Дионисий глушицкий молитва

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Дионисий глушицкий молитва - в подробном и точном описании.

Дионисий глушицкий молитва

Преподобному Дионисию, игумену Глушицкому чудотворцу (тропарь и кондак)

Б оже́ственною любо́вию от ю́ности распала́емь, / Диони́сие преподо́бне, / вся, я́же в ми́ре кра́сная, возненави́дев, / Христа́ еди́наго возлюби́л еси́ / и Сего́ ра́ди во вну́треннюю пусты́ню всели́лся еси́, / со зверьми́ живы́й, весь Христо́ви. / Отону́дуже и Всеви́дящее О́ко, твоя́ труды́ ви́дев, / да́ром чуде́с и по преставле́нии обогати́л тя есть. / Те́мже вопие́м ти: / моли́ непреста́нно о всех нас, / честну́ю па́мять твою́ при́сно // в пе́снех почита́ющих.

В се твое́ у́мное жела́ние к Бо́гу впери́в, / Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́, в пусты́ню всели́вся, / и, та́мо а́нгельски пожи́в, мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию; / сего́ ра́ди и Христо́с тебе́ просла́ви и да́ром чуде́с обогати́. / Те́мже вси вопие́м ти: // ра́дуйся, Диони́сие преподо́бне, пусты́нный жи́телю.

Новости

    31 Октябрь 2019

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

Обновление на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлен

08 10 Чин Вечерни для домашнего (келейного) чтения.

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Дионисий Глушицкий — история Святого имени

Житие преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

Родился в 1362 г. в окрестностях Вологды и во Святом Крещении был назван Димитрием. С юных лет возлюбил он иноческое житие. Оставив родительский дом, он подвизался иноком в Спасо-Каменном монастыре, где принял монашество с именем Дионисий.

В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел здесь 9 лет. Отсюда вместе с иноком Пахомием, ища безмолвия, преподобный Дионисий перешел на Святую Луку, где восстановил запустевший общежительный монастырь. Здесь святой жил как пустынник, проводя строгую, суровую, подвижническую жизнь. В 1403 г. св. Дионисий устроил еще одну общежительную обитель, а в 4-х верстах от нее – другую, названную Сосновцем.

Святая жизнь и духовная мудрость преподобного привлекали к нему множество людей. Он был истинным отцом каждого, искавшего у него помощи. Преподобный был искусный живописец, ковач меди и строитель одежд, занимался он также плотничеством, кузнечным ремеслом, резьбой по дереву. Преподобный ни минуты не проводил без труда и тогда принимался за пищу, когда совершенно терял силы от истощения. За 7 лет до своей кончины св. Дионисий сам выкопал себе могилу в Сосновце и ежедневно приходил к ней, непрестанно напоминая себе о смерти. Скончался он в 1437 году на 75-ом году жизни.

См. также: «» в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Тропарь преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

Божественною любовию от юности распалаемь,/ Дионисие преподобне,/ вся, яже в мире красная, возненавидев,/ Христа единаго возлюбил еси/ и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси,/ со зверьми живый, весь Христови./ Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев,/ даром чудес и по преставлении обогатил тя есть./ Темже вопием ти:/ моли непрестанно о всех нас,/ честную память твою присно/ в песнех почитающих.

Тропарь преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

Светильники светлыя явльшеся,/ доброту земную мудренно оставльше,/ и идоша во внутреннюю пустыню, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ смирение и всякую добродетель извыкше,/ и обретоша безсмертие,/ постом и бдением и прочим воздержанием себе приносяще Христу,/ и ныне на Небесех Престолу Христову предстоите./ Молите, отцы Богомудрии, Амфилохие, Макарие, Тарасие и Феодосие,/ умирити мир и спастися душам поющих вас,/ и согрешений оставление даровати/ чтущим всечестную память вашу.

Кондак преподобного Дионисия, игумена Глушицкого

Все твое умное желание к Богу вперив,/ Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению;/ сего ради и Христос тебе прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

Кондак преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких

Яко светила незаходимая мысленнаго Солнца, просветисте вселенную,/ верным души и телеса лучами чудес ваших озаряюще,/ независтно подаваете от недуг исцеление,/ темже, сошедшеся верою, вас в песнех восхвалим,/ яко найти премудрыя наставники и к Богу ходатаи,/ и непрестанно вопием:/ радуйтеся, отцы Богомудрии Дионисие и Амфилохие.

Преподобный Дионисий Глушицкий

Память преподобному Дионисию Глушицкому, Вологодскому чудотворцу, Церковь совершает 14 июня (1 июня по ст. ст.) в день его преставления.

