Какую молитву читает батюшка при венчании

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Какую молитву читает батюшка при венчании - в подробном и точном описании.

Ответы на вопросы

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры
Читайте так же:  Молитва василия рязанского

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем. »

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Венчание

Венча́ние – богослужение, во время которого совершается Таинство Брака: благословляется и освящается брачный союз во образ союза Христа и Его Церкви.

Венчание совершается священником (очень редко архиереем), причем принято, чтобы священник был из белого (немонашествующего) духовенства.

В практике Православной Церкви венчание принято совершать после обряда обручения, иногда они могут быть разделены временем.

Венчание разрешается совершать и над вступающими во второй брак, однако чин второбрачного венчания менее торжественен, с чтением покаянных молитв. При особых ситуациях может быть дано благословение на третий брак — но уже без венчания.

В Русской Православной Церкви венчание не совершается во все посты, на Пасхальной неделе, на святках, в дни накануне двунадесятых праздников и воскресенья (т.е. в субботу), а также накануне среды и пятницы (т.е. во вторник и четверг). См. Календарь венчаний.

Для венчания необходимо

  • предварительное собеседование со священником;
  • венчальную пару икон – Спасителя и Божией Матери.
  • венчальные свечи – продаются в Церковной лавке;
  • рушник (венчальное полотенце) — однотонное: белое (для постилания под ноги). Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;
  • обручальные кольца. По Церковному уставу кольца должны быть из разных металлов: кольцо жениха – золотое, кольцо невесты – серебряное (желательно это соблюсти).
Читайте так же:  Молитва Преподобный симеон

Стоимость венчания

Все церковные Таинства не могут иметь стоимости, а совершаются за пожертвование. Во многих храмах указан рекомендуемый его размер.

Жениху и невесте необходимо

  • исповедоваться накануне венчания (желательно по окончании вечернего богослужения);
  • прийти в храм в день венчания к началу Божественной Литургии и причаститься Святых Христовых Тайн;
  • быть с нательными крестиками (как всегда).

Требования к свидетелям

  • в дореволюционной России церковный брак обладал юридической силой, поэтому венчание обязательно совершалось при поручителях — в народе их называли дружками или шаферами, а в богослужебных книгах — восприемниками; поручители подтверждали своими подписями акт венчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них;
  • в настоящее время наличие свидетелей является не обязательным, но желательным условием для совершения Таинства Брака, это традиция, а не канон: их присутствие определяется желанием жениха и невесты;
  • современная роль свидетелей — духовно поддерживать вступающих в брак молитвой и советами, основанными на опыте своего благочестивого христианского брака;
  • желательно найти свидетелей, которые православны и боголюбивы, а значит воцерковлены;
  • поручителями на венчании не могут стать разведенные супруги или люди, живущие в «гражданском» (не зарегистрированном в ЗАГСе) браке. Первые, не сохранив благодати, полученной ими в Таинстве венчания и являя собой дурной пример для брачующихся, не могут быть верными наставниками для создаваемой семьи. Вторые же, живя во блуде, вообще не могут приступать к церковным Таинствам, пока не прекратят богопротивных отношений.

Некоторые особенности одежды невесты

  • у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);
  • плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);
  • платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;
  • косметика – в минимальном количестве.
  • т.к. вам предстоит в день венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно, подумайте о комфортной обуви.

Возраст венчающихся

  • нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;
  • в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Данное правило не применяется для уже живущих в браке.

Препятствия к браку

  • Жених и невеста перед венчанием должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Беззаконное сожительство Церковь освятить не может;
  • Жених и невеста не могут состоять: в кровном родстве (вплоть до четвертой степени родства, например, с троюродным братом или сестрой); в духовном родстве (если желающие вступить в брак являются крестными у одного и того же человека или желают вступить в брак с крестником).
  • Брак не может быть заключен, если хотя бы одно из двух лиц, желающих вступить в брак, не достигло брачного возраста.

