Арсений комельский молитва

Тут вы сможете ознакомиться с материалом на тему : Арсений комельский молитва - в подробном и точном описании.

Арсений комельский молитва

Конда́к 1

Избра́нный чудотво́рче и изря́дный уго́дниче Христо́в, Арсе́ние преподо́бне, восхваля́ем тя́, безмо́лвия, терпе́ния и нищеты́ духо́вныя учи́теля. Ты́ же, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Го́споду, моли́ Его́ изба́вити оби́тель твою́ и на́с, гре́шных, от все́х бе́д и ско́рбных обстоя́ний, да со умиле́нием зове́м ти́:

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Икос 1.

Ангела земна́го и небе́снаго челове́ка зри́м тя́, преподо́бне: ты́ бо измла́да Отца́ Небе́снаго возлюби́л еси́ и Тому́ Еди́ному во́лю твою́ порабо́тил еси́. Сего́ ра́ди ублажа́ем тя́ си́це:

Ра́дуйся, измла́да гла́су Бо́жию в со́вести внима́вый; ра́дуйся, о́браз Бо́жий в души́ твое́й в чистоте́ храни́вый.

Ра́дуйся, земно́е вели́чие твое́ по ро́ду ни во что́ вмени́вый; ра́дуйся, от ю́ности нищету́ духо́вную возлюби́вый.

Ра́дуйся, смире́ния учи́телю; ра́дуйся, де́вства ревни́телю.

Ра́дуйся, оби́тель преподо́бнаго Се́ргия, я́ко ти́хое приста́нище, избра́вый; ра́дуйся, житию́ Се́ргиеву ре́вностне подража́вый.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 2.

Ви́дев в и́ночестве опло́т и огражде́ние от суеты́ мирскíя и душевре́дных по́мыслов, преподо́бне, в ю́ных ле́тех, потща́лся еси́ прия́ти на ся́ а́нгельский о́браз, смире́нне взыва́я всеви́дящему Храни́телю ду́ш и теле́с: Аллилу́ия.

Икос 2.

Ра́зум тво́й, преподо́бне о́тче, Христо́вым све́том просвети́ти возжела́в, вда́лся еси́ чте́нию Боже́ственных Писа́ний: узре́в же по́льзу от сего́ души́ твое́й, прия́л еси́ тру́д списова́ти свяще́нныя кни́ги и те́ми бли́жних твои́х умудря́ти. Сицево́му твоему́ усе́рдию дивя́щеся, взыва́ем ти́:

Ра́дуйся, пи́щи духо́вныя, па́че теле́сныя рачи́телю; ра́дуйся, свяще́нных кни́г списа́телю.

Ра́дуйся, о душе́вней по́льзе собра́тий твои́х ревнова́вый; ра́дуйся, молвы́ жите́йския избежа́вый.

Ра́дуйся, труды́ душеполе́зныя че́стне почита́вый; ра́дуйся, и́стиною Христо́вою, а́ки мече́м проти́ву врага́ душе́внаго спасе́ния вооруже́нный.

Ра́дуйся, сло́вом Госпо́дним, я́ко хле́бом небе́сным насыще́нный; ра́дуйся, в разли́чных послуша́ниях испыта́нный.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 3.

Си́лою свы́ше преумудре́нный, ты́ свя́те Арсе́ние, избра́н бы́л еси́ во игу́мена оби́тели богоно́снаго Се́ргия, и возлага́я наде́жду на его́ многомо́щное предста́тельство пред престо́лом Пресвяты́я Тро́ицы, в смире́нии и поко́рности Ея́ святе́й во́ли, со стра́хом и тре́петом взыва́л еси́: Аллилу́ия.

Икос 3.

Име́я непреста́нное попече́ние о вве́ренных твоему́ води́телству и́ноцех оби́тели Се́ргиевы, ты́, преподо́бне, пе́рвее умно́жил еси́ по́двиги твоя́, прилага́я труды́ ко трудо́м. Сего́ ра́ди возглаша́ем тебе́:

Ра́дуйся, соверше́ннаго терпе́ния наста́вниче; ра́дуйся, смиренному́дрия пропове́дниче.

Ра́дуйся, наде́жный и́ночествующих руководи́телю; ра́дуйся, преподо́бных Се́ргия, Ни́кона, Са́ввы и про́чих святы́х игу́менов Ла́вры Се́ргиевы досто́йный прее́мниче.

Ра́дуйся, свеще́ на све́щнице Це́ркве Россíйския поста́вленная; ра́дуйся, и́ноков до́брых о́браз и украше́ние.

Ра́дуйся, Бо́гови ве́рный служи́телю; ра́дуйся, преподо́бных Его́ небе́сный сожи́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 4.

Бу́рю вну́трь име́я помышле́ний сумни́тельных, вели́кий кня́зь Васи́лий смути́ся, узре́в тя́, преподо́бне, игу́мена вели́кия Ла́вры в ве́тсей и многошве́нней оде́жди; уве́дев же от бра́тии о твое́м вели́цем смире́нии и нелицеме́рней простоте́, просла́ви смири́вшаго Себе́ до кре́стныя сме́рти Го́спода, зовы́й: Аллилу́ия.

Икос 4.

