Два ракаата дополнительной молитвы

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Два ракаата дополнительной молитвы - в подробном и точном описании.

Два ракаата дополнительной молитвы

от Замиль · Март 5, 2019

Многие из нас слышали о намазе ад-духа, который совершается уже после восхода солнца. Однако знаем ли мы обо всех особенностях этой молитвы, о тех благах, которые ниспосылаются на того, что её читает? В намазе ад-духа скрыты такие великие дары от Господа, что описать их не представляется возможным…

Если подумать, нормальный человек, когда встает утром в здравии (хвала Аллаху), его глаза видят, уши слышат, суставы двигаются, встал бодрым по милости Божьей, он, сколько сможет, заплатит цену в благодарность Всевышнему за эти блага.

Пророк Мухаммад ﷺ изрёк:

يُصبح على كل سُلامى من أحدكم صدقة ، فكل تسبيحة صدقة، و كل تحميدة صدقة ، و كل تهليلة صدقة، و كل تكبيرة صدقة ، و نهي عن المنكر صدقة ، و يُجزي من ذلك ركعتان يركعُهُما من الضحى

«С наступлением утра каждый сустав любого из вас должен давать милостыню (садака)! Каждое прославление Аллаха («Субханаллаh») есть милостыня. Каждое восхваление Аллаха («Альхамдулилляh») есть милостыня. Каждое произнесение слов «Ля иляhа илляЛлаh» –милостыня. Каждое возвеличивание Аллаха («Аллаhу акбар») – милостыня. Побуждение к одобряемому – милостыня и удержание от порицаемого – это тоже милостыня (садака). Но всё это могут заменить собой два ракаата дополнительного намаза ад-духа!» (имам Муслим).

Если подумать, есть ли богатство больше, чем здоровье, а благодарность за это богатство выражается в совершении всего лишь двух желательных ракаатов намаза ад-духа! Посмотри на щедрость твоего Господа: прочитанный за две минуты намаз ад-духа заменяет собой всё это! Вдобавок к этому Всевышний говорит:

لَئِنْ شَكَرْتُمْ لَأَزِيدَنَّكُمْ

Смысл: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (7 аят суры «Ибрахим).

Если ты проявляешь благодарность Всевышнему за здоровье, то будь уверен, что Всевышний даст ещё больше здоровья по Своей милости.

Достоинства намаза ад-духа

Посланник Господа ﷺ изрёк:

منْ صَلَّى الْغَدَاةَ فِي جَمَاعَةٍ ، ثُمَّ قَعَدَ يَذْكُرُ اللَّهَ حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ ، ثُمَّ صَلَّى رَكْعَتَيْنِ ، كَانَتْ لَهُ كَأَجْرِ حَجَّةٍ ، وَعُمْرَةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ ، تَامَّةٍ

«Для того, кто прочитал утренний намаз в коллективе (джамаате), после чего остался сидеть на месте и поминал Аллаха до тех пор, пока не взошло солнце, а затем совершил два ракаата молитвы, это станет для него наградой как за совершение полноценного, полноценного, полноценного хаджа и умры».

Пророк ﷺ подтвердил три раза, что она полноценна, после этого как может человек упустить такое большое и, в тоже время, лёгкое в совершении действие.

Как много достоинств намаза ад-духа: лёгок в совершении, самое меньшее количество ракаатов – два, некоторые учёные говорят – четыре, другие – восемь ракаатов, а третьи говорят, что нет ограничения. Но, однако, хватает совершения двух ракаатов, и потом, времени для намаза ад-духа отпущено достаточно много: от восхода и поднятия солнца и незадолго до обеденного намаза. У человека есть возможность совершить намаз ад-духа дома перед выходом на работу или на работе в офисе, это не займёт больше двух или трёх минут, но взамен человек получает огромную пользу. Как может человек упускать такой шанс заработать милость Господа?!

Посланник Всевышнего ﷺ рекомендовал читать в намазе ад-духа следующие суры из Кyр`ана: суру «аш-Шамси» и суру «ад-Духа». В одном из изречений Пророка ﷺ говорится, что тот, кто регулярно совершает намаз ад-духа, получит прощение прегрешений, даже если их так много, как пены в океане.

