Если при молитве текут слезы

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Если при молитве текут слезы - в подробном и точном описании.

Почему зеваешь, когда читаешь молитву?

Христиане давно обратили внимание на зевоту, которая появляется во время чтения молитв. Это относится как к новоначальным верующим, так и опытным. Чтобы понять, почему возникает зевание, нужно обратиться к опыту духовных людей и мирянам, сталкивающихся с таким явлением.

Зевота во время молитвы — что это означает

Само по себе зевание во время молитвы, чтения Священного Писания — не грех. Часто не стоит придавать этому большого внимания. Нужно собраться с мыслями, глубоко вдохнуть и продолжать чтение молитвенных текстов. Бог, видя старание людей, поможет справиться с искушениями.

Важно! Некоторые люди связывают веру и молитвенное правило с долгом, становясь заложниками. Оттого происходит зевота.

Почему зеваешь, когда молишься в церкви

Существует несколько объяснений и факторов:

    Сильное умственное напряжение, сосредоточенность человека. Для чтения длинных молитв, псалмов нужна большая концентрация внимания. Во время чтения в процесс вовлечены почти все ресурсы мозга, поэтому он функционирует в усиленном режиме. Именно это рождает потребность в большом количестве кислорода.

Причины зевания во время домашних молитв

Существуют физиологические и психологические объяснения симптому. Сначала стоит определить, почему возникает зевота. В этот момент в организм поступает много кислорода, он запускает работу мозга и стимулирует мышечную активность. Другая причина заключается в обычной скуке, которая может сопровождать любое дело.

Не нужно молиться без интереса и со скукой. Господу не нужны простые вычитывания текстов. Молитвами человек очищается, спасается. Также человек зевает из-за расслабленного состояния. В церкви христианин нередко успокаивается, в это время злые духи искушают плоть, поэтому человек начинает зевать, отвлекается от молитвы.

Совет! Когда человек зевает, стоит обратить внимание на помещение, в котором он молится. Возможно, слишком душно и не хватает кислорода.

Также важно время суток — если подобное возникает в утренний период, то человек не выспался и нуждается в отдыхе. Вечерняя зевота также сигнализирует о перенапряжении организма.

Если зевота не имеет никакого отношения к физиологическим процессам, то находится другое объяснение — человека одолевают бесы, стараются сбить его с пути, запутать, отвлечь. Кроме зевания, может появиться чихание, чесотка, боли.

Что делать?

Если все же зевота и рассеянность при молитве связаны с губительным влиянием дьявола, то нужно немного потрудиться.

  • Для избавления от бесовских нападок стоит почитать Псалом 90 «Живый в помощи Вышняго», «Отче наш», Иисусову молитву.
  • Прежде чем начать молитву, следует открыть окно или форточку и проветрить его.
  • Внутренне настроить себя на сосредоточенность. Как только возникнет зевота, нужно несколько раз сделать глубокие вдохи.

Не следует искать мистические объяснения причины своей зевоты. Возможно, что в комнате душный воздух. При проведении Божественной литургии окна в храме не открывают, поскольку ветер может задуть свечи.

Кроме этого, свечки поглощают большое количество кислорода, поэтому многих прихожан одолевает зевота.

Почему в церкви хочется плакать?

Храм — место, где человеку иногда хочется плакать, ибо там ему позволительно быть самим собой, раскрывать свою душу без боязни быть раненым со стороны.

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Слезы раскаяния

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте так же:  Молитва чтобы не болел желудок

Читайте о поведении в храме:

Плакать в церкви плохо?

Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.

В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.

Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры. Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.

Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.

Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.

Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Покаянный плач или истерика

Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.

Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.

Почему текут слезы во время молитвы

Я торопливо хочу рассказать Вам о том, почему текут слезы во время чтения молитвы. Вы плачете, и не можете остановиться. К горлу подступает нервный ком.

Дорогие мои, я обнародую, по крайней мере, 5 причин, ложащихся в основу обсуждаемого вопроса. Сразу хочется сказать, что это нормально. И вам не стоит ни смущаться, ни опасаться.