Слы́шаша и́ноцы и мирстíи лю́дие о по́двизех твои́х, пресла́вне Арсе́ние, прославля́ху Го́спода и тебе́, я́ко Его́ уго́дника. Ты́ же, пребыва́я в Ла́вре послуша́ния ра́ди и бе́гая сла́вы мирскíя, поча́сту удаля́лся еси́ во оби́тель Ма́хрищскую, иде́же удосто́ился еси́ явле́ния сла́вы Бо́жией на моще́х преподо́бнаго Стефа́на и па́мять его́ твори́ти уста́вил еси́. Последи́ же по сло́ву Писа́ния, взыску́я гряду́щаго гра́да, преподо́бне, взе́м святы́й кре́ст и ико́ну Пречи́стыя Богоро́дицы, та́йно удали́лся еси́ в пусты́ню, ча́я Бо́га спаса́ющаго. Сего́ ра́ди приими́ благосе́рдне похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, самоотверже́ния учи́телю; ра́дуйся, простоты́ христиа́нския храни́телю.

Ра́дуйся, прославле́ния преподо́бнаго Стефа́на свиде́телю; ра́дуйся, па́мяти его́ установи́телю.

Ра́дуйся, води́тельству про́мысла Бо́жия поко́рный; ра́дуйся, бу́им себе́ почита́вый.

Ра́дуйся, гра́да гряду́щаго иска́вый; ра́дуйся, го́рлице пустыннолю́бная, от мíра в пусты́ню возлете́вшая.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 5.

Боготе́чною звездо́ю яви́лся еси́, богому́дре Арсе́ние, стране́ Волого́дстей, и посели́лся еси́ в ве́си Ма́сленстей, иде́же пред си́м просла́вися явле́нием ико́на Пресвяты́я Богоро́дицы Одиги́трии, к не́й же я́ко благо́й путеводи́льнице прите́кл еси́, зовы́й в восхище́нии духо́внем Бо́гу: Аллилу́ия.

Икос 5.

Ви́дяще вси́ окре́стнии и проходя́щии лю́дие пусты́нное твое́ житие́ и твоя́ по́двиги, прославля́ху Го́спода, яви́вшаго мíру сицева́го уго́дника. Мы́ же, гре́шнии, прино́сим ти́ похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, звездо́, страну́ Волого́дскую осия́вшая; ра́дуйся, лозо́ вертогра́да Се́ргиева.

Ра́дуйся, го́рдости прогони́телю; ра́дуйся, и́га Христо́ва носи́телю.

Ра́дуйся, темноты́ наро́дныя просвети́телю; ра́дуйся, пусты́ни Ма́сленския пе́рвый насе́льниче.

Ра́дуйся, обурева́емых страстьми́ приста́нище благоути́шное; ра́дуйся, оби́димых прибе́жище наде́жное.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 6.

Пропове́дник несумне́ннаго пути́ ко спасе́нию яви́лся еси́, прему́дре Арсе́ние, твои́ми труды́, безкоры́стием и терпе́нием, на ни́хже взира́юще, усе́рдне сла́вим да́вшаго ти́ си́лу и кре́пость Го́спода, вопию́ще Ему́: Аллилу́ия.

Читайте так же:  Валаамский монастырь молитвы вечерние
Икос 6.

Возсия́, я́ко со́лнце в пусты́ни Ма́сленстей, но бе́гая молвы́ челове́ческия, преподо́бне, отше́л еси́ в непрохо́дныя де́бри Коме́льския, нося́ смире́ния ра́ди древя́ный кре́ст, и ту́ при реце́ Ко́хтоши, иде́же но́ша с раме́н твои́х спаде́ и све́т небе́сный осия́ тя́, поста́вил еси́ кре́ст и посели́лся еси́, ча́я в безмо́лвии рабо́тати Го́сподеви со стра́хом. Сего́ ра́ди приими́ похвалы́ сия́:

Ра́дуйся, промышле́нием Бо́жиим в пусты́ню Коме́льскую приведе́нный; ра́дуйся, све́том небе́сным зде́ осия́нный.

Ра́дуйся, пусты́ню сию́ от всея́ души́ возлюби́вый; ра́дуйся, от ко́зней вра́жеских святы́м кресто́м себе́ огради́вый.

Ра́дуйся, покро́ву Пресвяты́я Богоро́дицы ся́ преда́вый; ра́дуйся, еди́наго на потре́бу непреста́нне иска́вый.

Ра́дуйся, славолю́бия искорени́телю; ра́дуйся, соиме́нному тебе́ вели́кому Арсе́нию ве́рный подража́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 7.

Хотя́ вра́г ро́да челове́ча изгна́ти тя́, преподо́бне, из пусты́ни Коме́льския, мно́га искуше́ния тебе́ де́яше; но ты́ я́ко тве́рдый адама́нт неизме́нен пребыва́л еси́ в любви́ к пусты́ни, взыва́я к распя́тому за ны́ Го́споду: Аллилу́ия.

Икос 7.