Сам Пророк Мухаммад ﷺ регулярно совершал намаз ад-духа и говорил, что тот, кто регулярно совершает намаз ад-духа, тот будет из числа кающихся рабов (таваббин). Этим качеством сам Всевышний восхвалял даже пророков (мир им): «Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда каялся и обращался к Аллаху». И если ты тоже будешь регулярно читать намаз ад-духа, Всевышний запишет тебя в число кающихся рабов.

Если ты любишь Бога и жаждешь довольства и любви Господа, и, узнав от Его Посланника ﷺ о достоинстве этих двух ракаатов за такой промежуток времени, как же человек после этого может не воспользоваться этой возможностью?!

И пусть Всевышний Аллах дарует всем нам помощи в его регулярном совершении, тем самым, записывая в число кающихся, и соседства с господином всех посланников – Мухаммадом ﷺ .

Дополнительные молитвы до джума

Совершение джума когда много народа.

Количество ракаатов в джума.

Джума-намаз совершается джамаатом в 2 ракаата.

Согласно хадису от Умара ибн аль Хаттаба (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Джума-намаз в 2 ракаата и намаз путника (мусафира) в 2 ракаата со слов вашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует». (Приводится от ан-Насаи и Ахмада, шейх аль-Альбани сказал, что хадис достоверен).

И это достоверно известно из тех действий, что делал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И еще посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Молитесь таким образом, в каком вы видите меня молящимся» (аль-Бухари).

Читайте так же:  Молитва о здоровье онкобольного

Ибн аль-Мунзир привёл иджма на то, что джума совершается в два ракаата. См. «аль-Иджма’»

Каким же образом совершать саджда, когда не хватает места и это не возможно:

1. Совершаешь саджда на спину впереди стоящего (совершающего суджуд), и это пришло от Умара.

2. Можно совершать также, как и при совершении дополнительных молитв на верховом животном, т.е. ты не касаешься лбом ничего. (Наклоняешь в таком случае голову, т.е. знаками и кивками).

Это мнение Ибн Усеймина.

3. Имам и сзади стоящие делают саджда, а ты ждёшь и не делаешь, пока они не встанут и после совершаешь. Таким образом, ты отстаёшь, но у тебя нет другого выбора, а после совершения их, ты встаёшь и догоняешь имама.

Второе и третье мнение опираются на слова Всевышнего:

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (Сура «аль-Бакъара», 286)

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе». (Сура «Взаимное обманывание», 16)

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Большинство ученых были единогласны в том, до пятничной молитвы нет никакой определенной Сунны с определенным количеством. Дело в том, что подобное может быть утверждено либо словами пророка (мир ему и благословение Аллаха), либо его поступком, а он ничего в этом случае не установил ни словами, ни поступком!” См. “Маджму’ату-ррасаиль аль-кубра” 1/136.

После совершения азана все должны сидеть и внимательно слушать хутбу, а встать могут только когда услышать икамат.

Если человек начал читать 2 ракаата дополнительной молитвы и услышал, как делают икамат, то можно ли выйти из молитвы без причины?

Посланник Аллаха, алейхи саляту уа салям, сказал: «Когда призовут к молитве, то нет молитвы, кроме обязательной!» Муслим 710.

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Слова «Когда призовут к молитве» означают «когда будут произносить икъама на обязательный намаз». В словах «нет молитвы, кроме обязательной» указание на запрет совершения добровольной молитвы после призыва к обязательной, будь это добровольная молитва из числа сунан-рауатиб или нет. В другой версии этого хадиса со слов ‘Амр ибн Динара есть добавка, где пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили: «И даже не совершается два рак’ата утренней Сунны (после призыва на обязательную)?!» Он ответил: «И даже два рак’ата утренней Сунны». Этот хадис приводит Ибн ‘Ади, и иснад его является хорошим. Что касается слова «обязательной», то речь может идти как о пропущенной обязательной молитве, так и той, к которой призывают, но правильнее то, что речь идет именно о той молитве, к которой призывают. Это подтверждается хадисом, передаваемым Ахмадом и ат-Тахауи: «Когда призовут к молитве, то нет молитвы кроме той, к которой призвали!»” См. “Фатхуль-Бари” 2/173.