Это не духовная слабость, называемая постылой греховностью. Не считайте себя заболевшим. Вы можете плакать, когда Батюшка произносит молитвенный текст.

Слёзы сами по себе катятся из глаз. В такие минуты, с ними совладать невозможно. Не стоит выходить из Храма и прекращать православное чтение.

1. Сам характер молитвы, во многих случаях, можно считать покаянным. Слёзы, текущие из глаз – это не порок, а очищение.

2. Вы исстрадались. Слишком долго сдерживая слёзы. Придя, скажем, в Храм, Вы ощутили благодать. Само внутреннее убранство и горящие свечи на мгновение отвлекли Вас от насущных проблем. Вы погрузились в молитву и зарыдали.
Как правило, после истошного плача на душе становится легче.

3. Из Вас выходит кем-то насланная порча, сглаз, иное негативное вмешательство.

4. Слезами искупается и чувство вины перед близкими. Особенно перед теми, кого уже нет рядом с Вами.

5. Иногда, слезы могут течь от чрезмерной мнительности прихожанина. Кто-то зарыдал, плачете и Вы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Есть малоизвестная молитва, способная растрогать даже мужчин.

Молитва, от чтения которой текут слезы

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в своей жизни многих обижал, между двух огней всегда бежал. Я печалил матерь и отца, тяжкий грех стяжая до конца. И в погоне за богатством бренным, стал мой дух лишь черствым да надменным. Не постился, в Церковь не являлся, в тошной зависти от Бога отдалялся. Не презрел я жадность и пороги, не извлёк блаженные уроки. В суете корыстной захлебнулся, и с молитвой вновь к тебе вернулся. Если пал пред Богом я серьезно, помоги подняться, коль не поздно. Да будет воля твоя, и ныне, и присно, и вовеки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитвы пророку илии

Перекреститесь. Выпейте святую воду. И пусть слёзы, струящиеся из глаз, приблизят Вас к Господу Богу.

О видах слез

Старец архимандрит Клеопа (Илие, 1912–1998) широко известен как великий духовник румынского монашества и наставник многих мирян, которые тысячами приходили к нему за духовной помощью. Предлагаем читателю фрагменты русской публикации его книги «Ценность души», вышедшей в Издательстве Сретенского монастыря.

Диавол примешивается ко всякой добродетели.

Диавол примешивается ко всякой добродетели. Ты видел растение, называемое хмелем? Он цепляется ко всему, что ни встретит на своем пути: к забору, столбу, воротам, дереву и колу. И глядишь — знай себе растет. Так поступает и диавол со всякой добродетелью. Обвивается вокруг нее, чтобы сделать ее бесполезной, чтобы она уже не была добрым делом.

Как велик дар слез! Но и тут диавол привносит искушение. В разные виды слез примешивается диавол, чтобы сделать напрасной слезу человека на молитве, чтобы она не была принята Богом.

Истинные слезы, текущие из любви к Богу, обладают такой силой, говорит святой Иоанн Лествичник, что источник слез после крещения больше самого крещения 1 . А святой Григорий Назианзин говорит: «Знаю я и пятое крещение, которое рождается из слез, из покаяния со слезами, и такую силу имеет это крещение, что оно больше первого крещения. Потому что первое крещение стирает наши грехи, но не придает нам сил более не грешить» 2 .

Однако если бы мы захотели, то могли бы это, ибо воле человека предоставлена свобода после крещения — грешить или нет. А слезы после крещения стирают грехи, которые мы совершаем. Слезы умиления более крещения, ибо стирают все грехи, совершенные после крещения, и делают тебя чистым.

Существует несколько видов слез. Если у тебя есть слезы, вникни в то, какие из них благие, какие средние и какие от сатаны.

Благие слезы льются из любви к Богу.