Но́выя труды́ подъя́л еси́, блаже́нне Арсе́ние, егда́, по внуше́нию Бо́жию, устро́ити оби́тель в пусты́ни Коме́льстей восхоте́л еси́ и сея́ ра́ди вины́ ше́д неле́ностне во гра́д Москву́ и смире́нне пред о́чи царя́ Васи́лия Іоа́нновича предста́в, моли́л еси́ огради́ти устроя́емую оби́тель от оби́д и утесне́ний, я́же науще́нием вра́жеским де́яша окре́стнии лю́дие. Ца́рь же, ве́дая тя́ я́ко уго́дника Бо́жия, и исполня́я Писа́ние, — толку́щему отве́рзется, — повеле́ да́ти тебе́ гра́моту во огражде́ние оби́тели. За сицевы́я твоя́ труды́ и по́двиги вопие́м ти́ со умиле́нием:

Ра́дуйся, зла́то в горни́ле терпе́ния искуше́нное; ра́дуйся, би́сере честны́й, от скве́рны грехо́вныя безмо́лвием очище́нный.

Ра́дуйся, пусты́нных оби́телей основа́телю; ра́дуйся, вражды́ и нестрое́ния устрани́телю.

Ра́дуйся, се́рдце царе́во на ми́лость преклони́вый; ра́дуйся, безмо́лвие твое́ ра́ди спасе́ния бли́жних нару́шивый.

Ра́дуйся, прибега́ющим к тебе́ в ну́ждех усе́рдный помо́щниче; ра́дуйся, су́щим в напа́стех ско́рый засту́пниче.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 8.

Стра́нным твои́м житие́м, преподо́бне, пусты́ня Коме́льская озари́ся, ему́же внима́юще, устрани́мся мíра, у́м на небеса́ возло́жше, а́ще бо спасе́ния душе́внаго ра́ди и удали́лся еси́ в пусты́ню, но мно́зи пустыннолю́бцы сокро́вищами души́ твоея́ привле́кл еси́, с ни́миже ны́не в невече́рнем све́те сла́дко воспева́еши Светопода́телю Христу́: Аллилу́ия.

Икос 8.

Ве́сь испо́лнен бы́л еси́ любве́ к Бо́гу и бли́жним твои́м, свя́те Арсе́ние, и сего́ ра́ди безро́потне принима́л еси́ неисче́тныя оби́ды от гоня́щих тя́ из пусты́ни. Егда́ же вре́менне отше́дшу ти́ из ке́лии твое́й, лю́дие нечести́вии нападо́ша на ню́ и келе́йнаго твоего́ ста́рца уби́ша, ты́, преподо́бне, в вели́цей ско́би о поте́ри бра́та и о духо́вней поги́бели те́х бу́иих люде́й, да́л еси́ ме́сто гне́ву и удали́лся еси́ за три́десять по́прищ в де́брь Шилего́дскую, иде́же пожи́л еси́ в соверше́ннем безмо́лвии, до́ндеже откры́т бы́л еси́ ловце́м звере́й. Сицево́му терпе́нию дивя́щеся, возглаша́ем ти́:

Ра́дуйся, любве́ Христо́вы ве́рный носи́телю; ра́дуйся, спаси́тельнаго долготерпе́ния учи́телю.

Ра́дуйся, оби́ды, я́ко воздая́ние за грехи́, принима́вый; ра́дуйся, соде́янное тебе́ зло́ незло́бием покры́вый.

Ра́дуйся, пусты́ню Шилего́дскую житие́м твои́м освяти́вый; ра́дуйся, явле́нием твои́м звере́й дубра́вных удиви́вый.

Ра́дуйся, неви́нно стра́ждущих твои́м приме́ром укрепи́вый; ра́дуйся, си́рых и убо́гих покрови́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 9.

Вся́кую на́шу ско́рбь утоли́ твое́ю многомо́щную по́мощию, преподо́бне Арсе́ние, и испроси́ на́м у Го́спода си́лу и кре́пость понести́ кре́ст сво́й до конца́ живота́, взыва́я Влады́це все́х: Аллилу́ия.

Икос 9.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ветíя многовеща́нныя, я́ко ры́бы безгла́сныя, ви́дим о тебе́, богому́дре Арсе́ние: недоуме́ют бо досто́йне восхвали́ти твоя́ по́двиги. Мы́ же, гре́шнии, любо́вию к тебе́ подвиза́емии, дерза́ем ублажа́ти тя́ си́це:

Ра́дуйся, пусты́нников дре́вних, Анто́ния, Па́вла, Гера́сима нелицеме́рный подража́телю; ра́дуйся, Христа́, не име́вшаго где́ главы́ преклони́ти, тве́рдый после́дователю.

Ра́дуйся, от звере́й лю́тых почита́емый; ра́дуйся, от люде́й зверонра́вных гони́мый.

Ра́дуйся, ловцу́ звере́й себе́ яви́вый; ра́дуйся, безкоры́стием и прозорли́востию ловца́ того́ порази́вый.

Ра́дуйся, но́вую оби́тель в де́бри Шилего́дстей основа́вый; ра́дуйся, я́ко си́лою моли́тв твои́х оби́тель та́ со все́ми прите́кшими к не́й от наше́ствия тата́р спасе́ся.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 10.