Ответить на икамат уаджиб, а совершить дополнительную молитву это желательно.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Дополнительные молитвы до и после обязательных

Дополнительные молитвы

Тахаджуд намаз (ночной намаз)

Тахаджуд намаз — намаз, совершаемый в последнюю треть ночи, особенно дорог тем мусульманам, которые хотят еще более приблизиться к Богу, соблюдая дополнительные акты поклонения.

Количество рака’ат: от 2 (лучше 4) до 12 рака’ат по желанию.
Время выполнения: желательно выполнять в последнюю треть ночи до наступления времени утреннего намаза (аль-фаджр).

Выполнять в сочетании двух или четырех рака’ат, а нията достаточно одного. Но если кто-то сомневается, что встанет ночью, то может сделать намаз-тахаджуд поздно вечером после пятого намаза (аль-‘иша). Но вознаграждение в этом случае, конечно, будет меньше.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Лучший намаз из дополнительных намазов — это намаз, выполняемый глубокой ночью — намаз-тахаджуд» (передал Ахмад).

«Выполнение ночного намаза-тахаджуд приблизит читающего к Аллаху, защитит от зла и очистит от болезней».

«Вероятность принятия Всевышним ваших ду’а увеличивается к середине ночи».

«Здоровайся (т.е. говори ассаляму ‘алейкум) с окружающими, корми бедных, поддерживай тесную связь с родными и выполняй намаз, когда люди спят — и ты войдешь в Рай с миром».

«В каждой ночи есть такой момент, когда все то, о чем попросит человек в ду’а, Аллах выполнит» (передал Муслим).

«Намаз-тахаджуд будет удерживать человека от совершения грехов и приблизит к Аллаху» (передал Тирмизи).

«Намаз-тахаджуд удалит ужасы могилы». (передал ибн Маджа)

«Намаз-тахаджуд равен 4 рака’атам, выполненным в Лейлятуль-Кадр (передал Тибрани).

«Если встаете ночью, зная, что есть кто-то еще, кто тоже хочет выполнить этот намаз, то разбудите его».

«Намерение (ният) лучше сделать перед сном и потом, даже если проспишь (неумышленно), то все равно получишь вознаграждение, инша-Аллах».

Намаз-ишрак

Количество рака’ат: от 2 до 4.
Время выполнения: через 15-20 минут после полного восхода солнца. Хадис: Кто выполнит утренний намаз (фаджр) с группой и, продолжая сидеть на том же месте, читает зикр до восхода солнца, а потом выполнит 2 рака’ата намаза-ишрак, тот получит награду как за один Хадж и одну Умру (передал Тирмизи).

Читайте так же:  Молитва за детей к Господу

В хадисе от Тибрани говорится о выполнившем намаз-ишрак, что все его грехи будут прощены, и если он умрёт в этот же день, то окажется в Раю. А в хадисах от Тирмизи и Абу Дауда сказано, что Аллах станет помогать в выполнении работы в течение всего дня тому, кто выполнил намаз-ишрак.
Лучше всего выполнить намаз-ишрак как описано в первом из приведённых хадисов, тем не менее намаз-ишрак можно также прочесть через 15-20 минут после восхода солнца, даже если после утреннего намаза и до намаза-ишрак занимался не зикром, а земными делами. Но в таком случае награда, несомненно, будет меньше.
Великий исламский шейх Султан Баху (рахматуллах ‘алейх) передал в своём духовном наследии, что намаз-ишрак чрезвычайно важен. Своим последователям он советовал регулярно выполнять этот намаз, так как это приносит большое благословение — в моменты распространения первых солнечных лучей уровень духовности возрастает у тех, кто читает намаз-ишрак.

Намаз-духа’ упоминается во многих хадисах.

Количество рака’ат: от 2 до 12. Лучше выполнять по 2 рака’ата отдельно.
Время: После полного восхода солнца, и желательно, чтобы 1/4 дня уже прошла до полудня. Время намаза продолжается до полудня.

Изречения Посланника Аллаха (соллаллаху алейхи ва саллям):
«Будут прощены прегрешения того, кто регулярно выполняет намаз-духа’. Кто выполняет 2 рака’ата намаза-духа’, тот не будет считаться ленивым; кто выполняет 4 рака’ата — тот будет среди преданных; кто выполняет 6 рака’ат, тот будет свободен от всех волнений в течение всего этого дня; кто выполняет 8 рака’ат, тот будет среди благочестивых, а тому, кто выпоамаз — опора религии[79][79]’.