Церковь не освящает союз между или с …

  • иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульманами). Не христианин не может участвовать в православном таинстве, каким является венчание.
  • некрещеными;
  • атеистами, пусть даже и крещёными;
  • людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;
  • людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.
  • В особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;
  • православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

Какую молитву читает батюшка при венчании

Кафедральный собор Святых Новомучеников и Исповедников Российских и Святителя Николая в г. Мюнхене

Русская Православная Церковь Заграницей

Таинство венчания

Обручение и Венчание (о чинопоследовании)

Жених и невеста вошли в храм. Они стоят на дорожке еще не в центре храма, а в притворе (у западной стены), потому что над ними будет совершен обряд Обручения. Невеста – в белоснежном платье, символизирующем ее чистоту и невинность. Само слово «невеста» означает неведомая для мужчины, непознанная. Жених выглядит торжественно и серьезно. Таким ответственным и серьезным будет он и в супружеских отношениях. Он стоит напротив образа Христа, виднеющегося вдалеке на иконостасе, она — напротив Пресвятой Богородицы, Которая на другой стороне царских врат на самом востоке храма. Молодые стоят с трепетом и благоговением.
Навстречу молодым выходит процессия: свещеносец, диакон и священник. Первым делом священник благословляет брачующихся и дает им в руки свечи. Свеча символизирует горение. В данном случае – горение в вере и в любви, которым пламенеют жених и невеста.
Затем священник с диаконом совершают каждение, являя тем присутствие Святого Духа. Они кадят Евангелие и Крест, лежащие в центре храма, иконостас с его образами, а затем брачующихся и всех присутствующих в храме — всех, кто несет в себе образ Божий. И как священнослужители кланяются им, так и те, кому кадят, ответствуют поклонением.

(далее все молитвы в переложении на русский язык)

Диакон возглашает: «Благослови, владыко!»
Священник: «Благословен Бог наш: всегда ныне и присно и во веки веков»
Диакон произносит ектению («ектения» – «протяжное моление» греч.):
«Миром Господу помолимся! (миром — то есть с душевным спокойствием, в твердой уверенности, что на все воля Божия, а мы должны доверять) о рабах Божиих (имена), ныне обручающихся друг другу, и о спасении их Господу помолимся!
о том, чтобы Бог дал им детей для продолжения рода, исполнил их всякое доброе прошение, Господу помолимся!
о том, чтобы Бог ниспослал им совершенной любви, мира в супружестве, Своей помощи, Господу помолимся!
о том, чтобы сохранили единомыслие и устояли в твердой вере, Господу помолимся!»

Вновь и вновь мы от всей души обращаемся к Господу за помощью. И верим, что Он откликнется.
Далее священник произносит молитву: «Боже вечный, посторонних людей соединивший и давший им неразрушимый союз любви! Некогда благословивший Исаака и Ревекку, и показавший их наследниками Твоего обещания (речь идет об обещании от потомка Авраама произвести великий народ), Сам, Господи, благослови и вот этих рабов Твоих (имена), наставляя их на всякое доброе дело. »
Сам чин Обручения происходит так: Священник берет кольцо и начертывает им крест: «Обручается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». И так же обручается невеста — рабу Божию. Отметим, что священник надевает жениху на палец кольцо невесты, а невесте – кольцо жениха. И затем либо сам трижды переменяет кольца, либо это делает диакон, либо «друг жениха». По троекратной перемене «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» жених и невеста остаются уже каждый со своим кольцом.

Читайте так же:  Молитва параскеве сербской

Во время второй молитвы поминаются имена мужей и жен благословенных браков в Священном Писании: от Авраама и Сарры, до родителей Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня. Так данный брак «вписывается» в библейское измерение жизни, жизни вечной. «Благослови их Господи, Боже наш, так, как Ты благословил Авраама и Сарру! Благослови их, Господи, Боже наш, так . «. Это седмеричное благословение, проходящее через весь Ветхий Завет и подводящее ко входу в Новый Завет, описывает — как и семь дней недели — полноту круга времени исторического. Но и выводит выше него. Ибо в Евангелии читается о первом чуде, совершенном Христом. И не случайно оно совершено Спасителем именно на браке, и не случайно именно по просьбе Его Матери (Евангелие от Иоанна, глава 2, см. ниже).

Видео (кликните для воспроизведения).

После третьей молитвы священник берет венец и провозглашает: «Венчается раб Божий (имя) рабе Божией (имя) во имя Отца и Сына и Святого Духа». Надевает венец на голову жениху или вручает свидетелям, чтобы те держали его над головой. То же повторяется с невестой: «Венчается раба Божия (имя) рабу Божию. ». После этого священник торжественно возглашает, воздевая руки и призывая сошествие Святаго Духа на брачущихся: «Господи Боже наш, славою и честию венчай их!» Этот возглас повторяется трижды, и каждый раз священник благословляет брачующихся. Это очень важный момент. Собственно, в древности надевание венков и краткая молитва соединенная с благословением молодым и считались Таинством Брака. Сегодня чин приобрел более торжественный вид, но сердцем, ядром чина Венчания все равно является момент надевания венцов (или вручения их свидетелям) и священническое благословение.