Спасти́ хотя́ ду́шу твою́ на ме́сте, Бо́гом ука́занном ти́, свя́те Арсе́ние, вознаме́рился еси́ возврати́тися в любе́зную тебе́ пусты́ню Коме́льскую и зде́ оби́тель устро́ити: пе́рвее же ты́ напра́вил еси́ стопы́ твоя́ во гра́д Москву́ к царю́ Васи́лию Іоа́нновичу; испроси́в же от него́ но́вую гра́моту ра́ди пусты́ни Коме́льския, со ученико́м Гера́симом отше́л еси́ из оби́тели Шилего́дския на пре́жнее ме́сто в пусты́ню Коме́льскую и нача́л еси́ устроя́ти оби́тель во сла́ву и че́сть Пресвяты́я Богоро́дицы, Юже, я́ко непреста́нную Помо́щницу и ско́рую Засту́пницу прославля́я, с ве́рою и наде́ждою взыва́л еси́ Бо́гу: Аллилу́ия.

Читайте так же:  Пение молитв Богородице
Икос 10.

Стена́ еси́ кре́пкая оби́тели твое́й и все́м к тебе́ прибега́ющим, преподо́бне Арсе́ние, твои́м бо святы́м житие́м мно́гия в пусты́ню привле́кл еси́, сего́ ра́ди вопие́м ти́:

Ра́дуйся, жития́ и́ноческаго му́дрый устрои́телю; ра́дуйся, смире́ния, целому́дрия и нестяжа́тельности ре́вностный насади́телю.

Ра́дуйся, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че; ра́дуйся, к тебе́ бо, я́ко му́дрому наста́внику, иска́вшии соверше́нства прибега́ху.

Ра́дуйся, я́ко сло́ву твоему́ и зве́ри дубра́внии внима́ху; ра́дуйся, злы́х серде́ц умягче́ние.

Ра́дуйся, оби́тели твое́й неусы́пный попечи́телю; ра́дуйся, Пречи́стыя Богоро́дицы ве́рный служи́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 11.

Пе́ние умиле́нное а́ще и прино́сим ти́, достохва́льне Арсе́ние, ничто́же соверша́ем досто́йно, но ты́, преподо́бне, покры́й на́ше недосто́инство твои́м снисхожде́нием и научи́ ны чи́стым се́рдцем воспева́ти просла́вившему тя́ Го́споду: Аллилу́ия.

Икос 11.

Светоза́рным свети́лом возсия́л еси́, преподо́бне Арсе́ние, в пусты́нях Шилего́дстей и Коме́льстей, а́ще и пресели́лся еси́ в после́днюю, но не забы́л еси́ посеща́ти и пе́рвую, облича́я окре́стныя лю́ди в наруше́нии и́ми за́поведей и уста́вов церко́вных. Пред конце́м же живота́ твоего́ ты́, преподо́бне, затвори́лся еси́ в ке́лии твое́й и нача́л еси́ гото́витися; последи́ же собра́л еси́ бра́тию к сме́ртному одру́ твоему́, моля́ и́х име́ти любо́вь между́ собо́ю, благослови́в же и́х, ми́рно пре́дал еси́ ду́х тво́й Бо́гу, и погребе́н бы́л еси́ во оби́тели Коме́льстей, иде́же мо́щи твоя́ то́ки чуде́с излива́ют, подвиза́я взыва́ти тебе́:

Ра́дуйся, свети́ло, све́т сво́й от Христа́ восприя́вшее; ра́дуйся, я́ко све́том те́м пусты́ни освети́шася.

Ра́дуйся, за́поведей Госпо́дних стро́гий исполни́телю; ра́дуйся, наруши́телей о́ных ско́рый обличи́телю.

Ра́дуйся, кончи́ну твою́ предузна́вый; ра́дуйся, мо́щи твоя́ во благослове́ние оби́тели да́вый.

Ра́дуйся, я́ко мо́щи сия́ то́ки чуде́с источа́ютъ; ра́дуйся, я́ко чудеса́ ты́я восхваля́ти тя́ благода́рне подвиза́ют.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 12.

Благода́ти исто́чник — святы́я мо́щи твоя́, и́мамы и до дне́сь, блаже́нне Арсе́ние, а́ще бо и оби́тель твоя́ убе́жищем и́нокинь ны́не соде́лана бы́сть: в Ца́рствии бо небе́снем не́сть му́жеск по́л, ни же́нск, но вси́ ро́ди, еди́ным се́рдцем и еди́ными усты́, немо́лчне славосло́вят Пода́теля все́х бла́г Свята́го Ду́ха Уте́шителя, пою́ще Ему́: Аллилу́ия.

Икос 12.

Пою́ще твоя́ по́двиги и чудеса́, славосло́вим просла́вльшаго тя́ Го́спода и про́сим тя́, преподо́бне Арсе́ние, освяти́, вразуми́ и научи́ ны, гре́шныя, со умиле́нием взыва́ти тебе́:

Ра́дуйся, бу́иих вразуми́телю; ра́дуйся, разсла́бленных возстанови́телю.

Ра́дуйся, слепы́м зре́ние, глухи́м слы́шание, немы́м разреше́ние язы́ка дарова́вый; ра́дуйся, тре́звости утверди́телю.

Ра́дуйся, вражду́ющих примири́телю; ра́дуйся, со́вести пробуди́телю.

Ра́дуйся, душеполе́зных бла́г пода́телю; ра́дуйся, не то́чию оби́тели твоея́, но и всея́ о́бласти Волого́дския покрови́телю.

Ра́дуйся, Арсе́ние, Коме́льский чудотво́рче.

Конда́к 13.