Намаз способствует очищению души и тела. Совершая намаз, мусульманин охраняется от грехов и становится чистым рабом Аллаhа, достойным попадания в Рай.

Пророк Мухаммад, мир Ему, спросил: ‘Останется ли на вашем теле грязь, если вы будете пять раз купаться в реке, что течет у вас перед домом?’ Они ответили: ‘О Посланник Аллаhа, никакой грязи не останется’. На это Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘И пятикратный намаз подобен этому: Аллаh намазом стирает грехи[80][80]’.

Намаз, зарождая в сердцах людей любовь к Создателю и страх перед Ним, охраняет от греховных действий. Эта истина доказана в Священном Коране.

Означает: ‘Читай (Мухаммад) Книгу Аллаhа и выстаивай молитву в совершенстве, ибо искренняя молитва удерживает от великих грехов и оберегает от всех прегрешений, которые законы Аллаhа запрещают[81][81]’

Тот, кто правильно выполняет намаз, отстраняет себя от грехов, укрепляет свою веру и открывает для себя путь в Рай. Так как мусульманин обязан соблюдать намаз, он также обязан научить намазу своих детей. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: ‘Как только ребенок достигнет семи лет, требуйте от него выполнения намаза[82][82]’.

ВРЕМЯ НАМАЗОВ

Существует пять обязательных намазов. Это намазы ас-субх (утренний), аз-зухр (полуденный), аль-аср (послеполуденный), аль-магриб (вечерний) и аль-ишаа (ночной). У каждого из них есть свое определенное время, в которое они должны выполняться. Это одно из условий. Нельзя выполнять намаз раньше его времени, также как нельзя без уважительной причины выполнять намаз позже его времени. В обоих случаях это является большим грехом. Сказано в Священном Коране:

Означает: ‘Поистине, верующим молитва предписана в установленное время[83][83]’

О времени намаза Аллаh Всевышний сказал также в Коране:
Означающее: ‘Славьте Аллаhа, когда настанет вечер для вас и когда настанет утро. Ему — хвала на небесах и от вас на земле и ночью, и в полдень[84][84]’.

Время утреннего намаза ас-субх — начинается с появлением (истинный рассвет) светлой полосы на востоке параллельно горизонту, и заканчивается с появлением над горизонтом края солнечного диска.

Время полуденного намаза аз-зухр — начинается с момента, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада и тень начинает увеличиваться в сторону востока, и продолжается, пока длина тени от объекта не будет равна одной (или по высказыванию другого ученного — двум длинам) этого объекта.

Время послеполуденного намаза аль-аср — начинается, как только заканчивается намаз аз-зухр, и продолжается до полного захода солнца.

Время вечернего намаза аль-магриб — начинается после захода солнца и продолжается до исчезновения зарева заката или просвета после зарева.

Время ночного намаза аль-ишаа — начинается по окончании времени намаза аль-магриб и продолжается до наступления времени намаза ас-субх.

Время намаза аль-витр — это время ночного намаза, этот намаз читается после намаза аль-ишаа.

Время намаза аль-джум`а — это время намаза аз-зухр пятничного дня.

Время намаза ат-таравих — во время намаза аль-ишаа в месяце Рамадан.

Время праздничного намаза — начинается спустя примерно 50 минут после восхода солнца праздничного дня и продолжается до тех пор, пока солнце не достигнет зенита.

Время, когда нельзя читать намаз.

В сутках есть промежутки времени, в которые намазы не читаются. Время, когда нельзя читать:

1) во время восхода солнца;

2) когда солнце в зените;

3) при заходе солнца.
Примечание: во время захода солнца можно читать только намаз ‘аль-аср’ этого же дня, если он не был выполнен.

Читайте так же:  Молитвы чтобы с любимым помириться

ВИДЫ НАМАЗОВ

1. Фард — обязательные намазы.

Видео (кликните для воспроизведения).

2. Ваджиб — необходимые намазы.

3. Нафиль — дополнительные намазы.

Это пять ежедневных намазов, пятничный намаз аль-джум`а и намаз аль-джаназа (по усопшему). Выполнение этих намазов обязательно.

1. Намаз ас-субх (утренний): 2 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда.