Венцы над головами брачующихся держат свидетели. Но если молодые просят, чтобы венцы надели им на голову, эту просьбу, конечно, мы удовлетворяем. Почему венцы не надеваются на головы, а вручаются свидетелям? Духовная сторона — дружба, помощь, поддержка: можно вспомнить, что когда Моисей в войне с Амаликом воздевал руки — Израиль побеждал. Когда опускались руки Моисея от естественной усталости, Израильтяне были побеждаемы. и вот братья стали поддерживать руки Моисея, и народ одержал победу. Поддержка друзей, готовых потрудиться, важна. И обычно собирают именно шестеро мужчин (трижды двое), которые держат венцы, меняясь — в частности при трех обхождениях вокруг Евангелия в конце венчания. Но есть и чисто практическая сторона: у всех головы разные (по размеру), у невесты часто бывает фата, особая прическа и т.д. Кроме того, есть опасность, что венцы, во время шествия молодых упадут или сползут с головы. Удобнее держать их над головами.

Но бывает, что шестеро друзей не нашлось. В таком случае совет свидетелям (шаферам, кумовьям): держать венец над головой невесты или жениха – достаточно трудное занятие, руки могут сильно устать. Держите венец одной рукой. Когда она устала, можно сменить.

В наши дни приходится видеть, что венец над невестой держит не мужчина. Это ужас. Действительно, это отображает — быть может — нашу неблагополучную современность. Пожалуй можно было бы утвердить в правилах, для посрамления мужского пола, чтобы одна женщина во время всего венчания держала оба венца на вытянутых руках! На самом деле, до революции это было не мыслимо. А потом уже — женщины прокладывали железные дороги и асфальтировали пути. куда? в светлое будущее? Это наша беда. Такая несчастная традиция сложилась разве что вследствие того, что церковные браки венчались десятилетиями тайно. К священнику, готовому взять на себя такой риск и венчать при запертых дверях храма эту пару привела другая пара, прежде у него повенчавшаяся. Кому держать венцы? Все ясно. В Русской Зарубежной Церкви сохранилась вышеописанная традиция: шестеро шаферов держат венцы. Но можно и восемь и десять! Только обходов вокруг Евангелия всегда будет три.

Что касается Евангельского чтения, то здесь речь о первом чуде, совершенном Господом. Это в Кане Галлилейской, и именно на браке, и именно по просьбе Пречистой Матери — превращение воды в вино. Какой дивный фрагмент и как многогранно он касается совершающегося события – Таинства Брака. Но и указывает на то, что время Христа тогда «еще не пришло». Пришло оно, когда Он восходил на Крест, совершая Свой брак с Невестою-Церковью. В ночь до самого распятия Спаситель уже не превращал воду в вино. Он взял Чашу вина и сказал Апостолам собранным: «Пейте от неё все, сия есть кровь Моя Нового Завета. «, так возвел Он первое чудо (вода-вино) на высшую ступень (вино-Кровь), в вечное последнее Чудо — празднуя Свою крестовоскресную Пасху: Святое Причастие.

Если видеть это духовными очами, то невозможно гостям суетиться, разговаривать, сидеть на лавках, что-то обсуждая «по ходу действия». Для брачующихся наступил важнейший, всеобъемлющий момент их жизни. Как не молиться, не соучаствовать в эти таинственные минуты духовного торжества? Нет, гости — не зрители, а участники, потому что в молитве участвуют все. О чем молиться? О том, чтобы брак состоялся, чтобы он продлился долгие годы, и чтобы Бог даровал Свою благодать молодоженам. Чтобы они преуспевали в любви, вере и служении.