О, преподо́бне и богоно́сне о́тче на́ш Арсе́ние, приими́ от на́с, недосто́йных, ма́лое сие́ моле́ние и богоприя́тным хода́тайством твои́м умоли́ Го́спода изба́вити Це́рковь Правосла́вную от безве́рия, ересе́й и раско́лов, оте́чество на́ше от наше́ствия иноплеме́нных, от неду́га и гла́да, от вся́кия ско́бри и смертоно́сныя ра́ны, оби́тель же твою́ и на́с все́х от вра́г ви́димых и неви́димых. Да твои́м всемо́щным заступле́нием укрепля́еми и твое́ю любо́вию согрева́еми с ве́рою и наде́ждою благода́рне вопие́м Творцу́ небесе́ и земли́: Аллилу́ия.

[Се́й конда́к глаго́лется три́жды. Та́же и́кос 1-й: Ангела земна́го. И конда́к 1-й: Избра́нный чудотво́рче. ]

Преподобный Арсений Комельский

Преподобный Арсений Комельский родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре. Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие, переписанное им в 1506 году. В 1525-1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенную Махрищскую обитель. Великий князь Василий IV (1505-1533), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь.

Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды, преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келлию.

Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

Читайте так же:  Молитвы чтоб зарплату повысили

Проведя жизнь в посте, молитве и постоянном труде, преподобный скончался 24 августа 1550 года. Его житие было написано вскоре после смерти, но сгорело во время пожара в Комельском монастыре в 1596 году. В кратком виде оно было восстановлено по сохранившимся записям и дополнено посмертными чудесами иноком той же обители Иоанном. Спустя сто лет после кончины преподобного игумен Иоасаф построил в монастыре каменный храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Два придела этого храма явили духовные связи учителя и ученика. Левый придел был посвящен Преподобному Сергию Радонежскому, а правый — преподобному Арсению Комельскому.

Преподобный Арсений Комельский

Аудио

Святой Арсений родился в последней четверти XV века. Он происходил из московского боярского рода Сухоруковых. В юности Арсений поступил в Троице-Сергиеву лавру и преуспел во всех монашеских добродетелях, особенно в послушании. Он занимался переписыванием священных книг – среди лаврских рукописей до сего дня хранится Евангелие, переписанное рукой святого.

В 1525 году преподобный Арсений был избран игуменом. Он снискал любовь братии и руководил, подавая пример собственной жизнью. Он часто посещал Махрищский монастырь, приписанный к лавре, дабы там помолиться у могилы его основателя – преподобного Стефана. После того как игумен Махрищского монастыря удостоился созерцать нетварный свет над этим местом, святой Арсений повелел построить великолепную гробницу и благословил официально почитать память святого.

Святой Арсений носил поношенную одежду, и великий князь Василий Иоаннович (1505–1533), высоко ценивший добродетели игумена, удивился этому. Братия разъяснили ему: «Наш игумен – служитель Божий. Он воистину живет по Богу и думает только об одном – удалиться и жить в безмолвии». Он действительно оставался в монастыре только чтобы служить ученикам, которые нуждались в его присутствии.

Через несколько лет он, однако, покинул лавру и отправился в Комельский лес, который раскинулся примерно в 20 километрах от Вологды, недалеко от монастыря преподобного Иннокентия. Неся на плечах тяжелый деревянный крест, святой Арсений прошел по трудным дорогам, через чащи и болота и наконец упал, изнуренный, и уронил крест на землю. В этот момент небесный свет осиял святого, который понял, что именно это место Бог уготовал ему для подвигов. Он построил скромную келью и предался аскезе.

Случилось так, что разбойники убили его ученика, поэтому святой покинул это место и ушел дальше в лес. Он соорудил новую келью, а также часовню, и вскоре верующие из окрестных земель стали приходить к нему за советами. Он учил их, прежде всего, любить Бога и ближнего и ревностно соблюдать святые заповеди.

В 1538 году Вологодский край подвергся набегу татар, поэтому лес, где жил святой Арсений, оказался вскоре наполненным беглецами, так что он не имел более возможности пребывать в безмолвии. Тогда он решил вернуться в Комельский лес, на место своих первых трудов. На сей раз вместо разбойников ему стали досаждать медведи, которые разоряли огород, но святой прогнал их молитвой.

Когда епископ Вологодский Алексий (1525–1543) дал благословение основать на этом месте монастырь с церковью в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы, святой Арсений собственными руками корчевал лес и приготовлял землю под монастырь (1541). Если он желал помолиться без рассеяния, то уходил в уединенное место, в 30 километрах от обители. В пути он разговаривал с теми, кого встречал, и приводил их на путь спасения.

Преподобный даже имел власть над природными явлениями. Однажды, когда крестьяне, которым он посоветовал не работать в праздничные дни, его не послушались, сильный ветер разметал их пшеничные снопы.

Много лет святой Арсений распространял вокруг себя благодать присутствия Божия. Почувствовав приближение кончины, он собрал монахов и призвал строго соблюдать церковные и монашеские традиции и особенно – единодушно пребывать в святой любви. Он мирно почил 24 августа 1550 года и впоследствии защищал монастырь множеством чудес.