2. Намаз аз-зухр (полуденный): 4 рака`ата сунны, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

3. Намаз аль-аср (послеполуденный): 4 рака`ата сунны, гайри муаккада[85][85], 4 рака`ата фарда.

4. Намаз аль-магриб (вечерний): 3 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

5. Намаз аль-ишаа (ночной): 4 рака`ата сунны гайри муаккада, 4 рака`ата фарда, 2 рака`ата сунны.

Намазы, которые также обязательны,
помимо пятикратного намаза:

1. Намаз аль-джум`а (пятничный, обязателен для мужчин): 4 рака`ата сунны, 2 рака`ата фарда, 4 рака`ата сунны.
3. Намаз аль-джаназа (по усопшему) — это фард кифайя.

Это намазы, выполнение которых необходимо.

1. Намаз аль-витр: 3 рака`ата

2. Праздничные намазы: 2 рака`ата

Нафиль-намазы — это дополнительные намазы, которые можно выполнять сверх обязательных намазов (фард-намазов).

1) Нафиль-намазы, которые совершаются дополнительно к фард-намазам;

К этим намазам относятся сунны намазы, которые совершаются до или после фардов, и намаз ат-таравих, который совершается каждую ночь во время месяца Рамадана.

2) Нафиль-намазы, которые совершаются независимо от фардов;

Нафиль-намазы также называются мустахабом или мандубом. Они совершаются в разное время с целью получения дополнительного сяваба.

Вот некоторые из них:

а) намаз ад-духа, который совершается после восхода солнца по истечении времени когда запрещается читать намаз; он состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

б) намаз ат-тахаджуд, который совершается после полуночи и состоит минимум из 2-х рака`атов, максимум из 12-ти рака`атов;

в) тахиятуль масджид, который совершается при посещении мечети, если это не запрещенное время; он состоит из 2-х рака`атов.

ФАРДЫ НАМАЗА

Существует 12 фардов, которые необходимо выполнить, для того чтобы намаз был правильным: 6 из них — вне намаза, они являются условиями для совершения намаза; 6 фардов — в намазе, которые называются рукнами намаза.

Чтобы намаз был правильным, надо соблюдать все 12 фардов без исключения.

1. Очищение от хадаса[86][86], который удаляется совершением омовения (малым — вуду, или большим- гусулем).

2. Очищение от наджасы (нечистот) — это удаление нечистот с тела, одежды и места моления.

3. Прикрытие аурата. Мужчина должен быть прикрыт от пупка до колен включительно. У женщин должны быть прикрыты все части тела, кроме лица, кистей рук и стоп. (См. главу ‘Тасяттур’)

4. Направление на Кыблу. То есть — читать намаз, обратившись в сторону Кыблы. Кыбла — это Кааба, первое священное здание на земле, построенное для поклонения Аллаhу. Кааба находится в Мекке в мечети ‘Аль-Харам’.

5. Время. То есть — совершение намаза своевременно. Нельзя читать намаз до наступления или после окончания его времени.

6. Намерение. То есть — знать, какой намаз совершается, и вспомнить сердцем о нем. Произнесение вслух намерения — сунна.

РУКНЫ НАМАЗА:

1. Такбиру-ль-ифтитах. Это произнесение такбира в начале намаза.

2. Кыям. Стояние во время намаза.

3. Кыраат. Чтение Корана во время стояния.

4. Руку’у. Поясной поклон настолько, чтобы руки были на уровне колен.

5. Суджуд. Земной поклон. Касание земли одновременно коленями, руками, лбом.

6. Ка`ида. Это сидение в конце намаза на протяжении времени чтения ‘Ат-тахият’.

Дополнительные молитвы до и после обязательных

Послеполуденный намаз аср: как читается молитва икенде

«Тщетны все деяния того, кто позволяет себе оставлять чтение молитвы аср». Именно такой строгий хадис Пророка Мухаммада (с.г.в.) можно найти в сборнике имама Аль-Бухари.

Этот намаз идёт третьим в распорядке обязательных пяти ежедневных молитв после утреннего намаза (сабах или фаджр) и полуденного (ойля или зухр). При этом он является едва ли не самым коротким, а потому оставлять его без чтения – непозволительная роскошь для мусульманина. Пусть даже самого загруженного делами.

Послеполуденный (или предвечерний) намаз в арабском языке обычно обозначается словом «аср», тогда как среди тюркских народов прижилось наименование «икенде». В этом материале мы будем использовать все эти обозначения.