Содержание:

Житие преподобного Дионисия Глушицкого

Как повествует «Сказание о начале Спасо-Каменного монастыря», написанное в последней четверти XV века Паисием Ярославовым, и Житие преподобного Дионисия Глушицкого, написанное дьяконом Иринархом в 1495 году, через 58 лет после преставления преподобного, — 19-летний юноша Димитрий из Вологды в 1382 году принял постриг с именем Дионисий в Спасо-Каменном монастыре от известного своей святостью игумена Дионисия, который пришел с Афона и ввел святогорский устав в обители. Несомненно, что именно игумен-афонит, этот духовный родоначальник отдельной ветви в Северо-Восточном монашестве, оказал большое влияние на будущего святого в плане практики им умной молитвы и упражнения в искусствах иконописи и кузнечного ремесла. 9 лет молодой монах подвизался в обители под опытным духовным руководством, но в 28-летнем возрасте (1391 г.) отпросился у игумена «Богу работати» и «себе наедине безмолствовати».

Икона Божией Матери «Знамение» (Воплощение) кисти прп. Дионисия Глушицкого. Нач. XVI в. Прп. Кирилл Белоезерский. Икона письма Дионисия Глушицкого. Государственная Третьяковская галерея. 1424 г.

Составитель жития преподобного указывает, что он вел очень строгий образ жизни: всего раз в день вкушал немного хлеба и воды, и лишь на Пасху позволял себе молочную пищу, и то совсем немного; что умерщвлял плоть морозом: « множае всю нощь стоа на мразѣ трясыйся, грозою мраза стрѣчемъ, хотя мраза оного тоньзнути, да тамо приимет радости и пища райскыа. Распяся мирови, да одесную Распеншагося станет », что непрестанно «умно» молился, имел любовь к ближнему и помогал нуждающимся, о том, что он сам плотничал и работал в кузнице («млатобица бяше»), о том, что преподобный строго наблюдал за уставом киновии — запрещал монахам держать какое-либо имущество в своих кельях и воспитывал в них строгое послушание. Однако вскоре преподобный, который ищет уединения и безмолвия, оставляет Покровский монастырь, спускается на 4 версты вниз по течению реки Глушицы, забирается в «блата и дебри непроходнии», видит, что место «зело красно», и селится в келье у вековой сосны. Отсюда и название месту — Сосновец.

Читайте так же:  Молитва от проклятий соперницы

Преподобный пользовался большой любовью местных князей: Димитрий Васильевич Заозерский подарил Покровской обители эти земли, а также прислал «древоделей», которые очистили место от леса. Бохтюжский князь Юрий Иванович сделал поземельные вклады и сыновьям своим заповедал заботиться о монастыре. Историки усматривают в факте основания обители в Сосновце признаки больших дипломатических способностей преподобного Дионисия, который, будучи отшельником, умудрялся поддерживать отличные отношения и с епархиальным центром в Ростове, и с местной светской властью: предполагается, что расстояние в 4 версты между двумя монастырями является порубежьем Бохтюжского и Кубено-Заозерского княжеств, а Сосновец был основан недалеко территориально, но географически уже в другом княжестве, чтобы стать более доступным к Юрию Ивановичу Бохтюжскому, так как оба князя соседних земель хотели видеть преподобного своим духовным отцом.

Авторитет святого был очень высок и среди братии, которые убедили его остаться игуменом Покровской обители. В Сосновецкой пустыни Дионисий поставил церковь Иоанна Крестителя, которую вскоре освятили по благословению Ростовского архиерея.

Преподобный переселил часть братии к себе, где также установил общежительный устав, периодически навещая «большую лавру», свой Покровский монастырь, которая окормляла и новую обитель. На новом месте преподобный объявил братии, что будет погребен именно тут, и еще более усилил свои духовные подвиги: подвизался «жесточайшим пребыванием»: не спал по нескольку дней, ел только хлеб с солью и пил только воду. В то же время большая лавра уже при жизни преподобного была богата — она, хоть и выкупала крестьян из холопского состояния, но все же и подвергалась нападению разбойников, о которых было известно, что они были убийцы. Разбойники угнали из обители 7 лошадей. Преподобный Дионисий же учил прощать и молиться за таких.

Фото нач. ХХ в.