После молитвы Господней «Отче наш. » священнику подносят чашу с вином, он читает молитву над чашей и благословляет ее. Если венчание происходит на Божественной Литургии, то брачующиеся восходят на амвон для Святого Причащения в венцах. неповторимый в жизни момент. Эту Чашу Причастия заменяет вне Литургии приносимая общая чаща — ковшик с вином. Троекратно испивают из нее молодожены — во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святаго Духа, Аминь. Это слова, которые звучали, когда каждого из них — нашедших теперь во Христе друг друга — по отдельности крестили, и помазывали священным миром на Царство. Ныне они приемлют это царственное измерение друг в друге, друг через друга, и друг для друга. Эта чаша, напоминающая о брачном пире в Кане Галилейской, символизирует и общую чашу жизни, которую отныне будут пить новобрачные вместе. Каждый испивает из чаши трижды. В Византии этот обряд совершался не в храме, а дома. Молодые пили при входе в дом чашу с вином, которую им подавали родители (как у нас сегодня обычай встречать молодых хлебом-солью), а потом разбивали ее об пол. Это чаша их совместной жизни, и никто кроме них пить из нее не будет.

Читайте так же:  Молитва в размышлении

Далее следует трогательный обряд. Священник скрепляет руки новобрачных, накрывает их епитрахилью и ведет молодых вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Священник идет с крестом в левой руке, держа правой их скрепленные епитрахилью руки, и он символизирует здесь Самого Христа, который ведет мужа и жену. Вперед идет Крест, а Евангелие, вокруг которого идут новобрачные, означает, что Слово Божие будет находиться в центре их жизни, в средоточии их пути. Хор во время шествия поет ликующие песнопения. Это и моление к Божией Матери, и гимн мученикам: «Святии мученицы, добре страдальчествовавше и венчавшеся, молитеся ко Господу, помиловатися душам нашим». Почему такие песнопения в радостный день Браковенчания? Потому, что супружеская жизнь не легка. И на путях этой жизни непременно будут скорби, тернии, болезни. Но Церковь, напоминая нам о мучениках, говорит, что не должно унывать. Бог с нами. Он укрепит, даст сил перенести все невзгоды и вознаградит, если все смиренно перенесем, венцами победителей в Царствии Небесном.

Венцы снимаются. Священник произносит: «Возвеличься, жених, как Авраам! Будь благословен, как Исаак! Да умножится твое потомство, как у Иакова! Иди в мире и твори в праведности заповеди Божии». Затем обращается к невесте: «И ты, невеста, будь возвеличена, как Сарра, веселись, как Ревекка, умножься в потомстве, как Рахиль. Радуйся о муже и храни закон церковный, ибо этого желает Бог». Все благословения, излившиеся на праотцев, патриархов, теперь с молодоженами.
Заканчивается Таинство торжественной молитвой, обращенной ко всем трем Лицам Святой Троицы: «Отец, Сын и Святой Дух, Всесвятая и Единосущная и Живоначальная Троица, Единый Господь Небесного Царства, да благословит вас и да даст вам долгую жизнь, благих чад, совершенство в жизни и в вере».

«Благоденственное и мирное житие здравие же и спасение и во всем благое поспешение, изобилие плодов, взаимную любовь и согласие подаждь, Господи, рабам Твоим, ныне браковенчанным (имена), и сохрани их на многая лета!» – заканчивает диакон.
Хор отвечает: «Многая лета! Многая лета! Многая лета!»

Брачная пара целует крест. Свечи гасит священник — они сохранятся для молитв дома. И если обручение совершалось у входа в храм, а самое венчание в центре храма, то теперь священник возводит молодоженов наверх к самому входу в алтарь, к «царским вратам», туда где полнота рая, где иконы Христа-Спасителя и Пресвятой Богородицы — и они целуют эти образы, напротив которых стояли, каждый со своей стороны отображая — мужское и женское естество в послушании Богу. И теперь уже — после этой высшей и главной встречи — навстречу родным, как объединенные в Боге, к таковым теперь подходят поздравлять молодоженов их родители, близкие и друзья. Первыми — свидетели, затем – родители и все прочие.

В добрый путь! Но никак не — вон из храма, прочь от хранящихся там венцов, а на путь духовного восхождения среди мира сего, на путь совместного углубления жизни, на путь оцерковления и живого восприятия того, что воспринято здесь на веки веков.

Зачем при венчании вспоминаются бесплодные женщины, да еще их ставят в пример подражания?

Ответы на вопросы посетителей Миссионерско-апологетического проекта «К Истине».

433. Здравствуйте! Я воцерковленная православная. Помогите понять слова, которые говорятся в конце обряда венчания: «Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия». «И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог».

Мне самой было интересно знать, а тут еще и брат (невоцерковленный) выложил такое в соц. сетях:

Венчался? Проверь свою память. Полезно знать.

