы Господа Иисуса Христа, лета царствования Которого, в Церкви Его на земле, продолжатся до дне рода и рода, т.е. до скончания мира, а затем Он будет царствовать вечно: пребудет в век пред Богом, и в этом заключается милость Его к людям, боящимся Его, и этого требует истина, или правда, Божия, которых (милости и истины) никто не может постигнуть: милость и истину Его кто взыщет?

Пс.60:9 Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне.

Слово молитвы в последнем изречении значит «обеты», или «обещания Давида», какие он выражал пред Богом и прежде, и всегда. Заключая псалом, он говорит: так я буду всегда благодарно прославлять Тебя, Господи, за все Твои благодеяния ко мне, буду псаломски воспевать на музыкальных орудиях в честь и славу имени Божия, для того чтобы тем самым, с одной стороны, выполнить свои прежние обещания касательно прославления Его, и с другой – исполнить свой всегдашний долг воздавать ежедневной (день от дне) благодарственной молитвой за все Его милости и благодеяния.

Источник: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт 2002. – 992 с. 1SBN 5.7429.0120-8

Толковая псалтирь

В конец, в песнех, Давиду, Псалом.

настоящий псалом надписывается: в конец, потому что учит взирать на конечное исполнение содержащегося в пророчествах его предмета, так как и сей псалом сказывается от лица находящегося в вавилонском плену иудейского народа, и пророчествует об освобождении его из Вавилона: поселюсь, говорит, в жилище Твоем во веки. Посему то оный и поставлен рядом за предыдущим псалмом. Он относится и к христианскому народу. Надписан: в песнях, потому что Давид песнословит в нем Благодетеля Бога, повествуя о благодеяниях Его (1). При чем надобно знать, что тот псалом, в котором надписано только – в песнях, был пет одними устами, без музыкального орудия – псалтири; а тот, на котором надписано: в песнях псалом, был пет, по словам безыменного истолкователя псалмов, с употреблением при том и музыкального орудия.

Читайте так же:  Молитва призывания помощи Божией во всяком благом деле

(1) Слова вел. Афанасия: Давид приносит благодарение Богу за себя и за спасенный верою народ и обещается в вечных обителях, когда достигнет их, бесконечно воссылать Ему хвалу.

Пс.60:2 . Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей

сих воззваниях: услышь и внемли, мы сказали в изъяснении 26 псалма, о чем и смотри там (1).

(1) Григорий Богослов в ямбических стихах говорит, какое различие имеет моление от молитвы. Моление есть прошение нуждающихся; а молитва – находящихся в лучшем состоянии. Слова Афанасия: поелику смотря на преобладание и жестокость демонов я исполняюсь уныния; то посему молю, чтобы Ты, явившись, избавил нас от руки насильствующих.

Пс.60:3 . От конец земли к Тебе воззвах

Концами земли в повествовательном значении называет Вавилон, так как он находился на краю известной тогда части свита (1). В высшем значении под концами земли можно разуметь земные заботы, отдаляющие человека от Бога.

(1) Слова Феодорита: поелику Вавилон удален от Палестины на многие расстояния, то жившие в нем пленники думали, что они живут на последних пределах земли, почему и говорит, что они взывают с пределов вселенной. Афанасия: Выражение: с концов земли, значит то, что он приносит молитвы за всю вселенную. Безыменного толковника: Написано у Екклезиаста: Не спеши устами своими и сердце твое пусть не скоро износит слово пред лицем Божиим, ибо Бог на небе – горе; а ты на земле. Посему да будут слова Твои малочисленны ( Еккл.5:1 ); а сим означается не местное расстояние, но различие существа не созданного от созданий; Бог называется пребывающим горе – на небе, по причине преимущества чести, а бытие человека находящимся долу – на земле, потому что он пришел в бытие из ничтожества.

Внегда уны сердце мое, на камень вознесл мя еси

Камнем Давид называет надежду на Бога, как по твердости, неподвижности, так и по высоте ее и возвышению: всякий раз, говорит, как только я унывал, изнемогая от скорбей, Ты, Господи, возводил меня в надежде на Тебя, как бы на некий высокий и твердый камень (1).

(1) Слова Вел. Афанасия: Унывает и скорбит всякий боголюбивый, доколе пребывает в сей смертной жизни, скорбит и по человеколюбию, видя множество погибающих. Итак, поелику и Давид, взирая на свирепство и жестокость демонов, падал в уныние; то посему он просит, чтобы Господь своим явлением избавил нас от руки делающих насилие. Выше же демонов стали мы чрез Христа, Который от блаженного Павла наименован камнем.

Наставил мя еси (указывал мне путь).

Пс.60:4 . Яко был еси ynoвание мое, – столп крепости от лица вражия .

Ты, говорит, Господи, указывал мне путь к добру или к добродетели; потому что Ты был упованием моим на спасение и сверх того Ты был для меня столпом крепости, иначе крепким в виду врагов моих, чтобы препятствовать и не позволять ему нападений на меня.

Пс.60:5 . Вселюся в селении Твоем во веки

ЭТО пророчество; ибо, по Феодориту, в нем пророчествуется об освобождении пленного в Вавилоне народа и перемещении его снова в Иерусалим. А жилищем Божием называет Иерycaлимский храм, как мы говорили многократно. Сказал: во веки, вместо: на всегда. Но сие пророчество исполнилось на нас – христианах, по причине злонравия иудеев и произведенного ими богоубийства; так как, по истреблении их римлянами, они уже не селились более при Иерусалимском храме, который и сам разрушен был до основания; а между тем народ христианский всегда живет при храмах Божиих, находящихся по местам, поелику в каждом месте устроена божественная церковь (1).