Окрестные крестьяне, видя святость жизни преподобного и его учеников, начинают ощущать необходимость утроения церквей в своих селениях и просят преподобного «о съставление церкве». Преподобный откликнулся на просьбу местного населения и «създа им церковь и украси ю иконами чюдне». Можно говорить о как минимум 3-х церквях, созданных преподобным (который был искусным плотником и кузнецом) и его монахами. Рядом с церковью Леонтия Ростовского он «устрои тамо инокыням пребывание» — этот женский монастырь просуществовал до начала XVI века. Постепенно на этом месте образовалось селение, а церковь была известна на протяжении всего XVII века. Об устроительстве церквей преподобным Дионисием крестьяне окрестных деревень помнили даже в XIX веке и рассказывали об этом местным священникам — так бытовала в историческом сознании местных жителей память о человеке, столь ярко просиявшем в этом благословенном северном краю. Так эта священная память, которую народ так бережно сохранил в веках, стала неотъемлемой частью местной культуры.

В начале 1420-х годов Дионисий (которому было около 58 лет) вновь пошел в Ростов взять благословение у своего бывшего игумена в Спасо-Каменном монастыре, того самого святогорца, а ныне Ростовского епископа, Дионисия: «Правящу же ему престол апостольский града Ростова епископу Дионисию прииде к нему преже помянутый ученик его Дионисии. Духовно поучив его и душеполезная словеса беседова с ним, и благослови его, и даст икону пречистыя богоматери носящи на дланех сына своего Христа бога нашего, яже и ныне есть нами видима, и ину утварь, яже есть потребная церкви, и отпусти его с миром. Он же приим от него благословение и отиде». Это говорит о теплых отношениях и уважении между учеником и учителем.

Житие повествует нам о том, что преподобный Григорий Пельшемский был учеником и другом преподобного Дионисия Глушицкого — поначалу он жил в обители под руководством Дионисия, но потом переселился в основанную им самим пустынь в 28 верстах на реке Пельшме. Там «съдружебника своего» с которым «едину волю иместа духовною любовию» преподобный Дионисий навестил, принеся в дар новой обители иконы, которые, скорее всего, сам и написал, а также книги, которые для агиографа «и ныне суть видимы». Житие говорит в том числе, что Дионисий Глушицкий имел взаимоотношения с преподобным Павлом Обнорским, Тарасием Глушицким (который, будучи игуменом в Перми, пришел в обитель к Дионисию, принес с собой «имениа некаа» и попросил принять к себе, а тот, высоко оценив смирение Тарасия, дал ему келью в Покровском монастыре), со своими близкими учениками: преподобными Амфилохием, Макарием и Феодосием Глушицкими. Эти факты говорят о большом уровне взаимного уважения и близких отношениях в монашеском сообществе того времени, что лишний раз подтверждает тот факт, что Древняя Русь — это скорее не концепция государства, а единая огромная церковная община, накрепко связанная мощными духовными скрепами.

В 1427 году обитель посетил Ростовский епископ Ефрем, дал «милостыню доволну в монастырь и учреди велми святаго и братию», а также много беседовал со святым игуменом. В 1436 году преподобный составляет духовную грамоту, сохранившуюся в оригинале на бумаге до сего дня. Она же была и первой монастырской описью. Эти факты также говорят о высоком духовном и политическом авторитете Дионисия Глушицкого в то далекое время.

Читайте так же:  Молитва если дочь пьет

Предчувствуя свою скорую кончину, преподобный все усиливал свои духовные подвиги: от длительных бдений стоя ноги его отекали и «бяху яко столпие», многие ночи напролет проводил святой в умной молитве на лютом северном морозе у вырытой самому себе могилы.

Видя святость преподобного, бесы неоднократно видимым образом нападали на него с криками: «изыди отсюда яко да не зле умреши». Дьявол «нападоша на святого и биша его» так, что «от ран лежати ему». Однако преподобный «напасти от бесов претерпе», и враг рода человеческого «сам от святаго посрамися».

Преставился этот великий подвижник на семьдесят пятом году жизни, 1 июня 1437 года («в лето 6945, в день неделны, в 6 час дне, месяца июня 1 день»), после причастия Святых Тайн и последнего наставления братии, в котором заповедал Покровскому и Сосновецкому монастырям иметь одного игумена и поставил своим преемником преподобного Амфилохия, которого очень любил. До этого он получил в видении обещание от Пресвятой Богородицы хранить обитель и братию. Лик его в момент отхода души от тела «светился как снег». В этот момент келья наполнилась благоуханием, а Амфилохий увидел над головой святого «венец, как солнце сияющий».