Обратите внимание, что положение частей тела в ракаатах описаны для мужчин. У женщин они несколько (незначительно) отличаются.

Время наступления намаза аср

В отношении временного интервала послеполуденной молитвы мнения учёных-богословов разделились. Большинство из них считает, что он начинается тогда, когда тень предмета равна его длине. Однако имам-агзам Абу Ханифа говорил, что к икенде-намазу следует приступать только после того, как тень предмета станет в два раза больше него самого. Так или иначе, отмечают современные алимы, во время намаза аср солнце теряет свою яркость, начинает «желтеть». Этот момент также можно использовать в качестве одного из индикаторов. Икенде читается до того, как солнце уходит за горизонт.

Однако в сводах высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) можно найти хадис, в котором даётся весьма резкая оценка в отношении откладывающих молитву аср до последнего. «Только лицемер ждёт того момента, когда солнце попадёт в рога Дьявола. Потом он встаёт на намаз и в спешке молится» (Муслим).

Время совершения предвечернего намаза во всех городах России можно посмотреть и скачать по ссылке.

Как читать молитву-икенде?

Этот намаз едва ли не самый простой в плане своей структуры. Обязательно нужно прочитать четыре ракаата, которые, собственно, находятся в статусе фарда. Но есть также и дополнительная часть, которая предшествует фарду. О ней мы подробно поговорим в конце статьи.

Читайте так же:  Молитва о здравии внуку

Для удобства читателей приводим видео примера чтения обязательной части намаза-аср.

4 ракаата фарда

Самое первое действие, которое предшествует дальнейшим действиям, – это выражение намерения прочитать намаз аср. Нет никакой определённой формулы на арабском языке, которая обозначала бы намерение. Главное – чтобы в сердце у человека было желание совершить конкретную молитву в строго отведённое для этого время. Также можно сказать тихо вслух на любом из языков: «О, Аллах! Я намереваюсь прочитать четыре ракаата обязательной части (или фарда) намаза аср».

После этого следует такбир-тахрим – фраза «Аллаху Акбар» (Аллах Велик). В момент произнесения вслух этого такбира молящийся поднимает руки ладонями в сторону кыйблы до того момента, пока не произойдёт соприкосновение больших пальцев с мочками ушей. Стоит заметить, что на необходимости такого прикосновения настаивают ханафиты и шафииты, тогда как ханбалиты и маликиты не считают это действие обязательным. После того, как человек произнесёт такбир-тахрим, ему следует практически полностью отключиться от окружающей действительности и погрузиться в поклонение – нельзя говорить на посторонние темы, совершать действия, не связанные с молитвой. Взгляд должен быть устремлён в ту точку, где должен оказаться лоб человека при совершении земного поклона (суджуд).

Далее идёт дуа «Сана». Её читают так:

«Субэханяка Аллахуммя вя бихамдикя, вя табяракасмукя, вя та’аля джаддукя, вя ля Иляха гайрук»

Перевод значения: «Слава Аллаху! Твоё имя является величайшим, нет никого равного Тебе. Никому нельзя поклоняться, кроме Тебя».

В шафиитском мазхабе это дуа читается иначе:

«Вяджяхту вяджхия лильлязии фятарас-самаваати уаль-ард, ханифам муслимя, вя мя ана миналь-мушърикиин, инняс-саляти вя нусукы, вя махъяйа, вя маммати лильЛяхи Раббиль-галямин, ля шариикя ляхъ, вя би зяликя умирьту вя ана миналь-мусълимиин»

Перевод: «Я направляюсь к Тебе, Сотворившему небеса и Землю. Я не совершаю греха ширка (поклонения кому-либо ещё), так как, воистину, мои дуа, мольбы, просьбы, хороший нрав, жизнь и смерть – всё это в Твоей власти, во власти Всевышнего Аллаха, у Которого не может быть никакого сотоварища. Это то, что я обязан делать, ведь, поистине, я из числа мусульман».