«Русский обряд» венчания

Я долгое время неспешно опрашивал своих знакомых, кто прошёл обряд венчания в церкви на предмет: «Помнят ли они то, что им говорилось там?».

Оказалось, что большая часть просто находилась либо в полутрансе, либо наоборот, совершенно витала в облаках, не обращая внимания на то, что там происходит.

Однако всё же удалось найти некоторое количество пар, среди которых именно женщины запомнили, что им говорилось.

Прежде всего, следует отметить, что эти пары не знакомы с Библией. Вернее, они знают о её существовании, что есть десять заповедей, что был Христос, что он умер за всех нас, но потом воскрес и вознёсся на небо уже живым. Правда что он там делает в стратосфере, никто не сказал. Зато вспомнили всё же некоторые слова, которые священник говорит невесте: «…будь плодовита как Сара»

Быт.16:1-8. «Но Сара, жена Аврамова, не рождала ему. У ней была служанка Египтянка, именем Агарь. И сказала Сара Авраму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее.

Это говорится про ту самую Сару, которую Авраам подкладывал под египетского фараона, правда, ей тогда уже было за 60, и, судя по всему, фараон был знатный геронтофил.

Кстати, по версиям он не соврал фараону, когда сказал, что она ему родственница. Просто это не мешало ей быть ему ещё и женой. Кровосмесительство святым не грех. Даже в Содоме, который они выбрали для своего жительства. Видно, не случайно.

А родила она, когда Аврааму как бы было уже лет 100, а ей самой чуток поменьше 90. Единственного ребёнка. Как ни кривят душой православные, что «Ветхий завет» – это не их, им он не нужен, но от него им никуда не деться, а потому иудейская мифология в православии, как и в христианстве вообще – неотъемлемая часть, как религиозных обрядов, так и повседневной жизни.

Уточняя вопрос текстов «брачующимся» по канону (чину) следует поправить опрошенных мною невест, что дословно это выглядит всё же примерно так:

«И ты, невеста, будь возвеличена, как Сара, веселись, как Ревека, умножься в потомстве, как Рахиль». «И ты невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль. веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако Благоволи Бог» – подтверждение дословности можно найти на любом православном ресурсе.

Давайте дополним теперь о других персонажах, кроме Сары:

«Рахиль оставалась бесплодна и завидовала плодовитости Лии. Отчаявшись, она, как прежде Сарра (Быт. 16:2–4), отдала свою служанку Билху в наложницы мужу; рожденных Билхой Дана и Нафтали Рахиль считала собственными сыновьями (Быт. 30:1–8)»

Читайте так же:  Сильная молитва от колдовства и порчи Священномученика Киприана

Сама же Рахиль впоследствии умерла при родах Вениамина – своего второго сына. Вот вам и пожелания молодожёнам – своего рода программирование: возвеличься как Сарра – которую подкладывали под каждого нужного человека, будь весёлой, как Ревекка, у которой один сын предал другого, умножься как Рахиль, которая умерла вторыми родами – да, это офигенное пожелание счастья молодым.

Русское христианство – это бред. Это всё равно, что русская нерусскость. В русском христианстве от русского только сами люди – всё остальное – это уже совершенно иной среды. Я достаточно спокоен в отношении христиан, но вот когда начинаются запевания на тему: христианство сделало русских русскими, зародило основы науки и литературы, дало государственность и прочие блага цивилизации – мне становится горько. Горько за то, что сами же русские люди считают себя и своих предков способными лишь на то, чтобы быть духовной тенью иного народа. Мне это претит. Всё же я полагаю, с учетом того, что Библия всё — равно подвергалась неоднократным правкам – то стоит подумать о том, что неохристианство может быть модернизированно и «русифицированно» по-настоящему.

А тем, кто надумал венчаться – может, стоит задуматься – хотят ли они быть как Сарра и Авраам. Или же всё-таки взять какие-то более достойные примеры для подражания?»

Не могу найти нужную информацию. Заранее благодарю и прошу по возможности выслать ссылку, где можно просмотреть опубликованный ответ. Храни вас Бог! Анна Костюченко

Спаси нас, Господи Иисусе Христе!

Анна, еще даже 70 лет назад серьезной проблемой семей было бесплодие. Именно оно ТОГДА в ДРЕВНОСТИ пугало молодоженов в отличие от современных людей, для которых дети – обуза и нежеланный побочный продукт секса.