Благие слезы льются из любви к Богу. Они утучняют человека, доставляют душе великие радости — и ест человек или не ест, но если он плачет, он сыт. Эти слезы сдерживают и голод, и жажду, и человек не сердится ни на кого. Душа его всегда радуется, потому что у нее есть любовь к Богу.

Слышишь, что говорит святой апостол Павел: «Радуйтесь всегда о Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4, 4).

Второй вид благих слез — это слезы, текущие из страха Божия, но они иссушают человека. Слезы, рождающиеся из страха Божия, не утучняют, а иссушают человека. Поэтому самые благие слезы — это слезы, льющиеся от любви к Богу.

Человек плачет и всё время слабеет, потому что слезы этого вида рождаются из страха. Он боится мук адовых, боится Бога и по этой причине всё время плачет, и тело его иссыхает, неважно, ел он или не ел, спал или не спал. Эти слезы имеют силу иссушать естество человеческое по причине скорби о грехе, как высыхает древесина от огня.

Третий вид благих слез — это слезы, рождающиеся из страха смерти и страха Суда, когда человек думает о том, как он будет умирать, как будет мучиться, как тяжело ему будет расставаться с телом, как тяжко будет в день Суда, когда он предстанет перед мириадами Ангелов, чтобы получить окончательный ответ, куда ему теперь идти — в рай или ад, чтобы, не приведи Бог, нести вечное осуждение. Итак, и эти слезы тоже благие.

Бывают также слезы средние, то есть естественные, которые ни хороши, ни плохи. Ты видишь, что мать плачет о ребенке, ребенок плачет по матери, отец плачет о детях или кто-нибудь плачет о друге своем, жена о муже. Естественными являются и слезы от боли, страдания и скорби.

Человеку следует скрывать дар умиления, если он у него от Бога.

Есть также слезы, рождающиеся из тщеславия. Это слезы плохие. Например, у кого-то есть дар умиления, а он плачет потому, что ему нравится, когда его видит другой. Уж лучше бы он вовсе не плакал, ибо сатана похищает у него эти слезы. Человеку следует скрывать дар умиления, если он у него от Бога. Но диавол тоже побуждает человека плакать, когда его видят другие. Если же ты не можешь остановить этих слез, то ты не виноват.

Если человек плачет с той целью, чтобы его кто-то видел, или ему нравится, чтобы кто-то знал, что он слезоточив, то эти слезы — из тщеславия, они плохи и даже пагубны.

Есть еще слезы, льющиеся от гнева. Ты видел человека, когда он не может отомстить другому, как он плачет от досады? Всего-то и горя у него — что не может отомстить другому, а он горько плачет. Эти слезы еще хуже, чем слезы из тщеславия. Это слезы убийственные и злые, потому что он плачет, а сердце его выжимает сатана, так что оно льет слезы ненависти. Это слезы очень тяжелые, очень греховные, сатанинские.

Читайте так же:  Разрешительная молитва на исповеди текст

Иной плачет от сластолюбия. Была у него дружба с женщиной или с другим кем-нибудь, и когда он вспоминает о ней, то плачет. Эти слезы вызываются бесом блуда.

Эти слезы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нем.

Есть еще плохие слезы, которые рождаются из-за убытков. Лишился человек денег или дома, отняли у него землю, и он плачет по своему добру. Эти слезы идут тоже от врага, потому что человеку кажется, что Бог не позаботится о нем.

Итак, вот сколько видов слез бывает, и не все они хороши. Только слезы из любви к Богу, из страха Божия, из страха смерти и мук адовых очищают его [человека], просветляют и приближают к Богу. Остальные же слезы или естественны, или злы и навлекают осуждение.

Святой Дионисий Ареопагит говорит, что зло, привнесенное сатаной, состоит в следующем: в желании безумном, гневе безрассудном и поспешном воображении или фантазии 3 . Ты видишь, которое зло исходит от сатаны и всех слуг его ? Желание безумное, ибо они [бесы] восхотели стать подобными Богу; гнев безрассудный, ибо они рвутся, не раздумывая, убить каждого, отомстить, причинить зло всякому творению Божию; и поспешное воображение, ибо они мнят о себе, будто они такие же, как Бог, забывая, что были созданы Богом.