Дуа «Сана», равно как и коранические суры, идущие ей вослед, проговариваются в стоячем положении «кыям». Руки располагают ниже пупка, при этом правая ладонь ставится на левую и обхватывает её большим пальцем и мизинцем. Остальные три пальца ложатся на левое предплечье. Такое расположение рук характерно для ханафитского мазхаба. Шафииты, в целом, держат их в аналогичном положении, но чуть повыше пупка. Маликиты руки вовсе опускают, а вот ханбалиты оставляют этот вопрос на собственное усмотрение верующего.

Вслед за дуа «Сана» идут «та-авуз» и «басмалля» – фразы «Агузю бильЛяхи мин аш-шайтаанир-раджиимъ» и «БисмильЛяхи-р-Рахманир-Рахиимъ» («Обращаюсь к Господу от сатаны, побиваемого камнями. С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного [начинаю дело]»). Потом молящийся должен прочитать суру «Аль-Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная, короткая сура либо идущие друг за другом аяты из Священного Корана (как минимум, три штуки). Примером краткой суры служит «Аль-Кафирун».

Потом молящийся должен совершить такое действие, как поясной поклон (руку’): по окончании дополнительной суры человек проговаривает такбир («Аллаху Акбар»), опускает руки и прогибается так, что обе его кисти опираются на колени, а пальцы расставляются. При взгляде сбоку поза человека будет напоминать букву «Г». В это время надо три раза сказать: «Субханя Рабби аль-Газыйм» («Пречист Великий Господин»). Далее надо выйти из положения руку’, проговаривая: «Сами’а Аллаху лимянъ Хяямидех» («Всевышний слышит абсолютно все слова прославления»). Молящийся стоит прямо, его руки опущены. Произносится формула не вслух: «Раббаня, Ляка-ль-хамдэ» («О Владыка миров! Для Тебя все эти хвалебные слова»).

Потом наступает черёд земного поклона, который в арабском языке обозначается словом «суджуд». Со словами такбира человек опускается на пол – сначала коленями, а потом руками и, наконец, лбом и переносицей одновременно. Голова должна быть расположена между кистей рук (ханафитская манера). Представители шафиитского мазхаба руки кладут на линии плеч, а не головы. У ханбалитов порядок суджуда иной – сперва опускаются передние конечности и только потом к полу прикасаются колени. В рамках суджуда глаза не закрываются. Пальцы прижаты к полу и устремлены к кыйбле.

Молящийся в земном поклона трижды говорит слова: «Субэханя Рабби аль-А’ля» («Пречист мой Великий Господин»).

Сказав такбир, человек выходит из положения суджуда – сперва отрывает от пола голову, потом кисти рук кладутся на бёдра так, чтобы фаланги были направлены на кыйблу. Верующий присаживается на левую ступню, тогда как правая находится в промежуточном положении. Сидят в такой позиции лишь пару секунд. Далее следует такбир и новый земной поклон с произнесением «Субэханя Рабби аль-А’ля», после которого происходит завершение первого ракаата. Человек повторяет «Аллаху Акбар» и занимает вертикальную позицию кыяма.

Читайте так же:  Молитва от порчи сглаза и проклятия

Когда молящийся находится в состоянии кыяма, последовательность его действий не сильно отличаются от описанного применительно к предыдущему ракаату: «Аль-Фатиха», вслед за которой идёт дополнительная сура (например, «Аль-Ихлас»), руку’, суджуд. Нет только дуа «Сана». К тому же после суджуда человек не приступает сразу же к третьему ракаату, а остаётся в сидячей позиции (она именуется «кууд») и произносит дуа «Ташаххуд»:

«Ат-тахияту лильЛяхи вяс-саляваату вят-тайибатъ. Ас-саляму ‘аляйка, айуханнабиийу, вя рахматулЛаахи вя бяракятухъ. Ас-саляму ‘аляйня вя ‘аля гыйбадильляхис-салихиин. Ашхаду альляа-иляаха ильляЛлаху, вя ашхаду анна Мухаммядан габэдуху вя расулюхъ»

Перевод: «Наши приветствия, наша мольба направлены Аллаху. Мир тебе, наш Пророк, милость тебе от Всевышнего Господина и благословения от Него. Свидетельствую, что нет никого, достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник».

При произнесении выражения «Ашхаду альляа-иляаха ильляЛлаху» надлежит приподнять указательный палец. Опускают его обратно, когда произносятся слова «вя ашхаду анна Мухаммядан габэдуху вя расулюхъ». На этом мусульманин завершает чтение второго ракаата молитвы ‘аср и со словами такбира встаёт на третий.