Читайте так же:  Молитвы в рош ашана

Православный Церковный календарь

Календарь на год ►

О календаре
Богослужения
Посты
Библейские чтения
Праздники
Календарь
венчаний
Дни особого поминовения усопших 2019
Дни поминовения новопреставленных
Подписка

Преподобный Арсе ́ ний Комельский , Вологодский, игумен

Дни памяти

28 июня (переходящая) – Собор Вологодских святых

19 июля – Собор Радонежских святых

Житие

Краткое житие преподобного Арсения Комельского

Ро­дил­ся в Москве во вто­рой по­ло­вине XV ве­ка. Уже в от­ро­че­ских ле­тах пре­по­доб­ный же­лал оста­вить су­е­ту ми­ра и по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Бо­гу. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, пре­по­доб­ный Ар­се­ний при­шел в оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, где и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.

В оби­те­ли свя­той со­вер­шен­но пре­дал се­бя ино­че­ским тру­дам, с усер­ди­ем вы­пол­няя мо­на­стыр­ские по­слу­ша­ния на скот­ном дво­ре и в хлеб­ной. По сво­е­му сми­ре­нию он счи­тал се­бя по­след­ним и слу­гой для всех. Тру­да­ми и по­стом пре­по­доб­ный Ар­се­ний из­ну­рял свою те­ло, умерщ­вляя стра­сти, и в то же вре­мя он ста­рал­ся укре­пить свою ду­шу мо­лит­вой, чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и ду­ше­спа­си­тель­ных книг, ко­то­рые свя­той пе­ре­пи­сы­вал для сво­е­го мо­на­сты­ря и для дру­гих церк­вей.

В 1525–1527 гг. св. Ар­се­ний был игу­ме­ном Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. В этом сане он не из­ме­нил сво­ей люб­ви к по­сту и ни­ще­те: но­сил ветхую одеж­ду, слу­жил всем и тру­дил­ся бо­лее всех.

В 1527 г., стре­мясь к по­дви­гу без­мол­вия, пре­по­доб­ный тай­но оста­вил мо­на­стырь и ушел в го­мель­ский лес. Здесь, на бе­ре­гу ре­ки Кох­тыш, свя­той ос­но­вал оби­тель в честь По­ло­же­ния ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. В слу­же­нии Бо­гу и ближ­ним, в тру­де и мо­лит­ве про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Ар­се­ния. 24 ав­гу­ста 1550 г., при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ар­се­ний мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Вско­ре по­сле пра­вед­ной его кон­чи­ны у гроб­ни­цы свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней.

Полное житие преподобного Арсения Комельского

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний ро­дил­ся в Москве в по­след­ней по­ло­вине XV ве­ха, но в ко­то­ром имен­но го­ду – неиз­вест­но, по про­ис­хож­де­нию был из ро­да бо­яр Са­ха­ру­со­вых. Он ра­но на­чал тя­го­тить­ся шу­мом сто­ли­цы и по­чув­ство­вал отвра­ще­ние к мир­ской жиз­ни, хо­тя по пра­вам рож­де­ния мог иметь в ней боль­шие успе­хи, при­об­ре­сти честь и бо­гат­ство. Его юное серд­це, еще не свя­зан­ное ни­ка­ки­ми жи­тей­ски­ми уза­ми, сво­бод­ное от всех мир­ских при­стра­стий, го­ре­ло лю­бо­вью к од­но­му Бо­гу, стре­ми­лось все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние Ему. И оби­тель Св. Тро­и­цы, про­слав­лен­ная по­дви­га­ми сво­е­го ос­но­ва­те­ля пре­по­доб­но­го Сер­гия, уже при­чис­лен­но­го то­гда к ли­ку свя­тых, пред­став­ля­лась ему луч­шим для то­го ме­стом, по­это­му юный бо­ярин и при­нял в ней ино­че­ское по­стри­же­ние.

Нелег­ка бы­ла жизнь для мо­ло­дых и но­во­на­чаль­ных ино­ков в мно­го­люд­ной оби­те­ли Сер­ги­е­вой. Кро­ме стро­го­го ис­пол­не­ния обя­за­тель­но­го для всех по­всед­нев­но­го мо­на­ше­ско­го пра­ви­ла, каж­дый инок дол­жен был прой­ти длин­ный ряд раз­лич­ных по­слу­ша­ний, на­чи­ная с са­мых низ­ших и труд­ных: служ­бы на скот­ном дво­ре, в мо­на­стыр­ских ого­ро­дах и по­лях, при­врат­ни­ком, в по­варне и на хлебне, в брат­ской тра­пе­зе и церк­ви. При этом инок со­вер­шен­но от­ре­кал­ся от сво­ей во­ли и под­чи­нял се­бя во­ле стар­ца-на­став­ни­ка, по­ка на­ко­нец до­сти­гал пра­ва поль­зо­вать­ся услу­га­ми дру­гих в ти­шине сво­ей кел­лии.