Если бы можно было отнять у бесов эти три страсти, то они снова стали бы Ангелами. Но эти три зла делают их демонами. А если бы изъять их из их существа, то они снова стали бы чисты, как Ангелы, которыми они и были вначале.

Учение о молитве по Добротолюбию

11.1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей

Чтобы подняться до высоты безмолвия и трезвения и утвердиться в них, необходимы еще, как говорят подвижники, для этого «крылья» 697 , которыми они именуют христианские добродетели. Лишь пройдя путем этих добродетелей, путем подвигов христианских, подвигов жизни духа, выражающихся в христианской любви и глубочайшем смирении, может человек получить неоценимый дар высшей совершенной молитвы. Ибо «сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей, чрез трезвение добродетелей» 698 , как свидетельствует об этом святой Максим Исповедник.

Но так как это восхождение по духовной лестнице совершенства есть процесс целой жизни человека на земле, то поэтому святые отцы и начинают учить молитвенному подвигу с элементарных добродетелей, с основных заповедей Христовых.

Зная детально психологию грешника, святые подвижники предупреждают, чтобы новоначальные, приступающие к молитвенному подвигу, не охладевали в нем и не ослабевали, видя на первых шагах могущий быть неуспех в их деле. Главным же образом святые отцы предупреждают «не ослабевать в борьбе с порочными помыслами, пребывающими в душе; не впадать в леность, нетерпеливость и отчаяние; или, под предлогом замедления в достижении ощутимых результатов, не предаться расслаблению, водясь таким помыслом: когда-то получу благодать Божию? – и чрез это вовлекаясь лукавым в нерадение» 699 .

Святой Макарий Великий указывает нетерпеливым, что «иным, хотя удалились они из мира, отреклись, по Евангелию, от века сего и с великим терпением преуспевают в молитве, в посте и рачительности и других добродетелях, Бог не скоро дает благодать, и успокоение, и духовное дарование, но медлит и удерживает дар. И это не без причины, не безвременно и не как случилось, но по неизреченной некоей премудрости, для испытания свободной воли. чтобы видеть, поистине ли уверовали в слово Его, пребудут ли до конца в несомненной вере. не отвратятся ли от Бога в злостраданиях и в боязни, не предадутся ли лености, впав в неверие и безнадежность» 700 .

11.2. Смирение – первая добродетель, способствующая истинной молитве

Возвращаясь к описанию добродетелей, необходимых для того, чтобы молитва была истинной, следует остановиться на потрясающем обличении преподобного аввы Исаии: «Горе нам, что день и ночь воссылаем к Богу молитвы, говоря «Господи! Господи!» – а не творим, что Он заповедал» 701 .

Из этих немногих слов становится ясным, что для Господа Бога наши молитвы, наши призывы, не соединенные с исполнением Его заповедей, по Его же слову: «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! – войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ), – являются ненужными и бесцельными и не достигающими результатов. Произносящий хотя бы и очень часто, хотя бы день и ночь, слова молитвенные, но без желания улучшить, исправить свою нравственную жизнь, – такой человек совершает бесполезный труд. Если бы в нем было чувство смирения, этот фундамент, основа нравственную жизни по Боге, тогда бы само собою явилось в нем и раскаяние в своих грехах – чувство, неразлучное со смирением. Тут же вместе явилось бы и стремление изменить, исправить свою греховную жизнь и начать ее заново. А это уже был бы первый шаг по пути к совершенству. Молитва такового была бы и будет услышана, даже если бы он еще и не успел проявить себя в каких-либо добрых делах, но имеет к тому непременное и твердое решение.

Итак, первая добродетель, способствующая истинной молитве, есть смирение 702 . Тот же авва Исаия говорит: «Если совершая службы свои ( λειτουρ γία ς – молитвенные последования)», совершаешь их в смиренномудрии, как недостойный, то они приятны Богу; если же при сем взойдет на сердце твое и помянешь, как другой в эту пору спит или нерадит о сем деле, то труд твой бесплоден» 703 .