Похоронен этот выдающийся светильник Северной Фиваиды (1), основавший 4 обители и построивший несколько церквей, был в Сосновецком монастыре, в могиле, выкопанной своими же руками за семь лет до смерти. Рядом с ним в 1452-м году похоронен его ученик преподобный Амфилохий. К концу XV в. над местом погребения преподобных была сооружена рака, а в 1640-м году купец Бахтеяр Булгаков с сыновьями Иваном и Василием устроили новую гробницу. После того как в 1744-1745 годах в Сосновецком монастыре был выстроен 2-этажный каменный собор, посвященный преподобным Дионисию и Амфилохию, а также св. Иоанну Предотече, рака над могилами преподобных оказалась в нижней Предотеченской церкви за левым клиросом.

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в.

Однако Советское государство в XX веке уничтожило все, что создал этот выдающийся человек при жизни: указом Вологодского епископа Александра (Трапицына) от 3 мая 1919 года Покровский монастырь был упразднен, Покровский собор и церковь преподобных Дионисия и Амфилохия обращены в приходские храмы. Предположительно, после этого братия перешла в еще действующий Сосновецкий монастырь. В 1936 году, после закрытия соседней церкви во имя святителя Леонтия Ростовского, приход Покровского храма увеличился вдвое, но, как отмечалось в ведомости, «средств к существованию как храмов, так и служителя культа не прибавилось», священник храма «на свое содержание получает только добровольную денежную за требы плату и немного картофеля». В 1937 году Покровский храм и церковь во имя преподобных Дионисия и Амфилохия были закрыты, имущество распродано и расхищено. После 1944 года был разобран на кирпич Покровский храм, в 50-х годах уничтожена бо́льшая часть построек Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря, прекратившего таким образом свое фактическое существование.

Фото нач. ХХ в.

В 1924 году был ликвидирован и Сосновецкий монастырь. В настоящее время от монастырского храма сохранился фундамент, место погребения преподобных устанавливается приблизительно. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань — для флагов Морженгской ячейки РКП.

Почитание преподобного Дионисия Глушицкого

На церковном соборе 1547 года, созванном митрополитом Московским Макарием, преподобный Дионисий был официально причтен к лику святых. Первая церковь его имени построена в XVI веке. Однако о местном почитании преподобного уже в XV веке говорит сам факт написания его Жития, к чему Иринарха, по его словам, «понудили». Мощи святого сразу стали источать чудеса. Агиограф пишет, что сам лично был свидетелем чудес от мощей преподобного, а не только слышал о них — «своима очесы видех бывающая чюдеса и удивихся»: «слепым прозрение дает, от бесов свобождение, раслабленым стягнутиа, скорчющим рукам протяжение, и всем болезнем здравие дает не токмо ракы его приближением, но идеже имя его призовет с верою, здравие приемлют».

Видео (кликните для воспроизведения).

В «Похвальном слове русским святым», написанном во 2-й половине XVI века иноком Григорием Суздальским, говорится: «Кто не весть блаженаго Дионисия Глушитцкаго, смирение показавшего… Той же и тръпение показа с кротостию… Той же пролитию слезам источник бе… Той же иноком предобрый наставниче и благое украшение, и виде Господь его добродетели, даром чюдес обогати его».

Празднование Дионисию Глушицкому 1 июня отмечено в Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (ок. 1634 г.), в «Палинодии» архимандрита Киево-Печерской лавры Захарии (Копыстенского) 1621-1622 гг., в Коряжемских святцах 1621 г., в Месяцеслове Симона (Азарьина) (50-е годы XVII века). В «Похвальном слове русским преподобным» соловецкого инока Сергия (Шелонина) 1645-1647 гг. преподобный Дионисий называется «кратким, досяжущем же небеса». Имя преподобного Дионисия включено в «Описание о российских святых» конца XVII-XVIII века. Согласно 4-й уставной записи кремлевского Успенского собора, между 1666 и 1743 гг. торжественное празднование в соборе памяти Дионисия Глушицкого было прекращено («в соборе поют рядовым, Дионисию не празднуют»).

Составление преподобному Дионисию службы датируется 1548-м годом, по-видимому, оно связано с его канонизацией. В конце XVII в. была составлена общая служба преподобным Дионисию и Амфилохию Глушицким.

Церковь Дионисия и Амфилохия Глушицких в бывшем Покровском Глушицком монастыре (д. Покровское Сокольского р-на Вологодской обл.). Фото 2008 г.

Местное предание связывало с преподобным Дионисием колодец в Сосновецком монастыре, над которым была устроена часовня, а в 1883 году — колокольня. В Покровском монастыре в 1661 году во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких был возведен деревянный шатровый храм, который разобрали в 1840 г. В 1900 году во имя этих святых был переосвящен построенный в 1841 году деревянный храм в честь Рождества Христова. Храм был закрыт в 1937 году, но в 1992 году возобновлен как приходской, в 2006 году приписан к вологодскому Димитриеву Прилуцкому в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня мужскому монастырю. В дни больших праздников братия обители совершает в храме богослужения.