Ес­ли бы пре­по­доб­ный Ар­се­ний не был воз­ве­ден на вы­со­кую сте­пень игу­ме­на и оста­вал­ся по-преж­не­му в чис­ле брат­ства, не об­ра­щая на се­бя осо­бен­но­го вни­ма­ния дру­гих, то, мо­жет быть, он и не по­ду­мал бы ни­ко­гда оста­вить Тро­иц­кую оби­тель, в ко­то­рой при­нял ино­че­ское по­стри­же­ние, дал обе­ща­ние пре­бы­вать до смер­ти и про­вел уже столь­ко лет. Но на­чаль­ство над бра­ти­ей, неиз­беж­ные от­но­ше­ния с бо­га­ты­ми и силь­ны­ми ми­ра, все­об­щий по­чет и ува­же­ние, ока­зы­ва­е­мое ему как пре­ем­ни­ку Сер­ги­е­ву, ле­жа­ло тя­же­лым бре­ме­нем на сми­рен­ной ду­ше по­движ­ни­ка. Ча­сто вспо­ми­нал он о сво­ей преж­ней жиз­ни, ко­гда, ни­чем не раз­вле­ка­е­мый и за­бо­тясь толь­ко о са­мом се­бе, он мог все­це­ло пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию, лю­бовь к пу­сты­ни и без­мол­вию на­ча­ла воз­го­рать­ся в его серд­це все бо­лее и бо­лее, по­ка на­ко­нец пре­по­доб­ный, бу­дучи не в си­лах про­ти­вить­ся вле­че­нию сво­е­го серд­ца и зная, что ве­ли­кий князь и все бра­тия не со­гла­сят­ся от­пу­стить его, ре­шил­ся тай­но оста­вить свое ме­сто и уда­лить­ся в незна­ко­мые ме­ста, чтобы в уеди­не­нии все­це­ло по­свя­тить се­бя на слу­же­ние еди­но­му Бо­гу.

На­слы­шав­шись о неиз­ме­ри­мых ле­сах се­ве­ра и зная, что еще при пре­по­доб­ном Сер­гии и с его бла­го­сло­ве­ния из Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря ушли ту­да неко­то­рые и ос­но­ва­ли там соб­ствен­ные мо­на­сты­ри и пу­сты­ни, пре­по­доб­ный Ар­се­ний в 1527 (или в 1529) го­ду вы­шел из мо­на­сты­ря и на­пра­вил свой путь в эту сто­ро­ну, для него со­вер­шен­но неиз­вест­ную. Он обо­шел мно­го ле­сов и пу­стын­ных де­брей, ища для се­бя удоб­но­го ме­ста, и на­ко­нец, ру­ко­во­ди­мый Про­мыс­лом, до­стиг Во­ло­год­ской стра­ны. Здесь, неза­дол­го пред тем вре­ме­нем (око­ло 1525 го­да), в рас­сто­я­нии 40 верст к се­ве­ро-за­па­ду от г. Во­лог­ды, в вер­хо­вьях ма­лой реч­ки Ба­бай­ки яви­лась чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии. Услы­шав об этом но­вом зна­ме­нии ми­ло­сер­дия Бо­жия, пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­шел в то пу­стын­ное ме­сто, где яви­лась ико­на, и, со­ору­див се­бе ма­лую кел­лию, стал под­ви­зать­ся в ней в по­сте и мо­лит­ве. Но со вре­ме­ни яв­ле­ния св. ико­ны пу­стын­ное ме­сто пе­ре­ста­ло быть без­молв­ным от мно­же­ства при­хо­див­ших ту­да бо­го­моль­цев, по­это­му, про­быв здесь несколь­ко вре­ме­ни, он оста­вил свою кел­лию в ос­но­ва­ние бу­ду­щей Мяс­лян­ской пу­сты­ни и сно­ва по­шел стран­ство­вать по бо­ло­там и де­брям Ко­мель­ско­го ле­са, усерд­но про­ся Гос­по­да, чтобы Он Сам ука­зал ему ме­сто для жи­тель­ства.

Читайте так же:  Молитва на желание Господи

Уже око­ло се­ми лет пре­по­доб­ный Ар­се­ний под­ви­зал­ся в Ши­ле­гон­ском ле­су, до­­воль­ный его без­мол­ви­ем, как в 1538 го­ду ка­зан­ские та­та­ры неожи­дан­но вторг­лись в Во­ло­год­ские пре­де­лы, сжи­гая се­ле­ния, а без­за­щит­ных жи­те­лей гра­бя, уби­вая и уво­дя неко­то­рых с со­бою в нево­лю. Ужас рас­про­стра­нил­ся в стране, и жи­те­ли, чтобы спа­стись от смер­ти, тол­па­ми бе­жа­ли из се­ле­ний в Ши­ле­гон­ский лес, где на­хо­ди­лась пу­сты­ня пре­по­доб­но­го, ду­мая най­ти се­бе за­щи­ту в непри­ступ­но­сти ме­ста, уда­лен­но­го от до­рог. Вар­ва­ры хо­те­ли бы­ло про­ник­нуть и ту­да вслед за бе­жав­ши­ми жи­те­ля­ми, но бы­ли удер­жа­ны Про­мыс­лом по мо­лит­вам че­ло­ве­ка Бо­жия, так что все те, ко­то­рые ис­ка­ли се­бе убе­жи­ща в его пу­сты­ни, оста­лись невре­ди­мы. По­сле ухо­да та­тар мно­гие из жи­те­лей не за­хо­те­ли бо­лее воз­вра­тить­ся на пе­пе­ли­ща сво­их жи­лищ и по­се­ли­лись со сво­и­ми се­мей­ства­ми близ кел­лии от­шель­ни­ков, вслед­ствие че­го лю­би­мое пре­по­доб­ным без­мол­вие бы­ло на­ру­ше­но бли­зо­стью мир­ско­го шум­но­го се­ле­ния. То­гда Ар­се­нию при­шла мысль опять ид­ти в Ко­мель­ский лес на преж­нее свое ме­сто, и ко­гда он объ­явил о сво­ем на­ме­ре­нии жив­шим с ним пу­стын­ни­кам, то один из уче­ни­ков его, инок Ге­ра­сим, не за­хо­тев­ши раз­лу­чить­ся со сво­им нас­тав­ни­ком, по­же­лал от­пра­вить­ся с ним.