Вообще же, по словам святого Иоанна Лествичника, «обращение к Богу требует великого смирения» 704 . Поэтому «молитва смиренного преклоняет Бога, а прошение гордого оскорбляет Его» 705 . «Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» , – говорит святой Исаак Сирианин словами псалмопевца ( Пс.50:19 ). «Как же скоро смирится человек, – добавляет он, – немедленно окружает его милость. И тогда сердце ощущает Божественную помощь и обретает возбуждающуюся в нем некую силу уверенности (в Боге)» 706 .

Читайте так же:  Молитва о очищении рода до 12 колена

Результатом смирения у молящегося является чувство сокрушения о своих грехах, которое так же необходимо при молитве, как и смирение. «Что пища без соли для гортани, то молитва, без сокрушения проходимая, для ума» 707 , – сравнивает святой Илия Екдик. Сокрушение приводит человека к страху Божию, без которого молитва бесполезна, как говорит святой авва Евагрий 708 . А святой Филимон разъясняет: «В чьей душе страх Божий еще не господствует, тот еще почивает на содружестве с миром» 709 .

Рядом с чувством страха Божия стоит и вера в благодать и помощь Божию.

Святой авва Дорофей объединяет смирение, страх, веру и благодать в одно необходимое целое для чистой молитвы, указывая, что в какой степени возрастают в человеке упомянутые чувства, в такой же совершенствуется и сама молитва. «Тот наклоняет себя к смирению, – говорит он, – кто, зная, что не может совершить никакой добродетели без помощи Божией, не перестает всегда молиться Богу, чтобы Он совершил с ним милость. Почему непрестанно молящийся, если и сподобится совершить что-либо. то все свои успехи относит к Богу, всегда благодарит Его и всегда призывает Его, трепеща, как бы ему не лишиться таковой помощи. Итак, он со смирением молится и молитвою смиряется; и чем более преуспевает всегда в добродетели, тем более всегда смиряется; получает помощь и преуспевает в смиренномудрии» 710 .

11.3. Дом молитвы – терпение

Молящийся со смирением и верою в получении просимого должен молиться с терпением. «Дом молитвы – терпение, – говорит святой Илия Екдик, – ибо нм она поддерживается; потребы же ее – смирение, ибо им она питается» 711 . Как вдова просила неотступно и терпеливо судью, так и молящийся должен молиться с терпением. Если, пребывая в молитве, будешь смотреть на вдову, подвигшую жестокосердного судью оказать ей справедливость, то не станешь скорбеть (См.: Лк.18:3 ) при нескорости получения благ, испрашиваемых молитвою 712 . «Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью» 713 , – говорит преподобный Нил Синайский, – так как за терпение свое будешь вознагражден, причем «демоны, не снося твоего терпения, и постоянства, и силы рвения, убегут от тебя, стыдом покрытые» 714 .

11.4. Слезы во время молитвы – знамение милости Божией

Верным показателем того, насколько глубоко в человеке раскаяние во грехах и намерение переменить свою греховную жизнь (эти необходимые условия чистой молитвы), являются, по учению святых подвижников, слезы при молитве. Святой Симеон Богослов прямо говорит: «Прежде плача и слез, – никто да не прельщает нас пустыми словами, и сами себя да не прельщаем, – нет в нас покаяния, ни истинного намерения перемениться, ни страха Божия в сердцах наших, не сознали еще мы себя виновными и не осудили себя» 715 . Об этом же говорит и святой Исаак Сирианин: «Пока ты не достиг в область слез, дотоле сокровенное твое служит еще миру, т. е. ты ведешь еще жизнь мирскую и Божие дело делаешь еще внешним человеком, а внутренний человек твой бесплоден, потому что плод его начинается слезами» 716 .