Все три женщины были бесплодными, и потом родили сыновей, которые стали родоначальниками целого народа!

Поэтому смысл молитвы – желания детей, детей, которые потом станут родоначальниками, знаковыми фигурами в истории своего народа, это желание того, чтобы Бог управлял твоей семьей, детьми, и пожелание избежать БЕСПЛОДИЯ.

«Встреча Иакова и Рахили». Рафаэль Санти (1519)

Что же касается наложниц, то для того времени это было этической нормой, как и браки между близкими родственниками (брат и сестра, детьми братьев и т.п.).

Вот пример невозбраняемого на тот период многоженства среди израильских судей, которые избирались Богом:

«У Гедеона было семьдесят сыновей, происшедших от чресл его, потому что у него много было жен» (Суд.8:30).

«После него был судьею Израиля Есевон из Вифлеема. У него было тридцать сыновей, и тридцать дочерей отпустил он из дома [в замужество], а тридцать дочерей взял со стороны за сыновей своих, и был судьею Израиля семь лет» (Суд.13:8-9).

Мне сложно говорить за давно умерших людей, но мне кажется, что древними многоженцами из богатых судей и князей двигала не только похоть, но и желание, чтобы своей потомство умножалась, ибо среди жен кочевников-скотоводов бесплодие могло наступить уже после первых родов и даже так, что молодая жена вообще не могла беременеть, плюс евреи вели постоянные войны и люди гибли массово:

«И сразились Филистимляне, и поражены были Израильтяне, и каждый побежал в шатер свой, и было поражение весьма великое, и пало из Израильтян тридцать тысяч пеших» (1Цар.4:10), или «И пало из сынов Вениамина восемнадцать тысяч человек, людей сильных» (Суд.20:44).

Как великую трагедию подают СМИ гибель 5 – 10 человек за неделю во время братоубийственной войны на Донбассе. А тогда разом в один день 30 тыс. изрубленных трупов! Времена были жестокие…

Но тогда друг друга убивали мужчины, сейчас же главные и самые безжалостные убийцы — «милые женщины». И не нам, детям матерей, которые в советское время и делали по 10 – 15 абортов, судить этих людей.

Ну, а брат. Молитесь усердно нем. Как в народе говорят: ума нет – считай калека. Жалко парня. Глупый муж — проклятие для родителей и его жены.

«Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость» (Прит.13:17).

«Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум» (Прит.18:2)

Сказано почти 3000 лет (до интернета), а прямо как о Вашем брате!

«Сын мудрый радует отца, а сын глупый — огорчение для его матери» (Прит.10:1).

«…глупый будет рабом мудрого сердцем» (Прит.11:29.)

«Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим» (Прит.14:15).

«Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Прит.17:25).

«Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Прит.26:11).

P.S. Далее мне стали поступать еще письма от именно подчеркнуто «я воцерковленная православная христианка» с своеобразными вопросами, как мне кажется, источниками которых является одна и также личность, при том мужская. Ряд администраторов сайтов думаю, уже давно столкнулись с письмами одного гиперактивного болящего, который писал вопросы с разных адресов, а потом, после того, как его письма стали игнорироваться, начал писать от имени «воцерковленных православных христианок», да еще и заводить женские аккаунты «В Контакте,» и с них сыпать вопросами о вере (иногда эти вопросы, впрочем адекватны и интересны).

Ответ на вопрос «Анны» я все же публикую, потому что статья Игоря Коломийца «Венчался? Проверь свою память. Полезно знать» активно гуляет по сети, и ее распространение свидетельство, что современные люди не понимают исторический контекст и духовную суть уже многих богослужебных, не говоря уже о том, что церковно-славянский язык для людей – китайская грамота.

Многие ли из воцерковленных знают, например, суть литургической молитвы: «Яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми». «Дориносима» — это как? Такое действо, кстати, уже как, более 1000 (!) лет не производится, а на Руси так вообще не делали.

То, что христиане не понимают церковных молитв – это актуальная проблема. Актуально и то, что давно назревает необходимость правки богослужебных текстов в смыслах понятных современному человеку.

Поменял же у нас название «Отдел внешнецерковных сношений» на «Отдел внешних церковных связей».

Видео (кликните для воспроизведения).

06.07.2015.
С надеждой о нашем спасении,
Максим Степаненко, сотрудник
Миссионерского отдела
Томской епархии Русской Православной Церкви

Какую молитву читает батюшка при венчании
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here