Порядок его выполнения соответствует тому, как совершается 1-й ракаат. Отличие в том, что здесь нет дуа-сана, а вслед за «Фатихой» человек сразу же, без чтения иных сур/аятов, уходит в руку’ и потом – в земной поклон. В 3-м ракаате отсутствует кууд (сидение), а потому сразу за земным поклоном надо встать на завершающий – четвёртый по счёту ракаат.

Относительно этого ракаата справедливо суждение, что он в некотором смысле дублирует второй, с тем отличием, что в кыяме читается только «Фатиха». Здесь так же после земного поклона надо совершить ку’уд (сидение), где произносится ташаххуд. Только после него следует дополнительная дуа-молитва, которую обычно обозначают как «салават»:

«Аллахумма сальли аля Мухаммадин вя аля али Мухаммад. Камя-салята аля Ибрахиима вя аля али Ибрахиима. Инняка хамиидюн маджиид. Аллахумма барикъ аля Мухаммадин вя аля али Мухаммад. Камя бярактя аля Ибрахиима вя аля али Ибрахиима, инняка хамиидюн маджиид»

Перевод: «О, Аллах! Мы обращаемся к Тебе с просьбой послать благословение Мухаммаду и его семейству ровно так же, как Ты это сделал в отношении Ибрахима и его семьи. Воистину, Ты Хвалимый. О, Аллах! Мы просим Тебя одарить благословением Мухаммада и его семейство, подобно тому, как ранее это было сделано в отношении Ибрахима и его семейства. Воистину, именно Ты Достойный славы и хвалы».

За этим дуа следует отрывок из 201-го аята самой большой суры Книги Всевышнего «Аль-Бакара»:

«Раббаня-атиня фид-дунья хасянатян вя филь ахираати хасянатан вя кыйна газабаннар» (2:201)

Смысловой перевод: «О, наш Господь! Просим Тебя одарить нас в этом мире и мире Вечном добром. Также молим тебя о защите от огня Ада и прочих мучений там».

Потом молящийся совершает приветствие – поворачивается лицом в стороны со словами «Ас-саляму галейкум вя рахматулЛах». (Их можно перевести следующим образом: «Приветствие вам и милость Аллаха»). Исламские богословы отмечают, что фактически приветствие в заключительной части намаза адресовано другим молящимся, джиннам-мусульманам и ангелам, записывающим деяния человека.

Далее верующий должен три раза сказать выражение: «Астагафируллахи» («Прости меня, о Аллах»). И здесь наступает черёд финального дуа, при совершении которого человеку надлежит смотреть на свои раскрытые приподнятые ладони:

«Аллахумма антас-саляаму вя минкяс-саляму. Табяракта йа заль-джаляали вяль-икраам»

Смысл её таков: «О, Господь! Ты – это мир, и Ты – Создатель этого мира. Просим у Тебя благословение».

Молящийся произносит «Аминь» и гладит себя по лицу. На этом всё.

Дополнительные 4 ракаата суннат

Мало кто знает, но перед обязательной частью послеполуденной молитвы можно почитать столько же ракаатов суннат. О их совершении упоминается в жизнеописании Милости миров Мухаммада (с.г.в.). В сборнике его высказываний, подготовленном имамом Ат-Тирмизи, говорится: «Всевышний Творец пошлёт свою милость тому, кто до молитвы ‘аср прочтёт четыре ракаата сунны». Богословы относят это к мустахабу, то есть к такому действию, совершение которого приносит человеку благодать (савап), а отказ от его соблюдения не считается греховным поступком.

Данный суннат-намаз практически аналогичен описанным выше ракаатам фарда. Однако стоит отметить некоторые различающиеся моменты:

1. Выражения, обозначающие новое действие в намазе (такбир, слова выхода из состояния руку‘ и приветствие вправо-влево в концовке), проговариваются в ходе молитвы-суннат не вслух, в отличие от фарда.

2. Во всех ракаатах после «Фатихи» требуется прочитать либо отрывки из Благородного Корана величиной в три и более идущих последовательно аята, либо какую-нибудь короткую суру (например, «Аль-Фалякъ» и «Ан-Нас»).

Видео (кликните для воспроизведения).

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Два ракаата дополнительной молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here