Являясь показателем внутреннего состояния человека, слезы вместе с тем очищают и ум его, что так важно для настоящей молитвы. «От непрестанных слез, – пишут святые Каллист и Игнатий, – душа приемлет умирение помыслов и возвышается до чистоты ума, а при чистоте ума человек приходит в видение тайн Божиих. После же сего ум достигает до зрения откровений и знамений, как видел пророк Иезекииль» 717 .

Итак, стремящийся к чистой молитве «должен шествовать к сему в трепете великом, с плачем. непрестанно слезы проливая о грехах своих» 718 .

Для успеха молитвы молящийся должен стремиться иметь такое настроение, при котором были бы у него и слезы. «Принуждай себя к плачу в молитвах, – говорит преподобный авва Исаия, – и Бог смилуется над тобою и совлечет с тебя ветхого человека» 719 . «Употребляй слезы как орудие к получению всякого прошения, ибо очень радуется о тебе Владыка, когда ты молишься со слезами» 720 .

Чтобы стяжать слезы смирения и сокрушения и прогнать холодность на молитве, преподобный Нил Синайский советует поступить так: «Когда подумаешь, что во время молитвы своей нет тебе нужды плакать о грехах, тогда посмотри, сколь далеко отстоишь ты от Бога, будучи обязан всегда пребывать в Нем, – и прольешь теплейшие слезы» 721 .

По словам святого Исаака Сирианина, «слезы во время молитвы – признак Божией милости, которой сподобилась душа в своем покаянии, – признак того, что молитва принята и слезами начала входить в поле чистоты» 722 . Этот же святой отец свидетельствует, что «проливать слезы и плакать без усилий на молитве – дарование бесстрастных» 723 . О таковых пишет и Феодор Студит: «Есть такие делатели плача, у которых ни один день не проходит без горячих слез; есть такие, которые и не приступают к святому причастию, если вперед не оросятся обильно водою слез. Вот правые сердцем; вот искренно высших взыскующие; вот с ревностью о собственном спасении пекущиеся» 724 .

В заключение приведем сравнение святого Иоанна Лествичника, в котором он сравнивает слезы с водой, омывающей буквы. «Как вода омывает буквы, – говорит он, – так и слеза может очищать согрешения» 725 .

Читайте так же:  Молитва о скором возвращении супруга из дальней отлучки

11.5. Умиление сердечное – необходимое условие истинной молитвы

При этом следует отметить, что плач бывает двух родов: истинный и несовершенный, определения которых находим у святых Варсануфия и Иоанна. «Истинный плач, – говорят они, – соединенный с умилением, заглаждает прежние согрешения, и омывает скверны, и постоянно именем Божиим охраняет человека, который приобрел его, изгоняет смех и рассеянность, он есть щит, отражающий все разжженные стрелы диавольские (См.: Еф.6:16 ); имеющий его вовсе не уязвляется бранию, если он будет и среди людей и даже с блудницами» 726 . Таким образом, истинный плач характеризуется своим постоянством.

«Несовершенный же плач то отходит, то приходит, сообразно с тем, как помысл (ревность) о спасении попеременно то разгорячается, то расслабляется. Когда же теплота соделается постоянною, тогда будет умиление великое и постоянное, а ему последует и истинный плач, о коем должно заботиться, понуждая себя, дабы получить его» 727 .

Выясняя далее условия, необходимые для истинной молитвы, следует остановиться на словах святого Каллиста патриарха, в которых он поучает: «Если хочешь научиться, как должно молиться, взирай на конец внимания, или и молитвы. Конец же сей есть умиление, сокрушение сердца, любовь к ближнему; чему противоположное само собою явно, именно – помысл похоти, шептание клеветы, ненависти к ближнему и сему подобное. Все сие несовместимо с деланием молитвы» 728 . Итак, одним из главных условий чистой молитвы является умиление.