Читайте так же:  Молитва за Крестного сына

Тропарь и кондак преподобному Дионисию Глушицкому

Тропарь, глас 1-й

Божественною любовию от юности распаляем, Дионисие преподобне, вся яже в мире красная возненавидев, Христа единаго возлюбил еси, и Сего ради во внутреннюю пустыню вселися, со зверми живый, весь Христови быв. Отнудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, даром чудес и по преставлении обогатил тя есть. Сего ради вопием ти: моли непрестанно о всех иже честную память твою присно в песнех почитающих.

Кондак, глас 8-й

К Богу все свое умное желание вперив и Тому невозвратно от душа последовал еси, в пустыню вселився, ангельское житие пожив, многим путь быв ко спасению; сего ради и Христос тебе прослави и даром исцелений и чудес обогати. Темже ти вси возопием: радуйся, Дионисие преподобне, пустынный жителю.

Библиотека Русской веры
Канон преподобному Дионисию Глушицкому →

Преподобный Дионисий Глушицкий. Иконы

Сохранилось описание наружности преподобного Дионисия: «бысть же видением мал телом и сух излише плотию, главу име немалу, брови окружене, лице долго, влущене скрани (т.е. впалые щеки) тихе име очи, браду име до перси, негуста и скранеи тонка, власы светлыи русы, вполы сед». Еще у святого были загорелые и широкие руки, пальцы натружены и узловаты, но изящны, на них белело несколько шрамов.

Икона прп. Дионисия из Кирилло-Белозерского монастыря (конец XVII в.) «Преп. Дионисий Глушицкий». Икона XVI век. Государственная Третьяковская галерея Преп. Дионисий Глушицкий

Дионисий и Анфилохий Глушицкие в житии. XVII в. Икона из Покровского Глушицкого монастыря бывшего Кадниковского уезда Прпп. Дионисий и Амфилохий Глушицкие. Икона. Россия. XIX в.

Автор: Виталий Зайцев

1. Се́верная Фиваи́да (Ру́сская Фиваи́да) — поэтически-возвышенное название северных русских земель вокруг Вологды и Белозерска по аналогии с Фиваидой, известной древнеегипетской пустыней, где начиная со 2-й половины III века массово подвизались раннехристианские монахи-анахореты (наряду с Нитрийской и Синайской пустынями). Исторически Фиваида (греч. Θηβαΐδα) — область Верхнего Египта, термин происходит от греческого названия его столицы Фив.

Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том 4

Когда число братии значительно умножилось, Д. по любви к безмолвию в 1420 г. удалился из монастыря и стал жить в местечке, названном «Сосновец» по громадной росшей здесь сосне, под которой поселился отшельник; Сосновец находится в 4-х верстах от Глушицкого монастыря. Но и в Сосновце скоро составилось монашеское общежитие, которое было подчинено в управлении Д. Глушицкому. Так как затем к Д. приходили и многие женщины поучаться у него, то для них он устроил женское общежитие с храмом в память свят. Леонтия ростовского; это общежитие было в двух верстах от Глушицкого монастыря. Кроме того Д. устроил еще два храма, на р. Сухоне в память Воскресения Христова и на р. Двинице во имя святителя Николая, по просьбе бедного местного населения.

Имя Д., как мужа святой жизни, еще при жизни его сделалось широко известным и привлекало к нему многих даже издалека. Так, из Ростова пришел к нему препод. Григорий (Лопотов), основавший впоследствии Григориев Пельшемский монастырь в 5 верстах от г. Кадникова (в 30 от Глушицкого мон.). Из Устюга пришел к нему преп. Амфилохий, бывший затем преемником Д. по игуменству. Из Перми пришел к нему игумен Тарасий, оставивший свое игуменство. Кроме того и из среды местной братии Д. воспитал многих иноков высокой святости, каковы преп. Филипп Рабангский, Макарий, Михаил и др.

За свою святость препод. Д. пользовался уважением и помощью со стороны местного удельного князя Георгия Бохтюжского и со стороны архиеп. Ростовского Дионисия, бывшего игумена Спасокаменного монастыря; преподобный неоднократно бывал у святителя и всегда встречал полное доверие и благоволение. Преемник архиеп. Дионисия Ефрем (1427–1454 г.) при обозрении обширной своей епархии посетил и Дионисиев монастырь и утвердил духовную грамоту Д.