(1) Другой говорит: (Это слово) относится и к тому народу, который уверовал из язычников. Они то называют церковь жилищем, в которое вселилось происшедшее от Бога Бог-Слово, без заколения ежедневно закалаемое. А крылами и здесь называет древний и новый Завет. Феодорит крылами называет попечение Божие.

Покрыюся в крове крыл Твоих

Укроюсь, говорит, под кровом крыл Твоих, Господи, как малая птичка. Это согласно с сим местом: под кровом крыл Твоих укроешь меня ( Псал.16:8 ).

Пс.60:6 . Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя и дал еси достояние боящымся имене Твоего

Ты, говорит, Господи, услышал молитвы мои, когда я призывал Тебя, и дал боящимся имени Твоего наследство, которое в низшем смысле есть дольний Иерусалим и земля обетованная, а в высшем – горний Иерусалим и царство небесное, как говорит Афанасий. Ибо придите, скажет Господь, благословенные Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от основания мира ( Матф.25:34 ) (1).

(1) Слова Афанасия: Наследие царства небесного дается в будущем веке. Как же говорит: Ты дал? поелику хотя и ожидается (оно) по воскресении, но как еще ныне приготовлено, то и дано уже тем, которые имеют получить его в надлежащее время. Замечай, что наследство сие дано боящимся Бога. Итак, если оно дано и им – низшим, то не гораздо ли более – на высшую степень восшедшим, то есть, любящим Бога?

Пс.60:7 . Дни на дни царевы приложиши

Ты, говорит, Господи, приложишь дни многие к дням царя Зоровавеля за боголюбие и благоразумие его. А прочие слова уже не относятся к древнему Зоровавелю, но к новому Зоровавелю по плоти, то есть ко Христу, как изъясняет Феодорит, так как Зоровавель был образ Христа в том отношении, что как первый извел пленных евреев из Вавилона в Иерусалим, так и Христос, отведя пленных людей от заблуждения, состоявшего в обожании идолов, привел в горний Иерусалим и в самое небо, которое было истинное отечество людей, потому что душа дана человекам в начале мира свыше от Бога (1).

(1) Слова Божеств. Кирилла: Не думай, что об одном каком-либо царе говорит сие, напротив знай, что и о всяком избранном для царства небесного (говорит), которого и называет пребывающим пред Богом во век; ибо те, которые сделались сообразными Христу по общению в страданиях Его, с Ним и царствовать будут непрерывно и будут с Ним всегда, приемля царство, как говорит Апостол, непоколебимое. Евceвия: Сказал прежде: Ты, Боже, услышал молитвы мои, пророк с переложением слов присовокупил следующее: дни на дни царя приложишь: услышав, говорит, молитвы мои, дни на дни царя приложишь; а в средине между сими мыслями упомянуто о боящихся имени Господня, поелику и им пророчество сие обещало достояние, a сие достояние было жизнь вечная. Другой может сказать, что Давид говорит это о себе, что посему он будет поминаем не только в том роде, в котором жил, но и в каждом роде, или в двух некоторых родах, так что писание сим указывает на народ из обрезания и народ из язычников. Итак, и в людях он получит сие блаженство, и у Бога никогда не погибнет, находясь непрестанно пред пречистыми очами.

Лета его до дне рода и рода

Лета, говорит, царства Христова будут продолжаться до последнего из двух родов, то есть, древнего народа израильского и нового, составившегося из язычников, иначе – до скончания мира; ибо даже до того времени протянутся два сии рода, хотя и по скончании снова будет продолжаться вечное царство Христово.

Пс.60:8 . Пребудет в век пред Богом

Сими словами изъясняются изложенные выше. Из всех, бывших от века, царей один Христос живет пред Богом: так как хотя и Он умер, но и опять воскрес, по истечении трех дней, и сел одесную Бога и Отца.

Милость и истину Его кто взыщет?

Кто, говорит, постигнет милость и истину Божию? иначе – никто. Потому что Бог есть море милости, равно как бездна истины (1). О милости и истине мы сказали и в 56 псалме при изъяснении слов: послал Бог милость свою и истину свою, где и смотри его.

(1) Великий Афанасий читает сии слова в обратном порядки так: кто будет искать милости и истины Его, тот в бесконечных веках пребудет пред Богом. И это яснее перевел Симмах: Милость и истина будут охранять его. Ибо они, то есть милость и истина Божии будут для него причиною бессмертия. Слова Феодорита: Кто, говорит, может сокровенную и праведную милость Божию постигнуть в точности? Ибо судьбы Его – бездна.

Пс.60:9 . Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне

Как теперь, говорит, бряцаю на псалтири и песнословлю имени Твоему, Господи, так буду славословить Тебя и всегда, чтобы таким образом мне воздать Тебе обещания мои с (одного) дня на (другой) день, или (воздать) в продолжении дней; так как Давид многократно в предыдущих псалмах обещал петь Богу всегда (1).

(1) Слова Афанасия: Так буду петь. Как? Разве сделавшись вечным пред Тобою в будущем веке. Ибо тогда только, когда удостоюсь блаженного оного стояния, непрерывно буду воссылать песни (в изд. Своде).

Молитва 60 псалом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here