Об условиях стяжания и появления умиления подробно излагает святой Кассиан Римлянин: «Умиление, посещением которого объятый ум возбуждается к чистой и пламенной молитве, находит при разных случаях, как показал опыт. Иногда во время пения псалмов слова какого-либо стиха подавали повод к пламенной молитве, иногда (благозвучная мелодия братнего голоса возбуждала души изумленных к напряженному молению. Знаем также, что иногда внятное и благоговейное пение много вливало горячности в предстоящих; а нередко увещание мужа совершенного и духовное собеседование возбуждали в лежащих, когда преклоняли колена, чувство к обильному излиянию молитв. Бывало, что не менее сильно были восхищаемы к полному умилению погибелью брата или дорогого какого человека. Также воспоминание о нашей холодности и лености иногда наводило на нас спасительный жар духовный. И вообще, – заключает святой отец, – случаи, в которых Божия благодать пробуждает наши души от бесчувствия и сонливости, бесчисленны» 729 .

Изложенные случаи умиления характеризуются главным образом тем, что оно появляется помимо усилий человека. Но для молящегося очень важно самому обрести это умиление, которого часто при «бесчувствии души» не бывает при молитве.

Указания на способы стяжания умиления также имеются у святых подвижников. Так, святой Феолипт Филадельфийский утверждает, что «когда ум и мысль предстоят Богу напряженным устремлением к Нему ока и теплым молением, тогда последует и умиление сердечное» 730 .

«Как стяжавать умиление в молитве, чтении и псалмопении?» – спрашивают святые Варсануфий и Иоанн. «Умиление в молитве, – отвечают они, – приходит от воспоминания о грехах своих. Молящийся должен привести себе на память дела свои, и то, как бывают судимы делающие подобное оным, и страшный оный глас: «Идите от Меня проклятии во огнь вечный» ( Мф.25:41 ). При чтении же и псалмопении умиление приходит, когда кто возбуждает ум свой ко вниманию произносимых им слов и восприемлет в свою душу силу, заключающуюся в них. При остающемся нечувствии не ослабевай, а все труди себя терпеливо; ибо милостив, и щедр, и долготерпелив Бог, принимающий наше тщание» 731 .

Таким образом, у молящегося не должно быть отговорок в том смысле, что он не может молиться из-за отсутствия настроения к молитве: это настроение, даже само умилений, должен он создавать себе по указанным способам святыми подвижниками, прошедшими все это опытным путем 732 .

К сказанному об умилении следует добавить, что оно обнаруживается в человеке различно. «Как при разных случаях находит умиление, так разно и выражается оно: иногда обнаруживается оно неизреченною некою радостию духовною; иногда погружает в глубокое молчание все силы и движения души; иногда изводит более или менее обильные слезы. Слезы или плачевное некое настроение есть более обычное его выражение» 733 , – говорит святой Иоанн Кассиан Римлянин.

11.6. Любовь к ближним – и как результат молитвы, и как ее опора

За сокрушением и умилением сердечным должно следовать умиротворение души и, как результат этого, – любовь к ближним, что крайне необходимо для всякой истинной молитвы. «Мир и любовь благоприятною делают молитву» 734 , – утверждают святые Каллист и Игнатий. Поэтому-то преподобный Нил Синайский и предупреждает: «Никогда не презирай проливающего слезы бедняка, чтобы не были презрены слезы твоей молитвы» 735 .

Видео (кликните для воспроизведения).

Подобно этому и святой Симеон Благоговейный говорит: «Не должно отвращаться от ищущих пользы (болящих, скорбящих) под предлогом беседы с Богом, ибо любовь лучше молитвы» 736 . Вследствие этого не принесет пользы та молитва, которая совершается для того, чтобы извинить и оправдать себя в неоказании необходимой помощи ближнему. Такая молитва будет эгоистической и далеко отстоит от любви к ближнему, без чего не будет услышанной. Доброе же расположение к ближним сообщает высшее качество молитве и подкрепляет ее. «Прекрасна молитва, – говорит святой Ефрем Сирианин, – но ее укрепляет милостыня» 737 .

Если при молитве текут слезы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here