Ко­гда ря­дом с от­шель­ни­ком ста­ли се­лить­ся ино­ки, пре­по­доб­ный Ар­се­ний по бла­го­сло­ве­нию епи­ско­па Во­ло­год­ско­го Алек­сия (1525–1543) по­стро­ил храм, ко­то­рый был освя­щен 2 июля 1541 го­да в честь По­ло­же­ния Ри­зы Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во Влахерне. Так воз­ник­ла Ко­мель­ская Ри­зо­по­ло­жен­ская оби­тель. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний не жа­лел ни сил, ни вре­ме­ни, чтобы на­ста­вить ино­ков и при­хо­див­ших по­се­лян ис­ти­нам пра­во­слав­ной ве­ры и пра­ви­лам хри­сти­ан­ской жиз­ни. Он ча­сто сам хо­дил в се­ле­ние, на по­ко­сы и про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие. Не за­бы­вал свя­той Ар­се­ний и Ши­ле­гон­ской оби­те­ли, ко­то­рую так­же неред­ко по­се­щал и на­зи­дал бра­тию.

Пре­по­доб­ный Ар­се­ний не лю­бил лжи и об­ли­чал лю­дей, до­пус­кав­ших об­ман. Од­на­ж­ды кре­стьяне близ­ле­жа­ще­го се­ла ис­про­си­ли у пре­по­доб­но­го раз­ре­ше­ние на лов­лю ры­бы в пре­де­лах мо­на­стыр­ско­го участ­ка в ре­ке Ле­же. Ста­рец, бла­го­сло­вив их, ска­зал, чтобы в слу­чае хо­ро­ше­го уло­ва они при­нес­ли часть ры­бы в мо­на­стырь. По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го улов был хо­ро­ший, но ры­ба­ки скры­ли луч­шую до­лю. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний об­ли­чил их лу­кав­ство, и ры­ба­ки при­нес­ли ис­крен­нее по­ка­я­ние. Осо­бен­но строг был пре­по­доб­ный к тем, кто на­ру­шал вос­крес­ные дни и оскорб­лял их свя­тость ра­бо­той на поль­зу сво­е­го до­ма. Од­на­жды од­на кре­стьян­ка в вос­крес­ный день вы­шла в по­ле жать. В то вре­мя пре­по­доб­ный на­хо­дил­ся в этом се­ле и, узнав об этом, ве­лел ей пре­кра­тить ра­бо­ту и по­мо­лить­ся Бо­гу. Кре­стьян­ка сна­ча­ла по­слу­ша­лась, а за­тем вновь по­шла в по­ле. То­гда по мо­лит­ве пра­вед­ни­ка под­нял­ся ве­тер и раз­ме­тал все сно­пы непо­слуш­ной жен­щи­ны.

В слу­же­нии Бо­гу и ближ­ним, в тру­де и мо­лит­ве про­шла жизнь пре­по­доб­но­го Ар­се­ния. Пред­чув­ствуя кон­чи­ну, свя­той ста­рец на­зна­чил пре­ем­ни­ком сво­е­го уче­ни­ка Ге­ра­си­ма и, за­тво­рив­шись в кел­лии, стал го­то­вить­ся к смер­ти. Неза­дол­го до кон­чи­ны он пре­по­дал по­след­нее на­став­ле­ние бра­тии: лю­бить друг дру­га и хра­нить мо­на­стыр­ский устав. Пре­по­доб­ный Ар­се­ний мир­но скон­чал­ся 24 ав­гу­ста 1550 го­да, при­ча­стив­шись Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. Бра­тия по­греб­ли свя­то­го близ ал­та­ря мо­на­стыр­ско­го хра­ма.

Вско­ре по­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го от его гроб­ни­цы ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния бо­ля­щих. Опи­са­ние мно­го­чис­лен­ных чу­дес, вхо­див­шее в жи­тие пре­по­доб­но­го, сго­ре­ло во вре­мя по­жа­ра в 1596 го­ду. Позд­нее жи­тие бы­ло вос­ста­нов­ле­но в крат­ком ви­де по со­хра­нив­шим­ся за­пи­сям ино­ком оби­те­ли Иоан­ном.

Видео (кликните для воспроизведения).

Через 100 лет игу­мен Ко­мель­ско­го мо­на­сты­ря Иоасаф (1656–1665) по­стро­ил на ме­сте преж­не­го хра­ма но­вый, ка­мен­ный, с дву­мя при­де­ла­ми: во имя пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го и пре­по­доб­но­го Ар­се­ния – над ме­стом его пог­ре­бе­ния. Позд­нее над мо­ща­ми пре­по­доб­но­го бы­ла устро­е­на гроб­ни­ца.

Арсений комельский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here