За 7 лет до кончины препод. Д. выкопал себе могилу в Сосновце и часто приходил к ней для размышлений о загробной жизни. Незадолго до смерти препод. Д. однажды после пламенной молитвы к Божией Матери получил откровение о судьбе своей обители, в тонком сне он услышал слова: «Услышана твоя молитва о братии, я неотступна буду от сей обители, охраняя ее от всяких зол и оскудения». Перед смертию препод. Д. собрал к себе братию, дал ей последнее наставление, поставил преемником себе Амфилохия и сказал: «Если обрету милость у Бога, не оставлю места сего, но буду молить Господа и Пречистую Матерь Его, чтобы не было здесь оскудения». Потом, перекрестившись и благословив всю братию, молитвенно поднял руки к небу и скончался; в эту минуту преп. Амфилохий увидел над главою его сияющий венец, лицо его просветилось и благоухание наполнило келью; это было 1 июня 1437 г., в воскресенье, в 6-м часу дня. Жизни его было 74 года и 6 месяцев. По наружности препод. Д. был невысок ростом и сухощав, лицо имел продолговатое, брови круглые, волосы русые и наполовину седые, борода его спускалась на грудь.

После смерти Д. при гробе его совершалось много чудес, почему в 1547 г. Московским собором препод. Д. и причислен к лику чтимых во всей русской церкви святых.

Памятниками иконописных трудов преп. Д. сохранились до настоящего времени: 1) икона Знамения Божией Матери и икона Одигитрии в Сосновце; 2) икона препод. Кирилла Белоезерского в Кирилловом монастыре, писанная еще при жизни препод. Кирилла в 1424 г., и в том же монастыре икона Успения Божией Матери; 3) в Седмиозерной пустыни, в 30 верстах от Кадникова, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная с Глушицы; 4) в Прилуцком монастыре икона препод. Димитрия Прилуцкого. В настоящее время населенным монастырем является Сосновец, в котором почивают мощи препод. Д. и Амфилохия, а Глушицкий не населен и управляется монахом из Сосновца.

Читайте так же:  Молитва за здравие мамы Матроне Московской

Дионисий Глушицкий, преподобный (Июнь 1)

Преподобный Дионисий Глушицкий родился в окрестностях Вологды в первых числах декабря 1362 года. Во святом крещении он был назван Димитрием. С юных лет у Димитрия проявилось стремление к иноческой жизни. Оставив родительский дом, он отправился на расположенное неподалеку от Вологды Кубенское озеро. Здесь на скалистом берегу («на камне») находился Спасо-Каменный монастырь, историю которого написал впоследствии в XV веке старец Паисий Ярославов. Игуменом обители был в то время, в период ее духовного расцвета, грек Дионисий, по прозванию Святогорец, покинувший Афон из-за смуты вокруг паламитских споров. Известный своим благочестием и широкой образованностью, Дионисий Святогорец сразу увидел в пришедшем юноше духовно одаренную личность.

Приняв монашеский постриг с именем Дионисия, таким же, как и у игумена (это произошло около 1386–1387 гг.), молодой инок полностью отказался от своей воли и всецело предал себя руководству мудрого духовного наставника. В монастыре действовал строгий общежительный устав, запрещавший насельникам иметь какую-либо собственность. Инок Дионисий, изнуряя плоть постом, а дух укрепляя молитвой, старался выполнять самые тяжелые монастырские работы.

В подвигах труда, поста и молитвы, непрестанно совершенствуясь, он провел девять лет. Благодаря подвижнической жизни, кротости и трудолюбию преподобный Дионисий приобрел среди иноков обители высокий духовный авторитет.

Оказываемые ему почет и уважение стали тяготить смиренного инока: у него созрело желание посвятить себя пустынножительству. Вместе со своим единомышленником и собратом Пахомием преподобный Дионисий после долгих размышлений и коленопреклоненных молитв решил обратиться за благословением к игумену. После беседы с иноками проницательный духовный руководитель понял их будущее предназначение и, преподав отеческие наставления, отпустил преподобных Дионисия и Пахомия из монастыря.

Преподобный Дионисий направился вдоль восточной стороны Кубенского озера. Пройдя 15 верст, он вдруг услышал как бы отдаленный колокольный звон. Преподобный Дионисий устремился на звук и вскоре вышел к крутому берегу реки Глушицы – месту безлюдному, окруженному лесной чащей. Поняв, что таким образом ему было указано, где он должен продолжить свой духовный подвиг, преподобный Дионисий водрузил крест, который он нес из Святой Луки. После благодарственной молитвы он принялся за сооружение келлии, выбрав для нее место под цветущем черемуховым кустом (после кончины преподобного ягоды этого дерева давали исцеление страждущим).

И на новом месте подвигов преподобный Дионисий продолжал строгий образ монашеской жизни. Однажды в Глушицкую пустыньку зашел старец-монах. Он с радостью согласился на предложение святого Дионисия разделить с ним пустынножительство. Через некоторое время к ним присоединились еще несколько собратий. Постепенно вокруг преподобного Дионисия собралось такое количество иноков, что возникла мысль об устроении монастыря. Владевший землей вдоль Кубенского озера удельный князь заозерский Димитрий Васильевич с радостью откликнулся на благочестивую просьбу старца помочь в устроении обители. Им были присланы работники, вырубившие и расчистившие лесную чащу. Чтобы получить необходимое архипастырское благословение, преподобный Дионисий в 1402 году вновь направился в Ростов Великий.

Архиепископ Ростовский Григорий благословил подвижника на строительство храма и устроение обители, советовал также ввести в ней общежительный устав, «чтобы никому ничего не называть своим, а все иметь общим, как жили при апостолах». По возвращении преподобный Дионисий и братия с помощью княжеских плотников принялись за сооружение небольшого деревянного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы, которое было закончено в 1403 году.

Постепенно Глушицкая обитель, руководимая опытным и мудрым подвижником благочестия, стала привлекать к себе большое количество богомольцев, странников, нищих. Многие, слыша о его ангельской жизни, приходили в обитель, чтобы насладиться его лицезрением и душеполезными беседами, часто посетители приносили с собой и обильные подаяния, которые преподобный, не стесняясь, принимал с благодарностью, думая, что если бы не было на то воли Божией, то не только никто не стал бы ничего приносить и жертвовать на строение монастыря, но и не пришел бы к ним на Глущицу, в глухую пустыню не по названию только, но и на самом деле.

Строгий (Афонский) монастырский устав возбранял инокам иметь собственность. Поэтому преподобный строго требовал, чтобы у иноков не было никакой собственности и чтобы без благословения настоятеля или старца ничего не делали. Насколько неукоснительно соблюдалось игуменом это правило, свидетельствует следующий случай. Однажды после смерти одного из монахов в его келлии были найдены утаенные монеты. Руководствуясь примером древних пустынножителей, считавших ослушание страшным грехом для монаха, преподобный Дионисий велел выбросить деньги за монастырскую ограду, а тело ослушника во спасение его души и в назидание братии долго не разрешал предавать земли, пока иноки не вымолили для него прощения. «Чада, – говорил он, – ослушание – погибель». Антуфий без благословения пошел ловить рыбу и наловил очень много. Дионисий велел выбросить рыбу.

Как-то раз кое-кто из братии, думая показать преподобному, что он излишне щедр с нищими, ежедневно заполнявшими монастырский двор, подослали к нему юношу, переодетого убогой странницей. Со слезами нищенка просила помочь ей, и игумен щедро ее одарил. Вечером братья раскрыли свой обман и вернули старцу деньги. Но преподобный Дионисий снова отдал их смущенному юноше, а ученикам своим сказал: «Господь велит делать добро, сколько есть сил; так перестаньте же искушать меня, побуждая к немилосердию».

Во время случившегося в Вологодском крае голода народ толпами устремлялся к обители, где Глушицкий игумен раздавал хлеб. Вскоре огромные монастырские запасы стали истощаться. Однако по вере и молитве преподобного монастырская житница не оскудела. Богоугодные дела преподобного Дионисия были непереносимы для врага человеческого спасения – диавола, но самые изощренные искушения лукавого не смогли одолеть святого старца.

Читайте так же:  Молитва от склероза

Но уже сама многочисленность монастырской братии, требовавшая постоянных распоряжений и забот настоятеля, особенно же частый прилив посетителей и богомольцев нарушали безмолвие старца, желавшего всецело посвятить себя молитвенному собеседованию с Богом, поэтому он однажды тайно покинул обитель. Пройдя четыре версты вдоль реки Глушицы, преподобный Дионисий вышел на возвышенное сухое место, впоследствии получившее название Сосновец из-за огромной сосны, росшей там. В этой пустыньке он стал подвизаться в совершенном одиночестве, суровом посте и постоянной молитве. Иногда святой навещал Покровский монастырь, стараясь уходить из него так, чтобы место его отшельничества не было открыто. Когда же открыли его, то все пришли к нему и стали со слезами просить старца, чтобы он возвратился к ним. Напрасно преподобный указывал на свою старость и немощи, на желание остаток дней своих посвятить всецело Богу в уединении и безмолвии. Братия не переставали просить и плакать, и не мог отказать им чадолюбивый отец, тронутый их слезами. Но он не оставлял мысль о Сосновце и предполагал устроить там небольшую обитель для нескольких иноков, желавших более суровых условий жизни.

В 1419 году старец в третий раз отправился в Ростов Великий, архиепископскую кафедру которого к тому времени занимал бывший игумен Спасо-Каменного монастыря Дионисий Святогорец. Преосвященный Дионисий благословил своего любимого ученика на устройство новой обители иконой Божией Матери.

Заботами преподобного были построены еще два храма: на реке Сухоне, освященный в честь Воскресения Христова, и на реке Двинице – во имя святителя Николая Чудотворца. Все устроенные игуменом Дионисием монастыри и храмы имели написанные им самим иконы. Кроме того, преподобный Дионисий занимался искусной резьбой по дереву, был известен как книгописец, ковач и изготовитель одежды.

Последние годы жизни святой старец почти всегда проводил в Сосновце, не забывая при этом Покровской обители. Предчувствуя свою кончину, он не ослабевал в подвижнических подвигах. От продолжительных молитвенных стояний и бдений ноги его отекли и «бяху яко столпие», а воздержание было таково, что «точию на самый день светлого Воскресения Христова вкушаше млека и сыра и то пооскуду». Он часто в богомыслии простаивал на морозе целую ночь перед вырытой им для себя могилы.

Перед смертью преподобному Дионисию было открыто, что через три дня он отойдет ко Господу. Готовясь предать Богу свой дух, прп. Дионисий, как отец сердобольный, еще раз созвал учеников к смертному одру своему, приказал воспитаннику своему Макарию совершить Божественную литургию, чтобы на самый исход еще раз приобщиться Святых Таин. Лицо его сияло небесным светом. Он еще повторил братии завет свой, чтобы тело его было погребено там, где он сам за семь лет выкопал себе могилу, и чтобы оба монастыря – Сосновецкий и Покровский – были всегда под одним настоятелем. «Если обрету милость у Бога, то не оставлю места сего, но буду молить Господа и Пречистую Матерь Его, чтобы не было здесь оскудения», – сказал он в утешении им и, осенив себя крестным знамением, начал тихо кончаться, как бы погружаясь в сон. Лицо умирающего внезапно просвятилось и сделалось бело, как снег, благоухание от тела наполнило келлию, а блаженному Амфилохию показалось в это время, что на голове умершего блистал сияющий венец. Преподобный Дионисий скончался 1 июня 1437 года; всех лет жизни его было 74 года и 6 месяцев.

С подобающей честью, при всеобщем плаче труженическое тело его было положено во гроб и в тот же день с псалмопением, в сопровождении всей братии повезли его из Покровской обители в Сосновец. Но конь, везший тело святого, отойдя недалеко, остановился и не пошел далее, несмотря ни на какия понуждения. Тогда прп. Амфилохий велел привести любимого коня Дионисиева, и хотя он был не лучше и не сильнее первого, однако легко довез тело до пустыни, как бы чувствуя, что в последний раз служит любившему его старцу. На другой день, по совершении Божественной службы, тело святого было погребено согласно завещанию преподобного в приготовленной им для себя могиле в четырех шагах от стены Предтеченского храма в Сосновце, над которой впоследствии была устроена гробница, украшенная золоченой резьбой.

В 1547 году Московский Собор, почитая подвиг преподобного Дионисия и чудесные исцеления, которые он являл после своей кончины, причислил его к лику святых. Служба преподобному составлена в 1548 году. Жизнеописание святого Дионисия составлено глушицким иноком Иринархом.

Видео (кликните для воспроизведения).

Преподобный Дионисий, вышедши из Каменного монастыря без всяких средств, устроил четыре иноческих обители и две приходские церкви и при кончине своей оставил лавре Глушицкой весьма достаточные средства для безбедного существования. Но лучшим и более дорогим наследством, оставшимся после него, было водворение им в своих обителях строгого порядка, учреждение общежительного устава и утверждение в сердцах учеников духа истинного подвижничества, долго продолжавшегося на Глушицах и после его кончины, так что Иоанн IV, самый взыскательный и строгий ценитель монашества, должен был признаться, что «на Глушицах обитель процветает постническими подвигами». Целый ряд учеников и ближайших преемников прп. Дионисия настолько был верен его преданию и так старался во всем подражать ему, что и после блаженной его кончины не было на Глушицах ни в чем перемены, как бы сам пустынный авва все еще продолжал управлять своими обителями.

Дионисий глушицкий молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here